святитель Николай Сербский (Велимирович)

Исцелитель недугующих

«Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»642. Это слова последнего ветхозаветного пророка, ангелоподобного Малахии643; в этом удивительном образе он предсказал Мессию как исцелителя недугующих и носителя здравия.

Вот радость, Феодул, вот радостные вести! Явился в мир Сын Божий как истинный Феодул, чтобы послужить людям как исцелитель от мук и болезней, чтобы «взять наши немощи и понести наши болезни», как провидел великий пророк Исаия644.

Нет болезни, которая не бежит от лучей Божественного существа Иисусова – от лучей Его мыслей, от лучей Его прикосновения, причем не только прикосновения рук Его, но и одежд. Лучи Его существа уничтожают в больном все болезни – от лихорадки до проказы – быстрее и полнее, чем лучи солнечные убивают бациллы в воздухе или в воде. И не только Сам Иисус имел такую неограниченную власть мгновенного, не требующего усилий и полного исцеления всех болезней в людях, но такую власть Он даровал и Своим апостолам, и апостольским преемникам, и всем Своим истинным последователям до сегодняшнего дня. И они лучи Его – апостолы и все верные последователи. Исцеление было, есть и будет в этих лучах Солнца Правды, сияющих над всем миром.

Аминь, аминь, говорю тебе, Феодул: история нехристианского мира не отметила ни одного похожего случая. Ни Индия с Китаем, ни Египет с Балканами. Аминь, аминь, говорю тебе: у истории мира всего две главы: «Христианство» и «Нехристианство», то есть «Исцеление» и «Болезнь». Но должен тебя наедине предупредить, что и я, и ты должны заглянуть в свою личную жизнь и посмотреть, нет ли во всей нашей жизни на земле, твоей и моей, таких двух глав – нехристианской и христианской, Савловой и Павловой, Феодул? И, если увидим, что есть, тогда поторопимся, чтобы до кончины нашего века умолить святого апостола Павла, некогда «узника Христова»645, а сейчас на небе Херувимам подобного, – чтобы умолить его о молитвенной помощи пред Господом, дабы до кончины века своего я и ты исполнились страхом пред Богом и стыдом перед людьми, и чтобы Господь стер из памяти, и Своей, и нашей, нехристианскую главу нашей жизни.

Пойдем же теперь за Врачом, за всесильным Исцелителем, Который в лучах Своих несет здоровье всякому чающему здоровья от Бога.

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях»646.

«И Он требовавших исцеления исцелял»647.

«И великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих»648.

«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы»649.

В доме Петровом «Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им»650.

Рукой касается Иисус прокаженного человека; за руку поднимает горящую в лихорадке женщину. Соприкосновение – это любовь. А любовь не боится и не брезгует. Не боится Иисус заразной болезни; не боится того, что́ Его боится. И не брезгует, как мать не брезгует безобразным чадом своим. Настоящая любовь не боится – даже смерти на Кресте и не брезгует – даже прокаженными телами.

«При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их»651. Тяжелобольные чувствуют, что заходит солнце их жизни. Но Иисус приносит им здоровье и жизнь в лучах перстов Своих.

«И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что из Него исходила сила и исцеляла всех»652. Чудесно, быстро и полностью выздоравливали все, кто к Нему прикасался. Прикосновение – это любовь; прикосновением передается сила. Народ верил в Его прикосновение; и сейчас верит, особенно на Востоке.

«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто»653. В этом случае соединилось все: и прикладывание пальцев к ушам и языку глухонемого, и плюновение, и молитва с воздыханием, и слово. Это следует понимать не так, будто один из этих способов был недостаточен, но как бо́льшую любовь к страдальцу.

Два слепца шли за Ним, крича: «помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их»654.

Немного отличается случай со слепцом из Вифсаиды. «И приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно»655. Господь берет слепца за руку и уводит его от людей, уединяется с ним. Из любви Он становится вождем слепого. Плюет ему на глаза, словно выражая презрение к его болезни. На Востоке плюновение часто используется как целебное средство. Дважды возлагает Христос руки Свои на незрячие глаза и наконец повелевает слепцу посмотреть.

К чему вся эта таинственная процедура, когда Он мог лишь только слово сказать, как в случае слепого Вартимея, и слепец прозрел бы? Несомненно, что в этой тайне содержится духовный смысл, для духовных слепцов. Некоторые из этих духовных слепцов, слепых для ви́дения Бога, Мессии и своей души, прозревают, как только услышат евангельское слово Христово. Другим же зрение возвращается постепенно: они погружаются в одиночество, чтобы пребывать им только со Христом, чтобы размышлять и учиться. Сперва им нелегко было понять духовное без материального: отсюда возложение рук и плюновение. Далее, в то время как раньше они вовсе не видели живых людей как людей, а как ничтожные и преходящие тени, то теперь понемногу начинают воспринимать людей как движущиеся деревья, то есть уже нечто реальное. Наконец у них открываются очи духа, и они узнаЮт Господа Иисуса как Сына Божия и Спасителя мира, а людей как сынов Божиих и наследников Царства Небесного и жизни вечной.

Таков же смысл исцеления слепорожденного в Иерусалиме.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения». И, объяснив ученикам Своим причину его слепоты («не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», как на праведном Иове), «Он плюнул на землю, сделал брение»656 «из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошел и умылся, и пришел зрячим»657. И здесь видна постепенность в открытии духовного зрения многим пораженным и ослепленным материальным восприятием мира и жизнью без Бога.

Но здесь есть и один новый момент. Брение из земли и вода в бане – что это значит? Это значит, что и земля, и вода – Божии твари и Божия собственность. И одно, и другое целебно, но только в Божием присутствии и по повелению Божию. Иначе никакие порошки и жидкости не помогут. Бог всевидящ и всемогущ. Если бы даже тысячи врачей вымазали глиной глаза этому слепорожденному и если бы он тысячи раз умылся в воде силоамской, истинно не прозрел бы. Но пришел Божий Сын и Бог и сделал так, чтобы на этом слепце «явились дела Божии». В чем тут дела Божии? В том, что, когда Бог рядом с нами, больными, и когда Бог хочет, мы можем излечиться от всякой болезни ничем и всем. Истинно тебе говорю: ничем и всем. В действительности – только волей и силой Божией. Все другое лечение, и все врачи, и все лекарства обычных врачей имеют только символическое значение.

Женщина-грешница была исцелена от своей блудной скверны прикосновением к ногам Спасовым. «Став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром»658. После объяснения с лукавым хозяином дома, смотревшим на это и толковавшим происходящее на свой глупый манер, повернулся Господь к этой женщине и сказал ей: «прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя, иди с миром»659.

Но сила Господня действовала не только через прикосновение к рукам или ногам Иисусовым, не только через прикосновение к телу Его пречистому, но даже через прикосновение к одеждам Его. В наш прогрессивный век мы имеем подобие этого в электрической силе, передающейся или непосредственно, или через наэлектризованные тела; такова же и магнитная сила.

«И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись»660. Все: и мучимые лихорадкой, и страдающие головными болями, и болью в костях, и слепые, и глухие, и немые, и увечные, и сухорукие, и чахоточные. Все без изъятия, независимо от того, легкой или тяжкой была болезнь, или, говоря языком врачей, невзирая на излечимость и неизлечимость болезни. Христу было все одинаково легко, все одинаково возможно. И это, слышишь, Феодул, это тоже невиданные чудеса! Без прикосновения Его рук и Его тела, без Его слова, без глины и плюновения и без единого слова – только от прикосновения к одеждам Его!

В другом месте снова повторяется это чудо, для еще более убедительного подтверждения: «и принесли к Нему все больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись»661. Поистине прозорливейшим был святой пророк Малахия, провидевший и предсказавший, что «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его»662. Ведь вот, сила Божия излучалась даже от одежд Иисусовых, исцеляла тела, просветляла души, согревала сердца озябших и отчаявшихся людей.

Женщина кровоточивая прикоснулась к краю одежд Его и тотчас выздоровела. Что сказать об этом случае, описанном подчеркнуто исчерпывающе? Жила некая женщина, целых двенадцать лет страдавшая непрестанным течением крови из тела своего. Какая беда, какая боль и какой стыд! Без конца мыться и всегда оставаться нечистой. Все время очищаться и всегда ощущать зловоние. Убегать от людей и горевать в одиночестве. Несчастная женская природа. Какое отчаяние для женщины! «Почему она не пошла к врачам?» – спросили бы в наше время. Ходила она, несчастная. Известно было и тогда о врачах. И ходила она не к одному, а ко многим. И «много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние»663. Тогда она положилась на Иисуса. Но вокруг Него стояли тысячи людей, теснясь к Нему со всех сторон, чтобы увидеть Его, услышать Его, прикоснуться к Нему. Тогда решила эта отчаянная прикоснуться к Нему во что бы то ни стало. Ведь она говорила сама себе: «если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И «подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его. И тотчас иссяк у ней источник крови»664. Тогда Иисус спросил учеников Своих, кто прикоснулся к Нему, на что они Ему отвечали: «Учитель, «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто это прикоснулся ко Мне?»"665. И тут Господь сказал следующие чудные слова, великие и удивительные, наводящие на размышления: «кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня»666.

Не исцеляют, следовательно, одежды Его сами по себе, но исцеляет сила Божия через одежды. Так же, как сила Божия действует и исцеляет через иконы и крест. Это известно православным христианам по опыту. Потому они в болезни и напастях прикасаются к иконе и кресту, ко всякой освященной вещи в церкви, напоминающей об одежде Христовой. Да и сами здания церковные исцеляют, когда у людей есть вера в то, что сила Господня поможет и им, как она помогла той женщине кровоточивой.

Был некий человек, страдавший водяной болезнью. Привели его к Иисусу. «И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил»667. Как только, следовательно, Христос прикоснулся, болезнь ушла, а здоровье вернулось.

Была и ещё некая женщина, болевшая восемнадцать лет. «Она была скорчена и не могла выпрямиться». Иисус увидел ее в собрании среди множества народа. И жалко Ему стало. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех»668.

Но Исцелитель больных исцеляет и без прикосновения, Феодул. Слово – лекарство. Он скажет, и все совершается, как при сотворении мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»669. Не написано ли так на первой странице Библии?

Человек, имевший сухую руку, стоял в собрании, когда Иисус вошел. В истории медицины не отмечено случая, чтобы когда-либо какой-нибудь врач смог излечить сухую руку. А Иисус, увидев этого человека, сказал ему: «протяни руку твою»670. Только сказал и повелел. Феодул, не Тот ли это, Кто вначале сказал: «да будет свет, и стал свет»?

Юношу расслабленного, полностью парализованного, так что его должны были нести четверо, поставили пред Иисусом. «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои... И он встал и пошел в дом свой»671.

Слово – лекарство.

Человек некий лежал расслабленный не менее тридцати восьми лет. Какой ужас и какое мучение и для него, и для других! Принес его кто-то в Овчую купель, Вифезду, в Иерусалим, чтобы он вылечился. И тут он лежал необыкновенно долго. Может, лежал бы в расслаблении до самой смерти, если бы не взошло Солнце Правды с исцелением в лучах Своих. Воссиял Иисус перед ним и спросил его: «хочешь ли быть здоров?»672 Отчаявшийся, пронесший боль через тридцать восемь лет, – каждый год по триста шестьдесят пять дней и триста шестьдесят пять ночей, – отвечал: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню»673. Какой ужас охватывает от немилосердия в святом граде Давидовом, где священники ходили в длинных одеждах с широкими рукавами и хотели, чтобы им каждый кланялся на улицах и базарных площадях! Тогда Иисус сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел»674.

Слово – лекарство.

«За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными»675.

«И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех»676.

Сотник римской стражи в Капернауме пришел к Иисусу и сказал Ему: «слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час»677.

Слово, причем слово на расстоянии, без прикосновения и без самого больного, слово – лекарство.

Десять прокаженных с телами, изъязвленными гнойными язвами, услышали, что Иисус проходит дорогой через Самарию, и издали воззвали: «Иисус Наставник! помилуй нас». Стояли они поодаль, в стороне от дороги: ведь им законом было запрещено ходить по дороге и встречаться с людьми. Услышав их и увидев их, Иисус сказал: «пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились»678.

Здесь Иисус не употребляет даже и обычного слова: «по вере вашей да будет вам»679, или: «освобождены вы от недуга своего»680 и тому подобное. Но только приказывает больным исполнить одно из предписаний закона и показаться священникам681. Следовательно, Он мыслью исцеляет десять людей на расстоянии, причем десять страдающих самой тяжкой болезнью, от которой медицина даже нашего столетия не знает никаких лекарств.

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть»682.

Видя это неслыханное чудо, «дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?»683 Бесноватый, немой и слепой – Феодул, представь себе! Собери всех врачей со всего света, поставь их перед таким больным и спроси их о нём. Что ты услышишь в ответ? – «Нет для него лекарств».

Слепой Вартимей сидел на обочине дороги, ведущей в Иерихон, и просил милостыню. Услышав сильный шум, спросил: кто это? Сказали ему, что это Иисус проходит. И он, «услышав, что это Иисус Назорей, начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Подозвал его Иисус к Себе и спросил: «чего ты хочешь от Меня?» Отвечал Ему слепец: «Учитель, чтобы мне прозреть». А Иисус сказал: «иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге»684.

Без прикосновения, без плюновения, без глины, без умывания – одно лишь только слово, и ночь слепого Вартимея превратилась в день.

О Феодул, думая о чуде над слепым Вартимеем, вспомни Того, Кто в начале творения повелел воссиять свету над вселенской тьмой. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»685. Не был ли это Тот Самый, Кто воскликнул иерихонскому слепцу: «Прозри»?

Но разве слепой Вартимей единственный, кому Господь даровал зрение? И разве только те несколько слепых и больных, о которых мы говорили, выздоровели? Нет, никак нет.

Когда Иоанн Предтеча в темнице Иродовой послал своих учеников спросить Иисуса, тот ли Он, «Который должен прийти, или другого им ожидать»686 (а это Иоанн сделал не потому, что сомневался в Нем, но чтобы уверить учеников своих), в это время перед учениками Иоанновыми Иисус «многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». Вдумайся и запомни: «многим». И передал такие слова страдающему Иоанну: «скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют»687.

В медицине нашего времени больше всего славится хирургия. Но разрезание человеческого тела, зашивание его и залечивание нигде и сейчас, как и раньше, не бывает без напряжения и риска. Один пример из этой области мы имеем в Евангелии.

Когда Иуда со слугами первосвященника еврейского пришел в Гефсиманию, чтобы схватить Иисуса, кто-то из верных извлек нож, ударил им одного из слуг «и отсек ему правое ухо». Увидев это, сказал Иисус: «оставьте, довольно». «И, коснувшись» «уха его, исцелил его»688. Как Божественно, легко, быстро и совершенно!

О существовании многочисленных случаев исцеления больных, не упомянутых в Евангелии, свидетельствует евангелист Иоанн, когда завершает свое повествование о Христе такими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг»689.

Все чудно и пречудно, что совершил Иисус. Но не менее чудно, если даже не более, то, что́ обычные люди – Его ученики и последователи – совершили и что совершают во имя Его через Церковь доныне.

Божественный Исцелитель даровал власть и Своим последователям быть исцелителями больных: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь»690. И разошлись апостолы, как лучи Солнца Правды, по свету, неся с собой исцеление и здоровье. Молитвой, словом, прикосновением и елеопомазанием исцеляли они одержимых, больных и немощных. «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли... Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Мк. 6, 13; Деян. 5, 12).

И до наших дней совершаются через Церковь Христову многие знамения и чудеса по всему свету. Всё во имя Господа Иисуса, Сына Божия, человеколюбивого Исцелителя. Его лучи исцеления побеждают и пространство, и время. Происходившее во времена апостольские происходит и сегодня. Все болезни и немощи верующих людей лечатся и сегодня молитвой, постом, возложением рук, помазанием елеем, словами и воздыханиями. И никогда не лечат люди, но Христос лечит через людей.

За пятьсот лет до явления Христа провидел дивный Малахия, что взойдет Солнце Правды. О Феодул, если бы евреи верили своим пророкам, то поверили бы и в Господа Иисуса как в единственного, истинного Мессию. И радовались бы вместе с нами. И вместе с нами ответили бы пророку Малахии радостным известием:

Воистину «взошло Солнце правды и исцеление в лучах Его»691.

* * *

643

Имя Малахи́я переводится как «Ангел Яхве».

656

Брение, глина, грязь.

Комментарии для сайта Cackle