Часть вторая. О Боге в отношениях Его к тварям
§ 1. Состав и разделение учения о Боге в отношениях Его к тварям
Триединый Бог, всесовершенный и всеблаженный, обитающий во свете неприступном (1Тим.6, 16), благоволил открыть Свое невидимое и непостижимое Божество и вечную ему (Рим.1:19–20), или славу Свою в мире, и, как всеблагий, восхотел сделать причастниками Своей благости и другие существа. Он привел из небытия в бытие все существующее, сохраняет бытие и силы тварей и многоразличными способами направляет и содействуете достижению ими великих целей, определенных Его святою волею. Другими словами, – Бог в отношении Его к миру есть Творец и Промыслитель мира. В частности, в делах Своего промышления о людях, чрез родоначальника которых вошли зло и смерть во весь мир человеческий, и даже неразумная тварь подпала временному рабству тления (Рим.8:20–22), Богу благородно было явить и особенным образом Свою благость и другие Свои совершенства. Особенными действиями Божия примышления в отношении к роду человеческому являются все действия Бога, как Совершителя нашего спасения ( οικονομία), – воплощение Сына Божия, искупление, освящение благодатью Св. Духа. Как существу всемогущему и высочайше премудрому, Богу не может быть свойственным, чтобы назначенные сотворенному бытию цели не пришли в определенное Им время и в определенной мере в исполнение. И Бог действительно в предназначенное Им время явится Выполнителем Своих вечных определений о всем мире и роде человеческом, – при втором славном пришествии Христовом, когда последуют кончина мира, воскресение мертвых, всеобщий суд, открытие царства славы. Таково в главнейших и общих чертах учение откровения и церкви о Боге в отношениях Его к тварям. Раскрытие этого учения составляет содержание второй части Догматического Богословия.
В разделении на частные отделы, – весь состав данного в откровении и проподаваемого церковию учения о Боге в отношениях Его к тварям обнимается и естественно располагается в такой последовательности:
Отд. I, – Учение о Боге, как Творце всего видимого и невидимого.
Отд. II. – Учение о Боге, как Промыслителе мира.
Отд. III. – Учение о Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому ( θεολογία οικονική).
Отд. IV. – Учение о Боге, как Выполнителе Своих определений о всем мире и роде человеческом (эсхатология).
В таком порядке и изложим учение откровения и церкви о делах Божиих в отношении к тварям.