Источник

С

Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак

Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак – полный прибор вооружения конных воинов луком и стрелами. В росписи животам князя П. С. Прозоровского значится: «лубье саадашное кованое, по кайме змейки серебряные золочены; тохтуй, пола шита золотом и серебром, подбита дорогами; лук, двадцать стрел; цена саадаку шестьдесят рублев»715. У Монголов этот прибор называется сагадах и садак, по-татарски

: он состоит из лука с налучием или лубьем и стрел с колчаном или тулом716. Украшения саадаков были чрезвычайно разнообразны и часто очень роскошны, а потому и ценились дорого; напр. в описи 1687 года один саадак оценен в 6660, другой в 2965 рублей717. Подробности частей и украшений саадака можно видеть в описях оружия и ратного доспеха Бориса Федоровича и Михаила Федоровича, из коих в первой упоминаются три саадака Бухарские718. Чехлы, которые в походах надевались на колчаны для защищения стрел от сырости, назывались тохтуями или тахтуями. Из Разрядных книг 1572, 1559 и 1563 гг. видно, что во время походов следовали за царем рынды и поддатни с шеломом, саадаками, сулицей, копьями, рогатиной, пищалями и топорами719. Котошихин называет исполнявших эту обязанность стряпчими: «чин их таков: … в походах возят панцырь, саблю, саадак»720.

Сабли

Сабли – изстари известны Русским; в летописях читаем: «мы ся доискахом (дани) оружьем одиноя страны, рекше саблями» говорили старейшины Казарские своему князю; под 968 годом: «и вдасть Печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы; под 1086: «прободен бысть (Ярополк Изяславич) от проклятаго Нерадьця … князю же Ярополку лежащу на санках, а он с коня саблею прободе и; тогда вздвигнувся Ярополк выторгну из себе саблю»; под 1146: «въехаша Берендици взад полку с саблями и почаша я сечи»; под 1162: «постиже и (Изяслава Давидовича) Воибор Негечевич и сече по главе саблею»721. В Слове о полку Игоревом: «сабли изострени. – Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьскыя. – Ту ся саблями потручяти о шеломы Половецкыя. – Гримлют сабли о шеломы. – Соколома крильца припешали поганых саблями»722. – Название сабли одни производят от Араб.

сейф; другие от Санскр.
шубра «сияющий», или от древне-Бактрийского суфра или сувра «сабля»; иные от Греч. средневекового
«согнутый». Кроме того, указывают на Итал. sciabla, sciabola, Венец. sabala, Исп. sable, Франц. sabre, Нем.
, Венг. száblya, Вал. sáble723. Отсюда заключают, что сабля – оружие восточное, которое, вместе с своим названием, распространилось по Европе вследствие сношений ее с Востоком. – Составные части сабли – полоса и крыж, то есть клинок и ефес. Полоса, обыкновенно с елманью, делалась из булата, стали, железа. Плоская сторона полосы называлась голоменем, острие – лезом или лезвеем, а тупая сторона – тыльем. В набалдашнике сабельного крыжа делалось небольшое отверстие, сквозь которое продевался темляк с кистью и круглой ворворкой у соединения темлячной тесьмы и кисти724. «Сабля … темляки и кисти золото с серебром пряденое, ворворки низаны жемчугом». Сабли были Турские, Угорские, Кызылбашские, Горские. На Турских саблях вырезались или наводились иногда слова Татарские: «сабля Турская булатна, булат красной; по обе стороны от черена до елмана золотом наведена, а в наводе слова Татарские и травы золотом наведены. – Сабля Турская красной булат, с кованым долом; от черена по обе стороны резаны слова Татарские. – Сабля Угорская стальная, от черена по обе стороны в рези золочена. – Сабля Кызылбашская булатна, от черена по обе стороны и елман золотом наведен, верхней дол с перерывом, места золотом наведены. – Сабля Горская булатна, с долы»725. Сабли Московской работы, по различию образцов, были на Литовское дело, на Турское дело, на Угорское дело, на Черкасское дело, на Кызылбашский выков, на Немецкий выков, на Угорский выков. Был и собственный Московский выков726.

Самопал

Самопал – пищаль с замком и огнивом. Составные части самопалов и самые названия их были те же, что и у пищалей. См. Пищаль. У конных воинов самопал привешивался к седлу с правой стороны727. У Бориса Федоровича были: «самопал съежей; ствол весь стравлен водками, по травленью в трех местех золочен золотом пареным; замок Ливонской; сверх колеса обод, и над колесом и кругом колеса золочена образинка; замок весь травлен водками, по краем каймы золочены; станок яблоновой, резаны кости мелко, люди на конех и пеши, птицы и звери; на лагалище бархат червчат кормазин; у привязки пряшки и наконешники и запряжники серебряны, золочены. – Самопал Турской долгой; ствол грановит, молеванной; замок Свиской; станок кленовой, резан глубоко, олифлен. – 2 самопала съежие: у одного ствол грановит вполы, а у другово ствол гранен весь; замки Ливонские; станки яблоновые, резываны кости травы»728. – Между самопалами значится «аркобуз (arquebuse) Литовской, ствол вполы облой, от замка грановит; замок Ливонской; станок яблоновой, врезываны кости, змеи и образины, и люди и травы».

Самострел

Самострел – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею). При стальном луке тетива самострела делалась из толстой веревки или из воловьих жил, и натянутая спускалась с помощью особого ворота, который назывался коловратом самострельным. Величина самострелов была иногда необыкновенна: у Половецкого хана Кончака «бяху луци тузи самострелнии, одна 50 мужь можашеть напрящи»729. Самострелы употреблялись для бросания стрел и камней730. При осаде Москвы Тохтамышем (1382 г.) из осажденных «инии самострелы напинающе пущаху», а «Москвитин суконник Адам, приметив единого татарина нарочита и славна, напя (натянул) самострел и испусти напрасно стрелу на него, ею же уязви его в сердце его». В описях упоминуются Русские самострелы Московского и Псковского дела; самострел большой болтовой731. В оружейной палате Кириллова-Белоезерского монастыря был «самострел железной с храпами»732.

Сапоги

Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у Русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин. После победы, одержанной князем Владимиром над Болгарами в 985 году, «рече Добрыня Володимеру: соглядах колодник и суть вси в сапозех; сим нам дани не даяти, поидеве искать лапотник»733. – Сапоги шили из кожи и сафьяна, с острыми, загнутыми к верху носками, как видно из рисунка при Изборнике Святославовом, где сам князь изображен в зеленых, а сыновья его в красных сапогах. На князе Данииле Галицком, при свидании с Немецкими послами у Пожги, в 1252 г., были «сапози зеленого хза шити золотом»734. Впрочем, употреблялись цвета: желтый, черный, и другие. Впоследствии нарядные сапоги стали украшать золотыми и серебряными прошивками, галунами и узорами, унизывать жемчугом, усаживать драгоценными камнями; вместо кожи и сафьяна стали употреблять бархат и атлас. Подошвы сапогов подбивали снизу и обивали с боков гвоздями – железными и серебряными, а каблуки, у нарядных сапогов очень высокие, подбивали такими же скобками. Голенища то срезывали напереди углом к верху, то делали круглыми; носили их либо спущенными до полуикор, либо поднятыми, иногда подвязанными под коленом, а иногда стянутыми еще и под икрами735.

Сарапат, Сарпат

Сарапат, Сарпат – полосатая или клинчатая бумажная холстинка; серпянка. Употреблялась для занавес, пологов и т. п. «Полотно сарпату розными цветы царевичу Алексею Михайловичу на положек»736. – Сарапатный сделанный из сарапата. «Полог (у кровати) сарапатной полосат болшой; полог сарапатной полосат меншой»737.

Сарафан

Сарафан 1) длинная женская одежда с рукавами, или без рукавов – с проймами; перед ее сверху до низу застегивался, как и ныне, пуговицами; края и средина обшивались гасами или позументом. Но были и 2) мужские сарафаны или сарафанцы: в 1376 г., при нашествии Татар, Русские воеводы «оплошишася … и начаша ходити и ездити в охабнех и в сарафанех, а доспехи своя на телеги и в сумы скуташа»738. В числе одежд царя Михаила Федоровича находим «сарафан объярь червчета, без подкладки, с комнатною обнизью; сарафан дороги яринной цвет, с вишневою обнизью; сарафан объяринной; сарафанец зелен; сарафанец тафта червчата; сарафанец теплой, тафта лазорева»739. Название сарафана Персидское:

сарапа или
сарапай, употребляемое в смысле: «с ног до головы», по объяснению В. В. Вельяминова-Зернова, означает также почетную одежду740.

Сатынь

Сатынь (сатин) атласистая ткань – была шелковая и бумажная. В 1632 г. за 13 аршин цветной сатыни заплатили торговому человеку за аршин по 8 алт. по 2 д.; а взята та сатынь кроить летничные образцовые приволоки»741.

Саян

Саян – женская одежда в роде высокой юбки с проймами или помочами, которыми придерживалась под плечами; распашной женский сарафан. «Саян Немецкой, с подолником, шит по черному бархату алтабасом, около алтабасов веревочки золотные»742. В одной былине упоминается «соян хрущатой, а цена тому сояну сто тысячей»743.

Свила, Свиль, Шида

Свила, Свиль = Шида. «Смотри чрьви, иже из собе свилу точить»744. Свиль, говорит Карамзин, «место дерева, где волокна излучисто переплетаются между собою. Сим именем означались струистыя ткани, носимыя в старину богатыми женщинами, то есть род объяри»745. Свильный, Свиляный сшитый из этой ткани. «Ризы свильны»746.

Свита, Свитка

Свита или Свитка – верхняя простая грубая одежда. «Облечеся (Исакий) во власяницы, и на власяницу свитку вотоляну»747.

Северга. См. Стрелы.

Сердолик камень кирпичного цвета. См. Камни.

Серебро

Серебро – употреблялось на разные принадлежности и украшения утварей, одежд и вооружений так же, как и золото. См. Золото.

Сермяга

Сермяга – грубое некрашеное сукно, из которого крестьяне шьют свои сермяжные одежды и называют их просто сермягами. На беглом холопе Онисимке было «платье сермяга бела Ржевская»748. – Впрочем сермяги встречаются и в государевых летних ездовых занарядах; так, в описи XVI в. значится «сермяга сукно бело, строка и завязки шолк багров, лопатки шолк багров да рудожолт. – Сермяга сера, большая, строка шолк багров; на ней пять пуговиц золоты, половинчаты, резаны, с чернью; завязки широкия камка Бурская, на черни шолк лазорев да червчат с золотом; подпушоны камкою Венедицкою»749. – В 1469 г. великий князь Иоанн Васильевич послал Устюжанам «300 шуб бараньих, да 300 однорядок, да 300 сермяг»750.

Серьга

Серьга – вдеваемое в мочку уха металлическое кольцо, к которому большей частью делались привески из жемчужных зерен, драгоценных камней, корольков, бус и т. п. По числу привесок серьги назывались одинцами или одиночками, двойнями или двойчатками, тройнями. В старину они, как украшение, носились мужчинами и женщинами: именно мужчины носили серьгу в одном ухе, а женщины в обоих ушах. По сказанию Льва диакона, князь Святослав Игоревич, при свидании с императором Иоанном Цимисхием, имел в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами с вставленным среди их рубина751. – Великий князь Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал детям своим Дмитрию и Ивану по серьге «с женчугом»752. – В духовной князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «серги болшые, яхонты сини з зерны з Гурмыжскими; а другие серги тройни, яхонтцы сини и лалцы з зерны Гурмыжскими и с Новгородскими; а третьи серешки, лалцы з зерны с Новгородскими»753. В имуществе князей Голицыных оказались «серги, под концами (кольцами?) запонки с алмазами, а у обеих 2 камня вислых, лалы Китайские; цена 200 руб. – Серги, запоны с алмазы, а в серге и в подвеске по 8 алмазов болших, а в другом алмазы мелкие; цена 100 руб. – Серги гнутыя, а в них запанки алмазныя, а в средине по подвеске изумрудной на спнях, а у них на серге у колец и в подвесках по 4 зерна Гурмыжских; цена 35 руб. – Серги, запонки алмазныя, у обеих в подвесках 6 зерен Кафимских; цена 20 рублев». – «Серги, лапки с зерны Бурмыжскими, другия серги двойчатки с лалы и с яхонты, и с зерны Бурмыжскими; третьея серги одиночки, зерны болшия Бурмыжския с искры и с камошки, с запоны»754. – В рядной записи 1712 г.: «серги двойчатки, изумруды с яхонты лазоревыми на золоте; серги золотые, карунки с яхонты и с изумруды»755. – В одной описи крестьянского имущества: «серги да чюсы женские с жемчуги, чюсы золочены; цена сергам и чюсам три рубли»756.

Скепище, Искепище, Оскепище

Скепище, Искепище, Оскепище – древко оскепа, копья, рогатины, сулицы, бердыша и т. п. «Скепище деревяное, чорно, тощо, жолобчато. – Искепище кость белая, чешуйчатая, на искепище яблочко с трубкою. – Искепище костеное слоновое, белое, резное, воловатое»757. Князь (Галицкий Даниил) «тче его (Пакослава) скепищем. – Оскепищю исечену от ударенья мечеваго»758.

Скипетр

Скипетр или Скиптр, часто Скифетр, иногда Скиптро, Скипетро и Скифетро (Греч. σχῆπτρον), как знамение верховной власти, соответствовал древним властительским жезлам, имевшим такое же значение. В чине венчания на всероссийское царство Федора Иоанновича (30 июня 1584 г.) представляется в первый раз торжественное вручение скипетра царю, при чем митрополит говорил: «о Боговенчанный царь и великий князь Феодор Иванович всея Русии самодржец! приими от Бога вданное ти скипетро, правити хоругви великого царьства Росийскаго, и блюди, и храни его, елика твоя сила»759. При больших царских выходах скипетр несли перед царем стряпчие, о которых Котошихин говорит: «чин их таков: как царю бывает выход в церковь, или в поход на потехи, или в полату в думу и для обедов, и в то время несут перед ним скифетр»760. При походе царя Федора Алексеевича в Троицкий монастырь, 21 сентября 1680, «перед государем скипетр вез столник князь Яков княж Иванов сын Лобанов»761. В торжественных случаях, напр. на поставлении архиереев в Успенском соборе, приеме послов в Грановитой Палате и др., государи держали скипетр в правой руке762. – Из скипетров, хранящихся в Оружейной Палате, древний скипетр большого наряда в описи 1642 года означен следующим образом: «скифетр золот, чеканной с разными финифты и с каменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; на верху три орла пластаных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно Гурмыжское. С скифетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд». В таком виде этот скипетр сохранился и по настоящее время763. В описной книге 1682 года, кажется, этот же скипетр означен так: «скиптр золот с финифты; на нем орел с коруною, на коруне изумруд на золотом спни, на верху и на исподи изумруда 2 зерна Гурмыжских; в нем 20 алмазов да 20 яхонтов червчатых да 3 изумруда»764.

Скорлат

Скорлат – (écarlate, Scharlach) Французское сукно (алое?). В Торговой книге замечено только: «Французския сукна по-русски шарлат; а иным их сукнам имян не знаем и в лавках их нет»765; но ни достоинства, ни цены не означено. Употреблялся на ферези, опашни, однорядки, наурузы, шапки и тафьи.

Скуфья

Скуфья. Ср. Тафья шапочка. «Две скуфьи отласныя, черныя: одна на собольих пупках; цена 10 алт., другой цена 10 ден.»766.

Смазни

Смазни – недорогие цветные камни или стекла с цветной подкладкой (фольгой). Употреблялись вместо драгоценных камней. «Пищаль, … в огибях по четыре камня смазней малых. – Муштук с пером, набор медной золочен, с камни с смазни красными и зелеными, на сафьяне красном»767.

Смирное платье

Смирное платье – траурное, которому были присвоены цвета: черный, гвоздичный, вишневый, коричневый, багровый768. «На великом государе было платье смирное: опошень зуфь черна; ферези тафта черна, испод черева лисьи; зипун камка китайская черна; шапка бархат черн, с душкою; посох Индейской; стряпня была под сукны коричными»769.

Соврули. См. Ворворки.

Совь

Совь, по Висковатову Совня, оружие, которое походило на рогатину, только имело кривую полосу и было с одним лезвием, в виде большого ножа770. Находящееся в Синодальном списке Новгородской Летописи слово «сови» в других списках заменено словом «сулици»771.

Соломянка сорт камки. См. Камка.

Сорочки

Сорочки или Рубашки шились, по общему Русскому покрою, длиной до колен и ниже, с разрезанным напереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поясом. Нарядные сорочки делались из шелковых материй, украшались ожерельем, иногда пристежным; царские сорочки были разных нарядов. «Четыре сорочки тафтяныя, червчатыя и белыя, а на сорочках на вороту и на мышках, и на прорехах 373 зерна жемчюжные на спнех на серебряных»772. – «Сорочка с ожерельем старого дела, что он государь (Алексей Михайлович) преж сего нашивал. – Сорочка тафтяная с пристежным ожерельем, первого наряду. – Сорочка тафтяная с ожерельем третьего наряду, с порты тафтяными червчатыми; поес шолк червчат с золотом»773. – После нашествия Татар, Русские начали делать сорочки выше колен и ворот разрезать не по средине, а на левой стороне груди. – На груди и на спине мужских сорочек подшивались подоплека или подкладка, а у рукавов под мышками и внизу на боковых разрезах вшивались ластовки или ластовицы; для застегивания ворота пришивалась пуговка – шелковая или металлическая, нередко со вставленным в нее жемчужным зерном или драгоценным камнем. Ворот женских сорочек делался с вздержкою, т. е. тесьмою или шнуром для стягивания. Ожерелье или воротник, ворот и зарукавье или края рукавов, смотря по состоянию, узорочно вышивались красными нитками, разноцветным шелком, серебром и золотом, а у людей знатных и богатых унизывались жемчугом с каменьями и дробницами774. В описях значатся сорочки тафтяные, кисейные, полотняные, камортковые, широнбатные, рубковые, холстинные.

Спень

Спень – металлическая проволока, на которую вздевались жемчужные зерна, корольки и камни. «На коруне (скипетра) изумруд на золотом спни. – Яхонты лазоревы на спнех на золотых, на закрепках по зерну по Бурмыжскому. – 16 королков продолговаты на спнех на серебряных. – У креста 4 изумруда на золотых спнях»775.

Спуск. См. Пищаль.

Срачица, Срочица

Срачица, Срочица = Сорочка. Волынский летописец рассказывает, что в 1240 г. Галицкий боярин Доброслав с великою гордынею ехал «во одиной сорочьце, Галичаном же текущим у стремени его»776.

Стамед

Стамед – (фр. estamet) шерстяная косонитная ткань, в роде сукна. В 1676 г. «царь Феодор Алексеевич послал в Верхотурье служилым людям в прибавку к указным доходам, между прочим, 8 косяков стамедов, да в Пелым 4 косяка, по 5 рублев с полтиною косяк»777. – «Одеяло короткое, тафта … подложено стамедом желтым»778.

Стелька. См. Чеботы.

Столбец, Столпец

Столбец и Столпец – веревка или шнур напр. 1) при опушке или обшивке некоторых частей одежд и вооружений: «да круг ожерелей на столбцы (в противне этой росписи сказано: «да круг ожерелей на веревки») куплено шелку и на шитье тех (семи проезжих) кафтанов нитей на 1 руб. 13 алт. на 2 денги»779; – 2) у завязок: «завязки тканы в столбец золото с серебром»780; – «Завяски и столпцы и кисти золотныя, тканы с зеленым шолком»781; – 3) у плетей: «плеть столбец грановит, вместо плетовища пистоль оклеена ирхою. – Плеть, у ней плетник медной прорезной …, столбец серебро волоченое, без хвостов»782; 4) у темляков: столпец серебро прядено, кисти золоты, ворворки низаны жемчюгом»783; 5) у ухватов: «ухват на двух столпцех; на столпцех по пяти кистей»784; 6) для привязок у подушек щитов: «привяска и вооруда столбец шолк зелен. – Снуры в столбец и кисти шолк бел, черн с желтым»785 и т. п.

Столбунец, Столбун

Столбунец и Столбун – стоячий колпак или высокая, к верху несколько суживающаяся шапка, с меховым околышем или с полицами (полками) и разными украшениями. В духовной граммате князя Дмитрия Иоанновича значится «колпак столбун, полицы сажоны жемчугом Гурмыжским»786. У царицы Агафии Симеоновны были столбунцы из объяри, зарбафа и атласа, с атласною и тафтяною подкладкою, с опушкою из собольих пластин и без опушки787.

Сточный – тканый. «Пояс золот сточный»788.

Стоян, Стоянец. См. Яблоко царского чина.

Стремена

Стремена – как прибор для поддерживания и упора ног всадника при верховой езде, делались серебряные, железные и медные (последние редко); четверогранные и круглые; гладкие и с прорезным донцем; подвешивались к седлу на ремне. «Стремяна серебряныя, гладкия, вызолочены, четверогранныя; весу в них 4 ф. 72 зол.; цена за фунт по 8 руб. – Стремяна серебряныя, круглыя, исподы прорезныя, по них травы кругом черневыя и финифтяныя; весу в них 3 ф.; цена за фунт по 9 руб. – Стремяна серебряныя ж, греческия, длинныя, на них места сканныя; весу в них 3 ф. 24 зол.; цена за фунт по 12 руб. – Стремяна железныя, оправа серебряная, позолочена, в них яхонтовыя искры; цена 10 руб. – Стремяна железныя, оправа серебряная, золочена, с каменьи и с бирюзами; цена 8 рублев. – Стремена медныя золоченыя. – Стремена медныя»789.

Стрелы

Стрелы – тростяные, камышовые, березовые, яблонные, кедровые, чипрасовые (кипарисные), имели на одном конце острое железцо или накосточек, а на другом ушко или вырезку и перье. Железца, называвшиеся копейцами, были двугранные, троегранные, четверогранные, гладкие, ложчатые, желобчатые, иногда с врезанными или прорезными украшениями; перье для стрел употреблялось орлиное (беркучье) белохвост, орлиное красное, кречетье, лебяжье; уши делали из рыбьего зуба790 и из кости; под перьем перевивали золотом и серебром; в ушах вставляли камушки. В описях упоминаются стрелы Черкасские, Кызылбашские, Калмыцкие и Крымские («8 стрел Крымских в 4 пера»). Были особые роды стрел: томары, срезни, болты, северги и кайдалики791. Название томар Монгольское: у Монголов

томара означает стрелу, имеющую на конце не копье, а костяную шишку, которой бьют соболей, куниц, горностаев792, в отличие от
дзэбэ или стрелы с копьем на конце. Есть еще у них род стрел, которых концы имеют вид заостренных лопаток: не это ли наши срезни? По словам ламы Галсан Гомбоева, томары у Монголов уже вышли из употребления, но Камчадалами употребляются и ныне. – В Древностях Российского Государства замечено, что в числе стрел самострельных в описях находятся болты, которые, должно полагать (?), употреблялись для охоты на больших зверей и соответствовали Сибирским томарам, или стрелам с тупыми концами, которыми бьют инородцы белок, чтоб не испортить шкурки. По объяснению А. Ф. Вельтмана793, болт самострельный означает «коротенькия стрелы, у которых вместо копьеца шарики костяные или железные; они были с перьями и без перьев». Ср. Bolz мн. bolze и bölze telum, sagitta, древне-Нем. bolti, Дат. bolt, Англ. bolt дротик. стрела. В чем состояло различие между севергами и кайдаликами, не знаем. – В наших летописях стрелы упоминаются в первый раз под 968 годом794. Обращаем внимание на выражения в Слове о полку Игоревом о стрелах: «идти дождю стрелами с Дону великаго! – Ветри вьют с моря стрелами. – Прыщеши на вои стрелами. – Летят стрелы каленыя. – Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую! – Аже сокол к гнезду летит, соколича ростреляеве своими злачеными стрелами»795. – При большом количестве, стрелы считались не по одиночке, а целыми гнездами: «757 гнезд стрел розных дел, копейцы железныя»796.

В былине о Дюке Степановиче находим сказочное описание стрел:

«И колчан пошел с ним каленых стрел,

А в колчане было за триста стрел,

Всякая стрела по десяти рублев.

А и еще есть в кочане три стрелы,

А и тем стрелам цены нет,

Цены не было и не сведомо;

По тому тем стрелам цены не было:

Колоты оне были из трость-дерева,

Строганы те стрелки во Новегороде,

Клеены оне клеем осетра-рыбы,

Перены оне перьицем сиза орла,

А сиза орла, орла орловича,

А того орла, птицы Камския, –

Не тоя-то Камы, коя в Волгу пала,

А тоя-то Камы за синим морем

Своим устьем впала в сине море;

А летал орел над синим морем,

А ронил он перьица во сине море.

А бежали гости корабельщики,

Собирали перья на синем море,

Вывозили перья на святую Русь,

Продавали душам красным девицам;

Покупала Дюкова матушка

Перо во сто рублев, во тысячу.

Почему те стрелы дороги?

Потому оне дороги,

Что в ушах поставлено по тирону,

По каменю по дорогу самоцветному;

А и еще у тех стрелок

Подле ушей перевивано

Аравитским золотом;

Как днем-то стрелочек не видети,

А в ночи те стрелки что свечи горят,

Свечи теплются воску яраго:

По тому оне стрелки дороги»797.

Ступни. См. Лапти.

Стяг

Стяг, воинское Знамя, Хоругв: шест или длинное древко, к которому прикреплялась челка стяговая (собственно знамя) или полотно, а на вершину древка насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Полотно делалось в виде четвероугольника из тафты, камки, киндяка, кумача, крашенины; нередко нижний угол его, не прилегающий к древку, срезывался, и оставшаяся часть составляла откос, вместо которого иногда делались два или три хвоста в виде клиньев, называвшихся лопастями или клинцами; вокруг полотна шла широкая кайма. Как средина, так и кайма украшались священными и другими изображениями и узорами – живописными и шитыми золотом, серебром и разноцветными шелками; древко также разрисовывалось или просто красилось. Величина стягов была неодинакова; древнейшие были огромных размеров, «простирающеся яко облацы»798. По описи 1687 г., великий стяг царя Ивана Васильевича (1560 г.) был длиною по верхней кайме полосма аршина, по нижней кайме до откоса 2 арш. 10 верш., откосу длина 6 арш. без чети, шириною (по древку) 3 арш. 2 вершка. – Знамя царя Алексея Михайловича (1654 г.) было мерою по древку 3 арш. 2 верш., по верхней кайме 6 арш. 11 верш., по нижней до откоса 2 арш. 8 верш., по откосу 5 аршин. – Цвет знамен не подлежал определенным правилам; предпочитались для них цвета яркие, светлые – сахарный, желтый, лазоревый, красный, червленый. В упомянутой описи 1687 г. значится «знамя средина тафта лазоревая, откос тафта сахарная, в откосе круг вшит алой, на откосе нижнея кайма тафта маковый цвет, около середины и откосу тафта кайма брусничная»799. В Слове о Полку Игореве читаем: «чрьлен стяг, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие»800. Конечно, и знамя великого князя Димитрия Ивановича Донского, в славной Куликовской битве, было чермное (= червленое, а не черное)801. – Вне службы стяговые полотна снимались с древков, свертывались или складывались и хранились в чехлах, нагалищах и сундуках, а для сбора воинов и пред началом битвы развертывались802, взволакивались и напячивались на древки803, которые поднимались и устанавливались при полках804. Носившие стяги, знаменосцы, назывались стяговниками805.

Название военного знамени хоругвию сохранилось доныне в церковном употреблении.

Сукман, Сукманец

Сукман, Сукманец – кафтан или сарафан, сшитый из крестьянского домотканого сукна. «Первой моей жене Анны приданого платья … сукман черленой красной»806. – «Разбойници злии … взяша мшелеш (мешок, котомку) мой весь, меня же убогаго во едином сукманце оставиша»807.

Сукно

Сукно – известная шерстяная ворсистая ткань. Сукна были разные: амбурское, английское, багрец, брабанское («в Брабанех делают»), гранат (парпьян тож), греческое, еренга, жеганское, инбарское, ипрское808, колтырь, кострыж, куфтерь, лимбарское, лундское или лундыш, лятчина или летчина, муравское, мышенское, настрафиль или страфиль, повоесское, немецкое, порпиян, рословское, свицкое, сермяжное, скорлат или шарлат, утрофим, французское, фряжское, четцское, шебединское809. Сукна мерялись поставами, кипами, половинками и аршинами810. Цены их были неодинаковы, «по сукну смотря и по цвету, и по мере». Вот что предлагает Торговая книга «О сукнах всяких: сукна смотрите, чтобы краскою чисты, пежины бы и чалины и полос не было, и гнили выщупывай, и неместоваты. А в брюкишех средняя мера аршин, а мерные приходят и болши; а цвет в брюкишех лутчей синь, и лазорев, и аспиден, и голуб; а под теми цветы иной цвет рудожолтой, светлозеленой и ценинной дешевле; а по-немецки брюкишу имя крумлист. А полубрюкиш синь, лазорев и аспиден, те же лутчи; а иные цветы дешевле. А мера в них одна аршин; а цена брюкишем неровна: когда мало их, и оне дороже, кои лутче; а полубрюкиши таково ж; а полубрюкишу имя по-немецки кипирсь (Вр. и Зап.: киперс). Лунские и Аглинские тож, смотри по тому же; а в Лунских цвет лутчей и добрые: черчаты и желты, светлозеленые, а дешевы черные и лазоревы811. А мерны приходят Лунские выше аршин, а шириною промеж покровми аршина и вершков, а середние в аршин; а цена по сукну смотря и по цвету, и по мере; по-немецки зовут бланкетенг (Вр. и Зап.: бланкетен)812. Настрафиль смотри по тому же; а в настрафилях цвет лутчей черчат, желт, тмосинь; а дешевле лазорев, зелен; а меншие цветы голубые, мурамнозеленые; а иные и тех дешевле. А мера аршина в малых, а ширина промеж покровми аршина з двема вершки; а в середних аршин, в мерных аршин приходит, а ширина аршина с четвертью. А цена по сукну смотря и по цвету, и по мере; а настрафиль по-немецки ангелсь лакель (Вр. и Зап.: ангельс лакен); а купили в Ругодиве на товар по ефимок постав. В Новоесских цвет лутчей голуб, синь, лазорев, черчат; иные цветы дешевле. А мера в них приходит аршин; а в кипе в Новоесской (ркп. и Зап.: ) половинок; а цена по сукну смотря, по цвету и по мере; средняя цена кипе

; а Новоесские по-немецки енкель кямелинк; а в Ругодиве купили половинку по ефимков. Рословское двоепечатное завитая печать в кипе половинок, а из половинки мера выходит по аршин; а цвет в Рословских половинках синие, лазоревы; а иные дешевле; средняя цена кипе
; а Рословское зовут по-немецки гярлохсе лякенен, а однопечатное умгебонде зегель (Вр. и Зап.: умге бонден зегиль, в кипе 25 половинок) и енень зегель; а купили в Ругодиве на товар кипу по ефимок, а на Москве купят кипу
. А в Свиницких (Вр. и Зап.: Свицких) с Рословскими одна мера и цена. Четцкие цвет лутчей белые, серые, черные; а иные дешевле. Колтырь по-немецки нордярсь ангелсь (Вр. и Зап.: нордярс ангельс); а купили в Ругодиве по ефимков (Вр.: постав). Утрофим (Вр.: утруфим), а по-немецки оитярфаинь, а купили в Ругодиве (Зап.: по тому ж). Влоские, а иные зовут Италским еренгою, по-немецки Италская карзай (Вр. и Зап.: карза); а купили в Ругодиве постав по ефимков. Еренги болшие по-немецки шхотцхе карзай (Вр. и Зап.: шхотцуе карза), а купили в Ругодиве половинку по ефимков. Меншие еренги, по-немецки ангелсь карзай (Вр.: ангелс карза; Зап.: ангельс карза); а купили в Ругодиве половинку по ефимков. Муравское по-немецки бемсь дук (Вр.: бемс дук; Зап.: бемс дукс), купили Ругодиве по ефимков; а широта ево аршин вершков. Мышенские двоепечатные по-немецки кямелинк (Вр. и Зап.: кямелинк); а знати лутчие по печатем, на печатех число цифирное 50; а купили в Ругодиве в пол- ефимка. Летчина (Вр. и Зап.: лятчина) по-немецки лянепари (Вр.: лянепярь; Зап.: лянеперь), купили в Ругодиве постав ефимков; летчине широта сукну аршина з двумя вершками промеж покроми, а покромишка узенки и на мизинец нет; а каково сукно, такова и покромь. Лимбарские сукна по-немецки штендельсхе лакенень (Вр.: штендень схелякенен; Зап.: штендень схелакенен), купили в Ругодиве по ефимков. Аглинская меншая по-немецки мынстер лякень (Вр. и Зап.: лакенен), купили Ругодиве по ефимков. Багрец (Вр.: брагец) по-немецки колер дерой. А Франчюские (Вр. и Зап.: Французские) сукна, а по-русски шарлат; а иным (их) сукнам имян не знаем и в лавках нет. Еще сукна есть: в Брабанех (Вр.: делают) по-немецки зовут гундян (Вр. и Зап.: гюльдян) аделяр, в длину аршин, а ширина аршина без четверти; а купят постав в Немцах по ефимков; а покром шириною перста: каково сукно цветом, такова и покром; а делают их в городе в Меххелень (Вр. и Зап.: Маххелен). В том же городе делают еще сукно, по-немецки сукно зовут махелсхе маарт (Вр.: махел схемаахт; Зап.: маххель схемаахт), длиною аршин; а купят ево в Немцах постав по ефимков; по цвету и покром, шириною перста. Еще делают в том же городе сукно, по-немецки зовут байярт (Вр.: ярт, диярт), длиною аршин; а купят постав по ефимков; по цвету и покром. Еще ж в том городе делают сукно, по-немецки зовут графин (Вр.: графун), длиною аршин; а купят в Немцах постав по ефимков; покром по цвету»813. В граммате царя Федора Алексеевича (1676 г. ноября 25) упоминаются еще сукна корновые и шиптуги, которых мера означена половинками и цена первых по шестнадцати, а вторых по шести рублей половинка814. Кроме цен, означенных в Торговой книге, укажем еще следующие: в 1475 году в Новгороде постав Ипрского сукна стоил 30 рублей815. В 1584 году постав Английского червчатого сукна ценился в 15 руб.; половинка сукна Рословского 2 руб., а аршин и по гривне, и по потретья алтына. В следующем году аршин сукна скорлату червчатого стоил 3 руб., постав сукна Лундского 16 руб.; аршин доброго червчатого 4 гривны, Рословского полтретья алтына, настрафилю червчатого полтина816. В отписке из Колмогор 1604 или 1605 г. показаны цены сукон: лундышев по 30 руб. постав, настрафили середние земли по 13 руб. постав, еренков по 3 руб. половинка, Английских середние земли по 6 руб. половинка, Рословских по 40 руб. кипа817. В 1612 г. в Вологде аршин Английского сукна стоил 13 алт. 2 деньги; в 1628, 1637 и 1671 г. летчина и яренка продавались по 6 алт. 2 ден. и по 6 алт. 4 д.; в 1662 г. на проезжие верхние кафтаны для ратников зеленое и лазоревое сукно покупали по 1½ руб. аршин, а в 1669 г. сукно высокого сорта («архиепископу на ряску») по 1 руб. 6 алт. 4 ден. за аршин818; в 1667 г. половинка летчины червчатой стоила 4 руб.819; в 1678 г. аршин кармазина ценился в Москве по 1 руб. 10 алтын.

Сукно всегда было в большом употреблении: из него делали опашни, однорядки, кафтаны, терлики, ферези, чюги, шубы, шапки, наурузы, тафьи, рукавицы, попоны и подкладки у санных полостей, снимальники у седел, подушки у тулумбасов820; сукно постилали у постелей821. У царя Михаила Федоровича был шатер суконный настрафильный с суконными же разноцветными наугольниками, ветреницами и полами822.

Сукня, Сукман

Сукня = Сукман – верхняя одежда. «Сукня черчатая с нашивкою шелковой, круживо мишурное»823. – «Шутихе сделана сукня сукно настрафиль, черлено; сукна пошло 3¼ арш., по 20 алт. аршин; на подоплеку 2 арш. крашенины лазоревой; на опушку около ворота 7 верш. киндяку зеленого 1½ алт., нашита нашивка шелк зелен; пугвицы оловянные 9 алт.; всего сукне цена 2 р. 12 алт. с деньгою»824.

Сулеба

Сулеба – оружие (в роде меча?). «Сулеба булатная, черен буйволовой, оправа серебреная, золочена в дву местех с чернью; цена 4 р. – Сулеба булатная, на черену и на крыжу оправа серебреная, на крыжу ж у обеих сторон и на конце у черена 3 запоны; цена всему 3 р. с полтиною. – Сулеба, ножны строченые; цена 3 алт. 2 д. – Сулебная булатная полоса, без черена; цена 2 рубли»825.

Сулица

Сулица 1) вообще острие: «якы козел копиину сулицю (αίχμήν) имея в ютробе»826; 2) короткое метательное копье: «Ляхом крепко борюще, и сулицами мечюще и головнями, яко молнья идяху»827; 3) Копье, насаженное на скепище: при нашествии татар в 1376 г. в русском войске «рогатины и сулицы и копья не приготовлены, а инии еще и не насажены быша; тако ж и щиты и шоломы»828. Князь Даниил Романович (в 1231 г.) «видив брата (Василька) добре борющася, и сулици его кроваве сущи, и оскепищю исечену от ударенья мечеваго»829. Название сулицы взято от сохранившегося в некоторых местах доныне глагола сулять, который значит: совать, толкать830. Певец Игорев называет сулицы ляцкими, т. е. польскими: «кое ваше златыи шеломы и сулицы ляцкии и щиты»831. Линде приводить слово sulica как вышедшее из употребления832.

Сустуг

Сустуг – упоминается в древнейшей русской летописи под 945 годом. Древлянские «мужи», которым мстила Ольга за смерть Игоря, несены были в ладье; «они же седяху в перегбех в великих сустугах гордящеся»833. Карамзин думал, что сустуги «могут значит кривлянье»834. Соловьев производил это слово от «стягивания» и полагал, что оно могло означать одежду835. По замечанию П. С. Савельева, «слово сустуг доселе (в 1851 г.) употребляется Мордвой для обозначения нагрудного металлического украшения, носимого их женами, в виде массивной застежки на платье или рубахе. Во многих курганах находимы были подобные украшения, и это мордовское слово, употребленное в древней летописи, свидетельствует о том, что некоторые предметы туалетной роскоши, вместе с иностранными их наименованиями, заходили в половине Х века на берега Днепра от поволжских инородцев»836.

Седла

Седла – русские делались очень высокие и с короткими стременами, которые давали возможность свободно поворачиваться во все стороны837; они оковывались золотом и серебром, украшались финифтью и мусиею, усаживались камнями, расписывались твореным золотом и красками. В Слове о полку Игоревом читаем: «ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево»838. – В описях значатся седла крымские, бухарские, арапские, черкасские, турские, кызылбашские, московские. Последние делались в царских мастерских. О подробностях седельных приборов и украшений можно судить по следующим выдержкам из описей седел Бориса Федоровича и князей Голицыных: «Седло полное, ковано в серебре, дело чеканено – люди на конех, золочено все; тебенки серебряны, кованы, дело чеканное; на тебенке по 2 человека на конех; тебенки и люди золочены все, а кони белы; стремяна серебряны; около из резаны слова – имя Бориса Федоровича; да на них мишени, резаны травы. – Седло старой Крым, краски на лазори, кайма на бели, писано золотом, на стелке бархат червчат с золотом; крылца и вошвы шиты золотом и серебром по бархату по чорному, а в середках врезано у крыльец бархат червчат, по нем шито золотом и серебром; гвозди пупыши серебряны белы; снасть у нево шолк червчат; наконешники серебряны, пряжи у снасти железные; стремена железные, тебенки бухарские круглые, писаны на красках; на нем снималник лазорев суконной аглинской; войлоки ординские белы, пушены отласом алым, подложены крашениною лазоревою. – Седло тамошнее бухарское, писано золотом твореным по червчатой земле; кайма писано золотом по зеленой земле, в кайме крапелки белы; на стельке сафьян червчат; крыльца нахтермяны шиты шолком; в тороках 2 петли серебряны; гвоздье железное; тебенки московские писаны золотом по алой земле; кайма писано золотом по зеленой земле; снасть нахтерменна; стремена железны; войлуки с головейцом пушены бархатом, шолк червчат да зелен да жолт; вершок на войлокех сафьян червчат; на нем снималник сукно червчато. – Седло бухарское тамошнее, краски писано московскими на зеленой земле золотом сусальным с образщики; настелка сафьян червчат; гвозди и кольца железные; снасть и тебенки нахтерменны шиты шолки; стремена железные; на нем снималник лазорев суконной; войлуки с головейцом пушены бархат цветной»839. – «Седло, суки и известь окованы серебром резным. подушка и крылца, и тебенки бархату зеленого, у подушки ввяски серебряныя, снасть сафьянная, стремена железныя; цена 20 рублев. – Седло, верх бархатной, оправлено золотом, каменьи – бирюзы, лалы и яхонты; стремена железныя, позолочены; 100 рублев. – Седло с крылцами и с тебенками, бархатные, турецкие, по червчетой земле шито волоченым золотом; 4 руб.»840. Женские седла делались с висячими подножками841.

Сетка

Сетка – вязаный волосник, женский головной убор. «Сетка шолку осинового с золотом»842.

* * *

715

Акты историч. т. IV. стр. 399.

716

Зап. Археол. Общ. т. II. стр. 355. – В Слове о полку Игоревом: «тули отворени. – Сыпахуть ми тщими тулы» и т. д. Рус. достопам. ч. III. стр. 32. 34. 118.

717

Вельтман. Оруж. Пал. слов. стр. 53.

718

Описн. кн. 97 г. № 665 и Переп. кн. 148 г. № 678.

719

Вып. из разр. кн. в Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. 123 и 124. – Ист. Гос. Рос. прим. 412.

720

О России, стр. 21. – К слову о саадаке: в феврале 1585 г. Федор Пучек Молвенинов «на потехе государя тешил, приведя медведя с хлебом да с солью в саадаке и с диким медведем своего медведя спущал». Дополн. к Акт. истор. т. I. стр. 199.

721

Новгор. летоп. по Синод. сп. СПб. 1888. стр. 4. 19. – Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 144. 232. 354. В духовной граммате великого князя Димитрия Иоанновича (1371 г.). «сабли золотые». Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 51.

722

Рус. достопам. ч. III. стр. 34. 66. 84. 124. 144. 152.

723

Рейф. Русско-Франц. слов. стр. 809. – Изв. Археол. Общ. т. III. стр. 515. – В дополнение к этому И. И. Срезневский указывал на Чеш. šavle, Словац. šabla, Луж. sabla, Словен. Хорут. sabla, Хорв. Серб. sabla = сабла, Англ. saber = sabre, Армор. sabrenn. – Впрочем Ферд. Юсти, в записке к О. Н. Бетлингу от 9 октября 1865 г., замечает, что «mit сабля kann es nicht verwandt sein, denn wenn auch Friscb's von Diez gebilligter Ableitung des Wortes vom raittelgriechischen ζαβός kaum Bedenken entgegenstehn könnten, so liegen doch sonstige Formen des Wortes, wie ital. sciabola zu weit von çufra ab».

724

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 61.

725

Описн. кн. 97 г. № 665. – Переп. кн. 148 г. № 678.

726

Оруж. пал. Кирил.-Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 735–742. – Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. XVII.

727

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 92.

728

Описн. кн. 97 г. в арх. Оруж. Пал. № 665.

729

Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871 г. стр. 428.

730

Соф. Времен. ч. I. М. 1820. стр. 372.

731

Описн. кн. 97 г. № 665. – Древн. Рос. Госуд. отд. III. стр. 120–122.

732

Описн. кн. Кирил.-Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 743.

733

Новг. Лет. по Синод. сп. изд. 1888 г. стр. 33.

734

Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 541.

735

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 8. 9. 27. – Древн. Рос. Госуд. отд. IV. стр. 77–79.

736

Забелин. Дом. Быт рус. нар. т. II. стр. 76.

737

Там же, т. I. стр. 487.

738

Древн. Летоп. ч. I. СПб. 1774. стр. 300. См. Рус. Лет. по Ник. сп. ч. IV. СПб. 1788. стр. 51. 52.

739

Вых. госуд. стр. 17. 32. 33. 52. 108 и др. – Покрой этих мужских сарафанов в кроильных книгах показан следующий: 1637 г. «июня 20, скроен государю сарафан тафта червчата: длина сарафану 1 арш. 15 верш., позади длина 1 арш. 13 верш., в плечах ширина 1 арш. 1½ верш., рукава длина 1 арш. 6 верш.; тафты вышло 7½ арш.; подпушка тафта желта (1¼ арш.), нашивка сверху, пуговки втышныя обшиваны золотом пряденым, внизу 3 гнезда, шолк зелен с золотом, деланы в Мастерской Палате». – В 1639 г. «июля 23, скроен государю царевичу князю Алексею Михайловичу сарафанец камка мелкотрава шолк ал да бел, нашивка шолк зелен с золотом, пуговки на короту обшиты золотом пряденым, подпушка … светлозелена». Вельтман. Оруж. Пал. Слов. стр. 54 и 55.

740

В. В. Григорьев заметил, что «сарпаем, по Мейендорфу, называется в Бухаре un habillement complet, стало быть халат, чалма и проч. См. Voyage a Boukhara, р. 289. Халат, собственно, называется джамэ. От Персидского слова сарпай, или правильнее сарапа, происходит и Русский сарафан». О некот. изв. в Бухаре, Хоканде и Кашгаре. зап. Мирзы Шемса Бухари. Каз. 1861. стр. 54. прим. 5 (из 1-й кн. Зап. Имп. Каз. Унив. 1861 г.).

741

Описн. кн. 140 г. № 672.

742

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 51.

743

Древн. Рус. стихотв. М. 1818. стр. 97.

744

Востоков. Слов. ц.-слав. яз. т. II. стр. 165.

745

Ист. Госуд. Рос. т. IV. прим. 13.

746

Калайд. Иоан. Екс. Болг. М. 1824. стр. 137.

747

Ник. Лет. ч. I. стр. 176.

748

Прав. грам. 1547 г. в Акт. Юрид. стр. 50.

749

Викторов. Оп. запис. книг дворц. прик. вып. I. стр. 2. 4. – В Акт. Археогр. Эксп. т. I. стр. 184: «сермяги крашены».

750

Летоп. Архангелог. М. 1819. стр. 173.

751

Ист. Льва диак. СПб. 1820. стр. 97.

752

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40.

753

Там же, стр. 406.

754

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 313. 447.

755

Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. 1865. стр. 597.

756

Изв. того же Общ. т. III. стлб. 61.

757

Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. 115 и 116.

758

Летоп. по Ипат. сп. стр. 505. 512.

759

Собр. госуд. грам. и догов. ч. II. М. 1819. стр. 78. – То же и при последующих венчаниях на царство. См. Собр. госуд. грам. и догов. ч. III. М. 1822. стр. 79. и Др. Рос. Вивлиоф ч. VII. 17. 272. 343. 447.

760

О России, стр. 21.

761

Вых. госуд. стр. 690.

762

Строев. Указат. к Вых. госуд. стр. 86. – Вых. стр. 94. 483.

763

Вельтман. Оруж. Пал. изд. 1860 г. стр. 57. 58. Здесь же (стр. 58–60) описаны скипетр второго наряда Греческого дела царя Алексея Михайловича, скипетр царя Петра Алексеевича и скипетр, называемый Грузинским. См. так же Древн. Рос. Госуд. отд. II. стр. 51. 52.

764

Описн. кн. 190 г. № 140. Для хранения этого скипетра было «влагалище деревянное, оклеено сафьяном черным, прописан золотом».

765

Торг. кн. в Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 119.

766

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 45.

767

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 127. 140.

768

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. прим. 44. стр. XXIX. – Вельтман Оруж. Пал. слов. стр. 56.

769

Вых. госуд.

770

Описн. од. и вооруж. ч. I. стр. 66.

771

Новг. летоп. по синод. сп. изд. 1888. стр. 244.

772

Викторов. Оп. запис. кн. дворц. прик. М. 1877. стр. 103.

773

Вых. госуд. стр. 136. 156. 178 и мн. др.

774

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 12. 13. – Сн. А. Терещ. Быт Рус. нар. ч. I. СПб. 1848. стр. 316. 317.

775

Описн. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140.

776

Лет. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 525. В друг. сн. «срочици».

777

Дополн. к Акт. Историч. т. VII. стр. 104.

778

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 209.

779

Калач. Арх. историч. и практ. свед. 1860–1861 г. кн. IV. стр. 48.

780

Вельтман. Оруж. Пал. М. 1844. слов. стр. 1.

781

Вых. госуд. стр. 541.

782

Описн. кн. Кирил.-Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 744 об. – Древн. Рос. госуд. отд. III. рис. 110 и стр. 106.

783

Описн. кн. 97 г. № 665.

784

Там же.

785

Описн. кн. 195 г. л. 190. 191. 497.

786

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 407.

787

Переп. кн. 189 г. № 148.

788

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40.

789

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 325. 143. 146.

790

Рыбий, т. е. моржовый, зуб прежде ценился очень дорого, как ныне слоновая кость. И. Х. Гамель, упоминая об этом, указывает на Герберштейна, который пишет: «пред устьем Печоры рассказывают об удивительных зверях, из коих одни называются mors (морж), величиною с быка, имеют короткия ноги, живут в море, имеют на верхней челюсти два зуба. Бьют их только ради прекрасных белых зубов, из которых делают красивые черенки к ножам. Московиты, Турки и Татары делают из них к своему оружию, особенно короткому, как мы носим кинжалы или ножи, рукоятки, собственно только для красоты, а не для увеличения тяжести, чтобы чрез то удар оружием был сильнее, как об этом писал некто; покупают зубы на вес и называют просто рыбий зуб». Англич. в Рос. в XVI и XVII стол. гл. I.

791

Описн. кн. 97 г. № 665. – Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 70.

792

В Древн. Рос. Госуд. Отд. III. стр. 121: «Два гнезда томариков чипрасовых; одно гнездо маленько, ушки и накосточки серебряные, золочены, резные. перье белохвосцовое, под перьем и пониже перья и повыше наконечников перевито золотом». – «Два томара, один маленькой, ушки и накосточки рыбей зуб, перье белохвосцовое». – В Букваре иером. Кариона Истомина (1694 г.) есть стих: «В дому потребен токмак (колотушка, пест), томар стрельный»; в нем изображен и самый томар.

793

Моск. Оруж. Пал. Слов. стр. 6. 54.

794

Новгор. Летоп. по Синод. сп. СПб. 1888. стр. 19.

795

Рус. достопам. ч. III. стр. 58. 62. 84. 174. 246.

796

Вельтман. Моск. Оруж. Пал. Слов. стр. 57.

797

Древн. Рос. стихотв. стр. 23–25.

798

Историческому исследованию о старинных русских знаменах и подробной описи их посвящен большой труд Лук. Яковлева под заглавием «Русския старинныя знамена. Москва. 1865». – Много сведений собрано также А. Висковатовым в «Историческом описании одежды и вооружения Российских войск. ч. I. стр. 110–172 и прилож. стр. LXXXVI-CLIV».

799

Там же.

800

Рус. достопам. ч. III. стр. 52 и др.

801

В Синопсисе (Киев, изд. 2-е, 1823) читаем на стр. 115: «утвердивши полки; прииде под свое чермное знамя и ссед с коня, совлече с себе приволоку царскую и в иную облечеся, и на иного коня всяде. Того же коня даде под Михаила Андреевича, любимого своего, и ту приволоку царскую на него возложи. Повеле же и знамя свое рындалю своему над ним возити». На стр. 122: «Князь же Владимир ста под чермным знамением, и не обрете в полку брата своего, великаго князя Димитрия.

802

«Повеле государь (Иван Васильевич, под Казанью) херугви христианския развертити, сиречь знамя». Царств. кн. СПб. 1769. стр. 264.

803

При осаде Луцка (1149 г.), братья Андрея Боголюбского «стяг его видяхут не взволочен, не величаву бо ему сущю на ратный чин». Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 307. – «Завед Кунуй пешце (1096 г.) напя стяг Володимер». Там же, стр. 231.

804

«Выступи полк (Суздальский) из загорья, вси во бронях яко во всяком леду, и подъяша стяг. Там же, стр. 357. – «Половци взасошася, от страха не взмогоша и стяга поставити». Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 186. – Изяслав (Мстиславич) «постави стяги Галичския, и поидоша Галичане под своя стяги». Там же, стр. 322.

805

«Бысть сеча зла (1169 г.), и потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша с стяга». Летоп. по Лавр. сп. стр. 342.

806

Духовн. монаст. слуги (1671 г.) Сахарова в Акт. Юрид. стр. 462.

807

Сахаров. Сказания Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 67.

808

Чаще писали Ипское, иногда Ипьское. – В первый раз сукно Ипьское встречаем в граммате Новгородского князя Всеволода Иоаннопредтеченской церкви на Петрятине дворище (м. 1130–1135 г.): «а хто хочет в купечество вложится в Иванское, даст … тысяцкому сукно Ипьское». За службу в храмовой праздник этой церкви положено «дати владыце гривна серебра да сукно Ипьское». Рус. достопам. ч. I. М. 1815. стр. 77–81. Сн. Полн. собр. Рус. летоп. т. III. под 6635, 6638 и 6643 гг. стр. 5–7 и 214. – В духовной князя Юрия Васильевича (1472 г.): «дати ми Ондрею Шихову тритцать рублев, а мой у него постав Ипской светлозелен». Прод. Древ. Рос. Вивл. ч. III. стр. 166. – Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 230. Здесь же замечено, что Ипское сукно «чаятельно сукно Испанское или Иперское»; на стр. 340, при этом названии указывается на «многолюдный и торговый во Фландрии город Ипр, находящийся при р. Ипере». – Великий князь Иоанн III Васильевич, во время пребывания своего в Новгороде, получил в дар от разных лиц 70 поставов Ипского сукна. Полн. собр. Рус. летоп. т. III. стр. 142. 143.

809

Торг. кн. ркп. гл. 5–29. – Зап. для обозр. Рус. древн. СПб. 1851. стр. 70 в подстр. прим. – В описи имущ. царя Ивана Васильевича (Врем. кн. VII. отд. III. стр. 21): «ферези сукно бархатно».

810

Карамзин говорит, что в поставе было около 37 аршин сукна. Ист. Гос. Рос. т. VI. прим. 140. – Но из Торговой книги видно, что поставы были в 40, 35, 32, 30 и даже в 20 аршин. – В кипе Рословского сукна считалось 25 половинок, в 25 аршин каждая; а в Новоесской кипе 27 половинок. – Отрезок сукна, как и других тканей, назывался портищем: «портищо сукна скорлату червчатого 4 аршины», и просто сукном: «сукно доброе, сукно середнее». Дополн. к Акт. Истор. т. I. стр. 199 и др. В статье о камках (см. выше) замечено, что из большого косяка, от 14 до 18 аршин, выходит по 2 портища. – Любопытно наставление мерять иностранные сукна: «мера сукнам у многих на печатех подписываны. Любские локти смечати в аршинной счет: в локти Русских вымерителные аршина; а Немцы сукна мерят по спине; а по-нашему по-русски мери возле покроми, ино придет всего у аршина полвершка. – Муравские сукна по покроме мерити по широкой, ино лутче: у семи аршин при другой стороне поларшина прибудет; а по уской покроме мериш, ино при другой стороне убудет поларшина». Торг. кн. ркп. гл. 30 и 216.

811

В той же рукописи Торговой книги находим далее: «а в Лунских цвет лутчей: черчат, желтой, светлозеленые, тмозеленые, тмосиние; а середние багровые, лазоревы; а дешевы белые да черные; а всех менши росходу на Русе черным; … а всех дешевле черные». Во Врем. и Зап. «в Лунских цвет лутчей и доброй: червчат, желт, светлозелен, тмосинь; а дешевле белые, тмозеленые; а дешевы (Зап: дешевее) черные и лазоревые». Из этого видно, что мода на цвета сукон изменялась.

812

И. Х. Гамель сообщает следующие сведения о первоначальной торговле Английскими сукнами в России: «Компания (утвержд. в Лондоне 26 февраля 1555 г.) рассчитывала тогда особенно на хороший сбыт сукна в Россию. Опыт показал, что она не ошиблась … В Лондоне сукно, отправляемое в Россию (broatcloth), обыкновенного (?) цвета, обходилось компании в 5 фунт. ст. 9 шилл. за кусок, но алое сукно в 17 ф. 13 ш. 6 пенсов, а тонкое фиолетовое в 18 ф. 6 ш. 6 п. Рубль ходил тогда за 16 ш. 8 п.; но настоящую цену его полагали только в 12 или 13 шиллингов. В Москве я часто находил в жалованных царских грамотах «сукно лундыш». это значит не что иное, как «лондонское сукно». В Кембридже я нашел рукопись, из которой узнал, что сорт сукон, вывозимых в Россию, самими английскими купцами впоследствии назывался Lundish cloth. Первый значительный отпуск сукон из Англии (209 кусков) прибыл на Двину в 1557 году. Тут же было доставлено 518 кусков каразеи из Гемпшира, которая в Лондоне стоила 4 ф. 6 ш. за кусок. Из них не меньше 400 кусков было голубого – вероятно любимого тогда – цвета; из остальных кусков 43 было синего, 53 красного, 15 зеленого, 5 инбирного и 2 желтого». Англич. в Рос. в XVI и XVII стол. гл. II.

813

Торг. кн. ркп. гл. 5–29 и 216. – Ср. Врем. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VIII. отд. II. стр. 11–14. – Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 118–120. – Для объяснения встречающихся здесь названий разных сукон, О. Н. Бетлинг и А. А. Шифнер сообщили сравнение этих названий с теми, какие нашлись в старинных словарях и у Гирша в Danzigs Handels-und Gewerbsgeschichte unter der Herrschaft des deutschen Ordens. Leipz. 1858. S. 250–253: Gewand- und Laken- (Tuch-) Handlung: ангелс (ангельс) лакен – englisch Laken; байярт (биярт, ярт) – Bollard (?); бемс дук – böhmisch Tuch; бланкетенг (бланкетен) – Blankard (Англ. blanket); брюкиш – brüggesek; гюльдян (гундян) аделяр – gulden Adelaar = golden Adler; енкель кямелинк – enkel (= einfach) Kämmling (Голл. Kammeling); енен зегель – enen (= einen) Segel; epeнгa – irisch Laken; карзай или карза – Kersey (из графства Кент); киперс и кипирс – Керег или Köрег; колер дерой – couleur de roi; колтырь – Colchester (?); лякен (лякенен, лакен, лакель) – Laken = Tuch; лянепари (лянепярь, лянеперь) – Lamparillas (Фр. nompareilles); Маххелень, Меххелень – Mecheln, отсюда махелсхе маахт – mechelnsche Maacht; мынстеръ лякен – Münster-Laken; мышенское – messinesche (во Фландрии); нордярсь (нордярс) – Nordertücher: оитярфаин (утрофим, утруфим) – utterfine; умгебонде зегель – umgebunden Segel; шарлат – Scharlach (Фр. écarlate); штендельсхе (штенденьсхе) лякенен – stendalsch Laken; шхотцхе карзай – sehotlische Kersen.

814

Дополн. к Акт. Историч. т. VII. стр. 104.

815

Ист. Гос. Рос. т. VI. прим. 140.

816

Дополн. к Акт. Историч. т. I. стр. 191. 192. 198. 199. 201. 209.

817

Ист. Гос. Рос. т. Х. прим. 426.

818

Калачев. Арх. истор. и практ. свед. 1860–1861 г. кн. IV. стр. 47–49.

819

Суворов. Опис. Волог. Соф. соб. М. 1863. стр. 139.

820

Описн. кн. 97 г. № 665; 150 г. № 679; 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Переп. кн. 148 г. № 678.

821

Описн. кн. 150 г. № 679.

822

Переписн. кн. 148 г. № 678.

823

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 59.

824

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 140.

825

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 131.

826

Востоков. Слов. церк.-слав. яз.

827

Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 538.

828

Царств. кн. СПб. 1788. стр. 52. – Древний Летоп. ч. I. СПб. 1774. стр. 300.

829

Летоп. по Ипат. сп. стр. 512.

830

Даль. Толк. Слов.

831

Рус. достопам. ч. III. стр. 172.

832

Linde, Slown. jez. polsk.

833

Летоп. по Лавр. сп. 1872. стр. 55.

834

Ист. Гос. Рос. т. I. прим. 370.

835

Ист. России. т. I. прим. 206.

836

Зап. Имп. Археолог. Общ. 1852 г. т. IV. переч. засед. стр. 125.

837

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 79.

838

Русск. достопам. ч. III. стр. 112.

839

Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 307–310. – В описн. кн. патр. дом. казен. пал. 1722 г. ркп. гл. 33 (л. 110 об. – 111 об.) описываются «седла и узды, что бывают на осляти, и орчак и чехлы и подседелник: седло с приступом зделано креслами, обиты бархатом зеленым з бахрамою шолковою лазоревою; подпруги тесма шолковая, пряжки серебреныя. – Два седла с приступами, оклеены бархатом черным. – Седло немецкое зделано креслами, кругом оклеены сафьяном чорным. – Орчак турской, покрыт сукном вишневым, по местам шито золотом волоченым. – Подседелник покрыт сукном красным, опушены бархатом вишневым, выпуски шиты золотом и серебром, бахрама шолковая. – Узда тесма шолковая, осиновая, оправа серебряная, золочена. – Узда обшита бархатом чорным. – Два чахла ослячьих холстиные».

840

Розыск. дела о Шакл. СПб. 1885. т. IV. стлб. 323. 562.

841

Вельтман. Моск. оруж. пал. слов. стр. 59.

842

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 111.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle