Библиотеке требуются волонтёры

профессор Михаил Измайлович Богословский

V. Священное Писание новозаветной Церкви Христовой

Все, чему учили Апостолы Иисуса Христа и другие Богодухновенные веропроповедники, сохраняется в священных преданиях, в таинствах и обрядах Богослужения, и в постановлениях церквей Христианских. Между тем, для вернейшего сохранения Божественных истин, некоторые из Апостолов и ближайших сотрудников их в деле благовестия, оставили еще и письменные памятники, Богом переданной, веры; и в письменном изложении спасительных истин, они руководимы были тем же Духом Святым, Который управлял их словом. Этих Богодухновенных Писателей Священных книг Новозаветной Церкви Христовой восемь: Матфей, Марк, Лука, Иаков, Павел, Петр, Иуда и Иоанн: – книг, написанных ими, двадцать семь.

Евангелие от Матфея

Когда Апостол Матфей проповедовал еще в Палестине, уверовавшие из Иудеев, просили его написать им все то, что он говорил им о рождении Иисуса Христа на земле, о Его учении, чудесах, страданиях, смерти и воскресении. И Апостол Матфей, спустя восемь лет по вознесении Господнем52, прежде чем удалился на Восток, написал Евангелие, или благовестие об Иисусе Христе, на Еврейском языке, или на употреблявшемся тогда Сиро-Халдейском, иначе, Арамейском, наречии53. Так как он имел в виду, прежде всего, Палестинских Иудеев, которым хотел показать, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, то и начинает свое Евангелие родословием Мессии, Сына Давидова и Авраамова; и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и уничиженное состояние Иисуса Христа на земле. Это первое Евангелие было в особенном уважении у самих Апостолов. Пантен, начальник Александрийской школы в конце II века, отправившись, на Восток, нашел там Евангелие Матфея на Еврейском языке, оставленное Варфоломеем апостолом54. Апостолу Иакову Алфееву, первому предстоятелю Иерусалимской церкви, приписывают переложение его на Греческий язык55.

Евангелие от Марка

Второе Евангелие написано было в Риме. Когда, со смертью императора Клавдия, потеряло силу запрещение жить Иудеям в столице Кесарей: тогда Петр Апостол прибыл в Рим. Здесь присоединился к нему Марк, которого он знал еще в доме матери его, в Иерусалиме. Так как Марк неотлучно находился при Петре во время его проповеди, и для многих повторял и изъяснял его слова, то уверовавшие Римляне упросили его оставить им письменный памятник того, что благовествует Петр. Марк, по внушению Духа, изобразил им лета торжественного служения Иисуса Христа, и, повествованием о Иисусе Христе, доказал, что Он есть Властитель природы и верховный Царь всего мира. Петр Апостол узнал о написанном Евангелии по откровению от Духа Святого; он засвидетельствовал об истине содержащегося в нем, и передал церквам, для общественного употребления56.

Евангелие и Деяния Святых Апостолов, писанные евангелистом Лукой

Между тем, стало появляться множество других письменных сказаний о жизни и деяниях Иисуса Христа. Приступали к этому великому делу люди не призванные Духом Божиим, которые часто в свои сказания вносили народные слухи, произвольные догадки, а, нередко, и злонамеренные вымыслы. Все это побудило Богодухновенного Луку избрать только те сказания об Иисусе Христе, которые подтверждались свидетельством самовидцев и служителей Слова, и изложить их в строгом порядке.

Сам по себе, Лука назначал свое Евангелие для одного сановитого Римлянина, Феофила: но Дух Божий готовил его, для назидания вселенской Церкви. Древние учители Церкви свидетельствуют57, что оно составлено было при посредстве св. апостола Павла; и это, тем вероятнее, что в некоторых местах Лука выражается языком сего Апостола58. Оно, как свидетельствует подпись Арабского перевода, написано в котором-нибудь из городов Македонии, прежде чем Павел снова соединился с Лукой в Македонии, на пути в Коринф59.

Евангелие начинается предречением архангела Гавриила о рождении Предтечи, и оканчивается вознесением Иисуса Христа.

Спустя лет семь после Евангелия, Лука окончил в Риме другую книгу для Феофила, именно, Деяния Святых Апостолов. Она служит продолжением Евангелию; и показывает, каким образом, по вознесении Иисуса Христа, Дух Святый, ниспосланный Им от Отца, действовал в Апостолах и в Церкви, которую они созидали и распространяли. Передает первоначальную проповедь Апостолов и чудеса, которыми утверждалось слово проповеди; изображает чудную картину нравов первых Христиан и все то, что особенно замечательного произошло в Церкви до отшествия Апостолов из Иерусалима на проповедь по всей вселенной; после того, излагает, в частности, апостольские подвиги святого Павла до двухлетнего пребывания Апостола в Риме в узах. Можно догадываться, что св. Лука, между прочим, имел в виду опровергнуть, рассеиваемые Иудеями клеветы на Апостолов, и, в особенности, на Павла.

Соборное Послание Апостола Иакова

Апостол Иаков Алфеев, за свою святость глубоко уважаемый не только Христианами, но даже Иудеями, года за два до своей страдальческой кончины, написал из Иерусалима соборное, или окружное послание к уверовавшим Евреям, рассеянным вне Палестины. Поводом к написанию его были повсеместные гонения на верующих, и, кроме того, превратные толкования учения об оправдании верою, изложенного апостолом Павлом в посланиях к Галатам и Римлянам. Апостол Иаков пишет, что Христианин должен с радостью переносить бедствия, и с терпением ожидать плода, и что истинная вера точно так же не может быть без добрых дел, как и тело без души. Впрочем, в этом Послании, порядок мыслей прерывистый, и встречаются другие наставления, например: о воздержании языка (1:19, 26), об уважении к нищим (2:1–6), о пагубных следствиях чувственности (4:1–5), об удалении от гордости (4:6–11), о несчастиях угрожающих богатым (5:1–6), о божбе (5:12), о молитве (5:13, 16–18), о Елеопомазании (5:14, 16) и исповеди (5:16).

Послания Апостола Павла

Апостол Павел написал четырнадцать посланий: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесянам, одно к Филиппийцам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону и одно к Евреям. Он писал эти послания, частью, до первых уз своих, частью, во время самих уз, потом – после освобождения от первых уз, а, наконец, и во время последних уз.

А. До первых уз написаны:

1. 1-е послание к Фессалоникийцам. Фессалоника, или в просторечии Солунь, была главным городом одной из четырех областей Македонии. Население ее составляли Римляне, Греки и Иудеи. Во время второго своего путешествия, апостол Павел прибыл в Фессалонику из Филипп; по три субботы он учил в синагоге, и приобрел многих верующих Христу, как из Иудеев, так и из набожных язычников. Это возбудило зависть в не веровавших Иудеях: она возмутили против Апостола народ; так, что Павел с Силою ночью принуждены были бежать в Верию, а отсюда, после нового возмущения, Павел один должен был удалиться в Афины, где и проповедовал Христа перед Ареопагом.

Между тем, в Фессалонике Христиане подверглись сильному гонению со стороны врагов Павловых: «потому, когда Тимофей пришел в Афины, Павел послал его обратно в Фессалонику, чтобы утвердить новоустроенную церковь и поддержать верующих среди скорбей; а сам отправился в Коринф. Сюда, наконец, пришел к нему Тимофей, вместе с Силою, и известил о состоянии Фессалоникийской церкви, именно, что уверовавшие во Христа, пребывают верными учению, преподанному от Апостола, но много терпят от врагов его. Тогда Апостол отправил к ним свое первое послание: – он хвалит их за твердость в вере и за терпение, учит жить свято, и воодушевляет надеждою, что и те, которые умерли, не видавши дня пришествия Господня, во время самого пришествия встретят Господа еще прежде живых.

2. 2-е послание к Фессалоникийцам. Написано, также, в Коринфе, на другой год после первого. Поводом к написанию его, послужила одна неблагонамеренно распространенная молва. Одни, выдавая себя за вдохновенных пророков, другие – превратно толкуя слова первого послания Павлова (именно, 1Сол. 4:15), а иные, пустивши в народ под именем Апостола какое-то новое послание (2Сол. 2:2, сн. 3:17), утверждали, что день пришествия Христова наступит вскоре, и этим навели уныние на Фессалоникийцев; так что все почти прекратили свои обыкновенные занятия. Апостол Павел должен был успокоить их умы: и во втором послании излагает предварительные знамения близкого пришествия Господня (2Сол. 2:1–12), внушает им заниматься своими делами и удаляться от бесчинных, и, наконец, указывает признак, по которому они могут отличать истинные послания его, от подложных.

3. Послание к Галатам. Галатия, или Галло-Греция – Малоазийская провинция, населена была выходцами из Галлии, которые переселились туда в 280 году до Р. Хр. Апостол проповедал Евангелие Галатам во время второго своего апостольского путешествия (Деян. 16:6), и слово Божие было принято ими с особенным усердием. Но в отсутствии Апостола, лжеучители начали унижать достоинство Павла, представляя, будто он разногласит с прочими Апостолами, внушали Галатам соблюдать обряды Моисеева закона, и уверяли их, что, «если не обрежутся, то не спасутся».

Апостол Павел пишет к ним из Eфeca. В послании своем, прежде всего, доказывает, что он есть истинный, Богом поставленный Апостол, и, что Евангелие, им проповеданное, неизменно, так как он получил его через откровение, и даже имел предосторожность, насчет его, войти в сношение с апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, которыми и признан за Апостола язычников (гл. 1, 2), потом указывает средство к оправданию перед Богом в вере во Христа, а не в делах закона Моисеева, от которых Христианин получил свободу (гл. 3, 4), и, наконец, учит употреблению Христианской свободы не во зло, а на добро (гл. 5, 6).

4. 1-е послание к Коринфянам. Коринф, главный город Ахаии, лежащий на перешейке Пелопоннесском, между морями Эгейским и Ионическим, имел всемирную известность. Истмийские игры и храм Венеры привлекали к нему язычников изо всех областей Греции; между тем, как торговля доставляла ему несметные богатства. Цвели искусства: но они были только орудием роскоши. Водворены были науки, но они прикрывали только растление нравов.

В этом городе апостол Павел проповедовал Евангелие с Тимофеем и Силою полтора года; и, несмотря на разные затруднения, успел обратить очень многих, как из Иудеев, так и из язычников. По отшествии его, выступили в Коринфе лжеучители, которые, начавши тем, что стали унижать Апостола, заставляли Христиан или обращаться к Иудейским обычаям, или предаваться чувственным удовольствиям, освященным языческой религией. Распространились соблазны; возникли распри. Коринфские Христиане разделились на секты, называя себя: одни – Павловыми, другие – Кифиными, третьи – Аполлосовыми, иные – Христовыми. Апостол в это время находился в Ефесе, и, услыхавши от домашних Хлоиса обо всех беспорядках между Коринфскими Христианами, для вразумления их написал к ним свое первое послание.

В нем обличает их за бесполезные споры о превосходстве того или другого проповедника Евангелия, и увещевает к единодушию (гл. 1–4); предписывает искоренить сладострастие и исправить другие злоупотребления (гл. 5, 6); разрешает недоумения, касательно девственной и супружеской жизни (гл. 7); остерегает от участия в языческих пиршествах (гл. 8–10); внушает хранить в церкви благочиние во время таинства Причащения (гл. 11); учит о различии и употреблении дарований духовных и о преимуществе любви (гл. 12–14), также о воскресении мертвых (гл. 13), наконец, располагает к благотворению (гл. 16).

5. 2-е послание к Коринфянам. Вслед за первым посланием, Апостол отправил в Коринф Тита с двоякой целью: чтобы узнать, какое оно произвело действие; и чтобы, между прочим, собрать милостыню в пользу бедных Христиан Палестинских (2Кор. 8:6). Тит, по возвращении своем, уведомил, что послание принято с благоговением, злоупотребления исправлены, но некоторые лжеучители, из того обстоятельства, что Апостол, обещавшись быть к ним лично (Деян. 19:21), писал только послание, стараются выводить такое заключение, будто Павел боязлив, не тверд в своих обещаниях, а, следовательно, (говорили они) и в учении. Чтобы отклонить эти подозрения, Апостол излагает причины, по которым он не мог быть в Коринфе (гл. 1, 2); указывает на преимущества Нового Завета и его служителей (гл. 3–5); убеждает Коринфян жить свято, и быть щедрыми к бедным (гл. 6–9); распространяется о своих Апостольских трудах, бедствиях и откровениях (гл. 10–12); и угрожает, по прибытии своем к ним, употребить строгость (гл. 13). Это новое послание отправлено было на одном году с первым, с Титом же и Лукою, из Македонии, когда сам Апостол был уже на пути в Коринф.

6. Послание к Римлянам. Из Коринфа отправлено было послание к Римлянам в следующем году, когда апостол Павел с милостыней, собранной в Ахаии и Македонии (Рим. 15:25, 26), направлял путь к Иерусалиму, и из Иерусалима намеревался побывать в Риме (Деян. 19:21; Рим. 15:23).

Повод к написанию его, кроме желания видеть Римскую церковь, подал, возникший в ней, спор между Христианами из Иудеев и из язычников о том, которые из них более имеют права на оправдание пред Богом? Апостол вразумляет, что ни язычник своей мудростью, ни Иудей исполнением Моисеева закона не в состоянии оправдать себя перед Богом (Рим. 1:1–3:20). А спасти может только вера в Иисуса Христа, которая одна приобретает благоволение Божие, равно, как Иудею, так и язычнику (Рим. 3:21–11:36).

После этого, преподает наставления, касающиеся Христианской нравственности (гл. 12–14). Эго послание, писанное со слов Апостола Терцием, отправлено было в Рим с Фивой, диакониссой церкви, находившейся в Кенхреях, в восточной пристани Коринфской, со стороны Эгейского моря.

Б. Находясь в первый раз под стражей в Риме, апостол Павел писал:

7. Послание к Филиппийцам. Филиппийская церковь, узнавши об узничестве Павла, прислала к нему Епафродита с пожертвованиями, собранными в пользу Апостола, и для услуг. Апостол, отпуская его обратно, пишет к ним послание, в котором говорит о пользе, какую принесли узы его Христову Евангелию, просит их быть единодушными и не переставать радовать его святою жизнью, убеждает остерегаться лжеучителей, которые помрачают чистоту веры Христовой примесью Иудейских мнений и обрядов, и, наконец, е чувством радости и любви произносит одобрение благочестивой их щедрости.

8. Послание к Ефесянам. Ефесяне впали в уныние, когда услышали об узах Апостола (Еф. 3:13), другие из них были в опасности поверить обольстительному учению людей, склонных к языческому суеверию и своевольной жизни (Еф. 4:15; 5:6; сн. Деян. 20:30).

Апостол, в своем послании к ним, раскрывает тайну предопределения и призвания ко спасению, как Иудеев, так и язычников; молит Бога просветить Ефесеев, и утешает тех, которые скорбят об участи его (гл. 1–3); увещевает поступать достойно звания, в которое призваны, соблюдать единодушие со всеми членами Церкви Христовой, жить свято, и решительно удаляться от языческого образа жизни, между прочим, в частности, дает наставления женам и мужьям, детям и родителям, рабам и господам (гл. 4–6).

9. Послание к Колоссянам. Город Колоссы находился во Фригии, недалеко от Лаодикии и Иераполя (Кол. 4:13). Епафрас, один из учеников Апостола Павла, распространил здесь Христианскую веру (Кол. 1:7), но вскоре появились там другие учители, привязанные к Иудейским внешним обрядам и некоторым заблуждениям восточной философии (Кол. 2:16, 18, 21), и начали повреждать чистоту истинной веры. Епафрас с этим известием пришел к Апостолу в Рим и Апостол с диаконом Тихиком и Онисимом (Кол. 4:7, 8) отправил к ним свое послание, в котором, подтверждая истину преподанного им учения, описывает величие лица и заслуг Иисуса Христа, и внушает, что, кроме чистого учения Христова и о Христе, они не должны искать источников премудрости ни в какой философии и ни в каких преданиях человеческих; потом излагает обязанности Христианские, как общественные, так и домашние.

10. Послание к Филимону. Филимон жил во Фригийском городе Колоссы. От него бежал раб Онисим; и, прибывши в Рим, встретился здесь с апостолом Павлом, от которого и принял крещение. После утверждения в вере, Апостол отсылает его к Филимону с посланием, в котором ходатайствует о прощении для Онисима, – просит принять его уже не как раба непотребного, но как брата возлюбленного, – и, между прочим, повелевает Филимону приготовить обитель и для него самого.

В. По освобождении от уз, апостол Павел писал:

11. Послание к Евреям. Оно отправлено в Палестину, пока еще Апостол не вышел из пределов Италии (Евр. 13:24). Так как Палестинские Евреи были предубеждены против святого Павла, то он в этом послании не надписал, по обыкновению, своего имени; отчего в древности некоторые не признавали его произведением апостола Павла. Но свидетельства многих Отцов и учителей Церкви60, кроме того, дух учения о Ветхом Завете, о вере, самый образ выражения, даже частные сведения о личных обстоятельствах Писателя, не оставляют никакого сомнения в подлинности сего послания. Повод к написанию его подали, во-первых, гонение, которое Палестинская церковь потерпела от первосвященника Иудейского Анана, и во время которого она лишилась своего предстоятеля, апостола Иакова Алфеева (Евр. 10:34; 13:7), во-вторых, изветы слепых ревнителей закона Моисеева на Христианскую веру. Именно, Иудеи обратившимся ко Христу соотечественникам, внушали, что закон Моисеев дан при посредстве Ангелов, что Моисей выше Иисуса, преданного на бесславную смерть, что Богоучрежденное при Моисее Богослужение само во себе великолепно и достойно Божества, а у Христиан, напротив, нет ни священства, ни храма, ни алтарей, ни жертв. Апостол пишет, что Иисус несравненно выше и пророков, и Ангелов, и Моисея, и всех ветхозаветных первосвященников, что страдания и смерть Иисуса Христа доставили нам блага гораздо превосходнее, чем все левитское Богослужение, которое было только тенью этих благ; – что бедствия не должны располагать их к отпадению от Церкви Христовой (Евр. 10:25), напротив, как и все ветхозаветные праведники, они должны, с терпением и с верою в невидимое воздаяние, ожидать успокоения небесного.

12. Послание к Титу. Тит, из язычника сделавшийся Христианином (Гал. 2:3), участвовал в апостольских путешествиях святого Павла, и им употребляем был, иногда, для сбора милостыни (2Кор. 8:6, 16). По освобождении от уз, на возвратном пути из Италии, апостол Павел посетил остров Крит. Здесь он распространил Христианскую веру; но, не успевши привести всего в порядок, оставил Тита Епископом, и уже ему поручил поставить по городам пресвитеров. На пути в Никополь61, а, может быть, и из самого Никополя (Тит. 3:12), он пишет к нему это послание, в котором показывает, какими правилами он должен руководствоваться в избрании пресвитеров, и что должен внушать народу.

13. 1-е послание к Тимофею. Тимофей, сын уверовавшей Иудеянки и язычника (Деян. 16:1), с детства наученный Священному Писанию, был спутником и сотрудником апостола Павла в деле проповеди. Он был с ним и в Риме. Когда же апостол Павел, по освобождении своем от уз, посещал Малоазийские церкви; то, в бытность свою в Ефесе, оставил здесь Тимофея Епископом; а сам отправился в Македонию (Тим. 1:3), и из Македонии (и, может быть, именно из Филипп) напасал к нему это первое послание. В нем наставляет Тимофея, как он должен проходить свое пастырское служение, какими должен отличаться личными качествами, и что должен внушать верующим в различных состояниях жизни, дабы охранить их от лжеучителей.

Г. Во время своих последних уз, апостол Павел писал из Рима:

14. 2-е послание к Тимофею. В нем, как и в первом, Апостол наставляет и увещевает Тимофея проходить верно пастырское служение и охранять паству от ересей и расколов; между прочим, уведомляя Тимофея о близкой своей кончине (2Тим. 4:6, 7), повелевает ему с Марком поспешить к нему в Рим.

6. Соборные послания апостола Петра

Апостол Петр написал два соборных, или окружных, послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.

Первое послание, по замечанию блаженного Августина (Lib. de fide с. 44), писано было, (как и послание Иакова), по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Местом, где оно написано, в самом послании указан Вавилон (1Пет. 5:13). По свидетельству Папия (у Евсев. Церк. Ист. кн. II, гл. 15) и Иеронима (in Marco), это Рим62, в котором Петр провел последнее время своей жизни. Апостол, прежде, вообще убеждает Христиан, невзирая на гонения, радоваться о вере своей, – не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу, проводить жизнь святую, – покоряться земным властям, и не прикрывать пороков Христианской свободой; потом, в частности, излагает правила Христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых. Писано это послание за два года до кончины Апостола.

Второе послание – есть род завещания, которое Апостол написал перед своей кончиной (2Пет. 1:14). Он учит преуспевать в вере, остерегаться лжеучителей, и не почитать обетований Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим, для своего спасения.

7. Соборное послание апостола Иуды

Со вторым посланием Петровым во многом сходно послание Иуды. Апостол Иуда, брат Иакова Алфеева, написал его, вообще, для верующих. Чтобы утвердить их в истине преподанного от Апостолов учения, и предостеречь от лжеучителей, он сильно укоряет лжеименных Христиан, которые пренебрегали властями и, предаваясь разврату, само Богослужение обращали в предмет соблазна. Послание относится к концу 1 века, когда возрос этот соблазн.

8. Писания апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов писал после всех Апостолов и оставил Церкви Евангелие, три послания и Апокалипсис. Апокалипсис, то есть, Откровение, заключает в себе ряд откровений, которые Апостол имел на острове Патме, куда был сослан Домицианом за свидетельство об Иисусе Христе.

В один воскресный день, Иоанн был в духе. В этом сверхъестественном состоянии тайнозрения, явился ему Иисус Христос, и, повелевши написать для семи Малоазийских церквей представляющиеся видения (Откр. 1:9–19), открыл ему будущую судьбу Христианской Церкви в различных символических образах. Цель откровения – утешить верующих среди гонений, и рассеять заботливые опасения их насчет будущности Христианства, на которое со всех сторон ополчаются и Иудеи,(Откр. 11:1–17), и язычники (Откр. 11:18–13:10), и лжеучители. (Откр. 13:11–19:10). Предмет его – брань змия, древнего искусителя, с Агнцем-Искупителем, полная окончательная победа Агнца, и будущее обновление всего мира.

Спустя три года, когда Апостол был снова в Ефесе63, и за два года до своего преставления, он написал Евангелие. Случай к написанию подали, во-первых, рассмотрение трех первых Евангелий64, которые он, как очевидец, почел нужным подтвердить и пополнить некоторыми особенными чертами; во-вторых, просьба Епископов Малоазийских65, чтобы он, как последний из Апостолов, начертал и оставил Церкви свидетельство о Божестве Иисуса Христа и о деле искупления Его, против усилившихся еретических заблуждений Валентина, Керинфа и Евионитов. Поэтому он, опуская многое, что могло быть известно из первых трех Евангелий, приводит из учения Иисуса Христа такие речи, и из деяний Его те чудеса, которые яснее прочих обнаруживали в Нем Божественное величие Его. Сия писана быша, – говорит он сам, – да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его.

С этою целью, Апостол в самом начале Евангелия говорит о предвечном бытии Бога Слова, Которое в лице Иисуса сделалось человеком, обитало на земле, и явило Свою Божественную славу. В беседах Иисуса Христа сохранена вся возвышенность, таинственность и знаменательность языка Его. Из чудес, проявивших Божественную славу Его, изображены претворение воды в вино, от века неслыханное исцеление слепорожденного и воскрешение четверодневного, истлевающего мертвеца, Лазаря. Повествуя о страданиях и воскресении Иисуса Христа, Апостол описывал только то, чему сам был свидетелем.

В дополнение к Евангелию, в котором Апостол Иоанн изложил образец веры для вселенской Церкви, он, вероятно, в то же время, написал руководство и к Христианской жизни, основанной на вере в Сына Божия. Это руководство известно под именем первого соборного послания Иоанна. В нем Апостол убеждает верующих, как чад Божиих, жить свято; надеяться, что кровь Ходатая нашего, Иисуса Христа, очищает нас от всякого греха; отвращаться ложных учителей, которые не признают пришествия Сына Божия во плоти; и особенно, любить друг друга. Есть еще два небольших послания Иоанна, второе и третье. Второе писано к одной госпоже, или, по мнению Афанасия Великого, к Кирие. Иоанн хвалит ее и детей, ее – за привязанность к истинному учению, и, в предосторожность от лжеучителей, не советует ей даже приветствовать их. Третье послание писано к какому-то Гаию, которого Апостол хвалит за гостеприимство.

* * *

52

Афанасий В. и Евсевий.

53

Бл. Иероним в предисловии к Матфею.

54

Евсев. Истор. Церк. кн. V. гл. 10.

55

В сочинении, приписываемом Афанасию Великому. См. Христ. Чтен: на 1842 г. Ч. I. стр. 194. Снес. Erasmus in fine versionis Ν. Т.

56

Климент Александрийский у Евсевия Ист. ц. т. II, гл. 45. Ириней кн. III, гл. 1. Тертуллиан Lib. IV, сар. 5, adv. Магсionem. Ориген у Евс. И. Ц. VI, 24. Бл. Иероним de viris illustr.

57

Ириней Haer. Lib, III, 1; сн. Евсев. Ист. Ц. кн. V, 8; Тертуллиан adver. Marс. Lib. IV. с. 5.

59

2Кор. 8:18, между Деян. 16:12 и 20:6.

60

Пантена, Иустина, Климента Александрийского, Афанасия Великого, Евсевия, Иеронима и мн. других. Евс. Церк. Ист. Кн. VI, гл. 14.

61

Было два Никополя: Епирский и Македонский – который из них разуметь здесь – с точностью определить нельзя.

63

Ученик Поликарпа, который был учеником самого Иоанна Богослова, Ириней (кн. III , гл. 1. 1), говорит: «Иоанн, ученик Господа, возлежавший и на персях Его, написал Евангелие, находясь в Ефесе Азийском.

64

Евсев. Ист. Церк. Кн. III, гл. 24.

65

Клим. Алекс. у Евсев. Церк. Ист. Кн. VI. гл. 14. Иерон. in Catal. script. Eccl.


Источник: Священная история Нового Завета [Текст] / сост. законоучителем Имп. Уч-ща правоведения протоиереем Михаилом Богословским (ныне главным священником армии и флота). - Изд. 3-е. - СанктПетербург : В типографии Якова Трея, 1866. - 339, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle