протопресвитер Михаил Помазанский

На ниве Божией

Отходит постепенно в сторону тот исторический этап жизни Русской Церкви зарубежом, когда было необходимо перед всем миром оправдывать свое бытие, объяснять свое каноническое положение, ограждать чистоту нашего догматического исповедания особыми, церковными актами от обновленческих идей, определять наши взаимоотношения с различными церковными течениями и объединениями, возникшими вследствие удара по Православной Церкви, нанесенного революцией в России.

На фундаменте незыблемом, каменном, исторически непрерывном, апостолами Христовыми положенном, совершается это строительство. Светом веры мучеников всех времен, святителей и подвижников оно освещается. Традиции, преданныя нам первыми созидателями Зарубежной Церкви, светлыя; их личные жизненные примеры высокие. Остается продолжать их дело.

Есть налицо благоприятныя условия для церковного дела в зарубежьи, а в частности, в Восточно-Американской епархии.

Первое из них, очень существенное – наше пребывание в свободном мире, свобода исповедания и свобода строительства церковного. Ради обладания этим условием совершился великий исход за рубежи родной земли.

Другое благоприятное явление – чувство соборности церковной, объединяющее нас, чувство единокровности, сливающее в одну душу жизнь епархий, приходов и общин Зарубежной Церкви в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. Добрыя или, наоборот, безпокойныя для Церкви события в Палестине или в Южной Америке или в другом месте переживаются во всех наших православных уголках, как свои. И конечно, живо воспринимаются такия события в Восточно-Американской епархии, к тому же обладающей сравнительно большей возможностью отозваться реально на нужды дальних братий.

Весь этот круг ценностей и благоприятной обстановки дан нам свыше для того, чтобы наполнять нашу церковную жизнь полноценным содержанием. Русская Церковь заграницей призвана светить добрым светом в мире, привлекать взоры тем лазурным, небесным оттенком окраски, каким светит ея Одигитрия, образ Знамения Богородицы.

В чем эта светлая окраска должна выразиться? Она должна отражаться в нашем внутреннем мире и согласии, выражаться в нашем усердии, в твердости, в прямоте пути, в верности законам Церкви, в подчинении требованиям и уставам Церкви, в заботе о христианском воспитании молодого поколения, в отпоре разлагающим течениям мысли и соблазнам безрелигиозной культуры, наконец, в сохранении нашего национального облика.

Вот смысл нашего церковного бытия, вот призвание нашей Церкви, вот правда пребывания Русской Церкви в зарубежьи.

Нива церковного дела широка. Но разныя стороны этого дела можно объединить и выразить одним словом: oцерковление пacтвы. Оцерковление значит прежде всего: тесная связь с храмом, который есть училище веры и благочестия.

Здесь уже мы сталкиваемся с неблагоприятным явлением жизни: с той поглощенностью трудом и материальной стороной, при которой слабеют и атрофируются в массе людской интересы высшего порядка, и люди предпочитают удовлетворяться в сфере духовной, и даже в религиозной, примитивностью. Если общий культурный уровень масс и поднимается, то уровень церковной культуры в ней скорее понижается.

Для многих содержание православного богослужения в храме стало уже «твердой пищей». Для многих уже эта пища становится менее доступной, они видят внешность, но мало способны вникать в содержание. Отсюда так часто – незнание порядка служб посетителями храма и слабое понимание того, что читается и поется. А за этим идет, в снисхождение к ним, сокращение богослужений, пренебрежение уставностью, особое внимание к эстетической стороне в ущерб содержанию.

Но если влияние богослужения, эта мощная сила духовного воспитания, перестанет действовать, то какая другая заменит ее?

И потому один из главных вопросов церковных – как сохранить полное воспитательное влияние храма на чад Церкви? Как использовать благоприятныя условия и обезвредить неблагоприятныя? Как, сохраняя в богослужении его язык, его богатство, полноту и уставность, в то же время «растворить вино» так, чтобы оно было легко усвояемо для церковной массы?

Ясно, что все это только обратная сторона ряда практических вопросов:

Как сделать более доступной пониманию народа доносящуюся до его слуха с клироса церковно-славянскую речь.

Как приблизить народ к церковной книге, научить его церковному чтению,

Как достигнуть возможно большего участия молящихся в чтении и пении в храме,

Как повысить внимание к самому содержанию чтений и пений и научить ценить строгий чин богослужения.

Достигнуть успеха в этом направлении уже значило бы укрепить единство церковное, углубить любовь к родной Церкви, поднять религиозно-нравственный уровень паствы и, тем самым, осуществлять наше церковное призвание в зарубежном мире.


Источник:

Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 331-333.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс