Толкование молитвы Господней: Отче наш... – 2

Источник

Отче наш,

Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

Да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукаваго.

Отче наш…

Христианин, когда произносишь эти слова, то этим признаёшь, что твой Отец небесный в то же время и Отец твоего слуги и поденщика, твоего больного соседа и умирающего. Ибо тебе заповедано от Сына Божьего, верховного Открывателя истины о Боге и о людях, чтобы произносил Отче наш, а не Отче мой.

И когда признаёшь, что твой Отец в то же время Отец и твоего слуги и поденщика, больного соседа и умирающего, разве не ясно, что этим признаёшь, что ты их брат и они твои братья?

Две мысли и два чувства. Первая мысль: отцовство Божие; вторая мысль: братство сыновей Божиих. Первое чувство: сыновья любовь к Отцу; второе чувство: братская любовь к братьям. На этих двух основаниях и великих мыслях, и из этих двух великих и основных чувств проистекают дела и отношения, угодные Отцу и угодные братии.

Если ты, христианин, будешь каждый миг держать в своём уме эти две основные и великие мысли, и каждый миг стоять на страже у своего сердца, чтобы в нём не охладели эти два основных чувства, все твои дела будут добрыми и чистыми, как прекрасная и чистая вода, которая течёт из прекрасного и чистого источника. И вся твоя жизнь будет песней, которая будет благостно слагаться с песней братии около тебя. Тогда человеческое общество будет устроено наилучшим образом и наиболее идеально, как можно только задумать и пожелать.

Если же ты читаешь Отче наш, а о Боге как Отце не думаешь, и своих соседей считаешь чужестранцами, все твои дела будут идти скверно, твой путь будет путём Каина, твоя жизнь мутной водой из мутного источника, твой конец как Иудин конец.

Называешься ли христианином, а Отче наш вообще не читаешь, тогда ты как путешественник на море без компаса и без полярной звезды – в бури, во тьме, в отчаянии, с потерянным сознанием откуда, как и куда держишь путь.

…Иже еси на небесех…

Там, где Отец наш, там и отечество наше. Язычники, которые видят своего родителя единственно в этим материальном мире, будь то человеком, или рекой (Ганга, «Мать Ганга» – говорят индусы), или солнцем (древние египтяне), или месяцем (ассирийцы, арабы), или огнём (персияне) не могут верить ни в какое другое отечество, кроме как земное. Но мы, христиане, узнали от Господа Христа об истинном своём Отце, Который на небесах, следовательно, и об отечестве, которое на небесах. Отечество – великое сокровище. А Господь сказал: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если наше сокровище на небесах, то и сердце наше должно быть на небесах. Из этого следует, что мы можем свою земную жизнь превести в порядок только если не считаем её главной, но подготовительной жизнью. Наши общественные отношения легко придут в согласие, если мы старательно думаем о переходе – и скором переходе – в наше небесное отечество. Те, кто сердцем не прилеплялись к земле, наилучшим образом организовывали человеческие общества на земле. В монастырских общежитиях, где жили монахи разных языков и из разных земных отечеств, и где число братии иногда превосходило 10.000, общественное благоустройство было таким простым, таким совершенным. Все они искали прежде всего царства небесного, и их малое царство земное без трудностей было приведено в порядок и устройство, какое редко достигается между наиблизкими и кровными родственниками.

В наше время многие не могут заснуть, заботясь о том, как привести весь мир в одну семью, между тем разводятся с женой и судятся со своими детьми. И двое, таким образом, не могут быть вместе, а хотят миллионы организовать в одно сообщество! Пока христиане не поймут в смертной действительности, что настоящий их Отец и настоящее отечество их на небесах, пока все своё сокровище будут высматривать на земле, прилепившись сердцем к этому бледному богатству, до тех пор христианский народ будет всё звучнее кричать об общественном благоустройстве, а шагать всё глубже из хаоса в хаос.

…Да святится имя Твое…

Пусть все наши дела в сей временной жизни освещаются именем Божиим. Пусть наше общественное устройство будет озаглавлено и покрыто именем Божиим.

Имя – что и личность. Кто освящает имя, освящает и личность того имени. Кто освящает имя Отца небесного, тот освящает и Его личность. Пусть все наши дела будут памятниками, достойными Имени Божьего. Пусть всё наше общественное устройство имеет цель освящение Имени Господа Бога, как в огромных чертах, так и маленьких частностях. Ибо Бог наибольшая действительность, вечная и всеобъемлющая, а всякое общественное устройство вопреки этой действительности представляет безумную иллюзию и хаос, что также приводит людей до отчаяния и самоубийства.

Если имя Божие не представляет главный авторитет в каком-либо христианском обществе, тогда этот авторитет заменён каким-нибудь человеческим именем. И мы в самом деле видим в наши дни как многие общественные устройства носят имя одного человека, который это устроение установил и ввёл. И пока будет длиться это устройство – а это от сегодня до завтра – будут держаться имена этих людей в почести; от есть будут святиться их имена вместо имени Божьего. После них будут другие общественные устройства, и будут держаться в почести и святиться какие-нибудь другие человеческие имена. Народы будут перескакивать из одного челнока в другой на бурном море, тогда как ладья с именем Божьим будет стоять возле них и ждать, когда измученные путники перейдут в неё.

…Да приидет Царствие Твое…

Царство Божие не может разлучиться от царствования Божьего. Царство приходит вместе с царём. Было бы бессмысленно дожидаться царства, а отвергать царя. В церковной молитве «Царю Небесный, Утешителю» верные просят Царя Духа прийти: «прииди и вселися в ны». Смысл обеих молитв ясный: царство Божие придёт тогда, когда придёт Бог Царь.

Прося царства Божьего мы, в сущности, просим наиболее совершенную власть; а прося пришествие Царя Бога мы просим пришествие наиболее совершенного правителя над собой.

Наш создатель уже владеет всецело началом и концом нашей земной жизни; почему бы мы Ему не позволили править и на всём жизненном пути между началом и концом? Он Господин рождения и смерти; пусть Он господствует и над всем временем между рождением и смертью.

Скажет кто-нибудь: как это столько тысяч людей почти две тысячи лет каждый день проговаривают молитву: да приидет царствие Твоё, а между тем царствие Божие ещё не пришло? Несомненно пришло; пришли и царство и Царь отдельным душам, что значит многим миллионам настоящих христиан. Только оно ещё не пришло видимо и ощутимо в общественном устройстве мира. Не стало непоколебимым, признанным и усвоенным основанием общественного устройства. А что этого не случилось, вина как тех, кто совсем не читают Отче наш, так и многих тех, кто читает каждый день, а борется за царство земное, бьётся за власть над землёй и народом, отбрасывая на практике власть Божию и желая взять её в свои руки.

…Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…

В небесном духовном мире, в который, если Бог даст, и мы перейдём, господствует совершенная воля Божия. Но эта власть воли Божией не силой навязана, а её духи света добровольно усваивают, покоряя свою волю с великой ревностью воле Божией как единой непогрешимой. И содружества звезд, муравьев и пчёл, устроены в единстве с волей Божией. Была бы полная бессмыслица устраивать общество людей вопреки и мимо воли Божией. Этой бессмыслицей, к сожалению, руководятся и многие современные устроители человеческого общества. Они приносят законы для людей без внимания на законы Божии, в которых объявлена воля Божия. Отсюда беспорядки, неправды и раздоры, хаос и отчаяние, недовольство и война всех против всех.

Не нужно много разума, чтобы увериться, что только Тот, Кто создал людей лучше знает зачем их создал, то есть знает цель жизни человека на земле. Между тем мы видим, что общества людей часто пытаются устроить именно те люди, которые явно отрицают какую бы то ни было цель жизни человека на земле. Основывать общество людей только на человеческой воле означает основывать его на бесцельности, незнании и неправде. Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего (Пс.39:9), сказал тот царь, который всегда горько каялся, когда шёл по своей воле.

Если ты, читатель, как христианин желаешь не только быть хорошим христианином, но всему христианскому обществу быть христианским, тогда знай, что это может быть возможно исключительно и единственно, если воля Божия возьмётся в основу устройства такого общества. А в чём воля Божия, это ясно открыто от Христа, который открыл и все цели.

…Хлеб наш насущный даждь нам днесь…

Как мы не говорим Отче мой, так не говорим и хлеб мой. Отец общий для всех сыновей Божиих, и дары Отеческие общие. Это первый морально-экономический принцип общественного устройства; моральный, ибо признаём, что хлеб от Бога, и экономический, ибо хлеб, который Бог даёт, принадлежит всем.

Хлеб наш насущный мы просим от хлебодателя Отца небесного. Почему сказано насущный? Потому, чтобы были скромными и не искали никакой роскоши. Наши телесные потребности нужно ограничивать тем, что наиболее необходимо, по слову апостольскому: имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим.6:8). Ибо роскошь губит тело, губит душу, губит всего человека. Это второй морально-экономический принцип; моральный ибо хранит нас от роскоши и испорченности; экономический, ибо хлеб должен прийти для всех нас.

Даждь нам днесь. Почему просим от Бога хлеба только на сегодняшний день? Потому, что завтра можем не быть в этой жизни. Потому, что знаем, не мы хозяева жизни, а Создатель наш. Ещё и потому, чтобы уклонялись от накопления ненужного богатства для неизвестного завтра, и не оставляли своих братьев сегодня голодными. Голодного накорми, жаждущего напои, нагого одень. Эти заповеди Божии не может исполнить тот, кто из страха за завтрашний день копит больше, чем наиболее нужное. Это третий морально-экономический принцип; моральный, ибо именно им освобождаемся от забот, которые Творец взял на себя; экономический, ибо предотвращает сегодня голод одних, возбраняя накопление на завтра других. В этих трёх словах произнесена большая и лучшая общественно-экономическая наука, чем во многих учёных книгах и фантастических теориях. А что главное, эта общественно-экономическая наука имеет моральное основание и божественный авторитет, что весь остальной мир не имеет.

…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…

Есть люди, которые, читая Отче наш, оставляют вторую часть этой просьбы (якоже и мы оставляем должником нашим). Боятся обязательств. Между тем Бог решительно требует от нас эту обязанность. Он нам простит так, как и мы будем прощать. Но люди боятся этой обязанности и этого условия. Ибо мы бескрайне больше должны Богу, чем нам весь мир может быть должен. Мы Ему должны и за жизнь, и сознание, и здоровье, и свет, и дождь, и за всё, что имеем, что знаем и что можем. В Евангелии сделано сравнение наших обоюдных долгов Богу как 100 грошей к 10.000 талантов. И наконец, когда мы берём в долг, мы берём Божие от человека, а когда возвращаем, мы возвращаем снова Божие человеку. Ибо, в конце концов, всё Божие, по словам праведника: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (Иов.1:21).

Учёные богословы правы, когда считают, что под долгами понимаются человеческие грехи. Мы молим Бога, чтобы нам простил грехи наши к Нему как и мы прощаем грехи людские к нам. Совершенно точно. Но и долг и грех означают некий недочёт в человеческой жизни. И за долг, и за грех требуется оплата. Но одно и другое может быть нам прощено Богом, если мы прощаем своим должникам. «Давайте в долг, не надеясь ни за чем, – говорит Христос в другом месте. Если тебе вернёт, возьми, если не может тебе вернуть, прости ему. Ибо и ты никогда не сможешь вернуть долг Отцу Небесному».

В бесконечно сложной и запутанной науке о финансах эта наука – единственный выход, единственное решение. Подай, и даст тебе Бог. Прости, и простит тебе Бог.

…И не введи нас во искушение…

Искушать значит испытывать. Не было бы греха, не было бы искушения. Каждого искушает сласть греха, которая влечёт и приманивает. Сласть рождает грех, а грех рождает смерть, говорит апостол Иаков. Бог испытывал веру Авраама, целомудренность Иосифа, терпение Иова. И они благополучно прошли испытание. Но мы ощущаем себя слабыми и молим Бога, чтобы нас не подвергал испытаниям, ибо мы падём и пропадём. Как только зародятся в человеке земная власть и телесные желания, люди теряют видение всеобщего Отца небесного, и падают в отчаянный и губительный эгоизм: начинают освящать своё имя над Божиим, ищут земное царство вместо небесного, своей волей оттесняют волю Божию, наш хлеб называют личным своим хлебом, просят от Бога милости, а к своим должникам остаются до конца не милостивыми. Через такое общественное устройство начинают колебаться как здания от постоянного землетрясения. Спаси нас, Боже, от всех тех искушений! И не введи нас во искушение – в позитивном смысле сказанное значит: спаси нас от искушения! То есть: спаси нас от нас самих!

Эта молитва имеет огромное значение для поддержания правильного устроения общества. В ней люди признают свою немощь, для сохранения всех благ от Бога, о которых молятся в предыдущих молитвах. Если и примут всё то, о чём молили Отца своего небесного, пребывают в страхе, чтобы по немощи своей всё это не злоупотребить и не повредить. Бдите и молитесь, сказал Христос в другом месте, да не падёте в напасть, то есть в искушения. Когда сыны Отца небесного основывают общество как этого желают, должны непрестанно бдеть, чтобы не возгордиться и не приписать себе то, что им Бог даровал, и должны непрестанно молиться Отцу небесному, чтобы дарованное не уменьшил и не укоротил.

…Но избави нас от лукаваго.

Этим мы молимся Отцу небесному, чтобы нас избавил от сатаны, который носитель всякого зла, человекоубийца от начала ... лжец и отец лжи (Ин.8:44). Он ослепляет людей, ослеплённых водит от иллюзии к иллюзии, как в личной жизни, так и в общественной. «Перекроите карты, сделайте революцию, отомстите своим врагам, сотворите ещё одно радикальное изменение общества, и будете иметь рай, и будете как боги!». Так от незапамятных времён шепчет людям «государственник» сатана. И люди тысячи раз его слушали, тысячи раз проливали братскую кровь, хулили Отца своего небесного, и тысячи раз, разочарованными, падали в отчаяние. А чтобы отчаявшиеся люди не догадались, кто их главный виновник, человеческий виновник снова нашёптывал отчаявшимся: «Виновные эти и те люди; ударьте их; измените власть, поверните общественное колесо ещё раз; сделайте ещё только один шаг, и вы боги, и рай ваш!». И так колесо вращается на одном месте, увязая всё глубже в болото, пока люди повторяют сатанинскую ложь о «прогрессе».

Пока человек будет рассматривать как источник общественного зла человека, а не сатану, до тех пор вместо братолюбия будет господствовать братоненавидение и братоубийство. Но что сатана главный источник зла, показал Спаситель тем, что первую схватку и расправу с сатаной во спасение людей Он имел на Горе Искушений.

В предыдущей молитве: и не введи нас во искушение, мы молимся Богу, чтобы нас сохранил от нас самих, тогда как в этой последней мы молимся, чтобы нас избавил от лукавого, то есть от того, кто на каждом скользком месте искушений ждёт людей со своими открытыми челюстями.

В каком бы то ни было христианском обществе падшего брата нужно рассматривать как человека в искушении, и всем сообществом нужно молиться Отцу небесному, чтобы его отвернул от искушения и спас от сатаны. И это по примеру Христа, который сказал Петру: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:31–32).


Источник: Перевод из книги "Свети Владика Николаj. "Срце свих врлина: Тумачење молитве Отче наш, Символа вере и Богородице Дjево". Крагуjевац." "Святой Владыка Николай. Сердце всех добродетелей: Толкование молитвы Отче наш, Символа веры и Богородице Дево. Крагуевац"

Комментарии для сайта Cackle