Источник

Слово на Светоносное и Святое Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Святого Григория, епископа Нисского

Благословен Бог! Прославим ныне Единородного Сына Божия, из темных недр земли исшедшего и светоносными лучами всю вселенную озарившего. Прославим ныне воскресение Победителя, восприявшего на Себя грехи наши. Прославим ныне Бога Слово, посрамившего премудрость мира, утвердившего предречение пророков, скрепившего союз апостолов, распростершего всюду благодать Св. Духа.

Вот мы, некогда чуждые ведения Божия, познали Бога. Исполнилось написанное: помянутся, и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык (Пс. 21:28). Что помянутся? Древнее падение и новое восстание, – прежнее преступление и настоящее исправление, – смерть Евы и рождение Девы, – отпущение грехов, предречение пророков, проповедь апостолов, возрождение в купели, вселение в рай, вход в небеса Творца, воскресшего, отложившего бесчестие и Своим Божественным всемогуществом переменившего тление в нетление. Какое же бесчестие отложил Господь? То, о котором сказал Исаия пророк: и видихом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих (Ис. 53:2–3). Когда вид Его (Господа) был безчестен? тогда, когда (Господь) обращался среди беззаконных иудеев и называем был от них и «Самарянином», и «имеющим беса» (Ин. 8: 48;10:20); когда Иуда искариотский и сыны тьмы взяли Необъятного, чтобы умертвить Его. Когда (вид Его) был безчестен? тогда, когда Его – воплощенную кротость ударяли в ланиту, и когда Его – Судию клятв с клятвой вопрошали; когда Судию осуждали и над имеющим судить мир произносили приговор; когда слуга вопрошал, а Господь молчал, – свет безмолвствовал, а тьма неистово восклицала, – творение наносило дерзости, а Творец терпел (поругания). Когда (вид Его) был безчестен? когда тельцы возносили рога, а Юнец кротко предстоял, – когда лев рыкал, и тельцы вопили, как написано: обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. (Пс. 21:13–14). Когда был безчестен? тогда, когда волки расхищали, а Агнец не противился; когда разбойнику просили жизни, а Жизнь мира была влекома на смерть; когда возглашали тот гибельный вопль: возьми, возьми, распни Его! Кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27:25; Ин. 19:15). (И не без причины вопияли так: возьми, возьми, распни Его: пoелику тяжко, несносно было для них пришествие Бога во плоти; для грешников обыкновенно ненавистна встреча с праведниками). Когда (вид Господа) был безчестен? тогда, когда Его (Спасителя) бичевали и святое тело Его мучили, а Он беспрекословно сносил страдания, дабы уврачевать древние язвы наших грехов; когда на рамена Его возложили древо крестное – сие знамя победы над диаволом; когда венец терновый возложили на Того, Кто венчает уповающих на Него; когда в багряницу облекли Его, дающего нетление (тем, кои возрождаются водою и Духом Святым); когда Господа жизни и смерти пригвоздили к древу. Когда был безчестен? тогда, когда воины глумились над Владыкою небесных воинств, – когда, вонзив на трость губу и омочив оцтом, напояли Его, и желчь давали Ему, одождившему манну, – когда расселись камни и раздралась завеса храма, пораженные дерзостью беззаконников, – когда солнце померкло и повилось тьмою, как бы одеждою, оплакивая отпадение иудеев. Когда был безчестен? когда Жизнь была повешена среди разбойников, из коих один хулил и злословил, а другой покаянием восхищал рай; когда тело Господа было предано погребению; когда воины стерегли, и земля сокрыла Его – повесившего землю на водах; когда апостолы разбежались, немогши вынести бремени искушений.

Но примечай, возлюбленный, чудеса Божии и (после страдания) радостные события! Бесчестный покрывается славою, Радость мира восстает нетленным с телом. Тогда земля страдала болезнями рождения, и смерть извергла Жизнь всех: ибо невозможно было, чтобы смерть удержала Того, Кто держит всяческие словом.

Итак, будем праздновать тридневное воскресение – вину жизни вечной: ибо, как Мария Богородица, девственно и не искусобрачно, хотением Божьим и благодатью Духа (Святого), родила Творца веков, сущего от Бога, Бога – Слово: так и земля повелением Божьим, из недр своих, разрешив болезни смерти, извела Владыку иудеев, потому что не могла удержать тело, соделавшееся сосудом бессмертия. Вот почему Пророк (Божий), созерцая восстановление благообразия, разрушение смерти, освобождение бывших некогда рабами, взывает и восклицает: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92:1). В какую лепоту облечеся? В нетление, бессмертие, союз апостолов, венец Церкви. Уже Иуда не предаст, уже Каиафа не угрозит, уже Пилат не осудит, и израильтяне не удержат Его в своей власти: ибо тленное соделалось нетленным, и Тот, Кто почитался ими за простого человека, явился Богом истинным. Посему и мы восклицаем: где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа (1Кор. 15:55)? Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася (Пс. 92:1). Силою называется строительство спасения нашего чрез воплощение: пoелику нет ничего сильнее его. Бестелесный чрез тело низложил демонов, через крест овладел сопротивными силами. Так как прежде грех потрясал землю, то Господь наш Иисус Христос, воскресши, как предсказано, утвердил ее древом крестным, чтобы она не могла уже низвергнуться в бездну погибели, ни колебаться бурями прелести. Свидетелем в сем приводим блаженного (апостола) Павла, который ясно говорит: подобает тленному сему облещися в нетление (1Кор. 15:53). Поэтому и (св.) Псалмопевец говорит: готов престол Твой оттоле: от века Ты еси (Пс. 92:2), и еще: царство Твое царство всех веков (Пс. 144:13), и опять: Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози (Пс. 96:1). Ему подобает слава и держава. Аминь11.

* * *

11

Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. XLVI, col. 683–690, сравн. Воскресн. Чтен. XXI (1857–1858) г., 1–3 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle