Азбука веры Православная библиотека Богословие Рассуждение о таинстве миропомазания
Распечатать

С.М. Поспелов

Рассуждение о таинстве миропомазания

Содержание

Состав таинства миропомазания Внутренняя сторона миропомазания Видимая сторона Установление его Приложение таинства миропомазания  

 

В числе таинств, преподанных церкви Господом ее для освящения верующих, Православная Кафолическая Восточная церковь приемлет святое миропомазание. Миропомазание, по ее исповеданию есть такое таинство, в котором через видимое помазание частей тела освященным миром, во имя Святого Духа, сообщается верующему невидимая благодать Св. Духа, укрепляющая его на подвиги духовной жизни.1

Ту же благодатную силу и Божественную важность усвояет миропомазанию и Римская церковь: но она предлагает сие таинство не совсем в том же виде, в каком предлагается оно в церкви православной.– Церковь Восточная поручает совершать таинство миропомазания Епископам и Пресвитерам, и непосредственно после крещения. Напротив церковь Римская совершение сего таинства отлагаете до нескольких лет после крещения, и предоставляя совершение сего таинства одним Епископам, грозно осуждает предоставляющих совершать миропомазание Пресвитерам2.

Те, которые, жалуясь на злоупотребления Римской церкви, с 16-го века отделились от нее, отступили еще далее от исповедания православной церкви. Различные последователи Лютера и Кальвина с своими начальниками отвергли таинственное значение миропомазания, оставив за ним только значение священного обряда, дополнительного к таинственному крещению.

Сын церкви православной, веруя в святость постановлений ее, верует и тому, что она не установляла ничего, что бы не было основано на учении откровенном; и потому, когда замечает возникающие недоумения о предметах веры, обращается к слову Божию, объясненному церковью древнею: смиренное и основательное исследование откровенного учения о предметах веры; рассеивая сомнения, утверждает в душе его спасительное убеждение в истинах веры.

Так дабы умудриться во спасение, на основании слова Божия и учения церкви, – 1.) рассмотрим состав таинства миропомазания, и 2.) в следствие понятия о сем составе, определим, кем и как должно совершаться сие таинство.

Состав таинства миропомазания

Таинство, по самому понятию оного, заключает в себе внутреннее, таинственное действие Духа-Освятителя на душу человека. Но поелику таинство преподается человеку, который имеет две стороны, тесно между собою соединенные, – духовную и телесную; то оно также имеет и видимую сторону. «Если бы ты, – говорит Св. Златоуст, – был бестелесен, то Бог преподавал бы тебе дары только бестелесные; – но поелику душа твоя соединена с телом, то и преподаются тебе дары сии под чувственными видами»3. На сем основанья и в таинстве миропомазания надобно различать две стороны – внутреннюю, таинственную, постигаемую оком веры, и видимую, подлежащую чувствам и доступную разумению человека.

Внутренняя сторона миропомазания

а.). Слово Божие учит, что в след за таинственным действием крещения сообщается новорожденному духовному младенцу благодать Св. Духа, укрепляющая его в новой жизни чрез особенное видимое действие.

Учитель языков, убеждая уверовавших чад Израиля к большему преспеянию в делах веры, писал к ним: тем-же оставлше начала Христова слова, на совершение да ведемся: не паки основание покаянья полагающе от мертвых дел, и веры в Бога, крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых, и суда вечного… Невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небесного, и причастников бывших Духа Святого... паки обновляти в покаяние. (Евр.6:1–5). Крещение и возложение рук Апостол относит к первоначальным действиям, совершающимся над Христианином, и различает их последствиями. Следствием крещения поставляет он просвещение, действием возложения рук – вкушение дара небесного, причастие Св. Духа. Итак очевидно, что Апостол Павел точно также, как в крещении, признает благодатную силу и в другом таинстве, совершающемся вслед за крещением, и называя одно действие просвещением, а другое вкушением дара небесного и причастием Св. Духа, ясно отличает тем одно действие благодати от другого. – Тот же Апостол писал в послании к Коринфяном: извествуяй же (βεβαιών утверждающий) нас с вами (вас и нас) во Христа, п помазавши нас, Бог: иже и запечатле нас, и даде обручение духа в сердца наша (2Кор.1:21–22). Действие Духа Святого, какое, по сему описанию Апостола, совершилось над Коринфянами, состояло в том, что они утверждены во Христе; на них положена печать, показывающая, что они собственность Божия; сердцам их дано обручение Духа Святого, как залог верности обещаний, уже возвещенных ими прежде. Итак ежели действие Духа Св., описываемое Апостолом, называется утверждением, запечатлением, удостоверением в верности обещанного: то это показывает, что сему действию предшествовало другое действие Божие, усиленное сим новым, последовавшим за ними, действием. Присовокупляя же к сему ту известную мысль, что первоначальные благодатные дары сообщаются в крещении, находим, что Апостол говорит здесь о последовавшем за крещением благодатном действии, которое, по словам его, сообщает человеку запечатление, дает обручение духа в сердце, утверждает во вседушевном почитании Христа. – Апостол Петр поучал собравшихся в день пятьдесятницы Иудеев: покаитеся, и да крестится вас кийждо во имя Иисуса Христа, во оставление грехов: и приимете дар Св. Духа (Деян.2:38). Апостол говорит Иудеям о первоначальных действиях Духа-Освятителя, предлагает им благодатные средства возрождения в новую духовную жизнь. Но между плодами сих действий он различает два рода – оставление грехов и дар Св. Духа. Итак прилично заключить, что Апостол предлагает здесь два таинственных действия, существенно нужных в деле спасения человека, различные между собою особенными свойствами; и одному из них – крещению усвояют оставление грехов, другому, следующему за ним – сообщение дара Св. Духа. Апостол Иоанн действием помазания представляет обильное просвещение ума верующих светом истины (1Ин.2:20–27), и как он согласно с учителем языков говорит; что над всеми верующими совершается помазание, – действие, совершавшееся над ветхозаветными священными лицами (Исх.30:25–30. Лев.8:2–12,30. 3Цар.4:39); так Апостол Петр называет всех приобщающихся ко Христу Священниками и Царями, людьми освященными (1Петр.2:9); и следственно все вместе представляют, что над всеми верующими совершается особенное действие Духа Божия, подобное тому, какое совершалось в Ветхом Завете только над некоторыми лицами, при посредстве видимого помазания.

Сие учение Апостолов о таинственном действии, следующем за таинственным действием крещения, очевидным образом предлагается для нас в собственных их действиях. Св. Лука, писатель Апостольских Деяний, повествует: слыииавше же Апостоли во Иерусалиме, яко прият Самариа слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго, еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещена бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян.8:14–17). По ясным словам Дееписателя Самаряне были уже крещены; и Апостолы посредством особого действия – возложения рук сообщили крещенным Духа Святого. Нарочитое же отправление Апостолов в Самарию показывает, что Апостолы посланы были для совершения такого действия, которое существенно нужно было в деле спасения Самарян. Тот же Св. Дееписатель повествует о поступке Апостола Павла в Ефесе с учениками, крестившимся во Иоанново крещение: слышавше же крестиишася во имя Господа Иисуса: и возложшу Павлу па ня руце, прииде Дух Святый на ня (Деян.19:5–6). Крещение сих учеников во имя Господа Иисуса было совершено, как видно, самим Апостолом, и следственно ни в каком отношении не могло иметь нужды в каких либо дополнительных обрядах. Но Апостол Павел в след за сим крещением совершает над ними такое же действие, какое совершили над Самарянами Петр и Иоанн, действие сообщения Св. Духа. И в последствии времени Апостол писал к Ефесянам о сем действии; как отличном от крещения и имеющем свой особый предмет: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавленья (Ефес.4:30). Избавлением в Писании называется крещение, по тайному действию; состоящему в избавлении от грехов (Ефес.1:7. Кол.2:12–13. Евр.9:15). Но в день избавления, в день крещения, Ефесяне получили еще запечатление Духом Св. сообщенное им, как выше видели, чрез возложение рук Апостолом; действие отличное от крещения. Некоторые говорят, что наименованием Духа Святого, Которого прияли крещенные Самаряне и ученики крестившиеся во Иоанново крещение, означаются необычайные временные явления Св. Духа, открывавшиеся во времена Апостолов к славе имени Христова; и таким же образом думают объяснять слова Апостолов о помазании верующих Духом Святым. Мы не считаем нужным не соглашаться с тою мыслью, что Дух Святой, нисходивший на верующих во времена Апостольские, обнаруживался в необычайных дарах благодатных, каковы напр. были: дар необыкновенного уразумения тайн откровения, дар языков и проч. Но, следуя самому Слову Божию, ни как не можем допустить той мысли, чтобы действие Духа Святого, совершавшееся и, по учению Апостолов, совершающееся в верующих в след за действием крещения, означало только необыкновенные явления Духа Святого. Одно уже то, что Апостолы молились о ниспослании Духа Св. на всех крещенных Самарян, и все получили Духа Святого (Деян.8:15–17), показывает, что Апостолы имели в виду не временное только необычайное явление Духа Святого; так как не было необходимости всем Самарянам получить необычайные дары Духа Святого, если бы даже и предполагали Апостолы, что дары сии нужны были для распространения веры между Самарянами. Далее ясно видно из Богодуховенного повествования, что Апостолы не с тем приходили в Самарию, чтобы необычайными явлениями Духа способствовать распространению Христианства. Самаряне были уже крещены во имя Христово (Деян.8:12), уже веровали в истину Христову; а потому не имели необходимой нужды в явлениях Духа, способствующих к распространению истины Христовой. Подобное надобно сказать и об Ефесских учениках Иоанновых. Если же так будем мы понимать повествование Дееписателя о крещенных Самарянах и учениках Иоанновых, что им сообщено действие Духа Святого, которое в глубине сердец их произвело перемену новую, возрастило веру и любовь их, а для того, чтобы сие внутреннее действие было, так сказать, осязаемо для них, обнаружилось и в необычайных явлениях Духа Святого: то такое разумение слов Дееписателя будет вполне согласно и с обстоятельствами первых учеников Христовых, и со словами Дееписателя. Не забудем самого нужного в сем случае: необычайные дары Св. Духа в Писании отличаются особенными наименованиями: они называются то явлениями Духа (φανερωσείς Πνίυματος), то разделениями дарований (διαιρεσείς χαρίσματων) (1Кор.12:4, 7, 31). Но совсем не то и не так говорится в Писании, когда говорится о действии Св. Духа, совершающемся в верующих вслед за крещением. – Мы это ясно видели в тех местах Писания, которые рассмотрены нами. То же видим и в других изречениях Писания. Духу Святому, который сообщается верующим после крещения, ясно усвояется непосредственное действие на душу человека; плоды действия Его на душу: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22,23); действию Его приписывается усовершенствование человека в жизни благодатной (Рим.5:5, 8:15. Гал.5:22). И поелику с понятием о действии неразлучно понятие о силе; где есть действие, там необходимо есть и сила: то благодатные действия Св. Духа в душах верующих называются силою (Лук.24:49). поелику же сия сила открывается в душах верующих не по заслугам, или достоинствам их, но собственно по любви и заслугам Искупителя: то она называется в писании благодатию (Рим.3:24, Ефес.2:8, 4:7), а всего чаще даром (Деян.2:38, Евр.6:4), и, как действие Св. Духа, именуется благодатью и даром Св. Духа. Итак под именем Духа Святого, сообщаемого верующим чрез таинственное действие, следующее за крещением, надобно разуметь силу Св. Духа, утверждающую их в новой благодатной жизни по духу.

Цель сего сообщения Св. Духа верующим состоит в том, чтобы укрепить человека в новой жизни по духу и даровать ему надежные средства для успешной борьбы со врагами. Человек входя в новую благодатную жизнь дверью Св. Крещения, не освобождается от естественных слабостей растленной природы (Рим.7:14, 15); а враги его спасения – плоть, мир и диавол, при сем благодатном обновлении его состояния, напрягают все свои силы, приводят в движение все свои средства, чтобы совратить человека с пути правого. Посему благость Божия, после того, как сообщает в крещении возрождающую силу, дарует верующему особую силу Св. Духа, одушевляющую его на подвиги духовной жизни, и укрепляющую в борьбе со врагами. И Св. Дух приносит в душу верующего, сообразно главным ее силам, а.) просвещение ума (Ефес.1:17–20. 1Ин.2:20,27), воеже искушати, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2) и проразумевать козни врагов; б.) любовь, движущую волю к исполнению обязанностей нового звания (Ефес.3:16,17. Рим.8:4) и в.) радость, услаждающую исполнение сих обязанностей (Рим. 14:17. Гал. 5:22.).

б.) Православная церковь, с самых первых времен своих, постоянно также отличала от таинственного действия крещения другое, следующее за ним, таинственное действие, возращающее благодатную жизнь в человеке. Климент Александрийский, живший в последней половине второго века, повествует об одном Епископе, которому Евангелист Иоанн поручил новообращенного им юношу: «он (Епископ) наставил юношу в вере, преподал ему таинство крещения; потом ослабил свой надзор, – αςτο τέλέΐον αυτω φυλαχτήριον έπιςήσας την σφραγίδα τθ Κυρίθтак как сообщил ему полное охранение – печать Господа»4. Что под печатью Господнею нельзя разуметь у Климента таинственного действия крещения, а надобно разуметь другое благодатное действие, – это ясно видно из других слов самого Климента: «ни крещение, ни блаженная печать не имеют для них значения, – говорит он о еретиках Василидианах5. Здесь Климент прямо отличает печать Господню от крещения, говорит, что у еретиков точно также, как крещение, не имеет значения действия благодатного, и печать блаженная, – другое действие благодати, –теряет значение действия высшего, Божественного. Итак, соединяя те и другие слова Климента, видим, что он передает нам веру в силу печати Господней – веру не только церкви II-го века, но и Апостольскую, веру возлюбленного ученика и тайноведца Христова Иоанна. – Св. Ириней, ученик Св. Поликарпа – слушателя и ученика Апостола Иоанна, говоря о возложении рук Апостолами на Самарян, указывает в сем действии внутреннюю, таинственную сторону: «они приняли Духа Святого, пищу жизни»6. Еще яснее раскрывает сию внутреннюю сторону таинственного действия., сообщаемого после крещения, в III веке, Тертуллиан: «Вышед из купели, мы помазываемся благословенным елеем по древнему чину, по которому обыкновенно помазывались елеем из рога в священство... телесно изливается помазание, но производит духовное действие, подобно как и в крещении»7; – и он же указывает еретику на сие действие, как на действие таинственное, заповеданное преданием, подобно крещению и Евхаристии8. Св. Киприан представляет действие, совершившееся над Самарянами, усовершенствованием их в жизни благодатной, и говорит, что тоже самое совершается при посредстве известного видимого действия над всеми верующими: «чего не доставало им (Самарянам), то совершили над ними Петр и Иоанн... так бывает это и у нас... крещающиеся в церкви совершенствуются печатию Господнею»9. В XV веке Св. Кирилл Иерусалимcкий предлагал о сем таинственном действии особенное подробное оглашение: «когда вы вышли из купели, вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро; нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается святым и оживотворяющим Духом»10. Блаж. Августин в V веке отвечал Новатианам, считавшим сие таинственное действие собственностью только времен Апостольских: «в первые времена, когда Дух Св. нисходил на верующих, они говорили разными языками; которых не изучали... это были знамения, нужные для того времени. Откуда теперь узнаешь, что принял ты Духа Святого? Спроси свое сердце: если оно любит своего брата, то пребывает в нем Дух Святой11. Кто ныне ждет, чтобы те, на которых возлагается рука для сообщения Св. Духа, внезапно стали говорить языками? Но союз мира дает разуметь, что невидимо и тайно сообщается сердцам их любовь Божественная»12. Точно также учили об особенном, отличном от крещения, таинственном действии Св. Духа и прочие учители церкви, как в первый, так и в последующие времена, так что, если бы было нужно, мы могли бы представить ряд свидетелей от первых до самых поздних – нынешних времен по порядку веков. Отличая от действия крещения другое следующее за ним действие, называли сие последнее преподанием Духа13, усовершенствованием (τελείωσις, consummatio, perfectio)14, таинством Духа15, таинством хризмы16, таинственным помазанием17, небесным помазанием, сообщающим участие в Царстве Христовом18, печатью Господнею и защитою самою надежной против врагов духовных19. Заметим еще одно обстоятельство: секты, отделившиеся от церкви Православной в древние времена, – Яковиты Сирские и Египетские20, Армяне21, самые Несториане, от которых, по их понятиям о лице Иисуса Искупителя, нельзя, казалось, и ожидать того, что видим у них, признавали и признают особенное действие Духа Святого, совершающееся отдельно от крещения при посредстве видимого знака22. Только о тех из древних еретиков, которые были решительными врагами Духа Божия, каковы: Македониане и Ариане, нельзя решительно сказать, принимали ли они, или не принимали сие благодатное действие. Откуда-же такое общее в сем отношении согласие искренних и неискренних Христиан, особенно древних, если не из того, что так учили о сем предмете Апостолы Христовы и все первые проповедники веры Христовой?

После сего соображая вышеприведенные наставления Св. Писания и отцов церкви, находим, что в церкви Христовой с самых первых ее времен, в след за таинственным действием крещения, постоянно совершалось над верующими другое таинственное действие, существенно нужное в деле их благодатного обновления, и имеющее предметом своим умножение в верующих благодати, или что то же, укрепление сил, полученных во Св. Крещении.

Что же составляет видимую сторону сего невидимого, благодатного действия?

Видимая сторона

К видимой стороне таинственного укрепления в благодатной жизни принадлежат видимый знак, под которым преподается дар Св. Духа, и слова, выражающие силу благодатного действия.

1. Из истории Апостольских Деяний видно, что Апостолы при сообщении верующим Св. Духа видимым знаком употребляли возложение рук. Так Апостолы Петр и Иоанн сообщили Св. Духа Самарянам чрез возложение рук: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян.8:17). Под тем же образом сообщили Св. Духа крестившимся Ефесянам Апостол Павел: и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня (Деян.19:6). Он же в послании к Еврееми писали о возложении рук, как о действии, входящем в состав действий известных для самых младенцев во Христе. (Евр.6:1)

2.). С другой стороны слова Апостолов Иоанна и Павла указывают и на употребление миропомазания, как видимого знамения невидимой благодати Св. Духа. Апостол Иоанн в послании своем пишешь: И вы помазание имате от Святаго, и весте вся (1Ин. 2:20). Последняя мысль Апостола, очевидно, указывает на учительство Св. Духа, который сообщается верующим для укрепления их на пути истины, и сообщается чрез помазание. Так как для уверения в действии Духа Св. на душу нужен и видимый знак сего действия: то и Апостол, говоря о просвещающем действии, указывает сие действие в видимом таинственном помазании. Еще яснее подтверждается сие словами Апостола Павла: извествуяй же (βεβαιων укрепляющий) нас с вами во Христа и помазавши (χρίσας) нас Бог: иже и запечатле (σφραγισάμένος) нас и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор.4:21, 22.). Нет сомнения, что Апостол говорит здесь о внутреннем действии Божием на сердца верующих. Но вероятно, что Апостол в семь случае имел в виду и видимое помазание, совершаемое в виде печатления крестным знамением. Вероятность сия приближается к несомненности тем, что когда Апостол говорит о бане водной, об омовении водном, он соединяет мысль о невидимом благодатном очищении с мыслью о видимом омовении водою (Тит.3:5. Ефес.5:26. Евр. 10:22. 1Кор.6:11.). Посему, когда он же говорит о помазании; то, согласно с своим образом выражения, разумеет, кроме невидимого, и видимое помазание. Сие объяснение не противоречит и цели слов Апостола. Он напоминает Коринфянам о том, как они получили благодать Св. Духа, утверждающую человека во Христе. Но напоминая о сем, Апостол естественно напоминал и о видимом знаке, под которым сообщена им благодать Св. Духа. Сей знак есть помазание, запечатление. Кроме того известно, что Апостолы Петр, Павел и Иоанн переносили ветхозаветное священное помазание на всех чад Нового Завета.

Но, не делая еще решительного заключения о приведенных нами свидетельствах Св. Писания, рассмотрим обыкновения и правила Древней Церкви, относящиеся к сему предмету.

Повторим прежде слова учителей Западной Церкви. Тертуллиан, живший в начале 3-го века, в трактате о крещении писал: «по выходе из купели мы помазываемся благословенным помазанием по древнему чину, по которому обыкновенно помазывались елеем из рога в священство23… После сего возлагается рука, благословением призывающая и низводящая Св. Духа»24. Подобным образом говорит он в другом месте: «плоть помазывается, чтобы очистилась душа; плоть запечатлевается, дабы оградилась душа; плоть знаменуется возложением руки, чтобы душа просветилась Духом»25. В том и другом случае Тертуллиан, как очевидно, помазание представляет знамением невидимой благодати и возложение рук поставляет после помазания. В двух других сочинениях он говорит об одном помазании и прямо причисляет помазание к составным частям таинства26. Св. Киприан, имея в виду действие Апостолов в Самарии, упоминал о возложении рук: но вещественное, видимое знамение укрепляющей благодати называл отличительным наименованием – χρίσμα. «Необходимо, говорил он, помазываться тому, кто будет крещен; чтобы получивши хризму, т.е. помазание елеем, он мог быть помазанником Божиим, и мог иметь в себе благодать Христову»27. Блаж. Августин писал против Донатистов: «кто ныне ждет, чтобы тотчас начинали говорить языками те, на которых возлагается рука для сообщения Св. Духа»28? Но собственно о знамении невидимой укрепляющей благодати он так выражается пред тем же Донатистом: «таинство хризмы – таинство видимых знамений. Отличи видимое таинство от невидимого помазания любви»29. Тоже видим у него и в другом месте: «таинство состоит в духовном помазании»30. Так называемые требники Геласия и Григория говорят и о помазании, и о возложении рук. – Пациан31, Оптат Милевитский32, Пруденций33, Св. Амвросий34 в 4 веке, Исидор Севильский в 7 веке35, говорят об одном помазании, и прямо называют помазание видимым знамением таинства. С 8 века Западные писатели стали говорить, что помазанием выражается и самое возложение руки36.

Что касается до Восточной Церкви: то в ней решительно не видно, чтобы хотя не ясно говорил кто-нибудь о возложении руки, как о знамении таинства; напротив и в словах учителей и в постановлениях общественных видимым знамением невидимой укрепляющей благодати поставляется помазание миром, возложение же руки доселе удерживается как дополнительное священное действие, следующее после помазания таинственным миром.

Мы заметим только следующее: а.) Свидетельства о миропомазании, как знамении невидимой укрепляющей благодати, мы видим во втором и третьем веке, свидетельства ясные и такие, в которых прямо говорится, что миропомазание совершается по чину Церкви, или, что в сем случае означает тоже, по преданию Апостольскому. Мы уже видели, как по свидетельству Климента Алексадрийского, один из учеников Апостольских при жизни Апостола Иоанна совершил миропомазание. – Феофил Антиохийский, живший в первой половине 2-го века прежде Климента Александрийского, писал к Автолику язычнику: «Христианин, – ото имя помазания (χρίσματος): ибо мы помазываемся Божиим елеем»37. – В постановлениях Апостольских читается: «Ты, Епископ, или Пресвитер, сперва помазуй елеем, потом крести водою и наконец запечатлей миром»38. Ориген, в первой половине 3-го века, обошедший восток и запад, обнимавший обширным умом своим и постановления Церкви современной, и их происхождение и значение, так писал: «Все мы, по преданному чину Церкви (secundum typum Ecclesiae traditum), крещены в водах сих видимых и с хризмою видимою»39. Ориген говорит совокупно о крещении и о хризме видимой потому, что за крещением, как ото всеми признано, следовало миропомазание, и потому слова его о действиях по чину, представляющиеся на первый взгляд не ясными, заключают в себе именно тот смысл, что как самое крещение водное, так помазание хризмою, следуя одно за другим, совершаются по чину Церкви, и не только просто по чину, но по чину преданному, – т. е. не такому, который в недавнее время установлен, но такому, который существует издревле.

б.      ) Свидетельства об употреблении миропомазания, как знамения невидимой укрепляющей благодати, находим и у тех восточных, издревле отделившихся от Церкви еретиков, о которых говорили выше.

в.      ) Ветхозаветное помазание Священников и Царей освященным миром представляли принадлежностью всех верующих во Христа – Ориген40, Тертуллиан41, Кирилле Иерусалимский42, Папа Лев43, Св. Ефрем Сирский. Последний, сказав, что елеем помазывались Ветхозаветные Священники и Цари, так говорить о древнем помазании: «Образуя наше таинство, оно перешло к нам, так что теперь, вместо немногих, помазуются многие»44. Слова Апостола Иоанна о просвещающем помазании объясняли о невидимом и видимом миропомазании Св. Кирилл Иерусалимский45, Дионисий Ареопагит46, Афанасий47 и Августин48. А в словах Апостола Павла о помазании и печатлении признавали учение о таинственном миропомазании между прочими Св. Златоуст49, Амвросий50 и Феодорит51.

г.) Самое совершение миропомазания весьма ясно и с силою описал Св. Кирилл Иерусалимский. Сказав; что видимым миром помазуется тело, он так описывает самое действие помазания: «И во-первых помазаны вы были на челе, что бы избавиться вам от стыда... потом на ушах, дабы получить вам слух для слышания Божественных тайн... после на ноздрях, чтобы облагоухались вы Божественным миром и могли говорить: Христово есмы благоухание. Далее на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским»52.

Какое же теперь должны мы составить общее заключение о свидетельствах Св. Писания и отцов церкви касательно видимого знамения возращающей и укрепляющей невидимой благодати? – Сображая все доселе сказанное, должны мы в заключение сказать следующее:

аа). Миропомазание есть несомненное знамение невидимой благодати, совершенствующей верующих, и знамение определенное чином Апостольским. Так показывают и слова Апостолов: так показывают учет и постановления древней церкви.

бб.) Слово Божие, говоря, кроме помазания, п о возложении руке, как знамении совершенствующей благодати, нигде однако не говорит и ничем не показываете, что бы соединение того и другого действия видимого составляло необходимую принадлежность знамения таинственного; напротив тот и другой знак выражает одно и то же: укрепление души просвещающею и животворящею благодатью. Между тем нельзя не видеть, что возложение руки, выражая легкость, с какою служитель Христове раздает дары благодати, составляет, по самому внутреннему своему свойству, знак по преимуществу Апостольский, знамение дарораздаяния Апостольского. Миропомазание же, не имея сего преимущества, вполне прилично смиренным преемникам власти Апостольской; и оно же, с одной стороны, ощутительно выражая невидимую благодать, вполне сообразно и с нуждами общей немощи всех верующих; а с другой, – быв освящено ветхозаветным употреблением, составляет знамение достойное чад Нового Завета, удостоенных преимущества, некогда принадлежавшего только некоторым высоким лицам народа Божия.

2. Если нужно для внешней стороны таинственного миропомазания, кроме видимого помазания, другое выражение невидимой таинственной силы Св. Духа, каково знамение слова: то слово в сем случае должно выражать, конечно, только мысль о действительности благодатного укрепления, совершаемого Духом Святым в миропомазании; другого значения слову в сем случае назначить нельзя. В таинстве миропомазания действует преимущественно Дух Святой, тот Дух-утешитель, который, по силе крестных страданий Искупителя, послан верующим для укрепления их в подвигах скорбной жизни. Аз умолю Отца, говорил Спаситель, и иного утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит его, ниже знает его: вы же знаете его, яко в вас пребывает, и в вас будет (Ин.14:16–17). И в церкви восточной с первых времен церкви существует одно неизменное словесное выражение таинственного совершенствования верующих. На втором Вселенском Соборе, в 381 году, отцы сего Собора говорили: «мы принимаем (еретиков), помазывая их Св. миром, и запечатлевая говорим: σφραγϊς δωρεάς πνεύματος άγιο- печать дара Духа Святого»53. Из самых выражений сей речи видно, что слова таинственного миропомазания не самими отцами сего Собора вводятся, как новое учреждение, а составляют предание. Отцы Собора не говорят: мы определяем произносить сии слова при миропомазании: «печать дара Духа Святаго»; а приводят это, как дело давно известное и давно существующее в употреблении, когда разрешают недоумение о том, как принимать еретиков, обращающихся к Православной церкви. Нельзя иначе понимать их слов: «Мы говорим: печать дара Духа Святаго». То же находим в определениях Собора Трулльского54, у Кирилла Иерусалимского55 и Астерия, Епископа Амасийского56; и в том же виде перешли слова, выражающие силу таинственного миропомазания, и в церковь Российскую57. И так очевидно, что слова сии вошли в употребление со времен весьма древних и даже со времен Апостольских. Основание для них можно видеть в словах Апостола. Учитель языков говорить: извествуяй же нас с вами во Христа, п помазывай (χρίσας) нас, Бог: иже и запечатле (σφραγιοάμένος) нас, и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:21–22).

Ничего нет в том удивительного, что у писателей Западной церкви до начала 8-го века никакого не видно словесного выражения внутренней силы таинственного помазания58. Можно принять за вероятное, что при вещественном выражении благодатной силы, понятном для каждого в своем значении, словесного выражения не считали тогда столько необходимым, сколько стали считать это нужным Римские Богословы в позднее время, и тем ввели себя самих в положение безответное пред Протестантами. Известно и то, что появившееся у Римлян с 8-го века словесное выражение таинственного совершенствования верующих в последствии являлось в видах весьма разнообразных59. И это конечно еще менее удивительно после того, что известно о первых семи веках западных. Гораздо более удивительно то, что некоторые из поздних Римских Богословов вместе с Протестантами60 стараются унизить важность словесного выражения благодатной укрепляющей силы, известного в Восточной церкви с столь давнего времени. Говорят, что в сем выражении внешнем нет указания ни на то лицо, которое сообщает таинство, ни на то, которому оно сообщается; нет также призывания Св. Троицы. Но на чем основываются сии требования?– Что касается до первого требования: то надлежало бы твердо помнить нам всех, что служитель таин Христовых во всех своих действиях должен подражать действиям Пастыреначальника Иисуса Христа. Между тем во всех действиях Господа выражалось глубокое смирение. Проходя высокое свое служение; он ничего не усвоял самому себе; во всем представлял себя только Исполнителем воли Отца небесного, посредником между Богом и человеками. Так отпуская грехи, он никогда не говорил: Я отпущаю, но отпущаются ти греси твои (Лук.11:5). Недолжно ли сие высокое смирение выражаться и в действиях достойного Его служителя? оно должно выражаться тем более, что немощный служитель таин – не виновник, а только орудие благодати. Прилично ли после сего ему присвоять себе то, что принадлежит собственно вседействующей благодати Божией? – Далее нужно ли, чтобы в словесном выражении непременно указывалось на лице, над которым совершается таинство? – Если что нужно, то требуется только, чтобы выражалась сущность таинства; а употребляемое Восточною церковью словесное выражение благодатного миропомазания наилучшим образом соответствует своему назначению, вполне выражает оно сущность таинственного действия, именно сообщения верующим Св. Духа. – Наконец совсем без основания требуют, чтобы словесное выражение благодатного миропомазания заключало в себе призывание Св. Троицы. Сие призывание составляет по преимуществу собственность крещения. В крещении мы в первый раз становимся исповедниками Св. Троицы, в первый раз получаем жизнь новую, которая есть дело благодатного совета трех лиц Божества; – и потому здесь нужно полное призывание Св. Троицы. Напротив в миропомазании мы получаем укрепление на подвиги благодатной жизни; каковое действие принадлежит Св. Духу; потому в миропомазании прилично призывается Св. Дух. Притом известно, что таинство миропомазания в древней церкви сообщалось и ныне сообщается верующим непосредственно после крещения; и следственно непосредственно после призывания Св. Троицы; а в таком случае повторение сего призывания при миропомазании становится не необходимым.

Установление его

Из предложенного исследования о внутренней стороне таинства миропомазания и внешнем его виде открывается, что сие таинство введено в церковь Христианскую не произволом человеческим, но установлено волею Божиею. Оно совершаемо было Апостолами, как действие отличное от других таинственных действий внутреннею своею стороною и внешним видом, и притом необходимое для церкви. Но Апостолы во всех своих действиях следовали не собственному произволу, а внушениям воли Божественного Учителя своего. Воля же Спасителя о даре Св. Духа верующим для них выражена была ясно. Господь Иисус приглашал верующих к принятию Духа Святого: аще кто жаждет, да приидет ко мне к пиет: веруяй в мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече, – объясняет наперсник Христов, – о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его (Ин.7:37–38). Апостол Иоанн писал верующим: и вы помазание имате от Святаго, и весте вся. (1Иоан. 2:20). Говоря неопределенно о помазании от Святого, Апостол показывает нам, что говорить о действии Святого, уже известного верующим; а обращаясь к Евангелию, Иоаннову, не можем не узнать, что сей Святой есть тот Святой Утешитель, имевший научить всему, которого обещали послать и послал верующим Спаситель. (Ин.14:16, 15:26, 16:13). Следовательно, если известно уже, что укрепляющее действие Св. Духа совершается в верующих и совершается в видимом помазании: то действие сие совершается, как показывает Апостол, по воле того, кто обещал послать Святого, а не есть действие произвола человеческого. Да и странно было бы подумать, будто произвол человеческий может без воли Божией совершать святое и необычайно великое дело, – дело раздаяния даров Св. Духа.

Отцы Церкви никогда не сомневались в Божественном происхождении такого учреждения; каково благодатное миропомазание. Обетование об учреждении таинства миропомазания они видели в обетовании Спасителя ниспослать Духа истины, который бы наставлял верующих на всякую истину (Ин.14:16); а учреждение его уже действующее указывали в примере Апостолов Петра и Иоанна, которые торжественно были посланы низвести и низвели Св. Духа на окрещенных Филиппом Самарян. Блаж. Иероним, говоря о Божественном установлении сего таинства, так указывал его начало: «ты спрашиваешь, Люциферианин, где писано о сем? – в Деяниях Апостольских»....61. На то же Божественное установление таинства миропомазания указывали: Св. Киприан, когда говорил о Самарянах: «чего не доставало им, то совершили Петр и Иоанн так бывает и у нас... совершенствуются печатию Господнею»62; и Св. Ириней, когда указывает еретику, что Самаряне получили Св. Духа чрез возложение рук Апостольских63. Тертуллиан говорил, что миропомазание есть действие таинственное, заповеданное преданием, подобно крещению и Евхаристии64. Таким же образом доказывали Божественное начало миропомазания: Ориген65, Августин66 и другие.

Итак справедливо исповедует Православная Кафолическая восточная Церковь, что миропомазание есть таинство, установленное волею Божию, в котором через видимое помазание освященным миром с произношением слов: печать дара Духа Святого, сообщается человеку невидимая благодать Св. Духа, укрепляющая его на подвиги духовной жизни.

Миропомазание отличается от крещения, тем, что в оном сообщается человеку новая последующая степень благодати и сообщается под другими знамениями, нежели под какими и какая сообщается в крещении. С другой стороны надобно сказать, что крещение имеет преимущество пред миропомазанием. Оно есть та дверь в Церковь Христову, которою кто не войдет, не войдет и в царствие Божие тогда как новорожденный духовный младенец, если бы умер и без благодатного укрепления, сообщаемого чрез миропомазание, остается живым для Христа. – Обратимся теперь ко приложению таинства миропомазания.

Приложение таинства миропомазания

Приложение таинства миропомазания в Церкви может быть определено решением следующих вопросов: а.) кому принадлежит право совершать сие таинство? б.) над кем оно совершается? и в.) каким образом? –

а.) Кому принадлежишь право совершать таинство миропомазания? – Мы заметили прежде, что Церковь Восточная совершение таинства миропомазания поручает вообще совершителям тайн – Епископам и Пресвитерам; напротив Церковь Римская возложение рук предоставляет одним только Епископам. В основание своему образу действования Церковь Римская полагает пример Апостолов. – Справедливо, что Епископы ближайшим образом наследуют права Апостольские: и потому одним Епископам принадлежишь право освящать миро для таинства миропомазания, подобно как и право освящать храмы для таинства Евхаристии: но как, по требованию нужды, Епископ, освятив антиминс, предоставляет пресвитеру приложить сие освящение к известному Храму в отсутствие Епископа; подобно сему, по такой же нужде, Епископ освятив миро, предоставляет пресвитеру приложить сие начальное и общее освящение к известному лицу миропомазуемому. Пресвитеры с приличием приемлют сие полномочие по их Священству, которое поставляет их служителями Христовыми и строителями тайн Божиих (1Кор. 4:1), хотя впрочем в зависимости от Епископа. Сим не нарушается существенное различие Епископа от Пресвитера, по отношению к таинствам, состоящее в том, что только Епископ имеет право раздавать священство (Тим.5:22.). На сем-то основании Бл. Иероним в письме к Евагрию писал; «что совершает Епископ, чего бы не совершил пресвитер, исключая посвящение?» Итак нет препятствия вверить Священникам совершение таинства миропомазания, тем более, что им вверено право совершать другие высокие таинства, крещение и причащение. Фотий, Патриарх Константинопольский, в половине 9 века, писал Папе Николаю 1, отвечая на возражения Римской Церкви: «говорят, что Пресвитерам нельзя помазывать крещаемых миром; ибо это право присвоено законом одним Епископам. – Но где сей закон? кто его виновник? Апостолы, или Отцы? или сие определено каким либо Собором? Но где и когда о сем было говорено, и кем подтверждено? кроме того, если Священникам нельзя миропомазывать крещаемых, – то им нельзя совершать и других таинств, напр. крестить.»67.

В защиту своих мыслей Римляне ссылаются на слова некоторых древних Отцов. Так Св. Златоуст в толковании на деяния Апостольские говорил: «Филипп был один из седми Диаконов; и потому крестя он не сообщал Св. Духа, да и не имел права сообщать; ибо сие было даром только Апостолов.... Потому и ныне мы видим, что сие совершает не иной кто, как их преемники.»68. Св. Киприан в письме к Юбаияну писал: «чего не доставало (Самарянам), то восполнили Петр и Иоанн; молитвою и возложением рук они сообщили им Св. Духа. То же бывает теперь и у нас: крещаемые в Церкви представляются начальникам церкви, и по нашей молитве чрез возложение рук получают Св. Духа и совершенствуются печатию Господнею69. Подобные мысли выражал Августин70.– Что касается до слов Св. Златоуста, им не противоречит обычай восточной Церкви, продолжающейся доныне, ибо диаконам совершение таинства миропомазания не вверяется ни в каком случае, и пресвитеры приемлют только участие в совершении сего таинства; которое начинается освящением мира от Епископа. А чтобы яснее видеть, как мало приведенные слова Св. Златоуста благоприятствуют позднему мнению западному, в пользу коего – заметим сие – у восточных учителей единственно только на помянутые слова и указывают, приведем другие слова Св. Златоуста. Объясняя слова Апостола, где Учитель языков, сказав о Епископах, прямо переходит к диаконам, Св. Златоуст спрашивает: «почему Апостол, оставив Пресвитеров, переходить к диаконам?» и отвечает: потому что не велико расстояние между ними (Пресвитерами) и Епископами: и те получили право учить и предстоятельство в Церкви, и что сказал он о Епископах, относится и к пресвитерам: ибо Епископы только хиротониею превышают пресвитеров и в сем только представляются с большею властию (πλεονεχτεϊν) пред ними.»71. Подобно и о других свидетельствах должно сказать, что в них говорится о совершении миропомазания Епископами, но тем не отрицается участие Пресвитеров в совершении оного. Блаж. Иероним о обыкновении приводить новокрещенных к Епископу для возложения рук говорит, что это установлено более «для чести священства, нежели по необходимости закона.»72. Известно, что некоторые Отцы не позволяли Пресвитерам совершать и Св. крещение без дозволения Епископов, напр. Дионисий Ареопагит73, Игнатий Мученик74, Тертуллиан75, Иероним76. Но можно ли отсюда заключать, что Священники совсем не имеют права на совершеиие таинства крещения? – Тоже надобно сказать и о таинстве миропомазания. Посему-то в Православной Церкви во все времена позволяемо было Священниками совершать миропомазание. В Постановлениях Апостольских предписывается совершать оное и Епископу и Пресвитеру: «ты, Епископ или Пресвитер, сперва помажь елеем, потоми крести водою и наконец запечатлей миром.»77. В деяниях Собора Толедского (400?) приводится следующее постановление из прежних веков: «Постановлено было, чтобы не миропомазывал Диакон, а совершали сие Пресвитеры в отсутствие Епископа, в присутствии же с его разрешения»78. Тоже подтверждали Соборы – Оранжский в 444 г.79, Арльский – в 455 г. и Епаонский в 517 г.80 (и). Сочинитель толкования на посл. к Ефесянам, под ложным именем Амвросия, говорит, что в Египте запечатлевали Пресвитеры: «в Египте запечатлевают Пресвитеры, если нет Епископа»81. Тоже говорит известный под именем Амвросия древний Сочинитель вопросов о Новом и Ветхом Завете: «в Александрии и в целом Египте, запечатлевает Пресвитер, если нет Епископа»82. И потому когда на Флорентинском Соборе Престоятели Латинской Церкви возражали: на каком основании Греческая Церковь позволяет совершать миропомазание Священникам? – то Епископ Церкви Митиленской все возражения их, как говорится в деяниях сего Собора, разрешил на основании постановлений и законов, в пользу Церкви Греческой; ибо Римляне после уже не возражали. Напротив известно, что Евгений IV, присутствовавший на сем Соборе, в своем декрете для Армян писал: «Впрочем Апостольское седалище, по уважительным причинам, разрешает совершать таинство утверждения (confirmationis) и простому Священнику, миром, освященным от Епископа»83.

Что к предоставлению Священникам права совершать миропомазание располагали Церковь особенно нужды верующих, сие объяснял Гавриил Епископ Филадельфийский в ответах Латинянам. Они писали: «Восточная Церковь поручает, без всякой погрешительности, не только Епископам, но чрез них и Священникам, совершать таинство миропомазания; и это для того, чтобы кто либо из крещенных не лишился благодати сего таинства, если ему неожиданно случится переселиться из сей жизни». В самом деле, если право совершать миропомазание предоставить одним Епископам: то сколько верующих можешь лишиться благодатных даров сего таинства. Не говорим уже о том, что сим поставляется и Епископ и верующие в затруднительное положение.

И Церковь Западная во все времена позволяла совершать таинство утверждения (con-firmationis) Священниками84. Самый Тридентинский Собор, главная опора нынешней Западной Церкви, называет Епископа – ministrum confirmationis ordinarium, а священника – extraordinarium; но все же ministrum, и тем признает его право на совершение сего таинства. В новейшие времена право совершать таинство утверждения в Церкви Римской даваемо было миссионерам и Иезуитам.

Впрочем Православная Церковь позволением своим Пресвитерам преподавать таинство миропомазания не унижает преимущества права Епископского на совершение сего таинства; напротив она сохраняешь во всей силе древнее обыкновение. В церкви Христовой с самых первых ее времен принято было законом, чтобы таинственное действие миропомазания совершалось чрез помазание освященными миром. «По выходе из купели, – говорил Тертуллиан, – мы помазываемся благословенными елеем, по древнему чину, по которому обыкновенно в сан священства помазывались елеем из рога»85. Св. Киприан писал: «елей, которым помазываются крещаемые, освящается на алтаре»86. То же свидетельствовали Св. Кирилл Иерусалимский: «вы помазаны были освященным елеем с главы до ног соделались причастниками доброй и благоплодной маслины Иисуса Христа»87. А Св. Василий В. сие освящение мира называет Апостольским преданием88. Освящение мира всегда предоставлялось только Епископам, на том основании что таинственное возложение рук на крещенных Самарян совершили Апостолы – Петр и Иоанн, а не Филипп. Сие право освящать миро предоставлено Епископами и Соборами: Карфагенским 2-м в 390 г.89, Карфагенским 3-м в 397 г.90 (т); Толедским 1-м в 400 г.91 и другими. Дионисий Ареопагит описывает и самое действие освящения мира Епископом92. И Православная Церковь дозволяла и дозволяет Пресвитерам миропомазывать только миром, освященным от Епископа93, по благословению рукополагающего Епископа. Самое же сие благословение изрекается в грамотах, выдаваемых Епископами пресвитерам, где последние уполномочиваются быть строителями таин Божиих, как всех вообще, исключая посвящения так и в частности – миропомазания.

б.) Над кем совершается таинство миропомазания? – Таинство миропомазания в Церкви Православной совершается вообще над получившими Св. крещение, без различия их возрастов, и притом непосредственно в след за крещением. Сей образ действования основывается на примере Церкви Апостольской. Апостолы сперва преподавали уверовавшим Св. крещение, а в след за сим удостаивали их таинственного сообщения Св. Духа. Сие видно из поступка Апостола Павла с учениками Иоанновыми в Ефесе. Он сперва преподал ими крещение, потом сообщил Св. Духа: слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса: и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Св. на ня (Деян. 19, 5, 6.). И сие происходило, как видно, непосредственно в след за крещением. В последствии времени Апостол писали Ефесянам, напоминая им о тщательном хранении таинственного запечатления Духом Святым: не оскорбляйте Духа Святаго Божья, имже знаменаcmeся в день избавленья (Ефес. 4, 30.). По ясным словам Апостола, Ефесяне получили запечатление Духом Святым в день избавления. Но избавлением в Писании, как замечено было выше, называется крещение. Следственно Ефесянам сообщен Св. Дух в день их крещения.

Правда, из истории Апостольских деяний известен случай, в котором сообщение Св. Духа верующим происходило спустя довольно времени после крещения: это случай с Самарянами (Деян.8:14–19). Но такое сообщение Св. Духа Самарянам произошло от того, что Филипп, который крестил Самарян, не имел права сообщить им Св. Духа; потому что был Диакон. Апостольское же определение о Самарянах ясно показывает, что они считали нужным преподавать Св. Духа верующим непосредственно после крещения. Как скоро дошел до Апостолов слух, что Самаряне приняли слово Божие и уже крещены Филиппом, они тотчас послали Петра и Иоанна, без всякого отлагательства, для сообщения Самарянам Св. Духа.

На сем основании и Церковь постоянно преподавала таинство миропомазания только окрещенным, и притом в след за крещением. Тертуллиан в начале III в. писал: «по выходе из купели мы помазываемся благословенным помазанием»94. То же свидетельствовал Св. Киприан: «необходимо помазываться получившему крещение для того, чтобы по получении помазания миром, быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христа»95. Кирилл Иерусалимский говоришь: «после того как вы вышли из купели, вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро; нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и оживотворяющим Духом»96. Отцы Лаодикийскаго Собора (около 364 г.) постановили: «подобает просвещаемым после крещения быть помазуемым пренебесным миром»97. Св. Церковь не отказывала в сем помазании и младенцам; преподавая им Св. крещение, она вместе с тем удостаивала их и Св. миропомазания. Бл. Августин писал: «когда мы возложили руку на сих детей, то каждый из вас внимательно смотрел, не говорят ли они языками»98.

Такой образ действия Церкви одобряется и естественным соображением. В таинстве миропомазания; как мы видели; сообщается человеку дар Св. Духа, укрепляющего на подвиги духовной жизни. Итак можно ли его преподавать тем, которые еще не родились в сию жизнь? По естественному порядку человек наперед рождается, потом уже укрепляется. Таким же образом происходит совершенствование человека в благодатном состоянии. Надобно наперед родиться человеку в благодатную жизнь чрез крещение, потом уже получить благодатное совершенствование. Тоже соображение внушает, что не надобно отлагать на долгое время после крещения дарование благодати утверждающей. Как знать, когда Господу угодно будет воззвать возрожденного Св. крещением духовного младенца из сей жизни? Может быть, что призывный голос Отца Небесного застанет кого-либо прежде получения Св. миропомазания. А Блаж. Иероним оплакивает тех, которые, получив крещение, умерли, не удостоившись вместе с сим получить совершенствующих даров миропомазания99.

Долго сохраняла обыкновение преподавать таинство утверждения (confirmationis) в след за крещением и Западная Церковь. По крайней мере ранее IX века не видно в ней прекращения сего обыкновения. Но с сего времени Западные Епископы стали преподавать таинство утверждения спустя нисколько лет после крещения. Оно обыкновенно преподается между 7 и 12 годами. Основанием для сего полагается то, чтобы сообщать сие таинство только получившими полное употребление рассудка и имеющими достаточные сведения в истинах религии. Но отверзая младенцами чрез крещение дверь в новую благодатную жизнь, хорошо ли оставлять их на долгое время без укрепляющей благодати Св. Духа, оставлять в опасности лишиться сей благодати?

Повторения миропомазания над одними и теми же лицами не может быть по свойству сего таинственного действия, как духовного запечатления. О неповторяемости его Апостол Павел учит: не возможно во просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго... паки обновляти в покаяние. (Евр.6:2–3) Посему и Церковь никогда не позволяла повторения сего таинства над одними и теми же лицами: «Сия тайна не дается вторицею», – сказано о миропомазании в Православном исповедании веры100. Только в двух случаях она разрешала повторение его, – именно – при венчании Царей на царство и принятии обращающихся из тяжких ересей к православию.

В первом случае основанием для своего образа действования Церковь имела ясное повеление Божественное. Бог, установляя царскую власть в избранном народе своем, повелевал помазывать избираемых в сие высокое достоинство. Так помазаны были Саул, Давид (4Цар.10:1, 16:12); так помазывались и их преемники. И сие помазание всегда сопровождалось особенным дарованием Св. Духа: после помазания ношашееся Дух Господень над Давидом (1Цар.17:13). Посему и Церковь Христианская, миропомазывая Царей, имеет целью сообщить им, сверх дара Св. Духа, общего всем Христианам, особенную силу Св. Духа, укрепляющую их в исполнении царственных обязанностей, неудобоисполнимых для простого человека.

Принятие еретиков, обращающихся к Православной Церкви, совершалось всегда на основании постановлений Апостолов и Вселенских Соборов. В Апостольских, правилах сказано: «аще кто Епископ или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будете извержен из священного чина, опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лук.15:7)101. Посему и Отцы Вселенских Соборов определяли принимать обращающихся к Православной Церкви. Так на втором Вселенском Соборе постановлено было: «присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков приемлем»102. То же повторено и на шестом Вселенском Соборе103. Присоединение от ересей тяжких всегда совершалось миропомазанием обращающегося к православию: «принимаем, запечатлевая, т. е. помазуя Св. миром,» – сказано в тех же Соборных определениях. И это для того, что бы сообщить обращающимся дары Св. Духа, коих они не имели. Бл. Августин писал, что Дух Святой может быть сообщаем только в Церкви Православной104. Посему еретики хотя бы и получили миропомазание от своих, приходят в Православную церковь без даров Св. Духа. Посему, при обращении своем к Православной Церкви, они имеют нужду в дарах Св. Духа, общих всем Христианам, а следственно и в таинстве миропомазания, чрез которое дары сии сообщаются.

в.) Каким образом совершается таинство миропомазания? – Так как таинство миропомазания с самых первых времен Церкви Христовой преподавалось верующим непосредственно в след за их крещением: то и чин совершения оного с самых древних времен соединяется непосредственно с чином крещения. Из истории Апостольских деяний известно, что Апостольскому возложению рук предшествовала молитва: иже (Апостолы) сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго... тогда возложиша, руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян.8:15–17). На основании сего надобно положишь, что в состав чина Св. миропомазания должны входить: – а.) моление о ниспослании Св. Духа верующему и б.) совершение самого действия таинственного миропомазания. Сии принадлежности действия миропомазания, как существенные, отличаемы были и Отцами Церкви. Св. Киприан писал: «чего не доставало (Самарянам), то совершили Петр и Иоанн; помолившись о них, и возложив на них руки, они призвали и сообщили им Св. Духа: так и ныне бывает сие у нас; те, которые крестятся в Церкви, представляются настоятелям Церкви, и по нашей молитве, чрез возложение рук получают Св. Духа, и совершенствуются печатию Господнею»105. В постановлениях Апостольских излагается и сущность самой молитвы, предшествовавшей Св. миропомазанию106. Самое миропомазание совершалось крестообразно, как свидетельствуют о сем: Св. Амвросий – «помазал тебя Христос. Каким образом? – поелику ты запечатлевался образом его креста.»107, и Бл. Августин: «Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или над водою, которою возраждаются, или при помазании, которым мы помазаны были при укреплении, или над Св. жертвою, которою мы питаемся: то все безплодно»108. Св. Кирилл Иерусалимский перечисляет самые члены, на которых совершалось помазание: «и вопервых помазаны вы были на челе, чтобы избавиться от стыда... потом на ушах, дабы получить вам слух для слышания божественных таин... после на ноздрях, чтобы облагоухались вы Божественных миром и могли говорить: Христово есмы благоухание; далее на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским»109. Так совершалось миропомазание древле, так совершается оно и ныне в Церкви Православной. В соблюдаемом ею чине ему предшествуешь молитва, в которой Церковь молится о даровании помазуемому силы Божественной к побеждению врагов, крепости и непоколебимости в Православной вере, дерзновенного исповедания Иисуса Христа, преспеяния в заповедях, чистого хранения даров Св. миропомазания и наконец достижения в мужа совершенна. Самое помазание совершается крестообразно на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, с произношением при помазании каждой из показанных частей тела слов: «печать дара Духа Святого.» Помазание сих частей тела, по их отношению к действиям души, в духовном смысле может означать действие Св. Духа на три главные силы души человеческой и на внешние поступки человеческие. Чело обыкновенно представляется седалищем мысли, перси – хранилищем желаний, а прочие чувственные органы – проводниками ко внутреннему чувству и орудиями деятельности душевной: посему помазание чела может означать очищение мыслей, помазание персей освящение желаний, помазание прочих частей тела – освящение чувств и всего поведения Христианина.

Точно таким же образом совершается миропомазание и над обращающимися к Православной Церкви. Здесь только миропомазанию предшествует отречение обращающегося к православию от прежних его заблуждений, и исповедание православный веры, согласно определениям второго110 и шестого111 Вселенских Соборов. Подробное изложение отрицания можно читать в Требнике, где представлены со всеми видами чины присоединения обращающихся к Православной Церкви, составленные (в 843–847 годах) Св. Мефодием, Патриархом Константинопольским, ревностным защитником иконопочитания112.

Таким образом таинство миропомазания в Церкви Православной совершалось и совершается не одними Епископами, но по их благословению и Пресвитерами, чрез по мазание миром, освященными от Епископов, преподается только принявшим Св. крещение, и притом непосредственно в след за крещением, и совершается по древнему чину.

* * *

1

Прав. Испов. Отв. на вопр. 104. 105. Катихизис Преосв. Митроп. Филарета о миропомазании.

2

Concil Trident. Sess. 7. can. 3. Si quis dixerit, sanctae confirmation is ordinarium Ministrum non esse solum Episcopum, sed quemvis simplicem Presbyterum, anathema sit. V. id. can. 1. item sess. 23. can. 7. Catech. Rom. 2, 3. 2. Confirmationem ab ecclesia sacramentum ideirco vocari docendum еst, quoniam, qui baptizatus est, cum ab Episcopo s. chrismate ungitur, – novae virtutis robore firmior esse incipit.

3

Homil. 83 in Evang. Matthaei. Op. T. 7. p.787. ed. Montfauc.

4

Quis dieves salvus? §40. p.359. Evseb. H. E. tom III. cap. 23.

5

Strom. lib. II §3.

6

Contr. haer. lib. IV. cap. 28. §2.

7

De Baptismo cap. 7.

8

De praescr. haer. cap. 28.

9

Epist. 73. ad Iubaian.

10

Тайноводств. поуч. 3. §§ 1. 3. 6. 7.

11

Tractat. 6. in Iohan. cap. 16.

12

De Baptismo. lib. III. cap. 16.

13

Корнелий о Новате: «не получивший сего (помазания) каким образом он мог получить Духа Святого?» apud. Euseb. Η.Е. 6. 43. Кирилл Александрийский, объясняя слова Исаии (25, 6): помажутся миром на горе сей, говорит: «миро означает для нас помазание Духа Святаго... ибо помазуемся миром во время Св. крещения, совершая знамение того, что получаем помазание Духа Святаго!» Lib. III. Тоm. 1. р. 353.

14

Кирилл Александрийский, после того, как сказал о таинственном действии крещения, продолжает: «для оправдываемых во Христе чрез Св. крещение присовокупляется еще и действие мира, доводящее их до совершенства (συνυ λξσα προς τελΐίωσιν). На Иоиля 2, 23. Пост. Апост. 3, 7.·Лев epist ad Nicet. cap. 7.

15

Тертуллиан de praes.4 haer. § 36. Иларий comm. in matth. cap. 4. § 27. Пост. Апост, 7, 44. 45.

16

Августин Contra lit. Petil. 2 cap. 104. «в сем помазании вы разумеете таинство хризмы, которое между видимыми знамениями такое же таинство, как и крещение». Феофилакт Болгap. в толк. Лук. 10. гл. Евфимий Зигабен в панопл. числ. 2.

17

Феодорит на Исаию 61, 2. Удостоиваясь таинственного помазания, получаем радость и участие в славе. «Ефрем Сир. против, ерес. слов. 27. Евсевий доказ. для Еванг. 1, 10.

18

Собор Лаодикийский в прав. 48: «надлежит, чтобы просвещаемые (крещающиеся) были помазуемы после крещения небесным помазанием, и чрез то были причастниками Царства Христова.» Лев в Serm 24. 6.

19

Григорий Богослов говорит: «если ты оградил и обезопасил себя на будущее печатию самою лучшею, самою надежною защитою, запечатлев душу и тело помазанием и Духом: то что тебе приключиться может? Слов. о крещ. Лев в Serm. 24, 6.

20

Исповедание Яковитов о сем предмете видим в их требниках у Ассемана (Bill, orien. tom. 1. р. 573.), в сочинениях Иоанна Дарского, Якова Тагритского, Григория Бар-Еврее (Assem, В. О. tom. II. р. 121. 239. 230.) См. Хронику Сир. о 5. век. Assem. tom. I, p. 265.

21

Иоанн Оцниенский: «помазание, следующее за крещением, призывает на нас благодать усыновления Божия. Orat. Synod. р. 23.

22

Asseman. Bill. Orient, tom. 4. dissert. de Syr. Nest. p. 272.

23

De Baptis cap. 7.

24

Там же cap. 8.

25

De resurrect. carn. cap. 8.

26

De praescr. haer. cap. 24. 40. lib. 2. adv. Marcion. cap. 14.

27

Epist. ad Jannuar. 70. Epist. ad Iubaian. 73

28

De Baptis. lib. 3. cap. 16.

29

Lib. 2. contra Petilian. cap. 104.

30

In 1. Epist. lohan. tract. 3. §. 5.

31

Serm. de Bapt. «Крещением очищаются грехи; а миропомазаним сообщается Св. Дух».

32

Lib. IV. adv. Parmen.

33

Ер. 1. n. 6. de baptis «крещением омываются грехи, в хризме изливается Дух Святый».

34

De sacram. lib. III. cap. 1.2. «Следует, духовное запечатление, о котором вы слышали теперь; потому что после омовения остается усовершенствование, когда по молитве Священника изливается Св. Дух ты приемлешь таинство, т. е. помазание на главу».

35

Orig lib. IV. cap. Ult. «Таинства же суть: крещение и миропомазание; как в крещении сообщается отпущение грехов, так чрез миропомазание низводится освещение Духа».

36

Беда: «Помазание совершается Епископом чрез возложение руки, и обыкновенно называется утверждениемь». (In Psalm. 29). Рабан Мавр. «Епископ заипечатлевает крещаемого чрез возложение руки с помазанием.» (de inst. clric. cap. 28). Ива Корнотский: «утверждается помазанием чрез возложение рук » (de conuenient V. et N. Testam.). – Амалярий (lib. I. de offic. Cleric, cap. 27).

38

Cons. Apost. lib. 7. с. 22.

39

Comm. ad 6. cap. Ep. ad Rom. Oper. tom. 4. p. 561.

40

Бесед. на кн. Лев. т. 2 стр. 243. «Все, которые помазаны помазанием Св. Хризмы, стали священниками, как и Петр говорит ко Св. Церкви: «вы есте род избран, царское священство, народ святой. »

41

De Baptis. cap. 7 см. выше.

42

Тайноводств. поуч. 3. §§ 6. 7. Говоря о миропомазании, как таинстве христианском, Кирилл замечает: «Прообразование сего миропомозания находится в В. Завете,» и указывает на помазание Священников и Царей.

43

Serm. 3, р. 3. Всех возрожденных во Христе знамение креста соделывает Царями; а помазание Св. Духа освящает во священников».

44

Asseman. Bibl. Orient. Tom. 1. p. 93. 94.

45

Тайновод. поуч. 3. §§. 6. 7. Говоря о таинстве миропомазания, он поучает: «сохраните его непорочно: ибо оно само учит вас о всем, как вы слышали от блаженного Иоанна, так много любомудрствующего о сем помазании. Оно есть святость, духовное охранение телу и спасение душе».

46

О церков. Иерарх. ч. 4. и 5.

47

Epist. ad Serapionem.

48

In Ер. 1. Iolhan. tract. 3. §. 5. «Духовное помазание есть самый Св. Дух; его таинство состоит в помазании видимом».

49

Толков. на 2Кор. 1, 23.

50

De his, qui initiantur cap. 7.

51

Толк, на 2Кор. 1, 23.

52

Тайновод. поуч. 3. §. 4.

53

Собор. Прав. Втор. Всем. Собор. Прав. 7.

54

Правил. Трул. Собор. 95.

55

Оглаш. 18. γ σφραγίς υμιν έδόθη τς χοινωνίαςτα αγία πνεύματος.

56

У Фотия, в его библиотеке. Беседа на притчу о Блудном сыне: ώς γάρ εν τή διά τς βαπτίσματος παλιγγενεσίφ χαί ςολή αί σφραγϊς δωρεάς πνεύματος αγίς· ατω χαί εν τή διά τής μετάνοιας άφαγγενήσει… Сод. 271. р. 1439.

57

Прав. Испов. вер. отв. на вопр. 105.

58

Seluaggio Antiquit. lib. III. cap. 6. §. 5. Marten. de antiq. Ecclesiae ritib. lib. 1.· cap. 2.

59

Brenner. Geschicht. Darstell. der verricht. der Firmung. 30–37.

60

Катумсирит.

61

Contr. Lucifer cap. I.

62

Epist. 73. ad Iubaianum.

63

Contr. haeres. lib. IV. cap. 28 §2.

64

De praescr. haer. cap. 28.

65

Толков. на Посл. к Рим. гл. 6. «Все мы, по преданному чину церкви крещены в водах сих видимых и· с хризмою видимою». Смотр. выше.

66

De bapt. lib. III. cap. 16.

67

Epistol. Encyel.

68

Толков. на Деян. Апост. бесед. 18.

69

Письмо 73.

70

В слове о крещении.

71

Бесед. II. на 1. поcл, к Тимофею (ed. Montfauc. II. р. 604.).

72

Contr. Lucif. cap. 4. «Quodsi obloqueris, quare in Ecclesia paptisatus nisi per manus Episcopi non accipiat Spiritum Sanctum, quem nos asserimus, in vero baplismate tribui: disce hanc obserualionem ex ea auctoritate descendere, quod post ascensum Domini Spiritus S. descendit. Multis tamen in locis id esse factum reperimus ad honorem potius sacerdotii, quam ad legis necessitatem.»

73

О церк. Иер. гл. 5.

74

В письме к Смирн. церкви.

75

De baptis. cap. 17.

76

Adv. Lucif. cap. 4.

77

Книг. VII. гл. 23. см. выше Амвр. de Sacr. lib. III. cap. 1.2.

78

Правило 20.

79

Прав. 2. «Еретиков, находящихся в смертной опасности, если они желают быть Православными, можно запечатлевать миром и благословением и пресвитерам, если нет Епископа».

80

Прав. 16. « Желая спасения душам всех, мы позволяем пресвитерам служить хризмою еретикам, лежащим на одре и отчаянным, если сии пожелают скораго обращения...».

81

In Ephes. 4, 11.

82

Quaest. cap. 1.

83

Collect. Concil. Harduin. tom. IX. p. 438.

84

Сие позволение дано было Папами: Иоанном XXI, Евгением IV, Николаем IV, Львом X, Урбаном V, Адрианом VI, Венедиктом XIV, Пием VII и др. (Gau dissert. de ualor. man. impos. atq unct.).

85

De baptis. cap. 7.

86

Epist. 70.

87

Тайновод. поуч. 2. §. 3.

88

De spirit. Sanct. cap. 27.

89

Прав. 3.

90

Прав. 36.

91

Прав. 20.

92

О Церков. Иерарх. ч. 4. 5.

93

Православ. Испов. веры, отв. на вопр. 106.

94

De baptismo cap. 8.

95

Epist. 70. ad Iannuarium.

96

Тайновод. поуч. 3, § 1. 3. 6. 7.

97

Собор. Прав. Лоад. Соб. пр. 48.

98

Tracl. 6. in Iohannem.

99

Aduers. Lucifer cap. 7.

100

Прав. Испов. част. 1. отв. на вопр. 106.

101

Собор. Прав. Апост. прав. 12.

102

Там же. втор. Всел. Собор. прав. 7.

103

----------- шест. Всел. Соб. прав. 95.

104

Contr. Donat. de Baptis. lib. III. cap. 16.

105

Epistol. 73. ad lubaianum.

106

Апост. Пост. книг. 7. гл. 44. « После крещения во имя Отца и Сына и Св. Духа помазывает (священник) миром, говоря: Господи Боже самосущий, над которым нет иного Господа, но ты Господь всего, ты который преподал благоухание Евангелия для всех народов, соделай и ныне, чтобы сие помазание миром было действенно в крещенном, чтобы благая воня Христа твоего пребывала в нем постоянно святою, и чтобы умерший со Христом, с ним совоскрес и сооживился,» и другое сему приличное.

107

Lib. IV. cap. 2. de sacram.

108

Tract. 118. in Iohan, Лев, serm. 3. p. 3. см. выше.

109

Оглаш. 21. § 5.

110

Соборн. Правила. Втор. Всел. Соб. прав. 7.

111

Там же. Шест. Всел. Собор. прав. 95.

112

Eueholog. Graecor. Goar. pag. 886. 887.


Источник: Рассуждение о таинстве миропомазания : Сочинение Московской Духовной Академии Студента Семена Поспелова - Москва : Тип. Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1840. - 65 с.

Комментарии для сайта Cackle