Слово на Вознесение Господне, в четверг 6 недели по Пасхе

Источник

Прииди ныне духом, священный пророче Захарие; дай начаток нашему слову от твоих прорицаний о вознесении на небеса Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо ты не в притче, а ясно показал нам это, говоря: и изыдет Господь и ополчится и все святые Его с Ним, в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах.14:3–4). Желаем и прочее уведать от тебя, а о брани бывшей на общего врага диавола мы знаем от Исаии, видевшего серафимов (Ис.63:3, 8). Сам Господь наш Иисус Христос один ополчился на все бесовские силы и ниспроверг власти тьмы; «попрал Я их, – сказано, – в ярости Моей и испепелил их в гневе Моем и все ризы Мои окровавил, победил их, и снишел туда, где сокрыты пленники Мои и всех избавил крепкою мышцею Моею, и сказал: не люди ли это Мои и чада Мои?». Все это сказано о страдании Господнем и о сошествии Его во ад. Там Он победил крестом темные силы и извел всероднаго Адама со всеми племенами и народами. Людьми называет Господь всех язычников, за грехи свои сведенных во ад, а чадами – называет тех, которые скончались, будучи под законом. Над всеми воцарился грех и властвовал чрез смерть от Адама даже до Христа; и изведши из сей жизни посадил людей в преисподних ада, окованных нищетою и железом: беззаконий бо ради своих смиришася (Пс.106:10–17). Но Христос, сокрушив врата ада, избавил их от бед, расторг их узы, извел их из тьмы и сени смертной и в течение сорока дней разделил свою радостную добычу: радуйтеся со Мною, – сказал Он, – яко обретох погибшую драхму, то есть души всех человеков, всех племен и народов. И ввел Господь избавленныя души в разные места своих обителей, иных в рай с разбойником, иных с Адамом в Едем сладости, иных с Авраамом в пребывание в вечной жизни, а души всех язычников поселил во свете Своем на водах упокоения (Пс.22:2). Ибо за всех, чрез прелесть змия падших телом, и сам Иисус в том же теле пострадал, и воздаст каждому по делам в последний день, когда придет судить всему миру. Так и сказано было ангелами апостолам на горе Елеонской. «Мужие Галилейстии, – сказали ангелы, – что стоите зряще на небо?» (Деян.1:11). Он опять придет в славе своего Божества судить всему миру и воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27). А святых пророков и преподобных праведников Христос возводит с Собою на небеса во святый град, и о восшествии их скажем от боговдохновенных книг. Ибо мы не сами творцы слова, но последуем словам пророков и апостолов, которые свидетельствовали о Боге живом, как им Дух Святый повелевал записывать – верующим на спасение, а неверующим, на погибель. Пойдем и мы ныне, братие, мыслию нашею на гору Елеонскую и мысленно посмотрим на совершившиеся там преславные события. На ту гору пришел ныне сам Господь Бог наш и там собрались чины всех святых: соборы праотцев, множество патриархов, полки пророческие, лики апостольские и толпы верных с семидесятью учениками Христовыми, все те, о коих сказал Павел: явился Христос более, чем пятистам братий (1Кор.15:6). Павел разумеет бывших на горе Елеонской, пред которыми вознесся Господь; а о тех, которых Христос возвел на небеса в горний Иерусалим, послушай слова Матфея: многа телеса почивших святых восташа и... по воскресении внидоша во святый град (Мф.27:52–53), то есть в небесный Сион. Самовидцем их был Павел, когда восхищен был до третьего небесе. Но, оставив их, побеседуем о вознесении Христовом и о том, что было на горе Елеонской.

Там ныне ангельские силы и архангельские воинства: одни на крыльях ветра приносят облака для взятия от земли Христа Бога нашего, другие готовят херувимский престол. Бог Отец ждет Того, Которого от века имел в лоне Своем; Дух же Святый повелевает всем ангелам: возмите врата небесная, да внидет Царь славы. Небеса веселятся, украшая свои светила, да удостоятся они благословения от своего Творца, возносимого с плотию на облаках сквозь небесные врата; земля радуется, видя на себе Бога, явственно ходящего, и вся тварь красуется, будучи просвещаема от горы Елеонской, где собрались ангелы вместе с апостолами, по повелению Бога Отца; ожидая Сыновнего пришествия. Посему сей праздник для нас досточтеннее других, и гора сия святее Синайской горы. На Синайскую гору Бог невидимо сходил, а на Елеонской открыто явился: на Синае – всех приводил в страх, ибо гора вся горела огнем, а молния и гром убивали приступающих к горе, Бог же беседовал с одним только Моисеем; а на Елеонскую гору Христос взошел с тьмами святых, и всех утешает, всех освящает. Посему светится Елеон как солнце, имея на себе вместе с Христом лики святых, и вместо Синайских громов и молний слышатся пророческие гласы, радостно ликовствующие и возглашающие: вознесися силою Твоею, Боже, поем, воспоем силы Твоя. Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Богу вся земля, пойте же имени Его (Пс.65:1–2). Патриархи начинают песнь: се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными. Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, по всей земли слава Твоя (Пс.56:6). Праведницы велегласно вопиют: вознесися, Судяй земли (Пс.93:2), да и мы в свете лица Твоего пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песненные гласы, взывает: вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс.46:2, 6). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести, или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести? Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всех небес (Рим.10:6–7; Еф.4:10). Тут же была и языческая Церковь, уневестившаяся Христу; видя Его, ныне возносимого на небеса, она скорбит и, стеная от сердца, вопиет вместе с Соломоном: уязвлена есмь аз любовию (Песн.2:5) Твоею, Женише небесный, не подвинулась я в след Тебя и не взлюбила дней покоя. И, как бы провожая любимого, вопиет: да лобжет мя от лобзаний уст своих! (Песн.1:1). Вместе с нею и лик апостолов, смотря на своего учителя и Господа, как чада церковные, жалостно говорили: Владыко! не оставь сирыми нас, которых возлюбил по своему милостивому произволению, но пошли, как обещал нам, Твоего Пресвятаго Духа. И отвечал им Иисус, милостиво утешая их: «седите во Иерусалиме (Лк.24:49), ибо Я восхожду ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вам, как обещал иного Утешителя, Духа Моего и Отча». И воздвиг руки, благословил их. И, сказав это, возносился на небо, и они поклонились Ему, и светлый облак подъял Его от очей их: взыде, сказано, на херувимы и лете на крилу ветреню (Пс.17:11). Имел с Собою Господь и души человеческие, которые вознес на небеса в дар Своему Отцу и поселил в горнем граде. Разумей об этом из слов Иеремии: те души, которые враг низвел в преисподнюю, Господь возвел на небеса, говоря: возстаните, взыдите в вышний Сион (Иер.31:6), то есть в небесный Иерусалим. Впереди шествовали ангельския силы со страхом и радостию, желая отверсть врата небесные, но вратари небесные возбраняли им, говоря: это врата небесные; нам Господь повелел соблюдать, чтобы никто из земнородных сюда не приходил, а ныне мы дивимся, видя человека, сидящего на херувимском престоле, и прежде серафим пытающегося пройти сии врата. Ангелы же поведали силу и сан Сына Божия, облеченного в человеческое тело, и убеждали вратарей не противиться воле Бога, все мудростию творящего. Сын Божий, – сказали они, – сошел на землю, и никому это было неизвестно, и вот ныне Он восходит, нося образ раба. А вратари отвечали: не послушаемся, доколе не услышим слово Божие. Тогда возгласил Христос: «отверзите Мне врата правды, и вошед в них возвещу Отцу Моему, что Я на земле совершил и пострадал». И узнав глас Господень все силы небесные пали и поклонились, говоря: мы не видели, Владыко, Твоего схождения с небес, но все покланяемся Тебе, восходящему во славе. И Дух Святый, изшел на сретение, вводит равного Себе Сына Божия и, чествуя Его, говорит: и да поклонятся Ему вси ангели Божии. Сам же Бог Отец возгласил грядущему в плоти: Сын Мой еси Ты; седи одесную Мене; се престол Твой, Боже, в век века; Твоя суть небеса и Твоя есть земля (Пс.2:7, 109:1, 44:7, 88:12) и пределы ея Ты основал. И посадив Сына на престол, Отец венчал Его своею десницею при пении серафимов: положил еси на главе Его венец от камене честна, славою и честию венчал еси Его, славу и велелепоту возложил еси на Него (Пс.20:4, 8:6). И в завершение помазует Его помазанием Божиего существа, как свидетельствует Давид: сего ради помаза Тя, Боже; Бог твой елеем радости паче причастник Твоих. Поистине праздник сей исполнен радости и веселия; радость на небесах, ибо Христос вознесся ко Отцу, – и радость на земле, ибо вся тварь обновилась от истления.

Потому и мы, братие, приидите – возрадуемся Господу, вознесшемуся на небеса; поклонимся седящему одесную Отца, помолимся приявшему всякую власть на Небеси и на земли, принесем в дар веру царствующему со Отцем, не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию благодать. Ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святаго Духа, души св. пророков вводит в небесное царство, угодникам своим разделяет обители горнего града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, страстотерпцам посылает благодать чудес, святителям дает душеполезные прошения, отпущает грешникам прегрешения, милует всех творящих волю Его и хранящих заповеди Его, благоверным князьям нашим посылает здравие душевное и телесное и одоление на враги, утверждает церкви, обогащает церковников, досточтимыми творит служащих Ему иереев и диаконов, освящает монастыри, прославляет игуменов, укрепляет в терпении монахов; благословляет всех христиан: малых и великих, нищих и богатых, рабов и свободных, старцев и юношей, замужних и девиц, матерей и младенцев, сирот и вдовиц.

Приидем и мы, братие, во св. церковь; возвеличим Христа Бога нашего, давшего нам жизнь и обещавшего после нее Царство Небесное; вознесем имя Его вкупе, да ниспошлет и нам своего Пресвятаго Духа: ибо мы Его рабы и Ему славу, честь и поклонение возсылаем со Отцем и Пресвятым, благим и животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Источник: Памятники Российской словесности XII века. Творения Кирилла, епископа Туровского / К. Калайдович. Москва: Типография С. Селивановского, 1821 г. - 304 с. / Слово на Вознесение Господне, в четверг 6 недели по Пасхе. 65-73 с.

Комментарии для сайта Cackle