митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово во вторую неделю св. Великого поста57

Чадо, отпущаются тебе греси твои.

Чтенное ныне Евангелие повествует о чудесном исцелении, разслабленного всемогущим словом Иисуса Христа.

Подлинно чудесное! Образ исцеления необыкновенный, Божеский, – и порядок исцеления неожиданный, нравственный. Никто не просил Иисуса Христа об отпущении грехов разслабленному, ни принесшие его к Нему, ни сам разслабленный. Неожиданность в произношении слов: чадо, отпущаются тебе греси твои, не могла не обратить на себя внимания книжников, которые, хотя не говорили, но помышляли в сердцах своих: что сей тако глаголет хулы? Кто может оставляти грехи, токмо един Бог? Но неожиданность была необходима в настоящем случае. Расслабленный не иначе мог исцелен быть, как чрез отпущение грехов. Этим действием Господь Иисус преподал нам глубокое учение. Изложим, по возможности.

Чтобы дать силу и крепость разслабленным членам телесного организма, и чтобы привести их в движение и действие, надлежало прежде отнять силу и действие у главной причины, которая привела в расслабление. Как эта причина заключалась в грехах, а грехи гнездились в душе: то Иисус Христос простирает свое Божеское действие сперва на душу, и говорит: отпущаются тебе греси твои, потом простирает и на тело, и говорит: возми одр твой, и ходи. Таким образом Господь Иисус ясно показал нам, что зло физическое – страдание, болезнь, смерть, зависит от зла нравственного – греха, как его последствие.

Видишь ли, возлюбленный слушатель, причину, почему Иисус Христос, прежде нежели сказал разслабленному: возми одр твой, и ходи, произнес: чадо, отпущаются тебе греси? Грехи суть болезни нравственные. Невозможно получить совершенное исцеление от болезней телесных, если болезни нравственные не будут прекращены. Грехи, как ядовитые черви в плодовитом дереве, рано, или поздно пробиваются сквозь кору и изсушают дерево. Чтобы видеть связь греха с страданиями, болезнию и смертию, прочитаем первые страницы книги Бытия, и увидим там, что грех есть главная и первоначальная причина всех страданий и смерти. И, во-первых, за грех определен человеку принужденный и изнурительный труд, вместо свободного и легкого: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Что? этот изнурительный труд бывает ли приятен человеку? Не доводит ли он, в последствии времени, до изнеможения, страдания и тяжкой болезни? Во-вторых, за грех присуждены болезни: в болезни родиши чада. Не сообщают ли родители и детям семена болезней своих? Стоит только посмотреть историю жизни человеческой, мы увидим тысячи примеров, как греховное наследие пороков и болезней передается предками потомству. И наконец, за грех определена смерть: в он же аще день снесте от древа запрещенного, смертию умрете. Не очевидна ли связь греха со страданиями, болезнию и смертию? Не есть ли зло физическое оброк греха?

О, если бы все эти убеждения слова Божия находили себе полное доверие в нашем уме и сердце: как много грехов уменьшилось бы на земле? И как много страданий и болезней прекратилось бы! Но вот несчастие наше: мы боимся более смерти, нежели греха; и почему? Потому, что видим иногда на опыте, что грешники живут долго и безболезненно. Что живут долго–это правда; и праотцы наши, по падении, жили долее восьмисот лет; но что живут безболезненно, – это противоречит слову Божию и опыту. Хотя праотцы наши прожили несколько столетий, но как прожили? Не в изнурительных ля трудах и заботах? Не в печалях ли и скорбях? Посмотрите в сердце грешника, который живет лет шестьдесят, семьдесят и долее: там грусть, тоска, уныние, печаль, недовольство. Посмотрите в совесть его: там непрестанные упреки и жалобы за нарушение законов Божиих. Это ли жизнь безпечальная и безболезненная? Нет. Где грех владычествует, там жизнь страдает.

Всматриваясь в жизнь человеческую, мы не можем не приметить, как за одними грехами идут болезни быстро и наступательно, напр. за невоздержанием и неумеренностию, а за другими – медленно и неприметно, напр. за гордостию и завистию. С другой стороны, не можем не приметить и того, как страдания и болезни, порождаемые грехами, служат к уничтожению самих грехов. Какой больной, лежащий на одре смертном, не дает обета – не делать впредь того, что повергло его в болезнь? Если он выздоравливает и действительно исправляет свое поведение, то грех, который владел им, сам приходит в безсилие и изнеможение.

История разслабленного есть история нашего сердца: оно, в расслаблении от грехов, лежит без движения к добру и деятельности. Есть в нем много благочестивых мыслей, добрых намерений, снятых желаний и усердия ко всему доброму и святому; но нет силы привести все это в действие, подобно тому, как не было силы в расслабленном встать и ходить. Что ж делать? Да принесет наша вера и любовь ко Иисусу Христу наше немощное и расслабленное сердце, да скажет Он, по Своему милосердию, ему тоже, что сказал разслабленному: отпущаются тебе греси твои. Без душевного здравия нет истинной радости на свете, а при душевном здравии и горечь обращается в сладость. Аминь.

* * *

57

Произнесено марта 3, 1846 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. О духовной христианской борьбе. Слово в пяток второй недели великого поста святитель Василий (Богдашевский), исповедник

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иуда Варсафа профессор Александр Павлович Лопухин

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Корнилий, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

5. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

6. Слова и речи. Том II – Слово в день Казанской Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбой с расколом – 1881-й год профессор Николай Иванович Субботин

8. Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия – Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Православное почитание Пресвятой Богородицы. архимандрит Пантелеимон (Нижник)

9. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава четвертая. География Иван Кузьмич Кондратьев

10. Мои дневники. Выпуск 2 – 86. Новое торжество Православия архиепископ Никон (Рождественский)

Комментарии для сайта Cackle