митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 43

Прославляющия Мя прославлю, говорит Господь Бог (1Цар. 2:30).

Как звезда от звезды разнится в достоинстве, так праведники отличаются один от другого в своих качествах и дарованиях, трудах и подвигах. Одни просияли словом мудрости, другие словом знания; одни прославились даром исцелений, другие даром пророчества.

Чем преимущественно ознаменовал себя прославляемый ныне нами угодник Христов, Святитель и Чудотворец Николай? Тем, что он среди распространявшейся тьмы ариевой ереси просиял верою и был защитником православия – не умствованиями, но силою простой и чистой веры: ценил веру не по словам, а по делам, мыслил так, как мыслили все истинно верующие, и учил так, как учили предшествовавшие ему Отцы, за это и прославил его Господь и на земле и в небесах. Посему мы не имеем, слушатели, причин искать иного предмета для своего наставления, кроме того, которым ознаменовал себя ублажаемый нами Святитель. Ревность по вере – вот одна из отличительных черт его жизни.

Что есть ревность по вере? Есть такое расположение духа, по которому мы с пламенным желанием и живейшею деятельностию стараемся истинную веру, которую познали и возлюбили, сохранить и распространить, защищать от врагов, и обращать их к оной. Сия ревность должна состоять из двух сил, мудрости и любви. Мудрость должна светить ревности в избрании средств, а любовь согревать и поддерживать ревность в случае необыкновенных усилий. Ревность без благоразумия есть то же, что орган зрения без света, и ревность без любви то же, что огнь палящий и сожигающий все без разбора. Но чем благоразумнее ревность, тем осторожнее она, разборчивее и внимательнее; и чем полнее любовию, тем кротче и терпеливее, мужественнее и постояннее. Таковая ревность до времени безмолвствует, где не слушают и не хотят слушать истин Божественных; но не коснит – говорить и учить, где есть сердца отверстые к принятию учения. Укоряет и обличает ожесточенных, утешает и успокоивает кающихся; удаляет лжеучителей и хульников от собрания простодушных христиан, и не отдаляет их самих от любви христианской, увещая их и убеждая обратиться от тьмы ко свету, от заблуждения к истине. Сию-то ревность имел Святитель Николай. Сколько он был строг и взыскателен по вере, столько кроток и благ по любви. Его ревность по Боге была соединена с ревностию ко благу ближнего.

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святой, коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием?

Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи! хощешь ли, мы скажем, чтобы огнь сошел с небеси и истребил их, как и Илия сделал (Лк. 9:54·)? Не знаете, сказал им кротчайший Учитель, какого вы духа. Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать, пришел не как Судия, но как Спаситель, пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: хощешь ли, мы пойдем, выкопаем их? Нет, сказал им господин, оставьте расти то и другое до жатвы (Мф. 13:27,30). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они: во время жатвы распознаете их удобнее.

Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению очищать, смешанное разделять, противоборствующее отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокоивать, покровительствовать и благотворить.

Нет ничего неестественнее, как заблуждающегося и в своем заблуждении упорствующего почитать уже окончательно погибшим врагом добродетели. Кто может знать тайные помышления и чувствия в душе человека? Он заблуждает, но есть друг добродетели. Так в одно время один из Иудеев попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его и мучили. Увидел израненного священник, и прошел мимо, увидел левит, и прошел мимо, увидел Самарянин и помог несчастному. Как трогателен поступок Самарянина, который, не спрашивая, принадлежит ли несчастный к его вероисповеданию, милосердствует о нем? Что пользы в ревности без милосердия Самарянинова? Что такое наружная праведность и благочестие без благости и милосердия к человечеству? Ревность Божию имут, говорит Апостол, но не по разуму (Рим. 10:2).

Ревность не по разуму не приносит пользы и даже опасна. Так иной имеет ревность учить других закону Божию и вере, не зная совершенно ни того, ни другого. Научит ли он? Иной имеет ревность к делам благочестия, и всю праведность поставляет в одних внешних подвигах. Сделается ли он от одного этого истинно благочестивым? История свидетельствует, что безрассудная ревность по вере всегда порождала ненависть, производила несогласие и вражду, и доводила людей до убийства. Припомним, слушатели, какие опустошения произвела некогда и в нашей области безрассудная ревность иноверцев, сколько отторгла членов от единства Церкви, и сколько людей привела в бедность и нищету! Но вера невинна. Она в существе своем есть любовь; виноваты ревнители по вере. Они, они-то причинили глубокое зло Православной Церкви, ревнуя не по вере, но по собственным мнениям и собственным выгодам.

Нужна ли ныне ревность по вере? Нужна. Есть сидящие во тьме и сени смертной; есть поклонники лжепророка; есть ревность религии Моисеевой; есть заблуждающие в самой религии христианской. Нужна ревность по разуму, ревность, которая бы основывалась на чистой любви, управлялась здравым рассудком и действовала в духе Евангелия. Смирение и кротость, терпение и постоянство, твердость и мужество должны быть отличительми чертами истинной ревности.

Кто имеет любовь, тот не может быть без ревности. Но какова любовь, такова и ревность, мы не любим чужих преступлений, хотя сами и ежечасно преступаем закон Божий, и потому ревность наша к чужим грехам бывает горяча, как огнь, а к собственным холодна, как лед. Сучец в глазе брата нашего, то есть, малейшее прегрешение его, кажется нам бревном, то есть, великим грехом; напротив бревно в собственном глазе, то есть, наше великое преступление кажется нам за ничто. Таковая ревность есть безрассудная. Кто имеет ее, тот не думай, что он есть ревнитель добродетели: он, по слову Христову, есть лицемер (Мф. 7:5).

Обратись, христианин, в собственную храмину души твоей и посмотри, нет ли чего такого, что должно снедать тебя ревностию. Не прилагается ли ум твой в поучении странна и различна? Употреби против себя самого ревность Святителя и Чудотворца Николая, который силою веры ниспроверг замыслы и всякую высоту, возвышающуюся на разум Божий. Не наполняет ли сердца твоего корысть и суета? Употреби противу себя самого ревность Моисея и Илии, обличавших и истреблявших идолослужение.

Ревнуя, поревнуй по Господе Боге твоем, поревнуй как о спасении собственном, так и о других, и да прославит тебя Господь и здесь на земле, и там на небесах. Аминь.

* * *

43

Говорено 9-го мая 1935 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 163. Учение Великого Макария. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Предполагаемая реформа церковного суда – Об отделении в Церкви судебной власти от административной архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

3. The City of God – The City of God (Book XIV) блаженный Аврелий Августин

4. Слова и речи. Том I – Слово в неделю ваий митрополит Никанор (Клементьевский)

5. The Stromata – BOOK VIII пресвитер Климент Александрийский

6. Из Румелии – Превеза. 26 июня 1865 года. архимандрит Антонин (Капустин)

7. Слово при закладке владимирского храма-памятника архиепископ Виталий (Максименко)

8. Охридский пролог – 1. Святая мученица Кикилия (Цецилия) святитель Николай Сербский

9. По поводу буллы папы Льва XIII об англиканских рукоположениях профессор Василий Александрович Соколов

10. Восток, Россия и славянство – Примечание 1885 года Константин Николаевич Леонтьев

Комментарии для сайта Cackle