архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами

 Толкование 3Толкование 4Толкование 5 

Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю расслабленного (Деян.9:32–42)

Ныне чтенная История Деяний Апостольских представляет нам точное событие сих слов Господних: «веруяй в Мя, дела яже Аз творю, и той сотворит» (Ин.14:12). Владыка всяческих исцелил расслабленного в овчей купели от недуга, которым он был мучим тридесять восемь лет: а Петр уверовавши в Него, Енеа в Лидде, восемь лет лежащего на одре, восставив с постели здрава сотворил. Иисус Христос единым словом «куми»8 даровал жизнь умершей дщери Иаировой (Мк.5:41): а уверовавший в Него Петр, единым словом: «востани», воскресил из мертвых Тавифу. О сколь сладостны и умилительны чудодействия величества и благоутробия Божия, и сколь ясно открывается в них сила веры! Вера и чудеса суть две вещи, которые имеют между собою тесный союз. Выслушайте, братие, всю ныне чтенную Историю с должным замечанием и вниманием, да уразумевши взаимообразное отношение веры к чудодействиям, удостоверитесь в том, что вера есть мать чудес, а чудеса суть утверждение веры.

Деян.9:32. И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде.

Апостол Петр все то время, в которое новосоставленная Церковь Христова испытывала жестокость гонений, пребывал с прочими Апостолами во Иерусалиме. А когда промысл Божий для большего умножения веры даровал «мир церквам, бывшем по всей Иудеи и Галелеи и Симарии» (Деян.9:31), тогда он исшел из Иерусалима, посещая, говорит Божественный Историк, всех. Не сказал, посещая грады: но посещая всех, дабы показать, что он навещал всех живущих в тех местах, чрез которые проходил, верных утверждая в вере и добродетели, неверующих же подвизаясь обратить от заблуждения к истине. Таким образом Петр, посещая всех, пришел наконец и ко святым живущим в Лидде. Святыми здесь Апостол Лука называет, так как называл и Павел всех верующих во Христа потому, что и звание, и дела их были святы (2Тим.1:9): город же Лидда, иначе называвшийся Диосполь, лежал близ Иопии (Иерон. в Имян.): а назиранием таковых верных святой Петр подал пример Пастырям Церкви, дабы и они так же посещали всех находящихся под их управлением, исправляли их погрешности, и утверждали в добродетели. Что же случилось по пришествии Петровом в Лидду?

Деян.9:33. Обрете же там человека, некоего именем Енеа, от осьми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен.

Кто такой был Еней? Какого состояния человек? Какого рода? Какого исповедания? Какого звания? Верный ли был, или неверный? Прежде ли уверовал во Христа, а потом уже получил исцеление, или прежде исцелился, а потом уже принял веру? Он ли просил у Петра здравия, или Петр сам по себе исцелил его? О всем том святой Историк, наблюдая краткость, умолчал, а упомянул только, для удостоверения в происшедшем чуде, о его имени, о болезни и о способе исцеления.

Поелику же из того, что запечатлено молчанием, ничего в точности узнать не можно: то мы в сем случае должны быть довольны только тем, что вероятия достойно. Может быть Еней был человек тогда весьма известный и знаменитый: и потому Божественный Лука о многом в рассуждении его умолчал. Может быть он уверовал во Иисуса Христа тогда, как исцелился, а может быть еще прежде, и потому получил исцеление. Вероятно также, что Петр из единого человеколюбия, без всякого прошения исцелил его, подражая Иисусу Христу, который многажды, никем не будучи просим, творил чудеса, умоляем единым токмо своим благоутробием. Назывался немощный оный человек Енеем: болезнь же его была самая жестокая и продолжительная, то есть, расслабление всего тела: почему он и лежал восемь лет на одре. Выслушайте же способ исцеления.

Деян.9:34. И рече ему Петр: исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея: и абие воста.

Сколь тяжка и долговременна была болезнь, столь легко и скоро произошло исцеление ее. Енее, сказал болящему Петр, исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоей: и расслабленный, восемь лет лежавший на одре и не могший востать с постели своей, тотчас востал, и начал ходить. Какое чудо! Какая удивительная сила имени твоего, Иисусе Христе! Примечания достойно, что выражение сие: «востани с постели твоея» слово же в слово с греческого языка постели самому себе9 в одном только сем месте находится: и поелику есть неудобопонятно, то различным образом его толкуют: некоторые объясняют так: востани, и накрой себе трапезу, да яси: иные, востани, и постели себе одр, который прежде другие для тебя постилали: а некоторые, возьми одр твой, почему и говорили: «и в доказательство истины, чуда онаго повелел взять одр ему» (Злат. на Деян. Апост.). Какое же действие имело сие чудо?

Деян.9:35. И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу.

Вера Петрова соделала чудо, которое обратило к вере и утвердило в оной всех живущих в Лидде и Ассароне: они, увидев, что расслабленный недвижимо прежде лежавший, силою имени Христова, Петром произнесенного, соделался здрав, востал и начал ходить, от заблуждения своего обратился ко Господу нашему Иисусу Христу. Лидда же и Ассарон находятся между горою Фавором, и морем Тивериадским, между Палестинскою Кесариею и Иоппиею. Таким образом описав сие чудо, Богоглаголивый Лука приступает к описанию другого, еще более удивительного, пиша:

Деян.9:36. Во Иоппии же бе некая ученица, именем Тавифа, яже сказаема глаголется Серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяше.

Слышите, как он, яко высокий Историограф, описал вкратце отличные свойства сей святой жены. Она, говорит, родом была из Иоппии приморского города в Палестине, который и доныне существует, была ученица Иисуса Христа, была добродетельна и подавала милостыни. Он даже и имя ее истолковал: Тавифа, Еврейское слово, сказал он, значит на нашем языке Серна. Сие животное имеет самое острое зрение и скоро бегает? а сим дал нам знать, что самое имя ее означало как остроту ума ее в избирании дел истинно добрых, так и ее усердие и скорость в исполнении добродетели.

Деян.9:37. Бысть же во дни тыя болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице.

«Во дни тыя», то есть в то время, когда Петр проходил чрез Иудейские грады, посещая всех там живущих, Тавифа заболела и умерла. Верные, при ней бывшие, омыли ее тело, и положили оное в горнице до прибытия Петрова, которого они просить были намерены, как видно из последующих слов. Здесь, братия моя, ясно видеть можем, откуда православные Христиане получили и доныне сохраняемый обряд омывать водою тела умерших. Делают же сие для того, чтобы мертвец тот имел тело свое чисто от всякой телесной скверны, также как и душу имеет очищенную от всякой душевной скверны, и чтобы внешняя чистота означала внутреннюю.

Деян.9:38. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них.

Лидда находилась близ города Иоппии, где умерла Тавифа: почему ученики Христовы, бывшие тогда в Иоппии, услышав, что Апостол Петр находится в Лидде, послали к нему двух мужей, прося его немедленно к ним прийти. Они надеялись, что Петр, исцеливший пред ними расслабленного Енеа, и тению своею толикие чудеса совершивший, может воскресить из мертвых и Тавифу: иначе бы не дерзнули они и беспокоить его в то время, как занимался он проповедью Евангельскою: притом в надежде сей подкрепляли их бедные своим молением, и вдовицы своими слезами. Петр же явился весьма готовым к исполнению прошения учеников оных.

Деян.9:39. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу: и предсташа ему вся вдовицы плачуща и показующа ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна.

Посланные от учеников просить Петра объяснили ему, как видно из сего, ту причину, для которой они его просили: по которой он тотчас с ними же и пришел. Они ввели его в горницу, где лежало мертвое тело Тавифы: там тотчас предстали пред него бедные вдовы, плачущие и рыдающие о том, что лишились они питательницы и благотворительницы своей. А дабы уверить его в благотворительности Тавифы, и изобразить ему то усердие и готовность, с каковою она подавала милостыню, они показали ему те ризы и одежды, коими она жаловала их. Заметьте же здесь, сколько сия блаженная жена была смиренна: она не только подавала милостыню несчастным вдовицам, но и обращение свое имела с ними: сие Божественный Историк объяснил оными словами: «с ними сущи». Что же сделал тогда Петр?

Деян.9:40. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе.

Для чего Петр изгнал всех вон? Для того, что ум при множестве плачущего народа, неудобь восходит к престолу Божию: изгнал убо всех вон, дабы устремить наедине все мысли свои к Богу: дабы сим сделать подражание своему Учителю, который также, прежде изгнал всех из дому Иаирова (Мк.5:40), потом воскресил дочь его, и дабы тем избавиться, сколько было можно, людских похвал и почестей. Когда же все вышли вон, то он, преклонив на землю колена свои, излил свое моление пред Богом: но в каких словах оно состояло, о сем Божественный Историк умолчал, яко то уже известно от самых дел: ибо о чем ином просил он тогда всещедрого Бога, как не о том, чтобы умилосердившись над бедными оными, воскресил из мертвых их благотворительницу? Но для чего Петр не поступил таким же образом и тогда, когда исцелил Енея? Воскресить мертвого есть дело более чудесное, нежели исцелить расслабленного. Для того и моление о нем было прилежное и с коленопреклонением. Поелику же священный Дееписатель говорит, что Петр по молитве своей обратился к мертвому телу Тавифы, то из сего и видно, что он тогда, когда молился за нее, имел устремленный на небеса не только ум свой, но и лице и очи. И так воззрел он на мертвое тело Тавифы, и начал говорить ей, как бы спящей, и она услышала слова его. Тавифо, сказал он. Она же, О чудес твоих Христе Царю! как бы от сна отверзла очи свои, видевши его, села.

Деян.9:41. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу.

В Истории о Тавифе два востания находим: одно из мертвых, а другое с места, на котором она лежала. Первое соделал Бог, вняв прошению Петра: а второе сам Петр, подав ей руку помощи. Сие место Священного Писания объясняет нам, что Бог относительно добрых дел то только производит, что превышает наши силы, а то, что не превосходит оных, предоставляет оканчивать нам самим. Когда же Тавифа востала из мертвых и с одра своего, тогда Петр призвав святых, то есть верных и бедных вдовиц, которые прежде неутешно плакали, поставил ее пред ними живу. Сие он соделал для того, дабы показать, что он просил Бога о воскресении ее ради их слез и их утешения. Что же последовало за сим преславным чудом?

Деян.9:42. Уведано же бысть по всей Иоппии, и мнози вероваша в Господа.

Сие великое чудо соделалось известным во всей Иоппии: и потому многие из живущих в ней уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Вот сила веры, ее же ради Бог творит чудеса: «и вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете» (Мф.21:22). Чудеса же делают неверных верными. «И видеша его», то есть Енеа, «вси живущие в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу» (Деян.9:35). «Уведано же бысть по всей Иоппии» чудо воскресения Тавифы из мертвых: «и мнози вероваша в Господа».

Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня

Кто вложил мысль в учеников Христовых, живущих во Иоппии, оставить непогребенным мертвое тело Тавифы, и призвать к себе Петра из Лидды? кто их уверил, что Петр, пришед во Иоппию, воскресит из мертвых Тавифу? Много было верных, живших тогда во Иудеи, Галилеи и Самарии, почему несомнительно, что некоторые из них умерли в то время, в которое Петр проходил чрез их города: почему же то, что мы читаем в Истории о Тавифе, произошло только с нею одною, а не с другим еще кем-либо? Слезы нищих заставили учеников тех поступить таким образом: милостыня Тавифы, которую она щедро раздавала нищим, уверила их, что Петр придет к ним, и помолится о ее воскресении: и что премилосердый Бог, услышав моление Петрово, воскресит ее из мертвых. Одна же она из всех удостоилась сея благодати за многие милостыни свои. Сие Петр объяснил во-первых тем, что, увидев слезы нищих, увидев ризы и одежды Тавифы в руках их, тотчас с большим дерзновением, с большим надеянием преклонив на землю колена свои, и просил Бога о ее воскресении: во-вторых тем, что когда Тавифа воскресла, то призвав, по словам Апостола Евангелиста Луки, святых и вдовиц, постави ю живу. Сие Петр учинил единственно для того, чтобы показать что Бог воскресил ее ради святых и вдовиц: ради святых, да утвердятся во святом деле милостыни: ради вдовиц, да возвратит им прежнюю помощницу в их нуждах, и дабы сим чудеснейшим примером показать всему миру, сколь великую силу имеет милостыня.

Священное Писание исполнено законоположений, побуждений, примеров, обещаний, наград и мздовоздаяний за милостыню: по коим всем ясно видеть можно, коликую милостыня имеет благодать и силу. И что она предписана законом, в том всяк может увериться, когда прочтет сии Господни слова: «обаче от сущих дадите милостыня: продадите имения ваша и дадите милостыню» (Лк.11:41, 12:33). Какое другое законоположение яснее и выразительнее сего законоположения? Смотрите же, коликую благодать и силу имеет милостыня!

Милостыня имеет крыле, коими она возлетает на небеса, и предстоит всегда пред престолом Божиим, да Всевышний воззрев и воспомянув о ней, помилует нас. Истину сию открыл нам Бог послав Ангела своего к Корнилию сотнику возвестить ему следующее: «молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога» (Деян.10:4). Милостыня есть превыше всякой жертвы: всякое доброе дело, из любви к Богу творимое, есть жертва Богу приносимая. Любовь, смирение, целомудрие, послушание, пост, молитва, сокрушение сердца суть жертва, по сим словам Давида: «жертва Богу дух сокрушен» (Пс.50:19), но так как и всякое другое деяние благих дел, милостыня преимущественнее всех жертв. Хощет Бог жертв, хощет добрых дел, потому что Сам Он установил жертвоприношения, Сам же Он есть и благих дел Источник: а дабы показать, что Он милостыню предпочитает всем другим жертвам, то рек: «шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы» (Мф.9:13). Я предпочитаю, говорит Он, милость и самой жертве.

Милостыня не есть дар, как некоторые думают, но даяние взаим: в сем займе, милуяй дает, нищий берет, а Бог делается поручителем. Попекись, глаголет Господь, о бедном немощном, и ежели что издержишь на него, Я воздам тебе, когда прииду паки в мир судить живых и мертвых. «Прилежи ему: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возращуся, воздам ти» (Лк.10:35): слышите: «Аз», глаголет, «воздам ти». И какого другого поручителя можно найти вернее, богатее и истиннее Бога? Поелику же платить долг настояще обязывается должник, а не поручитель: для сего Преблагий Бог, дабы более расположить сердца наши к подаянию милостыни, делается из поручителя должником, и яко должник обещается заплатить долг сими словами: «взаим дает Богови милуяй нища, по даянию же его воздастся ему» (Притч.19:17). Какое чудесное дело! милостыня отступает от всех законов: по законам природы, порядка и ума, одолжения человеческие неприличны Богу: но милостыня делает его должником человеку: видите, коликую силу имеет милостыня.

Но человеколюбивейший Бог на сем еще не останавливается: Он приемля на себя лице нищего говорит: когда придет к тебе нищий, тогда Я предстою пред тобою: когда он просит у тебя милостыни: тогда Я прошу у тебя милостыни: ты все что ни подаешь нищему, хлеб ли, одежду ли, сребро ли, или что другое, Мне подаешь: все, что ни сделаешь для него, сделаешь для Меня. «Аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих менших, Мне сотвористе» (Мф.25:40). О! коль велико человеколюбие Твое, Всеблагий Царю! Ты, который обитаешь на небесех, сходишь на землю принять от меня милостыню: которому поклоняются, которого славят все небесные силы, который владычествует над всею землею и над всею вселенною, предстоит предо мною яко нищий, покрытый уничижением: который отверзает руку свою, и всяческой исполняет благости, простирает ко мне свою десницу, и просит у меня малейшей части хлеба, да насытится: который покрывает небо облаками, просит у меня себе одежды, да прикрыет наготу свою: Ты, Всесилен сый и Вседержитель, требуешь моего вспомоществования в Твоих нуждах. Господи, Господи милости, Ты просишь у меня милостыни? Так точно, братие, и так устроил Бог для спасения нашего. «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40). Толика есть высота милостыни, толика благодать и сила ее.

Посему для людей милосердых приуготовлены и воздаяния, как мы видим из Священного Писания, велики и многи, земные и небесные. Посмотрим прежде на земные. Царе-Пророк Давид описал их в кратких в словах: «весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет» (Пс.36:26). Что же значит благословение Божие? Оно означает всякое добро, и всякое благополучие: «Авраама благослови Бог, благослови же и последняя Иовля паче, неже прежняя» (Быт.12:2; Иов.42:12), и они оба соделались богаты, славны, пресчастливы и всякою честию почтенны. Какою убо радостию наполнятся сердца ваши, чадолюбивые родители, когда поверите, что Бог за милостыню вашу посылает благословение свое на чад ваших? Колико блаженными почтете самих себя, когда узрите на сынах, на дщерях и на чадах чад ваших благословение Божие, то есть мир, любовь, честь, богатство и всякое другое земное благополучие? Вот земная награда людей милосердых: «весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет».

Посмотрим теперь на воздаяния духовные или небесные. Из них первое есть отпущение грехов: «обаче от сущих», рек Господь, «дадите милостыню: и се вся чиста вам будет» (Лк.11:41). Вот духовное воздаяние за милостыню, во сто крат оную превышающее. Даешь хлеб, подверженный тлению, а получаешь очищение грехов: даешь вещество земное, а получаешь спасение душевное: даешь вещь временную, а получаешь благодать вечную: «обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам будет». И нет человека, которой бы не имел нужды в таковой награде: нет, говорю, человека в мире, который бы чист и безгрешен был, а потому и не имел бы нужды в очищении: «не глаголи», говорит праведный Иов, «яко чист есмь делы, и безпорочен пред ним. Кто бо чист будет от скверны?» (Иов.11:4, 14). Никтоже, «аще и един день житие его на земли» (Иов.14:4–5). На что убо иное можем иметь мы бедные надежду спасения нашего, как не на милость Божию? Милость же сия дается милующим в воздаяние за их милостыни: она не токмо исцеляет раны греховные и очищает оные от всякой скверны, но и освящает души людей милосердых. Истину сего подтвердил сам единородный Сын Божий глаголя, яко милующие не токмо помилованы бывают, но и блаженны: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5:7). И так будь милостив к нищим, и не сомневайся о том, что помилует тебя Бог. Будь милостив к нищим, и ты будешь без всякого сомнения достоин жизни блаженной. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Всещедрый Бог, открывая нам сию истину, изглаждает вместе из сердец наших всякую недоверчивость и всякое сомнение.

А когда придет тот день, в которой праведный Судия воссядет на престоле славы Своей, будучи окружен силами небесными, и в которой все сущие от века человеки соберутся пред Него: тогда ты, человек милосердый, ты, который питал алчущих и одевал нагих, который призирал сирых и помогал вдовицам, который служил немощным и принимал странных, который посещал заключенных в темнице и отверзал щедрую свою руку убогим: ты, говорю, человек блаженный, коего сердце исполнено сострадательности и человеколюбия, ты получишь тогда неисчетные, никогда неувядающие венцы наград за свои подвиги. Тогда во-первых Царь славы за ту земную честь, коею ты почтил Его, воздаст тебе честь небесную, поставит то есть тебя одесную Себе пред всеми Ангелы и пред всеми человеки: потом возвестит пред ними те твои благодеяния, которые ты оказал Ему: «Аз», речет, «взалкахся, и ты дал Ми еси ясти: возжадахся, и ты напоил Мя еси, наг бех, и ты одеял Мя еси, странен бех, и ты к себе приял Мя еси: болен бех, и посетил Мя еси: в темнице бех, и пришел еси ко Мне» (Мф.25:35–36). О хвала исполненная бессмертной славы! О честь, несравненно высшая всех почестей и достоинств земных! Прииди, речет потом Царь правды и милости, прииди благословенне Отца моего, наследуй царствие, уготованное для тебя от сложения мира (Мф.25:34). Вот, братия моя, воздаяние всех воздаяний высшее, воздаяние вечной радости и бессмертной славы, воздаяние блаженства и царствия некончаемого!

Какая другая добродетель, кроме милосердия, имеет у Бога толикую благодать и силу? За какую другую добродетель обещал Всевышний столько наград, сколько за милосердие? И какой добродетели дела описаны в книгах Священного Писания с такою точностью, как дела милосердия? Ныне чтенное Апостольское деяние открыло нам всю силу милостыни, чего ни в каком ином месте Божественного Писания найти не можно. Оно объяснило нам, что слезы вдовиц и нищих, которым Тавифа оказывала свои милости, воскресили ее из мертвых. Вот коликую силу имеет милостыня! Она и мертвых воскрешает. Христе Спасителю мой! ежели слезы нищих толико могут, то прошу от всей души моей и от всего моего сердца беспредельное Твое благоутробие, даждь ми благодать сию, да егда положено будет мертвое мое тело на одр смертный, окружат ложе мое нищие, и пролиют слезы не пред Петром, да воскресит мя из мертвых, но пред Тобою, Всещедрый, да помилует мою душу! Аминь.

* * *

8

Востани.

9

Σρτῶσον σεαντῶ.


 Толкование 3Толкование 4Толкование 5 

Требуется программист