Павел Иванович Савваитов

  ЧЩ 

Ш

Шапки

Шапки были разных видов и имели разные названия. В старину Русские носили высокие остроконечные шапки; потом стали носить шапки с мягкой, придавленной к голове тульей, от чего они казались низкими и плоскими1005. У простонародья шапки делались из войлока, поярка, сукманины, – зимой с меховым исподом и такой же опушкой; у людей богатых и знатных – из тонкого сукна и бархата; у государей – из алтабаса, зарбафа, бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. У большей части шапок делались меховые околы или опушки, у других – меховые же заломы или отвороты, с одной и с двумя прорехами или петлями, к которым присаживались запоны, образцы, пуговицы и проч. У Бориса Федоровича были две шапки из червчатого скорлата с петлями и круживом, низанными в рясную: у одной на прорехе 6 жемчужных пуговиц, а над прорехой «запона кораблем с раковиною»; у другой образцы с бирюзой в золотых гнездах1006. Запона состояла иногда из одного драгоценного камня или Бурмицкого зерна, обведенных камнями же меньшей величины или обнизанных жемчугом. К запоне прикреплялось дорогое перо; напр. золотые перья с драгоценными камнями были нашиты на шапки царей Иоанна и Петра Алексеевичей; стальное перо с алмазами было вставлено в запану для царя Иоанна Алексеевича1007. Названия шапок были следующие: каптур, клобук, кучма, мурмолка, науруз, столбунец, треух (см. эти слова), шапка горлатная и шапка черевья.

Шапки горлатные делались вышиной с локоть, к верху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горл (душек), от чего получили и название горлатных; вершок их делался бархатный, парчевой или суконный, с одной или двумя кистями из шелка, серебра, золота или жемчуга. У шапки Бориса Федоровича был «вершок шапошной оксамичен золотом да серебром, по оксамиченью сажен жемчугом; у него 2 кисти: кисть золота да другая серебряна», с жемчужным зерном вместо ворворки. У него же 6 шапок горлатных черных1008.

Шапки черевьи отличались от горлатных только тем, что вместо меховых горл употреблялись на них черевины, от которых дано им и название черевьих. 15 августа 1642 г. «кушал государь (царь Михаил Федорович) у патриарха Иосифа, а на государе … шапка столовая черевья»1009.

Эти шапки составляли принадлежность обыкновенных царских нарядов и, по употреблению, назывались комнатными или ходильными, столовыми, панихидными, спальными, ездовыми; по богатству и особенностям украшений, они приспособлялись к прочей одежде: были шапки первого, второго и третьего наряда, или первая, вторая, третья, большая, меньшая; шапка обнизная первого наряда с пером алмазным; шапка бархатная двоеморхая червчатая с большим орлом; шапка бархат черн с тафтяными петли; шапка сукно вишнево с жемчюжными петли; шапка горлатная первого наряда с колпаком; шапка черевья лисья с колпаком; шапка нового дела; шапка дела окольничего Василия Ивановича Стрешнева и мн. др.1010. Во время царских походов, кроме надетой царем, отпускалось еще несколько шапок «в запас»; напр. 2 марта 1633 года «ходил государь в монастырь к Спасу на Новое; на государе было платья: шуба санная …, зипун …, у него ожерелье ездовое …, шапка горлатная третьея. Да в запас было отпущено: шуба санная …, кебеняк …, шапка бархатная другого наряду, шапка бархатная третьего наряду, шапки суконные – шапка с трунцалом, шапка с частыми петли, шапка с двемя петли»1011. Со всей этой стряпней отправлялись за царем стряпчие1012.

При торжественных выходах, когда государи облачались в большой царский наряд, они надевали золотые венцы, украшенные драгоценными камнями и Гурмыжскими зернами: эти венцы, назывались также шапками, но в отличие от носильных – царскими; таковы были у царя Федора Алексеевича: кроме золотой шапки Мономаховой, шапка царская золотая; шапка царская золотая первого наряда, дело дьяка Ефима Телепнева; шапка золотая сканная с чернью, Казанского царя Симеона; шапка царская низана жемчугом по золотой дске, с золотыми перепелы1013.

Шапки носили также царицы, царевичи, царевны, князья, княгини, княжны, бояре, боярыни, боярышни и простолюдины. Шапки царицы Евдокии Лукиановны отличались богатством украшений; у царицы Агафьи Симеоновны были шапки – треухи и столбунцы алтабасные, атласные, зарбафные, с исподами и опушками из пластин собольих, некоторые украшены круживом и запонами; у царевны Софии Алексеевны – шапка лисья горлатная1014. – «Шапка женская: пух бобровой, вершек золотной, на вершке круживо и опутины (оборка, обвязка) жемчюжные»1015.

Возничья шапка «бархат лазорев, окол рысей»1016

Шапками назывались и воинские наголовья. См. Шелом.

Шарлат = Скорлат.

Шахматы. См. Узоры на тканях.

Шебединское сукно. См. Сукно.

Шеболтас

Шеболтас – ветхая, поношенная одежда. «Шеболтас бархат копытчатой, сверху шито волоченым золотом, в трех местах по-неболшому обнизано мелким жемчюгом; цена 3 р. – Шеболтасец же шит золотом да шелками, у него пуговка королковая; цена 10 алт.»1017.

Шелк

Шелк в 1678 г. в Москве ценился «по 12 рублев литра»1018.

Шелом, Шлем, Шолом

Шелом, Шлем, Шолом – воинское наголовье из булата, стали, меди или железа. Нижняя часть (околыш) его называлась венцем, верхняя – вершьем и навершьем, а прилегающая к навершью – подвершьем и подвершцем. Для защиты лица от поперечных ударов мечем или саблею, к передней части венца приделывалось забрало, называвшееся личиною1019; но у большей части шлемов, вместо личины, пропускалась в отверстие полки или козырька, металлическая полоса или, так называемый, нос, который, смотря по надобности, мог подниматься и опускаться помощию шурупца. Для прикрытия и защиты ушей и затылка, привешивались к шлему в соответственных местах наушки или уши и затылок, которые делались из одной или нескольких пластинок, выгнутых и наложенных краями одна на другу. Наушки завязывались внизу подбородка завязками. У некоторых шлемов сзади венца прикреплялись кольчужные железные сетки или бармицы, которыми прикрывали не только уши, щеки и затылок, но и плеча; эти бармицы запахивались перед лицем и застегивались у шеи или на груди иногда одною, а иногда двумя или тремя запонами. Подобные бармицы прикреплялись иногда к передней части венца, вместо личин; в них делались отверстия для глаз. Доски верхней части, наушки и затылок делались на подкладке из атласа, дорогов, зендени и камки, стеганых на хлопчатой бумаге; подкладка у краев окреплялась гвоздями1020. – В Слове о полку Игоревом шеломы называются златыми и злачеными: «камо Тур поскочяше, своим златым шеломом посвечивая: тамо лежат поганыя головы Половецкыя. – Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? – Кое ваши златыи шеломы и сулицы Ляцкии и щиты!»1021. – В духовной граммате великого князя Иоанна Иоанновича (1356 г.) значится: «чекак (шишак) золот с каменьем с женчуги1022. – В сказании о Куликовской битве представляются шеломы на головах Русских богатырей «аки утренняя заря, еловци ж шеломов их аки поломя огняное пашется»1023. В Русских сказках говорится также о златых шеломах: «на буйну голову клади злат шелом»1024. И действительно, старинные описи оружейной казны показывают, что шлемы отличались золотыми и вообще блестящими украшениями. Из этих описей мы знаем, что венцы шлемов делались золотые1025, сребропозлащенные, серебряные, медные с позолотой, железные с наводом медью и оловом; украшались драгоценными камнями, смазнями чеканными, прорезными и наводными (золотом, серебром или краскою), травами, городками, каймами, прутьями, дугами, мишенями и т. п., иногда с надписями; некоторые украшения прикреплялись к венцам серебряными и железными гвоздями; горощатые и репчатые шляпки этих, равно как и окрепочных (у подкладки) гвоздей служили также украшением шлемов. Нос, уши и затылок делались из булата, а иногда из позолоченного серебра с драгоценными камнями. У некоторых шлемов навершье украшалось еловцем или пером; затылок и стороны покрывались бархатом или атласом. – Певец Игорев упоминает о шлемах Половецких, Оварьских (Аварских), Латинских и Литовских: «ту ся саблям потручети о шеломы Половецкия. – Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьския. – Железныи папорзи под шеломы Латинскими. – Изяслав … позвони своими острыми мечи о шеломы Литовския»1026. В описях находим шлемы Шамохейские, Кызылбашские, Турские, Черкасские, Калмыцкие, Щолканские1027, Литовские, Греческие, Московские; между шлемами Бориса Федоровича – шапки Англинския, Немецкия и Московския1028. Все они различались по месту и особенностям выделки. Кроме того, было различие и в самой форме шлемов; отсюда произошли названия шишаков, калпаков, мисюрок, ерихонок.

Общее название шлемов усвоялось, в частности, воинским наголовьям с низким и круглым верхом, с ушами и носом.

Шишаки отличались от шлемов высоким навершьем, которое имело вид длинной трубки, и оканчивалось яблоком. Такое навершье называлось шишом, от чего произошло и самое название шишаков. Иногда, вместо яблока, верх шишака оканчивался репьем и украшался еловцем.

О калпаках см. выше, стр. 44–45.

Ерихонками или шапками ерихонскими назывались шлемы Азиатской формы, с полками, носом, ушами и затылком, который прикреплялся к венцу тремя цепочками. Верх их оканчивался иногда, как и у шишаков, трубкою с яблочком1029. Название их можно объяснить происхождением из Иерихона, или же принять слово ерихонский вместо Юргенский, то есть Грузинский.

Мисюрками и шапками мисюрскими назывались Египетские или Арабские шлемы, имевшие вид черепа, к венцу которого прикреплялась, вместо наушек и затылка, бармица, а к верху приделывались иногда репьи с кольцом. Название мисюрок взято от наименования Египта, который Арабы называют

мисрам или
миср (ср. Евр.
или
).

При куяшном наряде употреблялись особенного рода воинские наголовья, известные под названием шапок бумажных или стеганых: они делались с наушнями и затылком на подобие треухов и состояли из железных блях или пластинок, укрепленных гвоздиками в вате между верхней, шелковой или суконной, покрышкой и подкладкой, и простегивались насквозь.

Примечание. В старинных описях шапками подклобушными назывались камилавки, накрывавшиеся клобуком: «шапка архиепископля подклобушная отласная вишневая, ношена; да три шапки такие ж, ветхи»1030.

Шелепуга

Шелепуга – (от шлепать = хлопать, бить) бич, плеть (кистень?).

«Скоро Алеша каликою наряжается,

И взял шелепугу дорожную,

Котора была в пятдесят пуд,

И взял в запас чингалще булатное.

Сверстался Алеша Попович млад

Против Тугарина Змеевича,

Хлеснул его шелепугою по буйной голове,

Разшиб ему буйну голову,

И упал Тугарин на сыру зелю»1031.

Шестепер, Шестопер

Шестепер или Шестопер – знак достоинства и военачалия – род булавы, у которой головка сделана в виде перьев стрелы. Эти перья делались глухие и прорезные – золотые, серебряные с позолотой и без позолоты, булатные, стальные, железные, с золотыми наводами, с украшениями из бирюзы и драгоценных камней. По описи 7195 года1032, у одного из шестоперов было «перье прорезное, прорезаны орлы, через перо вызолочено и серебрено; наверху корона, на короне четвероглавой орел вызолочен и высеребрен». Черены шестоперов назывались и топорищами; они делались, также, как и перья, золотые, серебряные, булатные, стальные, железные – прорезные, гладкие и граненые, иногда с одним, двумя и четырьмя яблочками (шипками) или с поясками; на гранях наводились или вырезывались узоры, цветы, надписи. Были и деревянные черены, поволоченные бархатом и хзом, перевитые сканным золотом или серебром и просто крашеные. Число перьев у шестоперов было неодинаково: в разных описях Московской Оружейной Палаты находим шестоперы о 6, 7, 8, 9, 11 и 12 перьях; у Бориса Федоровича был «шестепер и топорищо железное о сми перех»1033; в оружейной палате Кириллова Белоезерского монастыря были «два шестопера: один о семи перах, а другой о шти»1034. Отсюда видно, что название шестепера, образовавшееся из Перс.

шешпер, сперва означало, собственно, шестепер, а потом сделалось общим названием пернатов, без отношения к числу перьев. – В начале XVI столетия шестоперы употреблялись как воинское оружие; в летописи под 7000 годом читаем, что «Москвичи с Тотарами биша поганых немец, … а не саблями светлыми секоша их, но биша их Москвичи и Тотарове аки свиней шестоперы»1035.

Шида

Шида – (нем. Seide) шелковое волокно, шелк. «Ти червие точать около себе нити акы шелковици шиду»1036. Шиденый сделанный из шиды, шелковый. «Сорочка шидена, сажена (жемчугом) з дробницею»1037. – «Завеса шиденая обложена атласом цветным»1038. – «Вси женского полу стояху на полатах за шидяными запонами»1039.

Ширанбат, Шеронбат

Ширанбат, Шеронбат = Сарапат. «Вели поискать ширанбату самого добраго аршин с 20 и пошли в немецкую слободу к немцам для ширанбату; хотя сам съезди, нужно, надобно на наметки» значится в одной отписке с царского похода от 29 мая 1681 г.1040. Ширанбатный, Шеронбатный = Сарапатный. «15 платков камортковых и шеронбатных и рупковых. – 15 сорочек камортоковых, широнбатных и рубковых»1041.

Ширинка

Ширинка – платок, полотенце. Ширинки были безинные, кисейные, миткалинные, объяринные, тафтяные, полотняные; вышивались золотом, серебром и шелками; обшивались круживом, бахрамою; украшались кистями. См. Накищенный. По свидетельству Котошихина1042 при царских свадьбах были дары от новобрачной «ширинки тафтяные. белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шолком». «Ширинка шита по белой тафте инроги серебром. меж их древа шиты золотом и серебром с шолком червчатым; кисти шолк червчат с золотом»1043. В былине о Добрыне Никитиче упоминается «ширинка шелковая, златошвейная»1044. Об Алеше Поповиче:

«Ото сна пробуждается,

Встает рано-ранешенько,

Утренней зарей (росой?) умывается,

Белою ширинкой утирается,

На восток он, Алеша, Богу молится»1045.

Шишак. См. Шелом.

Шкарпетки

Шкарпетки = Онучи. «Указал великий государь (13 сентября 1679 г.) прислать … шкарпеток, штанов, чюлков теплых»1046. – «Шкарпетки песцы черевьи, покрыты отласом красным»1047.

Шлепанцы. См. Башмаки.

Шлык

Шлык – женская шапчонка, иногда стеганая. «Шлык немецкой, дороги зелены, стеган»1048. Как кажется, были и мужские шлыки1049.

Шляпы

Шляпы – известное наголовье, делались с большими полями, которые подшивались шелковой тканью; близ полей они украшались обручиком с пряжкой и наконечником, а женские шляпы украшались шнуром, деланным «картунелью и трунцалы с жемчюги» и т. п. У Бориса Федоровича была «шляпа Немецкая дымчата, подложена бархатом червчатым, нутрь тафтою; обручик бархат червчат, пряшка и наконешник и засов серебряны золочены»1050. У царицы Евдокии Лукиановны шляпы: «валеная бела, у ней полки (поля) по атласу по червчатому низаны жемчугом с канителью, а в ней подложено атласом же червчатым; – белая, полки подложены отлас серебром, а в ней подложено отласом червчатым; – белая ж, полки подложены отласом золотным, а в ней подложено отласом червчатым; – подложена отласом червчатым, полки у шляпы по отласу по червчатому деланы трунцалом травы»1051.

Шолом = Шелом.

Штаны

Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; шились из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, иногда с ушками, а иногда с плящами вместо ушков. Были холодные, стеганые и теплые, т. е. с меховым исподом, который делался из черевин собольих, бельих, песцовых1052. «Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною»1053.

Шуба

Шуба – верхняя меховая одежда. На испод ее употреблялись меха: беличий, песцовый, рысий, заячий, лисий, куний, соболий, бобровый и горностаевый; на покрышку – бархат, атлас, объярь, камка, тафта и сукно; для украшения пришивались к ней кружива и нашивки, а для застегиванья – пуговицы или кляпыши с петлями, а иногда шнуры с кистями1054. У Бориса Федоровича была «шуба горлатная лисья, на ней сукно вишнево лундышь; на вороту 9 кляпышов сажены жемчугом и канителью; 24 петли золоты и с прорешными концы обнизаны жемчугом; на прорехах по пуговке по канительной». У него же «шуба камка червчата кармазин чешуйчата, на черевах на песцовых на чорных; круживо и петли Немецкое золото с серебром, колесчато; 4 пугвицы дорожены, серебряны золочены с чернью, да 4 пугвицы серебряны чешуйчаты золочены». У него же значится и «шуба кунья нагольная»1055. В царевнины именины, 12 января 1641 г., государь был у обедни у Спаса в верху, а на государе была «шуба армяшная, на пупках собольих, с Кызылбашскою нашивкою; обнизь вишневая1056. Шубы делались нарядные и чистые1057. Были шубы столовые, панихидные, ездовые, санные1058. По покрою различались шубы Русские, Турские и Польские1059.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; запахивались они, как и прочие одежды, правой полой на левую и, как выше замечено, застегивались напереди пуговицами или завязывались длинными шнурками, которые оканчивались кистями с ворворками. Число пуговиц на шубах было неодинаково: по описям значится на них по 8, 11, 13 и до 16 пуговиц. По краям пол, начиная от воротника, пришивались петли, число которых было также неодинаково. По обеим сторонам подола делалось по одной прорехе, частью для удобства в ходьбе, а частью для того, чтобы видны были украшения сапогов. Царь Михаил Федорович, при бракосочетании с Евдокией Лукиановной Стрешневой (29 января 1626 г.) «пришел из своих хором в золотую среднюю палату, нарядився в кожух золотой аксамитной на соболях, да в шубу Русскую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад за плеча, а на государе был кованой золотой»1060. При описи одного крестьянского имущества оказались «в чюлане: … шуба овчинная, крыта крашениной, у нея 12 пугвиц медных; шубка женская под крашениной, испод заечинной, воротовой, у нея 2 пугвицы оловянные; шубка кумашная холодная, подложена холстом, пугвицы оловянные, мелкие»1061.

Турские или Турецкие шубы отличались от Русских только широкими рукавами, которые делались иногда одинокие, а иногда двойные; первые простирались до кистей рук; из двойных же – одни, не доходившие до локтей, были, собственно, для рук, а другие, очень длинные, висели сзади и служили только для украшения.

Польские шубы имели, вместо отложного, узенький воротник и, вместо петлиц, шнуров и пуговиц, застегивались только у шеи запоною; они делались с просторными, впрочем, не слишком широкими, рукавами, которые простирались до оконечностей рук и имели меховые обшлага1062.

Шубы носили и царицы: в Древностях Российского Государства1063 представлено старинное изображение царицы Натальи Кирилловны: на ней аксамитная телогрея и крытая бархатом соболья шуба, на голове треух, на ногах красные сафьянные башмаки.

Шубка

Шубка – женская одежда в роде короткого сарафана, круглого и бористого, то есть, с частыми складками назади. Шубки шились из бархата, атласа, объяри, сукна и других тканей, на подкладке, с подпушкою; нарядные шубки украшались круживом и аламами; для застегиванья пришивалось к ним пуговиц по 13 и по 15. Такие шубки находим в описях платья царицы Евдокии Лукиановны, царевны Софии Алексеевны и царицы Агафии Симеоновны1064. – В 1626 г. июня 14 «скроена царице накладная шубка в камке Кызылбашской по серебреной земле травки шолки розные, листье золото; камки пошло 7 арш. с вершком; на подкладку пошло 5 арш. без дву вершков тафты виницейки червчатой. – В 1635 г. декабря 17 скроена шубочка накладная в отласе золотном по зеленой земле в цветах, шолк таусинен да ал з золотом; отласу пошло 10 арш. без чети, на подкладку тафты виницейки червчатой пошло полпята аршина»1065. – Были шубки и на меху.

Шугай. См. Бугай.

Шушун

Шушун – крестьянское женское верхнее платье в роде короткого кафтана. «Шушун студеной сукно зелено; … шушун теплой»1066. «Шушун суконной черчатой, нашивка шолковая з золотом, круживо мишурное с пухом; у нево ж десять пугвиц серебряные». – «Шушун суконной красной воротовой»1067.

* * *

1005

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 23. 24.

1006

Описн. кн. 97 г. № 665.

1007

Описн. кн. 190 г. № 140.

1008

Описн. кн. 97 г. № 665. Шапки носильные царя Федора Алексеевича. Описн. кн. 190 г. № 140. Одна из них, бархатная песочного цвета с лисьим околом, пожалована боярину князю В. В. Голицыну.

1009

Вых. госуд. стр. 105.

1010

См. Вых. госуд. и Указат. к Вых.

1011

Вых. госуд. стр. 10 и др.

1012

Котошихин. О России, стр. 21. – К стряпне, посылаемой за царем в других случаях, принадлежали также: полотенцо, серебренник, лохань, подножье, стул и солношник.

1013

Описн. кн. 190 г. № 140.

1014

Описн. кн. 150 г. № 140. – Переп. кн. 181 г. № 145 и 189 г. № 148.

1015

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 60.

1016

Описн. кн. 97 г. № 665.

1017

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 44.

1018

Дополн. к Акт. Историч. т. VII. стр. 107.

1019

По замечанию А. Ф. Вельтмана, личины «Русскими не употреблялись, но принадлежат к кирасному Литовскому и Немецкому наряду». Оруж. Пал. слов. стр. 31.

1020

Описн. кн. 148, 195, 197 и др. гг. в арх. Оруж. Пал. – Висковатов. Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 52–56 и LXVII-LXXX. – Вельтман. Оруж. Пал. изд. 1844. стр. 73–91 и Слов. стр. 3. 23. 31. 69–72. – То же, изд. 1860. стр. 216–217 и 228–245. – Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. XIII-XIV и 5–34.

1021

Рус. достопам. ч. III. стр. 66. 152. 172.

1022

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40 и 42.

1023

Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 76. Сн. прим. 65: «гремят Русские удальцы злачеными шеломы и доспехи».

1024

Древн. Рос. стихотв. стр. 46. Сн. стр. 156: «а и колпачки – золоты плаши», т. е. с золотыми плащами. – В одной старинной повести, красавица Стратиговна говорит богатырю Девгонию: «на отце моем брони златы и шелом злат с камением драгым и жемчюгом сажен, а конь у него покрыт паволокою зеленою; а братиа моя суть в сребреных бронех. только шеломы златы, а кони у них чрьвленою паволокою покрыты». Ист. Гос. Рос. т. III. прим. 272.

1025

Описн. кн. 97 г. № 665: «шолом железной наведен золотом, недоделан; венец золот, по венцу травы чеканные, промеж трав слова, подпись имя Бориса Федоровича; по венцу 4 изумруды да 4 яхонты лазоревых да 4 лалы, все в гнездех золотых».

1026

Рус. достопам. ч. III. стр. 60. 66. 162. 178.

1027

Щолканский, Щелкальский, Шавкальский зн. сделанный в Шавкале (в Дагестане).

1028

Описн. кн. 97 г. № 665. – Переп. кн. 148 г. № 678.

1029

См. описание ерихонских шапок боярина Львова, князей Прончищева, Мстиславского и, так называемой, Кучумовской в Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. 11–18, где сделаны выписки из старинных описей.

1030

Изв. Археолог. Общ. т. V. ст. 108.

1031

Древн. Росс. стихотв. стр. 184. 185.

1032

В арх. Оруж. Пал. л. 123.

1033

Описн. кн. 97 г. № 665.

1034

Описн. кн. Кирил.-Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 744 обор.

1035

Полн. Собр. Рус. Летоп. т. IV. стр. 275.

1036

Востоков. Слов. церк.-слав. яз. т. II. стр. 288. По замечанию И. Е. Забелина «шидою называлась индейская бумажная набивная ткань». Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 629.

1037

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I стр. 303.

1038

Опись Сольвыч. Благов. соб. 1579 г. в арх. Имп. Русск. Археол. Общ.

1039

Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 133.

1040

Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 124.

1041

Зап. Имп. Русск. Археол. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 597. 599. В Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 110: «17 рубах мужских кисейных и ширанбатных и крапивных, да двои порты; цена 10 руб.».

1042

О России. СПб. 1859. изд. 2. стр. 8.

1043

Расх. кн. 132 г. в арх. Моск. Оруж. Пал. № 918.

1044

Сахаров. Песни русск. нар. СПб. 1839. ч. V. стр. 404.

1045

Др. Росс. стихотв. стр. 182.

1046

Дом. быт русск. нар. т. II. Матер. стр. 121.

1047

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 44.

1048

Описн. кн. 97 г. № 665.

1049

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 56. «Того ж дни (14 июня 1616) государь пожаловал боярина князя Офонасья Васильевича Лобанова Ростовсково дано ему шлык бархат венедицкой шолк червчат с золотом двоеморх петлеват, Псковского вора».

1050

Описн. кн. 97 г. № 665.

1051

Описн. кн. 150 г. № 679. По прих.-расх. кн. 137 г. (№ 748): августа в 31-й день «царице Евдокие Лукъяновне подложена шляпа внутри отласом червчатым гладким, а полки подложены отласом золотным, по червчатой земле опахала и травы золоты, в нацветах шолки бел, лазорев, зелен; на подкладки пошло отласов золотного 7 верш., гладково аршин без чети».

1052

Описн. кн. 190 г. № 140. – Покрой штанов для царя Михаила Федоровича показан, по кроильным книгам 149–155 г., в Древн. Рос. Гос. отд. IV. стр. 73: «скроены государю штаны камка двоелична, шолк червчат да желт; в длину штаны аршин пять вершков, в ширину в поясе одиннадцать вершков; камки вышло в кроенье четыре аршина».

1053

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 102.

1054

В кроильной книге 1627 г. записан покрой шубы царя Михаила Федоровича: «декабря 17, скроена государю шуба отлас червчат, по червчатой земле реки и листье золоты, шолк бел, зелен, лазорев. Длина шубе и з запасом по передам 2 арш. с вершком, ширина в плечах аршин с двема вершки, по подолу 3 арш. 9 вершков; рукава с полустану 11 вершков; отласу пошло 7 аршин с полуаршином». Кроил. кн. 135 г. в арх. Оруж. Пал. № 702. – У Вельтмана в слов. к опис. Оруж. Пал. стр. 72: «21 декабря 1656 г., скроена государю (Алексею Михайловичу) шуба объярь золотная, по червчатой земле струя и травы золоты да серебряны; испод лисей чернобурых лисиц; ожерелье бобровое с пухом; круживо кованое серебряное широкое, мерою 3 арш., весу 60 зол.; нашивка серебряна с кистьми; ворворки обнизаны жемчугом с каменьем; 11 пуговиц жемчуг с картулином, в закрепках зерна Кафимские».

1055

Зап. Импер. Археол. Общ. т. ХI. стр. 282. 283. Шубы царей: Михаила Федоровича, там же, стр. 323–325; Алексея Михайловича, там же, стр. 338.

1056

Вых. госуд. стр. 98.

1057

Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 323. 324. 325. – Вых. госуд. стр. 4. 5 и др.

1058

Вых. госуд. стр. 8. 24. 27 и мн. др.

1059

Историч. опис. и вооруж. ч. I. стр. 17 и 18.

1060

Сахаров. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VI. стр. 76.

1061

Изв. Имп. Археол. Общ. т. III. стр. 61.

1062

В историч. опис. од. рисунки Турских и Польских шуб (№ 13 и 14) составлены по разным старинным описям и изображениям. Из первых особенно указывается на опись имению князя В. В. Голицына, а из последних на один портрет Императора Петра I, изображенного в Польской шубе.

1063

Отд. IV. стр. 45; рис. № 10.

1064

Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 380. 381. 396. 397. 404. 405.

1065

Кроильн. кн. 135 г. № 737; № 834. л. 105.

1066

Рядная запись 1612 г. в Акт. Юрид. стр. 419.

1067

Изв. Имп. Археол. Общ. т. III. стлб. 59.

  ЧЩ 

Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle