Источник

Частные вопросы веры Божией, извращаемой сектантами

25. О бессмертии души

(Против адвентистов)

Учение Ветхого Завета

Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения:

«Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

И у животных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы:

«и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт.1:20–24).

В Писании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено:

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3–4).

«Никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев.3:17).

Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной (Лев.17:11; Втор.12:23).

Душа живет в теле, как в жилище:

«Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Ис.38:12).

Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения» (Иов.4:18–19).

Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое:

«Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3Цар.17:22).

Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу:

«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

Душа после разрушения тела живет как бы в особой обители:

После смерти «отходит человек в вечный дом свой» (Еккл.12:5).

Товит молился Богу: «Повели освободить меня в вечную обитель» (Тов.3:6).

Преисподняя, как жилище душ умерших людей, наполнена живыми, сознающими и говорящими душами:

По поводу смерти Навуходоносора пророк Исайя пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» (Ис.14:9–10; ср. Иез.31:3–18).

Загробное состояние души в Писании называется различно: то «домом Своим» (Еккл.12:5), то «вечной обителью» (Тов.3:6), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями:

Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах – красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, – так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает, какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими представление о загробных душевных переживаниях – хороших, или тяжких.

Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом.

Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер.15:1).

«Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» (Ис.43:27).

Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, пророк Божий» (2Мак.15:12–14).

Ветхозаветное Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие жнвут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме:

Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. (1Цар.28:11–19).

Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Сир.46:23).

Итак, весь Ветхий Завет учит, во 1-х, что душа самобытна и отличается от тела, а во 2-х, что она живет после смертной разлуки с телом, живет разумной, сознательной жизнью.

Так же об отличии души от тела и о бессмертии души научает Господь Спаситель и Его Апостолы

Душа ничем не может быть уничтожена:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

Душа может жить без тела:

«Знаю человека во Христе, который назад тому 14 лет, – в теле ли – не знаю, вне тела ли – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает – что он был восхищен в Рай»... (2Кор.12:2–4).

Значит, ап. Павел верил, что душа и без тела может быть в Раю.

В Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Живые и мертвые всегда живут, и над ними царствует Христос.

«Никто из вас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем, И потому, живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми.» (Рим.14:7–9).

Апостолы желали разлуки души от тела и водворения Господа;

«Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:8).

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:21–24).

Жизнь души человеческой и бытие наше, за гробом и воскресение Господ открыл христианам в Своей жизни.

Спаситель, умирая, так говорит о Своей душе:

«Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46).

Душа Спасителя не умерла; подобно всем душам пошла во ад, но не осталась там:

«Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда... Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления; Ты дал мне познать путь жизни»...(Деян.2:25,27–28)

Христос, действительно, был в аду, в преисподней:

«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф.4:9).

В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай:

«Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал (1Пет.3:18–20).

Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя:

«Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6).

Христос был подобен нам по своей человеческой природе:

Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:6–7).

"Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» (1Кор.15:48).

Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59). И наши души пройдут тот же путь, как душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» (1Пет.4:6), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния. А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему,

Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте:

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк.23:43).

Мертвые живут сознательной жизнью:

Спаситель говорил Иудеям: «Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» (Ин.8:56).

Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане:

«вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22–23).

Мертвые в загробном мире могут слышать благовестие (1Пет.4:6), понимать проповедь (1Пет.3:18–20) и вообще сохраняют полную разумную самобытность:

увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9–11).

«Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Откр.20:4).

Итак, ясно, что все Писание совершенно согласно научает, что душа отличается от тела и что она безусловно не умирает, когда разлучается с телом, но сохраняет разумность и сознание. Адвентисты утверждают, что бессмертие души выдумал диавол, что душа не отличается от тела, но есть кровь человеческого организма, и когда умирает человек, то разумность его, помышления его, сознательность его и вообще вся жизнь совершенно прекращаются. Это явно противно Божию слову, хранящемуся в Церкви. Посему должно спрашивать сектантов:

1) Что вы за христиане, что отвергаете научение Писания ветхозаветного и новозаветного о бессмертии души?

2) Мы, христиане, приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого (Евр.12:22–23), а вы к чему приступили? К самим себе, или прогнившим трупам своих главарей?

3) Была ли у Христа душа? Умерла ли она? Если умерла, то что такое снисходило во ад и проповедало «духам» (1Пет.3:18–20; 4:6), чтобы они «жили по Богу»?

Разбор возражений сектантов:

Сектанты говорят: Душа – кровь: Втор.12:23: душу можно есть.

Православный ответ: Это душа животного, его жизнь – кровь. Человек создан не так, как животные: Быт.2:7; ср. Быт.1:20,24.

Сектанты говорят: Еккл.9:2,5,9: после смерти нет никакой жизни.

Православный ответ: В книге Екклезиаста изложены мнения двух лиц: безбожника и верующего. Суждения безбожника изложены в приводимой 9 гл. Еккл., но так Соломон не учит, но он верит в загробную жизнь, как и говорит в той же книге: Еккл.12:5, 7, и о суде загробном Еккл.12:14.

Сектанты говорят: Пс.145:4: о человеке говорится: «выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его», значит загробного разумного сознания у человека нет.

Православный ответ: В Пс.145:4 говорится: «не надейтесь на князей, на сына человеческаго, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его (профтесис), т.е. все предположения, проекты, обещания сильной помощи. Ты понадеялся, а вельможа помер и надежда исчезает. «Блажен, кому Бог помощник». Но здесь о смертности души ничего не говорится, потому что это противно всему Божию Писанию.

Сектанты говорят: Пс.113:25: «Не мертвые восхвалят Господа, не нисходящие в могилу». Значит, мертвые и не живут.

Православный ответ: Это говорится о духовных мертвецах, своей нечестивой жизнью умертвивших в себе возможность благословлять Господа. Подобно тому, как глухой мертв для самых дивных звуков и слепой мертв для самых красивых видов, так и нечестивый мертв для славословия Божия. Но благочестивые не могут никогда умереть: «мы будем благословлять Господа отныне и во век (Пс.113:26), значит, бесконечно. Следовательно, не умрет душа наша никогда.

Сектанты говорят: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным»(Пс.12:4); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6).

Православный ответ: говорится о той же нравственной смерти людей греховных, не способных благословлять Господа Бога.

Сектанты говорят: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?»(Пс.87:11–12).

Православный ответ: Излагается пророчество царя Давида о нисхождении во ад (1Пет.3:18; 4:6) и проповеди душам, об этом чудесном утешении умерших.

Сектанты говорят: «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс.29:10).

Православный ответ: О плоти и крови, но не о безсмертной душе, которая, хотя и низводилась во ад, но жива была; Спасителева же душа в аду не осталась: Пс.15:9–10; ср. Деян.2:5–27.

Сектанты говорят: У Христа не было души, но только Божество.

Православный ответ: Неужели Божество скорбело в Гефсиманском саду (Мф.26:38) и нуждалось в утешении ангела (Евр.5:7; Лк.22:43). Об этой-то душе Господней и говорится: Деян.2:25 – не оставлена душа его во аде.

26. О субботе и воскресении

Беседа с адвентистами об отмене празднования ветхозаветной субботы и установлении празднования Воскресенья должна, необходимо, распадаться на две части: сначала нужно определенно доказать, что празднования суббот отменены и не соблюдающие их не осуждаются, а затем уже трактовать о Воскресении. Смешение первого и второго вопроса при беседе дает крайнюю запутанность и делает беседу безрезультатной.

В Писании говорится о праздновании очень многих праздников: субботнего дня, года, новомесячия, пасхи ветхозаветной и др. Описано также в Писании, как их праздновать, но мы их не празднуем. Почему? Очевидно потому, что все эти праздники отменены. В большинстве случаев в этих вопросах христиане не спорят: никто не требует праздновать праздник новомесячия, труб, пасхи ветхозаветной с закланием агнца. Но из всех праздников ветхозаветных некоторые люди выделяют один – субботу и утверждают, что должно ее праздновать «по заповеди».

Чтобы не ошибиться в суждении об этом, рассмотрим в Писании все, касающееся субботы.

В Ветхом Завете после сотворения мира суббота освящена, но праздновать ее пока не было приказано:

«благословил Господь седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2–3).

Первое празднование субботы после выхода из Египта:

«и покоился народ в седьмый день» (Исх.16:11–30).

Как праздновать субботу:

Ничего не печь и не варить (Исх.16:23).

Ничего не делать (Исх.20:8–10).

Не зажигать огня в жилищах (Исх.35:3).

Не носить дров (Чис.15:32–33).

Не продавать и не покупать (Неем.10:31; 13:15–22).

«не носите нош» (Иер.17:21–27).

За нарушение субботы казнь:

Казнь за собирание дров (Чис.15:32–36).

Причина установления субботы:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его... И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний» (Втор.5:12–15).

Суббота установлена только для древнего Израиля, которого освободил Господь из рабства Египетского, и предзнаменовала она новое освобождение всех людей от рабства диаволу.

Христос освободил людей от власти диаволу и спас людей Своим Воскресением. Это случилось в 1-й или 8-й день, который называется теперь воскресным и празднуется христианами.

Христос начал отменение ветхозаветной субботы, и за это Его укоряли, совещаясь погубить:

«Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:8). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).

Исцеление сухорукого (Лк.6:6).

Исцеление расслабленного (Ин.5:2–9).

Когда распространилось Христианство, уверовавшие из фарисеев навязывали христианам закон Моисеев и субботу:

«Некоторые из фарисейской ереси уверовавшие говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15:1–5).

Апостолы на Первом Соборе в 52-м году отменили закон Моисеев, а с ним и субботу:

«Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого; воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян.15:28–29).

Иудействующие еретики навязывали ветхозаветные обряды и субботу галатам, но апостол отменяет это:

«для чего возвращаетесь опять к немощным... началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы»... (Гал.4:9–10).

Жиды укоряли христиан за несоблюдение субботы, но апостол воспрещает осуждать за это:

"Никто да не осуждает вас... за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. Это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол.2:16–17).

Должно спрашивать сектантов: где вы, адвентисты, вычитали для себя приказ отбивать христиан от веры Христовой и навязывать им ветхозаветный закон Моисеев о субботе? Где Священное Писание в Новом Завете приказывает соблюдать субботу? Где в Новом Завете написано, как ее праздновать?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Заповеди Божии нужны, а в них суббота. Отменен только закон Моисеев, а не заповеди.

Православный ответ: И закон, и заповеди – все от Бога, а Моисей только передатчик: Исх.24:12; Неем.8:1,8.

Сектанты говорят: Нужно праздновать субботу, как предсказал Исаия (Ис.66:23).

Православный ответ: Здесь предсказано вообще о христианском праздновании, и это должно понимать иносказательно, иначе нужно допустить, что у христиан должны быть и левиты.

Сектанты говорят: Только 10 заповедей неизменны, остальное все можно отменять.

Православный ответ: Заповедей много и помимо десяти: Мк.12:28–31: заповеди о любви не из 10-ти, но и их должно хранить. А мстительность Божия до третьего рода, хоть и в десятословии (Втор.5:9–10), но заменена милостью.

Сектанты говорят: Христос соблюдал субботу, посему и нам должно.

Православный ответ: Христос обрезывался, неужели и нам должно?! Христос исполнил субботу: она, как установленная в память избавления Израиля от фараона, была предсказанием об избавлении людей от рабства диаволу. Это избавление совершилось в Воскресение Христово из мертвых: этот день и празднуем, вместо субботы, которая была тенью, а не самим праздником.

Сектанты говорят: Пророки требовали в субботу святой жизни, значит, суббота нужна.

Православный ответ: Православие требует святой жизни всегда: неужели все дни праздновать?

Сектанты говорят: Ис.56:1–8: все иноплеменники должны хранить субботу.

Православный ответ: Здесь предсказание, что и язычники должны быть допущены в Церковь Христову, которая не для иудеев только, но и для иноплеменников. Под субботой здесь разумеется истина Божия – вообще.

Сектанты говорят: Ис.58:12–14.

Православный ответ: Здесь о том, что ветхозаветные исполнители субботы получат исполнение обетования Божия людям, но ни слова о соблюдении субботы в Новом Завете.

Сектанты говорят: Мф.12:12: Христос учил делать в субботу добро.

Православный ответ: Неужели хоть в один день учил делать зло? Не праздновать ли нам все дни?

Сектанты говорят: Мф.24:20: Молитесь, чтобы бегство ваше не случилось в субботу или зимой. Значит, субботу празднуй!

Православный ответ: Тогда и зиму празднуй! Здесь об евреях-субботниках, которым грозило разрушение Иерусалима и бегство в горы. Но это не касалось Апостолов, которые ушли из Иерусалима (Деян.8:4) согласно Господней заповеди (Мф.24:16; Мк.16:15), и всех христиан не коснулось разрушение Иерусалима и бегство жителей его, как доказывает это история.

Сектанты говорят: Деян.13:42–48: Ап. Павел и язычники чтили субботу, значит, и нам нужно.

Православный ответ: Это было от того, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:21) и так как ап. Павел, проповедуя, говорил от ветхозаветных писаний, то и собрания были там, где собирались чтители субботы. Но здесь нет приказа соблюдать субботу.

Сектанты говорят: Лк.23:50. Евангельские женщины в субботу оставались в покое, по заповеди. Значит, нужно и нам субботствовать.

Православный ответ: Женщины субботствовали по заповеди: Исх.16:23; 20:8–10; 35:3; Чис.15:32–33; Неем.10:31; 13:15–21; Иер.17:21; Чис.28:9–10. Адвентисты, конечно, так не соблюдают, как женщины, значит, этот пример не по ним.

Сектанты говорят: Но вопрос – почему весь закон Ветхий не соблюдаете, например, не приносите жертв, адвентисты говорят, что закон весь отменен, а сохранены только заповеди.

Православный ответ: Закон Моисеева и заповеди не отличаются друг от друга: заповедями очень часто называются в Писании жертва и все, что адвентисты называют законом: «Вот заповеди»: Лев.27:34: посвящение Богу людей, животных и оценка последних.

После обстоятельного разбора празднования субботы и упорного требования от адвентистов указать, где приказано в Новом Завете соблюдать субботу, сектанты обычно вопрошают, где приказано праздновать Воскресенье. Отвечать должно обстоятельной, обоснованной речью, или новой беседой.

О воскресении

Мы празднуем Воскресенье, т.е. первый или восьмой день недели. Почему? Всегда христиане праздновали этот день. До равноапостольного царя Константина об этом свидетельствуют древнейшие писатели: Ориген (255 г.), Тертуллиан (†220 г.), Климент Александрийскй (†220 г.), Мелитон Сардийский (†166 г.), Игнатий Богоносец (†115 г.). Книга: Учение 12 Апостолов – 97 г. Правило св. Апостолов 64-е; ап. Варнава; Деян.20:7.

Предсказание о воскресном дне:

«И знаменит у них будет день, в который Я прославлю Себя, говорить Господь Бог» (Иез.39:3).

«Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс.117:21–25).

Празднование первого и восьмого дня началось со дня Воскресения Христова и явления Апостолам и женам мироносицам: Христос в воскресенье являлся:

женам (Мф.28:9).

Марии Магдалине (Мк.16:9).

Петру (Лк.24:34).

Клеопе и Луке (Лк.24:13–32).

одиннадцати, без Фомы (Ин.20:19).

одиннадцати с Фомой (Ин.20:26).

Где же вы, адвентисты, в Писании увидали запрещение праздновать воскресный день? Неужели предсказания о сем дне не должны сбыться? Неужели до вас не было христиан.

Разбор возражения сектантов

Сектанты говорят: Царь Константин завел празднование Воскресения.

Православный ответ: Празднование Воскресенья было и до царя Константина, а он лишь издал указ, чтобы все в его государстве, даже и язычники, уважали празднование христианами Воскресенья.

Сектанты говорят: Где сказано, что должно праздновать Воскресенье?

Православный ответ: А где сказано, чтобы праздновать Пасху? – Нигде в Писании. Неужели отменить ее?!

Конец и Богу нашему слава !


Источник: Оружие правды : Конспект для ведения противосектантских бесед. Приложение к «Доброму исповеданию» / Николай Варжанский. – Джорданвилл, США : Тип. прп. Иова Почаевского, 1993. - 137 с. (Перепечатано со 2-го изд. проф. прот. Неофита Любимова, М., 1911.).

Комментарии для сайта Cackle