Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемый в двадцать восьмую неделю (Кол.1:12–18)

Колоссы или Колассы, называвшиеся потом иначе Хоны, был славный город Фригийский, лежащий между Иераполем и Лаодикиею, который был митрополиею всей области оной. Писал же к живущим в городе оном Павел, будучи во узах в Риме, послав к ним писание чрез Тихика и Онисима (Кол.4:3:7, 9). Некоторые говорят, что Павел проповедывал им Евангелие в то время, как проходил Фригию и Галатийскую страну (Деян.16:6; Феодор.). Но пoелику он в послании к ним пишет, что слышал веру их во Христа, и любовь их ко Святым (Кол.1:4), при том же сопричислил их и Лаодикийцев к не видевшим лица его, говоря: « хощу бо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти » (Кол.2:1). Посему вероятнее кажется, что другой некто научил их вере во Христа, и может быть Епафрас. Ибо говорит, что он научил их, и был служителем для них, « якоже и уведесте », пишет, « от Епафраса возлюбленнаго соработника нашего, иже есть верен о вас служитель Христов » (Кол.1:7). Писал же к ним Павел, пoелику они были язычники, так как он избран был в учителя языков (Деян.9:15; Гал.1:16), и пoелику узнал, что лжеапостолы, пришедши и к ним, « философиею и тщетною лестию » проповедывали поклонение Ангелам (Кол.2:8:18), то есть, чтобы чтить Ангелов паче надлежащего, и еще хранение Иудейских постановлений. А содержит в себе сие послание к ним, во-первых, догматы веры высочайшие и научающие великим благодеяниям Божиим к человекам, во-вторых, обличение лживого и вредного учения лже-апостолов, и, в-третьих, нравственное увещание, дивное поистине и небесное. Часть некоторую Богословских догматов веры открывает нам чтенное ныне отделение сего послания. Но таковые учения требуют толкования. Мы убо на милость Божию надеясь, предложим: вы же, братие, со вниманием благоговейным послушайте оного, да в Божественных учениях кроющиеся мысли уразумеете, и тако просветится душа ваша спасительным светом Пресвятого Духа.

Кол.1:12. Братие, благодарим Бога и Отца призвавшаго (уловившаго) 21 нас в причастие наследия (часть жребия) 22 святых во свете.

Земной царь возводит людей на велелепные достоинства, но не может соделать их способными к подобающему исполнению служения, коего требуют дарованные им достоинства (Смотр. Злат. в он мест.). Сие един может соделать Царь царствующих Бог. Он не только дает Божественные Свои дары, но и принявших оные делает довольными и способными исполнить то, чего требуют данные дары. Почему Божественный Павел сказал: « призвавшаго (удовлившаго) нас », то есть, чтобы показать, что оба дает нам Бог, и дар, и способность к употреблению оного. Что же значит причастие наследия (часть жребия)? Различные значения имеет жребий, между прочим же значит и звание, как то явствует из слов оных, кои произнесли Божественные Апостолы, когда молились, чтобы поставлен был другой в Апостольское звание, от коего отпал Иуда. « Господи », рекли они, « Сердцеведче всех, покажи от сею двою единаго, егоже избрал еси, прияти жребий служения сего и Апостольства, из негоже испаде Иуда, ити в место свое » (Деян.1:24–25). Часть убо жребия значит причастие Апостольского звания. По каковому значению смысл предлежащих слов Павловых есть сей: Благодарим Бога и Отца, Который соделал нас довольными к служению преподанного нам звания, « Святых во свете »; Святых, кои ко свете, то есть, святых Апостолов от Бога просвещенных к тому, чтобы проповедать Евангельскую истину. А ежели чаешь жребия принять за наследие, то смысл выйдет такой: « благодарим Бога и Отца », Который соделал нас достойными наследия святых, кои и в настоящей жизни суть « во свете », то есть, в познании истины, и в будущей получат совершеннейшее познание Бога. Виждь же, что за сие токмо одолжаемся мы благодарением Богу, но и за то, чему поучают следующие слова:

Кол.1:13–14. Иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея, О Немже имамы избавление кровию Его, и оставление грехов.

Власть тьмы есть тиранство сатаны, угнетающего тяжестию греха души человеческие. Сын же любви есть Сын возлюбленный, как и « сын погибели » погибельный (Ин.17:12), и « сын человеческий » есть человек (Ин.3:14). Но почему не сказал в царство Свое, но « в царство Сына любве Своея »? Сие сказал, чтобы показать, что Сын есть равночестен, единосилен, тождевластен и единосущен Отцу, чтобы открыть, что едино есть царство Отца, Сына и Святого Духа, ибо едино есть и существо Божества Их, и научить, что любовь соделала Сына человеком: « тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть » (Ин.3:16): и что Отец за страдание и смерть Сына Своего, показавшего миру любовь Отца Своего, свободил нас от владычества князя тьмы, и преставил нас от рабства в царство: и посему-то сказал: « о Немже имамы избавление », то есть, оным Сыном излившим кровь Свою на кресте, мы избавились от демонского мучительства и получили оставление грехов. Заметь же, что дабы не дерзнул кто почесть Сына низшим Отца, присвоил Сыну то, что и Отцу (Смотр. Злат. в он месте). « Избави », сказал об Отце: « о Немже имамы избавление », сказал о Сыне; « престави », говорит об Отце, но приложил тотчас, « в царство Сына любве Своея ». Виною такового преставления нашего есть Сын Иисус Христос, излиянием честной Своей крови избавивший нас от мучительства сатаны, и оставлением грехов наших соделавший нас достойными вечного царствия. Сие же Апостол сказав, начинает богословствовать о Сыне Боге, говоря:

Кол.1:15. Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари.

Сии два имени, то есть, «образ» и «перворожден», в вещественном смысле приняв, Арий и Павел Самосатский отрицали Божество Иисуса Христа и низвели Его до тварей, несмысленные и безумные. Они почли, что Сын по образу есть Божию. Но Божественное Писание сказав о человеке сие, « сотвори Бог человека » (Быт.1:27), тем ясно показало, что человек есть создание Божие, а не Бог. А Богоглаголивый Павел сказав, что Сын есть образ Бога невидимого, тем отдалил от сего образа всякую вещественную мысль. Сие же, « перворожден », ежели взять по значению речения оного, которое означает первым из братьев родившегося, то есть, перворожденного, то нимало не приличествует оному, « перворожден », приложение сие, « всея твари ». Ибо тварь не родилась от Бога, но сотворена и создана Божественным Его повелением. Первосоздан всей твари сказать следует, а не « перворожден ». Иной убо есть смысл предлежащих Апостольских слов, а не тот, как разумели два оные ересеначальники, кои говорили, что Сын есть тварь. Коварство же и злочестие их явственны. Они только одно речение брали из Божественного Писания, приноравливая оное с натяжкою к еретическому своему учению, а нимало не пеклись о том, чтобы истолковать и свести оное с другими словами Божиими, в коих о том же предмете говорится. Ибо ежели « образ Бога невидимаго », означает тварь, то как Евангелист Иоанн сказал прямо и ясно: « и Бог бе Слово »? (Ин.1:1) ежели сие, перворожден брать по значению речения оного, то как тот же Иоанн сказал: « Единородный Сын, сый в лоне Отчи »? (Ин.1:18) Тот же самый и тварь и Бог, то есть, и тварь и Творец? Сие невозможно. Тот же и перворожденный и единородный? Сии слова суть прямо противоположные. Но по какой причине сказал Павел, что Сын есть « образ Бога невидимаго, и перворожден всея твари »? (Смотр. Феодорит. в оном мест.) Сказал, образ, чтобы представить, что Сын имеет черты Отца, почему и говорил Он к Филиппу: « видевый Мене, виде Отца » (Ин.14:9): и что Он есть единосущен Отцу, по слову, которое Он сказал: « вся, елика имать Отец, Моя суть » (Ин.16:15): и чтобы отличить ипостась Отца от ипостаси Сына, и таким образом чтобы никто не подумал быть смешению или слиянию Божиих ипостасей, как мнил безумный Савеллий. Сказал, что Сын есть образ Бога невидимого, но в объяснение еще сего образа написал о Сыне и сие: « иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея » (Евр.1:3). Перворожден же всея твари относится к человеку Иисуса Христа, как и перворожден из мертвых (Кол.1:18), и « перворожден во многих братиях » (Рим.8:29). Перворожден из мертвых, поколику первый из всех усопших исшедши из чрева адова воскрес из мертвых, и « ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает » (Рим.6:9). Почему о сем говорил Павел: « ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть » (1Кор.15:20). А перворожден во многих братиях, поколику первый из всех Христиан нашел от крестительных вод Иордана, как от духовных ложесн: и посему уверовавших в Него назвал братиями Своими, говоря: « возвещу имя твое братии моей » (Евр.2:12). Перворожден же всея твари, твари не древней и вещественной, но новой и духовной, яже есть собрание уверовавших в Него и оправдившихся, о которой Павел проповедывал, говоря: « темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се Быша вся нова » (2Кор.5:17). « О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь » (Гал.6:15). И сей-то духовной твари перворожден есть Иисус Христос, как первый в оной родившийся праведным и святым, и возобновивший Собою растленное естество человеческое. Послушай же, как Павел в следующих словах, Сына, Коего назвал он образом и перворожденным, возвещает Создателем и Творцом всей видимой и невидимой твари, заграждая уста еретиков, отрицающих Божество Его.

Кол.1:16–17. Яко Тем создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася. И Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся.

« Тем », говорит, « создана Быша всяческая »: и ниже « всяческая Тем и о Нем создашася ». Отсюда явствует, что первое, «тем», то же значит, что и второе, «тем», и согласно с Евангельскими оными словами: « вся Тем Быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть » (Ин.1:3). А сие, « о Нем создашася », тоже значит, что и последующее, « и всяческая в Нем состоятся », то есть, все от Его всемогущества зависит, объемлется, содержится и управляется (Смот. Злат. на он. мест.). Сказав же, что Сыном создана Быша всяческая, « яже на небеси, и яже на земли », твари, кои на земли не представил поименно, как явные и известные, а кои на небесех, сии разделяет на видимые и невидимые, и видимые на небесех, то есть солнце, луну и звезды не поименовал, поколику и сии видимы суть и известны, а невидимых и неизвестных написал именования, сказав: « аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти ». Однако ж сказал не о всех, но о четырех только; ибо он о трех уже говорил, то есть, об Ангелах, Силах и Архангелах (Рим.8:38): а Моисей, Давид и Иезекииль говорили о Херувимах, Исаия же о Серафимах (1Сол.4:16; Быт.3:24; Пс.17:11; Иез.10:1; Ис.6:2). От сих же научившись, Дионисий Ареопагитский предал премирные размышления о девяти чинах Ангельских. Заметь и сие, что небошественный Апостол не сказал, бысть, ниже, родися прежде всех, но сказал: « и Той есть прежде всех ». Ибо, речение, есть, изъявляет присносущное безлетное и вечное бытие Сына Божия. Научив же, что Он имеет присносущное и безлетное бытие, и есть Творец, Содержитель и Правитель, то есть, что Он есть Бог истинный, в следующих словах описывает человечество Его, говоря:

Кол.1:18. И Той есть Глава телу церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя.

От Богословия прешел к смотрению во плоти Сына и Слова. Прежде сказал, что есть Иисус Христос яко Бог, ныне же говорит, кто есть Он же самый, яко Богочеловек. Он есть начаток, перворожден из мертвых и первенствуяй во всех. Он, Сын Божий и Слово, по бесконечному Своему человеколюбию быв человек, составил из всего рода человеческого таинственное тело – Церковь, и сего тела Он есть Глава, а верующие в Него суть члены: « вы есте тело Христово, и уди от части » (1Кор.12:27). Главою же Он есть, потому что как от главы истекают жизнь и движение во всякой член, и во все тело: так от Него преподаются всякому, в особенности верному и всей вообще Церкви, дары Всесвятого Духа и Божественные таинства, доставляющие вечную жизнь, и способность и силу совершать благие дела. Почему и сказал: « без Мене не можете творити ничесоже » (Ин.15:5). А начатком, перворожденным из мертвых есть, потому что Он начало есть и первенец исшедших из чрева адова, воскресших из мертвых и соделавшихся нетленными: посему Начатком перворожденным Его назвал. Соделался же начатком, перворожденным из мертвых, чтобы и по сему иметь ему над всеми первенство. Судя по Божеству Он первый яко Бог, первый яко прежде всех веков безлетно от Отца рождшийся, первый яко Зиждитель всех видимых и невидимых: судя по человечеству, первый яко виновник новой и духовной твари, то есть исполнения Церкви, первый яко перворожденный во многих братиях, первый из воскресших мертвых, яко первый разрушивший державу смерти и воскресший из мертвых. И сие-то значит: « яко да будет во всех Той первенствуя ».

Беседа о том, что Христианин чем внимательнее испытывает Слово Божие, тем богатейшую и спасительнейшую приобретает пользу душевную, и о благодеяниях Божиих к человеку

Как земледелец чем рачительнее возделывает землю, тем больший и лучший пожинает плод: так и Христианин, чем внимательнее испытывает Слово Божие, тем богатейшую и спасительнейшую приобретает пользу душевную. Слышали мы ныне Слово Божие, проповеданное Апостольским Посланием Богоносного Павла. Оное слово паче других научает благодеяниям Божиим к человеку. Ежели мы оставим без испытания читанные о сем Апостольские слова, то весьма малую получим пользу: Ежели исследуем оные, то многую и великую душа наша получит пользу, видя в оных высоту и глубину, и величие Божиих к нам благодеяний. Придите убо, братие, как добрые земледельцы ископаем со тщанием возвещенное Апостольскою трубою.

Бог и Отец « избави нас », говорит Божественный Павел, « от власти темныя » (Кол.1:13). Заметь обстоятельства сего Божиего благодеяния. Бог, создавши человека, почтил его паче всех земных тварей, дав ему ум и дух и слово. Для него « насади рай во Едеме на востоцех, и введе его тамо, да услаждается в оном и веселится » (Быт.2:8). « Славою и честию венчал его, и поставил его над делы руку Своею », говорит Царе-Пророк (Пс.8:6–7). Что же значит сие, что поставил его над делы руку Своею, показывает то Божественное Писание, говоря, что Бог привел к Адаму « вся звери селныя, и вся птицы небесныя » (Быт.2:19), да положит им имена: и что как нарек Адам, сие было именем им. « И всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему ». Показывает то и сам Царе-Пророк, сказав: « вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския » (Пс.8:7–9). Слышишь ли, колико Бог почтил человека, колико его прославил, коликую власть и державу дал ему? дал же ему и заповедь в упражнение самопроизвольного послушания его, и в руководство к высочайшей славе и к бессмертному состоянию. Но человек, поверив советовательному слову змия-обольстителя более, нежели слову Божию, отступив от послушания и преступив заповедь Божию, соделался рабом советователя своего диавола. Во время же рабства своего не только погрузился в ров всякого нечестия, и в тину всякой нечистоты, но и отвергшись всеконечно Творца и благодетеля своего, служил глухим и немым идолам, и до толико жалостного дошел состояния, что приносил в жертву « сыны и дщери своя бесовом » (Пс.105:37). Сего-то человека, неблагодарного, отступника от всемогущей власти, преступника спасительной заповеди, раба сатаны, уязвленного грехами своими, отрекшегося от вседержительного Божества, помиловав, Бог свободил от мучительной власти диавола, который содержал его связанным во тьме неверия и греха. « Избави нас от власти темныя » (Кол.1:13). Коликая благодать сие, коликая милость, коликое благодеяние!

Удостоил же нас, говорит тот же Апостол, « в причастие наследия Святых во свете » (Кол.1:12). Другое сие есть благодеяние, или прямее сказать, два здесь благодеяния, то есть, свет и положение в участие в наследии Святых. Свет веры есть дар величайший, потому что он доставляет вечное спасение, есть дар от единого Бога, подаваемый достойным. Почему Спаситель наш проповедывал: « никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его » (Ин.6:44). Священный же Лука означил, что Евангельской проповеди « вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную » (Деян.13:48). А в чин спасаемых Святых едва вчиняется праведный, нечестивый же и грешный не имеет дерзновения предстать там, где собор сих находится. « Аще праведный едва спасается, нечестивый же и грешный где явится? » (Притч.11:31) Человек по преступлению соделался недостойным Божественного света веры, и по нечестию и грехам своим уклонился весьма далече от лика праведных. Хотя же таков был человек, но премилосердый Бог излил на него свет Богоразумия и ведения истинных добродетелей, и вчинил его во светлостех Святых. Сколь велика сия милость, сколь велико таковое благодеяние!

« И престави », говорит, « в Царство Сына любве Своея » (Кол.1:13). О благодать и дар, и благодеяние, превосходящее все благодеяния, какие ум человеческий представить может! Престави нас, откуду? от рабства демонов: куда же престави? в царство: в какое царство? в царство возлюбленного Сына Своего, которое есть благословенное царство Отца и Сына и Святого Духа, то есть, нас, рабов, соделал свободными гражданами оного царства, в сравнении с коим все царства мира сего суть тень и сновидение царства того, в котором ни ночи нет, ни светильника, ни света солнечного не требуется, пoелику Бог просвещает оное. Престави же нас в таковое царство, чтобы мы царствовали с возлюбленным Сыном Его во век и в век века. « И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильника, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и воцарятся во веки веков » (Апок.22:5).

Велики и неизмеримы сии благодеяния сами по себе, хотя бы единым словом даемы нам были от Бога, как единым словом дал Он бытие небу и земли, и всему, что в оных находится. Но оные даны нам не единым словом, а кровию воплотившегося возлюбленного Сына Его. Ибо « имамы избавление кровию Его и оставление грехов » (Кол.1:14). Чтобы нам насладиться сих превеличайших благодеяний, подобало единородному Сыну Божию умереть крестною смертию. « Подобаше бо Ему, егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити » (Евр.2:10). А сие умножает величество благодеяний и возводит оные на высоту неизмеримую, и возвышает ум к помышлениям таинственным и неизреченным. Возводит на высоту неизмеримую: ибо чем труднейший подвиг восприемлет благодетель, чтобы облагодетельствовать благодетельствуемого, тем более умножается цена благодеяния. А когда и страдания смертоносные, и смерть поноснейшую претерпит благодетель, чтобы благодетельствовать, тогда дар благодеяния восходит на высоту непостижимую. Таковые же благодеяния к нам Божеские возвышают ум к помышлениям таинственным и неизреченным: ибо мы веруем, что все твари единым Словом и повелением Божиим созданы: « яко Той рече, и Быша, Той повеле, и создашася вся, елика видима и елика невидима суть » (Пс.148:5). Таинство же спасения рода человеческого совершили страдания и смерть возлюбленного Сына Его. « О немже имамы избавление Кровию Его и оставление грехов » (Кол.1:14). « О глубина богатства и Премудрости и разума Божия! Яко неиспытани Судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме Ум Господень? или кто советник Ему бысть? » (Рим.11:33–34)

Пoелику убо « подобаше Ему, егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити » (Евр.2:10): посему « егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего (Единороднаго) раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем » (Гал.4:4–5). Пришел убо Ты в мир, Избавителю мира, родился в вертепе, гоним был Иродом, прошел Иудею, уча и благодетельствуя, алкал по посте, жаждал по путешествии, проливал слезы, видев Иерусалим, плакал над гробом друга Твоего Лазаря, заклят был Каиафою, поруган от беззаконных, терпел заплевания и по ланитам биения от неверных, осужден Понтием Пилатом, увенчан венцем терновым от воинов, принял поругательную трость в руки Твои, понес Крест, взошел на Голгофу, распят как осужденный посреде двух разбойников, напоен желчию и оцтом, произрек « совершишася, и преклонь главу », предал дух Твой для спасения моего (Ин.19:30). Кровь, излившаяся из язв Твоих, искупила меня от рабства врагов моих: Кровь и вода, из ребра Твоего изошедшие, когда воин оное пронзил, спасли меня: Кровь очистила меня от всякого греха, вода же освятила меня и соделала сыном и наследником Небесного Царствия Твоего: ибо « елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся » (Гал.3:27), то есть со Иисусом Христом соединихомся. « Темже уже несмы рабы, но сыны: аще ли же сыны, и наследники Божии Христом » (Гал.4:7).

Братия мои, Христиане, как вы мыслите? имеем ли мы что воздать, соответственное благодеяниям Божиим? Он искупил нас от плена сатанинского, просветил нас просвещением истинного Богоразумия и наставил на стезю заповедей Своих, и простив нам грехи, сопричислил нас ко Святым: Он дал нам сыноположения дар и поставил нас снаследниками Царствия возлюбленного Сына Своего. Какое убо достойное толиких благодеяний можем принести мы Ему воздаяние? Пророческие труды, Апостольские претерпения, Мученическая кровь, Иераршеские подвиги, пустынническое подвижничество, всех Праведных добродетели не суть воздаяние, достойное Божиих к нам благодеяний. « Яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас » (Рим.8:18). Ибо все труды и исправления всех Святых пред благодеяниями к нам Божиими значат несравненно менее, нежели что значит одна звезда пред всеми звездами, одна песчинка пред всем песком земным, и одна капля воды пред всеми водами земными: пoелику страсти нынешнего времени суть привременные, наслаждение же будущей славы есть бесконечно и вечно. « Что убо воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? » (Пс.115:3)

Но какую нужду имеет всесовершенный Бог в нашем воздаянии? Никакой. « Рех Господеви, Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши » (Пс.15:2). Хотя никакой не имеет Он нужды, однако требует от нас воздаяния за благодеяния свои: требует же оного не как соответственного благодеяниям Его, но как доказательство благодарности нашей: требует оного не для того, чтобы получить ему наслаждение какое от того, но чтобы мы получили от того большую пользу, подая ему тем причину и еще более благодетельствовать нам. А устами Святого Пророка Своего изъявил, какого Он воздаяния требует от нас. Человече, сказал Святой Пророк, научился ли еси, что есть добро, или чего Бог требует от тебя? « Не возвестися ли тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от Тебе? » (Мих.6:8) Чего иного требует Бог от тебя, разве правды, милости и послушания к Нему? « Или чесого Господь ищет от Тебе, разве еже творити суд и любити милость, и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? » Сих трех добродетелей требует от нас, потому что оные суть основания и источники всех других добродетелей. Заметь же, что не только чрез Пророка требовал от нас сих трех добродетелей, но и собственным примером научил оным. Сотворил правду, не восхотев изъять человека всесильною Своею властию от рабства диавола, но благоволив, искупить его закланием на Кресте единородного Сына Своего. А сие есть правда, потому что как « первый человек от земли перстен », волею согрешил, так « вторый человек, Господь с небесе » (1Кор.15:47), волею принес Себя в жертву умилостивительную за оного. Посему-то Богочеловек во время страдания Своего, молясь, говорил: Отче, Ты яко Праведный благоволил, чтобы Я пострадал и умер, мир же не познал сей Твоей правды, а Я оную познал. « Отче Праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах » (Ин.17:25). Сотворил милость, совершив искупление и спасение рода человеческого. Ибо « не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас » (Тит.3:5). Сотворил же и послушание нас ради вочеловечившийся Бог Слово. Он яко человек столько ужасался смерти, что « бысть пот Его яко капли крове каплющыя на землю » (Лк.22:44): и просил, что бы прешла от Него горькая чаша смерти: « Отче », говорил, « аще волиши мимонести чашу сию от Мене » (Лк.22:42). Однако ж воля человечества покорилась во всем воле Божества. « Обаче », говорил, « не Моя воля, но Твоя да будет ». Почему « послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя » (Флп.2:8).

Требуемая Богом от нас правда относится к Богу, к ближнему и к душе нашей. Пoелику Бог яко Творец, яко всевластный, яко всесовершенный, яко податель будущего вечного спасения, есть существо всевысочайшее и вседосточтимое, посему праведно предпочитать Его следует всем земным и небесным вещам. Когда убо предпочитаю я Бога всякой вещи, и самой жизни своей, тогда делаю правду, относящуюся к Богу: а когда предпочитаю Богу какую вещь, или свою жизнь, тогда делаю неправду, которая относится к Самому Богу. Правды же, относящейся к ближнему, справедливейшее правило содержат в себе сии слова Владычни: « и якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде » (Лк.6:31). Когда убо делаешь ты ближнему то, что хочешь, чтобы и он для тебя делал, тогда хранишь правду к нему: а когда делаешь ближнему твоему противное тому, что хочешь, чтобы он для тебя делал, тогда обижаешь его. Душа, яко бессмертная, яко животворящая тело, и управляющая оным, есть много честнее тела. Посему когда она яко госпожа, яко владычица и правительница обладает и управляет телом, тогда хранится принадлежащее ей право: когда же делаем ее рабою плотских похотей, тогда обижаем ее. Добродетель спасает душу, грех подвергает мучению. « Изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда » (Ин.5:29), то есть, осуждения. Почему когда мы делаем добродетель, тогда творим правду, относящуюся к душе нашей: когда же грешим, тогда весьма много обижаем ее. Сии три рода правды вместе составляют требуемую Богом от нас правду.

Требует же Бог от нас и милости, но какой? Той милости, которую Он и сотворил, и творит к роду человеческому. Он помиловал не праведных, но грешных, то есть, врагов Своих, умерши за спасение их: « яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре » (Рим.5:8). Он « солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя » (Мф.5:45). Он и за распявших Его молился, говоря: « Отче, отпусти им: не ведят бо что творят » (Лк.23:34). Сей убо милости требует от нас, пoелику заповедал и сказал: « Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящыя вы » (Мф.5:44). Такой милости требует от нас всещедрый Бог, которою мы милуем души наши. Ибо когда ты милуешь врагов твоих, тогда милуешь душу твою: потому что прощает тому, и милует того Бог, который прощает и милует врагов своих. « Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный » (Мф.6:14). Также, когда ты милуешь нищего, тогда милуешь себя самого: получаешь же ты, милующий, большее, нежели оный милуемый. Ибо он получает вещь временную, а ты получаешь Царство вечное.

Но и сего требует Бог от тебя: « готову быти еже ходити с Господем Богом твоим » (Мих.6:8). А сие означает готовое послушание ко всем Божественным Его повелениям. Ибо тот ходит с Господом Богом своим, то есть, соединен с Богом, который, повинуясь Божественным Его словесам, хранит Святые Его заповеди. « Аще кто любит Мя », сказал Господь, « слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим » (Ин.14:23). Слышишь ли, для чего требует от нас Бог послушания к Божественным Его повелениям? Требует послушания для того, чтобы пришедши к нам, соединиться с нами и соделать нас Божественным Своим обиталищем. О бездна человеколюбия, и пучина благоутробия и благости!

Сего требует от нас Бог за беспредельные Свои благодеяния к нам. Мы же суетность мира предпочитаем любви Божией, и не говорю жизнь свою, но малый металл земли, вещь какую-нибудь низкую, и часто самую гнусность поставляем за большее, нежели Бога. Осуждения, бесчестия, наветы, коварства, клеветы на ближнего и предательства, суть наши занятия. Душу нашу день и ночь делаем рабою злых похотей телесных, и уязвляем оную, повсечасно согрешая. Христиане, сие ли есть правда оная, коею мы обязаны Богу, ближнему и душе нашей? горе нам. Бог требует от нас той милости, которую Он сотворил и творит нам: мы же ненавидим врагов, никогда примириться с ними не желая, и злоковарствуем и нападаем на них даже до того, чтобы умертвить их. Мы часто для своей корысти и самые законы дружбы преступаем, неверными и коварными для друзей бывая. Бог требует от нас милости: мы же отвращаемся бедных, встречаясь со странником бежим от него: видя немощного и в темнице заключенного, удаляемся от оных: пред глазами нашими стоит алчущий, жаждущий, и нагий, и хотя в дому нашем хлеба преизбыточно, гниют в кладовых наших и одежды, но мы нимало не преклоняемся к сожалению и состраданию. Братия, сей ли милости требует от нас Бог? Горе нам! Бог требует от нас послушания к исполнению десяти Его заповедей. Что же иное видно в делах наших, разве неверие, правых учений и Апостольских преданий отвержение, суетные божбы, пренебрежение праздников, презрение родителей, прелюбодеяния, кражи, убийства, лжесвидетельства, похищения чужих вещей? Человек, сие ли мы воздаем Богу о всех, яже воздаде нам?

Ужасно обличение Пророка Моисея на Израильтян, воздающих Богу злая за благодеяния Его. Род, говорил он к нам, лукавый и развращенный, сие ли воздаете Господу? « Роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? » (Втор.32:5) О народ глупый и безумный, таким ли образом воздаешь ты Благодетелю твоему? « Тако ли людие буии и немудри? » (Втор.32:6) Не есть ли Бог Отец твой, Который искупив тебя от рабства обладающих тобою, соделал тебя собственным Своим народом, не есть ли Он Творец и Создатель твой? « Не Он ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя »? Я страшусь того, что сие ужасное обличение по всей справедливости касается гораздо более нас, нежели Израильтян: когда же воспоминаю слова оные, кои Сам Господь произрек на воздающих ему грехи за благодеяния Его, тогда ужасаюсь и трепещу от главы даже до ног. Послушайте, что Он о сем произрек, и ужаснитесь: « близ день Господень на вся языки: якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою » (Авд.1:15). Господи помилуй, Господи умилосердись, и дай нам обращение и покаяние истинное.

* * *

21

По оригиналу греческому.

22

По оригиналу греческому.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle