Источник

15. Ответы по некоторым вопросам о прекращении ветхозаветной жертвы и сокрытии жертвенного огня во время плена Вавилонского

Вопрос первый

Когда находившиеся в Вавилонском плену три отрока Анания, Азария и Мисаил, ввержены были в печь, огнем горящую, и произносили оные слова: несть во время сие... ниже всесожжения, ни жертвы, ниже приношения, ниже кадила (Дан.3:38), был ли тогда разорен уже иерусалимский храм, вследствие чего в нем уже и не приносились тогда ни всесожжения, ни жертвы? И если не был еще разорен и жертвоприношения в нем еще не прекращались, то о каком прекращении всесожжения и жертв говорили вверженные в печь отроки?

Ответ

Трикраты при царе Навуходоносоре иудеи были отводимы в плен из Иерусалима в Вавилон. Первое пленение было в царствование Иоакима царя иудейского. О сем в книге пророка Даниила, во главе первой читаем: «В лето третье царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор царь Вавилонский на Иерусалим, и воеваше нань. И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия… И рече царь ко Асфанезу старейшине евнухов своих ввести от сынов плена Израилева, и от племене царска, и от князей юноши, на нихже несть порока и добры зраком и смыслены во всякой премудрости… И бысть в них от сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария и Мисаил» (ст. 1–4, 6). Во главе же второй пророчества Даниилова, где повествуется о том, как Даниил истолковал Навуходоносору первый сон, сказано, что сие происходило, и значит Даниил уже находился в Вавилоне, в лето второе царства Навуходоносора. Из сих свидетельств книги пророчества Даниилова явствует, что первое пленение иудеев, когда были взяты в Вавилон три отрока с Даниилом, произошло в третье лето царствования Иоакимова и во второе или первое лето царствования Навуходоносорова.

Второе пленение иудеев было уже в царствование Иехонии царя, в восьмое лето царствования Навуходоносорова. В четвертой книге Царств, во главе 24, повествуется: «И успе Иоаким со отцы своими, и воцарися Иехония сын его вместо его… И во время то взыде Навуходоносор царь Вавилонский на Иерусалим, и бысть град во облежении… И взыде Иехония царь Иудин к царю Вавилонскому, сам и отроцы его, и мати его, и князи его, и скопцы его, и взя его царь Вавилонский во осьмое лето царства своего… И просели Иерусалимляны и вся князи, и сильные крепостью, плена десять тысяч пленив» (ст. 6, 10, 12, 14).

A третье пленение иудеев в Вавилон было при царе иудейском Седекии. После сего пленения, в девятоенадесять лето царства Навуходоносорова, храм Господень был сожжен и стены Иерусалима разрушены. О сем в четвертой книге Царств, в главе 25, повествуется: «И бысть в лето девятое царства его (Седекии), в месяц десятый, прииде Навуходоносор царь Вавилонский, и вся сила его на Иерусалим; и обступи его отвсюду, создаша окрест его бойницы. И бысть град во облежении до первогонадесять лета царства Седекиина девятого дне месяца. И превозможе во граде глад, и не бысть хлеба людям земли той. И расседеся град, и все мужи воинстии изыдоша нощию путем врат, иже посреди стен, яже суть у вертограда царева, и халдеи окрест града беша. И побеже царь Седекия путем пустынным: и погна сила халдейская в след царя, и яша его в Аравофе Иерихонстем, и вся сила его рассыпася от него… И сыны Седекиины закла (царь Вавилонский) пред очима его и очи Седекиины избоде, и связа его узами и отведе его в Вавилон. В месяц же пятый, в седьмой день месяца, сие лето девятоенадесять Навуходоносора царя Вавилонска, прииде Навузардан архимагир, раб царя Вавилонского, во Иерусалим. И зажже храм Господень, и дом царев и все дома Иерусалимли, и все дома великие сожже архимагир. И стены Иерусалимли окрест раскопа сила халдейская» (ст. 1–5, 7–9).

Трое же отроки ввержены бяху в печь, огнем горящую, в восьмоенадесять лето Навуходоносора царя Вавилонского, когда им поставлено было для поклонения тело златое. О сем в книге пророчества Даниилова, во главе третьей (ст. 1), повествуется: «в лето осмонадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато… и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей», и проч.149

Итак, из приведенных свидетельств священных книг явствует, что храм иерусалимский сожжен был после третьего переселения иудеев в Вавилон, по пленении царя Седекии, бывшем в девятоенадесять лето царствования Навуходоносора царя Вавилонского; a трое отроков ввержены бяху в печь горящую в восьмоенадесять лето царства Навуходоносора царя Вавилонского, более нежели за год до сожжения храма и разорения стен иерусалимских. Посему, когда вверженные в печь отроки говорили: несть во время сие… ниже всесожжения, ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, они говорили, очевидно, не о прекращении жертв в храме иерусалимском, который тогда еще не был разрушен, в котором поэтому и всесожжение и жертвы и кадило еще приносились, а говорили о своем в Вавилоне положении.

Вопрос второй

По разорении храма иерусалимского, на его развалинах, не совершались ли иногда иудеями жертвоприношения?

Ответ

В книге пророка Иеремии находим следующее свидетельство о том, что и после разорения храма Господня в Иерусалиме, на месте его, приносились иногда жертвы иудеями: «Поставил есть царь Вавилонский Годолию сына Ахикамова (властелина) над землею» (Иудейской)… «И бысть во второй день по убиении Годолиеве… И приидоша мужи от Сихема, и Салима, и от Самарии восемьдесять мужей, обритыми брадами, и растерзанными ризами, плачущеся, и дары, и фимиам в руку их, еже внести в дом Господень…» (40:7; 41:4, 5). Из этих слов ясно видится, что по разорении Иерусалима и храма, когда управлял страной Годолия, поставленный Навуходоносором, и по смерти его на месте храма жертвоприношения Господу Богу совершались. Ибо, если бы не совершались жертвоприношения, то мужи, о которых здесь повествуется, не понесли бы даров Господу Богу в дом Господень. Если бы они делали это по неведению, не зная, что там, во Иерусалиме, по разорении храма дары Господу Богу уже не приносятся, как о том думают старообрядцы, то пророк не умолчал бы о таком важном обстоятельстве, сказал бы, что они действовали по неведению. Еще более ясное свидетельство о том, что и после разорения храма иерусалимскаго, на его месте, были приносимы иудеями жертвы, находим в книге пророка Варуха, во главе первой. «Сия словеса книги, юже написа Варух, сын Нириин в Вавилоне, в пятое лето, в седьмой день месяца, во время, в неже взяша халдеи Иерусалим, и пожгоша его огнем. И прочте Варух словеса книги сея во уши Иехонии сына Иоакима царя Иудина… и во уши всех людей от мала и до велика их, всех живущих в Вавилоне при реце Суд. И плакахуся, и постяхуся, и моляхуся молитвами пред Господом. И собраша сребро, якоже когождо можаше рука. И послаша во Иерусалим ко Иоакиму жрецу великому, сыну Хелкиину, сына Саломля, и к жерцам, и ко всем людям, иже обретошася с ним во Иерусалиме… И рекоша: се послахом к вам сребро, да купите на сребре всесожжения за грех, и фимиам, и сотворите жертву и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего… И молитеся за нас к Господеви Богу нашему, яко согрешихом Господеви Богу нашему, и не отвратися ярость Господня, и гнев его от нас до сего дне. И прочтите книгу сию, юже послахом к вам, исповедати в дому Господни в день праздника, во дни годовые» (ст. 1–7, 10, 13–14).

Из сих слов книги пророка Варуха явствует, что собрание, о коем повествует пророк, происходило в Вавилоне, в пятое лето по разорении Иерусалима, когда уже храм Господень был сожжен; но и тогда, по свидетельству пророка, был еще в Иерусалиме жрец великий Иоаким и совершались оставшимися от пленения жертвы и собрания в праздники годовые. Ибо для того пророк Варух и собрал находившихся в Вавилоне иудеев, чтобы убедить их послать в Иерусалим к Иоакиму жрецу великому сребро на всесожжение и жертву.

Таким образом, из приведенных мест книги пророка Иеремии и книги пророка Варуха видно, что в Иерусалиме и после разорения храма, на месте оного, приносились священниками жертвы.

Вопрос третий

Но возможно ли было кроме храма совершать жертвоприношения?

Ответ

Жертвоприношения воспрещено было совершать иудеям не без храма, а только на ином месте, кроме избранного Богом (т.е., кроме Иерусалима), как о том пишется в 5-й книге Моисеевой, во главе 12: «И будет место, еже изберет Господь Бог наш, призвати имя его тамо, ту принесете вся, елика Аз заповедаю вам днесь: всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и начатки рук ваших, и всяк избран дар ваш, елика обещаете Господеви Богу вашему… Внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих на всяком месте, еже аще узриши, токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, в едином от племен твоих, тамо да принесши всесожжения твои, и тамо сотвориши вся, елика Аз заповедаю тебе днесь» (11:13–14). Зри о сем пространно у св. Златоуста, в Маргарите, на Иудея в слове втором (л. 88 на об.). Согласно сему закону Моисея человека Божьего, возвратившиеся из плена Вавилонского иудеи начали совершать жертвоприношения праздничные и ежедневные в Иерусалиме еще прежде сооружения храма, даже прежде его основания, как о том повествует явственно Ездра в первой своей книге, во главе третьей: «Пришедшу же месяцу седьмому (по возвращении из Вавилона) и бяху сынове Израилевы во градах своих, и собрашася люди аки человек един во Иерусалим. И воста Иисус сын Иоседеков, и братия его священники, и Зоровавель сын Салафиилев, и братия его, и создаша алтарь Богу Израилеву, да принесут на нем всесожжения, якоже писано есть в законе Моисея человека Божьего. И уготоваша алтарь на основании его, понеже страх бе на них от людей земных; и вознесоша на том всесожжение Господеви утро, и вечер. И сотвориша праздник кущей, якоже писано, и всесожжения на всяк день числом по повелению, дело дня в день свой. И посем всесожжения непрестанные, и в новомесячия, и во вся праздники Господеви освященные, и о всяком добровольно приносящем со усердием Господеви. От первого дня месяца седьмого начаша возносити всесожжения Господеви, дом же Господень не бе еще основан… И в лето второе, внегда приити им к дому Божьему во Иерусалим, месяца второго нача Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и прочие о братии их священники и левиты, и все, иже приидоша от пленения во Иерусалим… И основаша созидающе дом Господень, и сташа священники во украшении своем с трубами, и левиты сынове Асафовы, в кимвалах да хвалят Господа, по уставу Давида царя Израилева» (ст. 1–6, 8, 10).

Итак, по свидетельству Ездры, жертвоприношения ежедневные и праздничные иудеи начали приносить в Иерусалиме с седьмого месяца первого лета по возвращении из плена; основание же храма положено во второй месяц второго лета. Ясно таким образом, что жертвоприношение совершалось не только без храма, но и еще прежде основания его. Посему и во время самого плена приносить жертвоприношения на месте храма не было законного препятствия; напротив, оно было согласно закону Моисея человека Божьего, изложенному в пятой его книге, на который сослался и Ездра, открывая жертвоприношения в Иерусалиме ранее основания храма. Отсюда получают большую твердость и приведенные мною прежде свидетельства пророков Иеремии и Варуха о принесении жертв в Иерусалиме после разрушения храма.

Вопрос четвертый

Теперь понятно, что в Иерусалиме и без храма, на его месте, на его развалинах, приносить жертвоприношения законного препятствия, или возбранения не было; но как могло совершаться жертвоприношение без жертвенного огня, когда он еще не был изъят из кладезя, где сокровен был на время плена, каковое изъятие случилось уже при Неемии, как о том повествует глава первая второй книги Маккавейской?

Ответ

Что во время переселения иудеев в Вавилон жертвенный огнь был сокрыт жрецами в кладезе, о том в первой главе второй книге Маккавейской повествуется; а чтобы только в одном этом месте кладезя и хранили жертвенный огнь во время плена и до самых лет Неемии, о том ничего здесь не сказано. Если же принять во внимание приведенные мною выше свидетельства от книги пророка Иеремии, что оставшиеся от пленения иудеи приходили в Иерусалим на место храма для жертвоприношения, и от книги пророка Варуха, что жившие в Вавилоне иудеи посылали сребро в Иерусалим первосвященнику для совершения жертвоприношений: то следует признать несомненным, что на месте храма жертвенный огнь сохранялся и кроме кладязя, ибо жертвоприношений без жертвенного огня было бы невозможно совершать. Да и книга Маккавейская о сокрытии жертвенного огня говорит только: яко жрецы боящиеся Бога вземше от огня алтарного, отай скрыша в юдоль кладезя. Слова: взяша от огня показывают, что огнь оставался и в ином месте (быть может, там, где был и прежде) кроме того, скрытого в юдоль кладезя. Еще в той же второй книге Маккавейской, во главе второй, о Иеремии пророке повествуется: яко повеле огня взяти преселяющимся, якоже знаменовася. В этих словах: огня взяти преселяющимся разумеется, без сомнения, не огнь сокрытый в кладезе, а говорится об огне, который пророк повелел взять с собою переселяющимся в Вавилон, и значит соблюдать в Вавилоне. И повеление пророка не было преступлено; иначе о том было бы упомянуто в книге. Взять огня повелел пророк не для жертвоприношения, но только для памяти и сохранения, как взяты были и органы. На основании приведенных свидетельств можно, таким образом, решительно утверждать, что жертвенный огнь сохраняем был иудеями во время плена Вавилонского не в одном месте кладезя.

Нужно еще обратить внимание на то, когда совершилось чудо изъятия из кладезя жертвенного огня, – в то ли самое время, когда открыто было всегдашнее жертвоприношение по возвращении иудеев из плена, в первое лето царствования Кира, еще до основания второго храма, или гораздо позднее, когда уже Неемия стал созидать стены града при Артаксерксе Донгимане (Долгоруком). О сокрытии огня в (2Мак.1) сказано ясно, что оно совершилось во время общего пленения иудеев: егда в Персиду ведяхуся отцы наши. Повествуя же о обретении огня в кладезе, писатель Маккавейской книги не говорит, что оно случилось, егда возвратишася из Персиды отцы наши, но упоминает при этом о Неемии, посланном от царя Персидского. Сим дает знать, что чудо обретения огня совершилось в то время, егда Неемия был послан Артаксерксом Долгоруким создать стены града Иерусалима. А между Киром и Артаксерксом, по сказанию св. Златоуста (в слове 3 на Иудея, л. 116), царие бяху сии: «по схождении возвратися Камвус (Камбиз). Таже волсви, и по онех Дарий Гистаспов. Таже Артаксеркс Дариев. И потом Артаван. Таже по Артаване Артаксеркс долгорукий, иже царствова Персидою. И тому царствующу, в двудесятое лето царства его, Неемиия возшед, град воздвиже».150 По сему свидетельству св. Златоуста, от первого лета царствования Кирова, когда иудеи возвратились в Иерусалим, создали жертвенник и открыли ежедневные жертвоприношения, до двадцатого года царя Артаксеркса Долгорукого протекло не менее восьмидесяти четырех лет. Так неужели иудеи, по возвращении из Вавилона, по устроении жертвенника и даже по создании храма, столько времени до пришествия Неемии совершали жертвоприношение без огня жертвенного? Никакоже. Несомненно, они употребляли для сего или тот огнь, который по повелению пророка Иеремии взяли с собой, отходя в пленение, и который принесли обратно, или же другой, сохраненный на развалинах храма, кроме сокрытого в кладезе.

Вопрос пятый

Если иудеи имели жертвенный огнь с собой в пленении, или же если он сохранялся на развалинах храма оставшимися в Иерусалиме жрецами: то какая была потребность изымать огнь из кладезя и для чего сотворилось такое чудо?

Ответ

Когда Соломон создал храм в Иерусалиме и приближалось время его освящения, тогда, без всякого сомнения, существовал жертвенный огнь, спадший с небес при Моисее и хранившийся при Давиде на жертвеннике: посему не было никакой нужды в жертвенном огне для жертвоприношения на освящение Соломонова храма. И однако Господь послал огнь с небесе на жертвоприношения, предложенные при освящении храма (2Пар.7:1). Чудо совершилось не ради неимения огня жертвенного, но в показание благоволения Божьего к новосозданному Соломоном храму. Подобно сему и бывшее и при Неемии чудо, когда сокрытый в кладезе огнь снова возгорелся, совершилось в показание Божьего благоволения к новосоздавшемуся по пленении граду Иерусалиму, а не ради необходимого возобновления священного огня для жертвоприношения, которого будто бы иудеи лишены были на все время плена Вавилонского, как то несправедливо утверждают имеющие австрийское священство.

Из всего вышесказанного ясно вытекают два следующие заключения:

1) поскольку трое отроков, говоря: несть во время се ниже всесожжения, ниже жертвы, говорили не о прекращении жертвы в Иерусалиме, но имели в виду только свое в Вавилоне пребывание, то несправедливо беспоповцы приводить сии слова в доказательство возможности прекращения бескровной жертвы во всем мире.

2) поскольку ясные исторические свидетельства показывают, что и кроме огня, сокрытого в кладезь и претворившегося в воду, у иудеев, во время плена Вавилонского, сохранялся жертвенный огнь, действующей в своем виде, и временное приношение жертв в Иерусалиме не прекращалось, то несправедливо и поповцы, приемлющие австрийское священство, приводить изменение огня в воду во образ временного прекращения благодати священства в церкви вселенской, во образ временного изменения сей благодати на несвятость и недейственность.

* * *

149

Было и еще переселение иудеев в Вавилон в 23-й год царствования Навуходоносорова, упоминаемое в книге (Иер.62:30): «в двадесять третье лето Навуходоносора пресели Навузардан архимагир Иудеев душ семь сот и четыредесят пять».

150

В Феатроне же о дарах от Кира до Артаксеркса, при котором послан был Неемия на создание стен града, поведуется, что: 1) Кир царствовал два лета; 2) Камбиз царствовал семь лет; 3) Дарий Гистасп царствовал тридцать пять лет; 4) Ксеркс двадцать лет; 5) Артаксеркс Лонгиман, си есть долгорукий, царствовал сорок лет; 6) Дарий Ноф царствовал четырнадцать лет; по нем наступил Артаксеркс Мнемон. По свидетельству Феатрона в царствование сего последнего и был послан Неемия на созидание стен града Иерусалима (л. 71–75).


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита. - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 2. - 1897. - IV, 576 с.

Комментарии для сайта Cackle