Источник

Похвальное слово в день Успения Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского

Пост и молитва суть два непобедимых оружия, которые с небес даны Церкви для борьбы против всех видимых и невидимых врагов. Три таких страшных врага ведут против нас непрестанную войну: мир, диавол и плоть. Мир воюет с нами суетностью и лживостью жизни; диавол – тайными похотениями и худыми помышлениями, плоть –негой, удовольствиями, постыдными склонностями и стремлениями. И трое воюют против нас, как будто сговорясь, дружно и во всеоружии искушений. Но мы очень счастливо отражаем нападающих на нас и побеждаем их молитвою и постом. Умерщвляем плоть, обращаем в бегство диавола, попираем мир; и окрыляемые как бы двумя крыльями, с одной стороны – молитвою, с другой – постом, мы, возносясь духом к небу, поднимаемся над сетями и избегаем козней искушения. Наша Святая Церковь, которая все делает по наставлению Святого Духа, повелела нам, христианам, в течение этих четырнадцати дней совершать молитву и пост, т. е., призывание (имени Божия) и воздержание в честь преславной Приснодевы Марии, Святейшей Матери Бога нашего. Правда, борьба не продолжительна, но победа очень блестяща, и следствия победы обильны. Подвигоположница, Сама Богоневестная Владычица, Царица неба и земли, сидит одесную престола Трисиятельного Божества и, взирая долу на подвиг, держит венцы, чтобы увенчать победителей. Блаженны мы, если будем подвизаться, как должно. Кто в эти святые дни молитвою и постом мужественно победит мирские попечения, диавольское ухищрение, плотское помышление, тот пусть с уверенностью дерзает и получит от Богоматери достойный дар. Это я утверждаю от лица Самой Пресвятой Девы и посему сегодня укажу, какую благодать и помощь получает от Пресвятой Владычицы тот, кто чувствует к Ней благоговение и чтит Ее молитвою и постом.

Святейшая Дева есть и называется Материю в двух смыслах: во–первых, как Матерь Бога, и во–вторых, как Матерь всех христиан. Она – Матерь Божия по естественному рождению, и Матерь христиан по усыновлению. Она – Матерь Божия по рождению, воистину Богородица, ибо поистине родила Самого Сына Божия от нетленного Своего чрева, где Божественное Слово соединилось с плотию, и в единой нераздельной Ипостаси обединило Свою Божескую и человеческую природу превыше естества, слова и разумения. Она – Матерь всех христиан по усыновлению: если мы – по благодати сыноположения – названные братья Иисуса Христа (Евр. 2:11), Которого родила Дева, и (если) Сам Иисус Христос, как говорит Павел, пребывает посреди нас, как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы – названные сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям. Но благодать, которую имеет Всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом, и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ею, беспредельна. И, далее, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она как Матерь христиан, оказывает христианам, (должно признать), что Дева есть море благодатных сил. И действительно, Она – море великое по обширности, ибо воспринимает, как Матерь Божия, все неистощимые реки Божественных дарований Духа: – море великое по вместимости, ибо, как Матерь христиан, в изобилии изливает на них те же Божественные дарования; таким образом, по дарованиям, которые Она воспринимает, как Матерь Божия, есть море беспредельное; а по дарованиям, которые раздает, как Матерь христиан, Она – море неисчерпаемое. Слушатели, благоговейно чтущие Деву! Я хочу, чтобы вы на этот раз из всех Ее преимуществ пред прочими созданиями обратили внимание на это, – что Она есть Матерь Божия и Матерь христиан. И как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына; а как Матерь христиан, Она больше, чем все – и святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям благодеяний....

Многообразными грехами осквернена наша жизнь! Она представляет собой один сплошной и непрерывный ряд самых тяжких беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях! Сколько срамословия на нашем языке! Сколько лукавства в наших деяниях видит Сын Божий! Видит – и терпит, потому что Он долготерпелив. Но когда мы, нераскаянные, не исправимые, упорные во зле, какой-то противоестественной неблагодарностью оскорбляем высшую Божественную правду, возбуждаем Его праведный гнев, Он не терпит более, но, вооружившись мечом и стрелами ужасного и неутолимого Своего гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью, вечным мучением; и, кажется, говорит нам тоже, что и иудеям в Евангелие: о роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вы (Мф. 17:17)? Род неверный – не потому, что не имеешь веры, а потому, что не имеешь никакого дела веры; развращенный, отвергнувший страх предо Мною, поправший закон Мой, удалившийся от любви Моей, совратившийся в свои похотения! Доколе буду с вами? Доколе Я буду с вами в Моей Церкви и в Моих таинствах? Доколе терплю вы? Доколе Я буду вас выносить, поддерживать вас Своей кротостью и долготерпением? До каких пор? – С этими словами Он оружие Свое очистит (в таком страшном образе описывает Его Пророк), лук Свой напряже, и уготова и: в нем уготова сосуды смертныя (Пс. 7:13, 14). Стрелы приготовлены, и это – стрелы Сильного изощренныя со угльми пустынными (Пс. 119:4). Одна стрела, чтобы отнять или детей для наказания родителей, или родителей для вразумления детей, или мужа у суетной жены, или жену у непотребного мужа, или брата у грешного брата же. Другая стрела – чтобы поразить наше здоровье, чтобы больных нас повергнуть в постель на долголетние страдания; третья – чтобы отравить нам счастье, чтобы бедностью смирить наше гордое око. Прочие, которых нельзя исчислить, – чтобы они причинили нам всевозможные раны, истребили жилища, разорили имущества, уничтожили товары, рассеяли семейства тяжбами, раздорами, голодом, смертью, войнами, пленением и всей тьмой бедствий.

Оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и: в нем уготова сосуды смертныя. Куда, несчастные грешники, мы убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас нет иного исхода, как покаяться и припасть к стопам человеколюбца Бога нашего, а для этого обратится к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, – и ходатайства святых, которые в раю. И представьте, что все, и монахи, и священники, и архиереи, и патриархи, совершают общее служение и моление; более того, все святые рая, весь лик пророков и апостолов, все множество мучеников, подвижников и девственников, все чины блаженных ангелов припадают пред престолом величества Божия, чтобы испросить для нас милость и прощение. Гораздо больше всего этого ходатайства земной и небесной Церкви может (сделать) одно единственное слово Богоматери; О, когда обратится Тот страшный Судия и увидит лицо Своей Матери, этой святейшей и и сладчайшей Матери, Которая умоляет (Его), Он тотчас станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего Божественного гнева, тотчас покажет нам снисхождение и любовь и изречет нам вожделенное прощение: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Подумать только, христиане, кто просит? – Матерь Божия, Которая имеет дерзновение к Богу несравненно больше всех святых. Прочие святые умоляют, как рабы Божии; Пресвятая Дева просит, как Матерь Божия. Кого умоляет? Сына Божия, Которого зачала, Которого родила, вскормила и воспитала, – Которого одна Она возлюбила всею любовью, какою возлюбили Бога все блаженные вместе, и Которым была возлюблена всей любовью, какой Бог любит всех блаженных вместе. Все святые умоляют Бога, как Отца; Пресвятая Дева – как Сына. За кого умоляет? – За христиан, которые суть Ее дети, по природе Ее потомки, того же рода, той же крови, от которой и Сама произошла, а по благодати – братия Ее Сына. Все святые ходатайствуют за нас, как за братьев; Пресвятая Дева ходатайствует за нас, как за детей. Теперь примите во внимание Лицо, умоляемое Ею, – как велико Ее дерзновение; и лицо умоляющее – как горяча Ее мольба: возможно ли, чтобы не была оказана милость? Этот смысл имеет известное выражение Песни Песней, с которым, мне думается, обращается к деве Бог: сердце наше привлекла еси единым от очию твоею (Песн. 4:9), т. е. одним Твоим взором Ты проникла в Мое сердце, вот Я бросаю оружие, оставляю гнев, дарую прощение...

Вот какую милость оказывает, вот какую помощь подает нам, христианам, Святейшая Мария! Какое же почитание и благоговение должны оказывать Святейшей Марии мы, христиане? Она – и Матерь Божия и Матерь наша; как нашу собственную мать, мы должны чтить Ее и благоговеть пред Ней, потому что это – естественная обязанность, утвержденная Божественным законом; с другой стороны, как Матерь Божию, мы, люди, должны еще более чтить Ее и благоговеть пред Ней. Ибо Ее, как Матерь Божию, чтят и пред Нею благоговеют сами святые рая и даже ангелы небесные. Следовательно, честь и благоговение к Святейшей Марии, как нашей Матери, должны быть велики, а как к Матери Божией, выше всякого сравнения. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит и не благоговеет пред Материю Божией, не достоин имени христианина. Кто может похвалиться, что он – верный раб Иисуса, если он не есть верный раб Марии? Или как он благоговеет пред Сыном, не благоговея пред Материю? О, если бы я по какому-нибудь несчастию утратил всякое благоговение, то никогда не утрачу благоговения к Деве Марии. При всяком несчастии – телесном или душевном, в котором бы я очутился, я буду прибегать к Ней в уверенности, что у Нее найду в болезнях моих исцеление, в моих горестях – утешение и во грехах моих – прощение. И даже в самом аде я не теряю надежды на спасение от Царицы небесной. Я не боюсь погибели, пока Она охраняет меня в своих объятиях. Но когда потеряю благоговение к Деве, тогда я – погибшая душа.

Но в чем же состоит благоговение к деве? – В молитве и посте. В молитве, которая есть призывание (имени Божия); в посте, – который есть воздержание. Это – два способа, которыми, по опеределению Церкви, мы должны чтить Матерь Божию и нашу, особенно в эти дни. Какой же должна быть наша молитва? – Не с беспорядочностью, не с волнением, не с бесстыдством, но со страхом Божьим, сокрушением сердца и слезами умиления. Каким должен быть наш пост в воздержании? – Не только воздержание от яств, но и от греха; не только от мяса, но и от плотских страстей. Всесвятая Дева ждет от нас вместе с постом и чистоты сердечной, с молитвою – и сокрушения сердечного. Чего же менее этого может требовать от христиан Матерь Божия и Матерь христиан? О, если бы мы поняли, какую милость и помощь получаем мы от (такой) Святейшей Матери!

Сироты, лишившиеся родителей, странники, бесприютные, больные, грешные, – не печальтесь: есть у вас матерь – Матерь Божия! Матерь, Которая приютит вас в странствовании, Которая напитает вас в бедности, Которая дарует вам в печалях утешение, в болезнях исцеление, из плена освобождение, во грехах – прощение. Не горюйте: вы имеете матерью – Матерь Божию. Моряки, плавающие на море, призывайте Деву, чтобы в бурю иметь пристанище. Путники, проходящие сушу, призывайте Деву, чтобы иметь в опасностях помощницу. Земледельцы, возделывающие землю, призывайте Деву, чтобы иметь благословение урожая в трудах своих. Юноши, учащиеся в школах, призывайте Деву, чтобы иметь свет познания в своем учении. Духовные и миряне, мужи и жены, призывайте Деву во всех нуждах, телесных и душевных, чтобы иметь Покровительницу в этой жизни, Предстательницу в час смертный и Ходатаицу в день суда. Христиане, от малого до великого служащие и поклоняющиеся имени Иисуса, чтите и благоговейте и к имени Девы Марии, Матери Иисуса и нашей. «Иисус» и «Мария» да будут написаны в ваших сердцах: «Иисус» и «Мария» да не сходят с уст ваших; «Иисус» и «Мария» пусть будуг началом и концом ваших молитв. Имена Иисуса и Марии да будут первыми словами в раннее утро и последними вечером; с ними закрывайте глаза ваши ко сну; с ними входите и выходите из церкви; с ними начинайте и кончайте всякое ваше дело, чтобы вам удостоится в час последнего издыхания иметь с одной стороны Иисуса, а с другой – Марию, и вместе с Иисусом и Марией спрославится в небесном царстве. Аминь188.

* * *

188

См. проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Изд. Св.– Троицкой Серг. Лавры 1902 г., стр. 342–349.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle