епископ Михаил (Лузин)

Заключение

Мы окончили с общим и существенным в задачах отрицательной критики относительно Евангелий и евангельской истории. Мы видели, что в основе этой критики лежит пред-взятая мысль философских и не философских школ о не-возможности евангельских событий в том виде, как о них повествуется, и с этой предвзятой мыслью предпринято отвергнуть подлинность и достоверность самых книг, в которых о них повествуется. – Под влиянием этой предвзя-взятой мысли предпринято отвергнуть свидетельства вселен-ского церковного единодушного предания о происхождении Еван-гелий в их настоящем виде от тех апостолов, именами коих они надписываются; под влиянием ее же сделаны на-пряженные усилия устранить силу внутренних признаков подлинности Евангелий и выискать в них признаки непо-длинности и недостоверности. Но ни то, ни другое не достигает – своей цели, ибо всюду высказывается эта предвзятая мысль натяжками, искажениями, перетолкованиями, противоре-чиями, насилием и бессилием.

Знакомые с литературою по этому вопросу могут заметить, что мы далеко не исчерпали взятый предмет, что мно-гое опущено, многое сжато, на иное только намеки; но в тоже время не могут не заметить, что задача осмотрена с самых существенных сторон, в самых главных вопро-сах, на сколько это можно было сделать по доступным нам средствам. Многие из указанных вопросов требовали бы, для полного разъяснения, специальных исследований, и – дай Бог, чтобы для уяснения истины таковые явились. Мы на-мечали лишь путь, по которому нужно бы идти в решении этих почти новых в нашей литературе вопросов, чтобы не увлекаться не только такими эфемерными явлениями, как ветреная книжка Ренана, но и явлениями более, по-видимому, серьезными в этой области, которые многими выдаются и принимаются за последнее будто бы слово науки, хотя серьезная наука в том и неповинна, ибо здесь не наука, а злоупо-требление наукой.

Оканчиваем исследование наше словами К. Тишендорфа – -этого глубокого испытателя текста и истории Евангелий по древнейшим памятникам и свидетельствам о них, – сло-вами, вылившимися из сердца и льющимися в сердце, ко-торым он заключает свое популярное исследование о вре-мени происхождения Евангелий: «Да научит тебя, читатель, сочинение мое не вверятся тому, что́ говорит новое просве-щение против наших Евангелий! да сделает оно тебя не-доверчивым, когда придется тебе слышать, будто все, что́ Евангелия передают великого и славного твоем Спасителе, основывается на ограниченности понятий или на обмане. Евангелия с Единородным от Отца будут существовать дотоле, доколе будет существовать человечество, а открытия ложной мудрости рано или поздно исчезнут, как мыльные пузыри. – Кто сам потерпел крушение в вере и предался плотской жизни, тот никогда не потерпит, чтобы другие с твердым верующим сердцем преклонялись пред своим Спасителем. Поэтому не соблазняйся их криком; тем крепче держись за то, что́ имеешь, чем больше другие будут нападать на тебя за это. Не полагай, что мы сами должны и можем до-ставать истине победу; за эту победу стоит Тот, пред Кем весь мир есть ничто. Тем не менее наш долг, наша обязанность – свидетельствовать об истине по своему крайн-нему разумению и совести».432

* * *

432

Wann wurden unsere Evangelien verfasst.


Источник: О евангелиях и евангельской истории : По поводу книги "Жизнь Иисуса". Соч. Э. Ренана (Vie de Jesus, par E. Renan) : Опыт обзора и разбора так называемой отрицательной критики евангелий и евангельской истории / [Соч.] архим. Михаила. - Изд. 2., вновь пересм., испр. и доп. - М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1870. - 362 с.

Комментарии для сайта Cackle