архимандрит Пантелеимон (Нижник)

Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Светлой памяти царственных страстотерпцев (17 июля 1918 г.).

Когда-то, в древности, в одном городе был такой обычай: если совершалось убийство, то все жители города должны были подходить к телу убитого и клятвенно свидетельствовать о том, что они не виновны ни прямо, ни косвенно в содеянном преступлении.

После 4 (17) июля 1918 года, дня убиения Царской Семьи, все русские люди призваны ответить перед телами убитого Помазанника Божия, Страстотерпца Государя, Его Супруги и Его Детей – не виновны ли они прямо или косвенно, вольно или невольно, сознательно или безсознательно, словом, делом или помышлением в этом страшном злодеянии.

Весь русский народ ответственен за этот величайший грех: одни в бо́льшей степени, другие – в меньшей. Совершенно невинны лишь те, кто до смерти оставался верным и соучаствовал в страданиях Царственных мучеников во время их Голгофы или в течение последних лет.

Русский народ – народ Богоизбранный, народ Богоносец, народ, которому Господь наш Иисус Христос вверил блюсти чистоту своей непорочной Невесты – истинной Церкви Православной. Кому больше дано, с того больше и спросится. Ни с одного народа в мире (кроме народа еще еврейского) не спросится так много, как с народа русского.

Божественной кровью Спасителя искуплен весь род человеческий. Непременным условием спасения является покаяние и соучастие человека в жертве за попранную Истину и Справедливость. Иными словами – спасение есть Богочеловеческий процесс, покупаемый неоценимой Божественной Кровью Спасителя и радостно и любовно отданной кровью благодарного Ему человечества.

Высший христианский подвиг венчается венцом терновым. Безвинныя муки – вот имя этого подвига! Чистые сердцем идут на заклание. Соучастие в страстях Христовых для спасения грешного мира во имя любви ко всему миру – вот высший подвиг христианина.

Страшные грехи сотворил народ русский. Безмерно падение Богоизбранного народа. Но где умножается грех, там, по неизреченной милости Божией, преизобилует и Благодать! И благодатный народ русский, наряду с безмерными грехами явил миру и безмерную святость.

Православное русское самодержавие есть взаимоответственность Царя и народа. Грехи Царя могут быть искуплены народом. Так кровь святого митрополита Филиппа искупила грехи царя Иоанна Грозного. Через сто лет после своей мученической кончины, митрополит Филипп молча встал своими святыми мощами на то самое место в Успенском соборе, откуда он исповеднически обличил грехи царя Иоанна. А другой царь, Алексей Михайлович, положил на грудь Святителя челобитную грамоту и коленопреклоненно молил Святого простит Царя! Зная сущность христианской святости, с ее дыханием всепрощающей Христовой любви, мы не можем сомневаться в том, что митрополит Филипп простил царя Иоанна, и попранная Справедливость была возстановлена.

Но если грехи Царя могли быть искуплены страданиями народа, то и грехи народа могут быть искуплены страданиями Царя! Страшные грехи сотворил народ русский. Но православный русский Царь-Государь Император Николай 2-ой – своими страданиями искупил эти грехи.

Непомерно огромны были грехи падшего Богоизбранного народа русского, но искупительная жертва оказалась еще больше: православный Русский Царь-Страстотерпец, Помазанник Божий – отдал за народ Свою царскую кровь, детскую кровь своего Сына, кровь своей верной Супруги и девственно-чистую кровь всех своих Дочерей.

Искупление совершилось. Но, чтобы иметь право омыть свои грехи этой кровью, человеческой Царской и детской кровью, дополненной к неоценимой и драгоценнейшей крови Богочеловека-Христа, необходимо покаяние в грехах перед Богом, вместе со смиренным и терпеливым признанием справедливости ниспосланных народу русскому кар.

Убийство Царской Семьи, этот всенародный страшный грех, завершает, венчает и символизирует все русские грехи, совершенные со времени второго Крещения Руси («Крещения слезами» – всенародного покаяния перед патриархами Гермогеном и Иовом во время первой смуты) – до последней перманентно-окаянной революции, попущенной Богом, как законное возмездие народу русскому.

Нескончаемыя муки, страдания, пытки, кровь и слезы, в которых тонут сейчас все русские люди, как в отечестве, так и в разсеянии по всему миру – суть плоды безмерных народных грехов. Их надо осознать и в них надо покаяться! И только тогда, после религиозно-нравственного возрождения – можно надеяться на возрождение физическое. Надо не на словах, а на деле доказать всему миру, что русские – не большевики, не предатели и не Пилаты.

Защищать теперь февральскую революцию и видеть в ней какую-то правду – это значит снова предавать народ большевизму. Не защищать теперь идеи православной русской монархии и молчать о ней – значит уподобляться Пилату, умывающему руки!

Если мы не поймем, не признаем, не преодолеем этих коренных грехов народа русского, совершенных в течение длительного процесса исторического периода от Декабристов до Октябристов, от Белинских и Чернышевских до Лениных и Сталиных (ибо это не только личности, но и персонифицированныя идеи русской общественной мысли), то кровь Царя и Его семьи, вместе с кровью мучеников Православной Церкви во главе со св. патриархом Тихоном, митрополитами Владимиром, Вениамином, Петром, Кириллом и Иосифом, и вместе с кровью безчисленных мучеников, за Веру, Царя и Отечество в борьбе с сатанинской властью живот свой положивших – падет на всех нас, русских, и на детей наших, где бы мы ни находились – на Родине или в разсеянии по всему миру. Чистое дело надо делать не только чистыми руками, но прежде всего с чистым сердцем. Без понимания своих грехов и без покаяния в них – безсмысленна борьба за освобождение России.

Просты и ясны слова Спасителя: «Без меня не можете творить ничего». Без помощи Божией спасти Россию нельзя. Бог всесилен и безконечно милостив. Он ждет только покаяния.

Будет всенародное покаяние – будет и помощь всемогущей Божией Любви и Справедливости. Не будет этого покаяния – Русский народ никогда не выйдет из этой окаянной смуты! Никакия организации оправдывающия Иудины и Пилатовы деяния врагов Истинной Православной Русской Церкви и Православного Русского Самодержавия, – не спасут Россию.

Русский народ, русские люди гибнут! Гибнут духовно, а потому и физически, ибо только при здоровом духе может быть действительно здоровое тело.

Спасение может быть общее и частное. Тех отдельных русских людей, которые искренне каются в своих грехах и со смирением, кротостью и терпением принимают ниспосланныя Богом народу русскому кары, – Господь чудесно и таинственно спасает и любовно покрывает Своим всепрощающим милосердием. Он или берет их к Себе, посылая им тихую и безмятежную кончину, или находит им тихие и скромные уголки жизни, давая возможность в благодарной молитве найти самое высшее, самое редкое и самое благодатное – благодушевный покой и непоколебимую веру, растворяющую и просветляющую всякую скорбь.

Дивное диво и чудное чудо представляет наша современная жизнь, и не видят этого только те, кто никогда, ни на одно мгновение, не хотели поднять свое сердце «горе» и посмотреть на жизнь «умными», духовными очами.

Океан страданий – и в нем чудесные островки тихой радости, веры, надежды и любви. Океан тревог и страха – и в нем дивные маяки тихого, невечернего, неусыпающего света.

Но, увы! как мало людей, сподобившихся найти эти островки, уголки и маяки! Как ничтожно количество избравших «благую часть»!

Огромныя же массы народа мятутся и трепещут и гибнут не столько от действительных бед, сколько от «ожидания грядущих бедствий».

Господи! Доколе?!

Ответ ясен и прост: «До тех пор, пока весь народ не покается».

Истина ясна и светла, как солнце, проста и прекрасна, как дитя!

Она заключается в том, что русский народ гибнет в пучине своих грехов, глубочайшим, последнимь, предельным смраднейшим и богопротивнейшим из которых является изуверское убиение Помазанника Божия и Его Семьи.

Спасение России возможно только через покаяние и только с помощию Божией, а не «своею собственной рукой»!

Истинная Православная Русская Церковь уже давно, кротко и непрестанно, призывает к такому покаянию. Но инициатива его должна принадлежать самому народу. Идея Православного Русского Самодержавия, идея Православия, Самодержавия и Народности, идея борьбы за Веру, Царя и Отечество, идея организации борьбы прежде всего за духовное освобождение России, – в настоящее страшное и лукавое время является единственной идеей, вокруг которой организованно могут объединиться все истинно православные русские люди, понимающие безмерность грехов всего народа русского, признающие божественную справедливость возмездия за них, чающие всенародного покаяния, как единственно-реальную возможность духовного, а с ним и Государственного оздоровления России, и, главное, ничего для себя лично не желающие, а готовые на полное самоотвержение и на самопожертвование во имя любви во Xристе к своей Родине – России.

Православные русские люди! Объединяйтесь, ибо в единении сила! Организуйтесь, ибо борьба требует организованности. Но помните завет Христа: «без Меня не можете творить ничего»! Спрашивайте ваших руководителей – со Христом они – или против Христа? Без Христа – значит против Христа!

А если со Христом, – то значит и с Его Непорочной Невестой – Православной Церковью. А это, в свою очередь, означает – что руководители ваши должны просить на свое дело благословение Церкви.

Но и церквей теперь много! Как отличить истинную от «лукавствующей»?

Очень просто. Та Православная Церковь, которая никогда, ни в какой степени, ни при каких обстоятельствах, ни на иоту не солидаризировалась с теми, кто был палачем Царской Семьи и верного Ему народа, – та, и только та Церковь может быть названа Непорочной Христовой Невестой.

Ни лже-патриархи Сергий и Алексий, ни те, кто им кланяется и их благодарит, – не могут быть признаны «голосом Церкви». Нужно чистое имя, к которому можно обратиться за благословением на святое дело.

Имя Преподобного Сергия Радонежского, – освятившего дело Великого Князя Дмитрия Донского.

Имя Святого Патриарха Гермогена, – освятившего дело Минина и Пожарского 16.

Имя Святителя Патриарха Тихона, – Послание которого от 19 января 1918 г. ниже приводится.

И. М. [Андреев.]

* * *

16

В журнале «Стяг» [Орган свободной монархической жизни, №1 (Июль-Август). Мюнхен, 1949, стр. 9] эта статья оканчивается иначе: «...Минина и Пожарского. Слава Богу, и у нас, в зарубежьи, есть ныне чистое и достойное имя. Оно еще теплится! Спешите, пока жив носящий его. Просите благословения на установление Дня убиения Царской Семьи – днем ежегодного всенародного покаяния – у Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви, Преосвященнейшего Митрополита Анастасия. Проф. И. А.»


Источник: «Луч света». Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. В двух частях: Часть вторая. / Собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями Архимандрит Пантелеимон. — Издание второе. — Jordanville: Издание Свято-Троицкого Монастыря, 1970 [1971]. — С. 401-407.

Комментарии для сайта Cackle