Николай Иванович Попов

Сборник для истории старообрядчества. Том 2

Введение


Под названием «Иргизские старообрядцы» следует разуметь не одних только обитателей обширного побережья Большого и Малого Иргиза, но и всех старообрядцев беглопоповщинского согласия, переселившихся из за границы в саратовскую и нынешнюю самарскую губернии, с дозволения, дарованного указом, 14 декабря 1762 г., императрицы Екатерины.

Прежде нежели мы приступим к описанию Беглопоповщины на реках Большом и Малом Иргизе, скажем несколько объяснительных слов о беглопоповцах вообще.

При первом появлении раскола и отделении его от православной церкви у старообрядцев поповщины ощущался недостаток в законных лицах, необходимых для совершения таинств и церковного Богослужения. С этой целью они начали сманивать попов у православных, платили им большие деньги, чествовали их и тем привлекли к себе многих иереев, которые покидали скудные свои приходы и искали в расколе улучшения своей участи. Таким образом, целая раскольничья духовная иерархия составилась из беглых попов, и старообрядцы, составившие такую иерархию, получили название Белопоповщины.

В последствии, строгие меры правительства чрезвычайно затрудняли побеги попов; перешедшие уже к раскольникам священнослужители, подвергались большим преследованиям со стороны местных властей. Совершенный недостаток в священниках побудил значительную часть старообрядцев совершать обряды без их содействия, следствием этого было то, что в Беглопоповщине образовалась новая секта беспоповцев, которая в верованиях своих первоначально разнилась от коренных старообрядцев тем, что за упразднением в их согласии попов, она упразднила и таинства, которые, без содействия священнослужителей совершаемы быть не могут, и из семи таинств исповедовала только два: крещение и покаяние. Эти диссиденты получили название беспоповцев.

Остальные беглопоповцы, не изменившие своим верованиям и крепко державшиеся древнего, по старым книгам, благочестия, составили отдельное согласие. Центром этого согласия были первоначально Стародубские слободы, что на Украине, потом Ветковские, в черниговской губернии.

С усилением преследований со стороны правительства против раскола, старообрядцы бежали тысячами за границу, а оставшиеся в России рассеялись по губерниям и укрывались в лесах; те же, которые приютились в городах и селах, скрывали свою веру, обряды свои совершали втайне, так что многие за духовными требами уходили в скиты поселившихся в лесах отшельников.

(Фрагмент)


Содержание

Монастыри на Иргизе


Введение. 1
ГЛАВА 1. Нижне-Воскресенский Аврамия (с 1763 — 1829 г.) 23
ГЛАВА 2. Средне-Никольский монастырь (с 1764 — 1837 г.) 51
ГЛАВА 3. Верхне-Успенский или Спасо-Преображенский монастырь. 102
ГЛАВА 4. Женские монастыри — Верхне-Покровский и Средне-Успенский. 151
ГЛАВА 5. Выбор в настоялы и его значение в монастыре; правило для новопоступивших в монастыри и также перешедших в Поповшинское согласие и пр. 171



Данный труд Николая Ивановича Попова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. Поповым. - Москва : Унив. тип., 1864-1866. - 21 см. Том 2. Состоящий из двух выпусков 4 и 5 : [Вып. 4, Вып. 5. Монастыри на Иргизе. Бытовая сторона раскола] : С прил. Беспоповщинского словаря и Каталога соч. П. Любопытного. - 1866. - 774 с.

Комментарии для сайта Cackle