О Церкви Небесной
22. Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах
Земная Церковь, состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь, состоящая из Божией Матери, святых Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земной и небесной Церковью самая тесная связь.
Небесные исповедники Христовы объединены с земными:
Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10).
Они участвуют в нашей жизни:
«Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:7, 10).
Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).
Мы близки к небесным исповедникам:
"Сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22–23).
Как должно относиться к Ангелам и угодникам Божиим
Воспоминать и подражать им:
Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом (Иуд.9).
"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать (Евр.11).
"В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков» (Иак.5:10).
Угодников должно прославлять:
Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30).
Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные (Сир.44–50).
«Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» (Сир.44:13–14).
«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Сир.46:15).
Христос передал славу Свою угодникам:
«Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» (Ин.17:22).
Праведников почитает даже Бог Отец:
«кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12:26).
Угодников прославляют люди:
«мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак.5:11).
»народ прославлял их» (Деян.5:13).
Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли:
«Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:14–15).
Ангелов всегда прославляли люди.
Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» (1Кор.16:18).
Поклонение Ангелам:
Лот поклонился Ангелам (Быт.19:1).
Валаам поклонился Ангелу (Чис.22:31).
Иисус Навин поклонился Ангелу (Нав.5:14, 15).
Праведный Маной поклонился Ангелу (Суд.13:20).
Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу (Дан.10:9, 15).
Поклонение угодникам:
Ученики поклонились Елисею (4Цар.2:15). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам (Ин.17:22).
Страж темничный – Павлу и Силе (Деян.16:29).
Поклонение преселившимся угодникам:
Саул поклонился Самуилу (1Цар.28:14).
Просьба молитвы
Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан:
«молитесь друг за друга» (Иак.5:16).
«молитесь о нас» (1Фес.5:25, ср. Кол.4:3).
«не перестаем молиться о вас» (Кол.1:9).
Значение молитвы угодников Божиих:
«много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак.5:16–18).
«Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12).
Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама (Быт.20:7,17).
За собеседников Иова мог помолиться только многострадальный Иов: «пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас»... (Иов.42:8).
Если угодники могут молиться за других в настоящей жизни, то они могут молиться и в загробной, потому что любовь их не может прекратиться:
«любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8).
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38).
Небесная Церковь знает живых:
Спаситель сказал о детях: «что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18:10; Лк.15:7, 10).
Ангел молился об Иерусалиме: «Господи, Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах.1:12).
Когда пророк Даниил молился Ангелу, тогда Ангел ходатайствовал пред Богом за иудеев и сказал Даниилу: «слова твои услышаны» (Дан.10:12–13).
Ангел помогал семейству Товии, и говорил: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого» (Тов.12:12).
Угодники могут ходатайствовать пред Богом:
«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис.43:27).
«сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего» (Иер.15:1).
Угодники и Ангелы Божии, действительно, ходатайствуют пред Богом о живущих на земле:
Иуда видел видение: «видение же его было такое: он видел Онию, бывшаго первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, с детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак.15:12–15).
Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:3–4).
«Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8).
Души убиенных молятся о мести (Откр.6:9–11).
Угодники знают наши нужды:
Пророк Елисей и его слуга Гиезий (4Цар.5:26).
Пророк Елисей и царь Сирийский (4Цар.6:12).
Пророк Ахия и жена Иеровоама (3Цар.14:4–9).
Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры (Деян.5:3–4).
Пророк Самуил знает все о Сауле (1Цар.28:14).
Авраам увидел день Спасителя и возрадовался (Ин.8:56).
24 старца знают, о чем молиться за святых (Откр.5:8).
Ангелы знают о людях все (Дан.10:12–13; Тов.12:12; Мф.18:10).
Господь дает милость ради праведных:
«ради Давида» (3Цар.11:11–15).
Поэтому и молится: «вспомни Авраама» (Исх.32:13).
Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы?
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим.2:1–2), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27; Иер.15:1; Откр.5:8; 8:3–4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.
Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1Ин.5:16).
Сектанты говорят: 1Ин.2:12: нам посему и не нужны молитвы угодников.
Православный ответ: Православные надеются не на угодников, а на Господа, Который милостивей к угодникам, чем к нам, грешным: 1Пет.3:21.
Сектанты говорят: Иер.17:5: «проклят человек, который надеется на человека». Мы поэтому и не надеемся на угодников.
Православный ответ: Мы не делаем «плоть своею опорою» и «сердце наше» не удаляется от Господа чрез угодников, а приближается к Нему.
Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: (Деян.10:26).
Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавой, когда им даже жертвы хотели приносить (Деян.14:11–15). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян.16:29 – Павлу и Силе темничный страж.
Сектанты говорят: Откр.19:10; 22:8–9: Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам.
Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, – конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт.19:1; Нав.5:14–15; Дан.10:9,15; 4Цар.2:15; Деян.16:29.
Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.
Православный ответ: Пс.52:6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Сир.44–49; Евр.11; Евр.13:7–8.
Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Мф.4:10; ср. Исх.20:3–5.
Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель – Ин.17:22.
Сектанты говорят: Кол.2:18: Никто да не обольщает нас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы.
Православный ответ: У нас не самовольное служение ангелов, но по воле Божией (Евр.1:14; Деян.5:19; 12:7–11). Второе, в приводимом тексте не говорится о служении Ангелам, а о служении Ангелов, о чем учили еретики гностики, отвергавшие Главу – Христа.
23. О почитании Божией Матери
Пресвятая дева Мария есть действительно Божия Матерь:
Пророк предсказал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве, приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).
Апостол пишет; «все сие произошло да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:22–23).
«Сказал Ей Ангел»: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1:30–32).
Апостол говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал.4:4).
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16).
Елисавета называет Деву Марию Богоматерью: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?» (Лк.1:43).
Божия Матерь родила Спасителя не от мужа, но чудесно от Духа Святого:
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:30–35).
«Ангел Господень явился во сне (Иосифу) и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф.1:20).
Божия Матерь была Приснодевой и детей других не имела:
Прор. Иезекииль предсказал о Ней: «сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2).
Архангел возвеличил Божию Матерь:
«Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28).
Праведная Елисавета ублажила Богоматерь от Духа Божия:
«Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк.1:41–42).
Божия Матерь предсказывает, что Ее будут ублажать:
«отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48).
Божия Матерь признает Свое величие, которое сотворил Ей Сильный:
«сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его» (Лк.1:49).
Так должно спрашивать сектантов: 1) почему вы не восхваляете Богоматерь, как восхвалил Ее Архангел Гавриил? Почему не подражаете Ангелу? Неужели считаете себя выше? 2) Почему не величаете Богоматерь, как Елисавета? Ведь она от Духа Святого говорила; 3) Почему не ублажаете Богоматерь, раз Она Сама признала это и предсказала, что будут ублажать Ее все роды? 4) почему не величаете Богоматерь, раз сотворил Ей величие Сильный? Кто позволил вам отнимать то, что Господь даровал Богородице?
Разбор возражений сектантов
Толстовцы говорят: Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети – братья Господа.
Православный ответ: Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» – и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26–27), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским (Гал.1:19) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме (Мф.13:55).
Сектанты говорят: Спаситель отвергал Божию Матерь. Он сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50).
Православный ответ: Спаситель здесь говорит о духовной связи Его с учениками. Но Господь не отвергал Матери. Даже на кресте Он позаботился о Ней: Ин.19:26. Его Пречистая Матерь тоже была Ученицей Его проповеди и не отделялась от Его учеников: «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса» (Деян.1:14).
Неужели же Божия Матерь не исполняла волю Отца Небесного? Несомненно больше всех! Тем более Она достойна почести. Чрез слова Христа (Мф.12:50) Божия Матерь не отстранена.
Должно спрашивать сектанта: если ты мать Спасителя, неужели достоин ты, чтобы к тебе обратиться: радуйся, благодатный, Господь с тобою, благословен ты, между мужиками.
Неужели можешь ты сказать о себе, как Богоматерь, что отныне будут тебя ублажать все роды, что сотворил тебе величие Сильный.
Сектанты говорят: Зачем говорите: Пресвятая Богородица, спаси нас! – раз один Спаситель-Христос?
Православный ответ: А зачем ап. Павел пишет Тимофею: так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1Тим.4:16)? Зачем ап. Павел пишет: «не спасу ли некоторых» (Рим.11:14).
И еще: «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа»... (1Кор.7:16).
24. Молитвы за умерших
Живущие здесь на земле и умершие близки друг другу, так как соединены под Главою-Христом:
Бог положил «все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф.1:10).
Между живущими и умершими нет разницы:
«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:7–9).
Все должны любить друг друга, а любовь выражается прежде всего и главнейше в молитве:
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых», т.е. о христианах.
Молиться должно и о мертвых, потому что у Бога все равны:
«Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Все нуждаются в милости Божией, и милость получить можно, ибо:
Христос есть умилостивление за грехи наши, и «не только за наши, но и всего мира». Христу и молимся об умерших (1Ин.2:2).
«Должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1).
«если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7).
Христос может облегчить участь живущих в загробном мире грешных христиан:
"дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).
Молитвы за умерших были в Ветхом Завете:
После войны «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг, перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех». Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2Мак.12:39–45).
Прор. Варух молился: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар.3:4–5).
«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир.7:36).
«Я не ел (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого... (Втор.26:14).
Молитва за умерших в Новом Завете:
«Да даст Господь милость дому Онисифора», «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим.1:16–18).
Грехи могут прощаться и в загробном мире:
«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32). Значит, другие грехи могут прощаться в будущем веке.
Вопросы сектантам: любите ли умерших братьев? Если да, то в чем ваша любовь? Кроме молитвы, она ни в чем не проявится. Если не молитесь, то любовь ваша прекратилась, не так, как любовь христианская, не перестающаяся (1Кор.13:8).
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лк.16:19–31).
Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколе Христос не победил ада (Откр.1:18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Пет.3:18–20; 4:6; Еф.4:8–10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.
Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.
Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс.48:8).
Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Пс.48:9–10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.
Сектанты говорят: Рим.8:1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.
Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безверие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Для совершенствования и нужна молитва.
Сектанты говорят: Рим.6:7: «умерший освободился от греха» – ему и молитвы не нужны.
Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр.14:13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.
Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному; уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по мере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.