Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) о воспитании христианской нравственности
«Высокопреподобнейшему, глубокочтимому, душевноуважаемому попечителю и руководителю душ наших во спасение, отцу нашему духовному иеросхимонаху Иерониму сие священное Евангелие, словесами коего Вы нас питали, приносит Вам благодарное братство в незабвенную память и знак своей сыновней любви к Вам и почтения» [1, с. 373].
Так приветствовало братство Русского на Афонской Горе Пантелеимонова монастыря своего старца-духовника, поднося ему памятный подарок ко дню ангела. Почти полвека, с 1840 по 1885 год, провел отец Иероним в духовнических трудах, напитав пищей духовной, воспитав (в подлинном смысле этого слова) и взрастив в меру возраста Христова сотни душ. Пол-Афона было в его духовных чадах: русские, греки, сербы, болгары, грузины, молдаване. И если Афон, как писал в одном из своих писем владыка Антоний (Храповицкий), детоводил вселенную, то великий старец детоводил афонцев. Имел отец Иероним и множество учеников-мiрян – «заочных» духовных чад, которые отправляли ему на Афон письма, сделав на конверте помету: «Исповедное» или «Секретное».
«Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души», – учил отец Иероним [1, с. 520]. Спасение, благоугождение Богу – наша единственная цель, а «любящим Бога все споспешествует во благое» (Рим. 8:28), – часто повторял старец апостольские слова. Он наставлял: «Спасение везде можно обрести: где только человек понудится творить волю Божию, там и спасется. Разными средствами Бог спасает людей. Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению, а главное – то, что всякое установление может только стеснить совесть» [1, с. 428, 616, 812].
Однако существуют общие основы и принципы воспитания православного христианина, спасающегося человека, стремящегося к стяжанию христианских добродетелей – они четко прослеживаются в словах и наставлениях батюшки, обращенных как к монастырским послушникам, так и к мiрским людям, они ясно видны в назидательных примерах из его жизни. Это те принципы, которые легли в основу аскетической системы старца-духовника иеросхимонаха Иеронима, сформировавшейся на основании слова Божия и святоотеческого учения и направленной на благоугождение Богу и спасение в иноческом чине и в мiру.
«Это главное дело в нашей жизни, чтобы стараться просвещать и себя и других, особенно детей наших, за воспитание которых должны мы ответ отдать Богу», – наставлял отец Иероним [1, с. 612].
Благодатное христианское просвещение и нравственное усовершенствование, по словам старца Иеронима, подается нам помощью Света истинного, Просветителя душ наших. С нашей стороны требуется расположение принять сие, изволение на благое, старание и некий малый труд, а в остальном Сам Господь управит и научит. Благодать, аще и благодать есть по всемогуществу, но спасает только хотящих, а не нехотящих. Поэтому и Господь сказал: «Ищущие Мя обрящут благодать» (Притч. 8. 17). Так и мы, когда получаем воздаяние и награду за терпение, труды и скорби, тогда уже твердо стоим. А «некий наш малый труд» – это, «оградив себя верою в Бога Отца и Сына и Святого Духа… обучиться побеждать ложные умствования, зазорные помыслы, злые страсти и навыкновения, противляющиеся строгости евангельского о совершенстве учения, и тщатися преуспевать в добродетелях» [1, с. 548, 567, 578]. Для этого нужно воспрепятствовать уму «суетным подвизатися вещам» и побуждать его «тещи к вещам истинным» [1, с. 553].
Желающих «удержаться на пути добродетели» [1, с. 684] и последовать «евангельскому о совершенстве учению» старец Иероним просил выполнять следующие основные заповеди:
1. Стараться угождать Богу, иметь память Божию и страх Божий.
«Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде», – постоянно напоминал отец Иероним [1, с. 534]. «Братия и чада моя! – взывал он. – Старайтесь по силе возможности угождать Господу. Никто не может унизить Бога, а огорчить и оскорбить Его мы можем, потому и ангелы, не соблюдшие своего повиновения и подчинения Богу, наказаны вечным разлучением от Бога не за точность службы, а за уклонение от Создателя. Так и нам должно неуклонно всегда умственно взирать к Богу» [1, с. 382].
«Все принимайте, как от руки Его, с благодарением, ибо яже суть, вся суть от Бога, и вся добра и зело добра, как учит нас Священное Писание» [1, с. 686].
«Имейте в уме непрестанно, что жизнь сия кратковременна и оная есть не иное что, как приготовление для будущей, ибо, что посеет человек в сем веке, то и пожнет в грядущем нескончаемом. Работайте, пока есть день, приидет нощь, то есть смерть, когда “никтоже работати может” (Ин. 9:4)» [1, с. 686].
«Сыну своему позаботьтесь прежде всего внушить религиозность и страх Божий. Усвоивший это молодой человек, какое бы звание ни избрал, всегда будет верен и усерден к службе и благополучен и в сей, и в будущей жизни. Если позволят вам средства, можете отдать сына своего для обучения в семинарию, куда принимают ныне из всех званий. А как насаждать в детях благочестие и страх Божий на всю их жизнь, о том вы получите от нас книжку» [1, с. 694].
2. Утверждаться в истинной вере. «Надобно обучить себя в таинстве веры, утверждаться в вере в заслуги Господа нашего Иисуса Христа и вседушно полагаться на них. Он за нас воплотился, пострадал, кровь Свою пролил и на Кресте умер и верующим в Него и кающимся в грехах своих дарует прощение и вводит в жизнь вечную – блаженную. Вот основание нашего спасения» [1, с. 424].
3. Все свои надежды возлагать на Бога. Призывать помощь Божию, Божией Матери, святых ангелов и угодников Божиих.
«Спасайтесь силою Божиею, укрепляйтесь на пути к Царствию верою и надеждою и смиряйтесь» [1, с. 804].
«Прежде всего должно просить помощи свыше, без коей не можем творити ничесоже» [5, л. 5].
«Надобно в теплоте духа и веры молить Господа о помощи. Бог – моя сила, Бог – мой Спаситель, вся моя надежда на милость Его, и все зависит от Его помилования» [1, с. 538].
«Надо надеяться на Бога и на Царицу Небесную, а не на деньги и богатство скоропреходящее. Аще кто Господа и Царицу Небесную возлюбит всею душою и всею крепостию и прославит угодников святых и аще кто надеется на Них на земли, того Господь и Царица Небесная не оставят на земли и прославят на небеси» [1, с. 94].
«Заступницу рода нашего – Царицу Небесную усерднее и чаще молите, дабы Она помогла вам во всем и была бы о вас Ходатайницею пред Господом, ибо много может моление матернее ко благоусердию Владыки» [1, с. 686].
4. Иметь любовь к ближнему.
«Мы созданы не для того, чтобы жить для себя только, но и для других потрудиться… Ко всем имейте любовь, ибо мы все – братия о Христе, все – дети одного Отца Небесного, старайтесь неимущим и убогим оказывать по силе своей помощь и в случае, кого потребно, особенно если в какой скорби кто находится, то утешайте добрым советом и во всем старайтесь быть полезным кому, чем и как можете, и тако да исполнится на вас евангельский глагол: “Блажени милостивии, яко тии помиловани будут” (Мф. 5:7), ибо всякое оказываемое ближнему благотворение Всеблагий Господь вменяет Себе Самому по реченному Им: “Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе, внидите в радость Господа Своего” (Мф. 25:23: 40)» [1, с. 94–95, 686].
«Собственное наше спасение и усовершенствование души нашей находятся в искании пользы для других, а не для себя самих, то есть жить для пользы других. Тогда от свидетельства доброй совести часто будем чувствовать разные духовные удовольствия или утешения в самих себе» [1, с. 643].
Спасение – в Православной Церкви, учил батюшка. «Святая матерь наша – Православная Церковь, управляемая по благодати Христовой епископами и пресвитерами, спасает нас верою в Господа нашего Иисуса Христа чрез святые семь таинств учением Священного Писания, святых Соборов и отцов Церкви. В ней только спасаются верующие, а вне Православной Церкви нет спасения», – разъяснял старец-духовник [1, с. 505].
Отец Иероним, который вспоминал, что с раннего детства присутствие на церковных богослужениях было его единственным утешением и заменяло ему все детские забавы, особенно часто рассуждал о спасительности церковного богослужения. Отсюда – следующая его заповедь.
5. Чаще посещать храм Божий.
«Общественное служение церковное есть богоугодное дело и необходимое для нашего спасения», – учил старец [1, с. 447].
«Чаще посещайте храм Божий, – писал он в письмах к родным, – а наипаче в воскресные и праздничные дни, за долг себе поставляйте непременно быть на утрене и обедне и если возможно, то не пропускайте ни один праздник. Храм Божий среди мiра – это ковчег Ноев, обуреваемый волнами, это тихое пристанище, мирный кров, под сению которого мы удобнее и вернее всего укрываемся от бурных треволнений житейских, где молитвенным возношением мы приближаемся к Богу и умиротворяемся единением с Ним. Поэтому нужно полюбить церковь Божию, нужно постараться потрудиться над сим, просить у Господа помощи, и Отец Небесный подаст силы и возможность к выполнению доброго вашего желания. Если же иногда обязанности поневоле отвлекут вас от посещения храма Божия, воспевайте сердцем и умом, а при возможности и устами – таким образом и вне церкви можете прославлять Господа в душах и телесах ваших, яже суть Божия (см.: 1Кор. 6:20)» [1, с. 686–687].
«Благодать Святого Духа, дарованная христианам в крещении за заслуги Господа нашего Иисуса Христа, всегда утешает их во всех их скорбях и печалях житейских, особенно в воскресные дни и в праздники. И во всякий праздник дарует им приличные празднику утешительные чувства и веселие духовное, и всякому даются утешения духовные и веселие по мере веры его. Чем больше праздник, тем более и возвышенные даются утешительные чувства. Сам Господь наш Иисус Христос благоволил удивительно премудро устроить во славу Свою всю службу церковного года, просветив святых Своих апостолов Духом Святым, Который чрез них и передал последующим христианам как святую Божественную литургию, так и прочие Божественные службы» [1, с. 453–454].
Батюшка наставлял, что «церковное молитвословие – святая манна», которой верующие «питаются, оживляются и приходят в меру совершенства Христова» [1, с. 554].
«Проследите наши богослужебные книги – там вы увидите беспредельное море, волнуемое бесчисленными благодатными волнами. В этих книгах изображено все необходимое для нашего спасения. Многое множество стихир и канонов представляют как бы неиссякаемый духовный источник, источающий целебные бессмертные пития, напоявающий многоразличным благодатным питием жаждущих исцеления духовного христиан. Какое множество в них находится слов и чувств покаянных, умилительных, уверительных, возбудительных и угрожающих, но вместе с тем и ободряющих, увещательных, веселых и радостных, удивительных и восторгающих!
Все службы праздникам, стихиры и каноны их выражают дух каждого праздника и тем внимающих христиан веселят и восторгают разными утешениями по мере веры приемлющих духовные утешения. Разве те только из христиан лишаются духовных утешений в праздники, которые помрачены печалию греховною, происходящею от делания смертного греха. Но и такие люди, если захотят обновиться в покаянии, могут получить благодатное утешение, как многие бывали тому примеры. Если вы скажете, что не многие из христиан понимают или разумеют службу церковную, то это будет несправедливо, потому что она устроена благодатию Божиею удобною для разумения всех христиан по мере их веры и познания, а разве только не все могут разуметь ее вполне, то это не препятствует благодати Божией утешать в праздники и младенствующие умы христиан, как сказано в Евангелии и как то показывает история церковная» [1, с. 454–455].
6. Часто исповедоваться и причащаться.
«Таинство причащения, – повторял вслед за святыми отцами старец Иероним, – есть Небесное брашно, Хлеб ангельский, сшедый с небесе, Манна истинная, дарующая живот мiру, Жертва всех жертв. Таинство таинств, сладость сладостей, с Богом соединение, святых освящение и благодати полнота, неисчетные и неизреченные блага нам дарующая, душу, грехами умерщвленную, оживляющая, тело просвещающая, пламень страстей угашающая, охладевшую к Богу любовь согревающая и в жизнь вечную напутствующая» [1, с. 560].
«Ничто более так не пользует нас в нашей жизни, как частая исповедь и приобщение Святых Таин, – говорил батюшка. – Без святой тайны Евхаристии православный христианин-верующий не может быть жив душевно, а есть живой мертвец: “Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе” (Ин. 6:53). От частого и достойного причащения святого Тела и честной Крови Христовых человек освящается своею душою и телом и соединяется со Христом и от всякой прелести избавляется. Собственно, чрез это прелесть тогда сама по себе от него отбежит» [1, с. 358, 505, 640].
Отец Иероним запрещал приступать к причастию без исповеди, причем указывал, что на исповеди нужно открывать все мысли и желания, как злые, так и добрые, имея полное доверие к духовнику.
7. Читать и изучать Священное Писание.
«Человек, по слову Самого Господа, должен испытать Писания», – учил старец [1, с. 507]. Однажды он так ответил просящим назидания: «Вот вам последнее слово – святое Евангелие. В нем поучайтесь, в нем – вся ваша жизнь, им руководствуйтесь. Слово Божие, близкое вам, научит вас, что есть воля Божия благая, Ему угодная и совершенная, и укажет путь, о нем же подобает спастися» [1, с. 787].
«Слово Божие, как Богодухновенное, полезно есть и ко учению, и ко обличению, и ко исправлению, и ко всякому наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек и на всякое благое дело уготован» [1, с. 563].
«Я писал уже тебе и просил, чтобы ты, брате, хотя понемногу прочитывал бы нравоучительные книги; послушай моего совета – это средство много поможет тебе ко спасению, – пишет отец Иероним в письме к младшему брату Дмитрию. – Я не говорю, чтобы ты читал много, но хотя две или три минуты в день, и это для тебя будет полезно, а без чтения слова Божия не думай быть добрым, потому что заботы и хлопоты и разные ежедневные беспокойства сделают тебя мрачным, угрюмым, дерзким, или гордым, или робким и боязливым, а чтение слова Божия, хотя и краткое, но постоянное сделает тебя неприметным образом человеком добрым, учтивым, мягким, обходительным, доброжелательным ко всем, даже и к врагам» [1, с. 611].
8. При помощи молитвы со вниманием изучать святоотеческие творения, священную историю и церковную, особенно деяния святых Вселенских Соборов, и во всем с ними сообразовываться.
«Читайте почаще писания святых отцов – они вас просветят, и вы скоро сами увидите, что следует вам делать, – наставлял старец духовных чад. – Вы имеете книги отеческие, читайте же их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу, неприметным образом подвигнут вас впредь к добродетельной жизни» [1, с. 638]. При этом надо «читать неспешно, без всяких пропусков, со вниманием, с рассуждением, с замечанием, с приложением к образу своих мыслей и своей жизни, а паче всего – с несумненною верою, ибо в злохудожную душу не внидет премудрость» [1, с. 562].
9. Читать душеполезную литературу.
«Чтобы поддерживать свое духовное устроение, так сказать, согревать в себе дар Божий, необходимо, – советовал батюшка, – хотя понемногу каждодневное чтение. Чтение всячески должно быть тогда, когда нет молитвы, и оно должно иметь целью ее возбуждение. Прекратить же оное, когда возбудится молитва. Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего» [1, с. 532, 808].
«Книги, духовные конечно, верные друзья и собеседники нелицемерные; читая их, можно познавать путь Божий и обрести Самого Бога, равно как и в молитве» [1, с. 796].
«Если вы будете внимать любопытным новостям, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей буде конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец. Блажен, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей – таковой скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию» [1, с. 626].
10. Понуждать себя к молитве.
Старец неустанно напоминал, что молитва «для всякого христианина столько нужна, как пища и душа для тела» [1, с. 553].
«Старайтесь, – призывал он, – неослабно пребывать в молитве, по глаголу Господню: “Непрестанно молитеся, да не внидете в напасть” (Мф. 26, 41; 1Фес. 5:17)» [1, с. 686].
«Хотя и без усердия, только ты понуждай себя молиться почаще, ибо наша молитва, то есть человеческая, и не может быть чистою и усердною, а усердие дается от Бога. Господь ожидает от нас и сухой молитвы, а ты говоришь – она бесполезна. Да ты на кресте висишь, когда скорбен, мрачен, уныл, а молишься. А не будешь молиться, так подобен будешь бесам» [1, с. 533, 615].
11. «Спасение во многом совете» (Притч. 11:14), – любил повторять отец Иероним. Советоваться нужно не со многими старцами, а с одним, но часто, обо всем и подробно. Поэтому нужно стараться с помощью Божией найти духовно опытного старца-советника.
Невежество в духовной жизни, по словам старца Иеронима, «много причиняет нам препятствий ко спасению нашему». Поэтому нужно часто и подробно с возникающими вопросами обращаться к своим духовным руководителям – старцам. Особенно же расспрашивать о том, «как надобно бороться со страстями, как и чем побеждать рассеянность, леность, гордость, тщеславие, осуждение, как не принимать и не услаждаться блудными мыслями, как избегать празднословия, смеха, злоречия, споров, зависти, ненависти, гнева, злопомнения и прочего тому подобного, как бороться с хульными помыслами, как приобрести страх Божий, память смерти и муки вечной, как стяжать покаяние и слезы» [1, с. 516].
Если не имеешь старца, тогда проси у Бога единомысленного друга, который бывает «един из тысячи» [1, с. 725]. «В воспитании человека много влияет содружество: доброе – для добра, а злое – для зла», – говорил старец Иероним [цит. по: 2, с. 413]. Соблазнотворцев же, хотя и со слезами, следует от себя удалять, чтобы не заразиться их тлетворным мудрованием.
12. Прислушиваться к гласу совести.
Первое послушание, которое батюшка давал желающим стяжать христианское просвещение и спасение, – «чтобы вы во всем слушали совести вашей; что только она скажет нам, то понуждайте себя исполнять» [1, с. 446]. «Не пошатнуться невозможно, – добавлял он, – а если вы не имеете вблизи опытного руководителя, кто вас советом благим поддержит и по исповеди утешит? Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем» [1, с. 812].
«Милый и дорогой мой Димитрий, – писал он брату, – ты, конечно, помнишь мою любовь к тебе; итак, вонми моему конечному желанию, слушай совести твоей, не делай ничего против нее; в чем она обличает тебя, то поспеши исправить, не ослушивайся ее – и без труда спасешься; кто по совести все делает, тот счастлив и здесь, на земли, и там, на небеси, будет блаженствовать» [1, с. 611].
«Будьте послушны во всем совести, – заключает старец, – и она научит вас всему душеполезному и введет в пристань спасения – короче, слушайтесь во всем и всегда своей совести – и спасетесь» [1, с. 799].
13. Почитать духовных наставников. Почитать родителей, молиться за них.
«Ныне жалуются на недостаток старцев, а не жалуются на недостаток послушников, хотя всем известно, что старцы делаются из послушников; итак, если будете истинными послушниками, то будете и истинными старцами» [1, с. 626–627].
«Послушание возлюбите и уподобьтеся Сыну Божию, Который Сам послушлив был Отцу даже до смерти крестной и послушливых любит, и вас за послушание ваше возлюбит и прославит, и упокоит навеки; и любовь ваша, оказанная вами матерям вашим, по слову Писания, покроет множество грехов ваших» [1, с. 625].
«Это нам дороже всего – чтобы души спасти свои и родителей», – наставлял старец молодого инока, своего близкого ученика [4, с. 60].
14. Не соглашаться с мнениями, противными духу христианства, даже если они исходят от родителей.
«Сын, исполняющий волю родителей, не согласную с духом евангельского учения, – строго предупреждал старец, – будет отвечать как нарушитель закона Божия. Родителей почитать, слушаться и исполнять их приказания тогда только должно, когда они нисколько не отторгают нас от исполнения главных наших христианских обязанностей, но коль скоро их распоряжения противодействуют учению, то слушаться их нельзя, ибо не оскорбить Бога, вам известно, сколь важнее, нежели родителей! Притом рассудите, что было бы, если бы многие из угодивших Богу и Им прославленных и святых мучеников послушались родителей, которые то ласками, то прещениями, то муками склоняли их пожреть идолам? А эти образцы в жизнеописаниях святых постоянны!» [1, с. 786]
15. Самим стараться утвердить родителей в Божественных истинах.
«Вам нужно, по слову Писания, бесчинных вразумлять (см.: 1Сол. 5:14); от Священного Писания, от святых отец учения вы должны во всякое время – короче, и во время и без времени вразумлять, обличать и отца и матерь, утверждать в истинах Божественных, разъяснять заблуждения, уклонения от учений святой Церкви и прочее и иметь благодерзновение в этом, а братьев обуздывать страхом Божиим, да и матушке почаще говорить о том, тогда все замолчат и истина Божественная возымеет перевес. Она мало-помалу заставит их уважать, слушаться и почитать. А таким образом и водворятся в семействе спокойствие и согласие. Уступчивость там, где не следует, ваша показывает только слабость духа, недостаток мужества и не полную емлемость за закон Божий, а смешанную с желанием частию угодить и мiру, что невозможно» [1, с. 799].
16. Избегать одного лишь «внешнего образования».
«Неверие приходит не только к грамотным, но и к безграмотным, к совершенно же грамотным не приходит», – утверждал старец [1, с. 533]. К подобным будто бы грамотным, подверженным неверию, отец Иероним причислял имеющих «одно лишь внешнее образование молодых людей», которых родители обучили не страху Божию, а, как писал батюшка, «лишь внешним обучением иностранным языкам и приличию светскому, танцеванию и хождению в театры и маскарады, а не в церковь Божию и вовсе не обучали их знанию веры». Религиозные чувства таким молодым людям кажутся чем-то «несообразным с принятыми в большом свете обычаями и понятиями или даже вовсе глупостью». Таких помрачает слепота, и дух неверия бросает их «в огонь и в воду разных бедствий в жизни, покуда своими собственными горькими опытами не убедятся, что без веры в Промысл Божий нет счастия ни в чем» [1, с. 443, 455].
Некоторые родители исполняют доброе на первый взгляд намерение отправиться за границу, чтобы дать лучшее образование своим детям. А это нередко приводит к отчуждению всего семейства от православной веры, отечества, даже от своего языка через подражание во всем иностранцам, которые большей частью атеисты. Из-за границы такие семьи возвращаются потерявшими веру свою и язык русский. «Не смешное ли это дело, что природные русские не умеют говорить по-русски? – сокрушается батюшка и добавляет: – Вредно православным, не утвержденным еще в своей вере, проживать долго за границею» [1, с. 452].
Люди, ищущие православного просвещения, должны подчиниться нравственно своим духовным наставникам, отказаться от самомнения, сознания собственной «великоучености», от хаоса задушевных мыслей и многообразных познаний, который не дает им воспринимать посылаемые свыше духовные впечатления и благочестивые чувства. Нужно обратиться к детской благодатной простоте, которая отражает всякое сомнение, внушаемое духом неверия.
17. Прежде изучить православное богословие, а потом дерзать обращаться к иноверным книгам.
Сочинения неправославно мудрствующие, разобранные и осужденные Церковью, вредно читать православным людям, особенно юным и еще не утвердившимся в вере по причине слабого знания догматики. Нужно «сперва изучить свое, православное богословие и потом уже дозволить себе, и то по совету опытных людей, заняться изучением других христианских вер» и философских сочинений [1, с. 443], особенно дошедших до отрицания бессмертия души. Те же, кто, увлекаясь любопытством, делает наоборот, могут сбиться со стези православия.
Вот в основном то, на чем афонский старец особо заострял внимание.
По выражению К. Н. Леонтьева, отец Иероним «и учил общему, и руководил частностями» [6, л. 9]. «В удалении своем» от мiра, отечества своего – России он умел «проникаться всеми самыми живыми современными интересами» [3, с. 577].
А современное старцу общество, увы, уже стояло на пороге революционных событий, было поражено нигилизмом, безверием. «Прискорбно слышать о таких событиях, появившихся в отечестве нашем, привносимых отвне. Остается единственное утешение – твердое упование, что Божественный Промысл внемлет молитвам стольких православных и благочестных душ и отвратит от нашей любезной родины это страшное испытание, которое она переживает в настоящее время», – писали в 1879 году старцы Русского Пантелеимонова монастыря [1, с. 319]. Молитвы за отечество и его царя в Пантелеимоновом монастыре усиливались, вводились новые прошения на ектениях: «о еже утвердити в земли нашей мир и благочестие»; о том, чтобы Господь «разрушил совет дерзновенно восстающих на попрание власти, Господом установленной»; чтобы Вседержитель «исполнил долготою дней благочестивейшего государя императора нашего Александра Александровича, да совершит вся во славу Господню и во благо народа своего».
Вместе с тем отец Иероним составил для российского правительства свои предложения «О поправлении нравственности в отечестве нашем России» – строгие меры для искоренения нигилизма. Записка была передана графу Н/ П. Игнатьеву в 1880 году.
Первейшая мера, как писал отец Иероним, «повелеть Святейшему Синоду по церквам молиться, то есть приложить на ектениях молитву о истреблении нигилизма и о вразумлении поврежденных от него» [1, с. 501–502].
Далее, необходимо повысить строгость дисциплины церковной, исправив некоторые законы гражданские, поддерживающие и дающие возможность священникам с легкостью переходить на гражданскую службу, а учащимся духовных учебных заведений – в светские.
Строжайший надзор за литературой, в том числе прекращение ввоза в Россию душевредных сочинений и такая жесткая мера, как истребление этих книг, поможет исправлению нравственности и учащихся, и самих учителей.
В светских учебных заведениях «пересмотреть учебники по всем отраслям науки, противные Священному Писанию, которые учащееся юношество располагают к неверию». Необходимо также принять меры к соблюдению церковных постов и прибавить время на преподавание Закона Божия, а «если кто оного не знает, то по вступлении в службу определять его рядовым, пока он не сдаст экзамен из Закона Божия, ибо не каждому захочется оставаться рядовым».
Меры по поддержанию нравственности в армии: устранить в воскресные дни парады, чтобы и сами солдаты, и их начальство могли присутствовать в церкви и не собирали бы любопытных зевак; не принуждать солдат к нарушению постов, а давать свободу их произволению.
Кроме того, под воскресные и праздничные дни, а также в Великий и Успенский посты запретить театры.
В то же время старцем Иеронимом была составлена и отпечатана в России статья «Напоминание православным христианам о повиновении властям, выписанное из Священного Писания», в которой он наставлял отвернуться от лживых учителей, распространяющих западное неверие, от тех, кто составляет заговоры и производит бунты против существующих в православном отечестве властей, поставленных от Господа. Тем самым он напоминал еще об одном принципе, лежащем в основе христианской нравственности. Заключает он свое обращение к соотечественникам апостольскими словами, предостерегающими и строгими: «Братие, аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1:8); «Стойте убо и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15).
Вот так со всей строгостью и властью говорил и действовал отец Иероним к наставлению и воспитанию своих чад и всех православных христиан «во всяком слове и деле блазе» (2Сол. 2:17).
О личности воспитателя
Заветы старца учат нас тому, каким должен быть совершенный ученик и послушник. Он сам был таким безупречным послушником, сам от начала до конца прошел трудный путь самоотречения, смирения и служения ближним. С детских лет желая и ища монашеского жития, он беспрекословно подчинился требованиям отца и матери до совершеннолетия не оставлять их, затем смиренно исполнил просьбу младшей сестры, оставшись с родителями еще на два года «за нее». Дело в том, что отец и мать тоже не отпускали ее в монастырь и согласились расстаться с любимой дочерью лишь после того, как сын обещал пожить с ними в течение некоторого времени. На Святой Горе будущий старец стал послушником и близким учеником известного всем русским афонцам духовника – иеросхимонаха Арсения и ничего не делал без его благословения. Именно за послушание старцу отец Иероним переселился со своей пустынной келлии в Русский Пантелеимонов монастырь, чтобы выполнить задачу, казавшуюся непосильной, – собрать в обитель, где были одни греческие монахи, русскую братию, возродить духовно обитель, отстроить ее и благоукрасить. Свою многотрудную духовническую должность и старческое служение отец Иероним безропотно нес как послушание, данное ему от Бога. Поэтому все посылаемые от Господа испытания (и самыми тяжелыми из них были две смуты, устроенные в обители греческой братией) он стойко претерпевал без малейшего помысла уклониться, оставить свое служение.
Совершенный послушник достиг меры умудренного учителя, который может для всех служить образцом пастыря, воспитателя и попечителя душ. Не было для старца Иеронима своих и чужих, для всех духовных чад он был любящим отцом, причем самым новоначальным и младшим уделял он больше внимания, часами выслушивая их и поучая.
Братия рассказывали, что старец имел такую любовь к ближним, что часто сам лишал себя своей пользы ради пользы других. И был слишком снисходительным к немощам других, но к себе чрезвычайно строг. И великое имел терпение, но не терпел тех, кто на других клевещет и осуждает. И не допускал никогда, чтобы им возобладали гнев и раздражительность, но всегда по данной свыше ему благодати свободно мог возобладать над всеми своими страстями. А непокорных он предавал воле Божией, говоря: «Господь Сам приищет средство вразумить его».
Старец обладал великими благодатными дарами: духовным рассуждением и мудростью, прозорливостью, даров молитвы и особой ее силой, благодаря которой совершались исцеления, спасались терпящие бедствия на море. Современники называли его «великим и ученым мужем, во внешней и в духовной премудрости искусным и в Божественном и отеческом писании много начитанным и сведущим», совершенным в знании «внешней науки богословия и духовных Божественных тайн» [1, с. 63, 66], которые открыла ему Премудрость Божия. Благодаря своим разносторонним талантам отец Иероним был известен как «философ, астроном, архитектор, художник, писатель, чтец, певец, сочинитель нотного пения, духовный и телесный врач» [1, с. 66]. Но при этих великих дарованиях и достоинствах смиренный старец сам «чувствовал себя недостаточным» во всем [1, с. 646].
Все накопленные полезные и спасительные знания старец передавал своим ученикам. Внимательно наблюдая за каждым из них и выявляя их природные дарования, отец Иероним давал им послушания в соответствии с мерой и способностями каждою. Возраставшие под его духовным руководством чада становились составителями церковных служб и акафистов, духовными писателями и переводчиками, издателями, учеными-исследователями, архитекторами, строителями. В этой связи вспоминаются имена известных насельников Пантелеимонова монастыря отцов Азария, Аркадия, Арсения, Сергия Святогорца, Матфея, Иерона и многих других. Выполняя свои послушания лучшим образом, эти монахи приносили великое благо своей родной обители, всей Православной Церкви и «вечную пользу грешному их советнику», как смиренно себя называл отец Иероним [цит. по: 7, с. 430].
Жизнь отца Иеронима – образец христианской любви к людям, жертвенного служения им согласно евангельской заповеди пастырю полагать жизнь свою за овец (см.: Ин. 10:11). Недаром старец часто повторял апостольские слова: «Я каждый день умираю» (1Кор. 15:31).
Удивителен рассказ о том, как отец Иероним имел дерзновение от имени Бога дать десять лет жизни одному своему духовному чаду, очень боявшемуся умереть. И пообещал ответить своей душой Богу, если тот умрет хотя бы на день раньше. Таким образом старец спас его от мучительного страха, от гнетущей власти диавола.
За него и за многих других, ему подобных, старец Иероним взял на себя ответ пред Богом, понес их грехи. Как великую тайну, приоткрыл он некоторым из своих учеников, что ему придется после кончины пострадать за чужие грехи лет десять. Так и после смерти старец-духовник продолжал служить своим чадам.
И в заключение к ободрению вашему приведу как пример любви и снисходительности сего «премудрого старца и любвеобильного отца» к «нынешним слабым людям» несколько особо утешительных слов – наставлений, которыми он воспитывал своих чад в любви к Богу и ближним.
«Памятование Вездесущего Святейшего Бога, подобно солнцу, озаряет человека и разгоняет тьму страстей».
«Чем более кто приближается к Богу, Святейшему и Пресовершенному, то тем более усматривает в себе несовершенств и грехи свои видит, яко песок морский, ближних своих почитает и уважает, не видя в них худого при видении своих грехов».
«Если увидишь какие немощи в ком-либо, то берегись осудить, да не прогневается на тебя Господь и попустит на тебя большие искушения, но скажи помыслу своему: “Сей брат совершен есть в добродетели, сия творит аки немощный и грешен”».
«Истинно говорю тебе, не преувеличиваю, что я не вижу у себя никакого добра и не имею ничего такого, за что бы мне иметь надежду получить награду от Бога, одна моя надежда – на милость Божию, на заслуги Христовы, более не имею чем спастись».
«Терпение – Сам Господь. Ты знаешь, что без Него мы ничего не можем сделать. Молись, проси».
«Подчас мне слишком тяжело бывает, но когда поразмыслишь, что без трудов, скорбей и терпения ничего не приобретается истинно полезного, доброго и в особенности душеспасительного, то и возблагодаришь за все Господа, ведущего узким, прискорбным, но душеспасительным путем».
«Уповающие на Божественноотеческий Промысл не бывают никогда оставлены без помощи в их нуждах».
«Начал беседовать с тобою с терпения, желая сколько-нибудь утешить тебя и живущих с тобою, сам мало имея оного и зная, что обретающиеся в скорбях, услышав от других слово “терпение”, не утешаются этим, но иногда еще и оскорбляются тем. Так, я думаю, и мне полезнее будет напоминать вам не о терпении, а о награде за него; и действительно, как и многие опыты доказывают, что ничто столько не облегчает скорбей, как ожидание от Бога награды, а потому, будучи в скорбях, полезно почаще вспоминать себе Господне утешение: “Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!” (Мф. 5:12)».
«Изволяющим на благое Содейственник – Бог».
«Всякий дар Божий сохраняется смирением. Берегись от возношения, не осуждай никого, постоянно укоряй себя».
«Иногда трудно ладить и со святыми, предпочитающими ревность любви, которая покрывает многие грехи».
«Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением».
«Грехи, не исповеданные по забывчивости, немедленно прощаются. Великий грех никогда не забудется, все будет на совести. Ты хоть миллион раз говори, что “нет, не грешен”, но совесть свое возьмет».
«Полезно держать себя как в продолжение жизни, так и при конце ее посреди страха и надежды, как апостол сказал: “Нечаеми и неотчаяваеми” (2Кор. 4:8), но всего полезнее во всякое время надеяться на милость Божию, ибо слово Божие таковых ублажает. “Блажени, – говорит, – вси надеющиися Нань” (Пс. 2:12)».
Источники
1. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев –иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2001.
2. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895.
3. Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря святого Пантелеимона на горе Афонской // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.
4. Парфений, инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле. М., 1856. Ч. 3.
5. Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) к С. И. Пономареву от 27 ноября 1870 г. // РГАЛИ. Ф. 402, оп. 1, д. 21.
6. Письмо К. Н. Леонтьева к Л. А. Тихомирову от 18 октября 1891 г. // ОР РГБ. Ф. 217, карт. 17, ед. 16.
7. Памяти иеросхимонаха Иеронима, духовника обители святого великомученника Пантелеимона // Душеполезный собеседник. М., 1915. Вып. 11. С. 427–431.