Азбука веры Православная библиотека Николай Иванович Попов Сборник для истории старообрядчества. Том 2


Николай Иванович Попов

Сборник для истории старообрядчества. Том 2

Введение


Под названием «Иргизские старообрядцы» следует разуметь не одних только обитателей обширного побережья Большого и Малого Иргиза, но и всех старообрядцев беглопоповщинского согласия, переселившихся из за границы в саратовскую и нынешнюю самарскую губернии, с дозволения, дарованного указом, 14 декабря 1762 г., императрицы Екатерины.

Прежде нежели мы приступим к описанию Беглопоповщины на реках Большом и Малом Иргизе, скажем несколько объяснительных слов о беглопоповцах вообще.

При первом появлении раскола и отделении его от православной церкви у старообрядцев поповщины ощущался недостаток в законных лицах, необходимых для совершения таинств и церковного Богослужения. С этой целью они начали сманивать попов у православных, платили им большие деньги, чествовали их и тем привлекли к себе многих иереев, которые покидали скудные свои приходы и искали в расколе улучшения своей участи. Таким образом, целая раскольничья духовная иерархия составилась из беглых попов, и старообрядцы, составившие такую иерархию, получили название Белопоповщины.

В последствии, строгие меры правительства чрезвычайно затрудняли побеги попов; перешедшие уже к раскольникам священнослужители, подвергались большим преследованиям со стороны местных властей. Совершенный недостаток в священниках побудил значительную часть старообрядцев совершать обряды без их содействия, следствием этого было то, что в Беглопоповщине образовалась новая секта беспоповцев, которая в верованиях своих первоначально разнилась от коренных старообрядцев тем, что за упразднением в их согласии попов, она упразднила и таинства, которые, без содействия священнослужителей совершаемы быть не могут, и из семи таинств исповедовала только два: крещение и покаяние. Эти диссиденты получили название беспоповцев.

Остальные беглопоповцы, не изменившие своим верованиям и крепко державшиеся древнего, по старым книгам, благочестия, составили отдельное согласие. Центром этого согласия были первоначально Стародубские слободы, что на Украине, потом Ветковские, в черниговской губернии.

С усилением преследований со стороны правительства против раскола, старообрядцы бежали тысячами за границу, а оставшиеся в России рассеялись по губерниям и укрывались в лесах; те же, которые приютились в городах и селах, скрывали свою веру, обряды свои совершали втайне, так что многие за духовными требами уходили в скиты поселившихся в лесах отшельников.

(Фрагмент)


Содержание

Монастыри на Иргизе


Введение. 1
ГЛАВА 1. Нижне-Воскресенский Аврамия (с 1763 — 1829 г.) 23
ГЛАВА 2. Средне-Никольский монастырь (с 1764 — 1837 г.) 51
ГЛАВА 3. Верхне-Успенский или Спасо-Преображенский монастырь. 102
ГЛАВА 4. Женские монастыри — Верхне-Покровский и Средне-Успенский. 151
ГЛАВА 5. Выбор в настоялы и его значение в монастыре; правило для новопоступивших в монастыри и также перешедших в Поповшинское согласие и пр. 171



Данный труд Николая Ивановича Попова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. Поповым. - Москва : Унив. тип., 1864-1866. - 21 см. Том 2. Состоящий из двух выпусков 4 и 5 : [Вып. 4, Вып. 5. Монастыри на Иргизе. Бытовая сторона раскола] : С прил. Беспоповщинского словаря и Каталога соч. П. Любопытного. - 1866. - 774 с.

Вам может быть интересно:

1. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и Поморской Монинского согласия Николай Иванович Попов

2. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии профессор Николай Иванович Субботин

3. Обзор журналов: Статьи по истории Русской Церкви профессор Сергей Иванович Смирнов

4. Чин проскомидии в греческой Церкви с XII до половины XIV века (до патриарха Филофея) протоиерей Сергей Муретов

5. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II профессор Николай Иванович Барсов

6. К истории иконоборчества профессор Борис Михайлович Мелиоранский

7. Конспективное изложение чтений по христианской археологии Николай Васильевич Покровский

8. Начало систематической обработки руской церковной истории профессор Стефан Тимофеевич Голубев

9. История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям епископ Симеон (Никольский)

10. Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига архимандрит Леонид (Кавелин)

Комментарии для сайта Cackle