святитель Николай Сербский (Велимирович)

Сыны Царства

Сейчас я хочу спросить тебя, Феодул. До сих пор ты меня спрашивал. Что ты думаешь: если разбойники уведут домочадцев из дома в темный лес, в непроходимые пропасти и ограбят и осквернят их, заморят голодом, изранят и убьют, что будет делать хозяин дома, отец семьи?

Говоришь, прежде всего нападет на разбойников, чтобы их разгромить и связать. Хорошо ты сказал. Так же мы и раньше говорили с тобой. Господь Иисус, Спаситель и Мессия, прежде всего напал на главного врага рода человеческого – на сатану и его мрачное войско. И сатана умчался от Него, словно унесенный страшным небесным вихрем, а воины сатаны, пакостные и смрадные бесы, выходили из людей с криком и воплем великим, где бы ни появлялся Он, Изгонитель бесов. Так Спаситель начал с того, что первое.

Скажи мне, Феодул, а что дальше будет делать хозяин дома, когда разбил неприятеля и домочадцев своих освободил? Введет ли сразу в дом этих освобожденных, но грязных, голодных, израненных и обезумевших от страха?

Говоришь, что нет. Он сначала их умоет, накормит, вылечит, оденет, успокоит и окадит ладаном. Поистине, даже небо и земля не могут дать лучшего ответа. Ведь такой ответ на самом деле и дало Небо через Своего Посланника, Господа Иисуса Христа.

Первое есть первое, а второе – второе. Но и первое тут было бы бессмысленно без второго. Собственно говоря, главная цель во втором, в нашем случае – чтобы домочадцы были приготовлены и удостоены войти в дом отца своего. Говорю «удостоены» потому, что сами домочадцы во многом виноваты в своем пленении и порабощении. Ведь они отложились от домохозяина и потянулись, как некогда Ева, за лживыми и заманчивыми обещаниями разбойников, пока те не завели их в мрачный лес и в непроходимые дебри, пока не превратили в голодных батраков и закованных рабов своих. И это батрачество и рабство длились тысячи лет во всех странах и народах до Пришествия Спасителя мира.

Очень мало говорил Господь Иисус с бесами, причем говорил только ради людей, чтобы люди узнали, кто враги, терзающие их. Иначе и этого не сказал бы. Он не как Будда, с бесами водящий дружбу и благожелательно предлагающий им свою нирванскую науку спасения. Он и не как маги египетские, предающие себя в полную власть бесам, лишь бы только с их помощью совершить какое-нибудь чудо. Он и не как йоги индийские, которые творят то же самое, что маги египетские и пифии дельфийские. Нет и никак нет. Он Царь света, и у Него не будет никакой дружбы с тьмой, никакого компаньонства, никакого союза со лжецами и человекоубийцами. Сосна не нуждается в помощи терновника, и горный ветер – в трупных испарениях.

С кем же тогда Он разговаривает? С кем Иисус ведет беседы тысячу дней и тысячу ночей, Феодул? Втайне – с Отцом Своим Небесным, а открыто – с людьми. О чем говорит Иисус с людьми? В основном – о трех предметах:

во-первых, о Царстве Небесном, еще неизвестном людям;

во-вторых, о Себе как единственном настоящем Друге и всесильном Спасителе людей, но враге бесов;

в-третих, о приготовлении людей к Царству Небесному, к сыновству Божию, к чему не допускается никто неверный, дерзкий, нечистый, оземлянившийся, боязливый, нераскаявшийся, небратолюбивый и так далее.

Мы уже говорили с тобой о первых двух предметах, остановимся же и на третьем и последнем. Что значит подготовка к всыновлению в Царстве Небесном?

Покаяние прежде всего.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», говорит Господь569.

«Покайтесь и веруйте в Евангелие»570.

«Если не покаетесь, все та́к же погибнете»571.

Говоря о поведении по отношению к грешникам, Он так заповедует: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему»572.

На вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семиджы семидесяти раз»573.

«Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»574.

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»575.

Сыны Царства покаянием добровольно разрывают связь с сатаной, обманувшим и соблазнившим их, исправляются и обращаются к Царю, Отцу своему Небесному. Всем Бог оставил «покаяние ко спасению»576, и «язычникам дал покаяние в жизнь» (ср.: Деян. 11, 18). Кто покается, того Бог прощает и принимает его в чада Свои в Царстве Своем Небесном.

В беседе на Горе577 Господь назвал блаженными, то есть счастливыми, тех, кто «нищ духом», кто «плачет», кто «кроток», кто «алчет и жаждет правды», кто «милостив», кто «чист сердцем», кто «миротворец», кто «изгнан правды ради», кто «осмеян и оклеветан Христа ради». Таковым Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»578.

Таковым до́лжно быть сынами Царства, сынами Отца Небесного и братьями друг другу.

«Ибо у вас один Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья»579.

«Вы – соль земли»580.

«Вы – свет мира»581.

«Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»582.

В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: «Не убий»583. В высшей школе Христова Евангелия заповедь углубляется и запрещается даже гнев на брата584; здесь вырывается корень, из которого произрастает убийство.

В подготовительной школе сказано: «Не прелюбодействуй»585. В высшей школе Христовой эта заповедь углубляется до самого корня и семени прелюбодеяния: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»586.

В подготовительной школе еще сказано: «Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои»587. В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Да будет слово ваше: да, да; нет, нет»588. Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна.

Еще сказано в подготовительной школе: «око за око, зуб за зуб»589. В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»590. Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит.

Еще сказано в подготовительной, низшей школе: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»591. Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»592. Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух – человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет.

Вот высокая наука высшей школы Мессии мира. Что сосновая лучина против электрического света, то подготовительная школа против высшей школы Христовой. И что жертвование козлами и баранами против Жертвы Единородного Сына Божия, то та малая школа против этой великой. То было начало, а это конец. То символ – это действительность. То заря, а это полдень.

В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и всякое славолюбие. «Я не принимаю славы от человеков», сказал Он593. И сыны Царства не должны искать никакой славы от людей. Что такое люди? Неучи и лживые свидетели того, что существует в действительности. А Отец Небесный видит все и знает все, и от Него ничто не может скрыться.

«Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас»594.

«Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»595.

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»596.

Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога – никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней:

«И, когда молишься Богу, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми... Ты же, когда молишься, войди в комнату твою» (то есть в сердце свое) «и, затворив дверь твою» (то есть все чувства свои), «помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»597.

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение»598.

«Сей же род» (то есть бесовский) «изгоняется только молитвою и постом».

Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но «чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»599.

Сыны Царства не должны быть двоедушными, не должны раздваивать свое сердце и служить двум господам, как сыны тьмы: «Не можете служить Богу и маммоне»600.

Освобожденные от рабства сатане, сыны Царства должны теперь задуматься о возвращении в свой дом, к своему Отцу, Который ждет их с родительской любовью. Но с каким бы нетерпением Он их ни ждал, Он не примет тех, кто грязен, нераскаян, лицемерен, двоедушен и прилепился к земле. Потому Человеколюбец заповедует далее: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»601.

Настоящий сын Царства трезвенно и сознательно забывает все, что было, и сосредоточенно смотрит только на Царя, Отца своего Небесного, и спешит в Его объятия, и украшает себя, и облачается во все добродетели, чтобы быть узнанным и признанным на пороге Царства Небесного, и потому ему некогда ни озираться на чужие пороки и беззакония, ни порицать и судить чужие проступки.

«Не судите, да не судимы будете»602.

«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»603.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»604

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та€к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»605.

«Не осуждайте, и не будете осуждены»606.

«Прощайте, и прощены будете»607.

«Давайте, и дастся вам»608.

Сыны Царства должны беречь себя от алчности и забот мира сего:

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения»609.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному»610.

«Душа больше пищи»611.

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться»612.

«Отец же ваш знает, что вы имеете нужду в том»613.

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»614.

Сыны Божии должны просить у Отца своего прежде всего Царства Небесного615, то есть того, что есть наибольший дар Царя Бога, а если они просят наибольшего, то все остальное приложится им как довесок.

С верой, терпением и любовью возвращаются дети из адского рабства к Отцу своему, в дом свой.

С верой – в кого? В Спасителя своего, Господа Иисуса, Мессию. Он говорит каждому раскаявшемуся грешнику и каждой скорбящей и боящейся душе: «Не бойся, только веруй»616.

«Вера твоя спасла тебя»617.

«По вере вашей да будет вам»618.

«Всё, чего ни просите в молитве с верою, полу́чите»619 .

«Имейте веру Божию»620.

«Все возможно верующему»621.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб»622.

«Верующий в Него» (Христа) «не судится, а неверующий уже осужден»623.

«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни»624.

«Верующий в Меня не будет жаждать никогда»625.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную»626.

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»627.

«Если будешь веровать, увидишь славу Божию»628.

«Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»629.

«Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал»630.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»631.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»632.

Думаю, Феодул, это наиболее ясное описание правой веры, какой Спаситель требует от людей. Язычники, как несмышленые дети, уклонились в веру сатане, а он их соблазнил и в пропасть завел. Спаситель требует теперь от людей, желающих освобождения и спасения от сатаны, чтобы они, как благоразумные дети, имели совершенную веру в Него, такую совершенную, какую дети имеют к своим родителям.

О терпении говорит Проводник в Царство Небесное так:

«Терпением вашим спасайте души ваши»633.

«Претерпевший же до конца спасется»634.

«Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня»635.

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»636.

Эти и другие слова о терпении и страдании лучше всего восприняли святые апостолы Христовы; они и стали первыми страдальцами и мучениками. Терпение страшно для того, кто не ожидает награды в конце. Страдание и мученическая смерть невыносимы для того, кто не знает об Отце Небесном, о Царстве Небесном и о жизни вечной. Об этом дивно говорит страдалец Павел, сказавший о себе: «Много раз я был в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (ср.: 2Кор. 11:23–25, 26–27). И он, испытавший столь многое, говорит об этом так: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»637. История мира не видела более сияющего ореола над мрачным страданием человеческим, чем этот.

Наконец, любовь – на вершине вершин любовь. Как свет солнца, делающий излишним свет всех звезд, так любовь, когда засветится, делает излишними все остальные заповеди и все законы на свете.

Весь Новый Завет сияет под знаком любви. Мессия – Бог любви. Отцовство Божие открывается через любовь к людям; сыновство людей проявляется через любовь к Богу, Отцу Небесному.

Мессия мира больше не высекает десяти заповедей на каменных скрижалях, но две заповеди врезает в сердца человеческие. Первая заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим». А вторая заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»638.

После многовекового страха перед ложными, пакостными богами и после многовековой ненависти человека к своему ближнему эти две заповеди выглядели бы поистине невероятными и фантастическими, если бы Он прежде всего не показал любовь к нам, как пишет святой Иоанн евангелист639, и не послал бы Сына Своего Иисуса, чтобы Он нас, рабов бесовских, спас ценой Своей жизни; и далее еще: если бы Сын Божий с Креста в смертных муках не произнес этих никогда не слыханных слов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»640.

Достичь любви к Богу и ближнему – самая большая задача после освобождения от сатаны. Ведь если Христос освободил человека от сатаны, а он себя не очистил, не омыл, не переодел, не очеловечил, не обо́жил и любовью себя не просветил и не согрел, то остается по-прежнему беззаконником. Первое это первое, а второе – второе. Первое – извлечение из дегтя, а второе – очищение; первое – освобождение от гадких бесов, а второе – приведение к Отцу света. Без этого первого не было бы и второго, а без второго не было бы ничего.

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»641.

Ясно, следовательно, из этого, Феодул, что недостаточно перестать быть бесовскими, но необходимо стать Божиими.

* * *

Комментарии для сайта Cackle