архимандрит Пантелеимон (Нижник)

П. Петров. Пророчества св. прав. Иоанна Кронштадтского о судьбах России, русского народа и его дар прозорливости.

Имея в виду существование двух почти одинаковых по своему определению понятий – терминов: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОЗОРЛИВОСТИ, необходимо, во избежание ошибочного употребления, строго их разграничить.

«Нет никакого способа научным путем иметь возможность предвидеть будущее, или даже спорить о превосходстве одних гипотез над другими; слишком много памятных примеров показывающих нам, что и самые великие люди совершали чудовищныя ошибки, когда хотели быть ГОСПОДАМИ БУДУЩАГО, даже и самого – близкого...» (Сорель).

Однако, недавно в русской зарубежной прессе была опубликована пространная статья компетентного автора о возможности предвидения или проникновения в будущее, пользуясь разсмотрением способностей человека. Автор этой статьи, обосновывая свое положение, указывает на разум, интуицию и ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР. Он не определил точно, в какой степени и как ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР связан с разумом и интуицией, но утверждает, что ограниченныя способности человека не дают ему возможности одновременно созерцать прошедшее, настоящее и будущее. Цитироват отдельныя очень ценныя мысли этого автора по затронутому им вопросу для нас, в данном случае, не представляется крайней необходимостью, но очень важно его указание на третью способность человеческого существа, а именно на ДАР ПРОРОЧЕСКИЙ.

В виду того, что в только что указанной статье не имеется точного определения понятия «ПРОРОЧЕСТВА – ПРОРОЧЕСКАГО ДАРА», а также за неимением такового определения в немногих источниках, случайно находящихся у пишущего эти строки, необходимо восполнить этот пробел и сказать, что ПРОРОЧЕСТВО – это есть предсказание будущих событий, или иных обстоятельств, вдохновенными избранниками Божиими, силою Святого Духа, каковым БОЖИИМ ПРОРОКОМ и был отец Иоанн Кронштадтский.

Мы имеем свидетельства и самого о. Иоанна о благодати, обитающей в нем. Издавая свой дневник «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», он написал вместо предисловия к нему несколько следующих слов: «Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в этой книге есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы...».

Или вот и второе: определяя значение и характер этого ДНЕВНИКА, отец Иоанн пишет: «Сила моя в немощи совершается, – говорит Господь, – и где умножился грех, там преизбыточествует благодать, – говорит Апостол. Эта сила и эта благодать Господня и во мне немощном и грешном воспреизбыточествовала во все дни жизни моей и проявлялась в чудесном озарение души моей светом покаяния и молитты...».

Американский миссионер Петр Истон говорил об отце Иоанне так: «...Им управляет Святый Дух, так как все, что он делает, есть доказательство помощи Божией. Может быть он орудие рук Божиих, чтобы быть ближе к христианам разных народностей и наций. Может быть он особый посланник в его земле и нации, чтобы привести его народ к светлому знамени христианской истины в проповедании пред ним, что Бог есть Дух и что, кто славит Его, тот должен славить в духе и правде. Господь послал в погрязшую во грехах Россию искреннего пастыря и молитвенника отца Иоанна Кронштадтского проповедывать покаяние и ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ...».

Из огромного числа пророчеств о. Иоанна о России – укажем некоторыя:

В день рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г. великий праведник и пророк Божий о. Иоанн Кронштадтский предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и, если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие. Виновно и высшее правительство, потворствующее безпорядкам. Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют... Везде измена, угроза жизни и государственному имуществу... Бедное отечество! Когда то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов... Возстань же русский человек! Кто тебя научил непокорности и безсмысленным мятежам на Руси? Престаньте безумствовать!.. Довольно пить горькую, полную яда чашу вам и России! Россия страдает и мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия и крайнего упадка нравов... Чем мы станем, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постараются уничтожить и самое имя России, т. к. носителем и хранителем России после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия – не Россия...».

Незадолго до своей блаженной кончины о. Иоанн служил Литургию в подворье Леушинского монастыря в Петербурге и в своей проповеди призывал народ каяться в своих грехах, так как приближается ужасное время, столь ужасное, что и представить себе нельзя. Игуменья подворья спросила о. Иоанна: «Когда же, батюшка, это время будет?». Отец Иоанн ответил: «Мы с тобою не доживем, а вот они, – указав при этом рукою на монахинь, – доживут и, когда возьмется от земли Самодержец, тогда придет антихрист...».

В другом источнике указанное пророчество отца Иоанна:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению», записано еще подробнее: «...От чего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское, ныне так разслабело, обезсилилось, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава... Вот от чего Царство наше колеблется... Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем истлеет от последнего, страшного, всеобщего огня: «ибо небо, и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем нового неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда» (2Петр. 3, 10–13).

Здесь между прочим идет речь о «Новом небе и новой земле», о чем отец Иоанн неоднократно проповедывал, напр. на новый 1904 г., на Новый 1907 г.: «И увидел я Новое небо и новую землю» (Апок. 27, 1–7). Об этом здесь упоминается вскользь, так как это не имеет прямого и непосредственного отношения к разбираемому вопросу о пророчествах о. Иоанна о России и русском народе.

«Обратись к Богу, Россия» – пламенно взывал о. Иоанн в день Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1906 г. – «согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земли, – обратись в плаче и в слезах, в вере и добродетели...».

«Возвратись, Россия» – взывал отец Иоанн в своем слове 30 августа 1906 г., – к святой, непорочной, спасительной победоносной вере своей и к Святой Церкви-матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время...».

«Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные – Псал. 2), если не обратятся и не покаятся, а Церковь останется непоколебимою до скончания века...».

«Держись же, Россия, твердо своей Церкви и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою... и не хочешь лишиться Царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его (Матф. 21, 42–43).

С воплем сердечным обращается к России великий праведник земли русской о. Иоанн Кронштадтский: «Погибнет Россия от беззакония, от безволия... Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий... и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие за свое бездействие, за свою холодность к Церкви Божией, – Бог карает нас за грехи...».

«Россия мятется, страдает и мучится от безбожия, безначалия. Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно – Провидение – праведно наказует Россию и ведет к возрождению. Судьбы Божии праведныя совершаются над Россией... Крепись, Россия, но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала...».

Когда в 1900 г. к отцу Иоанну приехала благочестивая купеческая семья, он во время личного с ними собеседования сказал: «Над Перьмю висит черный крест» и уклонился от объяснения сказанных им слов. Великий Праведник задолго провидел те ужасныя события, которыя произошли на Урале в 1918 г., когда там мученически погибла Царская семья и другие члены Императорской Фамилии, там было совершено небывалое в истории Екатеринбургское злодеяние, совершенное в пределах Пермского края.

В 1893 г. был открыт повсеместно в России сбор пожертвований на сооружение Варшавского православного собора, Когда слух о предполагаемой постройке собора дошел до отца Иоанна, то он сказал своим. собеседникам: «С горечью вижу сооружение этого храма. Но таковы веления Божии. Вскоре после постройки этого храма Россия зальется кровью и распадется на многия кратковременныя самостоятельныя государства». Но я предвижу и возстановление мощной России, еще более сильной и могучей, – но это свершится уже много позже». Об этом было доложено Государю Александру III-му и он хотел отказаться от постройки собора, но отец Иоанн тотчас же его убедил не прекословить воле Божией и сбор пожертвований на постройку собора продолжался.

Отец Иоанн Кронштадтский, видя на Святой Руси революционное движение, народные волнения, безпорядки и убийства, зная распространение чуждых православному сознанию и вредных всякой человеческой душе учений безбожничества, замечая неверие на Руси в Бога и отпадение от Церкви Христовой и глубоко сознавая в этом печальном явлении тяжкий грех русского народа, ведущий Россию к гибели, предвидя ужасную трагедию последней, скорбя душой и сердцем в каждом своем проповедническом слове громко говорил о грозной – опасности, грядущей на Россию, везде и всюду предупреждал о ней русский народ, горячо призывал Россию опомниться, обратиться со слезами покаяния к Богу и вернуться к Церкви Святой Православной, указывая, что «в Боге вся наша сила, всемогущество и слава России и без Бога мы немощны и безсильны...».

Кроме приведенных выше общих пророчеств отца Иоанна Кронштадтского, сохранилось и пророчество в частности об эмиграции. В 1900–1903 гг. отец Иоанн Кронштадтский часто посещал Ораниенбаум, где говорил, что «уже близко время, что русский народ разделится на партии, возстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России, или принуждена будет сама покинуть родную землю, но изгнанники вернутся в свои края, но не так скоро, там не узнают своих мест и не будут знать, где их родные похоронены».

И. К. Сурский в своей книге (том 1-ый стр. 194) между прочим спрашивает: «про кого пророк Божий о. Иоанн говорит «вернутся»? И отвечает: «конечно про тех, которые выехали из России, а не про тех, которые родились в эмиграции. А кто может узнать, или не узнать своих мест? Конечно, те, которые их видели и помнят, т. е. люди, выехавшие взрослыми из России и которые вернутся в зрелом возрасте, а не дряхлыми стариками. Отсюда прямой вывод, что время ВОЗВРАЩЕНИЯ очень близко». Так разсуждал И. К. Сурский.

Все пророчества отца Иоанна Кронштадтского, а их здесь записано только малая часть, в точности исполнились. Множество пророчеств было записано в его творениях, изданных задолго до первой мировой войны и до революции.

Отец Иоанн Кронштадтский – любвеобильный пастырь Христов, любящий Россию и Церковь Православную, не только проповедывал слова истины, звал русский народ к покаянию, призывал погибающую Россию к спасению, но и сам за нее и Церковь Святую горячо и слезно молился:

«Господи, Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди Русское Царство с Русскою Православною Церковью на непоколебимом Камне, каковой есть Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию... Тебе, верховному и единственному Главе – Церкви Своей. Да не поколеблют державы Российской инородцы и иноверцы и инославные! Сохрани целость державы и Церкви всемогущею Твоею державою и правдою Твоею!».

«Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию...»

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною с иноверными исповедываниями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания неимеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповедываниями. «Истина Господня пребывает во век» (Псал. 116, 2)».

«Господи, спаси народ русский, Церковь Православную, в России – погибающую: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, спаси Самодержца и умудри его! Господи, все в Твоих руках, Ты – Вседержитель!»

«Господи, выведи Россию на путь истинный и спасительный за все страдания и мученическую кончину от смертоносных орудий верных чад ея, такого множества во всех концах ея! Господи, насади твердую веру в сердцах всех сынов ея, да сияет Церковь Твоя православием, благочестием нелицемерным...».

«Всемилостивый Господь! Пошли нам разум и силы. Прекрати наши раздоры, зажги в сердцах наших русское братское единение. Сильных и честных озари и настави на путь Истины Твоей. Слабым дай бодрость. Малодушных укрепи. Всех же нас, совокупно, вразуми, около нашего ГОСУДАРЯ, объедини и направь к русской победе! Господи, спаси Россию!»

Так молился о. Иоанн Кронштадтский о России и русском народе, так призывал погибающую Россию ко спасению, так предсказывал ея горькую судьбу. Пока жив был Пастырь – жива была Россия. Скончался Пастырь – умерла Россия.

Так безславно погибла великая, могущественная и богатая Россия, оставив Бога, отступив от Церкви Христовой и не послушав спасительных слов доброго Пастыря.

В Боге и Россия воскреснет, если сыны ея на призыв почившего Постыря откликнутся, истинных слов его послушают, опомнятся, проникнутся сознанием, от всей души искренно покаются, с верою и любовию обратятся к Богу, вернутся к святой Православной Церкви, вокруг нея объединятся, будут жить с Богом, любить Россию, горячо за нее молиться и всегда помнить, что в Боге вся сила (все могущество) и слава России. (П. М. Чижов).

Дар прозорливости св. праведного Иоанна.

Прозорливость – это Божья благодать, даруемая тем людям, которые во всех своих делах видят Промысл Божий и Его волю. Прозорливость дается Господом только тем людям, которые искренне и неустанно молят Господа о прощении грехов и о Его покровительстве над нами грешными. Прозоливость дается тем людям, которые во всех бедах и радостях человеческих видят Волю Господню. (Заимствовано из одного источника о жизни и деятельности о. Иоанна Кронштадтского). Говоря короче, прозорливость – это проникновенность ума.

Отец Иоанн Кронштадтский был великий прозорливец. Он читал мысли людей, как в открытой книге. В стихире на «Господи воззвах» (из службы Св. Праведному отцу Иоанну) есть слова «Прежде слова ведый нужды тя просивших...». Когда о. Иоанн смотрел на людей, властный взгляд его глаз проникал в самую глубь души, не было такой тайны, которую люди могли скрыть от него. И не только настоящее, но и далекое будущее было ему открыто, но, как общеизвестно, прозорливость и пророчество – не синонимы!

Фактов прозорливости о. Иоанна очень много и для описания их всех потребовалось бы написать целыя книги.

Имеются сведения о том, как о. Иоанн называл по имени людей, которых он раньше никогда не знал и не видал, как предсказывал некоторым их будущую судьбу, предугадывал чью-либо скорую кончину, разоблачал недоверчивыя и дурныя мысли отсутствующих лиц о нем самом.

Из очень большого числа случаев прозорливости о. Иоанна укажем на очень немногие.

Молодой офицер в церкви кадетского корпуса, где служил о. Иоанн Литургию, вошел в алтарь. Отец Иоанн в это время переносил Св. Дары с престола на жертвенник. Поставив чашу, о. Иоанн подошел к офицеру и поцеловал ему руку. Произошло некоторое смущение и замешательство. Начали говорить, что этот офицер будет священником. Офицеру этому и в голову не приходило стать священником. Но в будущем стал не только священником, но и монахом и известным старцем Оптиной Пустыни о. Варсонофием.

Два студента, желая посмеяться над о. Иоанном, пригласили его, якобы, к больному своему приятелю – тоже студенту – помолиться о его выздоровлении. Приехал о. Иоанн, увидел мнимого больного и сказал: «теперь я тебе не нужен, но скоро понадоблюсь». Отец Иоанн уехал, но мнимый больной, желая встать с кровати, не мог этого сделать. Сначала студенты думали, что он шутит, но потом все испугались и решили ждать. Даже после нескольких дней, студент не мог встать с кровати. Тогда они поехали к о. Иоанну и со слезами покаялись в своем нехорошем поступке. Отец Иоанн простил их, благословил, а когда они вернулись домой, то увидели, что их приятель здоров и гуляет по комнате. Этот студент после этого стал верующим и религиозным человеком. (Случай этот записан почившим Митрополитом Антонием).

Начальник Инженеров Кронштадтской крепости генерал Александров получил телеграмму, что сын его опасно болен и пошел к отцу Иоанну с просьбой помолиться об исцелении его сына. Отец Иоанн сказал ему: «за умершего не будем молиться о здравии, а лучше помолимся за упокой». Генерал Александров возразил, что он только что получил телеграмму о болезни его сына, но о. Иоанн повторил ему, что сын его умер, – что и подтвердилось впоследствии.

Однажды о. Иоанн был приглашен в Москве в одно благочестивое семейство. В семье этой был студент, не признававший ни Бога, ни религии и издевавшийся над «попами». Когда ожидали о. Иоанна, он насмехался и пронизировал также и относительно о. Иоанна. Когда о. Иоанн прибыл, то первым делом он обратился к этому студенту, сказав: «вам необходимо сегодня же исповедаться и причаститься». Пронизывающий взгляд и настоятельныя убеждения о. Иоанна так подействовали на студента, что он согласился, исповедаться и причастился. Отец Иоанн провидел будущую судьбу студента – через несколько дней студент умер.

В 1889 г. к отцу Иоанну в Кронштадт приехал некий Алексей Юрьев и просил его помолиться об исцелении его сына, который был болен костным туберкулезом. Отец Иоанн, как бы не слыша его просьбы, начал разспрашивать не о его сыне, а о нем самом, о его жизни. Узнав от него, что он причащался 4 года тому назад, о. Иоанн сказал ему, что ему необходимо немедленно же, завтра исповедаться и причаститься. Алексей Юрьев ответил, что не может остаться до завтра, так как у него срочныя дела, но о. Иоанн настоял на своем. Юрьев остался, исповедался, причастился, а, вернувшись домой, скоропостижно скончался.

По окончании Литургии в Кронштадте, в Андреевском соборе, молящиеся стали подходить к вынесенному о. Иоанном Кресту и под его благословение. Одна женщина, стоя близко, заметила, что-то такое на руке о. Иоанна и решила приложиться ко Кресту, но руки о. Иоанна не целовать; когда она подошла уже совсем близко к о. Иоанну, то он, благословив идущего впереди нея, перенес Крест на идущего за ней и так. обр. она осталась не приложившись ко Кресту и не получив благословения от о. Иоанна.

Однажды во время путешествия о. Иоанна на родину, подошел к нему односельчанин и попросил у него 25 рублей, ссылаясь на то, что у него больна лошадь. Отец Иоанн, молча, вынул 25 рублей и дал просителю. Крестьянин этот выманил деньги у о. Иоанна с целью покутить, – лошадь его была здорова. Каковы же были удивление и ужас этого крестьянина, когда он вернулся домой! Оказалось, что лошадь его на самом деле пала. Он тотчас же вернулся к о. Иоанну и сознался перед ним, что обманул его. О. Иоанн, поучив и наставив его, простил его.

Описанные здесь случаи прозорливости о. Иоанна заимствованы из разных источников о жизни и деятелыюсти о. Иоанна Кронштадтского, причем нередко случается, что одни и те же случаи прозорливости о. Иоанна в разных источниках повторяются, – это совершенно понятно.

Вопрос о чудотворении о. Иоанна Кронштадтского, – это особая грандиозная тема.

«В образе о. Иоанна Кронштадтского прошел Христос по русской земле. Никогда Святая Русь не получала такого всерусского воплощения в этой встрече ея с Христом – перед тем страшным погружением в тьму, которое предрекал о. Иоанн. Последней ли встрече?! Не покинул отец Иоанн и сейчас Святой Руси, переселившись в горний мир. Но где сейчас Святая Русь? Не имеет она больше народно-государственного воплощения: В СЕРДЦАХ ЖИВЕТ ОНА! И в каждом таком сердце живет о. Иоанн. Рядом с преподобным Серафимом занял он место, как привычный паш предстатель пред Богом. Много-ли таких сердец? Крепка ли их связь с Христом? От этого – только от этого! – зависит будущее и России и мира! Если не вырастет в сердцах наших снова Святая Русь в мироустрояющую силу – Сам Господь близ, как Грозный Судия, – как о том и говорил нам отец Иоанн». (Архимандрит Константин. «Духовный облик прот. Иоанна Кронштадтского», Джорданвилл, 1952 г.).

С умиленным сердцем и отверстою душою ныне восклицаем:

«СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЧЕ НАШ ИОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАС»!

П. Петров.

Ютика, лето 1966 г.


Источник: «Луч света». Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. В двух частях: Часть вторая. / Собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями Архимандрит Пантелеимон. — Издание второе. — Jordanville: Издание Свято-Троицкого Монастыря, 1970 [1971]. — С. 401-407.

Комментарии для сайта Cackle