Слово на день Рождества Христова. (О воплощении Бога Слова). Св. Софрония, патриарха Иерусалимского75
Господь Иисус Христос совершил ради нашего спасения все, что только могло споспешествовать и служить ему: ибо, будучи Словом Божиим, по предвечному, от предвечного Отца, рождению, не вселился ли Он ради нас в чистую утробу Матери Девы и не восприял ли в ней и из нее истинной плоти? Восприял же Он сию плоть не как бы уже готовую и дотоле существовавшую, которую Он якобы только соединил с Собою неразрывно, но – плоть, получившую бытие вместе с зачатием, при самом соединении Слова с нею, так что самое составление и сложение ее совпадало и было современно сему соединению. Сию-то плоть, по вселении в нее души разумной, Он соединил со Своей Ипостасью, как учили о сем светильник веры Лев (папа Римский) и премудрейший провозвестник небесного учения Кирилл (патриарх Александрийский).
Итак, Христос, виновник нашего спасения, во всем уподобился нам: имел, то есть, и подобное зачатие (только с тем различием, что оно совершилось без участия мужа), и носим был во чреве Матери Девы, и, по Своему бесприкладному милосердию, явился на свет, подобно всем людям, но в явнейшее доказательство всемогущего Божества Своего. Он сохранил Деву, родившую Его, неистленною, и чрез то явно показал в Ней истинную Богородительницу. И Сама Приснодева, со своей стороны, ясно засвидетельствовала о неизреченном Его Божестве, т. е. сделала известным миру, что Он есть истинный Бог и истинный Сын Божий, единосущный и единоестественный Отцу, хотя те, которые видели Его, считали Его не более, как обыкновенным и подобным им человеком. Впрочем, имея два естества, Он ни в каком случае не причастен какому-либо разделению естеств, но пребывает во веки единым Христом, единым Сыном, непричастным ни изменению, ни смешению, ни разделению.
Сей-то Сын Божий, Царь и Владыка всяческих, богат сый – облекается ныне в нашу нищету, дабы нас убогих обогатить вечными Своими благами: Несотворенный, паче же Творец всяческих – благоизволяет явиться ныне тварью, дабы соделать нас причастниками Божественного естества Своего: Невещественный и Непричастный никакому сложению – соделывается, нас ради, плотью и кровью, дабы облечь в нетление и бессмертие наши бренные и тленные тела; Беспредельный и Неописуемый по Божеству – является в очертании плоти, для того, чтобы открыть нам вход в беспредельное и неизмеримое царство Свое; Святейший и непричастный никакому греху и скверне, или, как говорит Апостол: иже греха не сотвори и не обретеся лесть во устех Его (1Петр. 2:22) – причитает Себя к грешникам и является в подобии плоти греха (Римл. 8:3): ибо Его, неведевшаго греха, Отец Небесный по нас грех сотвори, да упразднится безгрешною плотью Его наше греховное осуждение, и да мы будем правда Божия о Нем (2Кор. 5:21); свободный и по естеству Сын в дому Отца Своего – вменяется ныне с рабами, дабы нас, рабов, соделать свободными чадами Божиими: ибо чрез Него мы получили то право всыновления, по которому именуемся чадами Вышнего.
Вот какое светлое торжество празднуем мы ныне, братия! Впрочем, хотя мы и услаждаемся небесными дарованиями и радуемся, и благочестно торжествуем настоящий праздник: однако нам не дозволено созерцать Вифлеем вблизи, и совершать торжество там, где воссиял истинный свет, где процвела истинная жизнь, где открылся источник различных дарований и благ, просвещающий, оживляющий и насыщающий всех обилием небесных радостей, – где Ангелы и пастыри возглашали оную радостную песнь: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!.. Но как мы можем сохранять верное течение, если не постараемся украсить веру добрыми делами, если не вооружим наших душ легкими крыльями дел милосердия? Искренно обратимся к Богу и взыщем лица Его посредством добрых и богоугодных дел. Сам Господь изрек: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Матф. 7:21); и еще: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15); вы друзи, Мои естe, аще творите, елико Аз заповедаю вам (Ин. 15:14). Благоговейно поработаем Господу, нас ради вочеловечившемуся и отринем от себя деяния ненавистные Ему. Тогда и мы насладимся созерцанием Божественного Вифлеема, и со Ангелами воспоем там оную славную песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь76.
* * *
Сконч. в 638 г.
В сокращении. См. „Воскресное Чтение“, XVI (1852–1853) г., стр. 369–371.