Введение
§ 1. Религия и религиозное общество
По своему содержанию религия есть совокупность представлений о Высшем Существе и Его отношениях к человеку. Стремление к общению с Высшим Существом присуще человеческому духу на всех ступенях человеческого развития. Этой потребности общения с Богом человек удовлетворяет не только внутренне, в своем уме и сердце, но и внешним образом – в известном культе, в актах внешнего богопочтения.
Напрасно некоторые современные мыслители и ученые подвергают критике не только основания того ели другого вероисповедания, но и самые основания религиозного чувства в человечестве. Но чувство это в человечестве живо и неискоренимо, ибо коренится в природе земного бытия человеческого. Не смотря на все усовершенствования материальных условий частной и общественной жизни, душа человека не перестанет помышлять о пределе земного бытия. И некуда человеку убежать от веры, потому что он сам от себя убежать не может; стоит он на земле, окруженный со всех сторон тайною бытия, на пороге чего-то неведомого и вечного, имея, по выражению Гёте, внизу, под собою, могилы, а вверху, над собою, звезды свода небесного.
В мире дохристианском мы находим весьма большое разнообразие религий, при чем религия имела характер национальный, рассматривалась, как исключительное достояние отдельного народа: сколько было наций, языков (язык является главным отличительным признаком национальности), столько было и религий, которые поэтому и называются языческими. Начало и конец религии в мире дохристианском совпадали с началом и концом исторической жизни национальности; когда прекращалась политическая самостоятельность народа – прекращалось существование и религии этого народа. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, миру дохристианскому была неизвестна.
Совершенно иной характер носит религия христианская. Христианская религия не связана с территориею какого-либо одного государства, она не является достоянием одного народа; христианская религия дана ее Основателем для всех народов, для всего мира: «Идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари»1. Исполняя это поручение Господа, Апостолы разошлись по всему миру, ко всем народам; христианство распространилось по всем пяти частям света, сделалось вселенскою религиею, которую приняли разные народы, с разнообразными нравами, с разнообразными обычаями.
Этим универсальным характером христианская религия резко отличается от религий языческих.
§ 2. Церковь и ее право
Для осуществления своих религиозных целей люди всегда соединялись в общества. Последователи христианской религии, с первых времен распространения ее по вселенной, также составили общества (в Малой Азии, в Греции, в Риме), из совокупности которых образовалась соборная или вселенская церковь. Единство церкви сохранилось, к сожалению, недолго; но идея об этом единстве церкви живет в христианском мире и стремление к восстановлению нарушенного единства по временам сказывается с большею или меньшею ясностью; в последнее время это стремление сделалось особенно заметным.
Каждое вероисповедание имеет в настоящее время свое особое понятие о церкви, основанное на его догматическом учении. Православная церковь определяет свое название следующим образом: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами»2.
Из этого догматического определения церкви видно:
1) церковь есть союз религиозный, существующий для достижения высших религиозно-нравственных целей человечества, указанных христианством;
2) это союз видимый, внешний, а не внутренний только или духовный;
3) церковь, как внешний религиозный союз, имеет свое правительство и свою организацию.
На необходимости твердого и правильного порядка в церковном организме основывается необходимость права церкви. Совокупность норм, по которым живет и которыми управляется в своей деятельности церковь, составляет церковное или каноническое право3.
Нормы права церковного отличаются от норм, установленных государством, тем, что первые имеют более нравственно принудительный, чем материально принудительный характер: церковь, которая по преимуществу есть царство свободы, не может употреблять физической силы, как то делает государство; она действует только помощью духовных средств. Не смотря однако на это отличие норм церковных от норм государственных, церковное право со всею справедливостью должно считаться правом в собственном смысле, так как:
1) Принуждение не составляет существенного элемента в понятии права; оно служит лишь внешней гарантиею осуществления права; между тем, высшая гарантия права заключается не в силе и не в страхе, а в стремлении к справедливости, свойственной всякому человеку4.
2) Церковные нормы не безусловно лишены внешней гарантии их исполнения; церковному праву, как и всякому другому, принадлежит характер принудительности в том смысле, что нарушение церковного порядка сопровождается со стороны церкви известным противодействием, подобно тому, как и нарушение порядка во всяком другом обществе сопровождается со стороны его реакциею против нарушителя этого порядка. В распоряжении церкви находятся известные права и блага, пользование которыми обусловлено соблюдением церковного порядка, нарушение которого сопровождается для виновного ограничением этих прав и благ и даже совершенным лишением его этих прав и благ и устранением правонарушающей воли из ее состава.
Принудительность, к которой, в случае необходимости, прибегает церковь, нисколько не противоречит основным христианским догматам о свободе воли. Церковь никого насильно не принуждает вступить с нею в союз, но раз кто-либо уже вошел в нее и принадлежит к ней, если только желает пользоваться благами, предлагаемыми ему церковью, обязан повиноваться ее законам, которые зиждутся на божественной воле.
§ 3. Отношение науки церковного права к другим наукам
Самое название нашей науки указывает на то, что она по своему предмету и содержанию находится в близких отношениях к двум различным сферам человеческого знания – богословской и юридической.
Из богословских наук церковное право соприкасается всего ближе с догматикой, историей церкви и литургикой.
Из юридических наук оно стоит в тесной связи с правом государственным (в отделе об отношении церкви к государству, в отделе о правах клира, как особого класса в государстве), гражданским (в отделах о собственности, о браке), уголовным (– о преступлениях против веры и церкви), полицейским (о предупреждении религиозных преступлений, о религиозно-нравственном просвещении, о мерах общественной благотворительности), с римским и греко-римским или византийским правом (так как, при тесной связи церковной и государственной жизни в греко-римской империи, между правом светским и церковным существовало постоянное взаимодействие), с судопроизводством гражданским и уголовным (в вопросе о подсудности духовенства) и с историею русского права (большая часть институтов которого развивалась под влиянием церковного законодательства)
§ 4. Содержание науки церковного права, ее задача. Метод изложения
Содержание науки церковного права составляют следующие отделы:
1) Учение об источниках церковного права;
2) Учение об отношении церкви к государству;
3) Учение об отношении церкви к другим религиозным союзам;
(Эти два отдела составляют внешнее право церкви);
4) Учение о церковном устройстве;
5) Учение о церковном управлении;
(Последние два отдела составляют внутреннее право церкви).
Эта система науки церковного права вытекает из самой природы изучаемого предмета, т. е. церковного организма.
Что касается задачи, преследуемой наукою церковного права, то мнения ученых на этот счет являются различными:. Так, при обсуждении проекта университетского устава 1863 года5, юридический факультет Московского университета высказал следующий взгляд на задачу преподавания нашей науки в университетах: «Задача каноническаго права заключается в том, чтобы объяснить, какия юридическия понятия внесены христианскою церковью». Однако взгляд этот представляется весьма узким. Непосредственная и собственная задача нашей науки должна состоять в том, чтобы построить систему основного церковного права, т. е. систему основных законов церковного устройства, управления и жизни на основании собственных положительных начал и собственных источников. Установивши основные законы церкви, мы будем иметь руководящую нить для успешного выполнения дальнейшей задачи – изучения действующего права частных церквей во всем их разнообразии. Над разрешением этих задач должна работать самостоятельная наука церковного права; этих задач не может взять на себя и не может разрешить никакая другая наука – ни юридическая, ни богословская.
Для выполнения указанных выше задач могут быть употреблены те-же общие методы иди приемы, какие применяются и в других юридических науках.
Существует четыре метода научного исследования:
1) практический, 2) исторический, 3) философский, 4) сравнительный.
Ни один из этих методов, применяемый к нашей науке исключительно, не может быть признан удовлетворительным: необходимо соединять их вместе, давая перевес то одному, то другому в различных частях системы. Кроме того, необходимо постоянно иметь в виду догматические основания церкви, служащие как бы пробою для положительного права церкви.
§ 5. Положение науки церковного права на Востоке, на Западе и в России
На Востоке изучение церковного права с давних пор интересовало образованных юристов и входило в круг юридического образования. Государственные постановления по делам церковным входили в состав законодательных кодексов, начиная с Феодосия II; поэтому прямой практический интерес должен был побуждать византийских юристов к их изучению. И действительно, многие образованные юристы (Иоанн Схоластик, неизвестный автор канонической Синтагмы в 14 титулах) занимались составлением сборников церковного права и комментированием их (толкователи ХII в.: Алексей Аристин, Иоанн Зонара, Федор Вальсамон). В начале XIII в., с завоеванием Константинополя крестоносцами, всякая умственная и научная деятельность в Византийской империи прекратилась; прекратилась дальнейшая работа и в области права церковного. Константинополь, бывший центром просвещения, теряет это значение. Центр умственной: жизни переносится в Италию.
На Западе колыбелью науки церковного права была Болонья. Первоначально церковное право стояло по своему значению на ряду с римским правом и преподавалось в связи с ним; образованные юристы назывались поэтому doctores iuris utriusque (Базиан в XII в.). Преподавание канонического права, также как и римскаго, состояло первоначально в чтении текста правил, объяснении их смысла, примирении правил, противоречащих друг другу, и в применении правил к частным случаям жизни. Этот прием изучения правил назывался глоссированием их. С течением времени из этих отрывочных примечаний образовался целый связный аппарат, называемый glossa ordinaria.
Первою научною системою церковного права были лекции бенедиктинского монаха (монастыря св. Феликса в Болонье) Грациана (около половина XII столетия). Система эта получила название Декрета Грациана6. С изданием Грацианова Декрета, совершилось формальное отделение церковного права от богословия и из среды теологов выделился особый класс, каноников. Связь канонического права с римским однако и после того не прекращалась.
По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах. В XV в. являются уже попытки полной системы предмета и научно критической разработки его источников. Приостановленный затем на время реформацией интерес к изучению церковного права снова возрастает в XVIII и особенно в XIX в. в Германии.
У нас, в России, изучение церковного права до недавнего времени состояло лишь в практическом ознакомлении с правилами, действовавшими на практике и помещавшимися в Кормчей и богослужебных книгах. Мысль о необходимости преподавания канонического права, как особой науки, в первый раз была высказана митрополитом Платоном в его «Инструкции», данной в 1776 г. Московской славяно-греко-латинской духовной академии. В 1798 г. указом Св. Синода повелено во всех духовных академиях читать и объяснять Кормчую книгу. С преобразованием духовно-учебных заведений при императоре Александре I, церковное право было внесено в курс богословских наук и с этого времени стало преподаваться в духовных академиях в систематическом виде.
В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, при чем носило богословский характер. По уставу 1863 г., церковное право причислено к составу наук юридического факультета, в качестве особой от богословия самостоятельной юридической науки. Такой же характер она сохраняет в университетском преподавании и по уставу 1884 г.
§ 6. Литература церковного права в России
Первые ученые труды по науке церковного права в России принадлежат ученым духовной богословской школы.
1) Первая система по церковному праву издана была профессором богословия и церковного права в Киевском университете протоиереем Скворцовым, под заглавием: «Записки по церковному законоведению», в 1848 г.
2) В 1851 г. вышел «Опыт церковного законоведения» арх. Иоанна в двух томах. Здесь содержится только введение в систему предмета, история канонического кодекса Вселенской церкви и историко-догматический комментарий на этот кодекс.
3) В 1874–75 гг. предпринял печатание своего курса профессор Московского университета Η. К. Соколов, под заглавием: «Из лекций по церковному праву»; но, к сожалению, успел напечатать только два выпуска, из коих в первом помещено введение в церковное право, а во втором – учение о составе церковного общества.
4) «Краткий курс лекций по церковному праву» свящ. А. Альбова (Спб. 1882 г.), представляющий совою сокращенное изложение лекций, читанных автором в Военно-юридической Академии.
5) «Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви» (Казань. 1888 г.) и «Дополнение к курсу» (Казань. 1889 г.) проф. И. С. Бердникова.
6) Его же «Краткий курс церковного права православной церкви. Об источниках церковного права и собраниях церковного права». (Казань. 1903).
7) «Курс церковного права» (2 тома, Ярославль. 1889–90 гг.) проф. Н. С. Суворова, знакомящий читателя с церковным правом не только православной, но также католической и евангелическо-лютеранской церквей.
8) Его же «Учебник церковного права» (Ярославль. 1898 г.).
9) «Очерк православнаго церковного права» проф. М. А. Остроумова (Харьков. 1893 г.). До сих пор вышел только первый том, содержащий обширное введение в православное церковное право.
10) Курс церковного права проф. A. С. Павлова, изданный после его смерти редакциею «Богословского Вестника», под наблюдением И. М. Громогласова. (Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1902.).
Из отдельных монографий по церковному праву наиболее ценные принадлежат покойному профессору Московского университета A. С. Павлову, посвятившему свое ученое внимание, главным образом, разработке внешней истории церковного права, т. е. обозрению памятников церковного права. Из сочинений его по атому отделу наиболее важными являются: «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (Казань. 1869 г.) и «Номоканон при Большом Требнике» (Одесса. 1872 г.; в 1897 г. вышло новое, от начала до конца переработанное, издание этого сочинения). Из трудов его по системе церковного права наиболее замечательным является его исследование, под названием: «50-я глава Кормчей Книги» (Москва. 1887 г.). – Из сочинений других авторов по отдельным вопросам церковного нрава наиболее важными являются следующие: В. Н. Бенешевича «Канонический сборник 14 титулов со второй четверти VII века до 883 г.» (Спб. 1905 г.): И. С. Бердникова «Государственное положение религии в римско-византийской империи». Том I. (Казань. 1881 г.); Π. В. Гидулянова «Митрополиты в первые три века христианства» (Ярославль 1905 г.); Его же «Восточные патриархи в период четырех первых 12 вселенских соборов». (Ярославль. 1908 г.); Μ. И. Горчакова «О тайне супружества» (Спб. 1880 г.); Η. А. Заозерского «Церковный суд в первые три века христианства» (Кострома. 1878 г.); Его же «О священной и правительственной власти и о формах устройства православной церкви» (Москва. 1891 г.); Μ. Е. Красножена «Толкователи канонического кодекса восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон». Изд. 2-е. (Юрьев. 1911 г.): Его же «Иноверцы на Руси. Т. 1. «Положение неправославных христиан с России». Изд. 3-е. (Юрьев. 1903 г.); Π. А. Лашкарева «Об отношении древнехристианской церкви к римскому государству» (Киев. 1873 г.); Пл. П. Соколова «Церковно-имущественное право в греко-римской Империи». (Новгород. 1896г.); Н. С. Суворова «О церковных наказаниях» (Спб. 1876 г.). Его же «Объем дисциплинарнаго суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов» (Ярославль. 1884 г.).
* * *
Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М. 1889, стр. 41.
В западно-европейской литературе эти названия далеко не тождественны. На Западе именем канонического права обозначается совокупность всех исходящих от церкви постановлений, не зависимо от их содержания (будут ли предметом их церковные или гражданские отношения). Наоборот, под именем церковного права в западной литературе разумеется совокупность норм, регулирующих дела и отношения чисто церковные, хотя-бы эти нормы происходили не только от церковной, но и от государственной власти. На Востоке, где законодательство церкви всегда было в согласии с законодательством государства, это различие названий значения не имеет.
Jellinek v. Das Recht des modernen Staates. Bd. I. Allgemeine Staatslehre. Berlin, 1900.
Этим уставом преподавание церковного права в первый раз было введено на юридических факультетах; до того времени преподавание церковного права в наших университетах носило богословский характер; преподавателем его был профессор богословия, а слушателями студенты-юристы православного исповедания.
Декрет Грациана, который лег в основание corpus iuris canonici католической церкви, разделяется на три части: в первой говорится об источниках церковного права и церковно-правительственных органах; во второй – о церковном суде, о браке, о покаянии; в третьей – о богослужебных действиях.