митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 12

В сей день, благ. слуш., празднуем мы со всею Христовою Церковию преславное успение Божией Матери, преставление Ее от смерти к животу, от земли к небеси. Мы торжествуем день, в который гроб соделался для Матери Жизнодавца лествицею к горнему Иерусалиму и смерть дверию в Царство славы.

Торжествующие христиане! Память успения Божией Матери приводит ли вам на память и наше имеющее быть успение? Думаем ли о смерти, нас ожидающей, когда ублажаем успение пренепорочной Девы Марии? Прейдем от Ее успения к будущей нашей кончине; дополним радость настоящего торжества радостию, лиющеюся в загробной жизни от Источника всякой радости.

Вы, может быть, сего не ожидали, а некоторые сочтут за излишнее говорить о смерти смертным: но чтож, если сия истина, столь всем и каждому известная, повторяется у нас только во время болезней, скорбей, несчастий, старости? Помни последняя твоя и во веки не согрешиши (Сир. 7:29), говорит Премудрый.

Земля ecu, и в землю отъидеши (Быт. 3:19). Вот осуждение, которое по-видимому показывает, что телесная смерть неизбежна для человека, независимо от осуждения, по естеству его. Но по ясному слову Божию, смерть есть наказание за грехи: Бог смерти не сотвори: Бог созда человека в неистление (Прем. 2:23). Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни: после падения она обнажается, и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению.

Смерть естественная или разлучение души от тела есть следствие греха, – есть как бы необходимая подать, платимая греху грешниками: оброцы греха смерть (Рим. 6:23). Первые праотцы сотворены были для бессмертия, и наслаждались бы им во веки. Но завистию диавола смерть в мир вниде (Прем. 2:24), говорит Премудрый. Лукавое уверение, что преступлением заповеди Божией, можно соделаться подобными Богу в ведении добра и зла, истребило из памяти праотцев угрозу: в он же аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2:17). Они вкусили запрещенного плода и в ту же минуту ощутили в себе действие тления и мертвенности, которые предали и всему потомству своему вместе с первородным грехом. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вcu согрешиша (Рим. 5:12).

Закон жизни, данный человеку по падении его, казалось бы, мог обеспечивать его противу смерти. Вечный Законодатель, указывая на Свои веления, уверял его: сотворивый та человек, жив будет в них (Гал. 3:12). Но что должен был чувствовать человек тогда, когда сей же закон жизни гремел проклятием на того, кто хотя на единую черту от него уклонится? Что должен был делать тогда, когда, взирая на дела свои, сознавался, что не оправдится всяк живый пред судом Божиим? Он принужден был непрестанно трепетать смерти пред лицом именно самого закона жизни, не имея достаточных сил исполнить его.

Так владычество смерти продолжалось до самой крестной смерти Иисуса Христа, и власть имущаго державу смерти, сиреч диавола, была крепка дотоле, доколе не была сокрушена победителем ада Иисусом Христом. Един Он Своею смертию истощил до оснований владычество смерти, силою креста Своего упразднил на веки державу диавола, так что диавол никогда не будет победителем того, кто облекся во Христа и живет в нем.

Итак смерть соединившихся со Христом не есть более смерть, но блаженное успокоение от трудов жизни. Блажени мертвии, умирающии о Господе отныне: ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих (Откр. 14:13). Посему, скажите, нужно ли бояться ее верующему во имя Иисуса Христа? должно ли забывать ее тому, кто утвержден в непостыдном уповании живота вечного? Нет! Ежели смерть есть сладкое, так сказать, упокоение до времени светлого воскресения в соборе Святых; то нужно подвизаться подвигом добрым; ежели она есть мирный переход от сей жизни к вечной; то нужно заблаговременно скоплять благие дела: аминь, аминь, глаголю вам, аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (Ин. 8:51).

Смерть есть великое приобретение. Мы приобретаем ею более, нежели теряем. За грехи правду, за бедствия славу, за временное богатство – блага вечные, за смертное, болезненное, тленное тело – новое, прославленное, небесное. Мы обретаем веселие без печали, наслаждение без конца, покой без препятствия, младость без старости, крепость без немощи, красоту без повреждения, любовь без вражды, богатство без скудости, славу без измены, чистоту без скверны! Так праведник, отрекаясь наслаждений временных и не надеясь ни на что видимое, восклицал: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей, Господи, вселюся в селении Твоем во веки, и в крове крилу Твоею возрадуюся (Пс. 16:15, 60:5, 62:8). Мы были бы несчастнейшие создания, если бы в сей юдоли, исполненной слез и плача, определено нам было вечное пребывание. И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейшии всех человеков есмы (1Кор. 15:19). Мы искушаемся, а не живем на земле: приготовление к жизни составляет так называемую жизнь нашу; одна смерть избавляет нас от горестей мира, искушений и соблазнов.

Страшна, конечно, смерть, но только тому, кто не знает о пути по которому пойдет душа его. Страшна смерть, но тому, кого вода и Дух не отродили, кто отрекся идти с Господом на Голгофу. Страшна смерть, но тому, для которого вторая смерть последует за первою. Так боялись язычники, упования неимущие; так боятся поклонники мира, рабы плоти, а тем, иже Христовы суть, еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Праведницы во веки живут (Флп. 1:21). Мука по смерти есть достояние нераскаянных.

Блажен дух, соединяющийся с Господом! Блаженно тело, от греха престающее. Оно предается тлению; но в нем истлеет одно тленное. Есть в тленном сем нечто нетленное и в мертвенном сем нечто бессмертное. Пусть умрет зерно пшеничное: без сего нельзя ожидать плода многого. Пусть плачет сеющий, он пожнет с радостию.

Подвижник веры, когда не зрит близкого предела подвигов своих, но только усиление брани, превозможение врагов внутренних и внешних, – скорбит о продолжении бытия своего на земли: увы мне, яко пришельствие мое продолжися (Пс. 119:5); в непрестанном борении с самим собою, он часто восстает и падает, укрепляется и ослабевает, удаляется суетности и повсюду встречается с нею, преследует и ею преследуется, побеждает и побеждается, страждет от себя самого, и все внешнее, привлекающее его к себе, умножает его страдания. Господи, восклицает он наконец, изнемогся от трудов жизни, когда прииду и явлюся лицу Твоему? (Пс. 41:3) О, блажен тот, кто всегда готов приять от воли Господней разрешение от тела смерти сея! Блажен тот, чье сердце готово к Тебе, Боже; кого ничто земное не удерживает, кем никакое сокровище мира не владеет, кто Тебя только ищет, Тебя только любит и в Тебе Едином успокаивается!

Христиане! Ежели мы желаем сподобиться блаженной и мирной кончины; то да тщимся во-первых быть праведны, т. е. по изъяснению св. Апостола Павла, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала, сия да помышляем, сия да творим (Флп. 4:8:9). Без сего невозможно ожидать спокойствия при смерти: ибо по свидетельству пророка, смерть грешников люта. Во-вторых, встречаем смерть с упованием воскресения нашего, веруя с Апостолом, что подобает тленному сему облещися в нетление и мертвенному в безсмертие (1Кор. 15:53). Наконец, для совершенного успокоения совести и духа при гробе, надлежит возжелать видеть Спасителя, Ходатая и Утешителя нашего, который Един избавляет сих, елицы страхом смерти, чрез все житие повинни беша работе, Котораго кровию оправдани бывше, спасаемся от гнева и примиряемся Богу, и Который, седя одесную Бога, доныне ходатайствует о нас (Евр. 2:15; Рим. 5:9, 8:34).

Правда, мы не можем, подобно праведному Симеону, видеть Его во плоти, дондеже приидет паки во славе Своей на землю ; но Он сам обещался во вся дни пребывать с нами до скончания века (Мф. 28:20), и особенно является нам в таинстве Причащения тела и крови Его, соединялся с нами и соединяя нас с Собою. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56). Сего-то благодатного явления Его, и сего-то таинственного соединения с Ним, больше всего должны мы желать при разрешении от уз этой жизни. И ежели с верою и упованием сподобимся этого, то без сомнения смерть наша будет успением.

Боже Отче! Святии суть Твои друзи. Пренепорочная Дева Мария есть Матерь Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа Спасителя нашего. Ради их ходатайства. Твоим всепромыслительным благоволением сотвори, да умрем миру, и, живя Тебе, с Тобою и вечно жити будем. Аминь.

* * *

12

Произнесено в 1817 г.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Зеегофер профессор Александр Павлович Лопухин

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Sermons – Ordination Of Deacon Антоний, митрополит Су́рожский

5. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

6. Послание к смирнянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

7. Библейская энциклопедия – Шомера архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

9. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Письма – 495. Не суди других. Держись одной духовной матери преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle