митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 38

Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему (Лк.1:38).

Если какое событие в святой жизни Преблагословенной Девы Марии должно быть воспоминаемо с особенным благоговением, то это, по преимуществу, воспоминаемое ныне Церковию, событие, какое совершилось в Назарете. Ныне под покровом земной тайны обручения Св. Девы с Иосифом, открыта небесная, высочайшая тайна обручения Ее с Богом. Ныне Св. Дева Мария возведена в высочайшее достоинство Богоматери, ныне Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1:14).

При таком воззрении на событие благовещения Пресв. Богородицы, чем иным должен быть разум человеческий, как не послушником веры? и чем иным надобно принимать высокие истины Евангелия, как не смирением ума и покорностию сердца?

Пример глубочайшего послушания веры мы усматриваем в Преблагословенной Деве Марии. Благовестнику радости не много слов сказала Она: се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему; но великое дело выразила этими простыми и обыкновенными словами.

И во-первых, Она выразила смирение своего ума. Услышав неожиданное для себя приветствие Архангела: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах (Лк. 1:28), – услышав такое необычайное приветствие, что делает Преблагословенная Дева? Нет ни неверия, ни любопытства: Мария токмо смутилась о словеси Ангела, и когда Он благовествовал Ей: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя (Лк. 1:35), – Она тотчас явила полную веру слову Вестника Божия и отверзла Свое сердце для входа силы Вышнего.

Во-вторых, выразила смирение Своего сердца. Благовестник и благовестие необычайны; призвание Божие, о котором возвещал Деве Архангел, неизмеримо высоко; слово Благовестника невыразимо отрадно и сладостно. Что же? У Пречистой Девы нашелся на все только один ответ: се раба Господня!

Кто хочет следить за Материю Сына Божия по всему пути Ее жизни, тот усмотрит везде печать Ее глубочайшего смирения. Ни высочайшая радость, ни глубочайшая скорбь не могли изменить главной черты Ее духа и жизни.

Рождается Сын. Ангелы славословят; пастыри проповедуют. Какая мать не возрадовалась бы и не восторжествовала, видя и небо и землю торжествующими? но Мария безмолвствует и смиренномудрствует в своей душе: Мария же соблюдаше глаголы сия в сердце Своем (Лк. 2:19).

Когда Она принесла Своего Божественного Младенца в храм Господень, Старец Симеон, приняв Его на руки, пронзает душу Матери грозным предсказанием: и Тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2:35). Что сказали бы наши матери, если бы кто предрек им нечто подобное? – Не такова Матерь Сына Божия! Смиренно приемлет Она предсказание с безмолвною верою и надеждою.

Она стоит при кресте Распятого, возлюбленного Сына Своего и предсказанное Симеоном оружие действительно пронзает Ее сердце. Без сомнения, Она страдала, и никто более Ее на земле так не страдал, кроме Распятого? но страдания не превозмогли силы Ее терпения, смирения, веры, любви, надежды и покорности неисповедимым судьбам Всевышнего.

Так Св. Дева Мария, сказав: се раба Господня, никогда не переставала быть рабою Господнею, и сказав: буди ми по глаголу Твоему, всегда внимала глаголу Божию, и исполняла Его.

Предать себя воле Божией, значит обеспечить счастие жизни и идти к блаженству. И подлинно, воля Божия есть воля Премудрая. Неужели преданного ей, не наставит Она на всякую истину и не умудрит во спасение? Воля Божия есть воля Святая. Неужели покорного Ей, не предохранит Она от падения? Воля Божия есть воля благая. Неужели не поведет Она ко всякому благу?

Но где можно видеть волю Божию? спросите. Во всем, что постигает нас, есть воля Божия: ибо все, что происходит в мире, происходит под управлением Провидения Божия, и след. по воле Божией. Приходит к нам благополучие и благовествует нам волю Божию, чтоб мы благодарили Бога. Приходит злополучие и возвещает волю Божию, чтоб мы терпели. Не так же ли, как Св. Дева Мария ответствовала небесному благовестнику, должны и мы ответствовать нашим вестникам воли Божией? Вестнику радости скажем с Св. Девою Мариею: мы рабы Господни, буди нам по глаголу Твоему; а вестнику скорбей скажем с Прав. Иовом: я коже изволися Господеви, тако и бысть, буди имя Господне благословенно (Иов. 1:21). В том и другом случае мы выразим смирение нашего духа и сердца.

Отче наш, иже ecu на небесех! Имя Твое святится в нас, когда исполняем волю Твою. Убо да будет воля Твоя во всех нас. Аминь.

* * *

38

Произнесено в 1846 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ерастианизм профессор Александр Павлович Лопухин

3. Библейская энциклопедия – Шихор-Лавнаф архимандрит Никифор (Бажанов)

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Послания – Послание 324(512). Чаду Евпрепиану преподобный Феодор Студит

8. Sermons – Week After Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

9. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

10. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

Комментарии для сайта Cackle