епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 118

Аллилуиа. «В псалме сем, – говорит св. Афан., – пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божии, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами – награды, венцы, воздаяния». По бл. Феодориту, «Давид собрал в сем псалме все опыты своей жизни, все нравственные уроки, так что сего псалма достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней». По св. Амвросию Медиоланскому, псалом сей есть как бы солнце между псалмами; есть похвала закону Божию, который здесь называется путем, свидетельством, заповедию, повелением, словом, судом, истиною, оправданием и т.п.; по количеству стихов (176-ть) более всех псалмов; в Еврейском тексте расположен по порядку алфавита, так что каждая буква сряду повторяется 8 раз, а после 8 стихов другая буква, и таким образом весь Евр. алфавит повторяется восемь раз.

1. Блажени непорочнии в путь: ходящии в законе Господни. Блаженны живущие без порока. Это общее предложение для всего псалма. Далее показывается, кто эти блаженные.

2. С Евр.: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его».

3. С Евр.: «Они не делают беззакония, ходят путями Его».

4. С Евр.: «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо».

5. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. С Евр.: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих»!

6. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. С Евр.: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». Здесь взирая означает то же, что: сохранив. Тогда я не стал бы стыдиться, сохранив Твои заповеди.

7. С Евр.: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей». Т.е. тогда только я могу достойно исповедаться Тебе, славословить, благодарить Тебя, когда на опыте познаю законы Твои (Бл. Феод.).

8. Не остави мене до зела. С Евр.: «совсем». Т.е. буду хранить уставы Твои, посему не лишай вовсе промышляющей благодати (Бл. Феод.).

9. С Евр.: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему».

10. С Евр.: «Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих».

11. С Евр.: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою».

12. С Евр.: «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим».

13. С Евр.: «Устами моими возвещал я все суды уст Твоих».

14. С Евр.: «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве».

15. В заповедех Твоих поглумлюся613. Т.е. с тонкостию, подробно и с напряжением исследую Твои заповеди. «Непрестанно буду упражняться в поучении словесам Твоим» (Бл. Феод.). С Евр.: «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои».

16. С Евр.: «Уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего».

17. С Евр.: «Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое».

18. С Евр.: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».

19. С Евр.: «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих».

20. С Евр.: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время».

21. С Евр.: «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих».

22. С Евр.: «Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои».

23. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху. С Евр.: «Князья сидят и сговариваются против меня»; напр. «Саул, Авенир, Ахитофел и Авессалом злословили Давида» (Бл. Феод.). Раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих. С Евр.: «А раб Твой размышляет об уставах Твоих».

24. Ибо свидения Твоя поучение мое есть. Т.е. заповеди Твои, кои суть свидетельство или проявление воли Твоей, составляют предмет усердных моих поучений. И совети мои оправдания Твоя. А Твои, Господи, оправдания давали мне советы, наставления. С Евр.: «Откровения Твои – утешение мое, (и уставы Твои) – советники мои». «Когда князи клеветали на меня, раб Твой не отступал от оправданий Божиих, имея советниками в том словеса Божии» (Св. Афан.).

25. Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему. С Евр.: «Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему». Под. Пс. 43:26. Т.е. «гонимый беззаконными, пришел я в крайнее затруднение, и прошу спасти меня по обетованию Твоему» (Св. Афан.). «Пророк, – говорит бл. Феод., – выражает сим избыток смирения, и просит не жизни неопределенно, но жизни, сообразной с законом».

26. Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Все поступки мои я открыл Тебе, Владыка (и Ты слышишь меня), умоляю, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои (Бл. Феод.). С Евр.: «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим».

27. С Евр.: «Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих». «Приобретши разумение таинств, заключающихся в оправданиях Твоих, и (приобретши) возможность идти путем их, в состоянии буду беседовать и вести слово о чудесах сих оправданий» (Св. Афан.).

28. Воздрема614 душа моя от уныния615: утверди мя в словесех Твоих. С Евр.: «Душа моя истаевает от скорби; укрепи меня по слову Твоему». Т.е. от туги или уныния душа моя находится как бы в забытьи, преклоняется ко сну, утомлена, расслабела, а потому утверди и укрепи меня. «Учит, – говорит св. Афан., – что невозможно изгнать иначе духа уныния, как только поучением в Бож. словесах».

29. Путь неправды отстави от Мене. С Евр.: «Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне».

30. Путь истины изволих, т.е. избрал. С Евр.: «Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои».

31. С Евр.: «Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня».

32. С Евр.: «Потеку путем заповедей Твоих, когда ты расширишь сердце мое». Т.е. «путем заповедей тек я беcпрепятственно, от Тебя пользуясь удобством в сем течении. Ибо это удобство назвал он широтою» (Бл. Феод. Пс. 4:2, 17:37).

33. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. С Евр.: «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца». «Т.е. укажи, озари путь Твоих оправданий, дабы я шел по нему беспрепятственно» (Бл. Феод.).

36. Не в лихоимство. Т.е. не допусти, чтобы страсть к любостяжанию овладела мною. С Евр.: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти».

37. С Евр.: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем».

38. С Евр.: «Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою».

39. Отими поношение мое, еже непщевах616, яко судьбы Твоя благи. С Евр.: «Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи». «Вместо: непщевах – Акила и Феодотион, – говорит бл. Феод., – перевели: «укрывался», а Симмах: «которое для меня страшно». Разумеет же здесь пророк поношение, навлекаемое грехом. От сего – то он укрывался, сего страшился. Яко судьбы – правдивые Божии определения – благи. Т.е. отъими от меня поношение греха, потому что не только угрожаешь наказанием согрешающим, но и обещаешь спасение кающимся» (Бл. Феод.).

40. С Евр.: «Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею».

41. С Евр.: «Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему».

42. И отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. Т.е. даруй мне спасение, которое Ты обетовал в слове Своем, и на которое я уповаю, тогда я смело дам ответ тем, которые поносят меня; не посрами надежды моей на Тебя, ради упования моего спаси меня.

43. С Евр.: «Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои».

44. С Евр.: «И буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки».

45. И хождах в широте. С Евр.: «Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих». «С великим удобством, говорит пророк, совершал я путь, и живя по заповедям, не боялся дерзкого могущества и с великим дерзновением обращал речь и к царям (ст. 46); потому что жизнь, согласная с законом, делает человека дерзновенным» (Бл. Феод.).

46. С Евр.: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, и не постыжусь».

47. С Евр.: «Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил».

48. С Евр.: «Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих».

49. С Евр.: «Вспомни слово к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать».

50. С Евр.: «Это утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня».

51. С Евр.: «Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего».

52. С Евр.: «Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался».

53. С Евр.: «Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой».

54. С Евр.: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих». «Местом пришельствия, – говорит св. Афан., – называет настоящую жизнь» (Евр. 11:13). Так же и бл. Феодорит.

56. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках. С Евр.: «Он стал моим, ибо повеления Твои храню». Т.е. то, что вспоминаю ночью имя Твое (ст. 55), это у меня потому, что возлюбил оправдания Твои. «Это, говорит пророк, привело меня в состояние одержать верх (т.е. над искушениями) и избрать для себя стяжание Твоих оправданий» (Бл. Феод.).

57. Часть моя еси Ты, Господи, Рех сохранити закон Твой. С Евр.: «Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои». Под. Пс. 15:5. «Презирая все иное и обилие и богатство, Тебя имею частию, потому и стараюсь сохранять законы Твои» (Бл. Феод.).

59. Помыслих пути Твоя617 и возвратих нозе мои во свидения Твоя. С Евр.: «Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твонм». «Мои. Так перевели, – говорит бл. Феод., – и другие переводчики. Сказует же пророк: вникая в пути мои, направлял я ноги свои к свидениям Твоим, не позволяя им уклоняться от пути, ведущего к Тебе».

60. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Т.е. я уготовал душу мою во искушение (Сир. 2:1); потому, при нашествии врагов, не смущался я, как научившийся встречать их мужественно (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои».

61. Ужя грешник обязашася мне. С Евр.: «Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего». «Козни или демонов или людей, – говорит бл. Феод., – пророк назвал ужами (веревками). Когда сии ужи крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе».

63. Причастник аз есмь всем боящымся Тебе. С Евр.: «Общник я всем боящимся Тебя». «Сообщниками и близкими к себе имел поставляющих выше всего страх Божий» (Бл. Феод.).

64. С Евр.: «Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим».

65. С Евр.: «Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему».

66. Благости, и наказанию, и разуму научи мя. С Евр.: «Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую». Пророк просит подвергнуть его наказанию, ибо знал, что Бог наказывает по благости, а наказание производит ведение (Бл. Феод.).

67. С Евр.: «Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню». Т.е. доколе Ты не смирил меня несчастиями, я блуждал, грешил, а теперь вразумленный, усмиренный бедствиями храню слово Твое. «Был я болен, потерпел от врача сечение, – и стал здоров» (Бл. Феод.).

70. Усырися618 яко млеко сердце их. С Евр.: «Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь». «Они имеют упорное сердце, и сами мягкость его претворили в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко» (Бл. Феод. Под. Ис. 6:10; Исх. 8:19).

71. С Евр.: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим».

79. Да обратят мя боящиися Тебе. Т.е. милостиво, благосклонно да обратятся ко мне боящиеся Тебя. «Умоляет о том, – говорит бл. Феод., – чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведниками. Яснее это выразил Симмах: «Да возвратят меня боящиеся Тебя». «Да прииму наставление от служителей Твоих» (Св. Афан.).

80. С Евр.: «Да будет сердце мое непорочно в уставах твоих, чтобы я не посрамился».

81. Исчезает во спасение Твое душа моя. С Евр.: «Истаевает душа моя о спасении Твоем». Исчезает – ощущает недостаток, лишение, ищет большего. «Сильно чего-либо желающие, но лишаемые желаемого, говорят о себе, что как бы исчезают. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление оного, как бы исчезают» (Бл. Феод.). «Пророк учит, – говорит св. Афан., – вожделевать слова и исполняться любовию ко спасению Божию». См. ст. 123.

82. Исчезоша очи мои в слово Твое. С Евр.: «Истаевают очи мои о слове Твоем». Т.е. душа моя томительно ожидает не только исполнения обетований Твоих о мне и прекращения зол, но желает в точности познать смысл словес Твоих (Бл. Феод.). По Афанасию, «когда придет ко мне Слово (Спаситель мира), тогда утешусь».

83. Зане бых яко мех619 на слане. Был как кожа на морозе. Т.е. тело мое в злостраданиях отвердело, охладело, как кожа или мех на морозе. «Праведные, – говорит свят. Афан., – еще в жизни от злостраданий делаются мертвецами, почему уподобляются более мехам, нежели людям, охладев, как отвердевший иней. Делается мехом на слане, кто истнивает плоть свою, не оставляет в ней ничего воспламененного и похотного» (Св. Афан.). С Евр.: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл».

84. С Евр.: «Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими»?

85. Поведаша мне законопреступницы глумления620. «Разумеет, – говорит св. Афан., – или бабии басни – учения Иудейские, или заповеди человеческие и суесловия мудрецов века сего». С Евр.: «Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему». Так перевели: Акила, Симмах и Феодотион.

87. С Евр.: «Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих».

88. С Евр.: «По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих».

89. Слово Твое пребывает на небеси. Т.е. «повеление Твое хранят неподвижные своды небес, и сонмы Ангелов хранят закон Твой» (Бл. Феод.). С Евр.: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах».

91. Учинением621 Твоим пребывает день. Твоим учреждением пребывает преемство и порядок времени; яко всяческая работна Тебе, – ибо все служит Тебе, все повинуется Твоим законам.

92. С Евр.: «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем».

95. С Евр.: «Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои».

96. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. С Евр.: «Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна». Симмах перевел: «Всякого уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя». Т.е. «все человеческое имеет конец, а заповедь Твоя широка, негиблема, и хранящим оную доставляет бесконечную, вечную жизнь» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «это слово человека, восшедшего на самый верх добродетели, многому положившего начало и конец; ибо окончание первого усовершения служит началом последующему, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает (Сир. 18:6)» (Св. Афан.).

98. С Евр.: «Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною».

99. С Евр.: «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих».

108. Вольная уст моих благоволи. Т.е. приими милостиво дела доброго произволения, не заключающиеся в пределах закона. «Пророк, – говорит бл. Феод., – таковыя дела (т.е. дары, нестяжательность, девство, безбрачие и т.п.) назвал вольными, потому что не подлежат они необходимости законов, но суть плод боголюбивого произволения и справедливо называются вольными». С Евр.: «Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня».

109. Душа моя в руку Твоею622 выну. Т.е. жизнь моя всегда в руке Твоей. «Хранимый Твоим промыслом, удалял я забвение законов Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю».

111. С Евр.: «Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего».

112. С Евр.: «Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, до конца».

113. С Евр.: «Вымыслов человеческих ненавижу, а закон Твой люблю».

119. Преступающыя непщевах вся грешныя земли. Вместо: преступающыя непщевах, говорит св. Афан., Феодотион сказал: «вменил ни во что», а Симмах: «почел изгарью». С Евр.: «Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли». По LХХ: «Разгадал я нечестивых земли, потому возлюбил откровения Твои».

120. Пригвозди страху Твоему плоти моя. «Поелику тело и члены его противятся душе, то умоляю и их пригвоздить страхом Твоим, дабы, став мертвыми для греха, следовали руководству души» (Св. Афан.). «Сказано: пригвозди, – говорит бл. Феод., – вместо: утверди. И так утверди, говорит пророк, в чистоте плоти моя». С Евр.: «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь».

122. Восприими раба Твоего во благо. С Евр.: «Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые». Симмах перевел: «приими меня в доброго раба Тебе»; – Феодотион: «поручись за меня». Т.е. «верь обещанию раба Твоего, Сам будь поручителем в моем обещании, что постараюсь исполнить законы Твои» (Бл. Феод.).

123. Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея. С Евр.: «Истаевают очи Мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей». «Сказал: исчезосте, означая усиленное желание. Непрестанно, говорит пророк, ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования» (См. ст. 81 и 82. Бл. Феодорит).

126. Время сотворити Господеви, разориша закон Твой. «Время, Владыко, восстать на помощь обиженным, потому что враги совершенно попрали закон Твой» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «будет же некогда время и Тебе, Боже, сотворить суд и правду над раззорившими закон Твой».

128. С Евр.: «Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу».

129. С Евр.: «Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя».

130. С Евр.: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых».

131. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. «Устами, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил Ты меня благодати Твоей». С Евр.: «Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду». – Слова пророка означают сильнейшее желание познать и исполнить закон Божий, подобно тому, как утомленный зноем путник отверзает уста для принятия свежего воздуха.

132. Призри на мя и помилуй мя, по суду лубящих имя Твое. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». Т.е. «умоляю и о мне дать то же определение, какое даешь о любящих Тебя» (Бл. Феодорит). Как определил миловать и прощать любящих Тебя, так и меня снабди той же милости (Св. Афан.).

135. Лице Твое просвети на раба Твоего. С Евр.: «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». «Под явлением лица Божия, – говорит бл. Феод., – разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ». – Святый Афанасий под лицом Божиим разумеет Сына Божия, потому что Он есть образ Отца, а под оправданием – новый завет. Ст. 136. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних623 закона Твоего. С Евр.: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего». «Много пролил я слез, оплакивая преступающих закон Твой» (Свят. Афан.). «Исходищами водными пророк назвал множество слез» (Бл. Феод.).

138. Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. С Евр.: «Откровения Твои, которыя Ты заповедал, правда и совершенная истина». Под свидениями разумеется закон Божий, который проявляет правду в обещании наград и наказаний, а истину в том, что подтверждает это делами» (Бл. Феод.).

139. Истаяла624 мя есть ревность Твоя. С Евр.: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои». «Не просто приходил в ревность, но истаял от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои» (Свят. Афан. Под. Пс. 68:10; Ин. 2:17).

140. Разжжено слово Твое зело. С Евр.: «Слово Твое весьма чисто». Разжжено – «испытано, беспримесно, не содержит в себе ничего укоризненного» (Бл. Феод.).

141. Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя.

147. Предварих в безгодии625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств».

148. С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое».

150. С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего».

152. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю (Исх. 19:21). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя».

154. Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему».

158. Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего».

160. Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

161. Князи погнаша мя туне. С Евр.: «Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего». Под князьями бл. Феод. разумеет Саула и Авессалома, а св. Афан. – врагов истины. Т.е. не убоялся я врагов, но убоялся слова Твоего.

162. Яко приобретаяй корысть многу. С Евр.: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль».

163. С Евр.: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164. Седмерицею днем хвалих Тя, т.е. многократно я прославлял Тебя. Под. Притч. 24:16; Лев. 28:28; 1Цар. 2:28.

165. Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. С Евр.: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения», т.е. когда любят и хранят закон Божий, тогда наслаждаются великим миром и не претыкаются, не падают.

171. С Евр.: «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим».

172. С Евр.: «Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны».

176. С Евр.: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». «Сие прилично было сказать, – говорит бл. Феод., – и пророку после греха, прилично всему естеству человеческому». Взыщи раба Твоего – т.е. взыщи Своею милостию меня, как овцу потерянную, спаси. Заблудшая, потерянная овца есть род человеческий; Спаситель – Господь Иисус Христос».

* * *

613

Поглумлюся αδολεσχησωαδολεσχεω – говорю о чем вдоволь, с тонкостию и напряжением исследую. Под. ст. 23.

614

Воздрема ενυσταξεννυσταζω – поникаю головой, дремлю, сплю, но в др. изд. LХХ: εσταξε (σταζω – каплю, изливаю – stillo) лила, т. е. слезы.

615

Vulg: dotmitavit anima nea trae taedio – уснула душа моя от скуки, томления.

616

Непщевах υπωπτευσα – подозревал, предполагал. Vulg: suspiсatus sum. Посему, Иларий и Амвросий разумеют грехи сокровенные, рессаtа latentia еt ignota, quae соgitatione patrantur. У Тир.

617

Твоя. Это, говорит бл. Иерон. Суннии, неправильно, вернее читать: «пути мои».

618

Усырися ετυρωθη (от τυροω – обращаюсь в сыр). Vulg: соаgulatum – створожившееся. Иероним: incrassatum – утолщенное. Акила: соделалось как жир. У Калм. и Тир.

619

Мех αδολεσχιας: – кожа и кожанный мех; на слане εν παχνηη – иней, гололедица, изморозь.

620

Глумления αδολεσχισς – собственно: болтания, вздорные рассказы, басни, ложные рассуждения и т. п. Vulg: fabulationes.

621

Учинением τη διαταξειξις – распределение, устроение, приказание, Vulg: «ordinatione».

622

Твоею. Так в Рим. и Компл. изд. LХХ; но в Алекс. изд. LХХ, у Акилы, Симм. и Феодот: моей. Vulg: іn manibus meis; потому и в Слав. библии поправлено: моею. Т. е. душа моя, как на ладони, открыта для врагов, я постоянно в опасности от них, что подтверждается след. стихом 110-м. «Смысл здесь, говорит бл. Иероним, таков: я в опасности каждый день, и как будто ношу кровь свою в руках своих; и однакож не забываю Твоего закона». См. письмо к Суннии, стран. 130, т. 2.

623

Не сохраних. Это, говорит бл. Иерон., неверно; потому что в Еврейском читается: не сохраним. Так и в Вульгате: non custodierunt. См. письмо бл. Иерон. к Суннии.

624

Истаяла εξετηξε (от εκτηκω – плавлю, изнуряю и т. п.) – изнурила, измучила меня. Вместо: Твоя – в Еврейском, Вульгате, у Симмаха – моя.

625

В безгодии εν αωρια – в неблаговремении, в ненадлежащее время; отселе – в полночь. Vulg: іn maturitate – в надлежащее время; бл. Иероним: adhuc in tenebris; Chald. іn аurorа.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс