Источник

Слово во вторую неделю св. Великого поста57

Чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк.2:5).

Чтенное ныне Евангелие повествует о чудесном исцелении расслабленного всемогущим словом Иисуса Христа.

Подлинно чудесное! Образ исцеления необыкновенный, Божеский, – и порядок исцеления неожиданный, нравственный. Никто не просил Иисуса Христа об отпущении грехов расслабленному, ни принёсшие его к Нему, ни сам расслабленный. Неожиданность в произношении слов: чадо, отпущаются тебе греси твои, не могла не обратить на себя внимания книжников, которые, хотя не говорили, но помышляли в сердцах своих: что сей тако глаголет хулы? Кто может оставляти грехи, токмо един Бог? (Мк.2:7). Но неожиданность была необходима в настоящем случае. Расслабленный не иначе мог исцелён быть, как чрез отпущение грехов. Этим действием Господь Иисус преподал нам глубокое учение. Изложим, по возможности.

Чтобы дать силу и крепость расслабленным членам телесного организма и чтобы привести их в движение и действие, надлежало прежде отнять силу и действие у главной причины, которая привела в расслабление. Как эта причина заключалась в грехах, а грехи гнездились в душе: то Иисус Христос простирает своё Божеское действие сперва на душу, и говорит: отпущаются тебе греси твои, потом простирает и на тело, и говорит: возми одр твой, и иди (Мк.2:11). Таким образом Господь Иисус ясно показал нам, что зло физическое – страдание, болезнь, смерть, зависит от зла нравственного – греха как его последствие.

Видишь ли, возлюбленный слушатель, причину, почему Иисус Христос, прежде нежели сказал расслабленному: возми одр твой, и иди, произнёс: чадо, отпущаются тебе греси? Грехи суть болезни нравственные. Невозможно получить совершенное исцеление от болезней телесных, если болезни нравственные не будут прекращены. Грехи, как ядовитые черви в плодовитом дереве, рано, или поздно пробиваются сквозь кору и иссушают дерево. Чтобы видеть связь греха со страданиями, болезнию и смертию, прочитаем первые страницы книги Бытия, и увидим там, что грех есть главная и первоначальная причина всех страданий и смерти. И, во-первых, за грех определён человеку принуждённый и изнурительный труд, вместо свободного и лёгкого: в поте лица твоего снеси хлеб твой(Быт.3:19). Что? Этот изнурительный труд бывает ли приятен человеку? Не доводит ли он, в последствии времени, до изнеможения, страдания и тяжкой болезни? Во-вторых, за грех присуждены болезни: в болезни родиши чада (Быт.3:16). Не сообщают ли родители и детям семена болезней своих? Стоит только посмотреть историю жизни человеческой, мы увидим тысячи примеров, как греховное наследие пороков и болезней передаётся предками потомству. И наконец, за грех определена смерть: в оньже аще день снесте от него (древа) запрещенного, смертию умрете (Быт.2:17). Не очевидна ли связь греха со страданиями, болезнию и смертию? Не есть ли зло физическое оброк греха?

О, если бы все эти убеждения слова Божия находили себе полное доверие в нашем уме и сердце: как много грехов уменьшилось бы на земле? И как много страданий и болезней прекратилось бы! Но вот несчастие наше: мы боимся более смерти, нежели греха; и почему? Потому, что видим иногда на опыте, что грешники живут долго и безболезненно. Что живут долго – это правда; и праотцы наши, по падении, жили долее восьмисот лет; но что живут безболезненно, – это противоречит слову Божию и опыту. Хотя праотцы наши прожили несколько столетий, но как прожили? Не в изнурительных ли трудах и заботах? Не в печалях ли и скорбях? Посмотрите в сердце грешника, который живёт лет шестьдесят, семьдесят и долее: там грусть, тоска, уныние, печаль, недовольство. Посмотрите в совесть его: там непрестанные упрёки и жалобы за нарушение законов Божиих. Это ли жизнь беспечальная и безболезненная? Нет. Где грех владычествует, там жизнь страдает.

Всматриваясь в жизнь человеческую, мы не можем не приметить, как за одними грехами идут болезни быстро и наступательно, напр. за невоздержанием и неумеренностию, а за другими – медленно и неприметно, напр. за гордостию и завистию. С другой стороны, не можем не приметить и того, как страдания и болезни, порождаемые грехами, служат к уничтожению самих грехов. Какой больной, лежащий на одре смертном, не даёт обета – не делать впредь того, что повергло его в болезнь? Если он выздоравливает и действительно исправляет своё поведение, то грех, который владел им, сам приходит в бессилие и изнеможение.

История расслабленного есть история нашего сердца: оно, в расслаблении от грехов, лежит без движения к добру и деятельности. Есть в нём много благочестивых мыслей, добрых намерений, снятых желаний и усердия ко всему доброму и святому; но нет силы привести всё это в действие, подобно тому, как не было силы в расслабленном встать и ходить. Что ж делать? Да принесёт наша вера и любовь ко Иисусу Христу наше немощное и расслабленное сердце, да скажет Он, по Своему милосердию, ему тоже, что сказал расслабленному: отпущаются тебе греси твои. Без душевного здравия нет истинной радости на свете, а при душевном здравии и горечь обращается в сладость. Аминь.

* * *

57

Произнесено марта 3, 1846 года.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle