святитель Николай Сербский (Велимирович)

О вере

Что такое вера? Это знание Божие, переданное людям Самим Богом. В свете этого Божия знания и наши знания становятся верными и полезными. Без веры наши знания очень опасны для жизни и счастья человечества. Это видно по реальности Запада. Потому разместите верно оба светильника, которые даны вам Богом (ибо и вера, и разум – от Бога), впереди – светильник веры, а за ним – светильник разума. В свете веры Божией свет нашего разума мягкий, тихий и манящий, а без веры – жесткий, режущий, страшный и убивающий. Запомните и скажите близким: «Не верите, потому что вы не удостоверены». Если не верите, не познаете. Впереди – светильник Божий, а за ним – человеческий. Такой порядок вел людей к мудрости и силе и счастью. Пока стоит вселенная, такой порядок будет существовать как единственно правильный. Аминь.

В вере – утешение. В вере – сила. В вере – мужество. В вере – свет. Я знаю, что всем вам нужно утешение и сила и мужество, и свет, особенно в эти дни великих бурь и тьмы во всем мире. Веруйте Христу и во Христа, и все это приложится вам. Вера дешевле науки, дешевле культуры и политики, но только вера может разогнать царящую сегодня тьму, умирить бурю и принести желанный мир и благоволение в человеках и народах. Наука и культура бессильны сделать это. Напротив, наука и культура и политика создали в мире эту темную стихию. Нет помощи от того, что дорого. Поможет нам то, что скромно и недорого. Вера дешевле науки, культуры и политики. Но только вера спасительна. Не удивляйтесь, когда говорю, что спасительно то, что дешево. Что может быть дешевле воздуха? Разве вода не дешевле других напитков? Разве хлеб не дешевле другой пищи? Роскошь дороже умеренности, болезнь дороже здоровья, ссора дороже согласия, война дороже мира, революция дороже милости и разума, грех обходится дороже добродетели. Вера дешевле науки, культуры и политики, но она сильнее, животворнее, созидательнее. Но не всякая вера, но вера Христу и в Христа, единого Мессию и Спасителя человечества.

Вера – это сила духовная. Малая вера не подвигнет ни ум к размышлениям о Боге, ни сердце на молитву. Крепкая вера движет ум и сердце и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Вера – основа любви. Береги веру, храни семя любви, которое несёт в себе вера, чтобы оно проросло и принесло тебе радость. Ибо вера без любви осталась бы холодной и безрадостной. Но и когда охладеет в тебе любовь, если не прорастет и не принесёт плода радости, храни веру и жди. Храни веру любой ценой. И жди, даже если пройдут годы, пока не прорастёт из веры любовь. Потеряешь ли любовь – потеряешь много, потеряешь веру – потеряешь все. Потеряв любовь – потеряешь плод с дерева, потеряв веру – рубишь дерево.

Сегодня вера нужна больше, чем когда-либо. Всякий раз, когда темные тучи собираются над нами, в нашей жизни, мы прибегаем к Богу. Это естественно, думаю, что в эти тяжелые времена все должны обратиться к христианской вере. Она просветляет, умудряет, указывает путь, дает человеку силы и терпение на этом пути.

Бог человеку ближе, чем его собственное дыхание и кровь. Кто об этом помнит, не отчаивается никогда. А если и случится впасть в отчаяние, но сохранить веру, Бог спасет его только Ему ведомым образом, часто совершенно неожиданно.

Вы знаете, слова Господа Иисуса иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Поистине, вера в Бога легче неверия. Пост легче объедения, а трезвость – пьянства. Жизнь легче с молитвой, чем без нее, прощение легче злопамятства, давать милостыню легче, чем отбирать чужое. Поддерживать слаще, чем унижать. Взаимная любовь радостней, чем самовлюбленность и ненависть. Путь правды может показаться трудным, но необходимо знать, что путь неправды много труднее.

Благоволил Господь устроить так, чтобы святой Фома не успел на погребение Пречистой Богородицы, чтобы ради него открыли гроб и Церковь убедилась в воскресении Богородицы, как когда-то, с помощью неверия Фомы, убедилась в воскресении Христа. Так свершилось успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, погребение Ее пречистого тела и свидетельство Ее преславного воскресения из гроба и телесное Ее видение на небесах. Святые апостолы после свершения всех этих чудес и тайн Божиих, снова несомые облаками, вернулись к проповеди туда, откуда были восхищены.

Пишете мне в восхищении, что вам явилась Божия Матерь и теперь вы твердо вступили на путь веры. Ваша дочка лежала в тяжелой лихорадке.

Вы собрали врачей. Они, осмотрев девочку, удалились в другую комнату для совещания. Вы с замиранием сердца прислушивались к их разговору. Над детской кроваткой висела икона Пресвятой Богородицы. Раньше вы смотрели на икону скорее, как на украшение. В этот черный миг вы бросились перед иконой на колени и в слезах возопили к Богородице: «О Пресвятая Богородица, Ты видишь мое горе. Ты знаешь, Мать над матерями, что значит иметь единственное дитя и потерять его. Умоляю Тебя, помилуй меня, грешную, и помоги. На Тебя одну сейчас надеюсь, на человеческую помощь нет больше надежды. Только Ты, золотая Богородица, можешь, если захочешь. Скольких скорбящих матерей Ты утешила! И меня утешь, о Святая Пречистая!» После долгой молитвы вы подошли к своей дочери и – чудо: она вся была покрыта каплями пота. Наутро она приподнялась и поела, а вскоре совсем поправилась. Слава Пресвятой Богородице! Спасибо и вам за это свидетельство. Ваша вера основана на опыте, а не на своевольных рассуждениях и теориях. И мне очень драгоценно пережитое вами, благодарите Бога и Богородицу за то, что открыли вам духовное зрение, не ослепите его грехом и нерадением.

Пишете мне с одра болезни. Вас окружают чужие люди, их имена вам неизвестны, и они знают ваше имя только из истории болезни. Никто из близких и родных не приходит к вам. А когда-то вы командовали полками. Тысячи людей произносили ваше имя с уважением, хвалили и возвеличивали. И вот вы забыты и одиноки, чужой среди чужих. Будьте мужественны. Ваша нынешняя брань много трудней былых битв. Потому что нет битвы тяжелее, чем та, которую человек ведет один на один с самим собою. Вспомните Господа в Гефсиманском саду: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:44). Но потом были воскресение, и честь, и слава, которая разносится вот уже десятки веков от края до края земли. О, как прекрасны и велики души, ожидающие награды только от святых небес, знающие изменчивость мирской славы и судьбы и всем своим существом устремленные навстречу вечной Любви! Пишете, что вера помогала вам в борьбе за свободу народа. Сейчас вера в Бога нужна вам, как никогда. Ни в чем так ясно не проявляется ее действие, как в жизни одинокого, забытого, отверженного и больного человека. В то время, когда мир шепчет ему на ухо: ты никому не нужен, вера говорит ему: ты нужен Богу.

Мы спустились в монастырь, расположенный в крутой впадине горы, точнее – в углублении горной пещеры. Гостеприимные монахи, греки и арабы, радушно приняли нас. После разговора и осмотра монастыря я решился спросить настоятеля, кто является духовником монастыря. Он привел восьмидесятилетнего старца, монаха Авраамия; несмотря на возраст и худобу у него было удивительно светлое, радостное, почти детское лицо. После нескольких общих фраз я, боясь смутить его своим вопросом, спросил: «Отче Авраамий, что в жизни самое важное?» Но старец смутил меня своим неожиданно быстрым ответом: «Вера!» – «Только вера?» – «Из веры проистекает все остальное». – «Можешь ли ты доказать это?» – «Одним могу, другим не могу: тем, чье сердце похоже на воск, могу, а тем, чье сердце как камень, не могу». – «Отче Авраамий, а что ты считаешь самым важным и высоким в собственной жизни?» – «Веру!» – решительно ответил старец. – «А есть ли у тебя личный опыт действия и плодов веры?» – «Как же нет! Величайшим праздником жизни были моменты великой веры, в эти моменты я реально чувствовал присутствие Бога в себе и собственное бессмертие. Тогда я наполнялся силой, радостью и послушанием каждому брату монастыря, что готов был мыть и целовать ноги каждому. Когда же я, грешный, слабел в вере, то чувствовал себя живым мертвецом, помраченным, немощным, обиженным на себя и на целый свет». – «А что тебя, отче, больше всего волнует в твоей монастырской братии и прихожанах?» – «Вера!» – «А что тебя больше всего удивляет в людях?» «Неверие неверующих и крепкая вера верующих», – сказал он и добавил: – «Вера делает человека живым; а неверие делает мертвецом».

Твоя вера охватывает все: небо и землю, жизнь и истину, справедливость и радость, свет и ангелов. А кто не имеет этого, восстает на тебя, обладателя сокровищ. Если бы они против себя восстали и хотели, подобно тебе, стать духовно богаче, мы бы радовались. Но нет. Они хотят, чтобы ты стал таким же нищим. Разница между бунтовщиками против материально богатых и против богатых духовно в том, что первые хотят отобрать и присвоить, а другие хотят отобрать и выбросить. Первыми часто руководит нужда, иногда – зависть, а вторыми – всегда одна только злоба. А злоба питается тьмой неведения и носит свое наказание в собственных недрах. Если отвечаешь злому ненавистью, вдвойне его казнишь; если боишься его, себя казнишь. Не страшитесь ни в чем противников, – учит нас апостол, – это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога (Флп. 1:28). Всевидящий видит и тебя, и твоих врагов, Он ежеминутно взирает на вас, с утра до вечера и с вечера до утра. Помни о Всевидящем, и не убоишься. Овца чувствует себя в безопасности рядом с пастырем. Прильни ближе к Пастырю доброму, ко Христу. Молись Ему, чтобы Он не оставил тебя. Молись ему, чтобы открыл зрение и сердца врагам веры, чтобы прозрели и поняли, что они враги только самим себе и никому больше, чтобы прозрели и увидели единственное свое спасение.

Не избегай служения, не бойся страданий. Не верь в слепую случайность. Чаще вспоминай слова Христа: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30) – и ободрись. Твой Бог – Бог всезнающий и всесильный. Верь Ему, очищай сердце и надейся на добро, только на добро. Твой Бог не похож на выдуманных языческих богов, которые тешились бедами несчастных, в самолюбивой беспечности доводили человеческий род до самоубийственного отчаяния.

Твой Бог дал Себя распять на кресте из любви к тебе. Такого Бога не может заменить ни один другой «бог», ибо другого быть не может.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle