мученик Николай Варжанский

Вещественная святыня

18. О святых храмах

Господь в Ветхом Завете велел устроить Ему святилище:

«Скажи сынам израилевым, и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:2,8).

О Соломоне Господь сказал:

«Он устроит дом имени Моему» (2Цар.7:13).

«И построил Соломон храм и кончил его» (3Цар.6:14).

"Храм был угоден Господу, и Господь освятил его» (3Цар.9:3).

После разрушения храма Соломонова, Господь повелел строить новый храм (Агг.1:3,8).

Спаситель ревновал о храме:

«дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк.11:17; Мф.21:13; Лк.19:46).

Спаситель видел в храме особое присутствие Божие:

«Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23:21).

Спаситель признавал освящение от храма:

«что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар» (Мф.23:19).

Апостолы молились в храме:

Они после вознесения Господня «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

Апостолы, проповедуя Христианство по всему миру, приходили в храм Иерусалимский для поклонения:

Ап. Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян.24:11).

«и молился в храме» (Деян.22:17).

Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные:

Ап. Иаков привел на апостольском Соборе пророческое предсказание об этом: (Деян.15:16–17)

«потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий сие».

Христиане, действительно, имели храмы, которые назывались у них церквами:

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян.11:26).

Церковь, или храм, христиане всегда отличали от жилого дома:

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35).

Храмы Божии должны сохраниться до пришествия Христова, когда придет антихрист и будет глумиться над ними:

«Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящейся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4).

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Деян.17:24: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем... не в рукотворенных храмах живет». Храмы, значит, не нужны.

Православный ответ: Мы и не думаем, что Бога можно «запереть» в храме, как думали язычники. По нашему понятию, Бог вездесущ, а в храме особое присутствие Божие, и храмы нужны. Это видно из 2Фес.2:4.

Сектанты говорят: 1Кор.3:16: «вы – храм Божий»

1Кор.6:19: «тела ваши суть храм... Святого Духа»...

Православный ответ: Верно, каждый христианин есть храм, если в него входит дух Святой, но храм вещественный, само собой, должен быть. Антихрист придет и будет глумиться над храмом Божиим (2Фес.2:4). А сектанты – антихристовы приспешники, еще до пришествия отца своего антихриста, теперь уже глумятся над храмами Божими.

19. О святом Кресте Христовом

Пророчества о Кресте:

Псалмопевец Давид молился Господу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Пс.59:6).

«Благословенно дерево, через которое бывает правда!» (Прем.14:7),

«Отрасль (т.е. Христос)... поднимает знамя язычникам» (Ис.11:12).

«Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис.60:13).

«Я дам им знак и соберу их» (Зах.10:8).

Прообразы Креста Христова:

Как кровяной знак на дверях домов избавил от смерти первенцев еврейских, так крест, обагренный Кровью Христовой, избавляет христиан от адской погибели (Исх.12:7–13).

Моисей крестовидным поднятием рук победил амаликитян, так и Христос, распростерши руки на кресте, победил диавола: «когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои одолевал Амалик». В память этого «устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Яхве Нисси», что значит «Господь знамя мое»; жертвенник этот тоже прообразовал крест (Исх.17:11–15).

«Сказал Господь Моисею: сделай себе змия и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Знамя со змием прообразовало Христа (Ин.3:14): это Сам Спаситель говорил (Чис.21:8–9).

До пришествия Христова крест был позорнейшим орудием казни. Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян.3:18), на кресте умер и воскрес и этим спас нас. Крест, таким образом, явился средством нашего спасения.

Крест – есть орудие примирения с Богом:

Христос уверовавших в Него иудеев и язычников благоволил «в одном теле (Церкви Его) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2:16).

Бог положил, «чтобы посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное» (Кол.1:20).

Крест – оружие и знамя победы Христа над диаволом:

Христос «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:14).

Христос положил «смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр.2:14).

Крест – орудие уничижение за нас и прославления Христа:

Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:8–9).

Крест является знамением Христа:

Пред пришествием Христовым «явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24:30).

Проповедь Христианства была проповедью о Распятом на кресте:

«Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2).

Проповедь о кресте, который считался позором, отвращала людей:

Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие»... (1Кор.1:23).

Но Апостолы хвалятся презираемым крестом:

Ап. Павел боится, «чтобы не упразднить креста Христова, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1Кор.1:17, 18).

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней.

Ветхозаветный жертвенник был великой святыней:

«Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх.30:22–29, ср. Лев. 8).

Кровь жертвенника освящала все (Исх.29:21).

Крест Христов есть новозаветный жертвенник:

Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр.7:27).

«Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» (Евр.10:10).

«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Пет.2:24).

Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов.

Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня:

Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его.

Вещественная святыня может освящать:

«жертвенник, освящающий дар» (Мф.23:19).

«храм, освящающей золото» (Мф.23:17).

Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения:

Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» (2Цар.6:6). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви.

Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами (1Цар.5:3–6).

Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией.

За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» (Чис.21:8–9).

Медный змей на знамени пророчествовал о распятии Христа на кресте:

Сам Христос сказал: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:11–15).

Если взиравший с верой на змия на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающей на крест Христов с верою в Избавителя? Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое крестовоздвижение.

Вещественную святыню должно чествовать, посему и с крестом Христовым должно обходиться как с предметом священным:

В Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту.

Пророчество о почитании Креста:

«Слава Ливанова придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр (то есть, три дерева, из которых был сделан крест), чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис.60:13).

«Благословенно дерево, через которое бывает правда!» (Прем.14:7).

Вещественной святыне праведники поклонялись, посему и кресту можно поклоняться:

«поклонюсь святому храму Твоему», говорит пророк Давид (Пс.5:8).

«поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс.137:2).

Моисей и Аарон перед скинией «пали на лица свои» (Чис.20:6).

Иисус Навин «пал лицом своим на землю перед ковчегом» (Нав.7:6).

Благочестивый Езекия «сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» (4Цар.18:22; Ис.36:7).

В Ветхом Завете пророчествовалось о поклонении кресту:

«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс.131:7).

Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и ап. Павел:

"Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр.11:21).

Иаков, значит, верил, что Господь избавит людей чрез крест, и пророчески поклонился кресту.

Крест Христов почитается христианами с первых дней Христианства. Христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах и эти изображения остались доныне. Ненавидели крест исключительно жиды и все христоненавистники. Сектантов должно спрашивать: зачем подражаете христоненавистникам и жидам, отвергая святой и животворящий крест Господень? Зачем подражаете диаволу ненавистью ко кресту Христову? Неужели не понимаете, что горько восплачете и возрыдаете, когда явится перед Вторым пришествием знамение Сына Человеческого, т.е. святой крест на небе?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Где написано, что должно поклоняться кресту и падать перед ним?

Православный ответ: Где написано, что должно кланяться и падать на землю перед ковчегом, скинией, храмом и вообще перед вещественной святыней? Где повелел Бог? – Однако, Моисей, Аарон, Давид и другие поклонялись и не согрешили этим: Пс.5:8; Пс.137:2; Чис.20:6; Нав.7:6; 4Цар.18:22. Не погрешают и христиане, подражающее сим древним пророкам, а также ап. Павлу (Деян.24:11), когда поклоняются своей вещественной святыне – святому Кресту.

Сектанты говорят: Крест Христов осквернен грехами человеческими, потому что Спаситель пригвоздил грехи ко Кресту (Кол.2:14).

Православный ответ: Тогда и жертвенник, на котором приносились жертвы за грехи, должен быть нечист и презираем, но он – «святыня великая» (Исх.30:22–29). Тогда и Кровь Христа, омывшая грехи наши (Ин.1:7; Откр.1:5), – по сектантски, – нечиста, осквернена. Но, по Писанию, «сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто ... не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен (Евр.10:29). Тогда должно почитать оскверненным и Христа, Божия Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира (Ин.1:29). Но так могут говорить только безумные сектанты, а для нас крест есть оружие победы Христа над диаволом, жертвенник нашего освящения и «святыня великая».

Сектанты говорят: Крест – виселица, позорное орудие казни, ненавистное для христиан, как ненавистен для сына нож, зарезавший отца.

Православный ответ: Нигде в Писании крест не называется ни виселицей, ни орудием казни, ни ножом, но крестом.

Крест – позорен до Христа, а не после страданий Христовых, избавивших мир от гибели, когда крестом хвалятся Апостолы (Гал.6:14).

Нож и виселица лишают нас дорогого человека, крест же приблизил к нам Спасителя, пострадавшаго на кресте за грехи наши, воскресшего для нашего оправдания и посрамившего крестом диавола.

Сектанты говорят: Должно чтить Господа Христа, а не крест Его.

«Нужно верить не в крест, а в Распятаго на нем, как сказано: «чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15) («Бапт.», 1909, №12, стр. 16)».

Православный ответ: Для того и крест чтим, чтобы постоянно помнить о Господе и прославлять Его за крестныя страдания не только в душах наших, но и в телах наших (1Кор.6:20).

В видимый крест Христов и верить нельзя, потому что верят только в невидимое, а крест Христа должно чтить, как чтили его всегда все христиане, а не презирать вместе с диаволом, жидами и сектантами.

Сектанты говорят: «Не Апостолы взяли с Голгофы крест к себе, а, наоборот, знаем, что царица Елена через 320 лет нашла этот крест опять на том же месте, где он был поставлен». Из Писания, в котором, «как в зеркале видна жизнь... Церкви... мы нигде не видим никакого почитания креста, значит, Апостолы его не чтили» («Бапт.», 9, №12, 16).

Православный ответ: Из Писания нельзя также узнать о жизни и смерти Апостолов и о царице Елене, а о том и другом возможно знать лишь из Предания, которое обличит сектантов в незнании и лжи. Апостолы не могли взять креста Господня, ибо были в гонении, а царица Елена, когда прибыла в Иерусалим, то крест Христов нашла не там, «где он был поставлен», а тщательно сокрытым и, значит, нельзя сказать, что Апостолы креста не чтили.

Сектанты говорят: «Никто не укажет нам, чтобы Апостолы совершали на Голгофу крестные ходы для «поклонения», или для выражения древу Креста какого-нибудь почитания» (там же).

Православный ответ: Никто из сектантов не докажет, что Апостолы презирали так Крест, как сектанты; наоборот, думаем, что если «платки и опоясания с тела» ап. Павла прекращали болезни и изгоняли бесов (Деян.19:12), тем более мог творить сие Крест Господень, но беда в том, что Апостолы не имели возможности устраивать «крестные ходы», так как за самую принадлежность к Христианству казнили, то тем более не помиловали бы за «крестный ход». Вся же история Церкви свидетельствует о почитании Креста Христова.

Сектанты говорят: Если чтить Крест, то нужно чтить Иуду, Каиафу, первосвященников, так как они тоже были виновниками страданий Христа, как и Крест Его.

Православный ответ: Иуду-христопродавца не должно чтить потому, что он называется несчастнейшим (Мф.26:24), а первосвященников потому, что они именуются «беззаконными» (Деян.2:23).

Сектанты говорят: Крест – позорная вещь, потому что сказано: «проклят всякий, висящий на древе».

Православный ответ: Значит, по-сектантски, проклят Христос, так что Он есть висящий на Кресте. Действительно Христа проклинали за то, что Он был на Кресте и издевались над Ним, но Христос чрез Крест восторжествовал над диаволом, и освободил всех от плена его (Кол.2:14), посему Крест именуется благословенным древом, чрез которое бывает правда (Прем.14:7).

Сектанты говорят: Благочестивый царь Езекия «истребил медного змея, который был сделан Моисеем потому, что до самых тех дней сыны израилевы кадили ему и называли его Нехуштаном». Так и Крест нужно уничтожить, потому что ему кадят.

Православный ответ: Нехуштан, значит, медный Бог; так называли змея на знамени, и кланялись, и кадили ему, признавая его за Бога. Но Креста так никто не называет, не почитает за Бога, и что кадят ему, то и некогда ведь кадили пред ковчегом Откровения (Исх.40:5) и пред лампадами (Исх.30:7) и это приказано Самим Богом.

Сектанты говорят: Крест Христов, почитаемый христианами – духовный Христов Крест, а не вещественный.

Православный ответ: Кол.1:20: «умиротворив чрез Него (Христа) Крови Креста Его»... Неужели и Кровь Христа духовная! Нет! (Ин.19:34). Значит, и Крест Христов вещественный (Ин.19:17–25; Мф.27:32).

Сектанты говорят: Под Крестом должно разуметь жизнь человеческую, а не вещественный предмет.

Православный ответ: В некоторых случаях это правильно (например, Мф.10:38), но здесь не о Христовом Кресте, который был вещественный и даже христиане должны носить его на себе (Евр.13:13).

Сектанты говорят: Христов Крест один только, а православные наделали их множество.

Православный ответ: Евангелия от 4-х Апостолов, каждый из них написал только одно, а напечатано их миллиарды книг. Разве это плохо! Хорошо, так как всюду может возвещаться слово апостольское. Точно также и много крестов, чтобы всюду возвещались страдания Христовы за нас грешных.

Сектанты говорят: 1Кор.1:18: «слово о Кресте – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия». Ап. имеет здесь в виду страдания Господни и их спасительные следствия. В данном тексте апостол делает ударение не на Кресте, а на слове о Кресте, из чего ясно, что для спасенных (?) является силой Божией не Крест, а именно «слово о Кресте» («Бапт.», 1909 г., №12, стр. 18).

Православный ответ: Верно, что Апостолы проповедовали о страданиях Христовых, но страдания совершены на Кресте; из-за Креста, как позорного орудия смерти Спасителя, многие не хотели принимать Христианства. Говоря о Христе, Апостолы указывали на Крест Господень.

Что силу имеет слово о Кресте, а не Крест, то это могут говорить только люди неразумные, потому что это все равно, что сказать: дорог для нас не Господь Бог, а слово о Нем. Такова мудрость баптистов! Это потому, что они называют себя «спасенными», а не спасаемыми, как следует по Писанию (1Кор.1:18).

Сектанты говорят: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира: здесь не какой-нибудь вещественный Крест, ибо, как известно, апостол на вещественном Кресте не распинался. Значит, здесь о Кресте духовном («Бапт.», №12, стр. 18).

Православный ответ: Апостол хвалится Крестом Христовым, а Крест Христов – вещественный (Ин.19:17, 19, 25; Мф.27:32), на нем Господь страдал и этим привлек к себе весь мир (Ин.12:34) и все должны сораспинаться Христу (Гал.2:19), страдая от борьбы со страстями и от греховного мира.

20. О священных изображениях (иконах) и священных предметах

В Священном Писании очень много говорится об изображениях и священных предметах. Одни из изображений безусловно воспрещаются, как ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения и предметы повелевается делать, заповедуется считать их святыней и почитать их. Сначала скажем о ложных изображениях.

Ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второй заповедью Синайского законодательства:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:2–5; Втор.5:6–9).

Ложные изображения суть идолы:

Телец (Исх.32:4).

Молох (Лев.18:21).

Ваалфегор (Чис.25:3).

Ваал (Суд.2:13).

Астарта (3Цар.18:21–29).

Идолы – ничто:

«мы знаем, что идол в Мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого»... (1Кор.8:4–6).

Идолы – дела рук человеческих:

«Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось, они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер.10:3–5).

Идолам ничто в действительности не соответствует:

«Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это – совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» (Иер.10:14–15).

Идолы вели к разврату и мерзости:

«Вымысл идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни» (Прем.14:12).

Около идола Астарты были дома разврата. Осия царь «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты, и вывел всех жрецов из городов иудейских» (4Цар.23:6–8).

Приказание сделать истинные изображения:

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиной, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя» (Исх.25:10).

«Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиной, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее, и будут херувимы распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх.25:17–21).

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученного виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти, и херувимов сделай на них искусной работой» (Исх.26:1).

«И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх.16:31).

Приказ сделать священные предметы:

«Сделай жертвенник для приношений, из дерева ситтим сделай его» (Исх.30:1).

«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх.30:7–8).

«И сделай светильник из золота чистого: чеканный должен быть сей светильник». «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх.25:31–37).

Скиния, священные изображения и предметы освящены и были святыней великой:

«Сделай из сего миро для священного помазания, масть, составленную искусством составляющаго масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег (скинии) откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх.30:25, 26–29).

Все священные предметы и изображения сделаны не только по приказу Божию, но и по образцу, указанному Господом:

Сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх.25:40).

Ковчег завета назывался Господом:

«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым!» (Чис.10:35–36).

«Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5).

Давид скакал пред ковчегом и говорил: «пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2Цар.6:21–22).

Ковчег назывался Богом, как высшая святыня Божия:

«Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева» (Пс.67:8–9).

Истинные изображения были не только в скинии, но и в храме Соломоновом:

«И сделал в Давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма; Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов, и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне» (3Цар.6:23–29).

В истинном храме виденном пророком Божиим, были священные изображения-образы:

«Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его» (Иез.43:11).

Господь освящает этот храм и одобряет Соломона за него:

«Явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий проходящий мимо его ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонились им и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие (3Цар.9:2,3,6–9).

Идолы всегда отличались от истинных изображений. Господь освятил храм с истинными изображениями, но когда Соломон сделал, кроме истинных изображений, и ложные, Господь осудил его:

«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь (Бог). И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3Цар.11:5–11).

Пред вещественной святыней поклонялись:

«поклонюсь святому храму Твоему» (Пс.5:8).

«поклонюсь пред святым храмом Твоим» (Пс.137:2).

Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Чис.20:6).

Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Нав.7:6).

Пред вещественной святыней возжигали лампады, по приказу и научению Самого Господа, Который сказал Моисею:

«Сделай светильник из золота чистого... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И щипцы к нему и ложки к нему из чистого золота... смотри сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх.25:31, 37–40; ср. Исх.27:20, 21; 30:8; Лев.24:2; 2Пар.4:20).

Воскуряли фимиам, потому что приказал Господь Моисею:

"сделай... кадильницы и сделай жертвенник для приношения курений... на нем Аарон будет курить благовонным курением...» (Исх.25:29; Исх.30:1) (Свечи и жертвы в церкви Господь не отвергает и в Новом Завете, потому что говорит Спасатель: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и т.д.; ср. Евр.13:10; драхма Спасителя на храм: Мф.17:24–27; лепта вдовицы: Мк.12:41–44).

От вещественной святыни чудеса:

Ковчег у филистимлян был в храме Дагона и оттого Дагон был низвергнут, а филистимляне наказаны тяжкими мучительными наростами (1Цар.5:3–6).

«И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (1Цар.6:19).

«Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар.6:6–7).

В храме Иерусалимском, где были истинные изображения (образы – Иез.43:11), был Спаситель, но не осудИл изображений, напротив, сказал:

"дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк.11:17; ср. Мф.21:13; Лк.19:46; Ин.2:16).

Апостолы ходили в этот храм для поклонения и молитвы: «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян.24:11).

Господь во время молитвы ап. Павла в храме с изображениями явился ему и этим показал, что Богу приятна молитва в храме с изображениями:

Ап. Павел говорит: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян.22:14–18).

Господь обещал являться только тем, кто будет исполнять заповеди Его:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Ин.14:1).

Значит, молитва ап. Павла в храме, пред иконами – дело хорошее, раз Господь явился ап. Павлу во время такой молитвы.

Господь воссоздал новозаветный храм, и здесь была и должна быть вещественная святыня, то есть, святые иконы и священные предметы:

Пред Вторым пришествием придет антихрист, – «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме, Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4).

Значит, до пришествия Христова будут у христиан храмы Божии, и в них будет «святыня», «называемая Богом».

У нас, действительно, по апостолу, имеется святыня, – святые иконы. Мы изображаем:

Бога-Отца, как видел его «Ветхим днями» пророк Даниил (Дан.7:9).

Сына Божия – Слово воплощенное, как описали Его свв. Апостолы (Ин.1:14).

Духа Святого в виде голубя, как сошел Он на Спасителя «в телесном виде» (Лк.3:22).

Имеются у нас также изображения Матери Господней, свв. Ангелов, свв. Апостолов и всех угодников Божиих. Иконы у нас, во-первых, для напоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством, как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством – пением и музыкой.

Иконы были всегда у христиан и никогда не было такого времени, когда бы у христиан совершенно не было икон. Это не только доказывает Писание, но и вся история Церкви. Римские катакомбы, в которых молились христиане с начала веры Христовой на земле, переполнены иконами.

Должно, посему, спрашивать сектантов: что они за христиане, что не имеют они святыни, «называемой Богом», что нет у них святых икон?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Исх.20:4–5: Кумиры запрещены – значит, и иконы запрещены.

Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх.25:8–10, 17–21; 26:1, 31 и др.

Сектанты говорят: Ис.17:7–8.

Православный ответ: Здесь об идолах Астарты и Ваала и о жертвенниках их, а не об истинных изображениях.

Сектанты говорят: Ис.31:7.

Православный ответ: Здесь об идолах.

Сектанты говорят: Ис.42:8; 48:11.

Православный ответ: Здесь говорится, что истинный Бог не даст славы Своей иному, ложному богу, т.е., идолу.

Сектанты говорят: Ис.44:8–28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Сектанты говорят: Иер.2:26–28.

Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его.

Сектанты говорят: Иер.3:16: «... говорит Господь: не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет».

Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными – ковчегом, херувимами и подобными.

Сектанты говорят: Втор.4:15–17: Все изображения запрещены безусловно.

Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единого Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает и научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе.

Сектанты говорят: Иер.10:3–15.

Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8–10, 17–21.

Сектанты говорят: Послание Иеремии.

Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены.

Сектанты говорят: Деян.17:24, 31: Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям.

Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно ли Божество бумаге, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников (Быт.18) и в образе Ангела (Суд.6).

Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа – в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя (Лк.3:22); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу (Дан.7:9); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

Сектанты приводят: Рим.1: 21–23 и говорят, что апостол запретил священные изображения.

Православный ответ: Церковь никогда не изменяла славы нетленного Бога, а если имеет священные изображения, то они не стоят у нас «вместо Творца», как идолы у язычников. Как портрет царский не отменяет царя, так и священное изображение не отменяет Христа Бога, Которого напоминает св. икона.

Сектанты говорят: Пс.113 и 134.

Православный ответ: Здесь говорится об идолах.

Сектанты говорят: Ин.1:18. Бога не видел никто никогда и изображать Его совершенно невозможно.

Православный ответ: Можно, потому что «Единородный Сын сущий в недре Отчем Он явил» (Ин.1:18). "И Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22). Так мы и изображаем Сына Божия и Духа Святого, как Господь показал Себя.

Сектанты говорят: О ветхозаветных изображениях не нужно говорить теперь: Евр.9:5.

Православный ответ: Тогда не читай о них в Библии, а вычеркни эти места. Но этого делать нельзя, а должно прочитать Евр.9 разумно, а не по-сектантски и уразумеешь, что о ветхозаветной святыне, хорошо известной евреям, которым писалось послание, апостол Павел не хочет «говорить подробно», но отвергать ее нельзя, а лучше поучиться, как можно идолов избежать и святыню вещественную иметь, как было по приказу Божию у Израиля.

Сектанты говорят: Почему не все иконы чудеса творят?

Православный ответ: Почему не все одежды апостольские, а только «платки и опоясания» ап. Павла творили чудеса (Деян.19:12)?

Сектанты говорят: Если иконы – Боги, то они кричали бы, когда их рубят и поражали тех, кто глумится. Этого нет, значит, иконы не боги.

Православный ответ: Их никто богами не признает, а только священными изображениями. Если же не наказываются кощунники, это не удивительно: воины и слуги Каиафы били Христа, плевали и глумились, но не были тотчас наказаны, а лишь после подверглись каре Божией по смерти. Также подвергнутся каре и кощунники-сектанты.

Все места, в которых говорится об идолах, к иконам не относятся, а к идолам, которых у нас не имеется в Церкви.

21.О святых мощах

Святыми мощами называются тела угодников Божиих, не предавшиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святыней они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для Христианства человеке, и потому, что Господь через святые мощи посылает Свои чудеса людям.

К останкам пророков и праведников всегда относились почтительно:

Благочестивый царь Иосия, уничтожая кости нечестивцев, не коснулся праха пророка Ахии: «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это – могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4Цар.23:17–18).

«Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их прославления» (Сир.46:13, 15).

Мф.23:15, 29–36: Господь обличает украшение гробниц праведников.

Господь осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы праведников, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Точно также Он осуждал фарисеев не за то, что они обходят сушу и море, чтоб обратить хоть кого-либо, а за то, что, делая это доброе дело, затем не хотят поддерживать новообращенного в праведной жизни, но делают его еще худшим.

Даже одежда и тень праведников была чудотворной:

Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4Цар.2:14).

«выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15).

«На больных возлагали платки и опоясания с тела его (ап. Павла), и у них прекращались болезни» (Деян.19:12).

Мощи угодников творили чудеса:

«Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20–21).

О пророке Елисее читаем: «и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Сир.48:14–15).

Никто из христиан не выкинет ни платков, ни опоясаний чудотворных. Все также почтительно и благоговейно относятся к чудотворным святым мощам.

Должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы отвергли святые мощи Апостолов Христовых и святых угодников Божиих, творящих доныне чудеса силою Божиею? Дайте ответ.

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Мощам пророка Моисея не поклонялись, потому что «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор.34:6), значит, не желает Бог этого поклонения.

Православный ответ: А зачем Бог сотворил чудо от мощей Елисея?! Если бы мощи (кости) его были безразличны, то не воскрес бы умерший. А могила Моисея неведома по причинам, Богу ведомым, а не потому, что мощи не нужны.

Сектанты говорят: 1Кор.15:50: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.

Православный ответ: Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1Фес.4:16; 1Кор.15:52) и будут подобны славному Телу Христову (Флп.3:21).

Сектанты говорят: об истреблении костей и разрушении могил иудеев-идолопоклонников (Иер.8:1–3) и говорят, что приказано уничтожать мощи.

Православный ответ: Не о костях праведников здесь говорится, но о беззаконниках «злого племени», а мощи и могилы праведников почитались в Ветхом Завете: 4Цар.23:1–18; Сир.46:13–15.


Источник: Николай Варжанский. Оружие правды. Перепечатано со второго издания проф. протоиерея Неофита Любимова, М.: 1911. Типография прп. Иова Почаевского. Джорданвилл. США: 1993. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle