епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 12

В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «И сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде Авессаломова, а потому Давид говорил тогда со всяким дерзновением; а восстание Авессаломово было после греха, а потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием». «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе благовествуя о нашем спасении»79.

2. Доколе Господи забудеши мя до конца? «Замедление в помощи, – гов. бл. Феод., – пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, т.е. не лишать совершенно Божия промышления». Но, справедливо замечает здесь св. Златоуст, что самое оставление Богом грешника самому себе, дабы он, искушенный опытом, лучше познал свою слабость, и, омытый слезами покаяния, достойнее сделался милости Божией, – самое такое оставление есть действие великого попечения Божия о нас с целию сильнее привлечь нас к Себе, есть доказательство благосердого промышления Божия о грешнике. А потому и Давид в словах: доколе Господи забудеши мя до конца? выражает не отчаяние, а надежду, ибо говорит: доколе, а не навсегда, выражая свою веру, что Господь рано или поздно прекратит его страдания – что и выражает в 7 стихе. Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? Образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное. Т.е. доколе, Господи, будешь негодовать на меня, лишать меня Своей милости? С Евр.: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»?

3. Доколе положу советы80 в души моей, болезни в сердце моем день и нощь81? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. С Евр.: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?

4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть. Злополучия и горести помрачают умственный взор человека, погружают страдальца в мучительную тьму и сокращают его жизнь. Давид молит Бога, дабы он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи, дабы сокрушительная сила страданий не повергла его из мрака злополучий в мрак могильный. Но и в этом состоянии Давид не теряет надежды на будущее воскресение; ибо говорит усну, а не погибну совсем, не уничтожусь. «Призри, говорит пророк, посмотри на врага, возносящегося надо мною, и услыши мя» (Злат.). Бл. Феодорит под сном разумеет сон малодушия. «Если явится свет Твоей помощи: то рассеет мрак бедствий, прекратит сон малодушия». «Отгони глубокий сон от меня при грехах моих, которым, уснув, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Злат.). С Евр.: «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным».

5. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Т.е. просвети, спаси меня, Господи, дабы враг, видя меня слабым, погруженным во тьму, не сказал: я преодолел, победил его. С Евр.: «Да не скажет враг мой: я одолел его. Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь».

6. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Враги, меня гнетущие, оскорбляющие, возрадуются, если подвижуся, т.е. если поколеблюсь в подвиге терпения, в добродетели, в уповании на помощь свыше. «Не сделай меня посмешищем для неприязненных мне, потому что это для меня горестнее всех горестей» (Бл. Феод.).

7. Аз же на милость Твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем. «Твердо надеюсь получить прощение во грехе, возводя мысль к милосердию Твоему, по которому даровал Ты спасение всем человекам. И сие-то спасение приводит в радование мое сердце, давно болезновавшее по причине греха» (Св. Афан.). «Мою душу, говорит, радует то, чтобы получить спасение от Тебя; мою душу веселит то, что Ты – спасение» (Злат.).

* * *

79

Другие толковники относят сей псалом ко временам гонения Саулова, возмущения Авессаломова, нашествия Сеннахирима и даже к плену Вавилонскому См. у Калм.

80

Советы βουλας – советы, помыслы, намерения. Vulg. соnsilia.

81

Слова: «нощь» нет в Евр. тексте, в Римск. изданиях LХХ и в Вульгате; но есть в Комплютенском издании LХХ, у св. Злат., Феод., Афан.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle