Источник

III. О таинственных голосах

Таинственные голоса не есть явление чрезвычайно необычное. Так, мы можем привести несметное множество подобных случаев. Если бы хотели мы снизойти вглубь времён и цитировать летописные данные об этих загадочных феноменах, то это и впрямь потребовало бы от нас изрядного количества чернил и бумаги. Посему в данном сборнике мы поставили себе задачу указать лишь на несколько наиболее свежих примеров подобного явления. Хотя начнём мы нашу хронику с двух аналогичных событий, имевших место в древности, чтобы наши читатели смогли убедиться в схожести проявления и действия феномена таинственных голосов как в прошлом, так и в настоящем.

О чём свидетельствует блаженный Августин

В своей «Исповеди» блаженный Августин рассказывает о том, как обратился он из язычества в христианство. Пока искал он свет истины в философии, постоянно ему приходила мысль о самоубийстве. В конечном итоге стал он колебаться, принимать ли христианство или нет. В этих терзаниях стал он молится Богу с плачем и рыданием. И вдруг услышал голос: «Возьми и читай! Возьми и читай!» Голос был тонким, будто исходил из уст дитяти или некой девицы. Недоумевая о сем таинственном призыве, Августин решил навестить своего друга Алимпия. Дома он его не застала, однако увидел на столе книгу «Апостол». Раскрыв её как бы мимоходом, он нашёл то место в Послании в Римлянам (Рим. 13:12): Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Когда прочёл он эти слова, на душе у него стало легче и он решил креститься – что вскоре и сделал.

Загадочные голоса определили участь просветителя Ирландии

В жизнеописании святого Патрика, просветителя Ирландии, говорится, что долгое время жил он в Британии, изучая Священное Писание. Внезапно начал он различать голоса, увещевавшие его вернуться в Ирландию. Нередко слышал [святой] призывы многих людей, обращавшихся к нему как бы едиными устами: «Просим тебя – приди и обитай среди нас». Так часто раздавались эти голоса, звавшие его в Ирландию, что для него стали они вполне привычными. Святой Патрик рассказывал, что мог в точности распознавать эти обращённые к нему слова, – то есть знал он людей в Ирландии, голоса которых слышал. Эти люди и в самом деле хотели его возвращения, и Бог сделал [так], чтобы сии таинственные голоса стали для святого Патрика явными. В конце концов не мог он их больше выносить (ведь и во сне они не смолкали и часто его будили), окончательно покинул Британию и ушёл в Ирландию. Грандиозное апостольское дело, совершённое сим святым в Ирландии, ясно свидетельствует о том, что эти голоса были обращены к нему от Бога.

Спасительный голос

Необычное спасение от неизбежной гибели. Газета «Время» от 16 октября 1936 года привела описание следующего удивительного события. «От неминуемой смерти необычным образом спасся Смáйо Яшаревич из города Столац. Работал он в своей кузнице. И вдруг ему почудилось, что кто-то снаружи зовёт его выйти. Едва успел он это сделать, как обрушилась вся кровля его мастерской. Если бы он замедлил хоть на минуту, то не избежал бы мгновенной смерти».

Зов почившей матери

Подполковник Павле Ф. рассказал нам такой случай. «Был я ранен на Парашничском Ключе (там, где Дрина впадает в Саву), в день преподобной Параскевы, 14 октября 1914 года. Австрийцы взяли меня в плен и отвели в Гредиг близ Зальцбурга. Там находилось много пленных сербов. В следующем, 1915 году, 6 ноября, я что-то читал, лёжа в кровати, а затем, в половине двенадцатого, выключил свет. И вдруг услышал голос матери: «Пайо, Пайо!»7 Этот голос я сразу узнал. Спросил я своего товарища по комнате, слышал ли он чей-нибудь голос. Он ответил, что нет. Наутро сообщил я об этом Срете Терзичу (сейчас он генерал) и Лазе Митровичу (сейчас он начальник управления финансов). Они удивились и сказали: «И вправду есть что-то выше нас!» Прошло несколько месяцев. Как-то раз спросил меня капитан Йордан Никич: «Павле, как звали твою мать?» Это вопрос меня словно ножом резанул, и я выпалил: «Почему ты меня об этом спрашиваешь?» «Да ничего особенного, – ответил [Никич], – просто так интересуюсь». Не захотел он сказать правду в тот вечер. На следующий день вручил он мне конверт, а в нём – газета «Правда» [известное сербское издание, выходящее и в наши дни. – Ред.]. В ней прочитал я скорбное известие о том, что моя мама упокоилась 6 ноября 1915 года, то есть именно с ту ночь, когда я так отчётливо слышал её голос.

О внезапном голосе, изменившем настроение сердца

Между Стругой и Дебаром, на правом берегу реки Дрим расположено село Глубочица. На холме посреди его стоит древняя Свято-Ильинская церковь. Пришёл к нам из этого села молодой человек по имени Яков и рассказал о том, чтó побудило его обратиться к духовной жизни. «Было это, – молвил он, – в такой-то год как раз накануне сельского престольного праздника, [дня памяти святого] пророка Илии. Прилёг я отдохнуть перед своим домом, но не задремал, а был в ясном сознании. И вдруг донёсся ко мне голос: «Мёд и млеко! Мёд и млеко! Мёд и млеко!» Голос был вполне отчётливым, а слова предельно понятными. К тому же звучал он тонко и как-то умилительно – совсем не по-земному. И не был похож ни на один голос, который я когда-либо слышал в жизни. Моя мать находилась рядом, но ничего не услыхала. А я, вняв сему необычному гласу, тут же вскочил и принялся размышлять об этих словах – мёд и млеко! Истолковал я [их] самому себе, что это голос от Бога и что Господь призывает меня к духовной жизни. И вот, ежедневно приводил я себе на память те слова и всегда придавал им одно и то же значение. [И] с той поры убедился, что Бог по-отечески заботится обо мне, а потому обратился к Богу и к [своей] душе». Сейчас Яков занимается распространением миссионерских листков.

О голосе, пробуждающем на молитву

Отец Алексий из [обители] святого Еразма [Охридского] живёт [совершенным] отшельником. Говорит, что ничто его не беспокоит. Только иногда после полуночи доносится к нему голос, называющий его по имени: «Алексий, вставай и иди в церковь!» Он немедленно поднимается и идёт. И всегда в таких случаях видит, что лампада догорает и нужно подливать елей. [Да] и от многих других слышали мы схожие рассказы о голосе, пробуждающем их и призывающем к молитве. Бывает, что сей зов будит людей, которые должны встать рано и отправиться в дорогу. Это голос Ангела-хранителя. Он заботится о тех, к кому приставлен для служения.

Повествование о голосе свыше

То, чтó мы расскажем, произошло около сорока лет тому назад. В Шамординском женском монастыре в России скончалась игуменья. Монахини избрали ей преемницу. Причём одна из насельниц пришла к известному оптинскому старцу Иосифу и между прочим сообщила, что сёстры обители выбрали новую игуменью, выдающуюся по образованности и расторопности. Старец ответил инокине, что не следовало им [самим] выбирать, но [следует] предоставить дело Богу, дабы Он указал, кто будет игуменьей. Засим старец начал молиться Господу, чтобы открыл Он ему, кому надлежит возглавить обитель. И на молитве услышал голос: «Валентина!» Об этом имени и о монахине, его носящем, он раньше не слышал. И всё-таки отправил в Шамординский монастырь свой наказ, чтобы на игуменское место возвели Валентину. Впрочем, и сами сёстры не знали эту монахиню и потому стали искать её и расспрашивать о ней. В конце концов нашли её среди прислужниц в больнице. Поставили её игуменьей. Трижды сия Валентина приезжала к отцу Иосифу с просьбой пощадить её простоту и назначить другую сестру управлять обителью. Однако старец, боясь Бога, не хотел о том и слышать. Когда Валентина пришла к нему в третий раз, он пригрозил ей клятвенным прещением, если не примет она игуменство. И Валентина, вся в слезах, вернулась в обитель, стала игуменьей и до конца своих дней отлично [справлялась со своими обязанностями].

Повествование о внутреннем голосе

Отец Иессей из Ильинского скита – настоящий духовник. Рассказал он нам [о том], чтó однажды с ним произошло. «Путешествовал я, – говорил он, – по узким тропам Святой Горы и внезапно натолкнулся на куст, преграждавший мне путь. Останавливаюсь в раздумье, идти ли мне вперёд или вернуться назад. И слышу в себе голос: «Иди!» Но тут же вторит ему другой голос: «Вернись!» Долго я терзался мыслями. [Однако] начал-таки пробираться вперёд. Но лишь встал ногой на тот куст, как тут же полетел вниз с отвесного края какой-то [ужасной] каменоломни, которой не видно было за ветвями. Я потерял сознание. Но мало-помалу пришёл в себя и увидел, где нахожусь. Упал я на кривой ствол обрубленного дерева, вздымающийся на два метра от поверхности земли. Но удивительно было и то, кáк я упал: одной рукой и одной ногой держался я за дерево, а другая рука и нога у меня были под стволом. Судорожно уцепился я за ствол и рукой и ногой. А если бы не это дерево – то ударился бы о дно каменоломни и расшибся бы насмерть. Итак, придя в себя, кое-как дополз я до кромки земли, ухватился за тот куст, вылез и вернулся домой. Проболел я недолго, но это событие изрядно научило меня любви Божией. Полагаю, что оба гласа «иди» и «вернись!» – исходили от Ангела. Сказано мне было вернуться, так как мне грозила опасность. А сказано мне было идти, чтобы приобрёл я опыт того, как Бог спасает человека. Я был поставлен перед выбором. И я внял первому зову, говорившему мне «иди!»

О чуде в монастыре Рáваница (в области Срем)

Три года тому назад мы получили от нижеподписавшегося брата Петара Козлича письмо, содержание которого приводим здесь слово в слово, без изменений.

«Йован Попович, земледелец из Шашинаца близ Сремской Митровицы, оглох в 1914 году на поле боя, так что левым ухом не слышал вовсе, а правым – лишь немного, да и то, если говорили ему в самое ухо, а так, хоть бы рядом и из пушек стреляли, Йован ничего не слышал.

В 1914-м и 1915 годах врачи пытались как-то ему помочь, но без всякого успеха. В результате он был демобилизован как полностью негодный к воинской службе. Вернувшись домой, Йован [вновь] искал помощи у врачей, ездил к ним лечиться, однако [доктора] ему ничем не помогли, хотя обещал он им всё, чтó попросят, – только бы вернули ему здоровье. Врачи утверждали, что он уже никогда не сможет слышать, так как [слуховые] нервы у него простужены и, по их непреложному мнению, у него полопались барабанные перепонки.

…Однако невозможное человекам возможно Богу, ибо Он всемогущ. Но, к сожалению, люди не обращаются к Богу и не просят у Него помощи в своих невзгодах.

Вот и Йован, потеряв всякую надежду на выздоровление, покорно носил своё бремя. Но Всемогущий, провидя его терпение, призвал его к полному исцелению. Призвал Он Йована покаяться в своих грехах, дабы сначала отверзлись у него духовные органы чувств, а затем уже – и телесные.

Два года тому назад Йован стал усердно каяться в своих прегрешениях и хотя [по-прежнему] не слышал, однако регулярно ходил в церковь и на братские собрания, стараясь не пропустить ни одного. Всегда был он первым и на [домашней] молитве, и в церкви, а потому и получил от Господа великое воздаяние. В этом году Йован на братском собрании согласился вкупе с прочими совершить паломничество в монастырь Раваница. Однако за два дня до назначенной даты заболел и решил не ходить. Но накануне того дня, когда наше Братство должно было отправиться в путь, в первых сумерках вошёл в его комнату человек и окликнул его по имени. «Йован, – молвил незнакомец, – если пойдёшь в Раваницу, будет хорошо; если не пойдёшь, то ничего хорошего не будет». И с этими словами покинул комнату. Услышав такое известие [Йован] спрашивал сам себя, что бы это могло быть, но теперь уже бесповоротно решился идти в Раваницу. С большим трудом добрался он до монастырской церкви и помолился Господу и святому [благоверному князю] Лазарю, чтобы хоть сколько-нибудь облегчили его недуг. Когда после этого вышел он из храма, то [и вправду] почувствовал облегчение, лихорадка его больше не била и всё его существо наполнила отрада.

…Около 10 часов вечера пошёл он на монастырский источник и, когда хотел напиться воды, услышал позади себя женский голос: «Йован, умойся и вложи пальцы в уши – и к тебе возвратится слух». Он так и поступил – и сразу же почувствовал в ушах невыносимый треск. Хотел он подойти к той женщине. Но она стала удаляться от него, дошла до дверей церкви и, переступив порог, внезапно исчезла. Йован сам это видел, так как неотступно следовал за ней. Впрочем, и после всего этого он ещё ничего не слышал, и лишь в ушах у него всё гремело и рокотало. Но на следующий день, когда причастился он Святых Таин, то начал слышать ясно – и вот уже четыре месяца, как к нему вернулся слух. Сейчас Йовану 55 лет.

Так как он не умеет писать, то попросил меня, своего брата во Христе, доставить сие [письмо] в Христианский Союз в Крагуевце и попросить их опубликовать это в газете или листке, на пользу нашим братьям и сёстрам, дабы утвердились они на сем пути и верили в то, что это единственный правильный путь.

Возвещайте, братья, [об этом] всем неверующим, не признающим чудес Сына Божия и утверждающим, что всё написанное о чудесах в Священном Писании – якобы неправда, то есть то, что Сын Божий творил чудеса. Пусть верят они этим чудесам и удивительным событиям, которые Бог и ныне творит с теми, кто в Него верует.

Описал это чудо я, Петар Козлич из Шашинаца».

Кто-то крикнул

Господин Савва П. поведал нам следующее. «С детства помню я об одном неординарном событии. Как-то раз возвращался я из школы домой. Стоял ужасный зной, и я прилёг в тени под деревом. Лёг и заснул. И вдруг услышал, как кто-то кричит мне: «Савва! Савва!» Я проснулся и отозвался: «Что такое? Кто кричал?» [Но] оглянувшись вокруг, никого не увидел. Но нет, всё-таки кто-то есть! Рядом с собой заметил я свернувшуюся клубком змею. Подняла она голову и поползла было ко мне. У меня мороз пробежал по коже. Вскочил я – и стремглав домой. Кто мне крикнул, не ведаю; но знаю, что голос тот донёсся ко мне не с этого света».

Тот же господин Савва говорил, что и в дальнейшей жизни с ним случалось такое, что некто окликал его по имени и будил ото сна. «Происходило это, – добавляет он, – когда рядом была какая-либо опасность: однажды стадо зашло на кукурузное поле и т.д.».

Услышал глас Ангела

Русский журнал «Православие», издаваемый в Нью-Йорке, сообщает о следующем чудесном случае, имевшим место в 1935 году.

Епископ Аляскинский Антонин плыл на пароходе. У одного из островов в Беринговом море произошло кораблекрушение. Владыка и ещё четверо пассажиров кое-как добрались до берега. Но те четверо очень быстро умерли. А епископ прожил на острове 13 дней – [стоя] на камне [весь] засыпанный снегом. Непрестанно молился он Богу и однажды поутру услышал глас Ангела: «Ещё три дня, и ты будешь спасён». И действительно, на третий день прибыли три алеута с Алеутских островов – спасённые с того самого разбившегося корабля. Прибыли они к своим соплеменникам и известили их о гибели епископа. И вот трое на моторной лодке поплыли, чтобы отыскать тело владыки Антонина. А тем временем всюду на Аляске и на [близлежащих] островах, куда донеслась весть о его гибели, уже совершались по нём заупокойные богослужения. Но сколь изумлены были те три алеута, когда нашли епископа живым! Взяли они его и поднесли к двигателю своей лодки, чтобы владыка, весь заледеневший, оттаял. Долго его так отогревали. Полагали они, что и ноги, и руки у епископа наверняка отпадут. Но владыка [Антонин] полностью выздоровел. Вернулся он к своей пастве и доселе неустанно благодарит Бога.

О косьбе в праздник Святой Троицы

Брат Мита Орсич из Даля поведал нам такую историю. Дело было в 1931 году. Некий человек, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, взял косу и в день Святой Троицы вышел на луг косить траву. На всём лугу был он один – ни души вокруг, насколько видит глаз, [никто больше] не работал. Вот косит он, косит – и слышит детский голос. Обернулся туда-сюда, но никого не увидел. Продолжил косьбу. И вдруг опять – [теперь уже] детский плач! Показалось ему, что голос ему знаком, что похож он на голос его сынишки. Там поблизости было кукурузное поле его брата. Оставил он косу и пошёл по полю, чтобы посмотреть, чьё это дитя плачет. Но ничего не обнаружил. Потом он снова услышал [жалобный] детский лепет и без труда узнал в нём голос своего ребёнка. Тогда [этот человек] бросил работу и вернулся в село. Подойдя к порогу дома, услыхал он точно такой же детский плач, [как и в поле]. Плакал его сынишка, которого утром оставил он здоровым и весёлым. Войдя в комнату, застал он его в сильной горячке. В ту же ночь дитя испустило дух.

Голоса в церкви

О святителе Спиридоне Тримифунтском повествуется, что, когда служил он Литургию, то в храме слышалось ангельское пение. Люди, слышавшие эти песнопения снаружи, спрашивали Святого, кто это так прекрасно поёт за Литургией. На это он им отвечал, что нет у него никакого хора певчих – разве что поют Ангелы.

Иеромонах Доментиан рассказал нам о том, чтó с ним произошло, когда служил он Литургию на какой-то праздник в Дивостинской церкви, монастырском метохе, расположенном у дороги из Крагуевца в Горни Милановац. «В храме, – говорил отец Доментиан, – не было ни души. Даже псаломщик не пришёл. Я был опечален и удручённо вопрошал самого себя: «Боже мой, нет никого, кто ответит мне Аминь, когда начну я богослужение!» Скорбя и горюя, совершил я проскомидию. И затем начал: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» И вдруг, к своему величайшему изумлению, услышал за спиной мощный и многоголосый ответ: Аминь! Обернулся я, но храм был пуст, как и прежде. Весь объятый страхом и трепетом, продолжил я произносить ектению. Но ответа больше не было. С тех пор, – добавляет отец иеромонах, – я уже никогда не сомневался, что Небесные Силы присутствую в храме на Литургии, когда священник служит».

О таинственном и спасительном голосе

Брат Никодим из Парцана поведал нам, как обратился он к Божией вере и стал богомольцем. Арендовал он поле под бахчу. Когда арбузы и дыни начали созревать, сделал он шалаш, положил там ружьё и каждую ночь не смыкал глаз, охраняя баштан. Как-то раз в темноте увидел он незваных гостей – идут они по бахче и срезают плоды. Заряженное ружьё стояло рядом с ним. Разгневался Никодим на воров, немедленно схватил ружьё и вскинул его на изготовку, чтобы спустить курок. Но вдруг услышал громкий и резкий голос: «Никодим, посмотри, что у тебя в стволе!» От неожиданности Никодим выпустил ружьё из рук. Подивился он, чей это голос и откуда. Оглянулся вокруг себя – нет никого. Вновь обратил взор на баштан – а воры там нагло бродят и срывают дыни. Подумал Никодим, что почудился ему чей-то зов и снова схватил ружьё, чтобы выстрелить. Но в ту же секунду голос повторился: «Никодим, посмотри, что у тебя в стволе!» Он был ошеломлён – кто это говорит ему?! Начал пристально смотреть во все стороны и кого-то выискивать. Но вокруг ни души! А между тем воры беззаботно и преспокойно вершат своё злое дело на бахче. При виде такой их дерзости и нахальства Никодим настолько разъярился, что решил стрелять прямо на поражение. Крепко сжал в руках ружьё, прицелился… но зов вторил ему: «Никодим, посмотри, что у тебя в стволе!» Пронзил этот голос всё его тело, как удар тока, и тогда Никодим поставил ружьё прикладом наземь, взял шомпол и попробовал всунуть его в ствол. Но вот незадача – шомпол не входит в ствол! Стал Никодим тщательно смотреть, в чём дело, и что же обнаружил? Весь ствол забит землёй и камешками, причём так плотно, что дальше некуда. Понял он тогда, что тот голос был [глас] от Бога. Что же произошло? Очевидно, воры приходили и днём – набили в ствол ружья земли и камней до отказа, так что если бы Никодим произвёл выстрел, то ствол бы разорвало и он бы [сам] себя ранил или убил. Теперь Никодим всё это осознал. Бросил он ружьё и забыл о ворах, которые набрали, что хотели и ушли. Всю ту ночь Никодим проплакал. Вспоминал о своих грехах и о Божией милости – и слёзы текли у него из глаз. С того времени Никодим стал исправно ходить в церковь. И даже [букв.: и поэтому. – Ред.] записался в богомольческое движение.

Услышал голос: «Не убий!»

Некий Райко Н. из Великого Орашья поведал нам следующее чудо.

«Захотел я, – рассказывал он, – убить своего дядю: сильно мы тогда ссорились из-за виноградника. И вот настала та ночь, когда замыслил я исполнить своё намерение. Ярко светила луна. Встал я в тень под деревом у дороги, по которой мой дядя должен был пройти. В руках держал я топор и тихо поджидал. Вот показался дядя. Когда проходил он мимо, замахнулся я было топором, чтобы ударить его по голове – но в то же мгновение услышал громкий и грозный голос: «Не убий!» Ослабела у меня рука и уронила топор. Дядя удалился, будто ничего и не слышал, а я остался в тени. Ни одной живой души не было ни на том месте, ни поблизости. Поразился я, кто это крикнул мне таким устрашающим голосом. Кто бы то ни был, но он спас меня от смертного греха. А теперь я твёрдо верю, что это был голос моего Ангела-хранителя».

Спасённая таинственным голосом от удара молнии

Одна пастушка из Любичского уезда рассказала нам, что неоднократно будил её от сна голос, когда её овцы забредали на чужой луг. Я тогда спросил её, слышала ли она когда-нибудь наяву некий голос, исходящий не от людей. На это она мне ответила, что однажды [слышала. Как-то] разразилась гроза и она укрылась от ливня под развесистым деревом. Но внезапно услышала чей-то ясный и громкий голос. «Нéранджа, беги отсюда!» Выбежала она из-под дерева и едва лишь сделала несколько шагов, как за её спиной раздался ужасный треск. Молния ударила как раз в то дерево, под которым она только что находилась.

[Вообще же] таких случаев было доведено до нашего сведения немало.

Некоторые библейские примеры таинственных голосов

Голос Адаму. Когда прародители согрешили пред Богом в раю, то услышали голос Господа Бога. И сказал Адам: Голос Твой я услышал в раю и убоялся (Быт. 3:8, 10).

Голос Моисею. Когда Моисей пас овец на Хориве, то увидел куст (купину), объятый пламенем – горящий, но не сгорающий, и услышал голос, взывающий к нему из куста: Моисей! Моисей! И он ответил: Вот я! (Исх. 3:4).

Голос Самуилу. Исполняя свой обет Богу, праведная Анна, мать пророка Самуила, отвела своего первенца в храм на служение. В то время первосвященником и хранителем ковчега завета был престарелый Илий. А сыновья Илия вели себя нечестиво, погрязая в распутстве. И вот, Господь избрал Самуила, ещё мальчика, чтобы через него явить Свою волю. Однажды ночью, когда Самуил спал, то услышал, как кто-то зовёт его по имени. Вот я! – ответил маленький Самуил, побежал к старому Илию и сказал: вот я! Ты звал меня. Но Илий ответил ему: Я не звал тебя; пойди назад, ложись. Мальчик пошёл и лёг спать. Но снова донёсся к нему голос, и снова отозвался он и прибежал к Илию. Так было и в третий раз. Понял тогда первосвященник, что Сам Господь зовёт отрока. И сказал дитяти: Пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой! И Бог возвестил Самуилу всё, чтó должен был он передать первосвященнику Илию (1Цар. 3 гл.).

И в дальнейшем сей праведный Самуил много раз удостаивался слышать глас Господень, взывающий к нему и наставляющий. Так, Господь сказал ему помазать Саула на царство. Спустя некоторое время Господь велел ему сообщить Саулу, что за соделанный грех тот отвержен Богом. Затем Самуилу пришёл голос помазать на царство Давида.

Голос пророку Илии. Когда святой Илия был объят великой скорбью из-за злобы человеческой и, удалившись от людей, укрылся в пещере на горе Хориве, то было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: чтó ты здесь, Илия? Узнав голос Бога, Илия пожаловался Ему, что один остался он в Израиле, хранящий правильную веру в Бога, тогда как все остальные пали и поклонились идолам. И возвестил ему оный голос: Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом (3Цар. 19).

И ещё много раз было слово Господне к Илии Фесвитянину.

Голос сирийскому войску. Когда рать сирийского царя воевала с Израилем и уже одерживала победу, вдруг стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя (4Цар. 7:6–7) Так устрашённое сирийское войско бежало от гласа Господня.

Голос (или слово) пророкам. Обо всех пророках говорится, что слышали они глас Господень или что приходило к ним слово от Господа. Слово, которое было… к Исаии (Ис. 2:1). Было слово Господа к Гаду пророку (2Цар. 24:11). И отвечал Господь Иову из бури и сказал (Иов. 40:1). Слово, которое было к Иеремии от Господа… Так сказал мне Господь (Иер. 7:1, 13:1). Порок Иезекииль свидетельствует: Я пал на лице свое и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез. 2:1). О том же самом вещает и пророк Даниил: И услышал я от средины Улая голос человеческий (Дан. 8:16). Слово Господне, которое было к Осии (Ос. 1:1). Слово Господне, которое было к Иоилю (Иоил. 1:1). И было слово Господне к Ионе (Ион. 1:1). Слово Господне, которое было к Михею (Мих. 1:1). Слово Господне, которое было к Софонии (Соф. 1:1). Было слово Господне чрез Аггея (Агг. 1:1). Было слово Господне к Захарии (Зах. 1:1). Пророческое слово господа к Израилю чрез Малахию (Мал. 1:1) и т.д.

Голос на Иордане. Когда Господь Иисус крещался на Иордане рукою Иоанна Предтечи, и се, был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение (Мф. 3:17). Точно такое же голос слышали и Апостолы на горе Фавор во время Христова Преображения (Мф. 17:5).

Голос Савлу. На пути в Дамаск Савлу, гонителю христиан, явился великий свет и пришёл к нему голос: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Люди, бывшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Сей таинственный Господень глас совершил переворот в жизни Савла – из гонителя он стал апостолом (Деян. 9 гл.).

Голос Иоанну Богослову. Так свидетельствует евангелист Иоанн о таинственном голосе, открывшем ему все тайны до скончания века (букв.: до конца времени. – Пер.): Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний и т.д. (Откр. 1:9, 10).

Мы привели здесь примеры не всех библейских голосов – их много. Указали лишь на несколько, только для того чтобы читатели увидели и удостоверились, что [Сам Господь и] Силы Небесные с того света испокон веку воздействовали на людей через посредство таинственных речений, то есть голосов, издаваемых без помощи телесных, материальных органов речи. Такие голоса не перестают раздаваться и поныне, оказывая [благотворное] влияние на человеческую жизнь.

Не говорит ли апостол Павел: Есть… на свете много различных голосов, но ни один из них не без значения (1Кор. 14:10)! [Синодальный перевод в данном стихе существенно отличается от сербского и греческого. – Пер.]

Эти таинственные голоса, которые слышали и доселе слышат люди, свидетельствуют о том, что мы не одиноки, что существует грандиозный и могущественный духовный мир над сим мирозданием. Одним словом, Бог с нами.

С нами Бог! Еммануил!

* * *

7

Уменьшительное от «Павел». – Примеч. пер.


Источник: Перевод с сербского Сергея Фонова.

Комментарии для сайта Cackle