мученик Николай Варжанский

Священство

А. Порядок в Церкви Христовой

Священноначальствующие и пасомые

Церковь Христова имеет ли какой-либо порядок в своем устройстве?

В обществе истинных исповедников Христовых есть особый порядок, установленный от Самого Спасителя. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, так и в обществе Христовом одни священноначальствуют, а другие подчиняются.

Нельзя ли считать, что в Церкви Христовой все равны, и всякий сам по себе спасается, без священноначальствования одних над другими?

Нет, нельзя. В свящ. Писании Церковь Христова нередко сравнивается со стадом (напр., Деян. 20:28, 1Петр. 5:1–5). И как в стаде есть пастухи, так и в Церкви Христовой есть пастыри и пасомые, и пасомые должны повиноваться священноначальствующим лицам.

Какое в Церкви Христовой распределение верующих?

Ап. Павел сравнивал Церковь Христову с человеческим телом. «Как в одном теле у нас много членов, – говорит он, – но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие (т.е. верующие)составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:4, 5). "Бог, – говорит Апостол в другом месте, – расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор. 12:18) И каждый член должен признавать положение другого. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... И вы, – продолжает Апостол, – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?» (1Кор. 12:21, 27–30).

Итак, одни члены поставлены Господом для руководства и научения, а другие должны слушать руководителей, пастырей и учителей.

Было ли когда-либо в истинной вере, чтобы люди жили без руководителей?

Начиная с первых времен жизни людей на земле, всегда Господь среди людей, у которых было истинное Богопочитание, ставил законных руководителей. Сначала руководили людьми патриархи: Адам, Сиф, Ной, Авраам, и др.... Потом, когда был дан Синайский закон, Господь поставил законное священство. Бог выделил для этого целое колено Левино. Аарон поставлен был первосвященником, сыновья Аарона – священниками, а остальные из его колена – левитами, то есть служителями при скинии. Кроме священства, Господь по временам воздвигал особых пророков.

Такой порядок был до самого пришествия Христа Спасителя.

Предсказали ли пророки от Духа Божия о священноначалии Новозаветном?

Господь чрез прор. Исаию так говорил о будущем учреждении Новозаветного священства: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... Из них буду брать также в священники и левиты« (Ис. 66, 18, 19, 21).

Как учредил Господь новозаветное священноначалие?

Христос Спаситель в течение трех с половиною лет приготовлял для Своей Церкви священноначалие и для этого священноначалия Он предназначил не всех уверовавших в Него, а только немногих; всем же Он не вверялся. »Многие, – говорит евангелист, – видя чудеса, которые Он (Христос) творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:23–25).

Кого же Спаситель приготовлял для священноначалия?

Евангелист Марк пишет, что «Господь позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мр. 3:13–15; ср. Лук. 6:13).

В чем выразилась особенная забота Господа об этих избранниках?

Они всегда были со Спасителем во время трехлетней Его проповеди, и Господь преимущественно научал их. О народе передает Евангелист, что «Спаситель многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли услышать. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все» (Мк.4:33, 34). Передавая избранным Своим ученикам тайны царствия Божия (Мк. 4:11), Господь, как бы для приготовления их к будущей всемирной проповеди, посылал их на проповедь в городах и селениях «погибших овец дома Израилева» (Мф. 10:5–7, 11). Наконец, и после славного Своего воскресения Спаситель все еще заботился о научении Своих Апостолов, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Деян. 1:3).

Откуда видно, что Господь Апостолов приготовлял для священноначалия в Его Цервки?

Это видно из Его последнего поручения им устроять Церковь Его на земле. Не всем уверовавшим, но только Апостолам Спаситель сказал пред Своим вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20).

Господь этим поручением что повелевает Апостолам делать?

Первыми словами: «идите, научайте все народы» – Апостолам поручается проповедь Христианства. Во-вторых, словами: «крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» – Апостолам поручается священноначалие в Церкви. В-третьих, словами: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» – Апостолам поручается управление Церковью.

Это дело, порученное Апостолам, могло ли и может ли прекратиться после их смерти?

Нет, не могло и не может, потому что оно поручено не только Апостолам, но и их преемникам. Господь, хотя и знал о том, что Апостолы не всегда будут жить на земле, однако сказал: «се, Я с вами (т.е. научающими и крестящими) во все дни до скончания века." Ясно, что Господь здесь указывает также и на преемников Апостольских, которые должны быть в Церкви до скончания века; о том же свидетельствуют слова Христовы к книжникам и фарисеям: «вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город.» (Мф. 23:34)

Не поручил ли Спаситель устроять Его Церковь всем верующим в Него, как думают сектанты?

Нет, Господь поручил устроение Церкви Своей только Одиннадцати, как видно из Мф. 28:16–20, где Господь обращается с повелением к одиннадцати Апостолам, и из Мр. 16:14, 15, где передается, что после Воскресения Спаситель перед Своим вознесением, "явился самим одиннадцати... и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Понимали ли Апостолы, что поручение устроять Церковь Господь дал именно им, а не всем верующим?

Св. Апостолы понимали именно так, и потому, когда отпал от них удавившийся Иуда Искариотский, то на место его они выбрали, по указанию Сердцеведца Господа, Матфея, и «он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:24–26). Если бы Апостолы думали так, как сектанты, то есть, что в Церкви Христовой все равны, и нет в ней священноначалия, – тогда они и не стали бы избирать двенадцатого Апостола.

Ограничились ли Св. Апостолы поставлением одного Матфея?

Нет, не ограничились. Когда с сошествием на них Св. Духа стала существовать на земле Церковь Христова, и когда после проповеди Апостольской, общество верующих стало множиться и расширяться по всей земле, тогда Апостолы поставили своих заместителей, явившихся затем и их преемниками.

Б. Таинство священства, или священнодействие хиротонии (рукоположения)

Как совершается со времен Апостольских поставление тех или других лиц для священноначалия?

Оно совершается через священнодействие рукоположения, называемое по-гречески хиротониею.

Откуда видно, что право на священнослужение сообщалось чрез рукоположение?

Это видно из действования Св. Апостолов, дошедшего неизменно и до наших дней.

Ап. Тимофей поставлен епископом «с возложением на него рук священства», то есть, епископов (1Тим. 4:14). В этом священнодействии принимал участие и Ап. Павел, о чем он напоминает Ап. Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6).

Затем, – Ап. Павел, когда поручает Еп. Тимофею поставлять пресвитеров, указывает, что это священнодействие поставления совершается с возложением рук: «рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим. 5:22).

Наконец, из книги Деяний видно, что священнодействием поставления на дело священнослужения в некоторых Малоазийских городах Апостолы присоединили к Церкви многих уверовавших рукоположив им пресвитеров «к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23 ср. 21, 22).

Сколько степеней священнослужения было и есть в Церкви от дней Апостольских?

Их было и есть три: епископская, пресвитерская и диаконская.

Где в Слове Божием упоминается об этих трех степенях?

Об епископах и диаконах говорится в 1 Тим., 3 гл.

О пресвитерах, т.е. об иереях, или священниках, говорится в Деян 14:23, и посл. Титу (Тит 1:5). Ап. Павел пишет, чтобы он «поставил по всем городам пресвитеров".

Как совершается поставление епископов?

Епископа поставляют несколько епископов. Еп. Тимофей, например, был поставлен «с возложением рук священства (1Тим 4:14), то есть с возложением рук епископов, и как толковали Отцы Церкви (напр., Св. Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) И Апостольское Правило 1-е читается так: «епископа да поставляют два или три епископа.»

Как поставляются пресвитеры и диаконы?

Их поставляет один епископ.

Так, Еп. Титу Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). А вот слова Ап. Павла Тимофею: «рук ни на кого не возлагай поспешно« (1Тим 5:22); значит, Еп. Тимофей единолично поставлял пресвитеров.

И Апостольское правило 2-е говорит: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».

Священноначалие не есть ли выдумка людская?

Нет, оно не от людей, но от Бога. Он (Христос) «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11, 12). И в 1 посл. Коринфянам читаем: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» (1Кор 12:28, 29).

Также и в кн. Деяний Ап. Павел, обращаясь к Ефесским пресвитерам, говорит: «Дух Святый поставил вас» (Деян. 20:17–28).

Допустимо ли самочинное присвоение дел Церковного священнослужения?

Совершенно недопустимо. Сам собою никто не может сделаться ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни учителем, потому «что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

И Апостолам Господь сказал: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16).

Христиане-миряне имеют ли право поставлять кого-либо для дел Церковного священнослужения?

Нет, не имеют, потому что это право принадлежит только законным епископам, как благодатным преемникам Апостолов.

Еп. Тимофей был поставлен не мирянами, но с «возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Рукополагать пресвитеров Ап. Павел поручил тому же Еп. Тимофею – своему ученику, а не мирянам (1Тим. 5:22).

Точно так же и на острове Крите поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5), должен был, по повелению Ап. Павла, Еп. Тит, а не критские христиане-миряне. И Ап. Павел и Варнава, приобретши учеников своим благовествованием в Малоазийских городах – Антиохии, Иконии, Листре и Дервии, рукоположили им пресвитеров сами, а не поручили сделать это уверовавшим (Деян. 14:23).

Имеют ли законное священноначалие сектанты?

Не имеют, потому что все они – самочинники.

Пашковцы или евангелики совершенно отвергают священноначалие, а баптисты и адвентисты принимают самочинных пресвитеров.

Чем они оправдывают свое самочинство?

Они говорят, будто первые иерусалимские христиане-миряне сами поставили себе диаконов (Деян. 6 гл.).

Основательно ли это суждение сектантов?

Нет, не основательно и прежде всего потому, что в 6-й главе кн. Ап. Деяний говорится «не о третей степени церковного священнослужения» – диаконской, а «о диаконах – лицах, которым было поручено распоряжение по удовлетворению общей потребности тогда собранных»3. Затем, должно иметь в виду, что Апостолы, во избежание беспорядков, повелели иерусалимским христианам избрать «из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их, – говорили Апостолы, – поставим пещись о столах» (Деян. 6:2, 3,6). Когда же христиане избрали семерых, то «поставили их пред Апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки». Не миряне, как лжемудрствуют сектанты, а «Апостолы поставили» избранных лиц на службу. Так нередко и у нас, особенно в единоверческих приходах, прихожане избирают, а епископ поставляет избранных в сан священнический или диаконский, если признает их достойными.

Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия?

Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Посему и Ап. Павел говорит: »Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее»(Евр. 7:24).

Новозаветное священство называется непреходящим в противоположность ветхозаветному Ааронову, которое кончилось в день создания Церкви Христовой.

Как должно думать о сектантах, отрицающих значение преемственного священства и присваивающих себе свободное руководительство в молитве и священнодействиях?

К ним применимы обличения Ап. Петра и Ап. Иуды, направленные на мечтателей, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им. потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд 1:8, 11; ср. 2Петр. 2:10).

Неужели истинное священство, идущее от дней Апостольских, не может прерваться и уничтожиться, и, следовательно, никогда не потребует вновь учреждать священноначалие в Церкви Христовой?

Нет, истинное священноначалие не только непрерывно, но и неуничтожимо, неодоленно и будет существовать до самого конца времен.

1) Сам Спаситель сказал Апостолам и их законным преемникам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

2) Спаситель также говорил: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12:29). Сильный – Вседержитель Христос, Глава Церкви; дом Его – Церковь (1Тим 3:15), а вещи в доме – все, что есть в Церкви Христовой, то есть: истинное благодатное священноначалие, благодатные священнодействия и прочее.

Значит, для того, чтобы одолеть и разрушить церковное священноначалие Христово, – для этого нужно, прежде всего, Самого Христа – Сильного связать, а этого никогда не удастся достигнуть, хотя бы и всему бесовскому царству, во главе с сатаною. Не сокрушить бесовским преспешникам – сектантам и священноначалия истинного.

3) С Церковным священноначалием пребывает непрерывно Дух Святый, ибо неложно слово Спасителя Св. Апостолам и их преемникам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век« (Ин. 14:16). Дух Святый и не допускает и не допустит всему священноначалию впасть в заблуждение.

4) И Апостол говорит о неодоленности священства: »Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24); а непреходящее священство Христово в Церкви земной, воинствующей, проявлялось, проявляется и до скончания века будет проявляться в лице верных священнослужителей.

В. Обязанности священноначальствующих в Церкви

Для какой цели установил Христос священноначалие в Церкви?

Апостол говорит, что «Христос Спаситель поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению (то есть, для усовершенствования) святых (христиан) на дело служения, для созидания (т.е. устроения)Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:11–16).

Значит, священноначальствующие научают верующих истинам Божиим, сообщают им Божественную благодать и управляют ими, и всем этим возводят верующих к совершенству.

Откуда видно, что учительство в Церкви принадлежит священноначальствующим?

Христос Спаситель не всем верующим, а только Апостолам и их преемникам сказал: «идите, научите все народы» (Мф. 28:16, 19, 20).

«Самим одиннадцати» и их преемникам, а не всем христианам сказано Господом «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мр. 16:14, 15), "уча уверовавших соблюдать все повеленное» (Мф. 28:20).

Для проповеди и научения Господь Сам поставил особых лиц (т.е. определил быть особым лицам): «Он поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями» (Еф. 4:1).

Как же сектанты говорят, что все они и все, вообще, люди имеют от Господа повеление и право проповедовать?

Сектанты говорят так по заблуждению, а заблуждаются они по зависти к священноначальствующим в Церкви лицам, имеющим право проповедовать и поучать.

Ап. Павел не мыслит так, как сектанты. Он спрашивает: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор 12:29).

Чтобы проповедовать и учить, для этого нужно иметь право и полномочие: «как проповедывать, говорит тот же Апостол, если не будут посланы» (Рим. 10:15)? «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

А сектанты, взявшись не за свое дело проповеди, являются более виновными, чем древние самочинщики Корей, Дафан и Авирон с их сообщниками (Числ. 16:10).

Откуда видно, что только одним священноначальствующим поручено священнодействовать?

Господь, посылая Апостолов на проповедь, только им и их заместителям и преемникам поручил совершать священнодействие крещения (Мф. 28:19).

Так, действительно и было (Деян. 8:38; 1Кор 1:14, 16; Деян. 10:48). Затем только Апостолы низводили Святого Духа на крещенных, а рядовые верующие не могли делать это. И "Симон, – говорится в книге Деяний, – увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый принес им деньги» и хотел купить эту власть, но был осужден за это (Деян 8:18–24). А сектанты сами присвоили себе это право и оказываются виновными более, чем Симон, потому что последний за деньги хотел купить, а сектанты дерзнули как бы украсть право священнодействия у священноначальствующих лиц Церкви.

Далее Ап. Иаков говорит, что для совершения таинства Елеосвящения нужно приглашать «пресвитеров Церкви» (Иак. 5:14).

Священноначальствующие предстательствуют в Церкви (1Фес 5:12) и совершают таинство Евхаристии, т.е. таинство Тела и Крови Христовых (Лук. 22:12; ср. 1Кор 11:24, 25).

Какое особенно высокое священное дело вверено Господом священноначальствующим епископам и пресвитерам?

Им вверено Господом право отпускать верующим грехи. Спаситель сказал Апостолам и их преемникам так: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Мф. 18:18). В другой раз, по воскресении из мертвых, Господь, явившись Апостолам, дунул, и говорит им: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22, 23).

Как же у сектантов выполняется эта заповедь Спасителя?

Никак не выполняется. Никто им грехов их не отпускает. Так и помирают они, несчастные, с грехами своими.

Откуда видно, что право управлять Церковью принадлежит священноначальствующим?

Сам Спаситель сказал Апостолам и их преемникам, чтобы они учили верующих «соблюдать все, что Он повелел» (Мф. 28:20).

И Ап. Павел так говорил пресвитерам Ефесской Церкви об их обязанности управлять верующими: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).

Кто пасет стадо, тот, конечно, управляет им. Также и Ап. Петр умоляет пастырей пасти стадо Божие, а верующим говорит: «младшие повинуйтесь пастырям» (1Петр. 5:1–5). Епископу Тимофею Ап. Павел дает поручение управлять Ефесской Церковью, научая его посланием, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

Г. Как должно всем относиться к священноначальствующим?

Необходимо ли должны все верующие покоряться власти священноначальствующих лиц?

Да, этого требовал Ап. Петр: «младшие повинуйтесь пастырям» (1Петр. 5:5). И Ап. Павел пишет: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17).

А Спаситель о повиновении священноначальствующим прямо сказал: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лук. 10:16).

Что же делать с такими, которые не желают повиноваться священноначальствующим в Церкви лицам?

Таких, по повелению Христову, должно извергать из Церкви. «Кто Церкви не послушает, – говорит Спаситель, – то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Кому дано право извергать из Церкви?

Это право дано Апостолам и их преемникам-епископам.

Откуда это видно?

Это видно из самой жизни Церкви Христовой. Тяжких нераскаянных грешников Ап. Павел отлучал от Церкви.

За какие грехи допустимо отлучение от Церкви?

За извращение Богопреданного учения Церкви и за тяжкие грехи против нравственности.

Есть ли в св. Писании примеры отлучения от Церкви за извращение ее учения?

Есть. Ап. Павел отлучил за это многих. "Некоторые, – пишет Апостол, – потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим. 1:19, 20). И таких непременно должно извергать из Церкви, иначе «слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим. 2:17, 18).

Кто, по св. Писанию, отлучался за безнравственность?

Отлучен Ап. Павлом Коринфянин кровосмесник (1Кор. 5 гл).

Как называлось извержение из Церкви?

Оно называется анафематствованием, то есть, отлучением от Христова общества – Церкви.

Откуда взято это слово «анафематствование»?

Из св. Писания. Ап. Павел говорит, что кто будет «превращать благовестие Христово, тот да будет анафема» (Гал. 1:6–9).

Отлучают ли епископы Христовой Церкви в наши дни?

Отлучают. Так они предали анафеме Льва Толстого, «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева в Москве, а также многих из тех, кто уклонился в ересь баптизма, адвентизма, латинства и др...

Почему у нас не извергаются из Церкви все пьяницы и блудники, коль скоро Ап. Павел написал «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» (1Кор. 5:11).

Все пьяницы не извергаются у нас потому, что и Апостол не извергал всех тяжких грешников, а только кровосмесника, да и то до времени его покаяния (2Кор. 2:7). Многие из христиан Коринфской Церкви за вечерями любви упивались (1Кор 11:21), однако Апостол не отлучал их, а только не похвалил (там же, ст. 22). Так и теперь Церковь Христова никого не хвалит, не одобряет за грехи, заповедуя всем православным так: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), и добрые христиане уклоняются, напр., от пьяных и развратных сообществ.

Имеют ли миряне право отлучать от Церкви?

Никто не имеет права отлучать от Церкви, кроме священноначальствующих.

Как должно относиться к священноначальствующим в Церкви?

Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовию за дело их» (1Фес. 5:12, 13).

Как относятся сектанты к истинному (т.е. православному) христианскому священноначалию?

Они поносят христианское, православное священство, хулят его, издеваются над ним.

Какой конец будет им от Господа за это издевательство?

Господь положил «беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших» (2Петр. 2:9, 10).

И Ап. Иуда говорит, что, как Содом и Гоморра погибли, «так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд.1:7, 8).

Что сказать, когда сектанты в своих ругательствах на истинное христианское священноначалие оправдываются тем, что пастыри у нас имеют те или другие человеческие недостатки?

Должно указать на пример Ап. Павла.

Иудейский Первосвященник Анания был очень недостойный человек и повелел незаконно бить Апостола Павла по устам. Ап. Павел назвал его «стеной подбеленной», но когда узнал о его первосвященническом достоинстве, то промолвил: «я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23:1–5). Значит, никого из законно священноначальствующих в Церкви лиц злословить нельзя.

Можно ли доказать сектантам, что наше священноначалие истинно и законно?

Можно, потому что истинное священство должно идти непрерывно и преемственно от св. Апостолов, а таковым и является наше, православное, священство.

Действительно ли наше священство идет непрерывно от Св. Апостолов?

В Церкви Христовой, Православной, есть списки епископов, идущих непрерывно от св. Апостолов. В конце этой главы такой список епископов русской и греческой Церкви приложен для удостоверения всех в непрерывности нашего священства от дней Апостольских.

Чем же объясняют сектанты свое непризнание православного священноначалия?

Сектанты говорят, что наши пастыри грешны, а поэтому они и не признают их.

Что ответить сектантам на это?

Должно выяснить гордецам-сектантам, что безгрешных людей на свете нет, потому что, как говорит Апостол Иаков, «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).

Также и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8). Конечно, отрадно было бы, если бы священниками у нас были святые Ангелы, но Господь положил, чтобы Его благодать в созданное Им Церкви действовала и через грешных людей.

Не уничтожают ли грехи пастырей благодати священства?

Нет, не уничтожают, так как, если бы благодать уничтожалась грехами, тогда и священства законного совершенно не было бы, потому что нет ни одного человека безгрешного. Иуда был, по свидетельству Евангелиста, вор (Иоан. 12:6), однако, и его Господь посылал на проповедь, и именем Господним он творил чудеса (Мф. 10:1–4). Ап. Павел и Варнава поспорили между собою (Деян. 15:37–41), однако, за этот грех они не лишились благодати священства.

Ап. Петр и Варнава «лицемерили, и когда Ап. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской», то обличил Петра. Однако, согрешившие Ап. Петр и Варнава не лишились благодати священства (Гал. 2:9–14).

Известно также, что многие, современные Ап. Павлу, пастыри были корыстолюбивы, поэтому он, посылая Филипийцам еп. Тимофея, говорит: «я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу» (Филип. 2:20, 21). Однако тогдашние пастыри, страдавшие недугом корыстолюбия, не лишены были благодати священства.

Не лишаются благодати священства и наши пастыри за то, что имеют человеческие недостатки.

Какие еще обвинения возводят на пастырей сектанты?

Сектанты обвиняют пастырей за то, что они берут плату за совершение треб.

Основательно ли это обвинение?

Нет, не основательно, потому что вознаграждение за требоисправление всегда было в христианстве.

У Христа Спасителя и Апостолов был «денежный ящик», и жертвователи «туда опускали» свои подаяния (Ин. 12:6). Также многие женщины служили Христу Спасителю имением своим (Лук. 8:3).

Апостол же Павел так учил: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6). В другом месте он пишет: «Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?... Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего4. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1Кор. 9:3, 4, 6–14).

Как оправдывают сектанты отсутствие у них пастырства?

Сектанты обыкновенно ссылаются на слова Ап. Петра к христианам: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел...» (1Петр.2:5, 9 Подобное же место из Откр. 1:6)

Что сказать сектантам на это их самооправдание?

Сказанное в послании Ап. Петра и в Откровении было сказано еще ветхозаветным израильтянам (Исх. 19:6); но указанными словами кн. Исход. Ветхозаветное священство нисколько не отменялось. Правда, были и тогда подобные нашим сектантам люди, которые хотели отменить установленное Богом Левитское священство. Это – Корей, Дафан и Авирон и 250 их сообщников. Они имели в виду слова Господни к израильтянам о всеобщей святости избранного народа, и сказали Моисею и Аарону: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» И за это-то противление «разверзла земля уста свои и поглотила их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества... И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Чис. 16:3, 32, 33, 35 Читай всю главу об этом)

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Петр. 2:9).

Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей?

Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на (1Петр. 2:5, 9), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Петр. 5:1–4). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере (Евр. 10:38).


ИерархВремя вступления
1Андрей Первозванный, Апостол36
2Стахим, из учеников Христовых (октября 31)37
3Онисим53
4Поликарп67
5Плутарх84
6Седекион или Седекия101
7Диомен или Диоген110
8Елевферий125
9Феликс (св. апреля 15)132
10Афиноген137
11Евзоий141
12Лаврентий157
13Алипий168
14Пертинакс182
15Олимпиои201
16Марк212
17Кириак I (из Кирилльак)225
18Кистин (Кастин или Константин)241
19Тит (июля 4), (Трат) Тарат248
20Домитиан (Дометий), Димитрий283
21Пров (святый)308
22Митрофан I320
23Александр I (августа 30)330
24Павел I Омологит353
25Евсевий353
26Павел I (во второй раз)355
27Македоний (арианин)355
28Павел I (в третий раз)355
29Македоний (во второй раз)356
30Павел I (в четвертый раз)359
31Македоний (в третий раз)359
32Евдоксий360
33Евагрий371
34Димофил, еретик371
35Григорий I Богослов379
36Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 381
37Иоанн I Златоуст391
38Арсакий404
39Аттик406
40Сисинний I425
41Несторий, еретик428
42Максимиан431
43Прокл (октября 24)434
44Флавиан, блаженный446
45Анатолий (июля 31)449
46Геннадий I458
47Акакий471
48Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик491
49Евфимий (Всехвальный)492
50Македоний II496
51Тимофей511
52Иоанн II, Каппадокиец517
53Епифаний520
54Анфим, еретик535
55Мина537
56Евтихий552
57Иоанн III565
58Евтихий (во второй раз)577
59Иоанн IV, постник582
60Кириак II595
61Фома I606
62Сергий I610
63Пирр I629
64Павел II641
65Пирр (во второй раз)645
66Петр, еретик655
67Фома I Погонат667
68Иоанн V669
69Константин I674
70Феодор I676
71Георгий Кипрский678
72Феодор I (во второй раз)683
73Павел III686
74Каллиник I693
75Кир705
76Иоанн VI711
77Герман I (мая 3)714
78Анастасий, иконоборец730
79Константин II754
80Никита Кастрат766
81Павел IV780
82Тарасий785
83Никифор I (июня 2)806
84Феодор, иконоборец815
85Антоний I, иконоборец821
86Иоанн VII Синкел832
87Мефодий Омологита842
88Игнатий846
89Фотий858
90Игнатий (во второй раз)867
91Фотий (во второй раз)877
92Стефан I Порфирородный886
93Антоний II893
94Николай I, мистик895
95Евфимий I Синкел906
96Николай I (во второй раз)911
97Стефан II925
98Трифон928
99Феофилакт933
100Полиевкт (февр. 6)956
101Василий I Скамандрин970
102Антоний III Студит974
103Николай Хрисоверг984–996

Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского


Михаила I 988–991
Лев I991–1007
Иоанн I1008–1035
Феопемпт1035–1049
Кирилл I1050–
Иларион1051–1054
Ефрем I1055–
Георгий I1067–1077
Иоанн II1077–1089
Ионаа III1089–1091
Ефрем II1092–1097
Николай1097–1102
Никифор I1103–1121
Никита1122–1126
Михаил II1127–1145
Климент Смолятич1147–1154
Константин I1155–1159
Феодор1161–1163
Иоанн IV1164–1166
Константин II1167–1177
Никифор II1182–1198
Гавриил1198–
Дионисий
Матфей
Кирилл II
Иосиф I
Кирилл III1281
Максим1283–1305
Петр1308–1326
Феогност1328–1353
Алексий1350–1378
Пимен1380–
Киприан
Дионисий
Фотий
Исидор
Иона I1461
Митрополиты в Галичине:
Феодорит1345–1354
Роман1354–1362
Киприан (в Вильне)1376–1390
Григорий (в Смоленске)1415–1419
Герасим1433–1435
Митрополиты Киевские и всея Руси
Григорий II1458–1473
Мисаил1474–1480
Галицкие и всея Руси:
Симеон1481–1488
Иона II1492–1494
Макарий I1495–1497
Иосиф IIдо 1503
Иона III1503–1507
Иосиф III1509–1521
Иосиф IV1523–1534
Макарий IV1535–1556
Сильвестр1556–1567
Иона1577–1579
Онисифор1583–1588
Михаил1588–1596
Иов Борецкий1620–1631
Исаия1631–1633
Петр1633–1647
Сильвестр1649–1657
Дионисий1658–1663
Иосиф1663–1676
Антоний1676–1679
Гедеон1685–1690
Варлаам1690–1707
Иоасаф1708–1718
Варлаам1722–1730
Рафаил1731–1747
Тимофей1748–1757
Аресений1757–1770
Гавриил1770–1783
Самуил1783–1796
Ирофей1796–1799
Гавриил1799–1803
Серапион1803–1822
Евгений1822–1837
Филарет1837–1857
Исидор1858–1860
Арсений1860–1876
Филофей1876–1882
Платон1882–1891
Иоанникий1891
Феогност1900
Флавиан1903*

* * *

3

Иоанн Злат. и 16 прав. 6-го Всел. Собора.

*

Книга издания 1910 года, потому цепь иерархов остановлена на 1903 году. Но надо знать, что ее (преемственность от Апостолов) не смогла уничтожить даже буря сатанинского разгула 1917–1940 годов. И во все время существования второго царства зверя (Дан. 7 гл.) – или СССР – цепь иерархов не прерывалась. [ – Sm]


Источник: Переиздано (с изменениями) с издания "Доброе исповедание", Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.

Комментарии для сайта Cackle