архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 2

Толкование на Евангелие от Луки в неделю восемнадцатую (Лк.5:1–11)

Многие, видя убегающих рыб в воде при самом малейшем шуме, заключают, что те имеют острейший слух: однако рыбы, лишены быв орудий слышательного чувства, никакого не имеют слуха, но совершенно находятся глухи. Так от чего же они бегают и отдаляются, когда шум бывает слышим? Шум, какой бы он ни был, не что другое есть, разве движение воздуха, бывающее от тела, звук издающего. И так воздух движимый и колеблемый, купно движет и колеблет касающуюся его воду. Рыбы, хотя чужды суть слуха, однако имеют острейшее осязания чувство. Почему чувствуя колебание воды, бываемое от приражения шума, немедленно убегают в другое место. Глухи были рыбы езера Генисаретского, так как и все прочие рыбы; но когда, пришед Иисус на езеро сие, сказал ученикам Своим: «вверзите мрежи ваша в ловитву» (Лк.5:4); услышали тогда они Господень глас и, услышав, повинулись могущественному Его повелению. Почему не отплыли, но приплыли; не разбежались, но совокупились и собрались во мреже. Толикое же множество собрано было, что и мрежа проторгалась, и ловцы наполнили оными два корабля. Мы имеем орудия слуха, имеем уши, ежедневно слышим Господний Евангельский глас: но нимало не повинуясь Божественным Его повелениям, являемся несмысленных и глухих рыб несмысленнейшими и паче глухими. Ввергают ныне священнопроповедники посредством толкования Евангельского слово, так как тогда Апостолы мрежи рыболовствуя: однако люди, слыша повеление Божие, не повинуются, не стекаются под легчайшее Господне бремя, так как тогда рыбы во мрежи, но нерадят и уклоняются: но неужели посему священнопроповедникам должно молчать? Никак. Ибо горе таковым Павел возвестил: «горе же мне есть, аще не благовествую» (1Кор.9:16). Рыбак всю свою обязанность исполняет, когда и простирает, как должно, и изготовляет, как нужно, мрежи: равным образом и священнопроповедник, благочестиво поучая слову Божественного Писания и богомудро оное изъясняя, весь долг свой исполняет. И так, мы потщимся, все упование возлагая на благодать Божию, предложить поучение и истолковать нынешнее Евангельское слово: с вашей же стороны требуется как благоговейное к слову внимание, так и охотное Богу повиновение.

Лк.5:1–2. «Во время оно, стояше Иисус при езере Геннисаретсте. И виде два корабля стояща при езере: рыбарие же, отшедше от нею, измываху мрежи.»

Близ езера Генисаретского поучал Иисус Христос слову Божию. Толикое же множество людей было там собрано, что притесняли Его, желая слышать небесное Его учение. "Бысть же", говорит выше благоглаголивый Лука, «належащу Ему народу, да быша слышали слово Божие, и Той бе стоя при езере Геннисаретсте» (Лк.5:1). На оном же езере видел два корабля, Петров и сынов Зеведеевых: видел же и рыбаков, которые, изшед из кораблей оных, измывали свои мрежи.

Лк.5:3. «Влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли Его от земли отступити мало: и сед учаше из корабля народы.»

Корабли, как видно, были весьма близко к земле; почему Иисус Христос, видя, что народ, притесняя Его, и глас Его прерывал, и слушать препятствовал желающим, да не останется дело Божие тщетным, вшел в корабль Петров, и просил его несколько отдалиться от земли, чтобы мог беспрепятственно из корабля научать народ. Сед убо в корабле Петровом, из оного напоявал жаждущий народ спасительными струями учения Своего.

Лк.5:4. «Якоже преста глаголя, рече к Симону: поступи во глубину, и вверзите мрежи ваша в ловитву.»

Совершив духовное дело, пекся и о нужном для тела. Сказал тогда Петру так: «поступи во глубину», то есть, отдали корабль и поставь его на глубоком месте езера; а Петру и сущим с ним повелел: «вверзите мрежи ваша в ловитву», то есть, распрострите сети для ловления рыбы. Сей пример научает и внушает тебе, христианине, чтобы ты никогда не оставлял дела Божия ради телесной твоей занимательности, но прежде совершал Божественное дело, а потом заботился бы и о телесной надобности. На повеление же Спасителя в ответ Петр сказал следующее:

Лк.5:5. «И отвещав Симон, рече Ему: Наставниче! об нощь всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу.»

Слово наставник означает распорядителя и правителя дела; почему Петр, почтить желая, Господа Наставником нарек. Наставниче, говорит, мы хотя целую ночь трудились, которая способнее есть к ловлению, но ниже одной рыбки не поймали: однако «по глаголу Твоему», то есть веруя словеси Твоему, убежден будучи повелением Твоим, – ввергу мрежу в море. Таковое же благоговение и послушание потому показал Петр, что хотя еще не был тогда последователем Иисуса Христа, знал однако Его с того времени, когда брат его Андрей представил его пред Ним, и он слышал от Него сие: «ты еси Симон сын Ионин; ты наречешися Кифа, еже сказается Петр» (Ин.1:42). Не только же сказал Петр: «по глаголу же Твоему ввергу мрежу», но и самым делом ввергнул оную в море с помощию прочих своих товарищей.

Лк.5:6–7. «И се сотворше, яша множество рыб много, протерзашеся же мрежа их. И помануша причастником, иже беху в друзем корабли, да пришедше помогут им: и приидоша, и исполниша оба корабля, яко погружатися има.»

Видя Петр и с ним ловящие множество рыб, и сеть раздирающуюся, дали знать, кликнув причастников, то есть, сотоварищей своих, сынов Зеведеевых, чтобы они, пришед, помогли извлещи мрежу. Пришли убо те, и так наполнили рыбою два корабля, то есть, Петров и сынов Зеведеевых, что от множества погружались. Виждь убо, во-первых, плод святого послушания; еще же знай, что когда не присутствует с нами Иисус, суетны тогда бывают наши труды и суетимся напрасно: когда же приходит к нам Иисус, труды наши бывают плодотворительны, и пожинаем мног плод.

Лк.5:8. «Видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи.»

Если сравнишь признательность сотника: «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши» (Мф.8:8), с признательностию Петра, «изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи», – узришь между тем и сим великое различие. Ибо слово к хотящему взойти в дом твой: «Господи несмь достоин», чтобы Ты пришел в дом мой, – не есмь достоин таковой чести, – смирение являет, великое благоговение и почтительность; сказать же к вшедшему уже в дом твой: «изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи», – являет ужас душевный, робость и страх. Что же Петр тогда и убоялся, и ужаснулся, явствует из следующих слов:

Лк.5:9–10. «Ужас бо одержаше его, и вся сущия с ним, о ловитве рыб, яже яша. Такожде же Иакова и Иоанна сына Зеведеова, яже беста обещника Симонови: и рече к Симону Иисус: не бойся, отселе будеши человеки ловя.»

Необычайные дела производят страх и ужас. Сии, будучи рыбарями, никогда не видали толикого множества рыб, за один раз попадавшихся во мреже; почему не без причины Петр, равно и Иаков, и Иоанн и все бывшие с ними, видя толикое множество рыб, удивились. Петр же не токмо удивился, но и ужаснулся. Ибо если бы не ужасался, не говорил бы ему Иисус сего: "не бойся". Чего же он ужасался? Удивление имеет тут место, видел бо вещь чудную и удивился; ужас же какую имеет причину? Ужаснулся, ибо был грешник: «яко муж грешен есмь». Грех же, без сомнения, рождает ужас. Чего убо ужасался? Чего другого, кроме наказания за грехи? Он познал, чрез чудо касательно рыб, всемогущество Иисуса Христа; почему, видя Его пред собою, ужаснулся, боясь наказания, и того для желал отдалену быти Ему от лица своего: «изыди от Мене». То же самое видим и на жителях Гадаринских. Они нарушали закон, пася свиней для явствы своей (Лев.11:7; Втор.14:8). Когда убо услышали, что Иисус Христос исцелил бесноватых, свиней же потопил в море: страшась тогда наказания за грех, просили Его, чтобы отшел от пределов их (Мк.5:15, 17). Сей Петров страх прогнал Иисус всесильным Своим словом: "не бойся". Потом открыл ему конец Божественного строения о избрании его в Апостольство: «отселе будеши человеки ловя». Не страшись, говорит, наказания правосудия Моего, но ожидай милости благоутробия Моего. Отныне и до конца будешь ловить не рыбы в море, но извлекать людей из бездны неверия.

Лк.5:11. «И извлекше оба корабля на землю, оставльше вся, в след Его идоша.»

Какие же те были, кои услышав сие: «не бойся, отселе будеши человеки ловя», извлекли корабли свои на землю, потом оставив вся, последовали Иисусу Христу? Сии были Петр и брат Его Андрей, и Иаков, и Иоанн, сыны Заведеевы. Явствует же сие из Писания Евангелистов Матфея и Марка, кои согласно показывают, что сих обрет Христос при мори Галилейском, звал их, говоря: «грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Они же абие оставльша мрежи», в след Его идоша (Мф.4:19–20; Мк.1:17–18). Но три здесь встречаются трудности. Первая в рассуждении наименования места: ибо и Матфей и Марк говорят: «ходя же Иисус при мори Галлилейстем»; Лука же пишет: «и Той бе стоя при езере Геннисаретсте» (Мф.4:18; Мк.1:16; Лк.5:1–2). Вторая – в рассуждении несообразности действия; ибо и Матфей и Марк говорят, яко обрел их Господь ввергающих мрежи в море, Лука же свидетельствует – отшедших от кораблей и измывающих мрежи. Третья в рассуждении неупоминовения о чуде; ибо ни Матфей, ни Марк не показали о ловитве множества рыб. Удобно первую решить трудность, если рассмотришь, что море Галилейское, чрез которое проходит Иордан, есть самое Генисаретское озеро, два названия имеющее. И вторую отвратишь, сие решение имея, что поколику были и наемники, с Петром и сынами Зеведеевыми ловящие (Мк.1:20). Ибо иные из них измывали мрежи, чая тогда уловить рыбы, хотя чрез всю ночь трудясь ничего не поймали. Третья же трудность имеет общее решение: ибо известно, что многое, опущенное Матфеем и Маркм, упомянуто Лукою и Иоанном. Упомянул только Матфей, подобно и Марк, о небесном звании Апостолов и ревностном их повиновении. И поистине, великая в их сердце была ревность, превышающая и самую ревность Пророка Елисея. Ибо тот, будучи позван Пророком Илиею, так ответствовал: «облобыжу отца моего» прежде, "и иду" потом «в след Тебе» (3Цар.19:20); Божественные же Апостолы немедленно оставив вся, корабль, мрежи, совоспитанников, друзей, сродников и отца своего Зеведея, пошли в след Иисуса Христа.

Беседа о том, что сохранение Божественных заповедей есть вина земного счастия

Двукратный глас Божий касается Петра и с ним сущих учеников Иисуса Христа: «вверзите мрежи ваша в ловитву» (Лк.5:4): се есть первый; «не бойся, отселе будеши человеки ловя» (Лк.5:10), или как говорят Матфей и Марк: «грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мк.1:17; Мф.4:19): се есть второй. Ученики, охотно повинуясь первому, имели счастие бесчисленное рыб уловить множество; повинувся же немедленно и второму, сопрестольниками учинены были Иисуса Христа. Это ясно показывает, что повинующиеся Божественным повелениям не только наследниками бывают вечного царствия, но и счастливыми в сей временной жизни. Но поелику некоторые, рассуждая, что человеческий род, ради праотеческого греха, изгнан в сию страну для всегдашнего в оной бедствия и наказания, думают, что исполнение всех заповедей Божеских служит не к мирному в сем мире и счастливому человека состоянию, но только единственно к душевному нашему спасению: того для не бесполезно ныне побеседовать против погрешительного такового мнения, и показать, что таковые противятся не токмо учению Божественных Писаний, и повествуемым, и видимым, но и самому здравому рассудку.

Бесчисленные суть места Священных Писаний, на которых делателям Божественных заповедей возвещаются воздаяния земные, купно и небесные. Но да не отягощу слуха вашего и слишком продолжу слово мое, умалчиваю о земном обетовании, и что касается до дождя благовременного и позднего и плодоносия земли, и что касается до умножения семени, и противу врагов побед, и что заключается в благословениях Иаковлевых и Моисейских, и в книгах святых Пророков: два же доказательства на среду представляю как из Ветхого, так и из Нового Завета, довольные к убеждению каждого человека, здравые имеющего рассуждения. Первое из сих возвестил, яко от уст Божиих, велегласнейший Пророк Исаия, когда был послан проповедать Божественное определение: «аще хощете», говорил, «и послушаете мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис.1:19–20). Второе же проповедал святой Пророк и Царь Давид, который, говоря о воздаяниях, даемых праведному человеку, оканчивает Псалом, изъявляя прежде земную мзду: «долготою дней», говорит, «исполню его», потом и небесную: «и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:16).

Иисус Христос, Который пришел в мир не разорить, но исполнить закон (Мф.5:17), – то есть, научить учению о совершенстве, заключающемуся в законе: «ничтоже бо совершил закон» (Евр.7:19), за немощи содержащихся в нем, – явно обещал тем, кои чрез правду и добродетель ищут наследия царствия Божия, и вся земная благая: "ищите", сказал, «прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6:33). Говоря же о тех, кои ради любви Его оставляют имение и сродников, возвестил и решительно доказал, что таковые и в сем мире удостоиваются воздаяний: «аминь глаголю вам, никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелиа ради, аще не приимет сторицею ныне во время сие домов и братий и сестр, и отца и матере и чад и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный» (Мк.10:29–30). Кто верует Богу и уверен есть, что слова Божественных Писаний суть слова Божия: таковой, сие слыша, никакого сомнения не возымеет, что за повиновение Божественным повелениям сугубой сподобляемся почести, земной и небесной, временной и вечной. Но поелику примеры уполномочивают доказательства о сей истине, не прейдем и сих молчанием.

Повелевает Бог Аврааму, говоря: «изди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» (Быт.12:1). Авраам, возложив упование, повинулся гласу Божию, – и Бог снабдил его за сие многим богатством: «Авраам бяше богат зело скоты, и сребром и златом» (Быт.13:2). Се земное сокровище! Даровал тоже ему победу над врагами, великую и чудную; ибо он поразил четырех царей, «и гони их даже до Ховала, иже есть ошуюю Дамаска: и возврати вся конныя Содомския, и Лота сына брата своего возврати, и вся имения его, и жены и люди» (Быт.14:15–16). Се земное воздаяние! Даровал ему сына от Сарры, бесплодной его жены, и умножил семя его, яко звезды небесные: «се Сарра жена твоя родит тебе сына, и наречеши имя ему Исаак» (Быт.17:19). «Изочти звезды, аще возможеши изчести я. И рече: тако будет семя твое» (Быт.15:5). Се суть воздаяния земные! Обрати взор твой и на Иакова. Он отходит из отеческого дома, кроме жезла ничего не имея; но утверждает столп, и молится и обещает Богу посвятить десятую часть будущих своих стяжаний. Почему Бог и снабдил его волами, ослами, овцами и рабами и рабынями (Быт.28). «Довлеет ми», говорил благодаря Бога, – «от всея правды, и от всея истины, юже сотворил еси рабу Твоему: с жезлом бо сим преидох Иордан сей: ныне же бех в два полка» (Быт.32:10). Кто же сомневается, что все сие не есть земное воздаяние? Посмотри на Давида, «мужа по сердцу Божию»; его избрал Бог, его восприял от стад овчих, от доилиц поят его, и увенчал царскою диадимою, и возвел на престол царства Израильского (1Цар.16:13; Пс.77:70–71). Сие же что другое есть, как не земное благо? О том же, что и Авраам, и Иаков, и Давид наследниками суть небесного царствия, никто не сомневается.

По Божественном Писании и истинных примерах, убеждает нас признать предложенное за истину и самый разум. Ибо если Бог любителям Своим, хранителям заповедей и творящим волю Его, не дарствует земные благие: кого же сими обогащает? врагов ли Своих? нарушителей ли законов и презрителей Божественного Его хотения? Никак. Сие есть невозможно, ибо неправедно. Если же ни любители Божии, ни враги не удостоиваются земных благих; напрасно убо Бог сотворил толикое множество цветов и плодов, столько животных, столько злата и сребра, столько драгоценных камений, толь многообразные и бесчисленные творения. Напрасно украсил человеческий ум толикою мудростию и даровал толико художеств в руки для совершения толико бесчисленных дел, виновных всякого удовольствия и приятности и увеселений. Но кто и когда поверит, чтобы Бог, будучи премудрейшим и промыслительнейшим, создал непотребные вещи и сотворил столько и толико творений напрасно?

Без сомнения, прародительский грех соделал нас причастными тления и изгнанниками из райского обиталища. Без сомнения, ради прародительского греха проклял Бог землю и сказал: «проклята земля в делех твоих, терния и волчцы возрастит тебе» (Быт.3:17–18). Истинно так; но что же причиною? Явно, что грех. Если убо загладится грех, и место его заступит добродетель; ужели и при добродетели земля проклята бывает, печали, терния и волчцы рождающая? Никак. Добродетель человека делает причастным состояния прародительского, прежде падения бывшего: сие же состояние есть благословения, радости и удовольствия. В таком состоянии находился Давид, когда творил хотение Божие; когда же впал в грех, подвергся проклятию земному, печали, терния и волчцы сей удручали его. Почему со слезами молясь, взывал: «воздаждь ми радость спасения твоего, и Духом Владычним утверди мя» (Пс.50:14)! Сей Владычний Дух, каковый грех человек ни имел прежде падения, паки в его сердце вселяется чрез добродетель. Сей являет его превыше всех творений сущим; Сей убеждает его все земное вменить за уметы: «и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу» (Флп.3:8) Сей Владычний Дух столько утверждает, что и проклятие земное, и печали, и терния и волчцы ее бывают виною радости. "Ныне", признавался Павел, сей Божий человек, "ныне", когда достиг до совершенства добродетели, «радуюся во страданиях моих» (Кол.1:24).

Если убо, таким образом, нет о сем сомнения: следовательно, кто хочет наслаждаться благими мира сего, должно таковому ходить путем добродетели. Однако мы, несчастные, признаем и уверяемся, что ходя по стремнинам погибельным, тамо получаем наслаждение благ сея жизни. Всеблагий Бог благоволил дать людям закон Свой путника к благополучному их состоянию, разделив оный на десять заповедей. Служи, говорит, и люби единого истинного Бога; никогдаже поклонись, ниже послужи творению. Мы нерадим о Боге, и привязываем сердце наше к творениям, то есть, к полям, к винницам, к садам, к редкостям. Мы злату и сребру, так как Богу, поклоняемся. Не приемли всуе, говорит Бог, имене Моего: мы почти на всякий час и ради самых маловажных вещей, клянемся – и когда должно, и когда не должно, и в правде, и в обманах. Почитай праздник, повелевает Бог: мы же во дни праздничные не только не ходим в церковь слушать слово Божие, просить оставления грехов наших и прославлять Его за безмерные Его щедроты, не только продаем и закупаем, и работаем в праздники, но и для того ожидаем праздников, да, разрешив воздержания и умеренности обуздание, на всякое устремимся беззаконие. Чти отца твоего, повелевает Бог, и матерь твою: мы же, самым естеством убеждаемые, небрежем о родителях наших, часто же и до такого бесчеловечия доходим, что и гнушаемся ими. Не прелюбодействуй, заповедает Бог, не укради, не убий, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужой вещи: мы же и чужое ложе оскверняем, и других имения касаемся, и руки в крови брата нашего погружаем, и лжесвидетельствуем, и нам не принадлежащие вещи присвояем. И таким образом раздражая Царя славы, надеемся процветать в долгоденствии, во многом богатстве, в великой славе и в прочих земных благих! О греха сатанинского!

И другой грех, худший сего, многих под свою покоряет власть. Многие верят, что благих мира участником бывает по политике живущий человек. Политик, говорят, бывает счастлив в сем мире. Бываю же политиком тогда, когда кого ненавижу, притворяюсь же, якобы его люблю; когда имею вражду в сердце моем, но во устах моих лестные и дружеские разговоры; когда смертельным врагом нахожусь, и являюсь любезным другом. Бываю политиком, когда, чтобы угодить людям, горькое сладким и сладкое горьким называю; когда зову тьму светом и свет тьмою; когда или посредством лжи, или обмана, или другим чем обману брата моего, и достигну до цели моей, политиком тогда остаюсь; когда другое думаю, и другое говорю, другого хочу, и другого требую, политик тогда есмь. Следовательно, – скажем без притворства правду, – политик есть лицемер, ласкатель, коварный, лжец, злобный и злой; и искусство, называемое политическим и столько хвалимое людьми и превозносимое, есть искусство явно диавольское.

Внемлите еще и третьей погрешности, первых горшей. Многие уверяют себя, что рачительное закона исполнение препятствует наслаждению земных благих. Как может, говорят, правитель или начальник быть счастливым в правлении державы своей, если, приноравливаясь к обстоятельствам, никогда не солжет и не впадет в неправду? Если купец бегает клятвы, лжи, обмана, – ни прибыли не получает, ниже обогащается. Если художник чужд обмана, – бедным остается и несчастливым. Мир, говорят, во зле лежит; если де не обманешь и не польстишь и не солжешь, не годишься быть в обществе, ниже наживешься. Проворство де, ученость, искусство, а не тщательное закона исполнение, доставляют счастие в настоящей жизни.

Бессмысленный человече! и как ты не понимаешь погрешности твоей и развращенных мыслей твоих? Кто повелевает «облаком не дождити» (Ис.5:6)? Кто дождит «на един град, а на другий не дождит» (Ам.4:7)? Кто, «сокрушая досаждение гордыни, полагает вам небо железным, и землю вашу яко медяну? Кто изводит ветры от сокровищ Своих» (Лев.26:19)? Кто «низпосылает огнь на грады» для истребления «оснований их» (Пс.134:7)? Кто превращает огненную силу в росу (Ос.8:14)? Кто «потрясает небом и землею и морем» (Дан.3:50)? Кто владеет солнцем, луною, звездами, светом, стихиями, всею тварию? И кто другой, если не Бог (Агг.2:7)? Он все создал, под Его властию все существует: «яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте» (Пс.94:4–5). Он положил законы всем естественным движениям, и Он по хотению изменяет всех вещей свойства. Он «отверзает руку Свою, и исполняет всякое животное благоволения» (Пс.144:16). «Он мертвит, и живит, низводит во ад, и возводит: убожит и богатит, смиряет и высит. Возставляет от земли убога, и от гноища воздвигает нища, посадити его с могущими людей» (1Цар.2:6–8). Ты же ли, червь земной, нарушением заповедей раздражаешь Царя славы и Господа всех, на небеси и на земли сущих, и потом чаешь насладиться земными Его благими? Ты ли, приноравливаясь к политике своей, и посредством оной творя диавольские изобретения, огорчаешь Бога, потом ласкаешься, что ради сего будешь счастливым? Ты ли чрез гордость и другие грехи возбуждаешь на себя Божеский гнев, потом уповаешь, что Бог подаст тебе благие, каковые обещал творящему волю Его?

Но мы, скажете, видим, что некоторые хотя исполняют Божеские законы, но однако пребывают в несчастии; многие нарушают те, но однако живут благополучно. Что касается до первых, о сих Божественный Апостол Павел вам скажет, говоря: «кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем» (1Кор.2:11)? Никто не знает таин человеческих: притворник ли есть тот, которого ты называешь праведным и святым, и лжец, и очищает, как «фарисей, внешнее сткляницы и блюда, внутреннее же полно есть грабления и лукавства» (Лк.11:39), или есть второй Иов, Богом искушаемый и чрез искушение блажимый, и благословляемый более последним невидимым, нежели сущим видимым? Искушает бо Бог праведников яко злато в горниле. «Сии же вмале наказани бывше, великими благодетельствовани» бывают (Прем.3:5). Бог бо, обретши их достойными Себя, венчает их царскою державою небесного Иерусалима, где яко свещницы просветятся. Что ж касается до первых, послушай, что о них свидетельствует Пророк: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Почему же? «Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут» (Пс.36:1–2). Неправедное богатство яко трава скоро иссыхает, беззаконное счастие яко дым исчезает. Ныне видишь законопреступника благополучным, возвышающегося яко кедры Ливанские, заутра теряется из глаз твоих и он, и все его счастие; ищешь его – и ниже жилища его обретаешь. «Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се не бе; и взысках его, и не обретеся место его» (Пс.36:35–36). Таковые премены видим ежедневно: видим многих, падающих с высоты счастия во глубину несчастий; слышим же и глас Вседержителя, вещающий: «иже не собирает со Мною, расточает» (Мф.12:30); но однако, яко слепые и глухие, приписываем таковые превраты року, случайностям, худому правительству, и паки, нарушая заповеди Божеские и чая насладиться благими Его, на то же обращаемся.

Христиане! Бог о сей истине столько ясно засвидетельствовал, что никто сомневаться не может. Послушайте, что говорит: «се работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се работающии Ми пити будут, вы же возжаждете: се работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся: се работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся» (Ис.65:13–14). Какие другие слова суть яснее сих или решительнее? Если убо сомневаешься, что сии слова суть слова Божия, или что Бог обещает, но не исполняет, – нет тебе никакой надежды: отлучись от общества христиан, удались от Церкви, отчайся совершенно. Если же веруешь, что суть слова Божия, и что Бог, что ни обещает, с избытком исполняет, внемли и следующему.

Если желаешь богатства, если хочешь чести, если ищешь счастия, если алкаешь благих мира сего: работай, во-первых, всегда Господу, то есть, храни со всяким вниманием и ревностию все Его заповедания и ни одного никогда не нарушай. Во-вторых же, когда вступаешь в должность, либо политическую, либо судебную, либо воинскую, либо купечество, либо художество, либо другое какое дело предначинаешь, не надейся, ниже хвались мудростию твоею, ни силою твоею, ни богатством твоим: «да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим» (1Цар.2:10). Возложи все упование и надежду твою на человеколюбие и милость Божию; посем хвались, поколику знаешь, что все от Бога и Он есть податель и земных, и небесных благих для работающих Ему. «Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли». Ищи всегда от всея души и сердца царствия Божия и преуспения в добродетели; и нимало не сомневайся, что ища сего удостоишься и земных благих. Сие обещает тебе неложнейший Бог, говоря: «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6:33).



Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Комментарии для сайта Cackle