святитель Николай Сербский (Велимирович)

О грехе

Сатана стал причиной греха, а от греха произошла смерть. Произошло первое грехопадение в раю, когда Адам и Ева восстали на Бога и покорились сатане. Все люди стали наследниками этого греха от своих первых предков. Так же как мы наследуем болезни от своих родителей, так мы унаследовали и грех от прародителей человечества. Нет, к этому первому греху прибавилось бесконечное множество других грехов, так что люди, запутавшись в цепях греха, полностью попали во власть сатаны.

Бог и грех – две противоположности. Невозможно повернуться лицом к Богу, прежде чем не отвернешься от греха. Невозможно полюбить Бога, пока не возненавидишь грех. Спиной видеть невозможно, повернувшись лицом к греху, невозможно видеть Бога. Наш дух, как и наш земной шар, имеет две противоположности: восток и запад, свет и тень, сыновство и рабство, благодать и закон. Но любовь духовного человека сглаживает противоположности и все делает светом, сыновством и благодатью.

С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги, увы, нет возврата, если не произойдет в жизни человека великого потрясения, когда он, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и Бог не поднимет его из грязи и бессилия и не вернет ему зрение, чтобы вернуться обратно (Деян. 9:8–18).

Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит. Когда человек согрешит против друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть, а ненависть ослепляет. Человек боится того, кто знает его грех. За страхом приходит ненависть. То же происходит в душе человека, который знает свой грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И человека охватывает страх, страх перетекает в ненависть, от которой душа человека слепнет. Ослеплённый ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку убийство Бога невозможно, то ослеплённый ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным – к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству.

Наша несправедливость к другим людям не имеет предела. Мы осуждаем людей за совершенно незначительные и часто от них не зависящие вещи. Одного мы не терпим за то, что он кашляет, другого – за то, что заикается, третьего – за то, что у него резкий голос, четвертого – за то, что у него змееподобное лицо, пятого – за то, что у него вьющиеся волосы. Или: одного не терпим за его родню, другого – за друзей, третьего – за его должность или деньги. Или так: первый раз в жизни видим в трамвае человека, в первый раз, с тех пор как земля вращается вокруг солнца и солнце освещает землю, впервые видим друг друга, но мы уже люто ненавидим только за то, что он сел слишком близко, смертельно ненавидим и наделяем его про себя самыми обидными прозвищами.

Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

Плотский грех – безумие, безумен тот, кто надеется обрести в нем радость, ибо именно он влечет за собой безысходную печаль. С тех пор как дьявол посеял его среди людей, он всегда несет погибель, болезнь и смерть. Самый тонкий из всех грехов, но своим последствиям он страшней других; если бы перед вами открылись души тех, кто носит в себе этот грех, вы бы ужаснулись. Да сохранит вас Господь от этого греха, чада Божии, от смертельной печали. А вы, кто согрешил, спешите к ногам пречистого Христа, как та кающаяся грешница, чтобы Он очистил вас от этой проказы, Он, единственный, Который может и хочет очистить всех.

Когда лжешь – Богу лжешь. Когда крадешь – у Бога крадешь. Когда превозносишься – перед Богом превозносишься. Когда ненавидишь – Бога ненавидишь. Когда клянешься, ложно или истинно, – перед Богом клянешься. Когда прелюбодействуешь – своей нечистотой оскорбляешь Бога. Когда не почитаешь родителей – не почитаешь Бога. Когда завидуешь – Богу завидуешь. Когда замышляешь зло – против Бога замышляешь. Когда творишь зло – против Бога творишь. Когда отрицаешь истину – отрицаешь Бога. Когда отрицаешь добро – Бога отрицаешь. Когда отрицаешь жизнь – Бога отрицаешь. Когда отрицаешь любовь – Бога отрицаешь. Любой грех – покушение на Бога.

Самоубийство, ненависть к жизни в себе, – тоже хула на Духа Святого, ибо Дух Святой назван Подателем жизни. Когда человек принимает жизнь от Духа жизни и по незнанию, откуда им получен сей дар, не благодарит Бога, то простится ему. Если же некто, приняв от Духа жизнь, с презрением отвергает ее, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем. Чтобы это понять, разберемся, что значит «простить». Простить грешнику грехи – значит вернуть ему всю полноту жизни, заново даровать ему жизнь. Но если кто-то не желает жить, презирает и ненавидит жизнь, Богу больше нечего дать ему, и Он вычеркивает его из Книги жизни.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle