протоиерей Олег Стеняев

Беседа 26. О кончине века

Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам.

То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства.

И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.24:15. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» .

Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге «мерзость запустения» (Дан.9:27; 11, 31; 12, 11). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:4).

С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало (1Ин.2:18). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).

Последний антихрист сам сядет, как «глава» всех религий, в Храме – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 4). – Вот это и будет означать «мерзость запустения… стоящую на святом месте». Само греческое слово бделугма мерзость») означает что-то нечистое и вызывающее естественную брюзгливость. Еврейский эквивалент этого слова означает языческую и сексуальную нечистоту, то есть блуд духовный. Такая атмосфера будет царить во дни сына дьявола, антихриста. Но это будет и попытка синтеза религии и политики, греха плотского (разврат) и духовного (ереси). Кстати, Новый Завет относит ереси к делам плоти. Сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси» (Гал.5:19–20). То есть неистовство плоти порождает неистовство духа, особенно тогда, когда одержимый страстью не последовал библейскому совету: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2); и еще: «Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9).

Блаженный Иероним писал: «Апостол сказал также, что князь беззакония, враг восстанет против всего, называемого Богом, и осмелится сесть в храме, выдавая себя за Бога. Но когда дело сатаны будет завершено, пришествие Христа разрушит всех, восстающих против Него»395.

Большая часть святых Отцов считают, что антихрист воссядет не только в Иерусалимском Храме, но его власть и влияние распространится и на христианский мир, и на другие религии, особенно на веру иудеев. Сказано: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7).

По отношении к тем христианам, которые не признают его и скроются в пустынные места, он применит хитрую тактику. Сказано: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:15–17). Слова: «воду как реку, дабы увлечь ее рекою» означают не мелиорацию пустыни, а ереси, «воду как реку» – то есть среди жажды слова Божия (вода – один из символов Библии – Ин.7:38) он (антихрист) сымитирует слово Божие, «дабы увлечь… рекою» – потоком ложных истолкований и комментариев – народ Божий.

Но прежде всего антихрист возглавит конфедерацию десяти европейских государств (Евросоюз). Сказано: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан.7:24–25). – То есть его, антихриста, царство будет три с половиной года («до времени и времен и полувремени») – так будет соблюдено равновесие справедливости: три с половиной года проповедовал Сын Божий, такое же время будет и для царства антихриста. Дабы свободная воля рода человеческого совершенно определилась или в добре, или во зле.

Антихрист выйдет из шумного, как волны морские, мира политики. Сказано: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр.13:1). Слова «с семью головами» означают неприятие благодати и борьбу с правом Церкви совершать святые Таинства. Слова «и десятью рогами» означают, что он (антихрист) будет бодаться, враждовать с Синайским Декалогом (10-ю Заповедями Божьими). «Десять диадим» – это претензия на управление землями бывшей Римской империи. «Выходящего из моря» – то есть из мира политики; а «имена богохульные» – подчеркивают секулярный характер его управления, как бы индифферентный по отношению к любой религии. В действительности его религией будет нарциссизм – влюбленность в самого себя. Он будет ненавидеть Бога, и дьявола (своего отца), и свой собственный нарциссизм, и весь мир.

Церковь антихриста будет представлять из себя синкретическое смешение разных верований, ересей и религий: язычества и харизматизма, шаманизма и магизма. Сказано: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов» (Откр.17:3–7).  Слова: «держала золотую чашу в руке своей» – указывают на лжетаинсва, которые будут совершаться в «церкви лукавствующей». Словосочетание: «я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее» – есть тайна того, что бывшая Церковь Невеста превратилась в свою противоположность, в церковь блудницу. Если Церковь Невесту Христос (Жених) носил на руках, то теперь, растленная зверем, она оказалась в положении «жены сей и зверя, носящего ее».

Неверная жена или невеста… Отступничество (апостасия) начнется с тех, кому будет от чего или, вернее, от Кого отступать, – то есть с христиан. Сказано: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Сол.2:3).

В это время против Израиля восстанут народы и племена, возможно потому, что в иудеях будут видеть апостолов антихриста. Сказано: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог (то есть, по истолкованию Иосифа Флавия, блаженного Иеронима и других, территория современной России): Скифия. – О.С.), князю Роша (то есть правителя Русского. – О.С.), Мешеха и Фувала (Малая Азия. – О.С.), и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов (то есть современные Иран, Ирак и Афганистан. – О.С.), Ефиоплян (то есть современный Судан. – О.С.) и Ливийцев с ними… от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою» (Иез.38:2–6). Военный альянс заставит Израиль искать поддержки у Евросоюза, восстановленной Римской империи. Скорее всего, Израиль как государство вольется в империю антихриста, и он обеспечит иудеям защиту от русско-арабского военного союза православных христиан и мусульман против иудеев.

Начатые повсеместно «арабские восстания», возможно, подводят нас к этим временам. Вить все чаще, именно Россию называю главным переговорщиком в Восточных конфликтах. Возможно, что восстановление Иерусалимского Храма, начнется в честь победы сил антихриста (Евросоюза) и Израиля, против Гога и Магога. Но когда антихрист «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол.2:4), иудеи придут в ужас от того, что основополагающий принцип их веры оказался под сомнением. Антихрист окажется телесным «богом» и видимым… 13 догматов веры Маймонида учат, что Бог «без образа, нет плоти никакой, и не постичь нам святости такой»396.

В эти дни и начнут проповедь против антихриста два пророка, сошедшие с Небес, – Енох и Илия. Сказано: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр.11:3). Через их проповедь мир распознает зверя-антихриста, его подлинные чувства и намерения. О реакции иудеев на проповедь пророка Илии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6). Слова: «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам» – свидетельствуют о том, что иудеи отвергнут свои заблуждения и исповедают Иисуса Господом и Сыном Божиим, «и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10).

Таким образом, авангард антихриста его «апостолы» перейдут на сторону Христа и Его Церкви. Возможно, что именно тогда и произойдет примирение евреев с арабской нацией, и дом Сима обретет искомое столько лет единство всех чад Авраама – и Исаака и Измаила.

Основанием для последнего предположения служит текст из 25-й главы Книги Бытия, 9-й стих: «И погребли его (то есть Авраама. – О.С.) Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле» – то есть Измаил признал первенство Исаака, поэтому имена и даны в такой последовательности. В случае с погребением Исаака имена погребавших сыновей даются в ином порядке, по отношению к благословению и обетованию. Сказано: «и погребли его его (то есть Исаака. – О.С.) Исав и Иаков, сыновья его» (Быт.35:29) – то есть Исав останется противником Израиля.

В этом смысле, возможно, что однажды арабы (Измаил) признают первенство евреев (Исаака), и будут едины и потомки Сима, и Иафета. Сказано: «некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:10). Не только сыны «Иафета… вселится он (то есть они. – О.С.) в шатрах Симовых…» (Быт.9:27), но и Хам возрастет в Господе, ибо сказано: «благословен народ Мой – Египтяне» (Ис.19:25).

Во время недавних событий в Каире на площади Тахрир, когда правительственный ОМОН и переодетые полицейские атаковали разгневанный народ, во время намаза христиане защищали мусульман, окружив их кольцом, а во время христианских молебнов уже мусульмане защищали христиан от ОМОНа и провокаторов в штатском. Я видел видеозапись подобных действий египетских христиан и мусульман, показанную мне туроператором «Пегас» Мухаммедом Эльвакия.

И далее мы читаем:

Мф.24:16. «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» .

Эти слова возвращают нас в I век от Р.Х., Христос пророчески обращается к иудеям, будущим защитникам Иерусалимского Храма, смысл этих слов таков: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» – то есть увидите Храм захваченным и Святое святых – оскверненное гордым Титом, и это означает – ВСЁ! Защищать нечего, Божий Храм захвачен, осквернен и сожжен, и «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».

В духовном смысле это означает, что если отдельные Поместные Церкви, епархии, храмы окажутся в руках еретиков, объятые пламенем адских заблуждений и ересей, то верные обязаны оставить такие Поместные Церкви, епархии и приходы и – «да бегут в горы». – Как Лот, покинув неистовый во грехах Содом, бежал в горы. Сказано: «Когда же вывели их вон (то есть Лота и его семью. – О.С.), [то один из них] (то есть из Ангелов. – О.С.) сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17). Когда храмы обратятся в капища антихриста, когда святые алтари осквернят еретики, как нечестивый Тит осквернил Святое святых, да имеем надежду спасаться на горе, или в пещере, наступят дни катакомб. Церковь как бы вернется к истокам, чтобы во дни жесточайших гонений пережить новую Пятидесятницу. Сказано: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28). Именно новые катакомбы и породят новую Пятидесятницу. Во дни антихриста Дух Святой, при отсутствие духовников и наставников, при невозможности найти и прочитать Библию (Ам.8:12), Сам «Утешитель… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26), – учит Господь Иисус Христос.

И далее мы читаем:

Мф.24:17. «и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего».

Святитель IV века, латинский учитель Иларий Пиктавийский так истолковал данный и последующий стихи: «Кровля – вершина дома, достойное завершение цельного жительства. Ведь нельзя даже сказать, что дом существует, если у него нет кровли. И тот, кто утвержден на кровле своего дома – то есть в совершенстве своего тела, обновленного возрождением, возвышенного Духом и доведенного до совершенства принятием Божественного дара, не должен позволить себе внутри соблазниться телесною страстью и опуститься до греховного желания низменных вещей мира сего или упасть с вершины кровли…

Мф.24:18. «и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» .

…Это значит, что человек, занятый исполнением заповедей, не должен возвращаться к своим прежним заботам и даже желать одежды для тела своего, дабы не оказаться вновь носящим ветхие одежды греха, в которые когда-то он был облачен»397.

То есть мы не должны оставлять того уровня в духовном развитии которого достигли с Божией помощью. Написано: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).

Слова: «не благонадежен для Царствия Божия» означают, что таковой не может быть служителем Царствия Божия (диаконом, пресвитером или епископом), но не означают потерю такового для жизни в Раю. Ибо сами слова: «не благонадежен» указывают на некоторую степень доверия, уже оказанного. То есть могут быть и сомнение, и желание отбросить все приобретенное в Боге и вернуться к прежней жизни, у кого она была.

Сказано: «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Ин.21:3). Это был час искушения, сомнения и даже неверия. Призванные словами: «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк.1:17), – и вот старший из них, Петр, говорит: «иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою». Что, все было напрасно и теперь можно вернуться к старому ремеслу? Нет! Так не бывает! Сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4–6). Почему «невозможно»? А разве для Бога есть что невозможное? Это надо понимать так, что Бог не хочет, но не не может. Ибо Бог ревнив, как сказано: «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24); и еще: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» (Пс.78:5).

Слова: «да не обращается назад взять одежды свои», по истолкованию Златоуста, означают следующее: «Хорошо, говорит, если спасется хотя с нагим телом. Поэтому и находящимся на кровле не позволяет войти в дом, чтобы взять одежды, показывает неизбежность зол и чрезмерно великое несчастье и то, что впавший в него необходимо должен погибнуть. По той же причине прибавляет, что и находящийся в поле да не возвращается взять одежды свои. Если и находящиеся в поле бегут из него, то тем более не должно возвращаться тем, которые вне дома»398.

Главная мысль этих слов святителя Иоанна: «если спасется хотя с нагим телом» – то есть характер гонений во дни антихриста будет носить не только политический, религиозный, но и экономическо-социальный характер. И здесь, на мой взгляд, «кто на кровле» – это христианин, достигший ко дням воцарения антихриста, высокий общественно-социальный статус, а «кто на поле» – христианин с низким общественно-социальным статусом. Но и тот и другой призываются оставить все, и не сохранять или не улучшать свое социальное положение ценою компромиссов с новой администрацией антихриста. А проблемы подобного характера будут, так как сказано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16–17).

Спасаясь от печатей антихриста, которые будут означать присягу на верность антихристу и всему тому, что за ним стоит, позволительно спасаться и бегством, не оборачиваясь назад. Сказано: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк.17:32) – то есть то, что с ней произошло, когда она «оглянулась… и стала соляным столпом» (Быт.19:26).

И мы читаем далее:

Мф.24:19. «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!».

Здесь мы должны, выяснить, о какой беременности или кормлении сосцами рожденного младенца идет речь. Ведь бывает и беременность грехами. Сказано: «Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс.7:15).

Святитель Иларий Пиктавийский так и истолковал 19-й стих из 24-й главы Евангелия от Матфея: «…этим Он показывал отягощенность душ, наполненных грехами, отягощенность, которая мешает им избежать бури гнева, уготованной для них, будь они на кровле или поле. Страдания по самой природе сопровождают беременность, и никто в этом мире не появлялся на свет без того, чтобы все тело не содрогалось. Так и души, если окажутся в таком положении (то есть обремененные грехами. – О.С.), будут и далее пребывать и в тягости, и в страдании»399. Словами «Он показывал отягощенность душ, наполненных грехами» Иларий как бы призывает: покайтесь и разрешитесь от греха, пока время благоприятствует, ибо кто не успеет, то в те дни антихриста «души, если окажутся в таком положении, будут и далее пребывать и в тягости, и в страдании».

Кто-то спросит: а какое время наиболее благоприятное для покаяния? Сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). День спасения – он теперь и сейчас. Завтра может и не наступить. Да и сам смысл нашего земного существования – успеть до момента физической смерти примириться с Богом.

В Книге Иисуса сына Сирахова сказано: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир.12:26–27). В этой же Книге мы читаем: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость. Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение. Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти» (Сир.19:20–22).

Преподобный Иустин (Попович) писал: «Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения (то есть приступать к спасительным Таинствам. – О.С.)»400.

Истолковывая слова «горе… питающим сосцами в те дни», святитель Иларий пишет: «Это предупреждение должно показать непрочность душ, которые учились познавать Бога, словно их питали сосцами. В действительности они лишь слабо предвкушали познание Бога и лишены той силы, которая исходит от совершенной пищи. Итак, сказанное Господом “Горе!” относится к душам, которые слишком отягощены (грехами. – О.С.), так что не могут уйти от антихриста, или слишком слабы (в познании Бога. – О.С.), так что не могут лицом предстать перед Ним»401. Здесь Иларий обеспокоен состоянием некоторых христиан в преддверии пришествия антихриста –  одни обременены грехами и не могут избавиться от сего бремени, другие наподобие младенцев в познании Бога, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7); и еще: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13–14).

Не надо забывать, что познание о Боге обладает спасительной силой. Сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6).

Забвение божественных истин не просто нерадение, но нерадение о спасении, и наказание не замедлит. Таковой как бы сам разоружил себя, и ему нечем противостоять в борьбе с дьяволом и его сыном антихристом. Сказано: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13).

И мы читаем далее:

Мф.24:20. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».

Святитель Кирилл Александрийский так истолковал этот стих: «Возможно, это слово содержит загадку, чтобы мы молились о том, дабы нам не выйти из тела, пребывая в покое от доброго дела, что означает “суббота”, ни в бесплодности, на что указывает“зима”. Ибо следует отметить, что Бог не творил зимы пороков, а мы пребываем в зиме всякий раз, как в нас владычествуют плотские страсти»402.

То есть в контексте нашей современной православной жизни есть опасность, что конец света наступит нt тогда, когда мы в посте и молитве, но когда религиозный праздник пришел и мы разговляемся. Сказано: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис.1:13–14). Богу не угодно, когда религиозное торжество праздника приводит к пышному застолью, пьянству и пустословию. Поэтому слова «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше… в субботу» могут иметь не только аллегорический, но и прямой смысл. Среди первых христиан из числа евреев было несколько «тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20), включая апостолов, которые всё строго соблюдали, включая правила кашрута (Деян.10:14) и субботний покой (Лк.23:56). Предваряя события, связанные с осадой Иерусалима, Сын Божий мог учитывать и особенности субботнего расслабления в неге праздничного покоя.

Таким образом аллегорическое истолкование позволяет использовать стих в применении к трудным или последним временам; его прямое прочтение говорит об известных события прошлого. Златоуст, как представитель «исторической» антиохийской школы истолкования текста, рассматривает именно прямой смысл (Толкование на Матфея – 76.1), а Кирилл Александрийский сохраняет верность александрийского аллегорического способа прочтения библейского текста. В этом и есть богатство традиций.

Далее мы читаем:

Мф.24:21. «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».

Сравнивая данный стих (Мф.24:21) со стихом из Книги Даниила (12, 1): «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге», мы относим текст Мф.24:21 более к последним временам.

Святитель Иоанн Златоуст, верный традициям антиохийской экзегезы, дает следующие истолкование: «Да не подумает кто-либо, что это сказано преувеличенно; пусть прочитают Иосифа (Флавия) и узнают истину этих слов. Иосиф, как верующий, увеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное; он был иудей весьма строгий, ревнитель и из числа тех, которые жили по пришествии Христовом. Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли всякое описание бедствий и подобной войны никогда не случалось с каким-либо народом»403. Ссылка, сделанная Златоустом на историческое сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», подчеркивает историческую направленность антиохийской экзегезы. Но не снимает всей проблемы в отношении данного текста и к последним временам.

Блаженный Иероним Стридонский сводит два экзегетических подхода: александрийский и антиохийский вместе – он пишет: «Если мы захотим понимать это в отношении ко времени взятия Иерусалима, то есть когда он был обложен Титом и Веспасианом, то они должны молиться, чтобы их бегство не случилось зимой или в день субботний, потому что в первом случае бегству в пустыню и на необитаемые горы препятствует суровость холода, а во втором случае, если бы они захотели бежать, препятствует нарушение Закона, а если бы они захотели остаться, то угрожает смерть. Если же это понимать в отношении к кончине мира, то этими словами Он научает тому, чтобы не охладела наша вера и любовь ко Христу, и чтобы мы в субботу добрых дел (virtutum) не оцепенели как праздные в деле Божием»404.

И далее мы читаем:

Мф.24:22. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

Блаженный Иероним Стридонский предлагает нам следующее истолкование: «Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], – они забывают, что написано: “По установлению Твоему продолжается день” (см. Пс.118:90–91), – а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер – mensura); так что, как в благословении говорится: “Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое” (Пс.90:16), так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (mora), не была потрясена вера верующих»405. – То есть изменяется не продолжительность дня, а его качество, когда род людской будет бесцельно кочевать с места на места в поисках чего-то. Европейская цивилизация, отказавшись от стержня, ее создавшего, – от христианства, превратится в мир людей, потерявших свою душу. Если тело умирает без души, то Европа без христианства, без этой «высшей души» медленно, но верно придет к своему закату. И закат Европы – это именно возрождение ее римско-языческого прошлого, самосекуляризация от Христа во имя триумфа антихриста.

Я слышал, что некоторые пожилые люди так и понимают, что время как бы сжимается или расширяется, имеет упругость. Один пожилой мужчина сформулировал это следующим образом:

– Детство было долгое, как другая жизнь. Молодость пролетела быстро. Теперь мне 71-й год, и мне кажется, что я всегда был старым, время как бы остановилось. Но то, что я переживаю после развала нашей страны, это не отказ от коммунизма (который развалился сам по себе, как колосс на глиняных ногах)… Вот, эти молодые люди, которые суетятся в телевизионном ящике, в ускоренном темпе, – кому бы продать на металлолом все то, что осталось от России… Вот это слишком поспешно и быстро. Мы не всегда можем понять, кто из них главный и что за ними стоит. У них свое время и свое прошлое, у нас – свое…

Похоже, что и во дни блаженного Иеронима люди так же обостренно воспринимали время, как и в наши дни. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, то есть иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), – одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду»406. – Так как события иудейской древности преобразуются в христианское будущее (1Кор.10:11), то описанное избиение иудеев римлянами есть прообраз гонения на христиан во дни антихриста. Подобно о гонениях антихриста сообщает и апостол Иоанн Богослов в Книге Откровения: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). – Эти слова являются призывом к непротивлению злу с помощью зла: пленивший будет пленен; убивший –убит. И вот это добавление: «Здесь терпение и вера святых» – есть не что иное, как призыв осознать, что антихриста может убить только Христос. И если Церковь на видимом, земном уровне проиграет, и вот слова Ее Основателя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8), и сказано также об антихристе: «дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Откр.13:7) – победа восторжествует, но только во Христе и со Христом. Умаляется не время, умаляется и исчезает вера, и вместе с ней – и смысл человеческого существования, то есть Сам Христос изглаживается в сознании людей… Он – Христос – смысл и назначение этого мира, его Альфа и Омега!

Сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15–17). Слова «все Им и для Него создано», как метко подметил Карл Барт, свидетельствуют, что Христос – смысл человеческой истории, ее причина («Им»), и ее назначение, и конечная цель («для Него»).

И в чем-то правы старики, говорящие, что время сжимается и уменьшается; и в чем-то неправ блаженный Иероним, не соглашающийся с этим. Ведь мы достигли предела пути, а он стоит ближе к истокам веры. XX век указал Христу и Христианству на дверь, а век XXI готовит Голгофу для Церкви и забвение Христу… Но, сказано: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол.2:7–8).

Спаси вас Христос!

* * *

395

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 240.

396

Сидур: Маймонид. 13 догматов веры.

397

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 240–241.

398

Там же. С. 241–242.

399

Там же. С. 242.

400

Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. С. 49.

401

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 242.

402

Там же. С. 244.

403

Там же.

404

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:21. (?)

405

Там же. Толкование на Мф.24:22. (?)

406

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:15–22. (?)


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 27. Знамения Пришествия Христова протоиерей Олег Стеняев 7,8K 

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 28. О разумных и неразумных девах протоиерей Олег Стеняев 7,8K 

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 54. Евангелие от Матфея, глава 15, 10–20. «Что сквернит человека» протоиерей Олег Стеняев 23,2K 

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов... протоиерей Олег Стеняев 23,2K 

5. Краткий очерк церковного права Михаил Егорович Красножен 2,9K 

6. Письма – 213. Поздравление в связи с возведением обители на степень монастыря преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,4K 

7. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков 6,3K 

8. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков 3,3K 

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ермипп профессор Александр Павлович Лопухин 146,6K 

10. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,5K 

Комментарии для сайта Cackle