архиепископ Евсевий (Орлинский)

Часть вторая Наука обучения

§ 129. Введение

1. Доселе было говорено собственно о воспитании (или формальном образовании), посредством которого дремлющие в человеке силы надобно возбуждать, раскрывать и так направлять, чтобы они все вместе стройно содействовали к достижению истинного назначения человека, временного и вечного. Но воспитание должно также сообщать пробуждающемуся уму и самые познания, необходимые или, по крайней мере, истинно полезные человеку, как в отношении к нему самому, так и в отношении к внешнему его состоянию. Эту часть воспитания мы назвали (§ 10) наукою обучения или материальным образованием (§ 51).

2. И материальное образование, или обучение, чрезвычайно важно: оно украшает человека многоразличными познаниями о мире чувственном и сверхчувственном и находится в неразрывной связи с требованиями св. веры и нашей совести. Хотя человек очень часто поступает вопреки лучшим своим понятиям, однако ж чем яснее и основательнее узнал он последнее свое назначение и тот путь, который ведет к оному, тем более чувствует побуждения непрестанно стремиться к главной своей цели. Чего напротив можно ожидать от тех, пред взорами которых мир со всеми его событиями проходит, как пустое сновидение, и которым неизвестно, откуда и для чего они сами и все окружающие их вещи?

3. В недавнее время были (а может быть есть и теперь) такие воспитатели, которые почитали обучение совершенно излишним и даже вредным, по тому ложному предположению, будто гораздо лучше давать молодому человеку самому отыскивать все достойное знания, нежели показывать ему это. Но очень многих познаний сам собою он вовсе не может приобретать, а многих других достигает только с большим трудом. Именно о важнейших и самых необходимых истинах сказано: »Како убо призовут, в Негоже невероваша? како же уверуют егоже не услышаша? како же услышат без проповедующего? Темже убо вера от слуха (Рим. 10:14 и след.). Даже и в рассуждении таких истин, которые человек может познавать посредством собственного исследования, устранение всякого обучения было бы сопряжено с важными невыгодами, потому что только немногие дети бывают с такими отличными талантами и неутомимым прилежанием, что могут обойтись без особенного внешнего пособия. Поэтому без сего пособия как многого лишались бы дети с обыкновенными или слабыми дарованиями! Да и самые даровитые воспитанники, быв оставлены только самим себе, приобретают образование очень медленно, с большими затруднениями. Такие люди и к близкой цели доходят нескоро и весьма нелегко; притом они ограничиваются большею частию малым кругом познаний и всегда почти отличаются односторонностию, упрямством и ученым своенравием. Ежели возразят, что чрез обучение воспитанники теряют самодеятельную изобретательность и привыкают слепо раболепствовать чужим мнениям, то это возражение касается не самого обучения, а только несообразного с целию способа обучения.

4. Для краткости предложим здесь одни общие правила обучения, а именно скажем:

а) о выборе предметов учения;

б) о форме обучения;

в) об особенных средствах к собственному дальнейшему образованию учеников.


Источник: О воспитании детей в духе христианского благочестия. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1877. - [2], VIII, VIII, 543 с. Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Межов В.И. Систематический каталог рус. книгам. Спб., 1869. № 2252.

Комментарии для сайта Cackle