епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 34

Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – изречен бл. Давидом. В нем упоминается о лукавстве Доика, потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною убиения многих: упоминается также о Зифеях и других извещавших Саулу о Давиде». Св. Афанасий Александрийский видит в сем псалме человека, возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или – св. Апостолов. Не без основания Отцы относят этот псалом и к Мессии; потому что Сам Спаситель отнес к Себе, как пророчество, слова сего псалма в ст. 19. Сн. Ин. 15:25.

1. Суди, Господи, обидящия мя, побори борющыя мя. Давид просит Господа сперва рассудить, а потом наказать его гонителей. Св. Афанасий разумеет под гонителями Иудеев, которые воздвигают брани и восстают против Христа. С Евр.: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною».

2. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. «Оружием, щитом, мечем, – говорит св. Афанасий, – дает разуметь карающие силы, посылаемые Господом в помощь праведным».

3. Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Заключи – запри, замкни, т.е. прегради моим врагам путь ко мне, да не погубят меня. Рцы души моей, только рцы, только скажи слово, и сего довольно для моего спасения. «Поелику, – говорит бл. Феод., – пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях; но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует». С Евр.: «Обнажи меч и прегради путь, преследующим меня; скажи душе моей: Я спасение твое».

4. Да возвратятся вспять, т.е. гонители да возвратятся на путь истины и правды, и постыдятся мыслящии ми злая – да постыдятся своих козней противу меня. Но кто стыдится задуманного зла, тот не далек от пути покаяния; след. в словах пророка нужно видеть желание добра гонителям; потому что благо тем, которые не гонят, или, если гнали, но, покаявшись, возвращаются на путь истины; «благодеяние, – говорит св. Афанасий, – идущим от добродетели к пороку, если возвращаются вспять».

5. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Оскорбляя234 то же значит, что и в следующем стихе – прогоняя, преследуя. Т.е. рассей моих гонителей, «обрати их в бегство, повелев преследовать невидимым ангелам» (Бл. Феод.).

6. Да будет путь их тма и ползок. Ползок235 . Да будет путь моих врагов и гонителей темен, скользок и труден, т.е. да не достигнут они исполнения своего злого умысла – погубить меня. «Тьмою и поползновением Давид называет падение, – говорит бл. Феод., – потому что претыкающиеся и подвергшиеся поползновению падают». С Евр.: «Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их».

7. Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Напрасно они скрыли для меня пагубу в своей сети, т.е. в своих кознях, напрасно поносили меня. «Слово: поносили, – говорит бл. Феод., – Симмах перевел: «подкопались»; дает же разуметь в тайне уготовляемую пагубу». С Евр.: «Ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою, без вины выкопали ее для души моей».

8. Да приидет ему236 сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Т.е. «пусть подвергнутся сами тому, что другим уготовляют, пусть запутываются в своих сетях, потерпят неожиданное уловление. Сие-то выразил пророк словами: сеть, юже не весть» (Бл. Феодор.). С Евр.: «Да приидет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель». Все сии слова, заметим снова, выражают не зложелательство Давида, а пророчество о том, что, по суду Божию, последует с гонителями. Действительно «сети обратились на главы лукавым, уловлявшие на смерть сами уловлены и предаются смерти» (Св. Афан.).

9. С Евр.: «А моя душа будет радоваться о Господе; будет веселиться о спасении от Него».

10. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Вся кости моя, т.е. «всеми составами возопию, что Ты Единый Бог, имеющий державу над всеми» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все кости мои скажут: Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его»?

11. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Под свидетелями неправедными блаж. Феодорит разумеет тех, которые клеветали Саулу на Давида. Таковы напр. Доик, Зифеи и другие. По мнению св. Афанасия, «с сего стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском». Вопрошаху мя, т.е. коварными вопросами стараются запутать меня, и заставляют сознаться в том, чего не было, чего не ведал. С Евр.: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня».

12. Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. Давид, претерпевая гонения от Саула и других, жалуется, что ему не только воздают лукавая возблагая, т.е. платят злом за добро, им соделанное поражением Голиафа и иноплеменников; но даже лишают его жены, детей, друзей, сделали его как бы сиротою. Бл. Феодорит под бесчадием разумеет забвение, которому старались предать его гонители. «Бесчадием назвал пророк забвение, так как память о человеке сохраняется детьми». По мнению св. Афанасия, слово бесчадие означает то, что Иудеи «оказались недостойными именоваться чадами Божиими». С Евр.: «Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей».

13. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою. Т.е. когда враги гнали меня, «облекаясь во вретище и изнуряя себя постом, говорит пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Это и значат слова: молитва моя в недро мое возвратится, т.е. помолившись, получал я от Бога просимое и наполнялось недро мое» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Господь Иисус Христос столько печалился о погибели их (упорных Евреев), что и скорбел и тужил, и плакал и молился о грехе их – и смирях постом душу мою – в доказательство Своего человечества не удерживался от поста. И молитва моя в недро мое возвратится. Может быть, сим выражается упорство в грехе. Им ни малой не было пользы; потому что, по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву». С Евр.: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое».

14. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать».

15. И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другие – св. Апостолов (Деян. 14:4); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали».

16. Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими».

17. Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

18. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех241 восхвалю Тя. В церкви мнозе – в многочисленном собрании; слова: в людех тяжцех Симмах перевел: «в многочисленном народе». Я воспою, восхвалю Тебя, Господи, в великом собрании, среди многочисленного собрания. «Это было, – говорит бл. Феод., – предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога бож. Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной». С Евр.: «Я провлавлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя».

19. Да не возрадуются – помизающии очима. – Мигать глазами на ближнего, значит смеяться над ним (Под. Притч. 6:13, 10:10. Сир. 27:24). Т.е. да не возрадуются насмехающиеся надо мною; или, по Афан. – «замышляющие лукавство», по Феод. – те, «которые лицемерно показывали дружбу, и поступали как враги». С Евр.: «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно».

20. Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев242 лести помышляху. Т.е. говорят мирное, употребляют слова дружелюбные, а в гневе или в злобе замышляют коварство; по бл. Феод., «употребляя слова дружелюбные, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца, исполненные коварства». С Евр.: «Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы».

21. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Т.е. видя меня в несчастии, они нагло смеялись надо мною, говоря: вот это хорошо, хорошо, что мы видим теперь, т.е. что видят Давида в несчастии. «Усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь, и громко изъявляли радость о моих бедствиях» (Бл. Феод.). По мнению св. Афанасия, Давид здесь «разумеет хулы, произносимые при кресте».

22. С Евр.: «Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня».

23. С Евр.: «Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой»!

24. С Евр.: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною».

25. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей: ниже да рекут, пожрохом его. С Евр.: «Да не говорят в сердце своем: хорошо! (хорошо!) по душе нашей! Да не говорят: мы поглотили его». Поглотили т.е. погубили Давида.

26. Да облекутся в студ и срам велеречущии на мя. Да постыдятся и посрамятся радующиеся моему несчастию; да облекутся в студ и срам гордящиеся надо мною. «Пророк, – говорит бл. Феод., – испрашивал, чтобы в стыде были величавые и велеречивые». С Евр.: «Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастию; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною».

27. Да рекут выну, т.е. те, которые желают мне оправдания и мира, и увидев, что я достиг сего, те да возрадуются и да возвеселятся, и пусть всегда говорят: да возвеличится Господь, т.е. в спасении рабов Своих. С Евр.: «Да радуются и веселятся желающие правоты моей, и говорят непрестанно: да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему»!

* * *

234

Оскорбляя εκθλιβων – собственно: вытесняя, выбивая: Vulg: per-sequens – преследуя.

235

Ползок ολισθημα (от ολισθανω – споскользаюсь) – скользкость, падение и т. п.

236

Ему. В некоторых Псалтирях и у бл. Август., вместо ему,им; также в Римск. изд. αυτοις. Отцы также разумеют не одного, а многих гонителей Давида. «Уловлявшие (Давида) на смерть, сами уловлены и предаются смерти», говорит св. Афанасий.

237

«Слова: собрашаcя на мя раны, и не познах – Симмах перевел так: собрались на мена бойцы, а я и не знал». У бл. Феод.

238

Не умилищася κατενυγησαν (от κατανυσσω – пронзаю, причиняю огорчение), не огорчились, т. е. злом мне сделанным, не раскаялись.

239

Подражниша εξεμυκτηρισαν (от μυκτηριζω – осмеиваю, выражаю cмехом свое презрение и т. п.) – т. е. осмеивали, выражали свое презрение в действии.

240

Единороднуюμονογενη. Vulg: unicam; бл. Иерон: solitariam – уединенную; Акила: μοναχην; Симмах: μονοτητα – одиночество.

241

Тяжцехβαρει от βαρυς – тяжелый, твердый. Слово: тяжелый – здесь значит: многий. Vulg: іn рорulо grаvі. С Евр: «среди многочисленнаго народа».

242

На гневе επ οργη. В некоторых Греческих изданиях LХХ после сего слова прибавлены слова: γης λαλουντες; потому и в Вульгате: іn іracundia terrae loquentes dolos cogitabant; по в друг. Греческих изданиях LХХ нет слова или обоих; нет у св. Афанасия Алекс., бл. Август. и др.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс