Источник

Неделя святой Пасхи

1. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

В день Светлого Воскресения Христова скажем несколько слов о сем всерадостном событии.

Когда воскрес Господь? По предречению пророков и самого Господа (Мф.12:40) в третий день, «не ранее первых после полуночных часов дня после субботнего» (Сл. на Пасху Митр. Филарета).

Какою силою Господь восстал от мертвых? Славою Отчею (Рим.6:4) и собственною силою, как Бог (Ин.10:18). Как совершилось и открылось воскресение Господне? Совершилось в глубочайшей тайне, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясение земли могло бы сказать умеющему разуметь глас природы, что из сердца ее исходит Первенец умерших. После сего сошел с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид Его был, как молния, одеяние бело, как снег (Мф.28:3). «Отвалив камень от гроба, он привел в ужас и тем удалил Стражей, чтобы открыть свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам» (Митр. Филар.).

Утром рано, еще сущей тьме, спешили несколько благочестивых жен ко гробу, чтобы помазать благовонным миром тело Спасителя. Любовь к Господу придавала слабым бодрость, мужество, силу. Они не знали не только о совершившемся событии, но даже и о печати архиерейской и страже римской. Их смущала только мысль: кто нам отвалит камень от дверей гроба? Бе до велий зело! Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина далеко упреждает прочих, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба! Подавленная тяжкою мыслию: где Господь, она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. Унесли Господа, сказала она им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, что́ бы это значило. Прочие же мироносицы, пришедши ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее сих апостолов, входят во гроб и слышат от Ангела: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь; Он воскрес. Вот место, где он был положен. Идите скорее, скажите ученикам его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф.28:1–7; Мк.16:1–7; Лк.24:1–6).

Чрез несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько плакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: «Жено! что плачешь?» – «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его». В это время она оглянулась назад, и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: «Жено! что плачешь, кого ищешь»? Мария сказала: «Господин! если Ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его». Марие! сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господа, бросилась к Его ногам со словом: Раввуни (учитель!). Не прикасайся ко Мне, сказал ей Господь, а иди к братии Моей и скажи им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему; – совершились смерть Его и воскресение; остается вознесение, и о Нем теперь повелевает Господь возвестить ученикам, как о величайшем для них благе, потому что Его Отец есть и их Отец, Его Бог – и их Бог. Мария повиновалась и пошла. На дороге она встретилась с другими мироносицами. Вдруг является всем им Христос и говорит: радуйтесь! А они от радости и благоговения пали к ногам и целовали их. После сего жены пошли к ученикам и рассказали, что они видели Воскресшего, пересказали, что Он говорил с ними.

Где была Матерь Божия в это радостное утро, от кого узнала Она о воскресении Своего Божественного Сына? – говоря о мироносицах и апостолах, Евангелисты молчат о ней. Но хранительница таин Божиих, Церковь уверяет, что прежде всех на земле Господь явился Матери. Она поет Преблагословенной Деве: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину воприяла еси, Богомати всенепорочная».

Воскресший Спаситель первым явился женщинам, – и женщины сделались первыми провозвестницами воскресения Христова. Здесь по учению Отцов Церкви скрывается особая цель Промысла. Чрез кого подпал осуждению род человеческий? кто чрез послушание диаволу стал виновником всех несчастий человека? Жена первая согрешила, соблазнила на грех мужа и сделалась виновницей потери блаженства райского и для всего рода человеческого. Чрез жену же род человеческий услышал и радостную весть о снятии с него осуждения и о возвращении чрез воскресшего Христа потерянного блаженства. А Марии Магдалине первой из мироносиц явился воскресший Христос за любовь ее к Нему. Она неотступно следовала за Ним при жизни Его, она служила Ему от имения своего, не боялась врагов Его, стояла при кресте Его; она первая, ранее других жен, пошла ко гробу Его и первая, воротившись, сказала ученикам о раскрытом гробе Его; все ушли, а она, любвеобильная, одна стоит у гроба и плачет.

Поймем из этого, как много значит в деле спасения любовь. Ты особенно радостно встретил праздник Светлого Христова Воскресения, – это тебе дано непременно за твою любовь ко Христу, которую ты доказал или вниманием к себе, или некоторым воздержанием в продолжение Великого поста, или усердною молитвою, достойным соединением с Ним в таинстве Тела и Крови Его, или еще каким-нибудь добрым делом, совершенным тобою ради Христа. А тебе не дано это чувство, ты без особенного восторга встретил праздник, – оглянись на себя, приникни в дом души твоей; верно, – он заключен для Господа, верно, – сердце занято другим чем больше, чем Христос. Да, Господь близок особенно к тем, кто сам сердцем близок к Нему; любящим Его Он особенно ощутительно дает чувствовать эту близость к Нему. Будем любить Господа всем сердцем, если желаем всегда радоваться о Нем.

Господь, явившись на пути мироносицам, сказал им: радуйтесь!

И действительно, в день всерадостного воскресения Иисуса Христа христианин и праведный, и грешный должен радоваться. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс.117:24).

Нынешний день есть день особенного веселия, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При слове – Христос воскресе! – мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, этот праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились.

Так никто из нас не должен ныне унывать: двери веселия всем отверсты: входите без сомнения; реки радости для всех текут: черпайте без опасения.

И как не радоваться, как не веселиться в нынешний праздник! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться: он ныне разрушен. Мы трепещем смерти; теперь нечего ея трепетать: жало ее уничтожено. Мы боимся диавола; нечего и его бояться: он низложен. Мы желаем рая: отверсты райские двери. Все готово, чего только наша душа желает; все доставило нам Воскресение Спасителя.

Оживимся же настоящим торжеством, обнимем друг друга, ненавидящим нас простим все для Воскресшего, и будем устами и сердцем воспевать: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь. (Сост. по проп. Р. Путятина и «Воск. бес.» изд. Моск. Общ. любит. дух. просвещ. за 1891 г.).

2. Слово св. Иоанна Златоустого

Если кто благочестив и боголюбив, насладись сим добрым и светлым торжеством! Если кто раб благоразумный, с радостию вниди в радость Господа своего! Если кто потрудился среди поста, приими и динарий! Если кто поработал с первого часа, получи сегодня должную плату! Если кто пришел после третьего часа, с благодарением торжествуй! Если кто успел придти после шестого часа, не смущайся! Ибо ничего не лишился. Если кто замедлил и до девятого часа, приступи, не сомневаясь ни в чем! Если кто даже успел придти только в одиннадцатый час, не бойся замедления! Домовладыка любочестив, приемлет последнего, как первого, успокаивает и пришедшего в одиннадцатый час так же как потрудившегося с первого часа; и последнего милует, и первому служит, и тому дает, и этому дарует; и дела приемлет, и намерение целует; дело почитает, и доброе расположение хвалит.

Итак все войдите в радость Господа нашего! Первые и вторые получите награду! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте! Воздержные и ленивые, почтите день! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза наполнена, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры! Все восприимите от богатства благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство. Никто не плачь о грехах, ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас. Укротил смерть объятый смертию! Пленил ад Сошедший во ад; огорчил того, который коснулся Его плоти! Предузнав сие, Исаия воскликнул: ад огорчился, сретив Тебя в преисподних своих. Огорчился он, ибо упразднен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, ибо сокрушен. Огорчился, ибо связан. Взял плоть, а приразился к Богу! Взял землю, а встретился с небом! Взял то, что видел, а впал в то, чего не видел! Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? Воскрес Христос и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и жизнь водворяется! Воскрес Христос, и мертвого ни одного во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умерших бысть (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

3. О явлениях воскресшего Господа апостолам в день воскресения

В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь вначале Марии Магдалине, потом – и другим мироносицам. Около вечера того же дня двое из учеников Христовых Лука и Клеопа пошли в селение Еммаус, которое находится от Иерусалима в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни для Израильского народа. На пути они разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора их был Христос.

Подходит к ним какой-то незнакомец и спрашивает их: о чем – это вы так рассуждаете между собою и от чего вы так печальны? Удивил такой вопрос учеников Христовых. Неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем во дни эти? сказали они подошедшему путнику. О чем? спросил их спутник. А что было с Иисусом Назаренином, Который был Пророк сильный в деле и слове пред Богом и пред всем народом, – как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали от Него; мы надеялись, что Он есть Тот, Кому назначено избавить нас, израильтян. И вот теперь уже третий день истекает, как совершилось все это. А между тем некоторые женщины из наших изумили нас, – они были рано утром у гроба и не нашли тела Его, и, возвратившись, сказывали, что видели Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, нашли все так, как женщины говорили, но Его не видели.

Тогда приставший к ним путник заметил им: напрасно они колеблются, – страдания Христовы были предсказаны пророками и следовательно должны были постигнуть Мессию. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? сказал Он им и в доказательство привел все пророчества о страданиях Мессии, начав от Моисея. Ученики дивились. Между тем в разговоре незаметно подошли и к Еммаусу. Незнакомец показывал вид, что он хочет идти далее. Но ученики начали уговаривать Его переночевать с ними, так как наступил вечер. Путник согласился. Вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб, благословил его, преломил и подал им.

Как все это живо напоминало им их Дорогого Учителя! Ведь точно так и Он делал пред вкушением пищи. Они стали вглядываться в черты Незнакомца, – и вдруг видят пред собою Христа. Но лишь только познали они Его, Он сейчас же сделался невидим и скрылся. Не горело ли в нас сердце наше, когда Он доро́гой изъяснил нам писания? сказали они друг другу и тут же поздно вечером возвратились в Иерусалим к прочим апостолам и сказали, что Христос воскрес. Воистину воскрес, сказали им апостолы, и явился Он Симону Петру. Но как явился Он Петру, подробностей об том явлении в Евангелии нет. Явившись ему отдельно и раньше других, Господь, конечно, изрек ему наедине совершенное прощение за его трикратное отвержение от Господа.

В самый же день Воскресения, поздно вечером, десять учеников собрались вместе и говорили о явлениях воскресшего Господа. Прощенный Петр был тут же; не было одного Фомы. Двери были заперты из боязни нападения от иудеев. Вдруг сквозь заключенные двери является среди них Сам воскресший Христос. «Мир вам», сказал Он им, они же смутились. Не дух ли это, не призрак ли стоит пред ними? подумали они; Христос не одобряет такое их сомнение. Для чего, говорит Он, такие мысли входят в ваши сердца? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите; потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня, – и сказав это, показал им руки и ноги Свои. Ученики возрадовались, увидевши Господа. Но при радости, или лучше сказать, от чрезмерной их радости им не доставало все еще полной веры, – им хотелось бы еще более убедиться, что это действительно так. И вот Господь спрашивает у них: нет ли у них здесь чего съестного? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меду, и Он пред ними съел. И их сомнение заменилось теперь полнейшею верою и радостию. Спаситель долго с ними беседовал, объяснил им все те пророчества, в которых говорится о страданиях, смерти и воскресении Его. «Мир вам», заключил Он Свою беседу. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». При этом Он дунул на них и стал невидим. Когда пришел к ним Фома, все говорили ему: – мы видели Господа. Но он отвечал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю.

Когда явился Христос апостолам? В то время, когда беседовали о Нем. Пятый раз является Он, и каждый раз – тем, которые заняты были Им, о Нем думают, о Нем говорят.

Пойми из сего, христианин, что и к тебе тогда будет близок Господь, когда часто будешь размышлять о Нем, часто молиться Ему, часто читать Слово Его, посещать храм Его, часто приступать к Св. Тайнам Его, когда будешь стараться творить добро во имя Его.

Христос явился апостолам сквозь заключенные двери. Это показывает, что тело Спасителя по воскресении стало не такое, какое было прежде. Это было уже тело тонкое, легкое, духовное, не знающее никакой преграды для сообщения с тем или другим местом; тело, осияваемое духовным светом, – сквозь которое проникал свет Божества. Подобны, братие, будут и наши тела по воскресении. Но для этого нужно теперь – при жизни не делать их орудием греха, блюсти в чистоте.

Мир вам, сказал Христос явившимся апостолам. Значит вот что всего необходимее обществам, семействам и всем нам для счастия земного. Где нет мира, там – вражда, разделение, прекословие, взаимное противодействие, злоба, ненависть. Где же взять мира? Христос мир наш, Он преподал мир апостолам, преподаст и нам.

Апостол Фома долго не верил воскресению Господа; но его неверие не походило на неверие иудейских начальников, которые слышали о воскресении Христа от стражей-очевидцев и все-таки не поверили. Неверие этих лиц происходило от упорства, ожесточения, гордости, злобы. Но Фома не верил от радости, все одно как и мы не верим тому, чему особенно рады, что особенно нам приятно. Зато когда уверился, он исповедовал, что Христос – Господь наш, Царь и Владыка, Начальник и Совершитель нашего спасения. (Сост. из разн. поуч.).

4. Воскресший Иисус Христос примирил нас с Богом

Было время, когда человек наслаждался полным миром и спокойствием. Но это время было непродолжительно. Тогда, действительно, не было ни внешних, ни внутренних причин, нарушающих спокойствие человека. Он жил в мире с Богом, с ближними и с самим собою. Но явившийся грех расстроил все эти отношения. Преданный греху человек сделался врагом Богу, ближним и себе самому.

До воскресения Христова не было мира у человека с Богом. Человек как скоро уклонился от Бога и преступил заповедь Его, то начал враждовать против Него. Все действия греховные составляют вражду на Бога. Ими созидается не Царство Божие, а царство сатаны. Вражда эта продолжалась до самого пришествия Спасителя. Для примирения и разрушения этой вражды нужно было загладить и очистить грех правдою. Иисус Христос сделался нашим оправданием. Он Своим учением и жизнию показал путь ко спасению, а Своею крестною смертию не только упразднил грех, но разрушил и самую власть виновника всякого зла. Велика была власть диавола над родом человеческим. Он держал в узах своих не только живых, но и умерших. Но Господь освободил всех от диавола не только на земле, но и в преисподней. До воскресения Иисуса Христа, весь ад наполнен был умершими. Спаситель, когда лежал во гробе, сходил душою Своею во ад и извел оттуда всех, ожидавших Его, начиная с первого человека. Таким образом чрез воскресение Христово примирены с Богом не одни живые, но и умершие во грехах.

Он примирил нас с Богом и указал в Нем источник нашего утешения и блаженства.

Радуются и торжествуют теперь и люди, и ангелы, и самые отшедшие от нас в мир загробный. Для всех дарован мир и открыт на небе рай. Радость сию, ожидаемую всеми, сообщаем мы во взаимных наших приветствиях и лобызаниях. Сначала и мир и радость сообщены были от воскресшего Спасителя апостолам, а от них уже распространены по всей вселенной.

Через апостолов сообщен мир и каждому человеку. До появления на земле греха, у человека не было и внутреннего несогласия. Силы души нашей не враждовали друг против друга. Но с появлением греха явилось разногласие, и бывший дотоле внутри нас мир был нарушен. Плоть стала враждовать против духа, страсти наши не стали покоряться не только внутреннему, но и внешнему закону. Чтобы грех не препятствовал дарованному миру, Спаситель тотчас по воскресении облек апостолов Своих властию прощать грехи и успокаивать совесть. С надеждою на это прощение, мы приносим покаяние и примиряемся не только с Богом, но и с самими собою. Самый закоренелый грешник чувствует облегчение и успокоение в своей совести, когда приносит раскаяние во грехах. До воскресения Христова люди не могли пользоваться внутренним миром и от страха смерти. Но Спаситель рассеял всякий страх, поправши самую смерть Своим тридневным воскресением. Прежде смерть была страшною, потому что не знали другой жизни. А теперь открылось, что смерть не есть уничтожение и окончание бытия, а только переход от жизни земной, греховной к жизни небесной и блаженной. Мы со смертию не только ничего не теряем, но многое приобретаем, именно: нетление, вечность и блаженство. Не страшен для нас теперь и самый ад. Он упразднен и заключен сходившим в него Спасителем. Всякий может избегнуть ада, кто захочет следовать воскресшему Господу. Иди, каждый верующий, в отверстые врата рая и не бойся духов злобы. Они связаны и не могут повредить тебе, если сам будешь отражать их именем креста и воскресения Христова.

Празднуя ныне примирение с Богом и победу над нашими исконными врагами, возблагодарим воскресшего ради нас Господа и воспользуемся средствами, дарованными нам от Него, чтобы не тщетным было в нас воскресение Христово и чтобы после дарованной победы не оставаться нам на земле в числе побежденных. Аминь. (Сост. по слов. Макария, епископа архангельск., помещ. в журн. «Странник» за 1879 г., апрель).

5. Радость воскресения Христова

Христос Воскресе!

Как часто ни повторяешь, как часто ни слышишь это святое приветствие, – оно никогда не прислушивается, а всегда одинаково радостно, утешительно, вожделенно. Отчего это?

Вот отчего: Если Христос воистину силою божества воскресе из мертвых, – то значит, Он есть истинный Сын Божий, Господь и Бог наш, – истинный Спаситель и Искупитель наш. Следовательно в Него мы должны веровать, на Него все надежды свои возлагать и любить от всего сердца нашего.

Если Христос воистину воскресе, – то, значит, истинна, свята и несомненно – православна наша христианская вера, которой Он, – начальник и совершитель сей веры – научил нас чрез апостолов и их преемников. Следовательно и все слова Его, все учение Его, и все заповеди Его также истинны, непреложны, – так что скорее прейдут небо и земля, нежели не исполнится хотя одна черта из закона (Мф.5:18). Нам остается только без всякого сомнения всегда пребывать в сей святой вере, исполнять заповеди Христовы, и таким образом верно и надежно созидать свое спасение.

Если Христос воистину воскресе, – то, значит, истинно, верно и надежно искупление наше и спасение, совершенное Им. Ибо как Он был предан за грехи наши, так воскрес для оправдания нашего (Рим.4:25). Нам остается только искренно желать сего оправдания в Нем, – и райские двери для нас отверсты.

Если Христос воистину воскресе, – то, значит, и мы все хотя умрем, но потом также, как Он, воскреснем, оживем. Ибо как Он умер за всех, так и воскрес для всех, будучи первенцем из умерших. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, учит апостол, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (1Кор.15:20, 12). Оно будет непременно. А как отрадно это!

Если Христос воистину воскресе, и, воскресши из мертвых, уже не умирает, и смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9), – то, значит, истинна и наша, – после воскресения нашего, – бессмертная, вечная жизнь, Им обещанная, и явленная Им после живоносного воскресения Его. Как возмездие за грех – смерть, так дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6:23). А как утешительно это!

Вот, братие, сколько важных, самых отрадных, самых утешительных истин заключается в словах: Христос воскресе, – воистину воскресе. Оттого-то мы часто и охотно произносим их ныне. Оттого-то это приветствие столь сладостно и вожделенно для нас. Оттого-то и самый праздник воскресения Христова есть из праздников праздник, из торжеств торжество, так что светлее, торжественнее, веселее его нет у нас на земле никакого праздника. И на небе, у Бога и ангелов, воскресение Христово также величайший праздник. Ныне исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя, поет св. Церковь, Христос бо воста, веселие вечное.

А если этот праздник так важен, свят и торжествен, то подумайте, уместно ли осквернять его нам, христианам, какими-нибудь нечистыми, греховными делами, особенно пьянством, невоздержанием и т. п.? О, да не будет сего между нами! Не для того у нас нынешний праздник; не в этом состоит он; не так должны проводить его истинные христиане. Как же? А вот послушайте святую Церковь.

Воскресения день, и просветимся торжеством, поет она ныне. Просветимся благодарною молитвою Христу, пострадавшему за нас и воскресшему для нас, просветимся святыми делами и христианским поведением. И друг друга обымем. Ради такого светлого праздника обнимем нашею искреннею, горячею любовию всех и каждого, не исключая врагов и недоброжелателей наших. Рцем: братие! Назовемся все, богатые и бедные, счастливые и несчастные – братьями во Христе, и будем жить как родные братья, как дети одного Отца небесного. И ненавидящим нас простим вся воскресением. Ради воскресения Христова забудем все обиды, нам причиненные, простим всех врагов наших, и тако возопием: Христос воскресе, и потом во все дни сего праздника достойно будем петь и непрестанно повторять друг с другом: Христос воскресе, воистину воскресе!

Постараемся же, братия мои, во дни праздника этого пожить не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего (2Кор.5:15). (Из «Сборника кратких поучений» священ. Андрея Смирнова, кн. 3-я).

6. Христос воскресе! И мы воскреснем

Христос воскресе! Задумывались ли вы когда-нибудь над этими отраднейшими словами, над этим величайшим действием всемогущества Божия над нами? Мы воскреснем... Будет когда-то время, когда тела наши, эти самые бренные тела, сокрытые в могилах, истлевшие в прах, превратившиеся в землю, по действию всемогущего слова Божия, опять преобразятся из гробов и опять соединятся с нашими же, разлученными на время, душами, для жизни вечной... Для жизни созданы мы! Хочется нам жить; и мы будем жить в этих же самых наших, только преображенных телах; будем жить вечно, вечно... Какая радость, какое утешение в этих словах для нас смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Зачем приходить в уныние и отчаяние при смерти близких нашему сердцу?

Христос есть начаток нашего воскресения, говорит св. ап. Павел, – есть основание и нашего воскресения. Христос в Самом Себе воскресил человечество; воскресит Он и тех, которые преискренно приобщаются Его плоти и крови, – которые становятся с Ним едино верою и любовию, – которые не образно только, действительно становятся членами Его – единой Главы всех верующих.

Воскрес Христос, и мы воскреснем, братия! И разве это так невероятно? Мало ли мы видим в нашей здешней жизни образов воскресения?

Что человек воскреснет и снова получит свое тело, на это ежедневно указывает наше засыпанье вечером и просыпанье утром. Подобно тому, как мы ложимся и засыпаем вечером, а на другой день пробуждаемся и встаем с тем же телом, так и мертвое тело некогда при воскресении получит снова свой вид и свою жизнь, пробудится от смертного сна и будет жить.

Другой образ нашего воскресения составляет непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходит солнце, постепенно становится все темнее и темнее, и наконец все покрывает мрачная ночь. Тьма и тень смертная обнимают тогда всю природу; исчезли горы и долины, цветы и деревья, не видно ни одного творения, и все как бы мертво. Но чуть наступит утро, все становится видимым пред глазами, все оживает, и снова царит везде новая жизнь.

Подобным образом и все умершие лежат как бы спящие глубоким сном, покрытые долгою ночью смерти, так что представляется, что они все навеки исчезли и уничтожились; но наступит день, и они снова пробудятся от сна смерти и воскреснут и явятся живыми, с телом и душою, от Адама до последнего умершего человека.

Но наиболее ясный образ будущего воскресения представляет ежегодное оживление природы весною. Наступила зима – и вся природа как бы омертвела. Деревья стоят без листьев и соков, травы и цветы помертвели; ни одна птица не поет уже в лесу, мухи и другие насекомые лежат оцепенелые в своих убежищах, другие же осенью превратились в куколок, как бы умерли. Но, вот, настает весна, приходит новая жизнь в омертвевшую природу, и все, что казалось мертвым и погибшим, снова встает из своего гроба. Трава, злаки и все произрастения снова вырастают из земли, являются цветы в красоте своей, деревья получают снова сок, листья и цветы; муравьи, пчелы, мухи и другие насекомые снова пробуждаются от своей зимней спячки и выползают из своих уголков; закутанные в куколку гусеницы оставили свой прежний покров, превратились в гораздо лучшие создания – в разноцветных бабочек, и летают в этом новом виде, высоко поднимаясь в воздухе. Птицы весело с песнями перелетают с дерева на дерево, с кустарника на кустарник. Бог все это так устроил, конечно, не с иною целью, как только для того, чтобы наглядно и живо представить пред взоры наши будущее воскресение.

Зерно, брошенное осенью в землю рукою земледельца, истлевает, чтобы весною снова ожить в полноте и красоте. Ты еже сееши не оживет, аще не умрет, учит нас истине воскресения и св. ап. Павел подобием зерна, истлевающего в земле и потом оживающего.

И не безумен ли тот, скажем словами того же св. апостола, кто, еще и после таких ясных указаний на истину воскресения даже в низшей, неразумной природе, вздумал бы усомниться в этой величайшей и отраднейшей для нас истине? Нет места сомнению!.. Воскрес Христос, и мы воскреснем, братия мои! И непременно воскреснем и будем жить вечно со Христом, на сколько мы здесь, на земле, живем верою и любовию, связывающими всех нас во едино с Ним, Господом нашим.

А как же совершится это величайшее чудо всеобщего воскресения? Это – тайна, которую точно и обстоятельно выяснить теперь невозможно. Однако же, насколько нам открыто в книгах священных, вот что можно сказать о ней. По откровению, данному св. пророку Иезекиилю, на мертвые и разбросанные кости дунет некий Дух жизни, и они оживут и станут на ногах своих собор мног зело (Иез.37:10). По откровению, данному св. Иоанну Богослову, воскресению тел будут предшествовать звук труб ангельских и голос Самого Господа, грядущего с неба (Ин.5:28). От этого гласа Господня, подобно которому не было в мире от его создания, и который отзовется во всех концах вселенной, – вся земля восколеблется, падут надгробные памятники, откроются могилы, – сухие кости получат жилы и облекутся плотию, составленною из тех же частей, на которые она разложилась. Тела соединятся с своими душами и выйдут из могил, как бы после глубокого и продолжительного сна. Воскреснут все люди в одно мгновение: воскреснут – и христиане, и евреи, и магометане, и язычники; воскреснут люди всех времен и поколений; воскреснут и добрые и недобрые.

После этого, с несомненною верою ожидая воскресения мертвых тел, не будем, братия мои, слишком печалиться, когда придется провожать в могилу тела наших родных и друзей. Скорбеть о погребаемых телах не то же ли значит, что скорбеть о семенах, бросаемых в землю земледельцем? Да не будем же мы, христиане, яко не имущии упования! (Сост. по «Воскр. чт.», за 1887 г.).

7. Воскресение Иисуса Христа предзнаменует наше воскресение из мертвых

Христос Воскресе!

Воскрес из мертвых Иисус Христос, – и наше будущее воскресение с телом сделалось столь очевидною и несомненною истиною, что Апостол удивляется, како могут некоторые говорить, яко воскресение мертвых несть (1Кор.15:12).

И подлинно, если воскрес Иисус Христос, – то почему же нельзя воскреснуть некогда и всем людям? Он был такой же истинный человек, как и все мы (Флп.2:2). Правда, будучи истинным человеком, Он был вместе и Бог и воскрес силою своего Божества, а не человечества. Но разве мы, люди, не имеем в телесном составе своем души, которая справедливо называется искрою Божества? Эта искра, как отблеск присносущного света, никогда не может угаснуть. Что же? ужели она, по смерти своей, вечно будет таиться под пеплом истлевшей плоти, или станет блуждать подобно огням, носящимся иногда над могильными холмами, и никогда не вспыхнет в новом теле для жизни? Согласны, что сия Божественная искра не то, что полнота Божества, телесне обитавшая в Иисусе Христе (Кол.2:9); что для воссоздания истлевшего человеческого тела к новой жизни нужна та же божественная сила, которая вдохнула некогда бытие человеку, создав его из праха. Но почему сия сила не может так же животворно воздействовать в нас по смерти, как она действовала во Христе когда Он умерщвлен быв плотию, ожил духом? (1Петр.5:18). Почему не может оживотворить мертвенные телеса наша Тот, Кто воздвиг Христа из мертвых (Рим.8:11)? Почему не может сего сделать сам Иисус Христос, Который по собственным словам Его, есть воскресение и живот наш? (Ин.11:25).

Всемогущий Бог и Спаситель наш Иисус Христос сказал: грядет час в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин.5:25); а что сказал Иисус Христос Свидетель верный и истинный (Апок.3:14), то несомненно сбудется. По воскресении Его, мы ни мало не можем сомневаться в исполнении сего обещания: ибо если Он сам мог воскреснуть якоже рече, то тем легче может воскресить других. Он показал уже опыт воскресения мертвых: по смерти Его, говорит евангелист, гробы отверзошася и многия телеса усопших святых восташа, а по воскресении Его изшедше из гроб, внидоша во святий град, и явишася мнозем (Мф.27:52–53). Для чего? Для того, конечно, дабы возвестить ту истину, что смерть Иисуса Христа попрала нашу смерть, а воскресение Его есть залог нашего воскресения. Без слов, одним явлением своим, они могли внушать разумевающим, что воздвигший Господа Иисуса Христа из мертвых и нас со Иисусом воздвигнет для жизни вечной (2Кор.4:14).

Воздадите же благодарение Господу, что Он воскресением Своим из мертвых уверил нас в нашем бессмертии за гробом и будущем воскресении. Когда же нам известно, что мы будем жить по смерти нашей и некогда воскреснем, то у нас должен произойти другой – вернейший взгляд на жизнь и наше назначение. Если человек бессмертен и некогда воскреснет, то я понимаю цель настоящей жизни: она есть преддверие, в котором мы должны приготовить себя к другой – вечной жизни. Если человек бессмертен и некогда воскреснет, то мы не напрасно здесь трудимся в добрых подвигах, – дела наши последуют за нами в вечность и получат там должную награду. Если человек бессмертен и некогда воскреснет, то мы не должны роптать на скорби и несчастия, постигающие нас в сей жизни: ибо мы знаем, что настанет время, когда плачущии ныне утешатся, и претерпевый до конца спасен будет. Если человек бессмертен и некогда воскреснет, то не будем сетовать на краткость сей жизни, и без ужаса станем взирать на свою кончину: ибо за гробом блестит заря воскресения и открывается беспредельная область жизни бесконечной.

Все верующие во Иисуса Христа ныне преисполнены радостию о воскресении Его, радуются потому, что воскресение Иисуса Христа есть начало, основание и залог воскресения всех умерших и нашего будущаго воскресения. Христос воста от мертвых, учит Апостол, начаток умершим бысть (1Кор.15:20).

Иисус Христос, победивший смерть, вместе победил ад: аще и во гроб снишел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу. Возлежа телом во гробе, Он душою сходил в адскую темницу не как пленник или узник, но как имеющий власть над силами ада. Он Своею всемогущею силою извел из ада на свободу не только ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Его пришествия, но и великих грешников, каковы например, были современники Ноя, погибшие в водах потопа. Они не верили Ною, грозившему им потопом, но когда угроза начала приходить в исполнение, и вода постепенно стала заливать даже высокие места, многие из них пришли в раскаяние, и потому, когда Спаситель пришел в ад, они с радостию услышали Его благовестие и удостоились прощения и освобождения из адских уз.

С воскресением Христовым и небо, и земля, и преисподняя исполнились света. Новым светом озарилось и самое небо, ибо открылась св. ангелам высочайшая тайна любви Божией, непощадившей для спасения падшего человечества Своего возлюбленного и Единородного Сына, когда уничиженное естество наше в лице Сына Божия превознесено и прославлено славою Божественною. Исполнилась света и самая преисподняя, когда явился там Победитель смерти и ада с светоносною хоругвиею воскресения, когда все пленники его озарились светом пришествия Христова и вышли из ада торжествующим сонмом с победною песнию в след победоносного Вождя своего. Но свет воскресения Христова воссиял, братия, преимущественно на нашей земле и для нас, человеков.

Что стала земля, на которой воскрес Христос? Это уже не страна проклятия, в которую изгнан человек преслушания ради; она есть благословенная нива, на которой растет и спеет пшеница Христова – избранные Его, доколе соберутся они в житницу небесную. Это – училище, в котором воспитываются сущии о Христе Иисусе в жизнь вечную. Это предместье небесного града, в котором сыны и наследники царства трудятся и подвизаются в уповании наследия царства Божия, уготованного им от сложения мира. Земные страдания, которым подвергаются на земле сыны Царствия Небесного, освятились страданиями Богочеловека, и вместо вестников гнева Божия, сделались для нас залогом славы вечной. Что теперь гроб наш? Это уже не безотрадное место истления, а вечернее ложе, на котором будет покоиться преутружденное жизненною борьбою тело наше до радостного утра воскресения, до того часа, когда взойдет над нами незаходимое Солнце правды. Это Божия нива, на которой сеется тленное, чтобы восстать в нетлении; сеется не в честь, чтобы восстать в славе, сеется тело душевное, да возстанет тело духовное.

Что для нас теперь страна загробного бытия нашего? До воскресения Христова это была для нас область недоведомая; а когда воскрес Христос и вошел в славу Свою, она есть царство славы для избранных Его. Во вратах ее мы отложим земное наше тело, как обветшавшую одежду, и, восприяв тело небесное, просветимся яко солнце во царствии Отца нашего, во светлостях святых Его; подобны Ему будем и узрим Его якоже есть. Собор святых ангелов с любовию и радостию приимет нас в светлое, мирное и блаженное общество свое и успокоит нас, как странников, в небесных обителях своих. Агнец, закланный от сложения мира, явится нам во всем сиянии славы Своей, во всем свете Своего Божественного величия. Мы будем торжествовать на брачной вечери Его ту вечную Пасху, которой настоящая Пасха наша есть только образ и предначертание, и, преобразуясь от славы в славу, обрящем в Нем и жизнь и бессмертие, и радость, и блаженство, и торжество нескончаемое, и субботу вечную. О Пасха велия и священнейшая, Христе! подавай нам, истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего! (Сост. по «Полн. собр. проповедей» Димитрия, архиепископа Херсонск. и Одесск., т. 1-й и др. источников).

8. Слово в неделю святой Пасхи

Христос Воскресе!

Воскресение Христово есть несомненное свидетельство о том, что обетованное спасение совершено, правда Божия удовлетворена, проклятие, тяготевшее над родом человеческим со времени падения первых прародителей, уничтожено, смерть потеряла силу. Всесовершенная жертва, которую Иисус Христос в Самом Себе принес Богу Отцу в умилостивление за грехи мира, восполнила все ветхозаветные, прообразовательные жертвы и сделала их ненужными. Иисус Христос Сам был жертвою и жрецом пред Отцом Своим, и, как совершенно исполнивший служение, Им воспринятое для спасения человеков, соделался вечным Ходатаем, или Посредником между Богом и человеками, чтобы спасать верующих в Него, Спасителя мира. Теперь всем открыт свободный доступ к Богу Отцу чрез веру в Господа Иисуса Христа: преграда, которую грех полагал между Богом и человеками, разрушена беспредельными заслугами вечного Ходатая Христа Иисуса. Никакой грешник не отчаявайся в своем спасении, но с верою и упованием спеши принести искреннее покаяние пред Богом: ибо воскресший Христос принес умилостивительную жертву за грехи всего мира, и потому – за грехи каждого человека, за грехи мои и за грехи твои, если только мы истинно веруем в Господа Иисуса и последуем Ему. Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу (Рим.8:1), учит Апостол.

Прострем взоры далее, и посмотрим, как свет воскресения Христова раскрывает нам тайны нашей будущей жизни. Воскресение Христово есть доказательство и залог того, что, веруя во Христа Спасителя и последуя учению Его, и мы, хотя умрем, но опять воскреснем. Как несомненно воскресение Христово, так несомненно и то, что мы, верующие во Христа, воскреснем к жизни вечной. Веруяй в Мя, говорит Христос, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин.11:25–26). Аще ли Дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, учит Апостол, воздвигий Христа от мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в вас (Рим.8:11). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, пишет святой Павел. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:20, 22–23).

Такие радостные надежды подает нам воскресение Господа Спасителя! А при свете сих надежд, посмотрите, как все изменяется пред нашими взорами! Без надежды на воскресшего Господа Иисуса наша земная жизнь мрачна и прискорбна. Много видим и испытываем здесь такого, что тяжело для мысли и для чувства. Например, видим, как часто добродетельные стенают под гнетом скорбей и несчастий; а живущие неправдою наслаждаются многими выгодами и удовольствиями жизни. И вообще, образ этого мира мрачен и скучен для не имеющих надежды в будущем: такое в нем непостоянство и превращение! Смертные люди непрерывно сменяют одни других, повинуясь всеобщему закону смерти, и целые народы и царства следуют тому же порядку; и вся природа, нас окружающая, также, кажется, то поднимается к совершенству, то клонится к упадку и разрушению. Тяжело помышлять обо всем этом без светлой надежды на будущее. Смотрите же на это при свете, воссиявшем из гроба воскресшего Христа Жизнодавца: и вам все представится в ином положении; мрака сомнений не увидите; все светло и понятно.

Здесь мы на пути; идем к вечности. Здесь страна пришельствия, или место нашего приготовления, а отечество наше на небе. Здесь мы сеем, трудимся в поте лица, терпим скорби и болезни; а плоды подвигов, каждый по своему труду, будем пожинать в обителях небесных. Пусть земная наша жизнь и все нас окружающее течет и проходит, подобно быстрому потоку, или рассеивается подобно песку, разносимому ветром; но для верующих в воскресшего Господа и это непостоянство и эта скоротечность служат утешительными предвестниками близкого рассвета невечернего дня небесного Царства Христова, в котором не будет мрака, не будет ночи скорбей и болезней, а будет вечный светлый день блаженства, пред лицом незаходимого Солнца, Господа Бога. Пусть наше земное тело блекнет, вянет и засыхает, подобно кратковременному растению: рано или поздно, следуя закону своей природы, оно неминуемо должно умереть и предаться тлению, – но не всегда. Оно, подобно пшеничному зерну, сеется в землю для того только, чтобы затем, подобно телу Иисуса Христа, воскреснут к жизни и славе. Апостол пишет о будущем воскресении тела: сеется в тление, востает в нетлении, сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор.15:42–44). Так, при свете воскресения Христова, и мы можем взывать с Апостолом: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор.15:55,57).

Так много радостей, братия, дарует нам Христос Спаситель Своим воскресением! Поэтому-то нам так радостно повторять торжественный глас Церкви: Христос воскресе!

Два слова, – и как много говорят они уму и сердцу каждого христианина! Два слова, – и какую дивную весть они передают или напоминают нам! Сколько протекло столетий, как эта радостная весть стала переходить из уст во уста, от одних к другим, от предков к потомкам, из рода в род, и между тем она не перестает быть новою, радостною, торжественною, несравненною, единственною вестию!

Весть о воскресении Христовом есть весть о совершившемся искуплении всего мира, есть весть о совершившемся спасении всего рода человеческого от греха, проклятия и вечной смерти, весть о восстановлении рода человеческого и примирении его с Богом; весть о том, что от времен древних обетованный Спаситель мира умер за грехи мира, нисходил во ад, разрушил врата его, и узников ада, чаявших избавления, вывел на свободу; Своею смертию и воскресением сокрушил смерть и всем верующим в Него открыл путь к вечной жизни.

А это было предметом вожделенных надежд и пламенных желаний древних патриархов, пророков, всех ветхозаветных праведников и всех благочестивых израильтян, живших до пришествия Спасителя в мир. Все они, патриархи и пророки, благочестивые цари, и все веровавшие в обетованного Искупителя, устремляли свои взоры к сему великому событию, верою утешались и подкреплялись в скорбях и трудных обстоятельствах земной жизни, и, не получив обещанного и ожиданного, отходили к отцам своим, путем смерти (Евр.11:39).

Об этом великом и всерадостном дне Сам Спаситель говорил иудеям: «Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день Мой» (Ин.8:56). И еще говорил ученикам Своим: «Блажени очи видящии, яже видите. Глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша; и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Лк.10:23–24). Хотели и жаждали они видеть день спасения, и не видели; хотели и жаждали слышать слово о совершившемся спасении человеков, и не слыхали.

А мы, братия, видим ныне сей день, егоже сотвори Господь, сей день, в который воскресением Господа Иисуса Христа совершилось спасение мира; мы слышим благовестие о Христе, Победителе смерти и ада, знаем путь ко спасению. Знаем, что Иисус Христос Своею смертию попрал нашу смерть, разрушил ад, и Своим воскресением отворил вход к истинной жизни и блаженному бессмертию всем приходящим к Нему с верою, надеждою и любовию. Так в Христовом гробе открылся неисчерпаемый источник Божественного света и спасительной Благодати для всех истинно верующих в Иисуса Христа.

Так, братия, по слову Господа Спасителя, блаженны и мы: потому что видим и слышим то, что желали видеть и слышать многие пророки и цари, но не видали и не слыхали. Взирайте же очами веры на воскресшего Господа Иисуса Христа; размышляйте о Его великих и неизреченных благодеяниях, явленных всему миру и каждому из нас; прославляйте Его, и радуйтесь.

Радуйтесь все. Ибо Христос, как умер за грехи всего мира, так и воскрес для спасения всех, и Своим воскресением всем открыл путь к вечной блаженной жизни. Это видимое солнце, своим благотворным светом озаряющее вселенную, представляет нам образ невидимого, незаходимого Солнца всего мира, Господа Иисуса Христа. Это видимое солнце восходит и светит для всех, и свою животворную теплоту разливает на всех и на все, что является пред ним: так и Иисус Христос, однажды зашедший естеством человеческим на запад смерти и нисшедший до ада, – в третий день воссиял от гроба, как лучезарное солнце, и более не заходит, но непрерывно светит и вечно будет светить, и разливает лучи Своего спасительного света на всех, верою и любовию приближающихся к Нему. Иисус Христос всех призывает к тому спасению, которое Он соделал посреде земли Своими беспредельными заслугами. Пред Ним нет различия между знатным и незнатным, богатым и бедным, многоученым и неученым, между полом мужеским и женским, между старцем и юношею. Иисус Христос для всех равно доступен; все могут веровать в Него, уповать на Него и любить Его всем сердцем и всею душою; никого не отвергает и всем Он раздает Свои благодатные, спасительные дары, по нужде и по достоинству каждого.

Итак ныне радость у всех общая. Христос Спаситель соделал спасение для всех, и призывает ко спасению всех, – и Он со Своими спасительными дарами доступен и близок всем. Радуйтеся, братия, все радуйтесь!

Радуйтеся, мужи и жены, старцы и юноши, богатые и бедные, старшие и младшие по общественным преимуществам, – радуйтесь о воскресении Христовом: ибо из гроба Христова воссияло спасение, радостное и вожделенное для всех.

Радуйтесь, радующиеся, или счастливые в этой жизни: ибо из гроба Христа льется радость несравненная ни с какими земными радостями; благо спасения, которое дарует нам Христос, несравненно ни с какими земными благами.

Радуйтесь, скорбящие, убогие, страждущие под бременем болезней или тяжких обстоятельств: ибо радость о спасении выше всех временных скорбей, болезней и страданий. Нынешние временные страдания, говорит Апостол, ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, если, по благодати Христа Спасителя, соделаемся наследниками благ небесных и участниками Его вечной славы (Рим.8:18). Христос Спаситель и в настоящей жизни для всех, прибегающих к Нему, есть Помощник несчастных, Утешитель скорбящих, Врач больных, Покровитель и Отец вдовиц и сирых, Надежда безнадежных.

Да радуемся, братия, все, взывая и повторяя друг ко другу: Христос воскресе! Нет в мире выше и вожделеннее для нас блага, как спасение, даруемое воскресшим Христом Спасителем. Нет на земле выше и вожделеннее для нас благополучия, как быть участниками в сем благе, т. е. быть в числе спасаемых верою в Иисуса Христа. И нет никого из нас, кому бы не был открыт путь ко спасению чрез Иисуса Христа, по неизреченной благости Господа Бога, Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1Тим.2:4).

Да радуемся, братия, все; и, радуясь, будем благодарить Христа Спасителя за великие и неизреченные милости Его к нам; будем всегда прославлять Его тридневное воскресение, всегда стремиться к Нему крепкою верою, пламенною любовию и непоколебимою надеждою, и всегда благоговейно поклоняться Ему, со Отцом Его и Святым Духом, ныне и во веки веков. Аминь. (Из «Сбор. проп.» Евсевия, архиеп. Могилевского, 1870 г.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle