святитель Николай Сербский (Велимирович)

О нейтралах

Вот снова наступил Видовдан 31, день, который никогда не превратится в ночь, пока сербы будут оставаться христианским народом, любящим Крест и свободу. День этот показал цену Небесного Царства. И земное царство не легко достается, турки дорого заплатили за него, но Небесное Царство намного дороже, и князь Лазарь заплатил за него, пожертвовав собой и всем сербским войском. В этот день один православный народ, потеряв все, обрел больше потерянного. Этот день Страшным Судом стоит над народом, благословляя и проклиная одновременно. Кого благословляет Видовдан? Тех, кто живет и дышит верой во Христа и за Христову веру страдает и погибает. Кого он проклинает? Проклинает нейтралов, это нужно подчеркнуть особо, ибо актуально в наши дни. И Сам Господь отверг как проклятых тех, кто нейтрален в решительной борьбе Христа с антихристом. Свидетельство этому мы находим в последней книге Священного Писания, где Господь повелевает евангелисту Иоанну написать Лаодикийской Церкви и сказать: «Знаю, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Откр. 3:15–16).

Такими теплохладными в Лаодикии были те, кто, называя себя христианами, принимал участие в языческих празднествах и соблюдал языческие обычаи. Теплохладными во времена Косовской битвы были те сербы, которые не хотели идти на Косово из страха перед мусульманской силой. Позже многие из этих нейтралов потуречились (приняли ислам. – Прим. перев.).

Знатный дворянин Вук Бранкович был типичным нейтралом тех времен. Ни холоден, ни горяч. Он был проклят не потому, что не пошел на Косово, не за то, что боролся против сербов на стороне турок. Нет! но только потому, что оставался нейтралом в ходе сражения, которое определило судьбу Сербии и Балкан на половину тысячелетия. Он думал так, если победят сербы, он останется на их стороне, будучи сербом и княжеским зятем, если же победят турки, они будут благосклонны к нему, ибо он не оказывал им сопротивления. Ошибочный расчет. Вскоре после битвы один турецкий паша сказал ему: «Если ты не был верен своему правителю, как будешь верен моему?» И проклят был сербами, и презираем турками. Так нейтральный Вук потерял оба царства: и земное, и Небесное. И остался проклятым сербским народом. Горечь проклятия чувствовали его потомки и часто жаловались, как тяжко им под этим проклятием.

Если косовскую этику применить сегодня к нашему поколению, мы увидим, что весь мир разделен на два противостоящих лагеря. Один составляют христоверные, другой – иноверные. Между ними хромают на обе ноги маловерные или теплохладные, о безбожниках и безверных не стоит и говорить, Священное Писание называет их безумцами, а сербский народ непоминаемыми, ибо, отвергая Бога, они неосознанно стали рабами диавола.

Но взгляните на нейтралов, которые стояли между верующими и неверующими, между националистами и интернационалистами, между Христом и антихристом. Они, несчастные, забыли, что на протяжении девятнадцати столетий Христос не проиграл ни одного сражения и не проиграет ни одного до самого Страшного Суда. Не знают, что объявил Себя победителем мира еще до Своей Крестной смерти, а после славного Своего Воскресения сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Страх и расчет делает из людей нейтралов. Безумный страх и ошибочный расчет, как было у Вука. Безумным страхом и ошибочным расчетом они навлекают на себя Божие и народное проклятие, на себя и своих детей, так же как и нейтральный Вук Бранкович. В наше время, когда ведется великая мировая борьба веры и безверия, когда организованный атеизм всеми силами восстал против Христа, против десяти Божиих заповедей, против семьи, души и человеколюбия, и не только в коммунистических странах, но в той или иной степени во всех странах, нейтральность можно назвать предательством Христа, ибо тот, кто может помочь истине в борьбе с ложью, и не делает этого, помогает лжи. В борьбе истины с ложью нейтралитет означает способствование злу. Христос словно обоюдоострым мечом поделил людей на два лагеря, сказав: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12:30), и те, кто не холоден и не горяч, то есть нейтрален, отвратительны Ему.

Трудно представить христианина, который может остаться нейтральным перед такой угрозой, вдвойне трудно представить себе православного серба, который стоит в стороне и безучастно наблюдает борьбу за Крест. Нейтралитет не свойствен сербам, веками отстаивая истину и веру, свободу и правду, сербский народ стал очень чуток к этим трем необходимым для достойной жизни личности и общества предметам – вере, свободе и правде.

Я с детства помню первую войну между Японией и Китаем. Воинственные японцы напали на мирных китайцев. Сербы встали на сторону китайцев, и мы, дети, переживали за них. А разве все мы не помним недавнюю войну итальянских фашистов с мирными абиссинцами? Весь без исключения сербский народ негодовал против жестоких захватчиков и их бесчеловечности к простому христианскому народу. Серб никогда не оставался нейтральным ни в одной борьбе добра и зла, ни в одной схватке света и тьмы, даже если они происходили в самом отдаленном уголке мира, и тем более в своем доме. Действительно, немного нейтральных сербов в мире, но и это малое количество, к сожалению, приносит большой вред, приносит вред сербству вообще, приносит вред и Америке, приносит вред всему Христианству.

Может быть, это последний Видовдан, который предостерегает их, чтобы они не колебались больше, чтобы объединились со своими братьями, которые трудятся и борются за победу веры, свободы и правды в мире. А вас, братья и сестры, давно избравших святой путь своих предков, святых, подвижников и мучеников, да благословит Господь втройне, по молитвам святого князя Лазаря и всех косовских героев! Аминь!

* * *

31

Видовдан, «Видов день» – сербское название дня св. Витта (15/ 28 июня), впоследствии День поминовения всех святых мучеников сербских. В этот день в 1389 г. на Косовом поле близ г. Приштина состоялась кровопролитная битва армии сербского князя Лазаря с десятикратно превосходящими силами турок. Сербское войско было полностью истреблено. Поражение в Косовской битве привело к потере независимости Сербии на 500 лет, но и задержало продвижение турок в Европу. – Прим. ред.


Источник: Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle