протоиерей Петр Смирнов

Слово на Святую Пасху. Святого Амвросия, епископа Медиоланского12

(Мк. 16:1–7).

Братие! Святые жены (Мироносицы), пришедши ко гробу (Христову) с ароматами, да помажут Ииcyca (Мк. 16:1), увидали там Ангела, – ибо св. Евангелист говорит так: и вшедша во гроб, видиша юношу сидяща в десных... Он же глагола им: Ииcyca ищете Назарянина распятого: воста, несть зде... Но идите, рцыте учеником Его, яко варяет вы в Галилеи: тамо Его видите (Мк. 16:5–7). А что этот юноша был ангел, о том засвидетельствовал другой Евангелист: Ангел бо Господень сшед с небес, приступл отвали камень от двери гроба, и сидяше на нем (Мф. 28:2). Мария же Магдалина, пламеннее других любившая Господа Иисуса и не отходившая от гроба, прежде всех, у самого гроба удостоилась увидеть воскресшего Господа и пред самими апостолами быть благовестницею несказанной радости о воскресении Его. Мария же стояше у гроба вне плачущи..., – замечает св. Евангелист Иоанн: и виде Иисуса, – и далее: Прииде же Мария Магдалина поведающи учеником, яко виде Господа (20:11,14,18). Отсюда мы, братие, прежде всего, научаемся тому, что ищущие Господа должны искать Его – каждый с ароматами добрых дел своих (составляющих пред Ним воню благоухания), коими благоугождается Господь. Есть люди, которые, по–видимому, ищут Господа; но так как они любят проводить время в праздности, ведущей незаметно и неизбежно к порокам, (почему и бывают чужды добродетелей, окружаясь зловонием дел студных и богомерзких): то и не удостаиваются обрести Его, – а если и обретают, то не могут видеть Его.

Далее, благочестивые жены (Мироносицы) искали во гробе телесе Господа Ииcyca, да помажут. Чего же и мы с вами, возлюбленные, ищем в Церкви Божией, как не Иисуса, т. е. Христа Спасителя?.. Но если желаете обрести Его, поспешайте, подобно тем женам, зело рано, и, возсиявшу солнцу, – ищите, да обрящете: дела тьмы пусть не омрачают вас, ибо омраченные ими не видят света и не разумеют Христа, Иже есть Свет миру (Ин. 8:12), ненавидят света и не приходят к свету, да не обличатся дела их, яко лукава суть (Ин. 3:20). Возлюбим же, братие, паче свет, нежели тьму, и преукрасимся делами благочестия, на все полезнаго (1Тим. 4:8), творяще истину и грядуще к свету, да явятся дела наши, яко о Бозе суть соделана (Ин. 3:21).

Мария Магдалина обрела Того, Кого искала, потому что не отходила от гроба. Мария же стояше у гроба плачущи, – обрела по своему неотступному, слезному, пламеневшему любовью терпению: претерпевый бо до конца, по словам Спасителя, той спасен будет (Мф. 10:22). Посему нам не только надлежит удаляться от дел греховных, нисколько не приобщаясь пагубной язве оных, но и постоянно пребывать в добрых подвигах христианских, подвизаясь на сем душеспасительном поприще до конца жизни, – если мы хотим узреть Господа славы и с Ним внити в царство славы.

Празднуя днесь Священную Пасху воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, явившегося по воскресении Своем прежде всех Марии Магдалине, а потом и прочим с нею женам, и всем апостолам, являвшегося и потом, и ныне являющегося многим верующим, – познаем, наконец, братие, что́ значит самая «Пасха», чтобы и нам после всеобщего воскресения узреть (Господа) Христа и воспользоваться истинными плодами воскресения Спасителя. Слово: пасха означает «прехождение». Сей праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви назван так – в воспоминание исхода сынов израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез воскресенье из мертвых, прешел от мира сего ко Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражьей и даровав нам область чадом Божьим быти (Ин. 1:12). Но что пользы от празднования Пасхи тем, кои празднуют ее только наружно, а не последуют внутреннему значению ее (Пасхи), т. е., не исходят из боготворимого ими Египта и не преходят от дел тьмы к делам света, да всыновление восприимут (Гал. 4:5), – чтобы, таким образом, возвратиться из страны своего пришельствия в отечество небесное? Что пользы таковым, если они и участвуют в радостях Агнца пасхального, но все их радости только и вращаются около мяс египетских, – если они ни умом, ни сердцем не возвышаются далее трапезы предлагаемых им яств и питий, – если они предаются одним только чувственным удовольствиям ни мало не помышляя о своем прехождении на лучшее? Что пользы им от сего? Они достойны всякого сожаления, и Церковь молится за них, да вразумит и наставит их на путь правый Сам Господь Иисус Христос – наша вечная Пасха.

Молю же и я вас, братие, да празднуете Пасху достойно ее значения, совершая сообразное прехождение: грешники да празднуют Пасху, преходя от греховной жизни к добродетельной; мнящиися же быти праведники совершенни (Флп. 3:15) да празднуют ее, преходя от праведности своей к большей праведности, от совершенства к совершенству, – так чтобы никто из вас не оставался без прехождения на лучшее и от лучшего еще и еще к лучшему, задняя забывая, в предняя же простираяся (Флп. 3:13). Празднуя, таким образом, Пасху, мы пребудем истинными христианами, достойно совершающими свою Пасху, – в чем да поможет нам благодатию Своеи Сам Виновник настоящего празднества, Господь наш Иисус Христос, Который живет и царствует в бесконечные веки веков. Аминь13.

* * *

12

Сконч. в 397 г.

13

Ambros. epis. Mediol. Opera. 1751 ann. Wenetiis, Benedict., tom. IV. Append ad. Opera, orat. XXXIV, col. 538–539; ср. Воскреси. Чтен. XVIII (1854–55) г., стр. 13–15.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle