архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать третью (Лк.8:26–39)

Находятся ли ныне бесноватые так страждущие, как показывает нынешнее Евангелие страждущим бесноватого, исцеленного Иисусом Христом? Страдание и крест Иисуса Христа разрушили силу бесовскую, так как показал Сам Иисус Христос, говоря: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). Следовательно бесы, по страдании и воскресении Спасителя; не могут того творить, что прежде страдания и воскресения творили. Говорят неверием помраченные, что если бы они ныне узрели единого только таким образом беснуемого и верными исцеленного, немедленно бы уверовали в Господа нашего Иисуса Христа: но мы утверждаем, что они хотя бы многих узрели тако беснуемых, то же бы лжемудрствовали о них, что и о тогда бывших бесноватых. Они говорят, что тогда беснуемые были сумасбродные. Убо, по их мнению, сумасбродные ходят нагие, бегают от жилищ своих и живут во гробах, также, сокрушая железные оковы и узы, убегают в пустыню; следовательно, по их суждению, сумасбродство выходит из человека и входит в свиней; свиньи же, учинившись сумасбродными, устремляются толпою в воду и, потопившись в озере, погибают. Какой человек, имея здравые умопредставления свои, поверит таковым безумнословиям? Бесы же, слыша их тако говорящих, что уверовали бы они, если бы сие увидели, и опасаясь, чтобы сие не случилось, обращаются на них и, муча их, производят в них то же, что тогда в бесноватых: то есть, делают их чуждыми истины, и ум их из своего положения выводя, погребают во гробах неразумия; также сокрушая их в пропастях неверия, так как свиней в море. Но мы, принимая истину сей Евангельской истории, болезнуем о них, прося Бога, да сохранит нас от таковой казни, полагаем сея толкование для удобнейшего понятия и пользы. Истолковали мы сие повествование на пятую неделю от Матфея: но поелику Богоглаголивый Лука показывает некоторые обстоятельства, о коих умолчал Евангелист Матфей; того для объясним сии токмо, оставляя то, о чем там говорили.

Лк.8:26–28. «Во время оно, пришедшу во страну Гадаринску, яже есть обон пол Галилеи, изшедшу же Ему на землю, срете Его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих, и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробех. Узрев же Иисуса, и возопив, припаде к Нему, и гласом велиим рече: что мне и Тебе, Иисусе Сыне Бога Вышняго? молюся Ти, не мучи мене.»

Почему Матфей сказал – в страну Гергесинскую, а Лука – в страну Гадаринскую, и почему Матфей упомянул о двух бесноватых, Лука же о едином, также почему бесноватые жили во гробах, и что являют слова сии: «что мне и Тебе, Сыне Божий», – объяснили в толковании предложенного от Матфея Евангелия; означаем же здесь написанное Евангелистом Лукою: «от лет многих», также: «молюся Ти, не мучи мене». Ибо первое показывает, что долговременность умножает неудобство ко исцелению, второе же – что и самых бесов молитва касается благоутробия человеколюбца Иисуса. А из сего следует, что и самые бесы, если бы раскаялись и обратились и просили от Бога прощения, Бог умилосердился бы над ними и услышал молитву их. Велиим же гласом взывал бес, и молил: ибо, услышав всесильный глас, трепетал.

Лк.8:29. «Повеле убо духови нечистому изыти от человека: от мног бо лет восхищаше его, и вязаху его узы железны и путы, стрегуще его: и растерзая узы, гоним бываше бесом сквозе пустыни.»

Знал Богочеловек, что бес давно, покорив того несчастного человека, немилостиво мучил его; почему умилосердившись, повелел нечистому духу изыти от него. Сокрушал же бес оковы и путы и насильно влек его в пустыню, да тамо, во уединении и отдалении от всякой человеческой помощи, дерзает против его свободно и мучит его немилостиво: мучит же и его хранителей, понуждая их всюду бегать, чтобы сыскать его.

Лк.8:30. «Вопроси же его Иисус, глаголя: что ти есть имя? Он же рече, легеон: яко беси мнози внидоша в онь.»

Не незная Иисус Христос спрашивал, ибо, яко Бог истинный, и имя знал, и число бесов вселившихся в бесноватого, но для того вопросил, чтобы предстоящие познали, что многие бесы одержали его, – ибо легион означает шесть тысяч воинов; также для того, чтобы показать, что хотя много было бесов, однако все трепетали пред Божественною Его властию. Почему и молили Его (Суид. в Лекс.)

Лк.8:31. «И моляху Его, да не повелит им в бездну ити.»

Бездна означает место, имеющее глубину беспредельную. Сию же мраком и тартаром назвал Божественный Апостол Петр (2Пет.2:4). Где же есть сие место, в глубине ли земной, или вне мира, – никто не знает, поколику о сем Божественное Писание ничего не открыло. Знаем же, что сие место есть таковое, в котором Бог, узами вечными связанных, как свидетельствует Апостол Иуда, хранит бесов, да судит их в великий день суда (Иуд.6). Молили же Его бесы, чтобы не повелел им идти в определенную им бездну.

Лк.8:32–34. «Бе же ту стадо свиней много пасомо в горе: и моляху Его, да повелит им в ты внити, и повеле им. Изшедше же беси от человека, внидоша во свиния: и устремися стадо по брегу в езеро, и истопе. Видевше же пасущии бывшее, бежаша: и возвестиша во граде и в селех.»

Матфей написал: «бяше же далече от нею стадо свиней много пасомо» (Мф.8:30); Лука же показал и местоположение, где были свиньи, говоря: "в горе". Поколику же Матфей сказал, что стадо свиней погружено было в море, Лука же – во езере; не подумай, будто святые Евангелисты противоречат себе. Ибо единое и то же озеро, называемое Генисаретским, называлось и море Галилейское, и море Тивериадское. Посему Матфей назвал его морем, а Лука езером. Сие же, почему просили бесы внити в свиней, и почему Богочеловек попустил, чтобы толикий ущерб претерпели владетели их, объяснено в вышепредложенном толковании. Послушаем убо толкования и прочего.

Лк.8:35–37. «Изыдоша же видети бывшее: и приидоша ко Иисусови, и обретоша человека седяща, из негоже беси изыдоша, оболчена и смысляща, при ногу Иисусову, и убояшася. Возвестиша же им видевшии, како спасеся бесновавый. И моли Его весь народ страны Гадаринския отъити от них: яко страхом велиим одержими беху. Он же влез в корабль, возвратися.»

Виждь, како преславный Лука подробно описывает то, что вообще описал священный Матфей. "Изыдоша", говорит, граждане и поселяне «видети бывшее» (Лк.8:35). Но поелику выше сказал, что беснуемый был нагой, и жил во гробах, и сокрушал узы и оковы, и был отводим бесом в пустыню, для того говорит, что пришедшие видеть бывшее обрели сего человека, освобожденного уже от власти бесовской, седящего при ногах Иисуса Христа одетого, и спокойного и разум имеющего, и что видя сие и слыша от самых видевших средство, как он освободился, «страхом велиим одержими беху». Но чего же они боялись? Исцеление бесноватого не заключало в себе страха, но радость, почтение, долг благодарности. Весьма вероятно кажется, что страшило их потопление свиней. Ибо Иудейский закон запрещал мяса свиная, но они ели свиней (Лев.11:7). Почему за нарушение закона наказаны были потоплением свиней (Втор.14:20). Видя убо урон сей, "убояшася", да не будут чем наказаны и за другие свои беззакония. По сей, следовательно, причине все молили Иисуса Христа, чтобы отшел от них. И Иисус, вшед в корабль, возвратился за пределы озера, которые прошед, пошел в страну Гадаринскую; исцелившийся же молил Его, чтобы Он пребыл с ним всегда.

Лк.8:38–39. «Моляшеся же Ему муж, из негоже изыдоша беси, дабы с ним был: отпусти же его Иисус, глаголя: Возвратися в дом твой, и поведай, елика ти сотвори Бог: и иде, по всему граду проповедая, елика сотвори ему Иисус.»

Некоторые говорят, что исцелившийся человек молил Иисуса Христа, чтобы был с ним, для того, что боялся, чтобы по отлучении Его не подпал паки под власть бесовскую. Но поколику ответ Иисуса Христа ни мало о страхе не упоминает, вероятнее кажется, что он в воздаяние за благодеяние хотел быть служителем Иисуса Христа. Но Богочеловек, предпочтив проповедь Своему служению, отослал его в дом свой, и не сказал так: поведай, елика Аз сотворих тебе, но: «поведай, елика ти сотвори Бог». Исцелевый же, являя веру свою и благодарный дух, возвестил и проповедал по всему граду вся, «елика сотвори ему Иисус».

Беседа о неблагодарности

«Елика преднаписана быша», вещает Божественный Павел, «в наше наказание преднаписашася» (Рим.15:4). Не оставим убо без рассуждения и требования исцелевшего, и ответа Иисус Христова. Се суть два душеспасительные наставления! се два душеполезнейшие правила! Требование есть правило, принадлежащее ко всем облаготворенным. Ответ есть правило для всех благотворящих. Облаготворенного есть неизвинительный долг являться благодарным пред благотворителем, стараясь всячески воздать за благодеяние. «Моляшеся же», пишется, «Ему муж, из негоже изыдоша беси, дабы с ним был» (Лк.8:38). Хотел, чтобы купно жить с Благодетелем своим, да служа Ему, воздаст долг благодарности. поелику же сего не восхотел Благотворитель, другое средство предпринял, чрез которое показал благопризнательность души своей: проповедал по всему граду благодеяние со всеми благотворительными обстоятельствами: «иде по всему граду проповедая, елика сотвори ему Иисус» (Лк.8:39). Благотворителя долг есть не требовать от облагодетельствованного воздаяния. Отпустил, пишется, облагодетельствованного Благодетель, говоря: «возвратися в дом твой, и поведай, елика ти сотвори Бог». Я не требую от тебя воздаяния: возвратись в дом твой и, признавая, что не Я тебя облагодетельствовал, но Бог, поведай благодеяние Божие5. Поколику же на одном месте мы показали уже, сколько погрешают благотворящие, когда требуют от облагодетельствованных воздаяний: остается убо теперь побеседовать о том, сколько погрешают благодетельствуемые, когда неблагодарными являются пред благотворителями своими.

Трояким образом люди являются неблагодарными пред благотворителями: или не стараясь, чтобы делами воздать благотворителю за благотворение, или забывая о благодеянии и ниже словом изъявляя благодарности благотворителям, или, вместо благих, каковые получили, воздая злом. Три убо суть степени неблагодарных. Третьего степени неблагодарные бывают худшие паче всех прочих неблагодарных, и поистине суть люди всезлобные. Каждый же неблагодарный грешит против природы, против здравого рассудка, против собственных чувствований и против Божественного закона. Грешит против природы, – ибо самое естество научает быть признательными. Посмотри на бессмысленных животных, как они знают питающих их, и слушают гласа их, и повинуются им, и угождают, сколько могут. По сей причине Бог, взимая доказательство от природы, обличал неблагодарность Иудейскую, говоря: «позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша» (Ис.1:3). Потом чрез слово "увы»" показал бедственное осуждение тех, кои, противясь естественному закону, бывают неблагодарными пред благодетелями: "увы", сказал, «язык грешный, людие исполненни грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, разгневасте Святаго Израилева»! (Ис.1:4) Грешит неблагодарный против здравого рассудка: ибо разум убеждает, а более принуждает каждого, чтобы быть благодарным пред благотворителем. Каждому внутренно внушает глас разума, вопия: долг правосудия требует благодарить благотворившему, долг требует помогать вспомогавшему и миловать миловавшего. Хотение же неблагодарного, не повинуясь неложному гласу рассудка своего и имея с ним крепкую брань, побеждает здравое ума убеждение. Сие, без сомнения, есть возможно и избыточно; так как засвидетельствовал Бог чрез уста Пророка Иеремии: «сия глаголала еси, и сотворила еси злая, и возмогла еси» (Иер.3:5). Неблагодарный и видит, и слышит и, так сказать, осязает, что неблагодарные люди бывают ненавистны и отвратительны: ибо не только те, которые благодетельствовали, видя неблагодарность их, престают им благотворить, но и прочие, презирая их, поносят бесчестным и постыдным именем неблагодарного; чувствует, говорю, неблагодарный, что неблагодарность вредит ему, однако, восстая против собственных чувствований, предпочитает признательности неблагодарный дух. К таковым-то клонится сие слово Господне: «яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют» (Мф.13:13). Если же разогнешь Священное Евангелие, без сомнения узришь, что премного неблагодарный нарушает закон Божий. "Любите", повелевает закон Божий, «враги ваша» (Мф.5:44–45): неблагодарный ниже любящим его не платит любовию. «Благословите», внушает закон, «кленущия вы»: неблагодарный ниже благословляющих его благословляет. «Добро творите ненавидящим вас», заповедует закон: неблагодарный ниже любящим творит добро. "Молитеся", говорит закон, «за творящих вам напасть и изгоняющия вы»: неблагодарный ниже о благотворящих и пекущихся о нем творит молитвы.

"Грешники", свидетельствует Бог, «любят любящих, и благотворят благотворящим им»: неблагодарный и грешников нечестивее, поелику ниже любящих его любит, ниже благотворящим благотворит.

О несчастные людие! мы не только пред благотворящими нам людьми бываем неблагодарными, но и пред самим Богом, Который беспрестанно многими и великими и всякими благотворениями осыпает нас. Но уже ли Бог требует, будучи пресовершеннейший, благодарности от облагодетельствованных и гневается на неблагодарных? Послушайте, прошу, со вниманием. Без сомнения, показал нам Бог чрез Пророка Своего, что никакой Он не имеет нужды во благих наших: «яко благих моих не требуеши» (Пс.15:2). Не требует ни от дел, ни от языка благодарности нашей: ибо какую имеет нужду в малости и ничтожестве дел наших Создатель твари, содержащий во власти всемогущего Своего мановения все видимые и невидимые твари? Какую имеет нужду в славословии человека Бог, Сый от Себя пресовершенныя славы, непрестанно воспеваемый от Херувим, славословимый от Серафим и превозносимый всеми небесными силами? Небо, земля, солнце, луна, звезды, свет, всякая тварь хвалит Его (Пс.148:2); «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18:1). Однако, будучи правосуден и всякого лицеприятия чужд, не терпит, когда мы платим Ему злом за благое. Поколику убо благопризнание есть показание доброго нашего расположения, неблагодарность же знак злого нашего свойства: для того желает, чтобы мы как делами, так и словами изъявляли нашу пред Ним благодарность, и гневается чрезвычайно, если мы платим Ему злом за благодеяния Его.

Послушайте же, коль ясно требует Бог за благодеяние Свое воздаяния от дел наших. Прежде исчисляет Израильтянам великие благодеяния, которые Он им сотворил: чудеса, бывшие в Египте, освобождение от работы Фараона, прехождение чрез Чермное море, предание закона на горе Синайской, прощение за грех тельцопоклонения, дар обетования, и другие прочие. Потом говорит им: "и ныне", – то есть, по толиких бывших благодеяниях, – ныне, Израильтяне, чего требую от вас? какого воздаяния хочу? «И ныне, Израилю, что просит Господь Бог твой у тебе, точию еже боятися Господа Бога твоего, и ходити во всех путех Его, и служити Господу Богу твоему от всея души твоея?» (Втор.10:12)

Что же требует и устной благодарности и славословия, явствует из истории десяти прокаженных. Они, идя к священникам по повелению Господа Иисуса Христа, на пути все очистились. Один из них, родом Самарянин, видя, что очистился, возвратившись, велиим гласом прославил Бога, и падши лицем на землю при ногах Благодетеля своего, принес Ему должную благодарность; прочие же девять не возвратились и, забыв о благодеянии, никакой благодарности не принесли облагодетельствовавшему их Иисусу. Почему неблагодарность девяти обличил Иисус, говоря: «не десять ли очистишася, да девять где? Не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей» (Лк.17:17–18). Благодарному же Самарянину оказал и другое благодеяние, много превосходящее первое: "востав", сказал ему, «иди: вера твоя спасе тя» (Лк.17:19), – то есть, за благопризнательность его даровал ему вечное спасение. Виждь же и человеколюбие Божие: требует благодарности для того, чтобы явить паки гораздо вящее пред первым благотворение. Мы когда приносим Ему благодарность, ничего Он из сего не получает: ибо никакой не имеет нужды, «ниже бо прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» (2Кор.3:10); но воздает нам паки, поколику неиждиваемое есть сокровище милосердия и Божественных Его сокровищ.

Сколько же Бог гневается, когда мы за благодеяния Его платим нарушением Божественного Его закона, довольно явствует и из выразительнейших словес Божиих, и из страшного Его гнева на неблагодарных. Призывает велегласнейший Исаия всякое творение, да слышит, как Бог, человечески говоря, жалуется и печалится о неблагодарности Израильтян. "Слыши", вещает, «небо, и внуши земле, яко Господь возглагола» (Ис.1:2). Что же говорил? "Сыны", говорит, «родих и возвысих»: се благодеяние! «тии же отвергошася Мене»: се неблагодарность, вместо чувствительности отвержение. «Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души Моей» (Пс.34:12). Таким образом и великий пророк Моисей небо и землю призывал во свидетели, когда неблагодарным объявлял словеса Божия и страшный для них Его суд. "Вонми", говорит, «небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих»! (Втор.33:1) Таковыми ли, говорит, о неблагодарные, беззаконными делами воздаете Богу? «Сия ли Господеви воздаете?» Народ буий и немудрый, так ли воздаешь Творцу твоему? (Втор.33:6). «Тако ли людие буии и немудрии?» Кто есть Тот, Которого ты презираешь? Не есть ли Тот Отец твой, Создатель твой, Творец и Избавитель твой? «Не Сам ли Сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя?» Исчислив же благодеяния Божия к неблагодарному народу, обличает их так: "и яде", говорит, «Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире, и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор.33:15). Потом же показал и страшный Божий гнев на неблагодарных, говоря: «и виде Господь и возревнова, и раздражися за гнев сынов их и дщерей» (Втор.33:19). Также и мщение: «и рече: отвращу лице Мое от них, и покажу, что будет им напоследок: яко род развращен есть, сынове имже несть веры в них» (Втор.33:20). И сии угрожения не остались без действия, но казнь Божия самым делом случилась. Ибо кто прочтет историю, увидит, что отвращение лица Божия случилось в Иудейском роде в последние дни, то есть, по страдании Иисуса Христа, во дни Веспасиана и Тита. И кто отверзет очи, узрит ясно, что Иудеи по всем четырем частям света рассеялись, и царства, и священства, и храма, и жертв, и пророчествования и всякого дара чужды явились, и отлучены от благодати Божией. Род же языков, прежде безумный и несмысленный, так как работающий твари, а не Творцу, языки, говорю, ниже языками почитаемые от Бога за неверие их, мудры соделались и просвещенны, и служители истинного Бога, и удостоились благодати Его, вместо подверженного Израильского народа, за неблагодарность его, бесчестию и гневу Божию. «Тии раздражиша Мя не о Бозе, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же не разумливе прогневаю их» (Втор.33:21). Но кто, скажешь, есть из человек таковый, который является неблагодарен пред Богом и словом и делом? Какой есть столько безумный человек, который дерзает, и воздает Богу злая за благая? Мы, ежедневными молитвами прославляя Бога за Его к нам благодеяния, воспеваем: «хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея»: мы в Него единого веруем, Ему единому покланяемся и Ему единому служим, и сколько можем храним Его Божеские заповедания. Да будет тако, Господи, да будет! Но боюсь я, что многие, да не скажу – все мы, являемся по всему пред Богом неблагодарны!

Побеждает мужественно военачальник неприятелей, и приемлет трофей победы знаменитый и совершенный; но вместо того, чтобы возвесть очи на небо, и воззвать: «благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань»! (Пс.143:1) потупляет токмо очи в землю, и верит, что воинское его искусство и храбрость и мужество воинов сломили рог вражеский. Издает разумный книгу, исполненную учености и мудрости: читающие сию похваляют смысл, выражение, сочинение, красоту, метод, знание и остроту писателя. Но писатель вместо того, чтобы прославить Бога, подателя премудрости, говоря: «не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9), себе приписывает, и тщеславится и превозносится, и самого себя так как мудреца и разумного почитает. То же самое творит и врач, когда исцелит больного от жесточайшей его болезни, и вития, когда убедит слушателей, и купец, когда стяжет многие сокровища, и земледелец, когда пожнет мног плод, и художник, когда успешно совершит рукоделие свое, и всякий, кто б какое не учинил дело, великое ли, или малое, много ли бы, или мало обогатился, – всякий, говорю, то же самое делает, то есть, прославляет не Бога, но самого себя. Сие же что другое есть, если не неблагодарность? Что другое означает, разве то, что мы ниже словом не приносим благодарности благодетелю Богу?

Мы, скажете, ежедневно чрез молитву прославляем Бога. Но все ли ежедневно молитву творите? Сколько и сколь многие совершенно нерадят о молитвенной обязанности! С тем ли намерением молитесь, чтобы возблагодарить Богу за Его благодеяния? Сколько и сколь многие молятся только по обычаю! Когда молитесь, бывает ли возведен ум ваш к Богу? Сколько и коль многие языком стихи молитвенные произносят, духом же умовоображают непотребные представления! И сие ли почитаете благодарностию, долженствуемою быть за благодеяния Его, сущие во всякую минуту?

Что же, скажете: делами? Суть ли дела наши дела благодарности? Суть ли дела наши тем светом, которым прославляется Бог, по заповеданию Его: «тако да просветится», сказал, «свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех»? (Мф.5:16) Истинно, скажете: поколику мы в единого истинного Бога веруем, и Ему покланяемся; сие же есть дело доброе и светлое. На сие ответствует нам брат Господень Иаков, говоря: «ты веруеши, яко Бог един есть, добре твориши: и беси веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Добрая вера, – но таковая вера бесплодная: имеют таковую и бесы. Если веруешь в истинного Бога, покажи Ми, говорит, веру от дел твоих. Мы, скажете, храним, сколько можем, Божеские законы. Но какие суть дела наши, которые показывают, что мы храним Божеские законы? Какие ныне усматриваем дела в мире? Коварства, клеветы, лжесвидетельства, измены, неправды. Один похищает чужую вещь, другой ненавидит и гонит брата своего; дети презирают родителей, родители раздражают детей; господа притесняют рабов, рабы же не повинуются господам; священные не пасут народ, народ не благоговеет пред священными. К нынешнему времени, кроме бывшего некогда, клонятся прямо слова Пророко-царя: «вси уклонишася, вкупе неключими быша, несть творяй благостыню, несть» даже «до единаго» (Пс.13:3). Сии ли суть светлые дела? сими ли делами прославляем Бога?

Смотри же, каким образом мы не токмо сие делаем, но и злое воздаем Богу за благодеяния Его. Единого Бог облагодетельствовал чрез богатство: он же так, как Евангельский богач, иждивает богатство на роскошество и прихоти плоти своей. Другого возвысил Бог честию и властию: но он напыщается так, как Навуходоносор, – презирает других и притесняет, и желает быть за Бога почитаемым. Одного украсил красотою и изрядством: но он не целомудрствует так, как прекрасный Иосиф, но творит самого себя кумиром похоти, и красотою своею многих погружает во дно адово. Другого снабдил дарованием премудрости: сей же не обогащает премудростию своею других, так как премудрый Соломон, но делается безумным и противоборствует вере и Церкви. Одного усовершил знанием искусственным: но сей не делает без коварства и обмана художества свои, так как Веселеил, но коварствует и обманывает рукоделиями своими. Вникни, каким образом каждый удостоивается дарования и благодеяния Божия: и тогда увидишь, что весьма редкие находятся такие, которые за данное им дарование славословят Бога. Тогда увидишь, что множайшие получают дарование и благодеяние Божие так, как средство и повод для презрения законов Божиих, и впадают в беззакония. Сие же что другое означает, ежели не воздаяние злого за благое?

Но поелику, скажешь, никакою мы не обязываемся благодарностию тому, который никакого нам не явил благотворения: следует убо, что кто не получил от Бога благодеяния, тот ниже обязуется воздаянием благодарности. Человече, что ты говоришь? И кто есть из человек такой, который бы не получил от Бога благодеяния? Расслабленный, скажешь, весьма бедный, весьма несчастливый, – сии суть таковые, которые никакого не получили благодеяния; таковые получили от Бога бытие и жизнь для того, да бедствуют и претерпевают несчастия. То самое, что ты почитаешь скорбию и несчастием, то есть благодеяние и милость Божия. Если же сему не поверишь, все поколеблешь основания веры. Что, брате, поникаешь токмо долу? что на небо не возводишь очей твоих? Или не веруешь, что есть жизнь будущая, вечная, которой настоящая жизнь есть тень и мечта? Или не исповедуешь, что «егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет»? (Притч.3:12) Или не повинуешься гласу Господа твоего, ублажающего алчущих и плачущих, и обещающего им за временную алчбу и малые слезы вечное наслаждение и радость нескончаемую? "Блажени", говорит, «алчущии ныне, яко насытитеся: блажени плачущии ныне, яко возсмеетеся» (Лк.6:21). Не слышишь ли Бога, научающего и подтверждающего, что те, которые кажутся пред глазами человеческими страждущими, те суть наследники бессмертного царствия? «Аще пред лицем человеческим и муку приимут, упование их безсмертия исполнено» (Прем.3:4). Сии, чрез временное и малое наказание будучи искушенными и явившись достойными, удостоиваются беспредельного Божеского воздаяния: «и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе» (Прем.3:5). И так, что ты почитаешь бедствием и несчастием, то составляет славу, радость и блаженство; то составляет благодеяния всеблагого Бога и дары, виновные вечной жизни.

И если мы, по скудости ума нашего, не понимаем судеб богатства и премудрости и разума Божия; если для нас неиспытани суть судове, по которым Бог одного награждает счастием, другого наказывает несчастием, да всех спасет, – нет удивления. Ибо сего не постигнул и тот, который дошел до третьего небеси, и видел и слышал неизреченные глаголы, и возопил: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани» суть «судове Его, и неизследовани путие Его» (Рим.11:33). Сие же он токмо постигнул и о сем совершенное возымел сведение, что страсти нынешнего времени, если терпеливо подъемлемы бывают, без всякого сомнения виною бывают вечного блаженства. Почему тогда радовался, когда страдал: «ныне радуюся», говорил, «во страданиих моих о вас» (Кол.1:24).

Возлюбленная моя братия! когда помышляю о неблагодарности нашей, и слышу глас Бога, угрожающего неблагодарным и взывающего: «яко огнь возгорится от ярости Моея, разжжется до ада преисподняго: соберу на них злая, и стрелы Моя скончаю в них» (Втор.32:22–23): ужасаюсь поистине, и трепещу; но когда вижу бесчувствие наше ради страшного неблагодарности греха, – совершенно тогда отчаиваюсь. Ради всякого греха бием в перси, раскаиваемся, плачем, исповедуемся, просим прощения: ради греха неблагодарности нет слез, ни покаяния, ни моления, ни совестного обличения, ни исповедания. Кто когда исповедуется в неблагодарности пред Богом, или пред ближним своим? Кто исповедуется, взывая: я согрешил великим грехом неблагодарности? Кто когда, раскаиваясь и исповедуясь, говорит: я не воздал хвалы Богу за благодеяния Его; я явился неблагодарен пред ближним моим, мне благодетельствовавшим; я сотворил дарования Божия орудиями греховными?

Всемилостиве Боже мой! когда сие дебелое тело свергнет дебелость и облечется в нетление (1Кор.15:54), и отверзется очам совершенное познание того, что ныне видно якоже в зерцале и гадании: какой дам ответ тогда? Когда предстоя пред страшным Твоим престолом, узрю Тебя лицем к лицу (1Кор.13:12), и познаю не от части, так как ныне, но столько совершенно, сколько и Ты меня познал; когда познаю, яко Ты создал меня, дал мне кости, и плоть, и дыхание, и душу, и жизнь; когда, говорю, совершенно познаю, что Ты ради спасения моего предавал законы, посылал Пророков, проповедывал покаяние; когда познаю совершенно, что Ты столько возлюбил меня, что, чтобы освободить от работы диавола врага моего и от клятвы законной и соделать меня сыном Своим, посылал в мир «единороднаго Твоего Сына, раждаемаго от Жены, бываемаго под законом» (Гал.4:4): что возглаголю тогда? Что возглаголю тогда, когда узрю и истинно познаю Спасителя моего Иисуса, Бога моего воплощенного, узрю крест, и раны, и терновый венец, и оцт, и желчь, и копие, и ризу червленну, и признаю откровенно на руках и ногах Его язвы гвоздинные, и биения по главе Его, и прободение ребра, от которого истекла вода, да омыет меня, и кровь, да спасет меня, – какой воздам тогда ответ мой? Когда увижу, что не только добрыми делами моими никогда не прославил Его за благодеяния Его, не только ниже словом не показал пред Ним долженствуемую благодарность, но и воздал Ему злая за благая: богатство иждил на удовольствия, здравие на роскошества, честь на притеснение, убожество на роптания, болезнь на негодование и невоздержание; когда увижу, что орудия ко спасению сотворил орудиями к погибели моей, и что за грех неблагодарности ни слез никогда не изливал, ни раскаивался, ни исповедовался, что сотворю тогда, или что возглаголю? О, какой постигнет страх тогда, какой стыд, какое мучение совести, какое отчаяние! Многоблагоутробне, даруй покаяние и обращение, дóндеже время есть! Всесильне, насади в сердцах наших великую добродетель благопризнательности! Господи милости! Пощади создание Твое. Аминь.

* * *

5

Смотр. по Евангелии от Матф. в неделю 5, бесед.



Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Вам может быть интересно:

1. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 2 – Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать четвертую (Лк.8:41–56) архиепископ Никифор (Феотокис) 63,8K 

2. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 2 – Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать вторую (Лк.16:19–31) архиепископ Никифор (Феотокис) 63,8K 

3. Сорок бесед на Евангелия – Беседа 16 святитель Григорий Великий (Двоеслов) 117,8K 

4. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 1 – Толкование на Евангелие от Матфея в неделю двенадцатую (Мф.19:16–26) архиепископ Никифор (Феотокис) 50,7K 

5. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 8 епископ Михаил (Лузин) 54,4K 

6. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 1 – Толкование на Евангелие от Матфея в неделю десятую (Мф.17:14–23) архиепископ Никифор (Феотокис) 50,7K 

7. Сорок бесед на Евангелия – Беседа 15 святитель Григорий Великий (Двоеслов) 117,8K 

8. О том, что настоящая жизнь уподобляется морю, и о том, как Иисус взошел с учениками Своими в корабль и заснул (Лук. 8:22-23; Мф. 8:23) святитель Иоанн Златоуст 4,5K 

9. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 12 епископ Михаил (Лузин) 54,4K 

10. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 5 протоиерей Иоанн Бухарев 41,5K 

Комментарии для сайта Cackle