Против обливательного Крещения
Окружное Послание Архиепископа Никифора (Феотокиса) Славенского и Херсонского
По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых, обращаю внимание ваше на святое крещение, которое есть дверь всех Таинств, начало спасенья нашего, отпущение грехов и примирение с Богом. Оно есть дар усыновления, потому что в крещении мы становимся сынами Божиими и сонаследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову св. Апостола Павла: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Без сего и спастись никто не может: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что:
1. Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные Евангелисты, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово «βάπτισμα» – окунаю, крещу водой).
2. Первый узаконитель крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и, погружаясь, – крестился.
3. Так и апостол Филипп крестил евнуха: «и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его» (Деян. 8, 38).
4. Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила чрез погружение. Это видно из 50-го правила святых Апостолов: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения... да будет извержен...»; из 2-го тайноведственного поучения св. Кирилла Иерусалимского: «Вы исповедали спасительное исповедание и, погрузившись трижды в воде...»; из слов св. Василия Великого: «Тремя погружениями и столькими же призываниями совершается великое Таинство Крещения».
5. Погружение в воду, и притом троекратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова. «Вода, – говорит св. Василий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб. Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, таинственно изображает отложение плотских тел, по слову Апостола: «В Нем и вы обрезаны... совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены» (Кол.2:11–12).
6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, далматская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостольском: «Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа.... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения. Святой Владимiр принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение.
Впрочем, думаю и не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею.
В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех православных одни только малороссы, отменив погружение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обычаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1Кор. 11,2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2,15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».
Для чего же мы делаем упущения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Императорского Высочества, благоверного Государя Цесаревича и Великого князя Павла Петровича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погружением в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, если бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младенцев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в крещении, была холодная и замерзшая; можно брать воду, находящуюся в комнате.
Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные священники, довольно для того, чтобы вы больше не крестили чрез обливание, а крестили бы как положено, посредством погружения, чтобы вы прежде других в Малороссии показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церкви древнейшего апостольского предания удостоились получить от Бога награду. Впрочем, дабы кто-нибудь не пренебрег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем:
1. Стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу уже, а кверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глубине, так чтобы годен был к употреблению.
2. Велеть везде священникам, чтобы над вышеупомянутым сосудом с водою прочитаны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погружении с призыванием на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как совершается на Востоке и в Великороссии.
3. Строго приказывать, чтобы священную воду по совершении крещения не выливали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омывают, а самый сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в числе других священных сосудов.
Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благословение, вечную славу и наше пастырское благословение.
1754 год.