святитель Николай Сербский (Велимирович)

О таинствах Церкви

Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих (Мф. 14:14–21; Мк. 6:33–44; Лк. 9:12–17; Ин. 6:1–14), умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой вместе с мироносицами могла радостно воскликнуть: «Христос воскресе!»

Крещение означает смерть ветхого, грешного человека и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни (Рим. 6:3–4). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. Так в Церкви Апостольской делается с апостольских времен (Деян. 16:14–15, 30–34; 1Кор. 1:16). Отвратитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить, спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными?

Таинством крещения мы разрываем связь с греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание – печать дара Духа Святого. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеосвящение – молитвенное призывание Духа Святого на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака – чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства, и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

Не дайте обмануть себя тем, кто говорит, что в нашем Символе веры только о крещении сказано. Святые отцы никейские совершали все таинства. Совершали свято и верно таинства и миропомазания, и покаяния, и причастия, и елеосвящения, и брака, и рукоположения в священство. Все эти таинства Священным Писанием засвидетельствованы и Священным Преданием подтверждены, но святые отцы, составляя краткий Символ веры, упомянули только о крещении, потому что это основное и вводящее в Церковь таинство.

Однажды восстали на благоутробного Христа книжники и фарисеи, говоря ученикам Его: зачем едите и пьете с грешниками? (Мф. 9:11; Мк. 2:16; Лк. 5:30.) На этот укор Господь дал непререкаемый ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12; Мк. 2:17; Лк. 5:31). И умолкают все уста. Но остается вопрос, кто же болен? Только ли явные грешники? Фарисей, пригласивший Господа на трапезу, брезговал явной грешницей. Но Господь не брезговал им, тайным грешником, и потому его болезнь была тяжелее, чем у той женщины. Ибо всем известная грешница каялась и плакала, и перерождалась в слезах, становясь праведницей, фарисей же гордился своей законнической праведностью или, точнее, ловкостью в сокрытии своих грехов. О братья мои, то, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15). Вот что сказал Он, Прозорливый и Всезнающий. Берегитесь, братья мои, тайных грехов, а явных, знаю, бережетесь!

Безумие думать, что больной непременно умрет, если причастится. Множество примеров говорят об обратном. Я не раз присутствовал при причащении некоторых тяжелобольных, которые считались обреченными. Они живы по сей день. Если больные от Причастия умирают, то логично было бы думать, что здоровые от Причастия болеют. А это безумие и богохульство. Если же случалось, что больной умирал после Причастия, то умирал он от болезни, а не от Причастия. Таков был Промысл Божий о нем. Но умирал с очищенной и прощённой душой, примиренный с Богом и людьми. Когда больной умирает, горько раскаивается тот, кто не позволил ему причаститься. Однажды заболел некий человек; услышав об этом, местный священник пришел к нему в дом и предложил исповедать и причастить его. Жена больного отказала священнику, говоря: «Нет, отче, не к смерти болезнь, не нужно, отче!» Священник ушел. Больной умер в эту же ночь. Тяжко горевала жена его из-за того, что не допустила к нему священника с Причастием. Или не знаете, братья, что Причастие для человека важнее любых поминок?

Если мы грешим и не каемся, то оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на язык, а на сердце, и, когда Он приидет судить мир, будет судить не язык, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца, отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми, исполненными милости и любви, примет нас в Свое вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4:23). Если сгниет сердцевина дерева, долго ли проживет оно? А человеческое сердце гниет от греха, и если сгниет, то человек из человека превращается в тень и влачится по земле, пока совсем не исчезнет. Да не будет такого с вами, братья мои, да не обратитесь в тени, но останетесь людьми Божиими, а если вы люди Божии, то и наследники Царства Божия.

В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство (Лк. 15:11–32). Апостол Павел говорит: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:4–7). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе.

О цели покаяния и веры в Евангелие пусть скажут два слова из Священного Писания. Что есть человек?

Аз есмъ червь, а не человек (Пс. 21:7), – сказал пророк Давид. Каким должен быть человек? Вы боги и сыны Божии (Ин. 10:34; Лк. 20:36), – ЭТИ слова из уст самого Христа Спасителя. Превратить червя в бога и сына Божия – вот в чем цель покаяния и веры в Евангелие.

Неясное Царство Христа началось с человека. Но с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисуса, а с преступника. Но с преступника, покаявшегося (см.: Лк. 23:40–42). Он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел страдания и пролил Свою безгрешную кровь; чтобы подчеркнуть спасительность таинства покаяния, одного из семи великих православных таинств. Мы говорим о людях, а не об ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного Царства на землю и возносились на небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4:11).

Запомни же, человече, что свою вечную судьбу ты определяешь себе сам уже на этом свете. От тебя зависит, ангелы или бесы пожнут тебя. Блажен верующий в милосердие Божие, но, уповая на милосердие, продолжать грешить и не каяться – это настоящее богохульство. Вот что Сам Спаситель говорит о необходимости покаяния: Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Тяжко приходится умершим без покаяния. Вот какое строгое предостережение христианам о покаянии оставил апостол Петр: Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и города содомские и гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам (ср.: 2Петр. 2:4–6). И много строже будет Господь к тем, кто носит имя христианина, а словом и делом служит Диаволу, и когда такие каются, то, как было с Иудой, часто бывает слишком поздно, ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27).

Пробудившаяся и покаянная душа подобна новорожденному младенцу. Вспомни, что говорил Спаситель Никодиму о новом рождении человека (Ин. 3:1–21). Новорожденной душе необходимо питаться словом Христовым, и очищаться молитвой и постом, и согреваться любовью к Создателю, и бдительно охранять себя от мысленных стрел зла и погибели. Не заповедал ли нам Спаситель через апостолов Своих: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15)? Не сказал «соблюдите заповедь», но соблюдите заповеди, то есть все. А соблюдение заповедей Христа заключается прежде всего в нашем труде над собственной душой, в большом труде. Ты известный садовник. Сколько труда вкладываешь ты в одно только дерево? И ни одного не пропускаешь. Как же нам не исполнить хотя бы одного из трудов о душе своей, единственном имении нашем, которое не поглотит ненасытная смерть?

Печаль ради Бога захватывает человека, когда он вспоминает о грехах, кается и вопиет к Богу. Или когда мы скорбим о грехах ближних, видя, как они отпадают от веры. Такую печаль Господь обращает в радость, подобно той, которую описывает апостол Павел, говоря о всех рабах Христовых: нас огорчают, а мы всегда радуемся (2Кор. 6:10). Печаль святых подобна облакам, сквозь которые светит солнце утешения. А твоя печаль как солнечное затмение. Должно быть, есть за тобой много мелких грехов и проступков, которые ты считала незначительными и в которых не исповедовалась и не каялась. Словно паутина, опутали они твое сердце и свили гнездо для той тяжкой печали, которую демонская сила злорадно удерживает в тебе. Поэтому пересмотри всю свою жизнь, подвергни себя беспощадному суду и исповедуйся во всем. Исповедью ты проветришь и очистишь дом своей души, и войдет в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия. А затем смело принимайся за добрые дела. Скажем, начни творить милостыню ради Христа. Христос увидит и почувствует ее и скоро подаст тебе радость. Подаст ту несказанную радость, которую только Он дает и которую никакая печаль, никакая мука, никакая демонская сила не могут помрачить. Читай Псалтирь. Эта книга для скорбящих душ, книга утешения.

Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Эти слова обращены к покаявшемуся на кресте разбойнику, они очень утешительны для грешников, которые могут и в последний миг покаяться. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего вздоха Своего Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю ко спасению.

Хорошо ты сделал, что сразу покаялся. Господь оставил нам покаяние для нашего спасения: если бы не было покаяния, и апостолы не спаслись бы, а тем более другие люди. Языком согрешаем, а сердцем каемся. Ты сказал злое слово против своего соседа, словно искру в сено бросил. Все село слышало и смеялось. Сосед огорчился и подал на тебя в суд. Тебя беспокоит не приговор суда, а наказание соседа. Он больше не желает с тобой разговаривать, он отвернулся от тебя. Что теперь делать? Предоставь все Богу и времени. Молись всеведущему Творцу об умягчении сердца твоего соседа. Используй любую возможность сказать о нем доброе слово и жди. Господь, доброе слово и время сделают свое, и однажды вы снова, примиренные, пойдете вместе в храм.

Твой брат совершил зло, и за это зло он скоро понесет от людей наказание, самое тяжелое, какое может быть. И он не уклоняется от наказания человеческого – он боится наказания Божия и поэтому кается пред Богом за свой грех, и плачет, сидя в тюрьме, и заклинает тебя прийти, чтобы проститься с тобой. Он знает, что никто на свете не простит его, если брат не простит. Он хотел бы уйти из этого мира хотя бы с одним прощением. И ты ему в нем отказываешь.

Почему? Из-за честолюбия! Но знай, что на святых небесах его искреннее покаяние может стоить много больше, чем вся твоя праведность. Христос помиловал разбойника на кресте. А как ты думаешь причащаться и соединиться со Христом, если ты так далек от милосердия Христа?.. И твоего брата переродило покаяние. Прошу тебя и я: пойди и помоги ему до конца покаяться. Не осуждай осужденного, не презирай покаявшегося. Будь милостив к брату своему. Ваши родители ждут его в ином мире не как разбойника, а как свое чадо. Не оскорбляй родителей своего брата. Посети его в темнице, как будто посещаешь Христа. И Христос посетит тебя с богатыми дарами.

Для чего вспоминаете прощенный грех? Когда христианин прощает, он забывает о грехе ближнего и никому не рассказывает о нем. Вы же согрешаете вдвойне. Во-первых, хвалитесь тем, что простили. Во-вторых, рассказываете о грехе ближнего и навлекаете на него осуждение. Одно из величайших зол нашего времени – бесконечное, с утра до ночи, обсуждение чужих грехов. Даже покаяние грешников не может заградить уста любителям открывать чужие раны. И если бы грехи просто обсуждались! Но они раздуваются и преувеличиваются до демонических размеров! Когда император Константин Великий пришел на Никейский Собор, некоторые члены Собора передали ему письменные жалобы друг на друга. Император, собрав все жалобы, скомкал их и бросил в огонь со словами: «Да не узнает никто о распрях священников». «Если согрешит против тебя брат твой, – говорит Спаситель, – обличи его один на один» (Мф. 18:15). Если же сказал брату и брат покаялся и был прощен, как же после этого объявлять миру его грех? Так ты не обретешь брата, а потеряешь его.

Исповедь – требование Церкви, чтобы человек показал свою скрытую тень. Исповедь – требование Церкви, чтобы человек показал раны своей души, которые он закрывает видимостью здоровья. Исповедь – требование Церкви, чтобы человек открыл свою слабость, которую скрывает за маской силы. Исповедь – требование Церкви, чтобы человек вскрыл ядовитый гной души, который он искусно маскирует внешними ароматами. Исповедь – требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя карликом-горбуном, каким он предстаёт наедине с собой. Никто не идет к врачу хвалиться своим здоровьем, но идет показать гниющее место на теле.

Никто не идет на исповедь хвалиться своей праведностью, но идет показать духовнику опасную трещину в своей праведности. Человек, переступая порог лечебницы, оставляет высокомерие за порогом, чтобы забрать его с собой при выходе; человек, пришедший на исповедь, должен оставить свою гордость за порогом церкви. Блажен тот, кто при выходе забудет ее там. Дай Бог, чтобы, выходя из церкви, вместо костыля гордости мы опирались на посох смирения.

В один заброшенный дальний приход в горах был послан молодой священник. По прибытии он познакомился с приходским старостой Исидором, которого звали Иса Яндал («яндал» значит «недобрый человек, считающий себя выше других»). Священник начал расспрашивать его о народе нового прихода, а злоречивый Иса ни о ком доброго слова не скажет: тот вор, другой пьяница, третий многоженец, четвертый игрок, пятый безбожник, шестой клеветник, седьмой разбойник, все, кого ни возьми, никуда негодные люди, и жены у них такие же негодные. Только он, Иса, как одинокая белая лилия в терновнике. «Давно я, батюшка, мучаюсь с этим никчемным народом, а теперь вот с тобой смогу разделить мучение». Эти слова глубоко огорчили, даже испугали священника. Но когда он познакомился со всеми этими людьми, он увидел, что это хорошие и верующие люди, доброжелательный и порядочный народ и что близко нет того, о чем говорил староста. Когда пришло время Великого поста, весь народ готовился к причастию, церковь была полна людьми. Как водится, все ждали исповеди у батюшки. Он встал перед народом и сказал: «Братья и сестры, вам нет нужды исповедоваться в грехах, которые вы совершали и которых не совершали, все исповедал мне староста Иса. Только своих грехов не исповедал. Благословляю вас на причастие». Тяжелым недугом старосты Исы страдают многие, необходимо срочно лечиться.

Тебя искушает бес. Один из бесчисленных бесов, которые трудятся над погибелью человеческой. Пишешь, что, когда он нападает на тебя, тебе кажется, что весь мир ополчился на тебя, что кругом одни враги, что и Бог ненавидит тебя. Ты спрашивал знающих людей, тебе сказали, что это своего рода безумие. Правда, безумие, верно сказали. И Церковь тебе так скажет, но Церковь больше скажет. Она скажет тебе, от кого и почему наступает такое безумие. От беса, но по твоим грехам. Церковь и лекарство тебе выпишет – исповедь и покаяние в грехах, и бес отступит от тебя. По своей воле он никогда не отступился бы, но Господь изгонит его. Знаешь из Евангелия, как всемогущий Христос изгонял из людей бесов, как они покорялись Ему, ибо имел Он над ними полную власть. Если это знаешь, не отчаивайся, признай силу и милость Божию. Затем исповедуйся в грехах, покайся и помолись усердно Всевышнему Богу. Скажи в молитве: «Господи, перед Которым трепещут бесы и всякая тварь, всемогущий и всемилостивый, прости меня, грешного, помилуй и спаси меня ради крестных мук Сына Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа!» И не сомневайся нисколько: Господь помилует тебя и отгонит от тебя это ничтожное страшилище.

Ты хочешь знать, действительно ли исповедь необходима. Раньше ты часто исповедовался, но перестал, потому что кто-то посмеялся над тобой. Над кем люди не смеялись? Знаешь, что сказал Всеведущий? Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Кроме ремесла, кормит тебя и виноградник, ты усердно его возделываешь, и он приносит хороший урожай. А если бы кто-то посмеялся над твоим усердием, разве ты бросил бы из-за этого виноградник и перестал заботиться о нем? Как же ты мог поколебаться в заботе о своей душе, которая важнее всех виноградников на земле? Поэтому вернись к прежнему труду над душой и снова начни исповедоваться. Вот что говорит апостол Иаков: Признавайтесь друг пред другом в проступках (Иак. 5:16). Не говори: Богу исповедую я грехи мои, и нет мне нужды исповедоваться человеку. Зачем даешь змеям множиться в недрах своих? Неужели только потому, что кто-то посмеялся над тобой? Помолись о нем Богу втайне: может быть, и он покается и изгладит свой грех слезами. Господь ожидает покаяния от каждого смертного, а покаяния нет без исповеди. Ибо каждый день и каждый миг ангел смерти может прийти за душой, поэтому Церковь предлагает верным частую исповедь и частое покаяние.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle