Источник

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в тридцать третью неделю Мытаря и Фарисея (2Тим.3:10–15)

Первое послание к Тимофею писал Павел из Лаодикии, а второе из Рима, находясь там во узах. А пoелику в первом писал он, что надеется прийти к нему вскоре: « сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро » (1Тим.3:14). Но не мог исполнить сей надежды, потому что Нерон держал его в оковах связанна, посему писал и второе к нему послание, открывая в оном то, чего не мог ему сказать устно. Содержит же в себе послание сие наставления, завещания, учения весьма потребные и нужные всем верным, а особливо Настоятелям и Пастырям Церкви Иисус Христовой. В чтенной же ныне части послания сего, во-первых, возвещает Павел, что Тимофей есть последователь добродетелей его, кои исчисляет поименно: во-вторых, открывает, что все, кои живут по законам благочестивой веры, будут претерпевать гонения от нечестивых и злых людей, злые же люди и обманщики преуспевать будут в злых своих делах: и, в-третьих, учит, что познание Божественных Писаний может привести человека на путь спасения. Первое влагает в сердца наши любовь к добродетели, второе предуготовляет к подвигам терпения, а третье возбуждает желание поучаться в Божественных Писаниях. Послушайте возлюбленная моя братия, со благоговением толкование чтенных Апостольских слов, чтобы благодатию Божиею сподобиться трех великих оных дарований.

2Тим.3:10–11. Чадо Тимофее, ты последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению, Изгнанием, страданием, якова ми Быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех: якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь.

Некоторые, принимая буквально значение слова сего, «последую», излагают предлежащие слова так: ты, о Тимофее, последуя мне всюду, видел и познал учение мое, житие мое, расположение мое, веру мою, великодушие мое, любовь мою, терпение мое: видел и познал гонения и страдания, коликие мне прилучились в Антиохии, во Иконии, и в Листре: видел и то, что от всех оных сохранил меня Господь (Смот. Злат. Икум. Феофил. в он. месте). Ежели же принять слово сие, «последую», в переносном смысле, вместо подражаю, то смысл речения оного будет таковой: Ты, о Тимофее, не яко « человецы растленни умом и неискусни о вере » (2Тим.3:8). Но яко благоразумный и верный ученик последовал чистому моему учению, житию моему по Христе, правому намерению моему, твердой вере моей во Христа, великодушию моему к согрешающим, любви моей ко всем, терпению моему в гонениях бывших мне в Антиохии, во Иконии и в Листре. А сие означает, что Тимофей был тщательный блюститель Божественных учений, имел житие Богоугодное, намерение святое, был также и верен, великодушен, любовен, терпелив, и соучастник Павлу в гонениях. Об одних же упомянул гонениях бывших в Антиохии, во Иконии, и Листре, потому что о сих только слышал Тимофей, так как во время пребывания Павлова там, хотя и был он ученик Христов, но не следовал за Павлом, других же гонений был самовидцем и соучастником яко следовавший за оным. И так в Писидиской Антиохии Иудеи воздвигши гонение на Павла и Варнаву, « изгнаша я от предел своих » (Деян.13:50): а во Иконии язычники и Иудеи с начальники их, досадиша « и камением побиша их » (Деян.14:5): в Листре же народ « камением побивше Павла, извлекоша вне града, мняще его умерша » (Деян.14:19). Пoелику же в последующих словах учит, что все благочестивые гонимы будут, то избавляя страха, предвозвещает утешение, говоря: «и от всех мя избавил есть Господь ». Не бойтесь, говорит, слыша о гонениях. Ибо хотя я многие подъял гонения, но от всех избавил и сохранил меня Господь.

2Тим.3:12. И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут.

Пророческое есть слово сие, паче же пророчество Самого Иисуса Христа, Который сказал: « прежде же сих всех возложат на вы руки своя, и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради » (Лк.21:12). Подтвердил Он сие пророчество и примером, сказав: « аще Мене изгнаша, и вас изженут » (Ин.15:20). Мы видим пророчества сего исполнение, читая в историях о гонениях всех Апостолов и Мучеников, и святых Исповедников. Одинаковую же имели цель и Владыка Христос, и Божественный Его Апостол, что провозгласили сие предречение: цель именно ту, чтобы предуготовить верных к подъятию всякого бедствия и озлобления из любви к благочестию. Но для большей пользы верным присовокупил Божественный Апостол и следующее.

2Тим.3:13. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прелщающе и прелщаеми.

« Лукавии же человецы и чародеи », то есть обманщики и льстецы « преуспеют на горшее », то есть, увеличат и преумножат свои грехи. Каким же образом они преуспеют? Прельщаемы сами своими страстьми, и прельщая сердца незлобивых « благими словесы и благословением » (Рим.16:18), что значит, ласкательством и хвалами. Таковые лукавые и чародеи были лжеапостолы, Симониане, Василидиане, Николаиты, Церинтиане, Манихеи, Ариане, и все прочее еретики, кои прельщаемы своими страстьми, благословением и благохвалением, и другими всякими способами прельщая и расстраивая верных, преуспевали во зле, преумножая грехи свои по мере той, сколь велико было число верных, соблазняемых и растлеваемых ими.

2Тим.3:14–15. Ты же пребывай в них же научен еси и яже вверена суть тебе, ведый от кого научился еси. И яко измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе.

Завещевает Тимофею, чтобы пребыл твердым и непоколебимым в том, чему научился, и что ему вверено, то есть, в догматах Христианской веры, и в Евангельских законоположениях, коим научился, кои познал, и в них удостоверен. Имеешь же ты, говорит, о Тимофее, два некие предмета утверждающие тебя в сем спасительном пребывании, а именно, святость учителя твоего: « ведый от кого научился еси »: и знание Божественного Писания: « и яко измлада Священная Писания умееши ». А сие поистине довольно было к завещеваемому утверждению Тимофея. Ибо он яко ученик и последователь Павлов, видел все превыше человека труды его, великие подвиги веры и добродетели его, чудеса чрез него соделываемые и сущие в нем дары Всесвятого Духа. Ведая убо, что от такового учителя научился, тем самым утверждался в истине учений, коим от него также научился: ибо он с самого младенческого возраста своего научен был от бабки и от матери своей Священным Писаниям (2Тим.1:5), то есть, Писаниям Ветхого Завета, кои будучи хорошо им разумеемы утверждали его в том, чему он научился от Павла. Заметь же, во-первых, смиренномудрие Павла: Не сказал, ведый, яко от Мене призванного свыше и Богопросвещенного, и Апостола научился еси, но сказал только, « ведый, от кого научился еси »: во-вторых, что Ветхий Завет руководствует ко спасению верою во Христа, без коей веры пребывают сокровенными мысли в оном содержащиеся, как на другом месте подтверждает сие тот же Павел, сказав: « Даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении Ветхаго Завета пребывает не откровенно, зане о Христе престает. Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит. Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало » (2Кор.3:14–16).

Беседа на слова сии Павловы: « И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут »: или, что сие соблазняет многих, но сие доказательство есть веры: что вера во Христа не есть дело человеческое, но содеяние преестественной силы Божией

Чтенные ныне слова Богоглаголивого Апостола Павла великую боязнь производят в сердце всякого благочестивого человека. Кто слыша о гонениях не убоится? Кто не устрашится, когда слышит, что все живущие по законам веры ожидать должны себе гонений и страданий? И однако же небомудрственный оный человек нимало тем не удерживался, но необиновенно проповедывал, говоря: « и все же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут » (2Тим.3:12). Но, о небесный человече, ты, да обратишь всех к вере во Христа, течешь неленостно во всякое место, предприемлешь всякий способ, чтобы привлечь всех к благочестию. Бываешь « Иудеем яко Иудей, да Иудеев приобрящеши: подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящеши: беззаконным яко беззаконен, да приобрящеши беззаконныя: немощным яко немощен, да немощныя приобрящеши: всем бываеши вся, да всяко некия спасеши » (1Кор.9:20–22). И потом ли проповедуешь велегласно, что все, кои хотят жить благочестно, подлежат гонениям, то есть бедствиям, нападениям и умерщвлениям? Сей ли есть способ, коим надеешься ты подчинить людей вере во Христа? Сии слова твои не привлекают к вере, но отторгают от оной, не возбуждают желание к благочестию, но рождают отвращение от оного и ненависть. Рассматривание, братия, и исследование сих Апостольских слов отверзает мысленные очи человеков к уразумению истины и силы благочестивой нашей веры.

Ежели исследуем от начала мира и потом бывшие примеры, то увидим доказательство истины предлежащих Апостольских слов. Праведный Авель убивается от завистливого Каина: Нелукавого Иакова гонит селный ведый ловити Исав (Быт.25:27). Целомудренного Иосифа завистливые братия повергают в смертоносный ров, потом продают его Исмаилитянам, иноплеменный Пентефрий покупает его, чтобы служил в дому его, как раб среброкупленный, любострастная же Египтянка оклеветывает его, и заключает в темницу с осужденными. Давида, мужа по сердцу Божию, гонит завистливый Саул даже до того, чтобы умертвить: велегласнейшего Исаию испиливают деревянною пилою беззаконные люди, а плаче-певца Иеремию повергают в ров тинный. Михея, Пророка истины, лжепророки биют, беззаконный же Царь заключает его в темницу: великоименитого Илию гонит лукавая Иезавель, ищущи души его: Пророка Даниила заключают в ров львиный, а Святых трех отроков бросают в пещь огненную нечестивые Вавилоняне. Кто же может описать, коликие гонения, и коликие страдания причинил диавол непорочному и праведному Иову?

Открывая Святое Евангелие, усматриваем в оном ту же истину. Когда воплотившийся нас ради Бог-Слово послал учеников Своих на проповедь Веры, тогда сказал им: « се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков » (Мф.10:16). Слышишь ли, какое состояние предназначает проповедникам благочестия? Состояние то, в каком находятся овцы посреде волков. Потом объясняет в точности сие их состояние, говоря: « предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас » (Мф.10:17). А чтобы не подумали они, что в таковых бедственных обстоятельствах будут иметь прибежище и помощь себе от сродников, пред изъявил и сие: « предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их » (Мф.10:21). Запечатлел же сии Божественные Свои предречения, предсказав им, что пoелику будут они проповедывать имя Его, то все вообще люди будут враги им и неприятели: « и будете ненавидими всеми имене Моего ради » (Мф.10:22). Отсюда мы видим ясно, что слово оное Апостола Павла основано на примерах, бывших от начала мира, и на самых предречениях Господа Иисуса Христа, Начальника и Совершителя веры (Евр.12:2).

Заметь же, что изъявил Господь и то, кто суть ненавидящие проповедников истины, и по какой причине ненавидят их. « Аще от мира бысте были », сказал, « мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир » (Ин.15:19). Слышишь ли, кто суть ненавидящие Боголюбезных мужей? мир; сего ради, говорит, ненавидит вас мир, миром назвав предавшихся услаждению мирской суетности, и нимало о Боге не помышляющих, преданных наслаждениям плоти, и нимало о душе своей не пекущихся, вдавшихся в злобу сущую в мире, и нимало не помышляющих о страшном судилище и Божии воздаянии: одним словом, миром назвал нечестивых, злых и развращенных людей. Причина же ненависти есть несходство мыслей, слов и дел. « Якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир » (Ин.15:19). « Насилие сотворим », говорит злой человек, « убогу праведному, не пощадим вдовицы, ниже старца устыдимся седин многолетных » (Прем.2:10). « Научитеся добро творити », говорит благий человек, « взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу » (Ис.1:17). Злые и развращенные люди делают всякого рода зло, а благие и праведные соделывают всякую добродетель. Добродетель есть свет неугасающий и слава никогда не увядающая. Сей свет и славу не терпя видеть, злые и мраком одержимые люди, восстают на праведных и гонят их, чтобы погасить свет, помрачить славу, и остановить упреки совести своей. « Уловим », говорят они, « праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам грехи закона, и злословит нам грехи учения нашего: бысть нам на обличение помышлений наших: тяжек есть нам и к видению, яко неподобно есть иным житие его, и отменны суть стези его » (Прем.2:12:14–15).

При сем есть нечто еще дивное многих соблазняющее, а именно, преспеяние сих злых людей, и хваление их во зле, как учит Павел, говоря: « лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прелщающе и прелщаеми » (2Тим.3:13). Что подтверждают и дела. Преспевает лукавый Авессалом на горшее, заблудившись от страсти любоначалия, и ласкательствами и ложью приведши в заблуждение Исраильтян, и убедивши их к тому, чтобы отступивши они от Царя отца его, объявили его Царем (2Цар.15). Преспевают на горшее лукавые и чародейные языческие жены, кои заблудившись от страсти идольского предубеждения, и чародейною любовию приведши в заблуждение Соломона, « совратиша сердце его в след Богов их » (3Цар.11:4). Преспевает на горшее вселукавая Иезавель, и заблудившись от неудержимых своих страстей, зловымышленными своими предприятиями приводит в заблуждение мужа своего Ахаава, так же и народ Израильский, соделавши их поклонниками Ваала (3Цар.16:31), и побивши Пророков истинного Бога, жрецов же студных соблюдши, гнала и великого Пророка Илию даже до того, чтобы умертвить его (3Цар.18:13). Преспевает любострастная Иродиа на горшее, заблудившись от страсти вражды и мщения, и плясанием своей дщери прельстивши беззаконного Ирода, и заставивши его обезглавить мужа праведного, Пророка и Предтечу и Крестителя Христова. Тмочисленные таковые примеры находятся не только в Божественных Писаниях, но и в гражданских Историях. Но какая нужда в древних примерах? Не видим ли мы и ныне лукавых и злохитростных людей беспрепятственно входящих и в торжища, и в судилища, и в палаты Князей, и во дворы вельможей и Игемонов, преспевающих на горшее? Они заблуждаясь от своих страстей, называют и горькое сладким, и сладкое горьким, и свет тьмою, и тьму светом, а притом употребляя всякое ласкательство, ложь и клевету и все делая в угождение тем, кому хотят угодить, преклоняют их к злым своим желаниям, и таким образом умножая беззакония, неправды и всякие грехи делаются богатыми, славными, и счастливыми.

Удивлялся человек Божий, Пророк Иеремия, видя нечестивых и лукавых успешными и счастливыми. « Праведен еси Господи », вопиял он, « яко отвещаю к Тебе: что яко путь нечестивых спеется? угобзишася вси творящии беззакония » (Иер.12:1). Мы же имеем гораздо сильнейшую причину удивляться и недоумевать. Бог хочет, чтобы все человеки познали Его Бога истинного, и тако бы получили вечное спасение. « Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити » (1Тим.2:4). Бог толико любит и хочет, чтобы никто не погиб, но верою бы в Него все спаслись, что для сего послал Единородного Своего Сына в мир. « Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй во Онь не погибнет, но имать живот вечный » (Ин.3:16). Бог любит правду и ненавидит беззаконие. « Престол Твой Боже в век века, жезл правости жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие » (Пс.44:7–8). Потом видим, что Бог не только терпит, чтобы благочестивые в Него верующие и Ему служащие гонимы были от нечестивых: не только терпит, чтобы страдали благочестивые, а лукавые и чародеи благополучны были, но и проповедует о том ясно Апостольскими устами, говоря: « И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы в чародеи преуспеют на горшее, прелщающе и прелщаеми » (2Тим.3:12–13). Сие поистине есть одна из Таин, о которых Павел взывал: « о глубина богатства и премудрости и разума Божия! » (Рим.11:33). Сие кажется непостижимо, и соблазняет многих, но сие есть доказательство веры, сие доказывает, что вера Христа не есть дело человеческое, но произведение сверхъестественной Божией силы.

Ежели удостоверимся, что никакая вещь человеческая не убеждала людей уверовать во Иисуса Христа, и что все человеческие предметы удаляли их от веры в Него, и однако ж они уверовали, то что отсюда следует? Что другое, если не то, что сила крепчайшая всех человеческих вещей привлекла их к вере во Христа? Испытываю во первых веру Апостолов. Какая человеческая вещь убедила их уверовать во Иисуса Христа? Не слава ли и знаменитость рода Его, или высота достоинств Его? Но Он родился в вертепе, и возлег в яслях бессловесных, считался тектоном и сыном тектона. « Не Сей ли есть тектон, Сын Мариин? » (Мк.6:3) « Не Сей ли есть тектонов Сын? » (Мф.13:55) Так о Нем говорили между собою Иудеи. Ужели многое богатство, или великая слава, или крепкие оружия заставили их покориться вере во Христа? Но Он был человек убогий, простого звания, безоружный, не имеющий « где главу подклонити » (Лк.9:58). Не привлекло ли их к вере в Него уважение и почтение, которое воздавали Ему тогда люди? Но и Князи, и Архиереи Законоучители презирали и поносили Его, иногда говоря, что Он преступник закона, иногда что Самарянин, и беснуемый (Ин.8:48:9:16). Привлекает часто людей и ласкательство, благоприятствуя страстям и помрачая ум. Но Иисус Христос столь далек был от ласкательства, что строго обличал и лицемерие и суеверия, как о сем свидетельствует оное речение, « горе », которое толикократно Он провозглашал на книжников и фарисеев (Мф.23:13).

Неужели уверились Апостолы в том, что Иисус Христос есть Бог, тогда, как видели Его влекомого в судилища, где Архиерей заклинал Его, и обличал яко хульника, а предстоящие « заплеваша лице Его, и пакости Ему деяху: овии же за ланиту удариша? » (Мф.26:63:65, 67) Или тогда уверовали они, что Он есть Бог, когда видели Его, носящего на раменах червленую хламиду, на главе терновый венец, в деснице трость, и соделавшегося поруганием всего Претора, оплевываемого воинами Игемоновыми и всея спиры, и тростию по главе биемого? (Мф.27:28–30) Или тогда уверовали, когда видели Его обнаженного, распятого яко виновника посреде двою разбойников, хулимого, оцтом напояемого, умирающего, от воина в ребра прободаемого, и от Иосифа с Никодимом яко простого человека во гробе полагаемого? Таковы ли видения убедили и удостоверили их в том, что Он есть Бог? Но какой человек, сколько бы Он ни был неведущ, прост, безопытен, груб, тупоумен, глуп, видя сие может поверить, что толико страждущий есть Бог всемогущий, вседержитель, творец неба и земли, и всех небесных и земных тварей? Отсюда видите, что ничто человеческое не убеждало Апостолов уверовать во Иисуса Христа. Послушайте теперь, сколько было им убеждений, или паче принуждений к тому, чтобы не веровать.

Скажи какому хочешь человеку, оставь все имение твое, и иди, будь ученик мой; ежели же не оставишь все имение твое, то не можешь быть ученик мой. Послушается ли тебя, захочет ли быть скудным и совершенно нищим, чтобы слушать учение твое? Но сие говорил Христос к Апостолам: « тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик » (Лк.14:33). Они же повинулись слову Его, и оставивши все, что имели, последовали Ему. Почему Петр говорил к Нему: « се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом » (Мф.19:27). Ежели кто простолюдин и убогий обходя проповедывать будет и говорить: кто хочет быть другом и последователем моим, тому нужно отречься всех пожеланий плоти своей, и претерпеть всякую тесноту, скорбь и озлобление; ежели не сделает сего, то не будет достоин дружества Моего. Как думаете? Найдется ли человек в мире, который бы последовал такому человеку? Как думаете, не побежат ли все от него, крича и говоря, что он глуп и безумен? Но сие проповедывал Иисус Христос: « Аще кто хощет », говорил Он, « по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. И иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин » (Мф.16:24:10:38). И однако ж Апостолы последовали Ему. Когда же вопрошал Он их, не хотят ли они отойти от Него: « еда и вы хощете ити? » (Ин.6:67) ответствовали Ему, говоря, что словеса Его были словеса живота бессмертного: « Господи, к кому идем, глаголы живота вечнаго имаши » (Ин.6:68). Вас, говорил Он к ним, о ученики Мои, ожидают узы, гонения, темницы, и наконец мученическая смерть. « Возложат бо », говорил к ним, « на вы руки своя, и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради. (Прилучится же вам во свидетельство) » (Лк.21:12–13).

Сие поистине, скажешь ты, страшно и естеству не совместно, но в воздаяние таковых страданий Иисус Христос обещал престолы, славу и царствие. Почему желание наслаждаться сими заставило Апостолов уверовать в Него. Но Иисус Христос сказал, что сими благами наслаждаться будут праведные « в пакибытие », то есть, в будущем веке, когда возобновится мир, и сядет Он судить всю вселенную (Мф.19:28). Иисус Христос сказал ясно пред Пилатом, что царствие Его не мирское: « Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися Быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же царство Мое несть отсюду » (Ин.18:36). Кто убо есть такой человек, которой для вещей будущих, невидимых, сомнительных, яко единым токмо человеком проповедуемых, оставит вещи настоящие, видимые, безсомнительные яко чувствами свидетельствуемые? Какой человек для обещаний единого человека простолюдина, бедного, презренного, осужденного, посреди двою разбойник распятого, и на древе Крестном умершего, оставит дом, сродников, чад, друзей, и потечет во всякое место, алкая, жаждая, наготствуя, бесчествуем, бием, в темницы заключаем, оковами связуем, и тмы тем страданий претерпевая? Кто для простых и недоказанных обещаний единого такового человека предаст себя на смерть? Ежели обратишь все силы ума твоего на то, чтобы найти, какая мирская вещь привлекла Апостолов к вере во Христа, и заставила их по тмочисленных гонениях и безмерных страданиях претерпеть и смерть из любви к Нему, то не только ничего такого не найдешь, но увидишь и уверишься, что обыкновенный расчет и все мирские вещи принуждали их не веровать в Него.

Исследуй и обстоятельства Апостольской проповеди. Апостолы были некнижные, бедные, простолюдины, безоружные; они, рассеявшись всюду, проповедывали Веру людям различествующим по роду, языку, богослужению, по нравам, законам и обычаям. Что же они проповедывали им? проповедывали, да уверуют, что Иисус Христос, Который яко виновный распят посреди двою разбойник во Иерусалиме, есть Бог сотворивый небо и землю, создатель и всемогущий обладатель всея твари. « Мы проповедуем », говорили они, « Христа распята » (1Кор.1:23). Притом проповедывали, говоря: человеки отрекитесь всякого телесного услаждения, « умертвите уды ваша, яже на земли, презрите богатство, убегайте славы, любите враги ваша » (Кол.3:5). « Аще кто требует », говорили они, « ризы твоея, отпусти ему и срачицу твою » (Мф.5:40). « Кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую » (Мф.5:39). Благословляй клянущих тебя, благодетельствуй ненавидящим тебя, молись за вредящих и гонящих тебя (Мф.5:44). Человеки, говорили они, изготовьте себя к бедствиям, гонениям, всяким страданиям, ибо « вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут » (2Тим.3:12). Изготовьтесь и смерть подъять любви ради Христовы. Проповеди же сей в краткое расстояние времени столь бесчисленное множество людей уверовали, что Павел не обинуясь писал к Римлянам: « яко вера ваша возвещается во всем мире » (Рим.1:8). И к Колоссаям: « слово истины благовествования есть плодоносно во всем мире, якоже и в вас » (Кол.1:6). Но на каком диалекте учили тому Апостолы не только Евреев, но и Еллинов, и Римлян, и Парфян, и Эламитян, и Фригиан, и Памфилиан, и Египтян, и прочие иноязычные народы? Как убедили немудрые премудрых, рыбари риторов, некнижные софистов? Какою силою победили убогие богатых, немощные могущественных обладателей, простолюдины вельможей? Какая сила мирская победила предубеждение в богослужении, навык злых нравов, могущество гражданских законов, силу странных обычаев и самого естества человеческого безрассудные стремления? Какую телесную силу? Какой конец плотский? Кто сущим в нас здравым разумом судить о сем будет, тот уверится, что сила не мирская, не вещественная, не телесная, но сила иная, премирная, невещественная, невидимая, и всемогущая сие сотворила. Кто сие исследует и послушает здравого разума, тот увидит, что не иной кто, как токмо всемогущая десница Вышнего сие сотворила. « десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе веру во Христа, десница Господня сотвори силу » (Пс.117:15–16). Всемогущая благодать Веры победила и ложные богослужения, и навык ко злу, и власть вредоносных законов, и могущество злых обычаев, и силу безрассудных стремлений, и всего мира суетность. « Сия есть победа, победившая мир, вера наша » (1Ин.5:4). Сила Иисус Христова победила мирские препятствия, как Он предвозвестил, говоря: « в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир » (Ин.16:33). Сия премена от растленного и злого жития в житие беспорочное и пресвятое не есть дело естества, но действие благодати. Сия по всему на лучшее премена не есть дело человека, но произведение всемогущей руки Вышнего. « Сия измена десницы Вышняго » (Пс.76:11).

Но какую, скажешь ты, мы, верующие во Христа имеем нужду в учении сем? Мы не требуем доказательства веры, ибо веруем, а имеем нужду в нравственном учении к исполнению добродетели. Какая же другая добродетель, возлюбленная моя братия, или высшая есть правой веры, или благоприятнейшая Богу, или спасительнейшая оной? Что ни сделаешь без веры, грех есть. « Всяко же, еже не от веры, грех есть » (Рим.14:23). Без веры никто не может спастись. Ибо без нее никто не может быть угоден Богу. « Без веры же невозможно угодити Богу » (Евр.11:6). Доколе человек пребывает верным, дотоль хотя бы тмочисленно согрешал, имеет всегда надежду покаянием достигнуть спасения своего: как же скоро не будет веровать, никакой не будет ему надежды получить спасение. Потому что « иже веру имет и крестится, спасен будет » (Мк.16:16). Потому что « веруяй в Онь, не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия » (Ин.3:18). Ежели убо внимание мы имеем к тому, чтобы соблюсти любовь, смирение, целомудрие, послушание, и другие добродетели, то тысячекратно более нужно нам внимать тому, чтобы соблюсти веру, которая есть источник, корень и учитель всех добродетелей. Таковое внимание всегда нужно, а особливо в настоящие времена, в кои преумножились и обесстыдились неверные, развращающие верных, и потопляющие их во глубины неверия. Но единое внимание наше без помощи Божией ничего не может. « Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати » (Пс.126:1–2). Царе-пророк Давид, когда видел неверных всюду обходящих, то к Богу прибегал, прося от Него помощи. Подражаем убо ему и мы, молясь день и ночь, и говоря с ним: « Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Зане окрест нечестивии ходят » (Пс.11:8–9).


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle