митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Рождества Христова 29

Εгда пpииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены (Гал.4:4)

Рождество Христово совершилось один раз, но воспоминается каждый год, и с каким чувством радости, с каким торжеством! Это такое событие, в котором разверзается источник наших радостей и которым начинается круг наших праздников. Посему воспоминание о нем не может не быть утешительно и назидательно.

Многие из нас, братия, без сомнения, знают, где, как и для чего родился Иисус Христос. Но кто лобит Его, тот не может скучать воспоминанием. Любовь имеет такое свойство, что всегда желает говорить или слышать о том, кого любит. Почтим же, братия, сей благознаменитый день утешительным и назидательным размышлением о рождестве Господа Иисуса.

Знаете ли, братия, где и когда первоначально совершилось Рождество Христово? В предвечном совете Божием. Там предопределено было сотворить человека, там и предназначено было искупить его Сыну Божию. Посему, прежде нежели родились веки, уже существовали в предведении Божием Вифлеем, вертеп и ясли; прежде, нежели сотворен был человек, Искупитель уже был у него.

Что предначертано было в вечности, то раскрылось потом во времени, и – когда? Тогда, как срок, положенный сени и преобразованиям, кончился: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены.

Почему же не в начале, а в последние времена послал Бог Сына Своего? Он ожидал, пока весь грех, посеянный врагом, произрастет; ожидал, пока род человеческий испытает все роды бедствий от своих грехов и пороков; ожидал, пока обретется между людьми сосуд, достойный восприятия воплощающегося Предвечного Слова. И вот, когда из греховного корня обнаружилась вся сила нечестия, возросла и раскрылась многоразличными видами в волях людей, раскинув ветви свои по всем векам, когда род человеческий восчувствовал нужду в своем спасении, когда обрелся сосуд, достойный воспринять Бога Слова, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены.

Но кто предопределил своему Единородному Сыну быть сыном Девы Марии, Тот не сокрыл своего предопределения от человека ни в начале лет древних, ни в средине, то есть, во время Патриархов и во время Пророков.

Когда восходит солнце, то обыкновенно является пред ним утренняя заря. Подобная заря показывалась пред воплощением Сына Божия. Она взошла за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Еще в раю показался свет вифлеемского события, когда Бог обещал человеку: семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15). Еще там сокрывается начало настоящего торжества. Ибо кто разумеем был тогда под именем семени жены? – Сын Девы Марии, днесь родившийся Христос.

Чем ближе к восходу солнце, тем светлее становится заря. Не возрастал ли, не разширялся ли время от времени более и более свет первого благовестия? Так – Патриарх Иаков, благословляя двенадцать сыновей своих, предсказал время пришествия Спасителя нашего: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, то есть Мессия, и той чаяние языков (Быт. 49:10). Пророк Исаия видел Матерь Иисусову: се дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит, с нами Бог (Ис. 7:14·): видел дом, из которого Она происходит: и изыдет жезл из корене Иессеева и цвет от корене его взыдет; видел Божественное величие Сына: и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух ведения и благочестия, исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11:1–3). Пророк Михей указал место рождения: и ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал ecu, еже быти в тысящах Иудиных, из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в князя во Израили: исходи же его из начала от дней века (Мих. 5:2). Царь Давид провидел волхвов: пред Ним припадут Ефиопляне, Царие Фарсийстии и острови дары принесут, Царие Аравийстии и Сава дары приведут (Пс. 71:9–10). Вот сколько было света пред восхождением Солнца Правды! Вот сколько ясных указаний на Рождество Христово!

После сего можно ли было не узнать в вифлеемском Младенце обетованного Мессию? Он родился точно так, как говорили о Нем Пророки, от Девы, Которая происходит от дома Давидова, в Вифлееме, в котором жил некогда Иессей, отец Давидов, и в то самое время, когда Иудеи не имели уже Царя и Правителя из своего рода и, не смотря на исполнение всего этого, Иудеи не узнали своего Мессию. Никто не пошел поклониться Божественному Младенцу, кроме пастырей, и никто Ему не принес даров, кроме волхвов. Евангелист повествует, что Ирод Царь, иноплеменник, смутися и весь Иерусалим с ним, при вести о рождении Царя Иудейского (Мф. 2:3). Этого ли хотел родившийся Мессия? Такое ли чувство надлежало иметь ожидавшему Его народу? Но что еще ужаснее, Ирод хотел погубить младенца Иисуса (Мф. 2:13). Боже мой! Что опасного для себя увидел в Нем Ирод? совершенно ничего. Если не могло возбудить внимание очевидное исполнение пророчеств о Мессии, то человеколюбие должно бы было подвигнуть Ирода к состраданию! Где родился Христос? не в чертогах, не в каком-либо доме, а в жилище бессловесных. И где Он лежал? не в колыбели, а в яслях. Смотря на такую крайнюю нужду, всякий бы пожалел о Младенце. Но такого чувства не было ни в Ироде, ни в народе. Их жестокосердие заставило Иосифа и Марию бежать в Египет с Младенцем, и пребывать там до смерти Ирода. Когда родится сын у Царя, особенно наследник престола, то прежде всех извещаются о том первые чины Двора, первые сановники в Царстве. Не так было при рождении Господа Иисуса. Бедные пастыри узнали о том прежде книжников и первосвященников. Небесный вестник обошел их с вестию всемирной радости, потому что знамение нищеты и убожества, по которому пастыри должны были найти в Вифлееме новорожденного Младенца, не понравилось бы им. Что за Мессия, сказали бы они, без знаков величия и славы? Что за Царь, который сам нуждается во всем? А пастыри были незнакомы с земною славою, и могли удобнее понять знамение и искреннее уверовать, и скорее передать другим свои чувствования.

Кто возвестил волхвам о Рождестве Христове? не Ангел, а звезда. Волхвы, эти мудрецы восточные, не могли не слышать об ожиданиях в народе иудейском, не могли не видеть порчи и растления в природе человека, не могли не признавать нужды в восстановлении и обновлении человека; но занимаясь наблюдением звезд, они представляли невозможным, чтобы необыкновенный Царь родился без особенного знамения на небе. И вот небесный Промысл через дивную звезду благовествует волхвам о Рождестве Христове. Очевидно, что звезда, явившаяся волхвам, должна быть не простая какая-нибудь из числа звезд обыкновенных, но отличная от всех прочих. Волхвы были люди набожные. Их поклонение и дары Иисусу Христу, – злато, ливан и смирна, свидетельствуют о глубоком благоговении их к Божеству.

Видели ли эту звезду книжники, первосвященники, Ирод? нет! Они продремали в своих мечтах о Мессии, и проспали в ту таинственную ночь, в которую Он родился. Они не слыхали, как Ангелы воспели славу Божию и мир на земле, и не ощутили никакого утешения.

Так-то был встречен и принят Царь неба и земли в день рождения Своего на земле! Во своя прииде, и свои Его не прияша! (Ин. 1:11) Язычники могут оправдать себя незнанием; но чем оправдает себя народ, который знал время и место рождения Мессии, и ожидал Его со дня на день, с часу на час?

Не чужие Христу и мы, братия, а свои. Он родился не для одних Иудеев, но и для нас. Прославим Его с пастырями и поклонимся с волхвами. Пусть иудеи ожидают к себе Мессию, а для нас, как и для них, уже пришел Истинный Спаситель. Другого не будет.

Все, что повествуется о Рождестве Христове, произошло неслучайно. Для чего родился Он от Девы? Чтобы научить нас, что Он пребывает только в чистых сердцах, служащих Единому Богу. От Девы, обрученной мужу? Дабы воздать честь и браку, установленному Богом. Для чего родился Он в малом городке иудейском? Дабы представить, что малое в очах людей бывает великим пред очами Божиими. Для чего в вертепе бессловесных? Дабы человека, уподобившегося скотам несмысленным, возвести в первое достоинство. Для чего в крайней нищете и убожестве? Дабы обогатить человека дарами небесными. Нет обстоятельства в событии Рождества Христова, которое не имело бы поучительного и умилительного знаменования. Иисус Христос, родившись в Вифлееме, в то же время родился Своею благодатию в сердцах пастырей и волхвов. Не должен ли Он родиться и в нас? Святая Церковь не без основания возглашает ныне: Христос с небесе: срящите. Он точно идет и ищет себе места в душах наших.

Не должны ли и мы, подобно пастырям, бодрствовать? не должны ли и мы, быть на страже нощной, то есть, бодрствовать над своими чувствованиями, мыслями, дабы и нам бодрствующим явился Ангел Господень со всерадостною вестию? Ангел сей есть священник, воспевающий ныне: Христос раждается: славите и проч. Но где та звезда, которая указывала тогда путь восточным мудрецам? Она не является ныне для наших мудрецов. Потому что есть другой светильник, который верно руководствует нас к познанию Господа и тайн Его премудрости!

Пред Его благодатным, духовным рождением в нас бывают знамения, похожие на зарю пред восхождением солнца. Испытываете ли скорбь, болезнь, несчастие? Это знамения Его правосудия и милосердия. Чувствуете ли обличение и угрызение совести при соделании греха? Это значит, что Он стоит при дверях сердца и толцет. Чувствуете ли расширение сердца при сотворении добра? Знайте, что Христос зачинается в вас. Питаетесь ли Его словом, одушевляетесь ли Его примером, водитесь ли Его умом, исполняетесь ли Его чувствованиями? Знайте, что Христос рождается в вас, славите!

Он рождается и теперь в нас, если при воспоминании о вертепе и яслях напечатлевается в нас образ Его смирения и убожества, и если при воспоминании о пастырях и волхвах, возбуждается в нас их вера и любовь к Нему.

Гряди, Господи Иисусе! Готово сердце наше, готово! Мы готовы сретить Тебя в каждом Твоем знамении, обвить каждое Твое благо пеленами веры и любви. Аминь.

* * *

29

Произнесено 1837 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 42. Слово на Рождество Христово святитель Филарет Московский (Дроздов)

2. Охридский пролог – 1. Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня святитель Николай Сербский

3. Размышление в день Рождества Христова протоиерей Фёдор Голубинский

4. Праздничный отдых христианина – Декабрь месяц, 25-й день. Рождество Христово протоиерей Григорий Дьяченко

5. В преддверии Рождества Христова и Нового года протопресвитер Михаил Помазанский

6. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни – 39. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения наследника цесаревича Николая Александровича (Что такое три коренные стихии... святитель Феофан Затворник

7. Слова и речи. Том I – Слово в неделю ваий митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

9. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

10. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle