святитель Николай Сербский (Велимирович)

О Воздаянии, Страшном Суде и Воскресении

За что Господь истребил Содом? Разве из Писания вы не поняли? И сказал Господь: вопль содомский, и гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма (Быт. 18:20). А то, что грех содомлян был велик, видно уже по тому, что во всем городе не нашлось и десяти праведников, ибо на вопрос Авраама Господу, истребит ли Он город, если найдется в нем десять праведников, ответил Господь: не истреблю ради десяти (Быт. 18:32).

Но не нашлось даже десяти, все жители города восстали против Господа и человеческой природы. Их души были мертвы, а тела развратны. И за это поразил их дождь из серы и огня, символ их смрадных, воспаленных страстей. И ничего не осталось от Содома, кроме дурной славы и страшной истории. Гнев Божий обрушился не только на Содом, но и на другие города, в которых грех изуродовал людей настолько, что они уже не были похожи на творение Божие. Если такая участь постигала нехристианские города, которые не слышали имени Иисуса Христа, что же тогда ожидало те, жители которых приняли крещение во и имя Сына Божия, но по грехам своим были подобны содомлянам? Прочтите пророчество Спасителя Капернауму: И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11:23). Исполнилось пророчество Божие: там, где когда-то стоял Капернаум, ныне терновые заросли, камни и змеи. Своими глазами видел это и сердцем вострепетал каждый паломник на Святой Земле.

Небо воздаст за праведника. Пусть творит он правду Божию, а воздаяние Богу оставит. Явится Бог, но не сразу. Прежде он испытает терпение мученика и даст время тирану напиться всласть из чаши неправды своей. А в последний час, когда предаст праведник душу Богу и тиран будет праздновать победу и ликовать, вдруг явится Воздаятель правды. И роли меняются: то, что возвышалось, низвергается, и то, что было низвергнуто, возвысится. Праведник возвышается как победитель со знаменем Бога Воздаятеля, а неправедник постыдится и будет наказан.

Господь взвешивает, и Его мера истинна. Он праведен, и мера Его верна. Для нас это большое утешение, если мы творим добро, и страх, если совершаем зло. Весы Божии ни на йоту не ошибаются. Да убоится праведник и да трепещет грешник. У врат городских стоит весовщик, чтобы взвесить все, что приносится на торжище, чтобы взвесить на весах точных без обмана и пристрастия. Все мы взвешены на вратах нашей жизни, при входе в город и на торжище мира сего. Господь – хозяин времени. Каждому определил Он время жизни на земле, кому-то больше, кому-то меньше, что не имеет значения по отношению к вечности иного мира. Капля воды и океан. Маленькая травинка в бескрайней степи.

Наступит День, великий и страшный, когда Господь объявит все тайны человеческие перед людьми и перед ангелами. Тогда мы увидим и узнаем друг друга такими, какими нас сейчас видит и знает один Господь. Все станет явным для всех, кто что делал, к чему стремился, что думал и чувствовал в своей земной жизни. И каждый войдет в ту вечность, которую заслужил во времени. И тогда во всей полноте откроются слова Христа: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8:17).

Когда суд окончится, наступят ликование и вечное царство праведников:тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43). Все временные царства падут, и всякая земная власть растает, как туман от света солнечного; одно только Царство останется, без границ и сопредельных царств. Как провидел и предсказал пророк: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:14). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и тленной земли, ибо сказано: увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр. 21:1), а Царство останется. С таким блеском, силой и славой, и величием завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной вифлеемской пещере. Да возрадуются этому души ваши, праведники, если за имя Христово терпите в этом мире притеснения.

Хотя земная жизнь коротка и внешне ничтожна, важность ее – и самой по себе, а еще больше как условия будущей жизни – огромна. Вера в воскресение преображает и возвышает нашу сегодняшнюю жизнь. Поведение христианина в этой жизни является отражением его веры в воскресение. Он воистину «дитя света», его вера во Христа, воскресшего освещает ему будущее и делает светлее его настоящее. Эта вера спасает вернее любой другой. Поэтому апостол говорит: если будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9).

«Чаю воскресения мертвых» 3. Мы чаем повседневно и поминутно духовного воскресения грешников. Чаем, что пестрящие грехами, словно струпьями, или почерневшие от греха души убелятся и воскреснут в покаянии. И радуемся вместе с ангелами на небесах, когда грешник кается и обращается к Христу (Лк. 15:10). Радуемся вместе с отцом, который, обретя потерянного сына, говорит: сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:24). И такого воскресения мы чаем, но мы чаем и всеобщего воскресения. Чаем единственного, неповторимого воскресения всех мертвых, которые от создания мира жили на земле и подпали под власть смерти. Наша вера в воскресение основана не на догадках и предчувствиях. а на опыте и обетовании Божием. Вера наша утверждена не на песке. а на камне. Господь Иисус Христос. открывший истину о жизни. открыл нам истину и о воскресении мертвых. И словом, и примером Он открыл нам ее.

* * *

3

Символ веры. 11-й член.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle