протоиерей Олег Стеняев

Беседа 27. Знамения Пришествия Христова

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», изучение Евангелия от Матфея. Сегодня предстоит рассмотреть 24-ю главу, с 23-го по 51-й стих. Темы этой беседы: Знамения Пришествия Христова и Необходимость бодрствовать в ожидании Пришествия Христова.

Читаем 23-й и 24-й стихи:

Мф.24:23–24. «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».

Здесь мы должны обратить внимание на то, что «лжехристы и лжепророки» постараются «прельстить, если возможно, и избранных», то есть это не будут некие мелкие, или даже крупные, ряженые мошенники, похожие на Грабового, Виссариона или Муна. В последних может уверовать или человек с больной психикой, или верующий, совершенно не знакомый даже с основами христианства на уровне детской воскресной школы. Но эти «лжехристы и лжепророки» прельстят «и избранных», то есть это будет совсем другой, более изощренный способ обольщения, они «дадут великие знамения и чудеса». Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?»407 Иными словами, соблазны последнего времени будут настолько изощренные, что в предшествовавшие времена даже не имели представления о подобном. Об антихристе сказано: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр.13:13). Таким образом мы устанавливаем, что и в случае с антихристом, и в случае с лжехристами, и с лжепророками, то, что их будет объединять, – так это «великие знамения»; но это будут не фокусы типа того, что делает Давид Копперфильд, чудеса антихриста и его приспешников будут «по действию сатаны… со всякою силою…» (2Сол.2:9). Евфимий Зигабен пишет о связи антихриста с лжехристами и лжепророками: «Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки»408.

Истолковывая стих 23-й: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там», – Иероним Стридонский пишет: «Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они – Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира»409. Очень существенное уточнение: «Но лучше это понимать в отношении к концу мира», – ведь лжехристы и чудотворцы от иудаизма I–II веков, как известно, никаких великих знамений и чудес не сотворили. Сказано: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:13–16).

Все эти «грабовые», «виссарионы», «кашпировские» и всякие «лонги» – они играют в мистику, магию и колдовство, но в действительности из себя ничего особенного не представляют. Подобно сыновьям Скевы, они играют в сатанизм, не замечая того, что сатана уже играет их судьбами и душами. Но главное представление впереди…

И далее мы читаем:

Мф.24:25–26. «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте».

Слова: «Вот, Я наперед сказал вам» – неужели они относятся к апостолам, и, следовательно, неужели их, живых свидетелей Иисуса, можно заманить в какие-то пустынные места и тайные комнаты в поисках Христа? Разрешая это недоумение, Евфимий Зигабен пишет: «Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам»410. У самих апостолов было более чем правильное представление о Христе, «потому что не плоть и кровь открыли» им тайну Христа как Сына Божия, «но Отец… Сущий на небесах» (Мф.16:17).

Однажды я беседовал с Сергеем Торопом (Виссарионом) и спросил его:

– А Вы уже начали исцелять, или хотя бы ходить по водам? 

Без всякого смущения российский лжехристос из Минусинска ответил:

– Вы слишком завысили, и даже очень, Христа и Его возможности. Все было намного проще, как теперь.

Представления о Пришествии Христовом у людей совершенно различны. Так называемые «свидетели Иеговы» говорят о невидимом присутствии Христа, индусы верят в Его Пришествие как в реинкарнацию, для Виссариона и Муна – это новое рождение от новых родителей. И предупреждение Христа: «если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте» – это предупреждение от неких «местечковых» лжехристов, которые время от времени появляются в нашем мире, погремят и пошумят – и пропадают в адском небытии.

Предупреждая о подобных тайных (эзотерических) «христах», Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников или в сокровенных учениях (dogma-tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божии, то не выходите, не верьте»411. Да! Именно любопытство и тяга к неким тайным учениям смутила и погубила многих людей. Но вчитайтесь в страницы Нового Завета – и вы удивитесь той простоте повествования, божественной простоте слога и поэтики евангельского текста. Ведь эти Евангелия диктовал Марку – рыбак Петр, их писали мытарь Матфей, лекарь Лука и синагогальный служка Иоанн. В описании евангелистов истинное Пришествие Христа не будет сопровождаться локальными чудесами, но просто будет – ЧУДЕСНО!

И мы читаем далее:

Мф.24:27. «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».

Блаженный Иероним предлагает нам экклезиологическое истолкование данного стиха: «Не выходите, не верьте, что Сын Человеческий пребывает или в пустыне язычников, или в тайных убежищах людей, отделившихся от Церкви (haereticorum); но его учение (fides) блистает от востока до запада в Церквах вселенских»412. Эти слова напоминают известный библейский стих, где говорится о том, что служение Иерусалимского Храма после отвержения иудеев распространится в формате Христовой Церкви по всему миру. Сказано: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Далее блаженный Иероним Стридонский предлагает уже эсхатологическое истолкование этого же стиха: «Должно сказать также и то, что Второе Пришествие Спасителя должно обнаружиться в славе, а не в уничижении подобно Первому. Таким образом, неразумно искать в месте малом или скрытом Того, Который есть свет всего мира»413. И действительно, Первое Пришествие Христово было в уничижении, об этом свидетельствует и известный стих из пророка Исаии: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Да и само окружение Иисуса из Назарета – это бедняки, рыбаки и пастухи. Его собственная работа – ремесло плотника. Его семья – обнищавшие потомки царя Давида.

Лишь отдельные представители религиозного и политического истеблишмента, члены аристократических семей решались на встречи с Ним, но только тайные. Эта категория учеников получила наименование «тайные ученики Иисуса Христа». Это член синедриона «именем Никодим, один из начальников Иудейских» (Ин.3:1), «Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» (Ин.19:38) «и некоторые (богатые – О.С.) женщины… Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк.8:2–3).

Сам Христос был нищим, и после Его смерти Его похоронили в чужом гробе. Сказано: «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк.9:58).

Но Его Второе Пришествие – «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» – будет явлено всему миру и повергнет некоторых людей в страх и ужас. Сказано: «Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его» (Ис.2:10). Люди будут искать для себя защиты и бросятся «в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис.2:19). Слова: «Иди в скалу и сокройся в землю», «в расселины скал и в пропасти земли» – могут означать обычные бомбоубежища. Возможно, что Пришествие Христа со множеством святых и Ангелов будет воспринято некоторыми безбожниками (атеистами) как вторжение инопланетной расы, решившей поработить Землю. Сказано: «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах.14:7).

И далее мы читаем:

Мф.24:28. «ибо, где будет труп, там соберутся орлы».

Блаженный Феофилакт предлагает следующее истолкование данного стиха: «Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место: тогда Он явится во мгновение. И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер»414.

Евфимий Зигабен более точно раскрывает мысль стиха и дополняет Феофилакта: «Это говорит относительно тех, которые будут тогда сопровождать Его. Их Он уподобил орлам, как парящих на высоте добродетелей и возвышенных, а Себя – трупу, как Собирателя таких орлов и как духовную их пищу и вечную жизнь»415. Лука (17, 37) вместо труп (πτωμα – птома) поставил тело (σωμα сома). Но евхаристически приемлемо и слово тело, и слово труп. Сказано: «сие есть Тело Мое» (Мф.26:26); и еще: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10).

Блаженный Иероним опять предлагает нам экклезиологическое истолкование: «Но под мертвым телом, то есть πτώμα, что на латинском языке выражается словом труп (cadaver), потому что оно падает (cadat) вследствие смерти, мы можем понимать страдания Христовы, к которым мы прививаемся, чтобы где только в Священном Писании не читается о них, мы согласно собирались и через них могли приходить к Слову Божию»416. – Это призыв к регулярному изучению Священного Писания в Церкви, «где только в Священном Писании не читается о них, мы согласно собирались». Возможно, блаженный Иероним имеет в виду дни, когда в храмах совершалось Таинство Евхаристии, и читались слова о смерти Господа. Сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Вот такая интересная палитра истолкований святых Отцов, когда, говоря о будущем, они имеют в виду настоящее; говоря о прошедшем, свидетельствуют о будущем. Поистине святые Отцы как орлы парят над библейскими текстами и, обозревая их, дают нам духовную пищу во благовремение.

И мы читаем далее:

Мф.24:29. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются».

Евфимий Зигабен пишет, объясняя слова «после скорби дней тех»: «Сократит и это искушение Бог ради избранных Своих. Скорбь здесь разумеется та, которая произойдет от антихриста и его обольстителей и которая будет удручать благочестивых»417.

Блаженный Иероним Стридонский пишет, объясняя слова «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются»: «Солнце и луна помрачатся и не дадут света своего, и прочие светила упадут с неба, и силы небесные придут в движение не вследствие уменьшения света (в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший), а вследствие того, что по сравнению с истинным светом все будет тенисто, темно по виду»418. Словами «в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший» Иероним указывает на пророчество Исаии, где действительно сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26). Словами «по сравнению с истинным светом все будет тенисто» объясняет – истинный свет, это тот самый свет, который был уже до сотворения солнца, луны и звезд, – «день один» (Быт.1:5). То есть «день» – первый; а «один» – Господь, как и сказано: «Ты один Бог… сотворил небо и землю» (4Цар.19:15).

О создании первозданного света сказано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Свет был сотворен прежде всего, но, так как свет не есть субстанция самостоятельная, он должен быть к чему-то применим, то есть что-то освещать. Тут-то и возникает вопрос: зачем он был создан и потом сокрыт, на что указывал… и почему значительно позже сотворяются солнце, луна и звезды – как бы альтернативные формы света? Свет тварный, созданный в первый день («день один»), обозначил конечную цель сотворения мира – Свет нетварный (Свет Фаворский). И когда Христос в Своем Втором Пришествии будет входить в этот мир, то «покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме» (Ис.24:23). Сокрытый первозданный свет сокрыт для праведных, дабы быть утешением для них в Раю. И только немногие святые сподобляются созерцать нетварный Свет еще при этой жизни. Сказано: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф.17:1–2); а со слов очевидца Петра: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3). Таким во славе и величии, осеняемый светом ярче солнечного и в одеждах белых, «как снег», Господь Иисус Христос сойдет на Землю.

Блаженный Иероним Стридонский далее пишет: «Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возожженные для сияния ночью, – если все эти силы (а в этих силах мы видим множество Ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде [или: Судии]»419.

Слова «поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде» – означают, что перед Пришествием Сына Божия устыдятся не только солнце и луна, но и любой святой и праведный окажутся в тревоге при виде величия Судии – Господа Иисуса Христа.

И далее мы читаем:

Мф.24:30. «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Что такое «знамение Сына Человеческого на небе», которое будет предварять Его Пришествие – «грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»?

Блаженный Феофилакт пишет: «Тогда явится в обличение иудеев на небе Крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея Крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому, как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. “Тогда восплачутся все племена” иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с Крестом, то, значит, и с великой силой и славой»420.

Подобно и у Евфимия Зигабена: «Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить, прежде всего, иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог»421. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).

Доказывая, что Крест на небе будет ярче солнца, святитель Иоанн Златоуст резонно замечает: «Он не явился бы (то есть не был бы виден. – О.С.), если бы не был гораздо светлее солнечных лучей»422.

Мы подошли к очень важному открытию из слова Божия – есть ТРИ знамения Христа о Себе Самом:

1. Для современников земной жизни Господа Иисуса Христа знамением было его Воскресение из мертвых. Сказано: «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39–40); и еще: «На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей (то есть имея в виду Свое Тело. – О.С.), и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:18–19).

2. Для нас, живущих в XXI веке, знамением остается святое Евангелие. Которое написанное в Духе Святом, и от дня Его Воскресения до Второго Пришествия является самым веским свидетельством о Христе, оставленное нам самоочевидцами Слова, то есть апостолами. Церковь и называется Апостольской, потому что она основана на их свидетельстве о Христе. Сказано: «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:7–9).

3. Для поколения во дни Второго Пришествия Христова – это будет знак Креста на небесах. Знак надежды для одних и знамение, знак осуждения – для других.

И далее мы читаем:

Мф.24:31. «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».

Блаженный Иероним пишет: «Об этой трубе и апостол говорит, и в Апокалипсисе Иоанна мы читаем. И в Ветхом Завете дается повеление приготовить трубы, кованные из золота, серебра и меди, чтобы они возвещали высочайшие тайны учений»423. И действительно, у апостола Павла мы находим слова: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Сол.4:16); а в Апокалипсисе сказано: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда» (Откр.4:1). То есть звук трубы из уст Архангела Гавриила – есть призыв для верных взойти на небо, в сретение Господу нашему Иисусу Христу. – Воскресшие христиане возносятся в сретение Господу, дожившие до этого события преображаются и тоже возносятся в сретение Господу. Сказано в Послании апостола Павла: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:51–54).

И далее мы читаем:

Мф.24:32–33. «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Через сравнение с деревом Он научил (как) узнать приближение кончины [мира]. Как в том случае, когда стебельки смоковницы становятся нежными и почки раскрываются в цветок, из-под коры показываются листья, вы узнаете о приближении лета, о наступлении времени теплого западного ветра и весны (Favonii et Veris); так и тогда, когда вы увидите исполнившимся все сказанное (scripta), не думайте, что уже приблизилась кончина мира; это только как бы приступ и некоторые предшественники появились, чтобы показать, что она уже близко, уже при дверях»424. То есть мы не сможем даже при совпадении многих признаков конца света, оставленных нам Христом и пророками, точно утверждать, что уже конец: «не думайте, что уже приблизилась кончина мира; это только как бы приступ и некоторые предшественники появились, чтобы показать, что она уже близко, уже при дверях». Но само ощущение близости конца мира бывает необходимо, ибо сказано: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд.1:23). Впрочем, как мы уже выяснили из сегодняшней беседы, не только мир природы испытает страх и стыд перед Лицом Господним в день Его Второго Пришествия, но и праведные и святые люди. Как поется в одном древнем латинском гимне «Deus Irae»:

Царь величья неземного,

Ты, спасающий святого,

Не оставь меня в день судный…

Кто спасет от кары строгой,

Ведь и праведный в тревоге.

С другой стороны, весть о приближении Христа в реальность этого мира – это и евангельская весть надежды на великие перемены, когда все несовершенные системы власти правления антихриста рухнут и будет установлен теократический порядок, о чем христиане на всей планете и просят Бога: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10).

И далее мы читаем:

Мф.24:34. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет».

Слова: «не прейдет род сей» – означают второй мир, род, приготовленный для всецелого уничтожения в огне, в отличие от первого мира, рода, погибшего в водах Потопа. Сказано: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:7, 10). – Это сказано в эсхатологическом смысле, в применении к последним временам, но есть и прямой смысл слов: «не прейдет род сей, как все сие будет» – блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «…Другие относят “все сие” только к “не прейдет род сей”, то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом»425.

И действительно, если эти слова были сказаны Христом в 33-м году, то уже в 70-м году, 9-го Аба, Иерусалимский Храм был разрушен, и народ иудейский подвергнут жесточайшему истреблению. Дистанция между пророчеством и его исполнением – всего тридцать семь лет. Таким образом, слова «не прейдет род сей, как все сие будет», – исполнились буквально. Сказано: «Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). Произнеся слова «нет у нас царя, кроме кесаря», через 37 лет они и оказались в руках кесаря Тита, и он показал им, какая разница между Царем Небесным и кесарем земным. Это не первый случай, когда иудеи отвергали Царя Небесного во имя царя земного, так было и во дни пророка Самуила. Сказано: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:6–7). Во всех таких случаях Господь Бог строго наказывал иудеев, и последнее наказание длится почти две тысячи лет…

И далее мы читаем:

Мф.24:35–36. «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Блаженный Феофилакт предлагает следующее истолкование: «Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться»426. Сказано: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19). Слово Бога обладает действенностью. Если слова человека показывают его желания, то Слово Бога есть приказ, оно не обсуждается и не подвергается сомнению. Оно всегда сильнее любого человеческого слова, и, выбирая между словом Бога и словом человеческим, мы должны последовать апостолам, как сказано: «И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:18–19).

И далее читаем:

Мф.24:37–39. «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого».

Здесь мы видим, как Христос Сам проводит параллель между гибелью первого и второго мира. Обращают на себя внимание слова: «ели, пили, женились и выходили замуж». Но разве в этом есть что-то греховное? Значит, они не так ели, не так пили и не так «женились и выходили замуж»! Сразу обращает на себя внимание ремез (намек): если сказано «женились», для чего внешне излишнее дополнение «и выходили замуж»? Это значит, что царил матриархат, и женщины брали за себя мужчин («выходили замуж») так же, как и мужчины «женились». То есть царил дух эмансипации и феминизма, что характерно и для нашего времени. Сказано: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11–12). Слова «растлилась пред лицем Божиим» означают идолопоклонство (в применении к современной жизни): поклонение сильным личностям, правителям, лицедеям (актерам и музыкантам) и спортсменами. Слова «и наполнилась земля злодеяниями» означают рост преступности; а слова «и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» – означают распространение гомосексуализма и лесбиянства; слова «всякая плоть» – зоофилия. Слово «пили» – означает разул пьянства и наркомании, то есть всего одурманивающего и опьяняющего. Сказано: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачт» (Притч.23:31–34). Слова «ели» означают, что ели  скоромное, не соблюдая посты, или ели мясо с кровью.

На Апостольском Соборе в Иерусалиме постановили: «А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда» (Деян.21:25). В Законе Божием сказано: «потому что душа тела в крови» (Лев.17:11).

Однажды я наблюдал, как один резчик скотины, зарезав свинью, отцедил ее кровь в кружку и залпом выпил. Я спросил его, для чего он это сделал, и он ответил, что кровь пьянит его. Понаблюдав за ним, я заметил, что его глаза, лицо налились кровью и весь вид стал свинообразным. Я понял, что этот человек не может даже называться христианином. Православный не может есть кровяную колбасу, «кровавый» бифштекс, жарить кровь и, тем более, пить ее. Ведь еще Ною, родоначальнику человеческих рас, был дан Богом закон о крови: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:3–4).

Правило 67-е шестого Вселенского Собора предлагает извергать из сана тех священников, которые вкушают кровь; в случае с мирянами – их отлучали от Церкви.

Мир, в котором мы с вами живем, поразительно напоминает мир перед Потопом, и поэтому слова Христа более чем актуальны: «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого».

Блаженный Феофилакт пишет: «Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира»427. – Скептицизм по отношению ко всему религиозному, гедонизм, разврат всех мастей, феминизм, жестокость, грубость и любовь к застольям – вот характеристика последнего времени. Сказано: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1–5).

Необходимость бодрствовать

в ожидании Пришествия Христова

И мы читаем далее:

Мф.24:40–42. «тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».

Блаженный Феофилакт пишет: «“Тогда”, говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению»428. – И действительно, никто не поставлен в неудобное положение по отношению к спасению: ни взрослый, ни ребенок, ни мужчина, ни женщина, ни иудей, ни эллин. Сказано о Церкви: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11); и еще: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Призыв: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» предваряют притчу: О хозяине и работниках.

И далее мы читаем:

Мф.24:43–44. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

Человек хозяин своей жизни, но есть больший нас Хозяин. Мы объявили Его добро своей собственностью и смотрим на Него, как на «вора». Но жизнь так устроена, что, хотим ли мы или нет, встреча с Хозяином состоится, и мы должны бодрствовать, чтобы не пропустить этот момент.

И далее мы читаем:

Мф.24:45–47. «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его».

«Верный и благоразумный раб» – это христианский пастырь, воспитатель собственных детей, христианин начальник, любой христианин, который доставляет духовную и обычную пищу всем, готовым принять ее «во время». Впрочем, сказано: «проповедуй слово, настой во время и не во время» (2Тим.4:2); и еще: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себ» (Иак.2:15–17).

Блаженный Феофилакт пишет: «Таков был Павел, бывший прежде хулителем, а потом ставший верным служителем. То он напоил молоком одного, то возвещал премудрость другому; он был и разумен, зная замыслы врага. Таков должен быть и всякий, что-либо получивший от Бога, – имение, власть или начальство. Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет»429.

И далее мы читаем:

Мф.24:48–51. «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию»430.

Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк.12:37). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире.

Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать «и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами», то наказание не замедлит. Сказано: «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Да не будет такого с нами!

Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим.8:24), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

Спаси вас Христос!

* * *

407

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.24:23–24. (?)

408

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:23–24. (?)

409

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:23–24. (?)

410

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:25–26. (?)

411

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:25–26. (?)

412

Там же. Толкование на Мф.24:27. (?)

413

Там же.

414

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.24:28.

415

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:28.

416

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:28.

417

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:29.

418

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:29.

419

Там же.

420

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.24:30.

421

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:30.

422

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 251.

423

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:31.

424

Там же. Толкование на Мф.24:32–33.

425

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.24:34.

426

Там же. Толкование на Мф.24:35–36.

427

Там же. Толкование на Мф.24:37–39.

428

Там же. Толкование на Мф.24:40–42.

429

Там же. Толкование на Мф.24:45–47.

430

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:48–51. (?)


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 26. О кончине века протоиерей Олег Стеняев

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 28. О разумных и неразумных девах протоиерей Олег Стеняев

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов... протоиерей Олег Стеняев

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 54. Евангелие от Матфея, глава 15, 10–20. «Что сквернит человека» протоиерей Олег Стеняев

5. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

6. Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения архиепископ Аверкий (Таушев)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Искариот профессор Александр Павлович Лопухин

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Исмаил профессор Александр Павлович Лопухин

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Валентина профессор Александр Павлович Лопухин

10. Письма – 352. Как относиться к родным, живя в монастыре преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle