протоиерей Петр Смирнов

Похвальное слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии. Св. Модеста, архиепископа Иерусалимского164

В день Успения Богоматери многие слушатели, любители Божественного, ожидают услышать о Ней что-либо таинственное. Во имя такого богоприличного ожидания охотно принимаюсь и я и, в благоговейном уповании на Богоматерь, родившую Жизнь и спасение наше, помышляю составить посильное сказание о Ней. В этом случае, я уподобляюсь (в богословии) распятому одесную Спаса Христа разбойнику и, прося обрести великую милость, чрез Пресвятую Его Богоматерь, начинаю, таким образом, отсюда во славу Его Отца и Духа.

Христолюбивые братие! Та, Которая родила Жизнь всех, ныне преселилась к Ней, рожденной прежде век от Отца и сущей Богом, – переселилась к Той, Которую Она родила плотски и, как Матерь Ее, соделалась превыше святых воинств небесных, – переселилась Источившая свыше миру всемирный Источник, Который есть свет для людей, ибо написано: в Том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин. 1:4). Когда воплотившийся из Нее от Духа Святого Христос Бог наш благоволил принять Ее к Себе, дабы спрославить с Собою Ее – блаженнейшую Матерь Свою, радостно собрались ангелы и архангелы, ниспосылаемые с неба на служение пречестному Ее успению. Воистинну, радуются все Небесные Силы, уведав таинство от Рождшегося из Нее Всеблагого Спаса Христа, призвавшего Ее; оные Силы хвалят Того, Кто явил Ее небом Божества Своего, из всей разумной твари избрал Ее Пресвятой Матерью Своей и более всех облагодатствовал Ее, – славят Того, на Кого не дерзают взирать херувимы, и Кому покланяются так же, как Пресвятому Его Отцу и Духу, непрестанно взывая: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). Чрез Нее мир освобожден от рабства и объявлена величайшая всемирная радость; чрез Нее обретена человеческая драхма, и добрый Пастырь, Господь спас заблудшую разумную овцу, соделавшись из Нее плотию и освятивши Ее, как Божие место, в котором Бог Отец соделался делателем и Всесвятой Дух – вертоградарем, откуда явился плод – Христос, Единородный Сын, истинная Лоза, в сладость небесных Сил и во спасение земных смертных. Эта Лоза говорит в Евангелии: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть (Ин. 15:1); к этой-то истинной плодоносной Лозе перешла Богоматерь, дабы источить гроздь нетления и бессмертия, питаясь животворящим небесным Хлебом жизни, оживотворяясь вовеки Хлебом, исшедшим из пречистых чресл Ее и пришедшим в насыщение смертных.

Взята, взята ко Господу славы оросившая от Него всеблагие дарования сущим под небом. В невыразимой радости и веселии встречен в доме Бога Отца Богородительный дом Сына Его, неописанно обитавшего в Ней и воплотившегося от Святого Духа, – соделавшегося девятимесячным младенцем и пребывавшего нераздельно от Отца и Духа. И в наилучшей обители соделалась обителию Единосущной Троицы несокрушимая Обитель, слышавшая от архангела Гавриила: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35), дабы быть прославляемою от святых небесных и земных чинов. Из здешних мест переселилась, как бы от славы к славе, вместо живых огненосящая купина Божества, соблистать во свете лица Христа Бога, совершенно и истинно вселившегося в Нее, и Им сохраненная неопальной Едина в женах благословенная Дева Матерь. В небесный чертог вошла Та, Которая соделалась преславным чертогом в ипостасном соединении естеств Христа, истинного Небесного Жениха, Которому уступают в сверхъестественной красоте все святые Силы небесные, – и в горний Иepycaлим переселилась Она – нетленный чертог, из которого произошел Царь веков, устроивший снисхождение к нам и во образе воина обративший врага с воинством его. Действительно, возмужав, Христос Бог сочетался с Православною Своею Церковью, ради которой пролил честную кровь и предал душу, как говорит великий (касательно Божественного) Павел: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во церковь (Еф. 5:32)... И стала Оная Дева в царствии небесном высшей херувимов и серафимов, поистине явившись Материю Господа их.

Прекрасно совершивши течение жизни, богоносное судно причалило ко всеблагой пристани и вместе Кормчему всего, спасшему чрез Нее и оживотворившему человеческий род от потопа нечестия и греха. Синайский Законодатель и Сионский Законоположник, Господь Бог наш, Сам призвал к переселению Свой кивот освящения, о котором праотец Ее Давид пел, говоря: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс. 131:8), – кивот не волами везомый (как древний Моисеев), но ведомый и дориносимый воинством небесных Сил, – не рукотворенный и украшенный золотом, но богозданный, отовсюду сияющий блеском осенившего Ее Всесвятого и Животворящего Духа, – не кивот с манною и скрижали завета, но кивот Подателя манны и вечных благ, Господа Нового и Ветхого Завета, родившегося из Нее и спасшего верующих в Него от проклятия закона. Не кивот, заключающий в себе жезл Ааронов и вверху херувимов славы, но Славнейшую без сравнения их (херувимов), жезл Иессея, осеняемый Божественной, всемогущей силой Высочайшего Отца, – не предшествующий еврейскому народу, но последующий явившемуся из Нее на земле во плоти Богу и ублажаемый ангелами и земнородными во славу возвеличившего Ее превыше небесных и земных воинств, взывающую Божественными устами и говорящую: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1:46–47). Итак, воистину, водворилась, дабы блистать сияниями Солнца правды, Она, светоносная Заря, призванная сим Солнцем, восшедшим из Нее и просветившим все, – Она, посредством Которой высочайшее сияние излило на нас солнечные лучи милости и щедрот, возбуждая души верных к возможному подражанию Божественной кротости и благости. Ибо, облекшийся от Духа Святого одушевленною и разумною плотию Сей Приснодевы, Христос Бог призвал Ее, облек в единотелесное нетление и преславно прославил, соделав наследницею, как Пресвятую Матерь Свою, о чем поет Псалмопевец: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Сосуд честный и священнейший, превосходно прошедши временное течение жизни, Она достигла истинной Радости всех, Которую несказанно родила в нашем естестве, – Радости, по естеству сущей Богом от Бога, рожденным прежде веков, в последние же дни явившимся чрез Нее на земле и наполнившим радостию небесное и земное и прекратившим печаль Евы.

Ныне, предреченный пресветлым Пророком, Краеугольный Камень (Пс. 117:22) совершил чудесное перемещение собственной Горы, превосходящей всякую тварь высотой славы, – Горы, из Которой Христос Бог совершил всю вселенную (Пс. 95:10), создав на Ней церкви православной веры, дабы благочестно прибегающие к Нему чрез сию Гору спаслись от всякой ереси, по слову Священного Писания: всяк веруяй в он не постыдится (Рим.10:11). Итак, преставился приснодевственный, запечатленный Божественными дарами Источник Господа (Песн. 4:12, 15) в сретение Ему, – Источник, Которым орошен и восстановлен сад Православной Церкви чрез явившегося из Нее второго Адама и, как из оснований источников, от девственных Ее токов снисшел и оживотворил первозданного Адама. Ныне скиния плотская, сверхъестественно вместившая Владыку и Бога неба и земли, отъемлется для нетления вечного, в покров великий, во спасение и предстательство всех нас христиан.

О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы Приснодевы, не потерпевшей тления и во гробе – в теле заключающем жизнь, – сохраненной Происшедшим из Нее Всесильным Спасом Христом! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую дуси и души праведных (Дан. 3:86) совершенных сподобились Божественного предстательства у вечного Христа! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую мы воссоздались таинственно и соделались храмом Божиим! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую прославился и ублажился наш род во Христе Боге, как тело Его нераздельное, и прославляется от небесных и земных и преисподних (Флп. 2:10). О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую мы приняли оставление прегрешений наших и освободились от злого владычества! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую все обновлено, небесное соединено с земным и хвалит, взывая: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14)! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую явлено нам (безмерное) человеколюбие Триипостасного Бога, чудодействующего святыми Силами небесными и призывающего нас к непрестанной хвале несказанного милосердия и благости Его! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, о Которой боговдохновенной трубой взывали пророки и праведники, желавшие соделаться участниками того вожделенного дня, в который явился Избавитель от адовых уз Спаситель! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, облекшись частию Которой Христос Бог воссел одесную Отца превыше херувимов, серафимов, престолов, сил, господствий, властей, начальства, архангелов и ангелов! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую мы облеклись во Христа и удостоились быть чадами Божьими (Ин. 1:12; Гал. 3:27)! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, с пришествием от Которой Истинной Лозы процвели, как рожденные, славные апостолы, исполнившие всю вселенную плодами благочестия и чудес! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, чрез Которую воссиял пребожественный Свет – Христос, и зажглись от Него в мире, как светильники, святые мученики, до крови исповедавшие Ее Богородицею, приявшие от Него венцы правды! О, всеблаженное Успение Преславной Богородицы, ради Которой с высоты нисходят ангелы и архангелы, и от концов земли являются Божественные апостолы, как ведает един Бог, тайноводствовавший и собравший их на всесвятое празднество Богоматернего Успения, исполняя этим древнее повеление Моисею почитать родителей (Исх. 20:12)!

Да, от Бога были посланы ангелы к Пресвятой и Преславной Его Матери, к паче всех небесных Сил обретшей у Него благодать (Лк. 1:30) – не для того, чтобы возвестить Божественное зачатие (как некогда Архангел Гавриил), но дабы возбудить Ее к зачатому в Ней, в небесное царство, – и не для того, чтобы чрез благовестие соделать для земных пастырей явным непостижимое рождение, но взять для вечной славы и ввести в несказанную радость рожденного из Нее Господа. Зная многоразличную премудрость Божию (Еф. 3:10), они, естественно, и пришли видеть избранную от древних родов для всемирного спасения, предвидя Которую пророческими очами, Праотец Ее, пророк Давид, во псалмах говорил: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему (Пс. 44:11). Собрались зреть Ее и превознести тот пресветлый Божественный час, в который Единородный Сын Божий, Христос Бог наш, воссоединил человеческое естество с красотою и добротою Своего Божества, обожив Ее в Себе, – видеть благодатный Ее образ и прославить ипостасное Слово Отчее, воплотившееся из Нее от Духа Святого. Приходили песнословить прехождение Ее отсюда к премирному Богу, с естественным недоумением, каким образом соделалась Материю Создателя смертных Смертнорожденная, вместившая Невместимого, неопально зачавшая огонь Божества и родившая Творца всего, державшая на груди Носящего рукой все, обнявшая Назирающего землю и Творящаго ю трястися (Пс. 103:32), питавшая Его – Дающаго пищу всякой плоти (Пс. 135:25). Руководимые и укрепляемые вышней силой, спешили также со всей поднебесной и Божественные апостолы обрести Ту, чрез Которую они обретены Христом, – чистую Матерь; спешили достигнуть входа к Заре, смотрящей светоносными вратами, и обитающей на Сионе, чрез Которую прошел один всеистинный Животворящий Путь и нас возвел к Отцу Своему, Господь и Бог наш, говорящий в Евангелии: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6). Приблизившись к Ней, они архангельски прославляли Всехвальную Богородицу и, вознося Ей торжественные гимны, как бы так говорили: «Радуйся, возлюбленный Богом духовный храм (Всевышнего), в котором обитала несозданная ипостасная Премудрость Бога Отца; радуйся Ты, в Которой воссоздал храм тела Своего Христос Бог, нашедший в Тебе упокоение для всемирного спасения и благоволивший принять Тебя в вечное Свое упокоение. Радуйся, Пресвятая Богородице: поелику Царь славы, Господь Иисус чрез Тебя основал новое царство на земле и чрез Тебя даровал нам небесное царство, в которое преставил Тебя единотелесную в нетление и славнейшую всех во славу Отца и Духа. Радуйся, Дочь Иоакимова и Матерь Бога, сотворившего всяческая, призванная Им на седалище блаженства, превосходящее всех небесных и земных блаженных чинов. Радуйся, источник исцелений; источивший Христа, исцеляющего всякую болезнь, – наполняющего таинственно, благодатию Животворящего Духа, текущие в жизнь вечную источники и призвавшего Тебя воспитать на водах упокоения Своего (Пс. 22:2). Радуйся, Преславная Матерь вечного Света, по естеству и по сущности истинного Бога, чрез Тебя воссиявшего в нашем естестве на земле и знаменавшаго на нас свет лица Своего (Пс. 4:7), Божественной благодатию Которого Ты со славой призвана, дабы быть пред Ним во свете живых (Пс. 55:14). Радуйся, прибежище смертных к Богу, восприявшему нас чрез Тебя и бывшему нашим прибежищем и силой (Пс. 45:2), совершающему для нас великие исцеления и силы в мире, призвавшему Тебя, о Всеблаженная Богородица, в вечное памятование о несказанном милосердии и человеколюбии Его, бывшем в нас чрез Тебя. Радуйся, Божественное сокровище небесного царства, в котором дориносился Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), окруженный, ради празднества небесных ангелов и земных смертных, – сокровище, которое повелено возвести, как пречестную, в вышнюю Церковь первородных (Евр. 12:23). Радуйся, Пресвятая Матерь Спасителя нашего Бога, Который соделался чрез Тебя с нами и Который сподобил, чтобы все благочестивые на земле воспевали Тебя, как истинную Богородицу; а также святые ангелы на небе, как Пречистую Матерь Владыки их. Радуйся, Святейшая Матерь Приснодева, рождшая, воплотившегося из Тебя от Духа Святого, Христа Сына Божия, в Божестве совершенного и в человечестве совершенного, т. е., в двух природах, волях, действованиях, хотящего и действующего по Божеству, хотящего и действующего и по человечеству, единого и того же неслитно и нераздельно, имеющего власть в том и другом. Радуйся, нетленная Богородица: ибо с высоты, не оставляя небес, неописанно вселившийся во чреве Твоем, как в земном отечестве, Он сподобил Тебя от сего временного земного отечества перейти в лучшее небесное отечество, которое Он и даровал чрез Тебя святым, как уготованное Им. Радуйся, священнейшее и богоучрежденное святилище, чрез которое пришло умилостивление всего мира и Спаситель Христос Бог: ибо из Тебя, Пресвятая Богородице, облекшись от Святого Духа завесой тела Своего, пришел иepeй во веке по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4; Евр. 5:6; 7:17), Который озаботился взять Тебя и, будучи умоляем Тобою, дает умилостивление вселенной. Радуйся, Мария, духовный и чистейший рай, принесшая плод от Духа Святого, плод жизни и бессмертия, процветший от Бога Отца, Христа Бога нашего, Который вселился в Тебя – нетленный рай и чрез Тебя отверз нам вход к Себе. Радуйся, Владычица смертных, Пресвятая Богородица, из Которой явился в мир Пребожественный Бог и Преблагий наш Владыка, соделавшийся общником смертного естества нашего, кроме греха, сподобившей и нас быть общниками Божественного Его естества, облагодатствовавший Тебя быть Его мысленным градом и призвавший Тебя Господь сил во граде Своем (Пс. 47:9). Радуйся, всемерное и светлейшее пристанище, явленное от Бога истинной Богородицей: ибо человечество, брошенное в море сей жизни, спасено в Тебе, и чрез Тебя приобрело дары и вечные блага, от Удивившего Тебя в настоящее время и прославившего во веки веков.

Посланные от Бога святые ангелы, предстоя Богоматери, созерцая преславное соприсутствие Божественной благодати и силы, стояли также пораженные Ее Божественным непостижимым таинством. И они радовались и веселились, что Она взята, как Матерь Владыки их; апостолы же, телесно осиротевшие без Богоматери, печалились не менее того, как в ту священную ночь, в которую они слышали от Спасителя Христа: скорби исполних сердца ваша (Ин. 16:6). А Блаженная, всегда занятая Богоматерним Божественным желанием ко Христу Богу, изшла из святого тела, предавши в руки Его (Пс. 30:6) преблаженную и всесвятую Свою душу. Да, уснула Рождшая жизнь и воскресение мира, по благодати Которой вся природа духовная и разумная делается участником вечной жизни, – уснула Рождшая Господа (сокрушившего ад и смерть и упразднившего диавола. Евр. 2:14), имущего повеление воскрешать (1Сол. 4:16) усопших от века и умерших в Нем, явившегося и изрекшего: Аз есмь воскресение и живот (Ин. 11:25); уснула, следуя Ему, как Пресвятая Матерь Его, и как бы пророчески говоря: не утрудихся, Тебе последуяй, и дне человеча не пожелах (Иер. 17:16). Ныне уснула сладость херувимов и серафимов и всех Сил небесных, уснуло упокоение Того, в Ком, как единосущном Сыне Божием, упокояется и исходящий от Отца Животворящий Дух Святой, – и Кто есть действительное упокоение, о чем Сам Он говорит в Евангелии: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Закрыла святые очи Явившая Творца светильников, насадившего ухо и создавшего око (Пс. 93:9), призывающего со всех концов земли к чудесному свету Его. И потребно было погребсти священнейшими руками преславное, живоносное тело Ее, от Духа Святого источившее бессмертие и нетление в смертной и тленной природе смертных, – тело облекшееся светом яко ризою (Пс. 103:2) в Господа, рожденного из Нее.

Итак, поднималось на священном одре освященное Богоматернее тело, из которого образовался простой Иисус и соделался человеком высочайший Бог. О, священный одр, несущий истинное, нетленное тело, из которого произошел Освящающий всяческая! О, священный одр, несущий другой, нерукотворенный, на котором приклонивый небеса (Пс. 17:10) Бог избрал его в жилище Себе (Пс. 131:13). О, священный одр, несущий вместилище Невместимого Бога, Божественное орудие всемирного спасения! О, священный одр, несущий палату Небесного Царя, созданную Им для существенного, неописанного обитания Своего воплощения. О, священный одр, несущий дивную колесницу, восседая на которой прошел по земле Бог, седяй на херувимах (Пс. 79:2), совершенно облекшийся в порфиру нашего естества! О, священный одр, несущий от Авраама и Давида всеблаженнешую скинию, из которой Всевышний и бестелесный Бог получил духовное и разумное тело, не прежде существовавшее, но в нем нашедшее свое бытие! О, священный одр, несущий духовное кадило, исполнившее всю вселенную благоухания Христова (2Кор. 2:15)! О, священный одр, несущий и преисполненный сосуд мира высочайшего Божества! О, священный одр, несущий пресвятое тело Славнейшей Богородицы, восхваленное святыми ангелами и богоносными апостолами во славу Сына Ее и Бога нашего, каковое тело и положили в живоносном гробе, в месте, именуемом Гефсимания, очевидцы и служители Слова и бывшие с ними святые, принимавшее участие в оном.

Но какое познание ума или сила слова достаточны, дабы понять и воспеть бывшие тогда многоразличные и непостижимые, прославленные в Ней и воспетые ангелами, открытые Богом и несказанные таинства, разнообразные дарования и совершенные ею в большом количестве исцеления? Потому–то, как Преславная Матерь Подателя жизни и бессмертия, Христа Спасителя, Бога нашего, единотелесная в нетлении, Она животворится от Него, воскресшего из мертвых и преявшего Ее к Себе, как Ему единому ведомо. Ему слава и держава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь165.

* * *

164

Сконч. в 634 г.

165

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. LXXXVI, p. II, col. 3277–3312.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle